Научная статья на тему 'Образ «Уходящей» России в современнных медиа'

Образ «Уходящей» России в современнных медиа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
187
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИА / MODERN MEDIA / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ / ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ / ЦВЕТНЫЕ СЛАЙДЫ / COLOUR SLIDES / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGY / ОБРАЗ УХОДЯЩЕЙ РОССИИ / THE IMAGE OF BYGONE RUSSIA / DOCUMENTARY FILM / COLOUR PHOTOS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова Марина Валерьевна

Одним из достаточно популярных сегодня визуальных символов уходящей России стало наследие фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. В преддверии 150-летнего юбилея С. М. Прокудина-Горского интерес к творчеству и биографии этого фотографа и изобретателя неизменно растет. Всплеск интереса к наследию фотографа связан с возможностями медийной сферы, открывшей к нему свободный доступ. Популярность образов, запечатленных на цветных диапозитивах ученого, нашла свое воплощение в разнообразных проектах, посвященных Прокудину-Горскому. Удивителен интерес, который проявила отечественная (и не только) документалистика к его творческой судьбе за последние десять лет, хотя имя и биография этого изобретателя не находились под официальным запретом. Начиная с 2003 г. мы можем насчитать седьмой документальный проект, посвященный фотографу, но представленное количественное разнообразие зачастую лишено оригинальности подхода к его творчеству и биографии. При всем разнообразии материала российская документалистика в отношении личности и творчества С. М. Прокудина-Горского выработала некоторые устойчивые традиции композиционного решения и в способах демонстрации источников, что в итоге создает ощущение однообразия подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of "Bygone" Russia in Modern Media

One of enough popular nowadays visual symbols of bygone Russian became the heritage of the photographer Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorsky. On the eve of the 150-th anniversary of S. M. Prokudin-Gorsky interest to his art and biography of this photographer and inventor is constantly growing up. Peak in interest to the heritage of the photographer is connected with opportunities of the media sphere which has opened a free access to the inventor’s heritage. Popularity of the images imprinted on colour slides of the scientist, found its embodiment in various projects devoted to Prokudin-Gorsky. Interest which was shown by the Russian (and not only) documentary to Prokudin-Gorsky’s creative destiny over the last ten years though the name and the biography of this inventor were not under an official ban is surprising. Since 2003, we can account the seventh documentary project devoted to the photographer. But the presented quantitative variety quite often is deprived of originality in its approach to the photographer’s creativity and biography. Despite all variety of the material the Russian documentary concerning S. M. Prokudin-Gorsky’s personality and creativity worked out some steady traditions of the composite solution and in ways to demonstrate the sources which finally create a feeling of monotony of approaches.

Текст научной работы на тему «Образ «Уходящей» России в современнных медиа»

УДК 008

М. В. Петрова

Образ «уходящей» России в современнных медиа

Одним из достаточно популярных сегодня визуальных символов уходящей России стало наследие фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. В преддверии 150-летнего юбилея С. М. Прокудина-Горского интерес к творчеству и биографии этого фотографа и изобретателя неизменно растет. Всплеск интереса к наследию фотографа связан с возможностями медийной сферы, открывшей к нему свободный доступ. Популярность образов, запечатленных на цветных диапозитивах ученого, нашла свое воплощение в разнообразных проектах, посвященных Проку дину-Горскому. Удивителен интерес, который проявила отечественная (и не только) документалистика к его творческой судьбе за последние десять лет, хотя имя и биография этого изобретателя не находились под официальным запретом.

Начиная с 2003 г. мы можем насчитать седьмой документальный проект, посвященный фотографу, но представленное количественное разнообразие зачастую лишено оригинальности подхода к его творчеству и биографии. При всем разнообразии материала российская документалистика в отношении личности и творчества С. М. Прокудина-Горского выработала некоторые устойчивые традиции композиционного решения и в способах демонстрации источников, что в итоге создает ощущение однообразия подходов.

Ключевые слова: современные медиа, документальный фильм, цветная фотография, цветные слайды, цифровые технологии, образ уходящей России.

M. V. Petrova

Image of "Bygone" Russia in Modern Media

One of enough popular nowadays visual symbols of bygone Russian became the heritage of the photographer Sergei Mik-hailovich Prokudin-Gorsky . On the eve of the 150-th anniversary of S. M. Prokudin-Gorsky interest to his art and biography of this photographer and inventor is constantly growing up. Peak in interest to the heritage of the photographer is connected with opportunities of the media sphere which has opened a free access to the inventor's heritage. Popularity of the images imprinted on colour slides of the scientist, found its embodiment in various projects devoted to Prokudin-Gorsky. Interest which was shown by the Russian (and not only) documentary to Prokudin-Gorsky's creative destiny over the last ten years though the name and the biography of this inventor were not under an official ban is surprising. Since 2003, we can account the seventh documentary project devoted to the photographer. But the presented quantitative variety quite often is deprived of originality in its approach to the photographer's creativity and biography. Despite all variety of the material the Russian documentary concerning S. M. Prokudin-Gorsky's personality and creativity worked out some steady traditions of the composite solution and in ways to demonstrate the sources which finally create a feeling of monotony of approaches.

Keywords: modern media, a documentary film, colour photos, colour slides, digital technology, the image of bygone Russia.

В современных медиа сегодня, в силу востребованности и активного эмоционального отклика со стороны аудитории, можно выделить целый ряд излюбленных образов. В этом перечне особое место занимает образ уходящей или ушедшей России. А постоянное стремление переосмыслить историю прошлого России за счет расстановки новых акцентов, введения в исторический контекст неизвестных или малоизвестных фактов лишь только усиливает и без того ярко выраженную ностальгию в отношении прошлого нашей страны.

Объектами ностальгирования становятся разные временные пласты: от времен царской России до советского периода включительно. Каж-

дый временной промежуток, не без влияния со стороны средств массовой коммуникации, в сознании современной аудитории выстраивается по устойчивым стереотипным схемам, зачастую лишенным индивидуальности и ценностных категорий, которые и призваны передать дух и атмосферу эпохи. Одним из таких стереотипов стало представление о том, что национальные особенности России, как и в целом ее образ, постепенно и неотвратимо уходят в прошлое. И лишь в провинции, в глубинке, где Россия сохранилась в своем первозданном виде, возможно почувствовать отголоски прошлого.

Одним из достаточно популярных сегодня визуальных символов уходящей России стало на-

© Петрова М. В., 2014

следие фотографа Сергея Михайловича Проку-дина-Горского. В преддверии 150-летнего юбилея С. М. Прокудина-Горского интерес к творчеству и биографии этого фотографа и изобретателя неизменно растет. В частности, в 2008 г. для изучения жизни и творчества С. М. Проку дина-Горского, а также для поиска пропавших частей его коллекции на краеведческом сайте «Храмы России» был создан Открытый общественный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского». В том же 2008 г. был открыт проект петербургского исследователя С. Прохорова «Цветные фотографии С. М. Прокудина-Горского» (1902-1915). Автор этого сайта знакомит всех желающих с сохранившимися снимками Прокудина-Горского, расположенными в систематизированном виде, сопровождая изображения своими комментариями. А в 2010 г. в краеведческом музее г. Киржач открылась постоянная экспозиция «Пионер цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский и история рода Прокудиных-Горских».

Всплеск интереса к наследию фотографа связан также и с расположением в интернет-пространстве снимков, воспроизведенных со стеклянных негативов с помощью современных цифровых технологий (цифровой хроматографии). Коллекция позитивов фотографа хранилась в Библиотеке Конгресса США с 1948 г., куда попала после продажи «Коллекции достопримечательностей России» семьей Прокудина-Горского уже после ухода из жизни изобретателя. Сегодня любой желающий может ознакомиться с ними на сайте Библиотеки Конгресса.

Все эти факты сегодня не новы и их без труда можно найти в разнообразных источниках, некоторые из которых, правда, друг другу противоречат, рождая все новые легенды.

Но тем удивительнее интерес, который проявила отечественная (и не только) документалистика к творческой судьбе Прокудина-Горского за последние десять лет, хотя имя и биография этого изобретателя не находилась под официальным запретом.

Начиная с 2003 г., мы можем насчитать седьмой документальный проект, посвященный фотографу:

- The Tsar's Last Picture Show для BBC Four (2003).

- «Альбом для царевича. Фотограф С. Про-кудин-Горский». ООО «Синемедиа», автор Е. Головня; продюсер Б. Грачевский (2004).

- «Цвет времени». Режиссер: Константин Ка-сатов (2007).

- «История в цвете». Режиссер: Иван Мартынов (2009).

- «Россия в цвете». Режиссер: Владимир Ме-летин (2010).

- «Инвентаризация Родины... по следам Прокудина-Горского». Режиссер: Бен ван Лисха-ут (Голландия, 2012; показ прошел в 2012 г. на красноярской музейной биеннале «Любовь пространства»).

- «Цвет нации». Автор и режиссер: Леонид Парфенов (2013; показ прошел 9 октября в Центре документального кино в Москве, а массовому зрителю фильм обещают показать на Первом канале в октябре-ноябре 2013 г.).

Неизвестно, что больше повлияло на этот интерес, но явно не обошлось без случая, который в 1969 г. натолкнул Светлану Петровну Гаранину на короткую записку в архиве о цветной фотографии Прокудина-Горского и создании первого цветного портрета Л. Н. Толстого [2]. Портрет этот был напечатан еще при жизни писателя и растиражирован на цветных открытках. Сегодня С. П. Гаранина является, пожалуй, наиболее авторитетным биографом Прокудина-Горского и знатоком его творческого наследия. Этим объясняется ее присутствие практически во всех документальных отечественных фильмах, а к проекту «Цвет времени» режиссера Константина Касатова С. П. Гаранина написала сценарий.

При всем разнообразии материала российская документалистика в отношении личности и творчества С. М. Прокудина-Горского выработала некоторые устойчивые традиции композиционного решения и в способах демонстрации источников, которые в итоге создают ощущение однообразия подходов. Здесь следует уточнить, что из этого списка исключаем голландский и английский проекты. В английской версии (2003 г.) истории о цветной фотографии в России достаточно много неточностей. А в голландском 68-минутном фильме изначально задача несколько иная, где обращение к фотографиям Прокудина-Горского стало лишь поводом разговора о сегодняшней России, на что указывает сам режиссер Бен ван Лисхаут в одном из своих интервью: «Я решил использовать его работы для создания красивого, поэтичного фильма о России, основанного только на визуальных образах и звуке. Чтобы связать старинные кадры и современный видеоряд, мы использовали плавные «переплывы»: оператор снимал с помощью камеры, установленной на рельсы. Как и Прокудин-Горский в свое время,

мы просили людей попозировать нам, постоять и посмотреть несколько минут прямо в камеру» [1].

И как вывод о фильме и о современной России: «Особой разницы между Россией начала прошлого века и сегодняшней я не увидел: многие места совсем не изменились. Некоторые территории, как, например, Рыбинское водохранилище, затоплены, но храмы и монастыри, разрушенные в советское время, сейчас быстро восстанавливаются. Деревенская жизнь в тех местах, где мы путешествовали (Карелия, Вологодская область, Ярославская область, Селигер), почти полностью замерла, а в местах вдоль Онежского озера вообще вымерла. Например, найти корову или козу для съемок было почти невозможно. Но, что интересно, люди в провинции хорошо знают фотографии Прокудина-Горского и часто показывали нам места, где он снимал» [1]. Этот фильм по своему темпоритму и общей стилистике очень близок к неспешному, порой очень медлительному разговору о фотографе в отечественных кинолентах. У голландского режиссера медлительность образного и звукового ряда приводит к гипнотическому воздействию на зрителя с сознательно удлиненными паузами между кадрами и многоточием в конце фильма. И если в оценке режиссера современная Россия предстает в своем неизменном, первозданном виде, в чем автор находит особое очарование (в соответствии со своими творческими задачами), то для российского зрителя достаточно посмотреть трейлер к фильму, чтобы осознать: той России давно уже нет.

Пока без комментария оставляем и анонсированный фильм Леонида Парфенова «Цвет нации», в отношении которого можно встретить достаточное количество восторженных откликов на разнообразных сайтах тех, кому удалось побывать на показе в Центре Документального кино.

Здесь логичным видится обращение к комментариям самого автора документального проекта Леонида Парфенова, который указывает на основополагающую линию фильма: «Мы объехали десятки точек прокудинских съемок, ставя камеру ровно там и беря ровно тот ракурс... Честно говоря, невеселое впечатление. И ведь почему-то в Помпеях не ходишь со скорбным чувством утраты. Да, ужасная, конечно, трагедия была, однако пепел Везувия город законсервировал - и его цивилизация поразительным образом жива. А у нас не время и не стихия поработали, мы сами на свою цивилизацию изверглись. Там

игра «Умри-замри-воскресни», а тут какая-то «Было-стало-и-не-стало» [5].

Из представленных в списке картин особо хочется выделить документальный фильм Владимира Мелетина 2010 г., который был показан на канале Россия-Культура в октябре 2013 г. Полнометражный фильм (в отличие, к примеру, от короткометражного 27-минутного фильма «Цвет времени» режиссера Константина Касатова, 2007) уже с первых кадров обозначает свой специфический жанр как фильм-элегия. В итоге перед нами предстает портретный очерк в элегической форме, который не только раскрывает характер медиативного содержания, но и оправданно представляет нечеткость композиции, где определяющими становятся разнообразие источников в сочетании с документальными свидетельствами, воспоминаниями внуков Прокудина-Горского и его племянницы Марии Нарышкиной, которой на момент съемки было уже 95 лет. И хотя при этом автору трудно порой избежать излишней пафосности, особенно в ходе разговора о причинах отъезда фотографа из России, центральной становится тема ушедшей России, и именно этот образ становится главным предметом для ностальгических чувств.

Стоит отметить еще один важный момент: авторы фильма, не вступая ни с кем в полемику, тем не менее, вносят ряд серьезных уточнений, развенчивающие те мифы, которые возникли в связи с Прокудиным-Горским не без влияния предыдущих документальных фильмов.

На этом фоне явно надуманной выглядит сюжетная линия документального 39-минутного фильма Е. Головни, режиссера Н. Диковой «Альбом для царевича» (2004 г.), где собраны разнообразные домыслы о деятельности Прокудина-Горского в России, главный из которых задает сюжетную линию фильма. Согласно названию документального фильма, фотограф отправляется в путешествие по России со специальным заданием Николая II: собрать виды России, которые якобы предназначались для альбома царевича. Но сегодня очевидно, что это утверждение является ошибочным, поскольку Прокудин-Горский не имел соответствующего технического оснащения, чтобы напечатать цветные фотографии. Да и было ли подобное задание? Тоже спорный вопрос. Единственное, с чем работал фотограф, так это со стеклянными диапозитивами.

Надо сказать, что таких «ляпов» в фильме достаточно: и о месте рождения изобретателя, и о первом показе цветного фильма в Туркестане,

и о якобы съемках русско-японской войны и, наконец, главный вопрос - был ли Прокудин-Горский царским фотографом, каким его представляют авторы фильма [4]. Хотя стоит отметить, что в фильме используются многочисленные кадры документальной хроники в чередовании с черно-белыми фотографиями Прокудина-Горского в окружении коллег и семьи, что, безусловно, в целом передает атмосферу времени.

Таким образом, столь активный интерес к творческому наследию фотографа, нашедший воплощение в документальной практике, указывает на тот факт, что одной из очевидных причин этого интереса стала визуализация манящего образа: образа уходящей, а в большинстве своем уже ушедшей России. Но та метафоричность, которую привносят в образный ряд диапозитивов Прокудина-Горского, для самого фотографа была лишена налета художественной выразительности, поскольку сам фотохудожник свою главную задачу видел в том, чтобы «оставить точный документ для будущего», поскольку «фотография все-таки искусство протокольного характера» [3].

Библиографический список

1. Богомолов, В. Ранимое кино [Электронный ресурс] / В. Богомолов. - Режим доступа: 81ЪигЫа.ги>си1Шге/гаттое-кто, свободный. Проверено 13.10.2013.

2. Гаранина С. С. М. Прокудин-Горский [Электронный ресурс] / С. Гаранина. - Режим доступа: 8агке1.гин81опуа/ргокиШп^огеку.. .тШа^оуюИ. Проверено 26.10.2013.

3. Гаранина, С. Российская империя начала XX века в цвете. Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) [Электронный ресурс] / С. Гаранина. -Режим доступа: rosphoto. сот>Фотоистория>... _gorsky_hranitel-220. Проверено 15.10.2013.

4. 12 мифов о Прокудине-Горском [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oldcolor. livejournal. com/37809. html. Проверено 13.10.2013.

5. Парфенов, Л. Цвет столетней выдержки [Электронный ресурс] / Л. Парфенов. - Режим доступа: 1tv.ru>public/pi=26602. Проверено 26.10.2013.

Bibliograficheskij spisok

1. Bogomolov, V. Ranimoe kino [EHlektronnyj resurs] / V. Bogomolov. - Rezhim dostupa: siburbia.ru>culture/ranimoe-kino, svobodnyj. Provereno 13.10.2013.

2. Garanina S. S. M. Prokudin-Gorskij [EHlektronnyj resurs] / S. Garanina. - Rezhim dostupa: sarkel.ru>istoriya/prokudin-gorskij... mihajlovich. Provereno 26.10.2013.

3. Garanina, S. Rossijskaya imperiya nachala XX veka v tsvete. Sergej Mikhajlovich Prokudin-Gorskij (18631944) [EHlektronnyj resurs] / S. Garanina. - Rezhim dostupa: rosphoto. com>Fotoistoriy a>... _gorsky_hranitel220. Provereno 15.10.2013.

4. 12 mifov o Prokudine-Gorskom [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://oldcolor. livejournal. com/37809. html. Provereno 13.10.2013.

5. Parfenov, L. TSvet stoletnej vyderzhki [EHlektronnyj resurs] / L. Parfenov. - Rezhim dostupa: 1tv.ru>public/pi=26602. Provereno 26.10.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.