Научная статья на тему 'Манифестация «нового атеизма» в российском публичном пространстве'

Манифестация «нового атеизма» в российском публичном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
342
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Манифестация «нового атеизма» в российском публичном пространстве»

религию, метафизику и науку. Булгаков пришёл к выводу, что философская система Соловьёва даёт современной мысли цельное миросозерцание, в котором приняты во внимание и согласованы и запросы критической философии, и метафизического творчества, и естествознания [1, с. 136].

Громадная работоспособность, обращённость к современности, профетический дар Владимира Сергеевича - вот три характеристики, которые, по мнению А.А. Ермичёва, определяют личный гений В.С. Соловьёва, делают мыслителя востребованным [3, с. 272]. К творчеству философа, глубоко верившего в возможность раскрытия божественного в человеке и человечестве, в высокое назначение человека, обращаются и сегодня ищущие разрешения задачи нравственной организации человечества.

Список литературы

1. Булгаков С.Н. Что даёт современному сознанию философия.

2. Владимира В.С. Соловьёва // Вопр. философии и психологии. - 1903. - № 67.

3. Грот Н.Я. О задачах журнала // Вопр. философии и психологии. - 1889. -

№ 1.

4. Ермичёв А.А. В. С. Соловьёв и русская философия // Материалы междунар. конф. 14-15 февр. 2003 г. Сер. Symposium. Вып. 32. - СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2003.

5. Лопатин Л.М. Философское миросозерцание В.С. Соловьёва // Вопр. философии и психологии. - 1901. - № 56.

6. Рачинский Г. А. Взгляд В. С. Соловьёва на красоту // Вопр. философии и психологии. - 1901. - № 56.

7. Трубецкой С.Н. Основное начало учения В. Соловьёва // Вопр. философии и психологии. - 1901. - № 56.

Е. Г. Стрельцов

Манифестация «нового атеизма» в российском публичном пространстве

В середине 2000-х гг. в странах Запада, преимущественно в США, группа учёных и публицистов, выдвигающих идеи о негативном влиянии религии, получила название «новые атеисты». В 2004 г. вышла первая книга американского публициста Сэма Харриса «Конец веры: Религия, террор и будущее разума» (Sam Harris «The End of Faith: Religion, Terror, and the Future of Reason»), написанная под влиянием трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, в которой автор подверг резкой критике религиозную веру. Через два года вышли другие бестселлеры: книга английского биолога Ричарда Доккинза «Заблуждение Богом» (Richard Dawkins «The God Delusion», в русском переводе «Бог как иллюзия»), американского философа Дэниэла Деннита «Разрушение заклятия. Ре-

лигия как природное явление» (Daniel Dennett «Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon»), затем в 2007 г. книга американского журналиста Кристофера Хитченса «Бог - не велик: Как религия всё отравляет» (Christopher Hitchens «God Is Not Great: How Religion poisons everything»). В развернувшейся после выхода этих работ общественной дискуссии вышеперечисленных авторов назвали «четырьмя всадниками нового атеизма».

К основным положениям «нового атеизма» можно отнести тезисы о том, что любые процессы в материальном мире можно объяснить с помощью науки, а существование Бога опровергается современными научными методами. Таким образом, представителей описываемого феномена можно причислить к идейной позиции сциентизма. Религия рассматривается как крайне негативное явление общественной жизни, с которым следует бороться. В трудах часто подчёркивается противоположность науки и религии. Своих приверженцев эта идеология имеет и в современной России.

Целью данной статьи - рассмотрение феномена «нового атеизма» на отечественном материале: воззрения российских представителей «нового атеизма» в публичном пространстве и реакция на них членов религиозных организаций, а также других общественных деятелей и публицистов.

Публикации и медиапродукты российских атеистов являются основным источником в изучении описываемого феномена. В российском ме-диапространстве1 существует большое количество порталов, групп в социальных сетях и каналов на видеохостинге, в которых продвигаются идеи «новых атеистов»2.

Одним из известных российских популяризаторов свободомыслия, атеистических и антирелигиозных идей является публицист, журналист

о

Александр Невзоров. На своём канале видеохостинга «Youtube»3 (интернет-программа «Уроки атеизма») он подвергает резкой критике религиозную веру и деятельность религиозных организаций. Как общественный деятель даёт множество интервью различным телевизионным и радиоканалам, а также имеет серию книг и статей, в которых продвигает в том числе и идеи «новых атеистов». Рядом научных деятелей А. Невзоров подвергся довольно широкой критике [7].

1

' На примере российского сегмента сети Интернет и русскоязычных Интернет-ресурсов.

2 По обзору сайтов: http://zdravomyslie.info, http://www.ateizm.ru, http://www.atheism.ru, http://scepsis.net, http://www.dynastyfdn.com, http://nevzorov.tv, http://www.humanism.ru, http://transhuman.ru, http://rascerkovlenie.ru, а также групп в социальных сетях http://vk.com, https://facebook.com и каналов на видеохостинге https://youtube.com (дата обращения: 24.02.2016).

3 Видеохостинг доступен по Интернет-адресу: https://www.youtube.com/user/ NevzorovTV (дата обращения: 01.03.2016).

134

Большую роль в продвижении идей секуляризма и популяризации «нового атеизма» играет Общественный фонд «Здравомыслие»1. Эта организация проводит конференции по проблемам свободы совести и свободомыслия, организует митинги и протестные акции в защиту прав граждан, занимается другими видами деятельности. При поддержке фонда были изданы печатные издания и видеоматериалы2 антиклерикального, антирелигиозного и научно-популярного характера.

Среди российских учёных, публицистов и общественных деятелей, заявляющих о своей приверженности атеистическим воззрениям, нет единой позиции к воззрениям «новых атеистов». Ряд публицистов с марксистскими, левыми политическими взглядами акцентируют внимание на отсутствии в идеях «нового атеизма» социально-экономического аспекта религии [6]. Они подчёркивают, что «новый атеизм» является феноменом западного свободомыслия, базирующийся на отличных от российских реалиях. В целом они отмечают положительное влияние трудов «новых атеистов» по популяризации науки, продвижении антиклерикальных идей и развитию свободомыслия в России.

Концепции «нового атеизма» и его критический анализ широко представлены в православном сегменте российской публицистики и ме-диапространства. Ряд авторов, позиционирующих себя как приверженцы и защитники христианской религии, с частой периодичностью публикуют статьи и аудиовидеоматериалы о рассматриваемом феномене. Критика идей «новых атеистов» и их последователей также осуществляется в рамках переводов интервью, статей и книг западных протестантских и католических теологов и философов, таких как Алвин Плантинга (АМп Р1апйпда), Алистер МакГрат (А^ег Мсвга^) и др.

Известным исследователем, а также критиком «нового атеизма» среди православных публицистов является Сергей Худиев. Он подробно разбирает основные труды Р. Доккинза, К. Хитчеса и других авторов, подчёркивая незначительное различие идей «новых атеистов» от классических представителей свободомыслия. Как и другие «современные христианские апологеты», Сергей Худиев указывает на повсеместную саркастическую манеру подачи информации, которая обусловлена также и научно-популярным стилем изложения. «Новый атеизм» во многом характеризуется своим грубым, язвительным, взвинченным тоном» [5]. Многие христианские авторы указывают на то, что «новые атеисты» являются больше популяризаторами науки и своих идей, нежели академическими учёными. «Старые атеисты» были куда более сильными мыслителями» [3] - обращается Алвин Плантинга в своём интервью «Русскому журналу».

1 Ресурс доступен по Интернет-адресу: http://zdravomyslie.info (дата обращения: 01.03.2016).

2 Одним из популярных антиклерикальных фильмов является «Православие в законе» (2014). Данный видеоматериал доступен по Интернет-адресу: http://orthodoxlaw.info (дата обращения: 01.03.2016).

135

Некоторые авторы, ссылаясь на советский опыт и труды отечественных атеистов, сомневаются в наличии каких-либо принципиально новых идей у представителей «нового атеизма». Указывается, что описываемый в данной статье феномен является исключительно западным, сформировавшимся после трагических американских событий 11 сентября 2001 г. и внутриполитической ситуации в США, характеризующейся усилением позиций христианских фундаменталистов в ряде правительственных структур и Республиканской партии. «В «новом атеизме» ново только то, что в 2000-е книги, выдержанные по отношению к религии в агрессивном и ироничном тоне, завоевали столь большую популярность» [4]. Также христианские публицисты ставят под сомнение миролюбивые аргументы атеизма, указывая на трагические антицерковные события в советской истории.

В иудейском и исламском сегменте российского медиапространства поднимаются вопросы диалога науки и религии, полемики с атеистическими идеями в их классической форме, но чаще всего феномен атеизма освещается на примере взаимодействия религиозных общин в советский период российской истории. Подробное описание и отражение концепций «нового атеизма» в данных сегментах медиапространства практически отсутствуют1. Российские мусульманские публицисты указывают на «антиисламскую риторику» трудов «новых атеистов» [1; 2].

В политической плоскости современного российского общества антиклерикальные настроения больше всего проявляются в среде либеральной общественности, которая указывает на возобновление относительно широкого влияния Русской православной церкви на государственные структуры и политический процесс. Отстаивание идей свободомыслия, свободы совести и вероисповедания приводит к нарастанию антиклерикализма, который в свою очередь базируется и на идеях «новых атеистов». В либеральной части российского медиапро-странства2 часто можно встретить ссылки на труды «четырех всадников нового атеизма» и их последователей, касающихся влияния религии на политические процессы.

Подводя итоги, отметим, что описываемый в статье феномен довольно широко освещён в российском публичном пространстве, хотя зачастую идеи «новых атеистов» смешиваются с традиционными положениями российского свободомыслия и представлениями сциентизма. Методы полемики и аргументации «новых атеистов» нашли отражение в продвижении идей секуляризма в современной России.

1 Составлено по обзору сайтов: http://islam.ru, http://www.muslim.ru, http://www.ansar.ru, http://www.islamnews.ru, http://islamcivil.ru, http://zaharia.ru, http://toldot.ru, http://www.jeps.ru (дата обращения: 24.02.2016).

2 По обзору интернет-ресурсов: http://russiaforall.ru, http://dynastyfdn.com, http://polit.ru, http://zaprava.ru, http://open-lib.ru, http://novayagazeta.ru, групп в социальных сетях http://vk.com, https://facebook.com и каналов на видеохостинге https://youtube.com (дата обращения: 01.03.2016).

136

Список литературы

1. Идеологи мирового атеизма перешли к антиисламскому популизму. Статья информационно-аналитического канала «Ансар^» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ansar.ru/sobcor/ideologi-mirovogo-ateizma-pereshli-k-antiislamskomu-populizmu (дата обращения: 20.02.2016).

2. Каримова М. Зачем Европа «убила» Бога? [Электронный ресурс]. - URL: http://islamcivil.ru/zachem-evropa-ubila-boga/ (дата обращения: 01.03.20l6).

3. Против «нового атеизма». Религия в пределах только разума. Интервью Дмитрия Узланера с Алвином Плантинга. Русский журнал. [Электронный ресурс]. -URL: http://russ.ru/pole/Protiv-novogo-ateizma (дата обращения: 24.02.2016).

4. Храмов А. Что нового в «новом атеизме». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russ.ru/layout/set/print//Mirovaya-povestka/CHto-novogo-v-novom-ateizme (дата обращения: 24.02.2016).

5. Худиев С. «Новые атеисты». Интернет-версия статьи журнала «Фома». [Электронный ресурс]. - URL: http://radonezh.ru/monitoring/novye-ateisty-sergey-khudiev-foma-20740.html (дата обращения: 20.02.2016).

6. Чинков С. Критика нового атеизма. Электронный журнал «Рабкор». [Электронный ресурс]. - URL: http://rabkor.ru/columns/debates/2015/07/07/the-critics-of-new-atheism (дата обращения: 24.02.2016).

7. 60 ошибок Александра Невзорова: невежество и надуманность аргументов простительны? [Электронный ресурс]. - URL: http://antropogenez.ru/review/745 (дата обращения: 01.03.2016).

Интернет-ресурсы

Сайты

1. www.ansar.ru

2. www.ateizm.ru

3. www.atheism.ru

4. www.dynastyfdn.com

5. www.dynastyfdn.com

6. www.facebook.com

7. www.humanism.ru

8. www.islam.ru

9. www.islamcivil.ru

10. www.islamnews.ru

11. www.jeps.ru

12. www.muslim.ru

13. www.nevzorov.tv

14. www.novayagazeta.ru,

15. www.open-lib.ru

16. www.orthodoxlaw.info

17. www.polit.ru

18. www.rascerkovlenie.ru

19. www.russiaforall.ru

20. www.scepsis.net

21. www.toldot.ru

22. www.transhuman.ru

23. www.vk.com

24. www.youtube.com

25. www.youtube.com/user/NevzorovTV

26. www.zaharia.ru

27. www.zaprava.ru

28. www.zdravomyslie.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.