Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ'

ТВОРЧЕСТВО С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
461
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
С.М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ / ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ В РОССИИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ / РОССИЙСКАЯ ФОТОЛЕТОПИСЬ / ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ФОТОГРАФИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / SERGEY PROKUDIN-GORSKY / COLOR PHOTOS IN RUSSIA / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA / RUSSIAN PHOTO CHRONICLE / PHOTO EXPEDITION / PHOTO AS A HISTORICAL SOURCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наумова Екатерина Алексеевна

Статья посвящена исследованию творческого пути прославленного фотографа, ученого-химика и изобретателя С.М. Прокудина-Горского, в частности технологии создания цветных изображений и фотоэкспедиций по России. Автор также размышляет о сохранении и осмыслении обширного наследия Прокудина-Горского в наши дни, анализируя открытый исследовательский проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERGEY PROKUDIN-GORSKY' ART AS A REFLECTION OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

The paper studies Sergey Prokudin-Gorsky's Legacy. He was a famous photographer, chemist researcher, inventor (e.g. coLor image creation technoLogy) and initiator of photo expeditions in Russia. The author contemplates upon the preservation and understanding of the great artist's works by analyzing the research project «Sergey Prokudin-Gorsky's Legacy».

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ»

Victoria Volodina,

a forth-year undergraduate student, Cultural Studies Department,

Institute of Humanities and Social Edication, the Moscow Pedagogical State University

(Moscow), volodina.vika95@mail.ru

Rostov finift and Usolye painted enamels: history of folk crafts

From the 18th century up until now, Rostov the Great has been a center of enamel arts in Russia. The paper traces the key milestones in the development of Rostov finift and Usolye painted enamels, highlights features of these folk arts and crafts as a phenomenon of historic and cultural heritage of the Russian Federation.

Keywords: folk arts and crafts, decorative and applied arts of Russia, Rostov the Great, Velikiy Ustyug, Solvychegodsk, Vologda, painted enamels, cultural heritage of Russia, Rostov finift, Usolye enamels, cloisonné enamel, filigree, Rostov enamel craftsmen, Russian Baroque, contemporary finift

Екатерина Наумова

Творчество С.М. Прокудина-Горского как отражение образа дореволюционной России

Статья посвящена исследованию творческого пути прославленного фотографа, ученого-химика и изобретателя С.М. Прокудина-Горского, в частности технологии создания цветных изображений и фотоэкспедиций по России. Автор также размышляет о сохранении и осмыслении обширного наследия Прокудина-Горского в наши дни, анализируя открытый исследовательский проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского».

Ключевые слова: С.М. Прокудин-Горский, цветная фотография в России, историко-культурное наследие России, российская фотолетопись, фотографическая экспедиция, фотография как исторический источник

Творческий путь и наследие фотографа и изобретателя. Технология создания цветных фотоизображений

Обращаясь к изучению творческого пути и наследия Сергея Михайловича Прокудина-Горского, нельзя упустить из вида его изобретения, в корне изменившие принципы создания фотоизображений. Сергей Михайлович

Наумова

Екатерина Алексеевна,

студентка III курса кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, dear. kate3@yandex.ru

Прокудин-Горский - пионер цветной фотографии в России, наследие которого составляет более 2000 цветных негативов. Работы мастера представляют огромную художественную и документально-историческую ценность, поскольку отражают образ страны до революции, демонстрируют этнографическую политру Российской империи, памятники архитектуры и искусства, а также географические условия, образы городов и сел, природных памятников.

Сергей Михайлович был не только фотографом, но и химиком (вероятно, учеником Д.И. Менделеева), изобретателем, издателем, педагогом и общественным деятелем, членом Императорского Русского географического, Императорского Русского технического (ИРТО) и Русского фотографического обществ.

Родился Сергей Михайлович 18(30) августа 1863 г. в родовом имении Про-кудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии [2, с 6]. Принадлежит к одному из старейших дворянских родов России - Прокудиных-Горских, который предположительно был основан татарским князем Мурзой Мусой, выехавшим из Золотой орды со своими сыновьями. После крещения Мурза Муса получил имя Петр. После участия в 1380 г. в сражении на Куликовом поле

С,' и

I"

== == Дмитрий Донской, оценив храбрость воина, отдал ему в жены княжну династии Рюриковичей Марию, и наде° § лил «вотчиной, Гора называемой» [4]. Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой. 2 | Таково происхождение родового имени. а а О детстве Сергея известно немногое. 20 августа

(1 сентября) 1863 г. он был крещен в ближайшей к имению церкви Архангела Михаила Архангельского погоста. Начальное образование, скорее всего, было домашним. Затем до 1886 г. Сергей учился в Александровском лицее Санкт-Петербурга, однако весь курс не окончил. После оставления лицея с октября 1886 по ноябрь 1888 г. прослушал курс лекций на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. В сентябре 1888 г. становится слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не окончил. Прокудин-Горский был талантливым и разносторонним человеком, интересовавшимся всем - от занятий живописью при Академии художеств до игры на скрипке. В мае 1890 г. по желанию отца направить сына по своим стопам Сергей Михайлович был определен на службу в Демидовский дом призрения трудящихся в качестве его действительного члена, где прослужил более десяти лет.

Дальнейшую судьбу ученого определяет его свадьба с Анной Александровной Лавровой (1870-1937), дочерью металловеда Александра Степановича Лаврова (1836-1904), который был директором Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. Прокудин-Горский входит в состав правления предприятием и переезжает в Гатчину, где у него рождаются дети Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895).

Череда событий определяет научные интересы ученого. Сергей Михайлович становится членом первого

химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества, где в 1896 г. выступает с докладом «О современном состоянии литейного дела в России».

Постепенно у Прокудина-Горского возрастает интерес к фотографии. В 1898 г. он становится членом фотографического отдела ИРТО и выступает на заседании отдела с сообщением «О фотографировании падающих звезд (Звездных дождей)», публикует первые из серии своих работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами» [4].

Интерес к ортохроматизму у будущего мастера фотографии, возможно, возникает в процессе участия в V фотографической выставке, организованной фотографическим отделом ИРТО в том же году, поскольку многих фотографов и искусствоведов волнует проблема отображения всех тонов картин художников XVII-XVIII вв. на черно-белом снимке.

Возрастающий интерес к фотографии побуждает С.М. Прокудина-Горского открыть в Петербурге 2 августа 1901 г. «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую». Чтобы обрести мастерство в деле, в 1902 г. ученый отправляется в фотомеханическую школу в Шарлоттенбурге (Германия) под руководством доктора Адольфа Мите, специалиста по цветоделению.

Стоит произвести небольшой экскурс в историю цветного изображения. Еще в 1861 г. английский физик Джеймс Клерк Максвелл впервые пытается запечатлеть тартановую ленту, применяя метод цветных фильтров. Однако достоверно передать цвета удалось лишь спустя 40 лет в результате работы европейских ученых и в том числе С.М. Прокудина-Горского.

Разработанная Адольфом Митте система позволяет Сергею Михайловичу делать первые диапозитивы,

1§ и впоследствии создать более совершенную эмульсию, !£ улучшающую цветопередачу. Германские фирмы «Гёрц» и «Бермполь» передают фотографу оборудование ° f для цветной съемки и демонстрации изображений. Ц § Свои первые работы мастер показывает с помощью ™ | проекции на большом экране. Публика восторженно

отзывается о работе Прокудина-Горского. = Документальные сведения позволяют предполо-

^ жить, что первые цветные съемки в Российской импе-

s рии датируются сентябрем-октябрем 1903 г. Прокудин-

| Горский запечатлевает Карельский перешеек,

| Сайменский канал и Сайменское озеро. К 1904 г. фото-

I граф отправляется в Дагестанские горы, снимая села

| и ущелья. Свою первую значительную поездку по стране

й Сергей Михайлович совершает с апреля по сентябрь

1905 г. Тогда ему удалось создать около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины, в том числе 38 видов Киева.

Следующий год можно назвать особенно плодотворным, поскольку Прокудин-Горский путешествовал по Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. На Международной выставке в Антверпене изобретатель получает золотую медаль, а в Ницце фотоклуб награждает его за лучшую работу в области цветной фотографии.

Стоит отметить один из значимых этапов творчества Прокудина-Горского — поездка в 1906-1907 гг. в Туркестан. Фотографу предстояло совместно с Русским Географическим обществом запечатлеть солнечное затмение, однако из-за облачности осуществить задуманное не удалось, и вместо этого было сделано множество снимков Самарканда и Бухары.

Знаменитый портрет Льва Николаевича Толстого, а также целую серию снимков (15 работ) Сергей Михай-

лович создает в 1908 г. в Ясной Поляне. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что Толстой «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах» [7].

Впоследствии Сергей Михайлович выступал в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города с лекциями о своих достижениях в области фотографии. Его новый проект сохранения культуры и истории России в фотографиях заинтересовал Николая II. Получив аудиенцию и поддержку императора, Прокудин-Горский отправляется по всей стране для создания в течение десяти лет 10 000 снимков.

Для осуществления проекта император выделяет необходимые средства: в том числе личный железнодорожный вагон, автомобиль, пароход и моторную лодку. Царская канцелярия выдала необходимые документы для беспрепятственного посещения отдельных районов империи, однако съемки велись за счет самого фотографа, и постепенно истощались. Так о своей работе говорил сам автор: «Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении, прежде чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы» [2, с. 20].

С 1910 по 1916 г. Прокудин-Горский смог запечатлеть значительную часть российской империи. Это снимки городов, селений, монастырей, храмов, бытовых сцен

С,' и

I"

|§ и жителей отдельных областей. Последняя фотоэкспе-| £ диция была осуществлена в 1916 г., были сделаны фото° § графии Мурманской железной дороги и Соловецких о | островов.

5 | После Октябрьской революции Сергей Михайлович

а I вошел в состав оргкомитета Высшего института фото-| £ графии и фототехники. В марте 1918 г. он демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешколькного отдела Нарком-проса РСФСР [4]. Однако гражданская война не позволила Сергею Михайловичу вернуться на родину из командировки в Норвегию. В 1919 г. фотограф отправляется в Англию, где работает над созданием цветного кино. С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Проку-дин-Горский жил во Франции, куда в 1923-1925 гг. из России смогли выехать члены его семьи. Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Поскольку новый процесс создания цветных изображений уже не раз упоминался, следует подробнее рассмотреть принципы работы, которыми руководствовался С.М. Прокудин-Горский.

Напомним, Джеймс Максвелл еще в 1855 г. разработал теорию цветоделения, многие ученые изучали подобные процессы в течение десятилетий, поэтому нельзя утверждать, что цветная фотография была создана одним ученым. Процесс съемки происходил в несколько этапов и включал в себя применение трех цветных фильтров (красного, зеленого и синего). Фотограф делал снимок через каждый фильтр, и в результате получалось три черно-белых негатива. Последние, при помощи метода аддитивного смешения цветов,

то есть непосредственного синтеза цвета в результате сложения излучающих объектов, проецировались на большой экран и создавали впечатление целостного фотоснимка. Однако сложность в работе была обусловлена невозможностью получения зеленой и красной составляющих изображения из-за узкого диапазона естественной спектральной чувствительности фотоматериалов, регистрирующих только сине-фиолетовое излучение.

В 1873 г. немецкий физик Герман Фогель открыл оптическую сенсибилизацию к длинноволновой части видимого спектра (ортохром), то есть расширение зоны спектральной чувствительности фотоэмульсии. Но лишь в 1905 г. немецкий химик Бенно Гомолка получил красный сенсибилизатор пинацианол, что способствовало выпуску первых панхроматических фотопластинок Рэттеном и Уэйнрайтом год спустя [6].

До этого момента фотографы своими силами пытались сенсибилизировать фотопластинку к красному цвету, и это получалось не всегда удачно, в частности на коротких выдержках. Весомый вклад в данный процесс внес именно Сергей Михайлович Прокудин-Гор-ский, разработав совершенную на тот момент фотоэмульсию. Запатентованный мастером состав повышал равномерность светочувствительности бромосеребряной пластины ко всему видимому спектру, исключая удлинение выдержки за красным светофильтром [6].

Следует сказать несколько слов о камере, которую применял в работе Сергей Михайлович. Проходя обучение в фотохимической школе Шарлоттенбурга, Прокудин-Горский присутствовал на демонстрации фотоснимков своего учителя Адольфа Митте. Кадры были сделаны на камеру собственной разработки в мастерских Вильгельма Бермполя. Именно аппарат Митте-Бермполя был использован во многих съемках мастера.

С,' и

I"

| § Он представлял собой деревянный корпус со специаль-| £ ной кассетой, где размещалась фотопластинка формата ° § 8x24 см и три светофильтра.

о | Кассета свободно двигалась по вертикальным на-

2 | правляющим, фиксируясь с помощью замка в трех по-а I ложениях, соответствующих разным экспозициям при | а цветоделении. После первой экспозиции замок освобождался пневматическим приводом с грушей, и кассета под собственной тяжестью автоматически сдвигалась вниз на треть высоты. В результате в кадровое окно вдвигалась неэкспонированная часть фотопластинки, расположенная за следующим светофильтром. После второй экспозиции кассета тем же способом сдвигалась еще ниже. Привод замка кассеты и фотозатвора был общим, снижая риск сдвига фотоаппарата между экспозициями [9, с. 287]. При помощи контактного способа, то есть получения изображения путем экспонирования отпечатка сквозь прижатый вплотную негатив, получался тройной диапозитив, который впоследствии просматривался через проекционный «Хромоскоп», диапроектор с тремя объективами, изобретенный Луи дю Ороном в 1868 г. [10, с. 27].

Технология Прокудина-Горского уникальна. Каждая фотопластинка является ценным произведением искусства. Вот что автор говорил о целях своей работы: «Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание — это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, то есть в истинных цветах» [1].

Рассмотрим наиболее известные работы мастера. Этнографические снимки представлены поэтическими живописными образами крестьянского труда

на фоне природы, главным образом в северных губерниях (ныне это Вологодская область). «Обед на покосе», снятый в июле 1909 г. на берегу Шексны близ Череповца без сомнения можно назвать фотокартиной. Мы видим обед крестьян после тяжелой работы. Снимок отличается выстроенной композицией и сюжетом, отчетливо прорисованы цветные сарафаны крестьянок, представлено многообразие оттенков голубого неба. Именно эта фотография долгие годы стояла в кабинете Прокудина-Горского в годы эмиграции.

Пожалуй, одна из самых известных работ мастера -«Крестьянские девушки», 1909 г. Снимок сделан также в деревне Топорня на берегу Шексны. Данная работа заслуживает внимания, поскольку впечатляет не только своей композицией, но и необычайно яркими цветами. На фоне часовни стоят три крестьянки в праздничных сарафанах, держащие в руках тарелки с черникой и малиной. Нарядная девушка с бусами в центре кадра притягивает взгляд. Непревзойденная работа мастера позволяет рассмотреть бордовые узоры на лиловом сарафане.

Подводя небольшой итог, следует отметить два существенных вклада Прокудина-Горского в процесс создания цветных фотоизображений: уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду) и разработке технологии тиражирования снимка на открытках [8]. Ученый лично представлял свою методику на международных конгрессах по прикладной химии. Важным является также новый фотохимический процесс, позволивший снимкам лучше сохраняться, передавая мельчайшие детали и яркие цвета.

Далее рассмотрим современное состояние коллекции и ее влияние на фотографию в целом.

I I Открытый исследовательский проект

!| «Наследие С.М. Прокудина-Горского»

* | Исследованием творческого наследия мастера цвет-

° f ной фотографии занимались многие ученые. Начиная |§ с 1970 г., когда вышла статья российского культуролога « | С.П. Гараниной «Л.Н. Толстой на цветном фото», была опубликована целая серия ее работ, посвященных био-= ° графии и творчеству Прокудина-Горского, выходили 5 и архивные документы. Итогом исследований стал

t альбом-монография «Российская империя Прокудина-

| Горского. 1905-1916» [2].

g Поскольку полностью коллекция мастера хранится

I в Библиотеке Конгресса США, зарубежные исследова-

я тели уделяют внимание вопросам реставрации и сохра-

| нения наследия фотографа. Роберт Оллсхаус (Robert H.

£ Allshouse) составил первую биографию ученого для аль-

бома-монографии «Фотографии для царя: Пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Гор-ский, уполномоченный царем Николаем II» (NY, Doubleday, 1980). Современный американский историк русской архитектуры, фотограф, краевед Вологодской области Уильям Крафт Брумфилд (William Craft Brumfield) в 1986 г. организовал первую выставку фотографий из коллекции С.М. Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса США [14]. С этого времени Брум-филд активно изучает наследие Прокудина-Горского. Он подготовил несколько публикаций о русском фотографе и изобретателе для сайта Russia Beyond [13].

В 2008 г. на краеведческом сайте «Храмы России» был создан Открытый общественный проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского». Проект нацелен на создание максимально полной базы всех фотографий Про-кудина-Горского; исправление ошибок атрибуции; поиск пропавшей части коллекции; составление географического каталога и карты фотографий; обмен опы-

том в реставрации снимков и популяризация творчества великого ученого и фотографа [5].

На сайте представлены основные тематические разделы:

1. Географический каталог фотографий Прокудина-Горского (позволяет сформировать целостную картину произведенных съемок. Фотографии размещаются на карте России и позволяют представить масштаб работ).

2. Хронология событий жизни и творчества Проку-дина-Горского (участники проекта на основе архивных источников составляют хронологию жизни и творчества мастера фотографии, производят необходимые дополнения и пояснения).

3. Идентификация фотографий Прокудина-Горского (некоторые снимки имеют неточные подписи, или подписи вовсе отсутствуют. После вывоза коллекции часть данных о работах фотографа была утеряна; составляется единый список исправленных ошибок, изменения в подписях к снимкам были так же размещены на сайте Библиотеки Конгресса США). По результатам списков выявлено 528 идентифицированных фотографий, 78 работ требуют идентификации, сделано 375 уточнений к авторским названиям [5].

4. 100 лет спустя: фотосравнения по снимкам Проку-дина-Горского (специальная рубрика сайта позволяет на основе фотографий Прокудина-Горского и современных фоторабот анализировать состояние памятников архитектуры и искусства, храмов, монастырей).

На данный момент проект активно занимается реставрацией снимков. Участники проекта (С. Амелин, М. Бобров, Вальтер Франкхаузер (Шакегёш^о), В. Емелин, Ю. Катанов, Ю. Красиль-ников, А. Кузьмин, А. Ларионов, В. Податов, О. Поляков, С. Прохоров, И. Пузанова, В. Ратников, С. Свердлов, Е. Филиппова, К. Ходаковский,

!! В. Ходаковский, Р. Шаповалов) предлагают свои варила анты отреставрированных снимков, на форуме сайта ° § атрибутируют работы без подписей.

0 | Особенно интересен раздел фотосравнений, по-ï | скольку фотографии Прокудина-Горского позволяют а t создать целостный образ Российской империи, а так | £ же произвести реставрацию и восстановление утрачен-Jï ° ных архитектурных объектов. Наиболее масштабный 5 проект фотосравнений «Прокудин-Горский и 100 лет s спустя» организовал Уильям Брумфилд. Его фотора-^ боты демонстрируют современное состояние памятни-^ ков архитектуры. Рассмотрим подробнее некоторые | публикации ученого, созданные для сайта Russia Beyond ^ the Headlines.

z

1 В статье Solovetsky Transfiguration Monastery: From S Prokudin-Gorsky to the present [11] Брумфилд рассказывает историю создания Прокудиным-Горским двадцати изображений Соловецкого монастыря, входящего в состав архипелага в юго-западной части Белого моря. В 1916 г. С.М. Прокудин-Горский на поезде доехал до беломорского порта Кемь, затем преодолел расстояние около 30 км на лодке по Белому морю до Соловецких островов. Большая часть сделанных мастером фотоснимков сохранилось, однако кадр главного ансамбля существует только в черно-белом изображении в альбоме контактных гравюр.

Соловецкий монастырь - одно из наиболее значимых мест на духовной карте Русского Севера. Первое известное русское поселение архипелага датируется 1429 годом, когда преподобный Зосима объединил свои силы с неграмотным отшельником Германом, посетившим Соловецкий остров. На следующий год на остров прибыл другой монах — Савватий и основал монастырь, посвященный преображению Спасителя. Первоначально монастырь принадлежал русскому городу-госу-

дарству Новгороду, но после порабощения Новгорода Москвой в 1478 г. Московские князья обрели этот стратегический форпост. В середине XVI в. под руководством Филиппа (Федора Колычева) происходит расцвет монастыря, идет масштабное строительство.

Фотографии Прокудина-Горского демонстрируют живописные виды ансамбля до революции и гражданской войны. Некоторые архитектурные элементы были перестроены со временем, однако снимки позволяют восстановить облик того времени. Уильям Брумфилд побывал здесь в 1998-1999 гг.

Попытки восстановить Преображенский монастырь начались еще в 1960-х гг.

После завершения крупных реставрационных проектов, строительные леса были сняты (в 1923 г. произошел пожар). В 1990 г. монастырь возобновил свою первоначальную функцию, а в 1992 г. Патриарх Алексий II вновь освятил мощи основателей монастыря. В том же году Соловецкие острова были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если в предыдущей статье судьба памятника, запечатленного на снимке Прокудина-Горского, определена и в целом монастырь в результате реставраций приобрел первоначальный вид, то уникальные церкви деревни Палтога Русского Севера разрушаются без реставрации.

Уильям Брумфилд в статье The vanishing treasures of the Russian North: The village of Paltoga [12] сообщает, что в 1909 г. Прокудину-Горскому было поручено Министерством транспорта сфотографировать Мариинский Водный путь на Се-веро-Западе России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным компонентом Мариинского водного пути был канал, соединявший реку Вытегру, впадающую в Онежское озеро, и реку Ковжу, впадающую на юге в Белое озеро. Прокудин-Горский фотографировал

не только сам город (большая часть которого была перестроена в советское время), но и село Палтогу, в восьми километрах к западу от Вытегры.

На момент съемки в деревне были две церкви: деревянная Богоявленская Церковь, построенная на возвышении в 1733 г., и Церковь иконы Божией Матери Знамение (Знаменье), построенная из побеленного кирпича в 1810 г. В 2006 г. У. Брумфилд снял руины на месте церквей.

Таким образом, изучение наследия С.М. Прокудина-Горского позволяет не только понять, какой была дореволюционная Россия, но и способствует восстановлению архитектурных памятников того времени посредством анализа фотосравнений.

Литература:

1. Гаранина С.П. Прокудин-Горский Сергей Михайлович // SarkeL. История и археология поселения Саркел-Белая Вежа. URL: http://sarkeL.ru/istoriya/prokudin-gorskij_sergej_mihajLovich_svetLana_garanina/ (дата обращения 19.05.2018)

2. Гаранина С.П. Российская империя Прокудина-Горского. 1905-1916. М.: Красивая страна, 2006. 251 с.

3. Гаранина С.П. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. URL: http://www.prokudin-gorsky.ru/downLoad/Prokudin-Gorsky%20Biography.pdf (дата обращения 30.10.2018)

4. Краткая биография С.М. Прокудина-Горского // Международный научный проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского». URL: http://www.prokudin-gorsky.org/ rightpages.php?fname=bio (дата обращения 30.10.2018)

5. Прокудин-Горский. Названия снимков: идентификация и уточнения // Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского». URL: http:// prokudin-gorskiy.ru/mistakes.php (дата обращения 05.05.2018)

6. Редько А.В. Основы черно-белых и цветных фотопроцессов. М.: Искусство, 1990. 256 с.

7. Российская империя в цвете // Псковские Печоры. 14.05.2011. URL: http:// pechori.ru/rarity/rossijskaya-imperiya-v-cvete/ (дата обращения 30.10.2018)

8. Творческий путь фотографа и журналиста С.М. Прокудина-Горского // Pandia. URL: http://pandia.ru/824264/ (дата обращения 03.05.2018)

9. Фогель Э. Карманный справочник по фотографии. 14-е изд. М.: Гизлегпром, 1933. 368 с.

10. Хант Р.В.Г. Цветовоспроизведение / Пер. с англ. А.Е. Шадрина. 6-е изд. СПб., 2009. 887 с.

11. Brumfield W. Solovetsky Transfiguration Monastery: From Prokudin-Gorsky to the present // Russia Beyond. 17.03.2017. URL: https://www.rbth.com/special_projects/ discovering_russia_1/2017/03/17/solovetsky-transfiguration-monastery-from-prokudin-gorsky-to-the-present_721751 (дата обращения 06.05.2018)

12. Brumfield W. The vanishing treasures of the Russian North: The village of Paltoga // Russia Beyond. 26.01.2018. URL: https://www.rbth.com/travel/327392-russias-northern-heritage-paltoga (дата обращения 06.05.2018)

13. Discovering Russia, Russia Beyond the Headlines. Articles by William Brumfield, photographer, historian of Russian architecture, and Professor of Slavic studies at Tulane University // Russia Beyond. URL: https://www.rbth.com/special-discovering-russia (дата обращения 05.05.2018)

14. The Prokudin-Gorskii Photographic Record Recreated: The Empire That Was Russia // Library of Congress. URL: https://www.loc.gov/exhibits/empire/credits.html (дата обращения 05.05.2018)

Ekaterina Naumova,

a third-year student, Cultural Studies Department,

Institute of Humanities and Social Education, the Moscow Pedagogical State University, dear. kate3@yandex.ru

Sergey Prokudin-Gorsky' art as a reflection of pre-revolutionary Russia

The paper studies Sergey Prokudin-Gorsky's legacy. He was a famous photographer, chemist researcher, inventor (e.g. color image creation technology) and initiator of photo expeditions in Russia. The author contemplates upon the preservation and understanding of the great artist's works by analyzing the research project «Sergey Prokudin-Gorsky's Legacy».

Keywords: Sergey Prokudin-Gorsky, color photos in Russia, historical and cultural heritage of Russia, Russian photo chronicle, photo expedition, photo as a historical source

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.