Научная статья на тему 'Метапроектное мышление: от понятий к конструированию структур (проектная деятельность по наследию С. М. Прокудина-горского)'

Метапроектное мышление: от понятий к конструированию структур (проектная деятельность по наследию С. М. Прокудина-горского) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРОЕКТ / META-PROJECT / МЕТАПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / METAPROJECT APPROACH / МЕТАПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / META-PROJECT TRAINING / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / COGNITIVE PSYCHOLOGY / ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ И КРЕАТИВНЫЙ ОПЫТ / INTENTSIONAL AND CREATIVE EXPERIENCE / ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / PRACTICAL INTELLIGENCE / С.М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ / S.M. PROKUDIN-GORSKY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубли Елена Викторовна

В статье проанализирована сложившая ситуация в образовательных учебных заведениях, обозначены приоритеты введения современной образовательной концепции. Рассмотрены понятия метапроект, метапроектное образовательное пространство и метаобразовательная среда, а также тесно связанные и ними понятия интегративное знание и практический интеллект. Практическая часть содержит описание интеграции двух проектов в структуру метапроекта по популяризации наследия фотографа, ученого, химика, общественного деятеля С.М. Прокудина-Горского (18 августа 1863-27 сентября 1944).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кубли Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метапроектное мышление: от понятий к конструированию структур (проектная деятельность по наследию С. М. Прокудина-горского)»

МЕТАПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ОТ ПОНЯТИЙ

К КОНСТРУИРОВАНИЮ СТРУКТУР (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАСЛЕДИЮ С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО) Кубли Е.В. Email: Kubli17127@scientifictext.ru

Кубли Елена Викторовна - преподаватель, Карельский колледж культуры и искусств, г. Петрозаводск

Аннотация: в статье проанализирована сложившая ситуация в образовательных учебных заведениях, обозначены приоритеты введения современной образовательной концепции. Рассмотрены понятия метапроект, метапроектное образовательное пространство и метаобразовательная среда, а также тесно связанные и ними понятия интегративное знание и практический интеллект. Практическая часть содержит описание интеграции двух проектов в структуру метапроекта по популяризации наследия фотографа, ученого, химика, общественного деятеля С.М. Прокудина-Горского (18 августа 1863-27 сентября 1944).

Ключевые слова: метапроект, метапроектный подход, метапроектное обучение, универсальные учебные действия, когнитивная психология, интенциональный и креативный опыт, практический интеллект, С.М. Прокудин-Горский.

METAPROJECT THINKING: FROM CONCEPTS TO DESIGNING OF STRUCTURES (PROJECT ACTIVITIES FOR S.M. PROKUDIN-

GORSKY'S HERITAGE) Kubli E.V.

Kubli Elena Victorovna - Teacher of Art Department, KARELIAN COLLEGE OF CULTURE AND ARTS, PETROZAVODSK

Abstract: in article current situation in educational institutions is analyses, priorities of introduction of the modern educational concept are designated. Concepts the metaproject, metadesign educational space and the metaeducational environment and also closely connected with them integrative knowledge and practical intelligence are considered. Practical part contains the description of integration of two projects into structure of the metaproject on promoting of heritage as photographer, scientist, chemist, public figure S.M. Prokudin-Gorsky (18 August, 1863 - 27 September, 1944).

Keywords: Metaproject, metaproject approach, metaproject training, universal educational actions, cognitive psychology, intentsional and creative experience, practical intelligence, S.M. Prokudin-Gorsky.

УДК 377.031

Большинство научных статьей, посвященных педагогике, психологии, проектному методу и многим смежным понятиям начинаются с упоминания положений Юнеско по образованию XXI века (Доклад «К обществам знания») [1] и заканчиваются необходимостью переосмысления и введения современной образовательной концепции, направленной на достижение необходимого уровня развития современной личности (отражено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)).

Вместе с тем ряд авторов, в том числе и педагогических концепций, подчеркивает тот факт, что во многих образовательных учреждениях по-прежнему сохраняется приоритет передачи готовых знаний - «картины мира», но нет нацеленности действовать в этом мире [2, с. 35]. К тому же объем новых знаний, скорость их добывания человечеством

беспрестанно возрастает; фактически любое учебное заведение не может обновлять содержание своих образовательных программ и наращивать их объемы в современном темпе. В связи с чем самостоятельное добывание знаний обучающихся, их развитая способность хорошо ориентироваться в действительности, прогнозировать будущее, выступает как жизненно важная, главная цель.

То, что, несмотря на более чем столетнее существование, благодаря актуальности предметного содержания, современному инструментарию и способам реализации, метод проектов по-прежнему инновационен и лучше других (или в совокупности с другими методами) способен решить эту цель и вытекающие из нее задачи, подтверждают многие научные публикации [3]. Однако единичные примеры применения метода проектов на практике не так эффективны, как целый комплекс, целостная структура из подобных проектов.

С введением более обобщающего, глобального понятия «метапроект»1, в более широком смысле - «метапроектный подход», а в нашем контексте «метапроектное обучение», в данной категории появились определения, требующие не простого перечисления, но более детального объяснения, разработки и педагогической интерпретации.

В качестве примеров можно привести такие понятия данной категории, как метапроектное образовательное пространство и метаобразовательная среда: где под первым понятием понимается специально организованное социокультурное и пространственно-предметное окружение учащегося, включающее: соисполнителей проектной деятельности, содержание проектной деятельности, информационное, технологическое и ресурсное сопровождение; а самой главной ведущей составляющей второго (данной среды) является содержание метапроектного образования [4, с. 39]. Сущность его заключается не столько в соединении различного рода знаний в определенный учебный текст, сколько объединение различной мыслительной информации в сознании обучающихся в целые смысловые структуры, самостоятельное конструирование таких систем, которыми они будут успешно пользоваться в реальной жизни.

У одних авторов этот процесс перехода называется «интегративным знанием, метазнанием» или «интенциональным опытом», у других «практическим интеллектом» [2].

Помимо неоспоримой ценности рассмотренного выше понятия с точки зрения педагогической науки (в качестве универсальных учебных действий - УУД, оно рассматривается и когнитивной психологией (тесно связанной с тем, на что направлена педагогическая деятельность в совокупности всех методов: памятью, вниманием, логическим мышлением и пр.).

Важно помнить, что данные общеучебные умения формируются только через личный опыт обучающегося и проходят трехуровневую структуру: первый уровень представляет собой когнитивный опыт, обеспечивающий переработку данных, второй уровень - метакогнитивный опыт, позволяющий осуществлять контроль, сознательное управление собственной интеллектуальной деятельностью, третий -интенциональный, - позволяющий учитывать собственные познавательные склонности и мотивацию, направления поиска решения задачи, средств ее представления и т. д. Отдельное значение имеет тесно связанный с интенциональным креативный опыт - творческая деятельность, направленная на решение нестандартных задач, использования нестандартных путей решения проблем проектирования, выполнения исследовательских заданий.

Все это стало понятным и возможным в применении благодаря состоянию современной науки, равным образом как и полипарадигмальности3 современной образовательной концепции с одним из главных ее постулатов: «совсем необязательно рассматривать образование как систему методов, направленных на человека для достижения поставленных целей. Образование можно рассматривать как

принадлежащее лично каждому человеку стремление к познанию (непрерывному образованию - прим. автора)» [5].

1 Метапроект - структура, объединяющая несколько проектов, которые обмениваются между собой задачами, целями, результатами; охватывает несколько различных, но связанных между собой предметных областей, при этом связь между областями может проявиться именно в метапроекте. Также метапроект должен решать некоторую более значимую задачу, чем проекты в отдельности.

2 Практический интеллект - особый тип мышления, обеспечивающий человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизнедеятельности, ставить цели практических действий, планировать их достижение, принимать решения в ходе выполнения действий, прогнозировать и оценивать их возможные последствия. Развивается у человека в течение всей его жизни, однако, когда он развивается только на основе опыта, то не достигает высокого уровня развития. Для достижения высокого уровня развития практического интеллекта нужно включаться в решение практических задач и развивать необходимые интеллектуальные умения [2, с. 39].

3 Под полипарадигмальностью образования понимается допустимость сосуществования ряда методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные модели формирования личности и организации образовательного процесса, выраженные в виде педагогических теорий, технологий, систем обучения [6].

Расширяя временные, пространственные, физиологические и личностные горизонты каждого человека, социума в целом, мы приходим к пониманию проектной деятельности, ориентированной на выполнение метапроекта, как к диалогу, сотрудничеству и взаимопомощи между всеми участниками этого процесса (учащимися, студентами, руководителями, консультантами и другими лицами), обмену культурно-информационными, духовно-нравственными, эмоционально-ценностными потоками между ними. «Подобное взаимодействие, обеспечивающее продуктивное сотрудничество участников метапроекта, способствует созданию новых, иногда уникальных культурных продуктов познавательной деятельности -социальных, интеллектуальных, культурных» [4, с. 34].

По накопленному практическому опыту метапроектное обучение может быть реализовано на уровне школ, колледжей, вузов как в форме самостоятельной образовательной системы (именно в этой форме она наиболее эффективна - прим. автора), так и в форме нескольких метапроектов, включенного в традиционную образовательную программу и реализуемых педагогами того или иного образовательного учреждения.

Рассмотрим вводную и теоретическую части статьи на конкретном примере: в 2016 году на базе Карельского колледжа культуры и искусств был реализован проект, презентация которого прошла 30 ноября того же года на Круглом столе, организованном Министерством культуры РК и БУ «Национальный музей Республики Карелия». По заявленной теме Круглого стола: «Цветная фотолетопись русского гения (по страницам биографии и творчества С.М. Прокудина-Горского)» руководителем этого проекта преподавателем «Основ фотографии» Е.В. Кубли вместе со студентами был представлен шестиминутный фильм «Живая фотография С.М. Прокудина-Горского». По мнению экспертов «фильм оставил яркие впечатления у участников Круглого стола и стал удачным дополнением рабочей программы мероприятия».

Этому событию предшествовали хорошо известные в проектной деятельности стадии: постановка проблемы, выявление целей, простраивание плана действий по достижению целей, команда проекта, ресурсное обеспечение, действия, обеспечивающие реализацию проекта, результаты, рефлексия.

Тему (проблему) обозначил директор колледжа в виде поручения: участия студентов в программе Круглого стола Министерства культуры РК по творческому

наследию С.М. Прокудина-Горского, о котором на тот момент была известна информация крайне общего характера (у участвующих в данном проекте). Срок реализации - три недели.

Анализ информации, собранной всеми обучающимися 4-го курса специальности «Дизайн», был крайне разношерстным, зависел от интеллектуального и иных компетенций учащихся. Обзор обладал широким охватом, благо за последнее двадцатилетие интерес к творческому наследию фотографа, ученого, общественного деятеля Сергея Михайловича Прокудина-Горского становится все более известным широкому кругу любителей фотографии, а не только узким специалистам. В немалой степени широте освещения и доступности информации способствуют: телевидение, интернет-проекты, книги и отдельные статьи по данной теме.

Так, на стадии сбора информации, глубокое впечатление на всех участников проекта (группу в целом) произвел фильм «Альбом для царевича. Фотограф С.М. Прокудин-Горский» [7]. В нем автобиографический материал о Сергее Михайловиче был хорошо сбалансирован живым общением с потомками династии Прокудиных-Горских, что сразу привело к нужной интеллектуальной и эмоциональной атмосфере. Также нельзя обойти вниманием фильм Л. Парфенова «Цвет нации», выпущенный в 2014 году при софинансировании нескольких грантодателей, что сделало возможным расширить географию съемок и применить к фильму большое количество дорогих спецэффектов.

В список самых полезных для нашей работы источников еще вошли: один из самых ранних, крупный и достоверный интернет-портал «Международный научный проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского» (знаемый и ценимый потомками Сергея Михайловича Прокудина-Горского по всему миру, руководитель: В.В. Дрючин); две книги внучатой племянницы Сергея Михайловича Н.А. Нарышкиной-Прокудиной-Горской [8]; несколько статей С. П. Гараниной [9], побуждающие к изучению первоисточников - книжкам по фотоделу [10], вступительным статьям к журналу «Фотограф-любитель», личной переписке (с Львом Николаевичем Толстым) С.М. Прокудина-Горского.

Размышления над всем вышеперечисленным, особенно над простым и интеллигентным изложением материала самим Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским, привели нас к мысли о том, что не целесообразно повторять замечательные, но чужие наработки, нужно искать свой стиль подачи, идти к своему, такому же понятному широкому кругу людей, результату.

Весь курс начал с написания небольшого эссе, по своему усмотрению каждый обучающийся описал 2-3 понравившиеся фотографии: кто-то описывал фотографии с технической точки зрения - при каких условиях освещения, характеристиках современного фотоаппарата можно достичь подобного результата; кто -то с эстетической - разбирал композицию, цветовую гамму и пр. Несколько студентов сразу интуитивно нашли правильный тон, пошли другим путем; они описали то, что чувствовали, когда рассматривали тот или другой фотоснимок.

Это были очень трогательные, проникновенные мини-рассказы, написанные через их личный эмоциональный опыт. Дальнейшая судьба этих рассказов была вынесена на обсуждение группы. Совместно мы пришли к заключению, каким должен быть конечный продукт - видеофильм по одиннадцати фотографиям, поданных в уже найденной, утвержденной манере.

В рабочую группу непосредственных исполнителей данного проекта вошли две студентки, продолжившие работу по обрабатыванию текстов, и лидеры обсуждения: один из них внес ценное предложение по приему представления данных фотографий4, другой, когда все составляющие были готовы, помог смонтировать весь сценарий в программе Adobe Premiere Pro.

Стадии монтажа предшествовал этап написания сценария видеофильма, выполненный руководителем проекта на основе отобранных фотографий, им же были подправлены и

связаны в единую историю тексты с сохранением авторской стилистики, подобрана сопровождающая фильм легкая электронная музыка — красивый ритм, располагающий к размышлению, с вплетением звучания виолончели, аккордеона и человеческого голоса. Повторяющийся циклически с разными оттенками интонаций, он вторил раздумчивой, развертывающейся картине повествования до самого конца, когда Сергей Михайлович покидает Россию навсегда...

Для всей группы специальности «Дизайн» презентация этого видеофильма прошла в социальной сети ВКонтакте [11]. Для непосредственных исполнителей этого проекта полученный опыт был настолько захватывающим, что мы решили продолжить тему популяризации творческого наследия С.М. Прокудина-Горского, в первую очередь, среди молодежной аудитории. Через год к нам присоединились обучающиеся со 2-го курса специальности «Дизайн» Карельского колледжа культуры и искусств, представитель молодежного НКО и праправнучка Сергея Михайловича -Анна Прокудина Горская - (Франция).

На данном этапе разрабатывается следующий проект, продолжающий первый. Он охватывает больший период деятельности С.М. Прокудина-Горского, имеет международный характер и еще более направлен в пространство вовне.

4 С помощью обработки в одном из спецэффектов программы Adobe Photoshop: сначала делается четким объект на переднем плане фотографии, потом, через плавный переход, - на среднем или дальнем. (Таким образом, имитируя естественный процесс рассматривания фотографом объектов в видоискатель (метод центральной фиксации глаза)).

Почему два этих проекта следует считать метапроектом в целом? Первый, выполненный по всем правилам метода проектов, для всех участвующих в нем служил базой для усовершенствования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, равно как и нарабатывания более высокого уровня интенционального и творческого опытов.

Таким же (только более масштабным) планируется вклад второго проекта -международной Арт-резиденции с поиском нового творческого формата, с привлечением дизайнерских трендов и коммуникационных технологий на материале творческого наследия С.М. Прокудина-Горского.

Оба проекта хорошо встраиваются в матрицу уже добытых, обработанных и представленных творческих и интеллектуальных продуктов по данной тематике. В более широком понимании переосмысление, популяризация наследия ярчайших представителей нации («Отечествоведения» - по С.М. Прокудину-Горскому), служит дальнейшему духовно-нравственному развитию, гражданской идентичности молодого поколения.

При определенных условиях и навыках подобные проекты, обменивающиеся между собой целями, задачами, результатами, становятся целой инновационной и эффективной технологией педагогического управления учебной деятельностью обучающихся, которую педагогу крайне желательно уметь выстраивать самому.

Список литературы /References

1. Всемирный Доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» (Towards knowledge societies). ISBN 92-3-404000-7. © ЮНЕСКО 2005 г.

2. Лазарев В.С. Новое в понимании метода проектов в образовании // Проблемы современного образования, 2011. № 6.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Изд. Центр «Академия», 2010.

4. Колеснина К.Ю., Мирошниченко А.В. Метапредметная проектная деятельность в системе метапроектного обучения // Российский психологический журнал, 2012. № 2.

5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-та; Москва: Изд-во «Барс», 1997.

7. ООО «Синемедиа», Автор: Е. Головня. Продюсер: Б. Грачевский (документальный, 2004).

8. Нарышкина-Прокудина-Горская Н.А. Семейная сага. Секунды, минуты, столетия. СПб.: «Нестор-История», 2010. 472 с., ил. Нарышкина-Прокудина-Горская Н.А. Семейная сага. Секунды, минуты, столетия. СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2015. 304 с.+вклейки 48 с.: илл.

9. Гаранина С.П. Обзор источников творческого наследия С. М. Прокудина-Горского (1863-1944) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности. Вып.2; Место хранения оригинала: Библиотека РАН (БАН)

10. Прокудин-Горский С.М. Изо-хроматическая съемка моментальными ручными камерами. — Спб.: Типография журн. «Самокат», 1903 г.

11. Ссылка на фильм «Живая фотография С.М. Прокудина-Горского». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zDO21ZbIMVI&feature=youtu.be/ (дата обращения 7.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.