Научная статья на тему 'Творчество писателей, погибших на войне (а, В. Рогожина, А. Ф. Зинькова, А. М. Сафронова (Юргая), П. Д. Кономанина)'

Творчество писателей, погибших на войне (а, В. Рогожина, А. Ф. Зинькова, А. М. Сафронова (Юргая), П. Д. Кономанина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2037
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество писателей, погибших на войне (а, В. Рогожина, А. Ф. Зинькова, А. М. Сафронова (Юргая), П. Д. Кономанина)»

Филология и культурология

ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ, ПОГИБШИХ НА ВОЙНЕ

(А. В. РОГОЖИНА, А. Ф. ЗИНЬКОВА,

А. М. САФРОНОВА (ЮРГАЯ), П. Д. КОНОМАНИНА)

М. И. ЛОМШИН, доктор педагогических наук

Великая Отечественная война (1941 — 1945 гг.), навязанная нашему народу немецко-фашистскими захватчиками, подвергла тяжелейшим испытаниям все стороны человеческого бытия. Ни в какой другой войне не было проявлено такого единодушия и массового патриотизма. В первые же дни тысячи писателей отправились на фронт. Они работали военными корреспондентами в редакциях фронтовых, армейских и дивизионных газет, в политотделах и агитбригадах, а многие из них с оружием в руках защищали родную землю от гитлеровских оккупантов. В рядах действующей армии находилось свыше тысячи писателей и поэтов, в их числе М. Шолохов, А. Твардовский, К. Симонов, А. Гайдар, Н. Тихонов и др. Более двухсот из них отдали свою жизнь во имя Родины [2, с. 647].

С первых дней Великой Отечественной войны мордовские писатели также горячо откликнулись на события, вызванные вероломным вторжением фашистов в пределы нашей страны. Из 34 членов мордовской писательской организации в строй встали 28. Участниками войны были К. Абрамов, Ф. Андрианов, И. Антонов, Ф. Атянин, М. Бебан, И. Брыжинский, С. Вечканов, П. Гайни, Ф. Дурнов, И. Де-вин, А. Зиньков, А. Карасев, П. Конома-нин, Т. Кирдяшкин, П. Кириллов, И. Киш-няков, В. Коломасов, А. КоЧетков, Д. Ку-ляскин, А. Лукьянов, П. Любаев, А. Маль-кин, П. Машканцев, Г. Меркушкин, А. Моро, Д. Морской, М. Петров, И. Пиняев, Я. Пинясов, И. Прончатов, П. Прохоров,

Г. Пьяизин, Е. Пятаев, В. Радаев, В. Ра-дин-Аловский, В. Радин, А. Рогожин, М. Сайгин, А. Сафронов (Юргай), И. Чи-годайкин, И. Чумаков, И. Шумилкин, А. Щеглов, И. Янюшкин. Не всем суждено было вернуться с фронта. Смертью храбрых пали талантливые мордовские писатели, пришедшие в родную литературу накануне войны, — А. Рогожин, Ст. Родь-кин, Г. Ельмеев, А. Зиньков, Ф. Дурнов, П. Кономанин, А. Сафронов.

Прошло более полувека с окончания Великой Отечественной войны, но боль утрат не утихает. Наделенные лучшими человеческими качествами, погибшие пи-

4

сатели служат впечатляющим примером людей большой и прекрасной судьбы. Таким был поэт, критик и педагог Алексей Владимирович Рогожин (Рав, 1909 -1944 гг.). Несмотря на то, что А. В. Рогожин ушел из жизни рано, его творчество занимает прочное место в истории мордовской художественной литературы. Большинство произведений писателя стали хрестоматийными. В них с исторических позиций художественно верно изображаются важнейшие вехи жизни мордовского народа в переломные периоды.

Родился А. В. Рогожин в селе Бала-баш-Нарусово ныне Первомайского района Чувашской Республики в семье лесника. По воспоминаниям самого писателя, в селе дружно уживались люди разных национальностей: мордва, русские, чуваши,

и никогда между ними на национальной почве не возникало ссор. Спокойный, уживчивый и миролюбивый характер

© М. И. Ломшин, 2003

односельчан с раннего детства передался будущему писателю. Его уважали ровесники, с его мнением считались старшие товарищи, он со всеми умел находить общий язык. На его формирование большое воздействие имела природа родного края. Детство прошло в прекрасном уголке, среди шума дубрав и звонкого гомона лесных птиц.

Значительное влияние на становление таланта А. В. Рогожина оказали родители. Наделенные от природы мудростью и хорошей памятью, они знали много произведений мордовского устного народного творчества. По вечерам отец рассказывал детям сказки, а мать пела мордовские песни, в которых говорилось о тяжелой жизни родного народа в прошлом и выражалась надежда на светлое будущее. В сказках отца проповедовались гуманистические идеи — добро побеждало зло, умный выходил победителем в споре с хитрым. Творческая атмосфера в семье в сочетании с красотой окружающей природы и способствовали пробуждению таланта в детской душе Алексея Рогожина.

Талант нужно было развивать, но в родном селе для продолжения учебы не было возможности. Закончив семилетку, А. Рогожин приезжает в Саранск. В

1932 г. он становится студентом первого курса факультета русского языка и литературы Мордовского педагогического института им. А. И. Полежаева. Здесь он невольно оказался в гуще литературной жизни. В институте вместе с ним учились С. Вечканов, П. Гайни, А. Сафронов, Ф. Ермичев. В редакциях эрзянских газет, журналов, куда часто заходил А. Рогожин, работали Е. Пятаев, А. Щеглов, А. Лукьянов, А. Куторкин и другие по тем временам уже известные писатели. Знакомство с художественной литературой на лекциях способствовало первым литературным опытам. Не случайно уже в

1933 г., еще во время учебы, А. Рогожин публикует первый сборник стихов под названием «Иетне жойнить» («Годы звенят»). В 1936 г. он успешно заканчивает институт, и его в числе лучших выпускников оставляют здесь работать преподавателем русского языка и литературы.

Вскоре А. Рогожин переезжает в поселок Чамзинка Чамзинского района МАССР, где начинает трудиться учителем родного и русского языков и литературы. Его назначают заместителем директора по учебно-воспитательной работе. По воспоминаниям старожила поселка Чамзинка В. Я. Громова, А. Рогожин понравился чамзинцам. Он часто встречался с ними и читал им свои произведения. Особенно нравилось им стихотворение «Люблю поле». Оно написано с большим знанием крестьянского труда, в него вложено много глубоких эмоциональных чувств:

Люблю я поле.

Так оно широко

Раскинулось,

Что не охватит око.

Люблю его

В колосьях золотых,

Когда о воле песня

Славит их.

Люблю, когда

Идет к нему бригада —

И подминать колосья

Жнейка рада.

И мы взметаем копны —

Ряд за рядом.

Люблю я ширь

И красоту жнивья,

Люблю за то,

Что здесь хозяин —

Я! [1, с. 116].

«Судя по всему, — говорит В. Я. Громов, — поэт хотел написать поэму о крестьянском труде. У него уже были отдельные наброски. Нет сомнений в том, что он любил деревенский быт, крестьянский труд. Ведь он сам был из крестьян»

[3].

Отсюда, из Чамзинки, А. Рогожина призывают на фронт. Об этом периоде его жизни до сих пор мало сведений. Известно лишь только то, что он пал в одном из кровопролитных боев под г. Дрогобыч на Украине 24 марта 1944 г., не дожив чуть более года до Победы. Поэт погиб, но остались его стихи, осталось его имя в литературе родного народа, что является лучшим памятником.

Литературной деятельностью А. Рогожин начал заниматься еще в школьные годы. Так, первые его стихотворения, правда, на русском языке, начали публиковаться в стенгазете. А более активно

он печатается в 1925 г. В газете «Якстере теште» («Красная звезда») было опубликовано первое его стихотворение на эрзянском языке «Сёрма» («Письмо»). Впоследствии стихи А. Рогожина появляются в алатырских и саранских газетах и журналах «Эрзянь коммуна» («Эрзянская коммуна»), «Ленинэиь киява» («По ленинскому пути»), «Сятко» («Искра»), «Пионерэнь вайгель» («Голос пионера») и др. Много лет подряд свои произведения поэт подписывал псевдонимом «Рав» — первыми буквами фамилии, имени и отчества (Рогожин Алексей Владимирович). В 1930-е гг. это было характерно для молодой мордовской литературы. Вспомним псевдонимы Ильфек (Ф. Ильин), Д. Морской (Малышев), И. Морыця (И. Кривошеев), А. Моро (А. Осипов), А. Юргай (А. Сафронов), П. Эрьке (П. Кириллов), П. Гайни (П. По-здяев) и др.

Первый сборник стихов «Иетне жой-нить» поэт посвятил развитию национальной культуры родного народа. В книгу вошли двадцать два лучших стихотворения. В предисловии поэт А. Лукьянов отмечает удачу А. Рогожина, его умение сердечно, поэтическим языком рассказать о происходящих в республике преобразованиях. Интересны по содержанию и красивы по форме стихотворения «Колхозонь паксясо»( «На колхозном поле»), «Пив-сыть» («Молотят»), «Дедам ударник» («Мой дед ударник труда»), в которых показывается радость коллективного труда. О переменах в деревне говорится в таких стихотворениях, как «Сёрма» («Письмо»), «Велев» («В деревню»), «Васень Май» («Первое Мая»), «Чарькодсь» («Понял») и др. Вот как об этом пишет поэт в одном из лучших своих стихотворений «Хороший вечер»:

Вечер был вчера хороший,

Эх, какой красивый!

Мы — глаза в глаза — сидели

Под веселой ивой.

Где глаза блестят, где звезды —

Ну-ка, разберись-ка!

Облако ли, лоскуты ли —

Высоко иль низко.

Вечер темью наливался,

Шел навстречу ночке,

А над нами лопотали Л асточки-листочки.

Расхороший, теплый вечер... На березке где-то Соловей вовсю старался, Пел про диво это.

Сердце, полное тобою, Распахнул я настежь... Стали годы новой жизни

Колыбелью счастья [1, с. 118].

Природа для А. Рогожина становится объектом для напряженного философского раздумья. Обращение с ней, по мнению поэта, пробуждает в человеке созидательную энергию, радость труда. Природа, труд, любовь — все это в стихах А. Рогожина является источником большой человеческой радости и эстетического наслаждения.

Теплыми, искренними чувствами согреты стихотворения «Пандо прясо» («На горке»), «Теле» («Зима), «Од полавкс» («Перемена»), «Лавсень моро» («Колыбельная»), посвященные детям. Автор умеет проникнуть в детскую психологию, в своеобразный мир души ребенка.

Но в то же время нужно отметить, что отдельные стихотворения А. Рогожина написаны под влиянием произведений мордовского фольклора и русских поэтов А. Кольцова, И. Никитина и В. Маяковского. Эти реминисценции во многом объясняются учебой у классиков русской литературы и устного народного творчества. В те годы поэт находился в поисках своего жанра и места в литературе.

Одним из значительных произведений А. Рогожина является поэма «Галё» (1935), где он показал события кануна первой русской революции 1905 — 1907 гг., раскрыл характер свободолюбивого и жизнестойкого мордовского народа, который готов был пойти на любые жертвы во имя защиты своих попранных человеческих прав. Поэма отличается стройностью композиции, богатым и сочным народным языком, динамичностью сюжета, глубоким знанием народного быта и национального характера, правдивым раскрытием социальных противоречий времени.

Произведение состоит из трех логически взаимосвязанных частей и повеству-

ет о судьбе главного героя Галё (Гавриила). В первой части, являющейся своего рода экспозицией, мы узнаем, что он рано остался сиротой: в четыре года потерял мать, а в десять остался без отца. Чтобы как-то выжить, Галё нанимается пастухом к сельскому богатею. Юношей он полюбил сельскую сироту Оклё (Акулину). В этой же части рассказывается о том, как Гавриил познакомился с саратовским рабочим Мироном, проводившим среди мордовского населения пропагандистскую работу.

Во второй части повествуется о том, как сельский богач, у которого работала Акулина, выдает ее замуж за сына зажиточного крестьянина Абалдуя Степана. Эти строки поэмы вызывают чувство глубокого переживания за судьбу Гавриила и Акулины.

В третьей части показывается, как Гавриил под влиянием русского рабочего Мирона становится борцом за социальную справедливость. Восстание было жестоко подавлено, а его активных участников постигла жестокая участь. Мирона как руководителя расстреливают, Акулина и ее муж убиты, Гавриила ссылают на каторгу в Сибирь. Несмотря на такой трагический финал, поэма носит оптимистический жизнеутверждающий характер. Дело, начатое ее героями, несомненно, будет доведено до счастливого конца.

При создании своего произведения А. Рогожин творчески использовал традиции устного народного творчества. В поэме много легенд, преданий, песен, которые делают повествование поэтичным и художественно красочным. Даже наличие некоторых слабых мест, особенно заметных из-за нечеткой индивидуализации героев, прямолинейности их характеров и поступков, не снижают художественно-эстетической ценности и позпавательно-воспитательного значения «Галё».

В 1939 г. выходит вторая поэма А. Рогожина — «Литува». Она является своего рода продолжением первой. В ней он продолжает исследовать ранее поднятую тему изображения тяжелой жизни мордовского народа в эпоху крепостной зависимости. Чтобы ярче показать социальные противоречия того времени, в центр

повествования поэт поставил судьбу мордовской женщины в условиях патриархального и социального угнетения. Все действие строится вокруг семьи старика Не-фрута (Нефеда). Тяжести крепостной жизни довели этого человека до предела и парализовали его волю. Он уже не способен к борьбе, поэтому слепо подчиняется указам сельского мироеда, топит свое горе в водке и беспричинно бьет жену и дочь. Бедняк Нефед пытается избавиться от непосильной нужды путем сделки с престарелым кулаком, за которого задумывает выдать замуж свою дочь Литуву. Здесь трудно не согласиться с писателем. В патриархальной деревне представители беднейших слоев крестьянства один из путей выхода из бедственного положения видели в заключении родственных связей с представителями богатых сословий. Такое наивное крестьянское безрассудство долго сохранялось в сознании людей.

Жизнь трудолюбивой мордовской девушки в доме зажиточного крестьянина становилась невыносимой. Она, по сути, превращалась в рабыню, поскольку по обычаям патриархальной семьи слово мужа было законом для жены. Но не такова была Литува. Она скорее готова покончить с собой, но не пойти по подобному пути. Спасает ее от смерти любимый человек, пастух Ивашка, с которым она бежит, выразив этим протест против социальной несправедливости и патриархальных устоев.

После поэмы «Литува» А. Рогожин больше внимания уделяет литературно-художественной критике. В периодической печати появляются его статьи «Эр-зянь литературадонть» («О мордовской литературе»), «Ф. И. Беззубоваиь творче-ствазо» («Творчество Ф. И. Беззубовой») и др. В соавторстве с Ф. В. Сульдяни-ным им была написана книга «Эрзянь кель: грамматика и орфография» («Эрзянский язык: грамматика и орфография»). Кроме того, он перевел на эрзянский язык произведения многих русских классиков, а с чувашского — поэму «Нарспи» К. Иванова.

Во время Великой Отечественной войны поэт пагшсал несколько стихотворений патриотической тематики. Неизменная вера

в победу над немецко-фашистскими захватчиками звучит в стихотворениях «Киска» («Собака»), «Цёранстэнь» («Сыну»), «Народ-герой», «Колмонест» («Втроем») и др. Проблема ненависти к врагу нашла глубокое художественное выражение в произведении «Киска». В нем поэт клеймит фашистов и выражает уверенность, что враг найдет себе могилу, народ не позволит осквернить свой дом, на защиту поднимутся все. А. Рогожин и на фронте не оставлял литературное творчество. В его походном блокноте было много зарисовок о рядовых солдатах, очерки о героях сражений, более двух десятков стихов, миниатюр, в которых он пишет о нечеловеческих страданиях народа во время войны и о том, как эти страдания вызывали у него ненависть к врагу, закаляли волю к победе. Жаль, что многогранному таланту А. Рогожина не суждено было раскрыться, но и то, что успел написать поэт, вошло в основной фонд мордовской литературы.

Яркие, оптимистические стихи оставил талантливый лирик, безвременно погибший на фронте, Александр Федорович Зинь-ков (1914 — 1943 гг.). Его по праву называют одним из талантливых молодых писателей 1930-х гг. За сравнительно короткий срок он создал ряд замечательных произведений, отличающихся глубиной мысли и лирической взволнованностью.

Начало жизненного и творческого пути А. Зинькова мало чем отличается от судьбы его ровесников. Он из бедной крестьянской семьи. В родном селе Сосновка ныне Шемышейского района Пензенской области Александр окончил начальную школу, затем поступил учиться в школу крестьянской молодежи, а в 1927 г. — в Петровский мордовский педагогический техникум. В те годы это учебное заведение было одним из наиболее заметных творческих центров, откуда вышло много талантливых писателей. Там преподавал зачинатель мордовской поэзии И. П. Кри-вошеев, который заметил и помог найти себя в литературе А. Зинькову, А. Мартынову, А. Сафронову (Юргаю), С.Платонову и др.

А. Зиньков стихи писать начал рано.

Так, первое стихотворение «Кузницясо» («В кузнице») было опубликовано в газете «Якстере теште» («Красная звезда») в 1928 г., когда ему было всего 14 лет. Вскоре начинающий поэт стал активным автором этого издания. На страницах «Красной звезды» он выступает с публи-

ф

цистическими материалами, из-под его пера выходят заметки, корреспонденции, статьи и очерки о социальных преобразованиях в селе и городе, индустриализации и коллективизации, классовой борьбе в деревне, росте национального самосознания трудящихся. Одновременно, А. Зиньков пишет поэтические произведения на эти актуальные темы. О комсомольской молодости он говорит, как о «весне своей жизни», «молодости страны». Поэт во весь голос торжественно восклицает, что счастливой юностью обязан своему народу, комсомолу и революции:

Мой век — век победы коммуны,

Я вместе с тобою расцвел!

Мой век — моя жизнь, моя молодость,

Весна моя — комсомол! [1, с. 63].

Эти стихи смело можно назвать девизом всего творчества А. Зинькова. Во всех его произведениях звучит радость и гордость за Родину, те позитивные изменения, которые происходят на глазах у людей. Радуется поэт и потому, что в этом есть доля молодежи, которая достойно продолжает боевые и трудовые традиции родного народа в строительстве новой, счастливой жизни. Поэт не жалеет красок, находит новые изобразительно-выразительные средства, точно и емко отражающие поступь времени и настроение людей. Конечно, к этому А. Зиньков пришел не сразу. Он постепенно оттачивал свое поэтическое мастерство, упорно работая над каждым словом, строфой, четверостишием. Неоднократно переработав свои произведения, ранее опубликованные в периодической печати, он представляет в 1930 г. в Центриздат народов СССР рукопись первого сборника стихов под символическим названием «Шкась — увны» («Время гудит»). После обсуждения рукописи и устранения недочетов в 1932 г. книга увидела свет. В нее вошли лучшие произведения, которые автор назвал «песнями нового времени».

В основе своей поэзия А. Зинькова глубоко лирична. Поэтика пролетарских поэтов была для него лишь «школой изучения голоса нового времени», его песенного шествия по земле, как говорил о нем его современник А. К. Мартынов. Для А. Зинькова, как и многих пролетарских поэтов, характерна органическая связь индустриально-колхозных мотивов с воспеванием природы, утверждения гармонии между трудом, изменяющим облик городов и сел, с закономерной сменой времен года. Буйное весеннее цветение черемухи и веселый лепет осин у него ассоциируются с «радостным гулом тракторов в весеннем колхозном поле», вступление молодежи в комсомол — с «весной жизни», а победа колхозного строя — с «утром планеты».

В ударном труде наших людей, в том числе молодежи, поэт видит основные успехи в жизни. Он воспевает тех, кто служит примером для других в созидательном труде («Ударная сила», «Песня тракториста», «Гудят железные заводы», «В кузнице», «На колхозном поле»). В процессе этого растут новые люди («Трактористка», «Сельская комсомолка», «Комсомолка Груня»), новым содержанием наполняются их жизнь и быт («Выборы в сельский Совет», «Колхозные дела», «Парижской коммуне», «Сама победит», « Уезжаем в рабфак» ), они овладевают специальностями («Его называют рабочим», «Сестре», «Дорога новой жизни», «В избе-читальне»). Во многих стихотворениях в центре внимания автора вечный образ Родины и родного края, дороже и прекраснее которого для него нет ничего на свете («Цветущеевремя», «Ушлавесна», «Весенний вечер», «Вечер», «Летний день», «Весна», «Молодые березки» и др.). Не оставляют равнодушными читателей стихотворения, посвященные борьбе за социальное переустройство жизни («Строить и бороться», «Железная сила», «Путь Октября», «Борьба не закончилась»).

В поэзии А. Зинькова, как и в творчестве других мордовских поэтов 1930-х гг., нашли отражение наиболее характерные явления и события общественной и личной жизни людей. Не случайно его стихи полны любви к Родине, в них

воспевается деятельность человека в условиях коллективного труда в колхозном поле или на заводе. Стихи отличаются стройной композицией, оригинальностью поэтических находок, новаторским использованием традиций фольклора родного народа и русской классической поэзии. Им свойственны жизнеутверждение, вера в безграничные возможности человека, чувство ответственности за судьбу родного народа и страны. Стихи насквозь пронизаны оптимистическими мотивами. Поэт экономно и умело пользуется изобразительно-выразительными средствами, создавая грустное или радостное настроение.

Центральным произведением в творчестве А. Зинькова является «Баллада сисем алядо» («Баллада о семи молодцах», 1939 г.), посвященная Гражданской войне. Она ознаменовала переход поэта от схематичности и риторичности к углубленному сюжетному повествованию, изображению исторических событий и конкретных героев.

«Баллада о семи молодцах» состоит из трех частей. В первой поэт знакомит читателя с «молодцами»:

Был знаком им голод лютый

И тяжелый труд.

По спине гулял согнутый

Барский злобный кнут [1, с. 122].

После революции «семь молодцов» добровольно ушли из родных мест и встали на защиту Отечества. Здесь же поэт рассказывает об их героических делах:

Беспощадно били белых Семеро орлов,

Семь друзей могучих, смелых, Светлых семь голов [1, с. 120].

Во второй части произведения повествование принимает тревожный характер. Используя разнообразные поэтические средства, автор готовит читателя к трагической развязке:

Повели враги облаву На друзей, бойцов, Окружили лес над Равой,

Взяли их в кольцо [1, с. 120].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Семеро молодцов» бились не щадя своей жизни: «посылали пули метко, били по врагам». Когда погиб командир, они продолжали сражаться:

Бились шесть друзей отважно,

Не жалея сил.

И последней пулей каждый

Сам себя сразил [1, с. 121].

В третьей части поэт прославляет героев Гражданской войны, утверждает непобедимость народного дела, неистощимость народных сил:

Пели сосны вековые Хором песнь свою: Пусть одних убьют, другие

Сменят их в бою [1, с. 122].

Поэт не индивидуализирует героев, не называет их имена, а, наоборот, показывает обобщенные образы представителей народа, в которых воплощаются стойкость и самоотверженность его бесстрашных сынов, совершающих подвиги во имя Отечества.

В 1941 г. А. Зиньков закончил Московский энергетический институт и был призван в ряды действующей армии. Направленный в первые дни Великой Отечественной войны на фронт, в 1943 г. он погиб на Курской дуге.

К сожалению, художественное творчество поэта не успело развернуться в полной мере. Тем не менее имя тонкого лирика, певца индустриализации и коллективизации прочно вошло в историю мордовской литературы. Его произведения, овеянные героикой времени, не утратили своего значения до сих пор и служат ярким примером того, как надо откликаться на события прошлого и современности.

Пока мало что известно о творчестве мордовского поэта Андрея Матвеевича Сафронова (Юргая, 1911 — 1942 гг.). Он погиб во время Великой Отечественной войны, оставив читателям всего один сборник стихов — «Цецяв шка» («Цветущее время»). А. Сафронов писал преимущественно для детей, поэтому в мордовской литературе известен прежде всего как детский поэт, сыгравший известную роль в становлении малых жанровых форм детской поэзии.

Родился А. Сафронов в селе Азрапи-но ныне Шемышейского района Пензенской области в большой крестьянской семье. Отец, Матвей Иванович, и мать, Анна Алексеевна, воспитали семерых детей: Варфоломея, Василия, Андрея, Ивана, Ана-

стасию, Елизавету и Петра. Несмотря на то, что родители были безграмотными, они старались дать детям образование. Варфоломей, Василий, Андрей и Елизавета закончили педагогические училища и стали учителями. Иван учился в педагогическом институте, а Петр — в речном техникуме. Пример семьи Сафроновых еще и еще раз убеждает в том, какую важную роль в становлении национальной интеллигенции в 1930-е гг. сыграли педагогические училища.

Окончив четыре класса в родном селе, А. Сафронов поступает учиться на подготовительное отделение Петровского мордовского педагогического техникума. По словам сестры, Анастасии Матвеевны, он был способным, прилежным учеником, серьезно готовился стать учителем начальных классов. В педтехникуме он посещает литературный кружок, организованный И. П. Кривошеевым. В 1932 г. А. Сафронов поступил в Мордовский педагогический институт им. А. И. Полежаева. В это время в Саранске открылось Мордовское книжное издательство, создавались детские литературно-художественные журналы «Якстерь галстук» («Красный галстук») — на мокшанском и «Пионе-рэнь вайгель» («Голос пионера») — на эрзянском языках. А. Сафронов становится их постоянным автором. Вместе с ним на страницах этих изданий печатались известные писатели 3. Дорофеев, И. Кривошеев, Ф. Чесноков, С. Врагов, Я. Григошин, В. Ардеев, П. Левчаев и др.

По окончании педагогического института А. Сафронов был направлен учителем русского языка и литературы в ду-беискую среднюю школу. По воспоминаниям известного мордовского писателя А. С. Щеглова, А. Сафронов развил в Ду-бенках бурную деятельность [4]. С его приходом оживилась художественная самодеятельность: на сцене сельского клуба были поставлены спектакли «Любовь Ярова я» К. Тренева, «На дне» М. Горького, «Лес» А. Островского, «Ташто кой-сэ» («По старинке») К. Петровой. Вокруг себя А. Сафронов собрал талантливую молодежь, среди которой многие пробовали свои силы в литературе. Он орга-

низовал литературный кружок, выпускал рукописный журнал с произведениями начинающих писателей. В гости к нему часто стали приезжать известные мордовские писатели Я. Григошин, И. Кривошеев, а также А. Мартынов, А. Моро и др.

В свободное от работы время А. Сафронов записывал произведения мордовского устного народного творчества, бытующие в Дубенском районе. С этой целью он побывал во многих селах. Неизгладимое впечатление на него произвел могильник древней мордвы — Ош пандо, и у него зародилось желание написать поэму об этом историческом памятнике. Но планам не суждено было сбыться. В 1939 г., накануне Великой Отечественной войны, он был призван в армию, а оттуда — на фронт. Погиб А. Сафронов в январе 1942 г.

Работа в школе, глубокие знания детской психологии дали А. Сафронову богатый материал для решения вопросов воспитания подрастающего поколения. В 1939 г. в Мордовском книжном издательстве выходит книга стихов поэта «Цецяв шка» («Цветущее время»), посвященная детям. Всего в этот сборник вошло двадцать семь лучших стихотворений поэта, которые являются лучшими образцами мордовской детской литературы.

Тематически сборник можно разделить на две части: в первую вошли произведения о природе, животных, птицах, во вторую — о детях, их забавах и учебе в школе. Конкретностью поэтических образов, простотой и выразительностью материала отличаются стихотворения «Тун-до» («Весна»), «Тундонь пиземе» («Весенний дождь»), «Норовжорч» («Жаворонок»), «Вирьсэ» («В лесу»), «Ёлкине» («Елочка»), «Телень валксе» («Зимнее утро»), «Шарик», «Вашине» («Жеребенок»), «Каткине» («Котенок»), «Мастерскойсэ» («В мастерской»), «Ваня» и др. Так, в стихотворении «В мастерской» в яркой доступной форме поэт рассказывает о том, как школьники овладевают столярным делом, поэзией веселого и радостного труда. Написанное лирично и задушевно, оно по форме несколько напоминает известное стихотворение В. В. Маяковского «Кем быть?» А. Сафронов умело

владеет изобразительно-выразительными средствами и метафоричностью родного языка. Так, молотки у него «играют в руках детей», «рубанок, словно кораблик, плавает по липовой доске», «ароматно пахнут свежие стружки». По тематике к этому стихотворению близки «Учеба», «В лагере» „ «На катке» и др.

Особенно выразительны стихи, посвященные животным. В них поэт стремится передать теплое отношение детей к «меньшим братьям». Так, в стихотворениях «Шарик», «Жеребенок», «Котенок», «Кудрявый ягненок», «Ежик», «Петушок» поэт показывает трепетное отношение детей к животным. Отличительной особенностью этих произведений является краткость, образность и конкретность изображения, что позволяет поэту завоевывать детские сердца, воспитывать любовь и уважение ко всему живому. В небольшом стихотворении «Шарик» он рисует заботу мальчика о заболевшем щенке. Труд мальчика не пропал даром. После выздоровления щенок становится его верным и надежным другом. В произведении «Кудрявый ягненок» автор вводит читателя в мир сельских пастухов, неизменными помощниками которых были ребята.

Большой популярностью пользуются стихотворения, посвященные раскрытию взаимоотношений детей в школе и дома. В них поэт поднимает сложные морально-нравственные проблемы. Так, в стихотворении «Ваня» он рассказывает о трусливом мальчике, который боится по вечерам даже шороха кустов. В стихотворении «Миша-пограничник» он умело и тонко описывает детскую психологию. Пятилетний мальчик Миша мечтает стать пограничником. Несмотря на возраст, он уже умеет ходить в «дозор», стрелять из игрушечного автомата. В заключительных строках поэт выражает надежду, что из него вырастет хороший защитник Отечества. В стихотворении «В лагере» рассказывается, как дети не только отдыхают, но и занимаются полезным делом — собирают лекарственные травы, так необходимые больным людям. Идея этого произведения очень проста: учеба и труд стоят рядом, а совместная работа укрепляет дружбу и взаимопонимание детей.

Глубоко лиричны пейзажные стихотворения поэта. В сборнике их больше всего. Это стихи о временах года и явлениях природы: «Весна», «Весенний дождь», «Прощай, зимушка-зима!», «Дождик»; о красоте окружающего мира: «Ручеек», «Березка», «В лесу», «В саду» и др. Так, тонким лиризмом наполнены строки стихотворения «Ручеек»:

По камешкам бежит вода.

Зачем, зачем, куда, куда?

Бежит всю ночь, бежит

весь день,

Как колокольчик, тень-

тень-тень.

А чем не нравится ей

здесь?

И берег есть, и солнце

есть.

К чему ж она стремиться? —

Чтоб в речку превратиться...

Не менее образно, ярко и доступно написано стихотворение «Дождик»:

Дождик, дождик, лей

• смелей, Тонких струек не жалей, Золотистый, серебристый, Вымой травку чисто-чисто, Вымой ветку тополям, Напои водой поля, Пробеги легко-легко Далеко-далеко. А потом вернись к окошку

И пролейся мне в ладошку.

А. Сафронов хорошо знал богатое мордовское устное народное творчество, особенно детский фольклор. Не случайно отдельные его стихотворения представляют собой переработку произведений детского фольклора. Они легки и доступны детям. Автор умеет проникнуть в детскую психологию. Ему удается избегать идеологизации и назидательности. Стихи основаны на кристально чистой народной морали, отличаются высокой культурой слога и мысли.

Кроме детских стихотворений А. Сафронов успел написать несколько произведений для взрослых. Так, в 15-м и 16-м номерах журнала «Сятко» («Искра») за 1933 г. были опубликованы его стихотворения «Сырнекс сырежди» («Золотом блестит») и «Палы тюремань толсо» («Жаждет борьбы»). В первом стихотворе-

нии поэт выражает искреннюю гордость успехами в коллективном труде, а во втором показывает классовую борьбу в деревне во время коллективизации сельского хозяйства.

В 1964 г. на родине поэта побывал мордовский писатель Е. И. Пятаев. В стихотворении «У берегов Уза-реки» он рассказывает:

Есть места вокруг Мачкасов,

Их зовут зеленый гай.

А над ними грустной трассой

Мчатся птицы в теплый край.

Здесь, по этой вот излуке,

Шел Юргай и стих не тих.

Запах трав и леса звуки

Он для песен брал своих [1, с. 186].

Не написана пока еще полная биография А. М. Сафронова (Юргая), не собрано воедино и не издано на русском языке его творческое наследие. Но стихи поэта, не вернувшегося с войны, навечно останутся в памяти благодарных потомков.

В мордовской литературе довоенного периода успешно выступал и Петр Дмитриевич Кономанин (1913 — 1944 гг.). Как и А. В. Рогожин, А. Ф. Зиньков, А. М. Сафронов, он успел издать только один поэтический сборник. Несмотря на это, его знают читатели, а отдельные произведения стали хрестоматийными и уже несколько лет изучаются в национальной школе.

Родился будущий поэт в селе Кель-дюшево Болынемаресевского уезда Нижегородской губернии. С восьми лет он начал учиться в Кельдюшевской начальной школе, после успешного окончания которой пришел на подготовительное отделение Лукояновского педагогического техникума, В техникум Петр поступил с желанием больше узнать об истории и культуре родного народа и в то же время стать образованным человеком. В 1930-е гг. эти учебные заведения были своего рода кузницей не только педагогических, но и писательских кадров для молодой мордовской литературы. Так, Малотолкай-ский педагогический техникум закончили И. К. Инжеватов, П. С. Кириллов, Д. С. Ку-ляскин, А. М. Сафронов; Саранский пед-техникум — М. А. Бебан, И. С. Брыжин-

ский, Я. М. Пинясов, Г. А. Пьянзин, И. Н. Прончатов, С. С. Ларионов и др. Все они впоследствии стали известными писателями.

П. Кономанин учился прилежно, особенно большой интерес проявлял к русской литературе, с увлечением читал каждый номер газеты «Якстере тенгге» («Красная звезда»). На страницах этой газеты он познакомился с поэтическими и прозаическими произведениями А. Моро, И. Кри-вошеева, П. Глухова, Я. Григошина, Ф. Чес-нокова, А. Куторкина.

Проработав несколько лет в школе, П. Кономанин решил попробовать себя в журналистике, откуда пришли в литературу многие мордовские писатели. Он становится литературным сотрудником луко-яновской районной газеты «Вейсэнь эря-мо» («Коллективная жизнь»). Работа в ней отнимала много времени и требовала полной самоотдачи при подготовке материалов в печать. Здесь П. Кономанин осваивает газетные жанры корреспонденции, информации, зарисовки и очерка. Он встречается с людьми, изучает их характер, учится просто и доступно излагать свои мысли. Кроме публицистических материалов он пишет и художественные произведения. Многие его стихотворения, впоследствии включенные в первый поэтический сборник, были опубликованы на

страницах лукояновскои газеты.

Ободренный успехом первых публикаций, П. Кономанин высылает несколько стихотворений («Якстере знамя» («Красное знамя»), «Эйкакшт школасо» («Дети в школе»), «Пастух Федя») в общемор-довскую центральную газету «Якстере теш-те» («Красная звезда»). Они свидетельствовали, что в мордовскую литературу входит поэт, произведения которого отличаются острой социальной направленностью и злободневностью. Ему советовали больше писать на родном языке о том, что он видел и пережил, учиться у классиков русской литературы и фольклора родного народа.

В 1934 г., будучи сотрудником Учпедгиза, П. Д. Кономанин готовит в печать не только учебники для мордовских наци-

ном издательстве выходит сборник его стихов «Изниця вий» («Побеждающая сила»). Тематически он состоит из двух частей: в первую включена гражданская, а во вторую — патриотическая лирика поэта. Среди стихов гражданской тематикой отличаются «Красное знамя», «Под Новый год», «Ударнаясила», «Победитель» и др. В этих произведениях в яркой и доступной форме поэт рассказывает о гражданском долге людей, их повседневных делах на благо родной страны. Так, в стихотворении «Ударная сила» он показывает колхозников во время уборки урожая, раскрывает радость коллективного труда. В стихотворении «В поле на работу» П. Д. Кономанин воспевает кол-

и

хозную деревню с урожаиными полями, труд колхозников на полевых работах в период весеннего сева.

В сборник вошли и стихотворения, посвященные детям. Большой удачей автора следует считать такие произведения, как «Дети в школе», «Маленькие чапаев-цы» и др. Стихотворение «Маленькие

о

и

опальных школ, но и первый поэтическии сборник. В 1938 г. в Мордовском книж-

чапаевцы» и сейчас изучается в младших классах мордовских национальных школ. Оно пронизано любовью к легендарному герою Гражданской войны В. И. Чапаеву. Восхищаясь его героизмом, мордовские дети и сейчас в игровой форме пытаются воссоздать обстановку того времени. Используя развернутую метафору, яркие эпитеты и богатые олицетворения, поэт мастерски создает картину, как дети смело «идут в бой» с «шашками на боку», «рубят» дикорастущие растения. Легендарный Чапаев надолго остался в памяти многих поколений детей.

Вторая часть сборника озаглавлена «Родинанть ванстомазо» («Служить Родине»). Стихотворения, включенные в нее, отличают тревожные интонации. Чувствуя неспокойность обстановки накануне Великой Отечественной войны, поэт специфическими изобразительно-вырази-тельными средствами стремится призвать всех, особенно солдат, быть бдительными, зорко охранять от происков врага границы нашей Родины. Так, в стихотворении «Не удалось» он показывает, как часовой разоблачает неудачную вылазку диверсанта, попытавшегося перейти границу. В

стихотворении «Родину люблю» поэт признается в высоком чувстве к Родине, за которую, «если потребуется, готов отдать самое дорогое, свою жизнь». Не случайно рефреном звучат слова «Родину свою люблю я». В эту же часть сборника вошли стихотворения «Сила ударного труда», «Победитель», «Танкист» и др., в которых повествуется о боевых и трудовых традициях мордовского народа.

Для поэзии П. Д. Кономанина последних лет характерна философичность лирики. Его раздумья о жизни и взаимоотношениях человека и природы полны оптимизма. Восхищаясь ширью родной земли, в стихотворении «Наше богатство» поэт пишет:

Взгляни, мой друг: какая воля! Взгляни внимательно вокруг: Как море, разметалось поле, Как небо, распростерся луг. Огромный бор тенист и росен, Просторно птицам и зверям. С ружьем идешь меж рослых сосен И словно вырастаешь сам. Тебя земные ждут глубины, В них заключен бесценный клад: Железо, уголь, нефть, рубины

Лишь для тебя они таят.

Богата родина морями, Не счесть в ней полноводных рек. Везде умелыми руками Возьмет богатство человек. Ты выбирай по праву дело И знай: вознаградит сполна Твой труд, и честный и умелый,

Дарами щедрая страна [1, с. 118].

Экспозиция стихотворения, состоящая из лаконичной, но выразительной пейзажной зарисовки, заставляет задуматься о сохранении красоты природы. По мысли поэта, люди должны разумно пользоваться природой. Свое мнение он выражает в живых, конкретных образах, волнующих читателя, вызывающих раздумья, и призывает встать на защиту красоты и богатств родной земли.

В 1930-е гг. П. Д. Кономанин, как и

L

многие другие поэты, делает попытки создать эпическое произведение крупного плана. Он осваивает жанр национальной поэмы. В сборник «Побеждающая сила» вошла его поэма «Комсомолец Важдаев», которая, к сожалению, осталась незакон-

ченной. Но тема, поднятая в ней, была злободневной. Автор стремился показать характер классовой борьбы в деревне во время коллективизации крестьянских хозяйств. К решению этой проблемы он подошел смело не только с классовых, но и с общедемократических позиций, чем и обусловлено место и роль этого произведения в мордовской литературе 1930-х гг.

Поэма «Комсомолец Важдаев» была первой смелой» попыткой П. Д. Кономанина отразить сложные процессы 1930-х гг. Эту сложность автор осмысливает не столько через открытые классовые конфликты, сколько через внутреннюю борьбу в душе человека. Наиболее удался ему образ кулака Кузьмы Сырцо-ва. Коллективизацию и глубокие изменения, связанные с ней, он встретил крайне враждебно. Неодолимым ходом нового Сырцов внутренне надломлен, но вступает в колхоз и исподтишка пытается подорвать экономику колхоза, дезорганизует производство вместе с бывшим заключенным Филиппом Пекшовым, делает покушение на активистов колхозного дела. Они совершают подлую вылазку — убивают комсомольского вожака Ивана Важда-ева.

Сюжет поэмы обусловлен самой жизнью , события и конфликты воспроизводятся всесторонне, с их светлыми и теневыми сторонами. Эпические картины труда перемежаются эпизодами из народного быта, полными юмора, насыщенными лирическими интонациями и описаниями. Все это ярко воссоздает жизнь и поведение людей, их настроение и общий пафос, свойственный начальному этапу складывания новых отношений на селе. П, Д. Кономанин показывает и внутренние противоречия, возникавшие в социально родственной среде. Он подчеркивает, что новые нормы морали и этики приживались отнюдь не безболезненно. Для их утверждения требовались настойчивость и разумная строгость. Следует отметить, что П. Д. Кономанин не смог избежать определенного налета натуралистичности в изображении народного быта, формалистических элементов в развитии сюжета.

В поэме немного действующих лиц. Поэтому удались тонкие психологические наблюдения, поэтическое проникновение в мир человеческой души, переживаний. Важное открытие П. Д. Кономанипа-эпи-ка заключалось в том, что образы героев даются не статично, а в развитии чувств и настроений. Автор еще не раскрывает эволюции характеров, но изменение настроения, переход от одного чувства к другому, от одной фазы переживаний к последующей постигнуты им вполне.

Таким образом, поэма «Комсомолец Важдаев» явилась новым шагом в творчестве П. Д. Коиоманина. Это проявилось в сосредоточенности сюжета, слитности и стройности композиции, отвечающей идей-но-эстетическому заданию, непосредственном слиянии лирического и эпического и,

наконец, в глубокой народности произведения, органическом восприятии народного взгляда на события, что отразилось непосредственно в стиле и художественных приемах изображения.

Интересна жизненная и творческая судьба литераторов-фронтовиков. За сравнительно короткий срок они оставили свой след в мордовской литературе как талантливые поэты, прозаики, драматурги. Рассматривая их произведения, убеждаешься в том, что они были одаренными художниками, полными творческих планов. Война прервала их творчество, но темы и проблемы, поднятые ими перед войной, успешно продолжает современная молодежь: А. Арапов, Н. Ишуткин, Р. Кемайкина, Л. Орлова и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антология мордовской поэзии / Сост.: В. А. Гадаев, Г. И. Горбунов, М. С. Моисеев. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. 496 с.

2. История Великой Отечественной войны Советского Союза .1941 — 1945 годов: В 6 т. М.: Воениздат, 1962. Т. 4. 735 с.

3. Машканцев П. Поэт и воин // Сов. Мордовия. 1979. 6 окт.

4. Щеглов А. С. Андрей Юргай: Вал ялгадо // Эрзянь правда. 1970. 28 июля.

Поступила 13.06.02.

ЛИРИКА ИВАНА ПРОНЧАТОВА

Ю. Г. АНТОНОВ, кандидат филологических наук

Судьба неординарного человека и очень требовательного к себе поэта И. Прончатова полна загадок и противоречивых фактов. «Такого, непохожего па других, человека я не видел, — пишет Г. И. Горбунов, — его жизненный путь был усыпан колючими шипами, острыми камнями, воронками от снарядов. Были па ней падения и взлеты, радость и печаль, удачные находки в поэзии и потеря веры во многое» [2, с. 86].

Родился И. Пропчатов 18 марта

1918 года в селе Лобаски ныне Ичалков-ского района Мордовии. Обстановка в родительском доме с детских лет воспитывала в будущем поэте самостоятельность, трудолюбие, независимый характер. Примером служил отец, Николай Алексеевич, прошедший Гражданскую войну в составе Первой конной армии. От матери, Раисы Алексеевны, знавшей много произведений родного фольклора, маленькому Ивану передалась любовь к слову, поэзии.

Уже на школьной скамье И. Пронча-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Ю. Г. Антонов, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.