Научная статья на тему 'Творчество Л. П. Кирюкова в педагогической практике учебных заведений Мордовии'

Творчество Л. П. Кирюкова в педагогической практике учебных заведений Мордовии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество Л. П. Кирюкова в педагогической практике учебных заведений Мордовии»

Музыкальная культура финно-угорских народов

321

ность первоисточника, а театрально-сценическое воплощение сочинения может сопровождаться игрой на традиционных народных инструментах: фаме, гарзе, шавоме, бубне.

В обработках и аранжировках обнаруживается новаторский характер творчества композиторов Мордовии, профессионально синтезирующих традиционные и современные средства музыкальной выразительности, а народные песни в исполнении детей предстают как многогранное явление в поликультурном музыкальном пространстве республики.

Е. В. Герасимова,

старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Творчество Л. П. Кирюкова в педагогической практике учебных заведений Мордовии

Л. П. Кирюков — первый национальный композитор, собиратель и исследователь мордовского фольклора, хоровой дирижер, педагог, музыкальный общественный деятель. С его именем связано зарождение и становление профессиональных музыкальных традиций, мордовской композиторской школы, музыкального образования, исполнительства и просветительства. Образцы его театральной, камерно-инструментальной, вокальной и хоровой музыки, введенные в образовательный процесс, педагогически целесообразны. Особенно важны они в музыкально-эстетическом, нравственном воспитании молодежи, ее приобщении к истории и культуре мордовского народа.

Музыка Л. П. Кирюкова вводит слушателей и исполнителей в мир народного музыкального творчества, сольного и ансамблево-хорового исполнительства, народных игр, плясок и театрализаций, обрядов и праздников. Ярко и гармонично произведения композитора воспринимаются в контексте современного поликультурного пространства России и зарубежья и способствуют выявлению диалоговых связей финно-угорских, славянских и тюркских этносов, воспитанию уважительного отношения к искусству других народов.

Введению творчества Л. П. Кирюкова в концертно-ис-полнительную и художественно-педагогическую практику способствовало издание его записей, обработок и аранжировок народных песен, а также авторских сочинений в

322

Круглый стол

нотных собраниях 30—60-х гг. ХХ в. («Мокш-эрзянь морот», «Мокша-мордовские песни» и др.). На рубеже ХХ—ХХ! вв. изданы сборники «Хоровые произведения», клавир музыкальной драмы «Литова», цикл «Одиннадцать фортепианных миниатюр», ряд учебно-методических пособий, содержащих избранные произведения композитора1.

Расширению научной и методической базы музыкального образования способствовали появившиеся в советское время грампластинки и фонозаписи музыки Л. П. Кирюкова. Большую роль в пропаганде творчества композитора играют мордовская музыкальная фольклористика и музыковедение, творческие коллективы, певцы и музыканты-инструменталисты, художественная самодеятельность. Творчество композитора составляет содержательную часть национально ориентированного обучения в образовательных учреждениях Мордовии всех типов.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе. Саранск, 2004. 424 с.; Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов: учеб. материалы для студентов пед. факультета / сост. И.С. Кобозева. Саранск, 1990. Ч. II. 57 е.; Гулая Т.Н., Исаева С.А. Полифонические произведения композиторов Мордовии: педагогический репертуар. Саранск, 2007. 43 с.

Э. Н. Киласония,

доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат искусствоведения

Музыкальный фольклор как средство воспитания детей

В настоящее время возрождается интерес к музыкальному фольклору, который всегда был средством духовного воспитания личности. Фольклор — не статичное искусство, а подвижное явление. При каждом новом звучании рождается оригинальный вариант исполнения той или иной песни, наигрыша. Изустность фольклора предполагает его варьированность, импровизационность, что становится важным выразительным средством. Синкретизм фольклора подразумевает органичное соединение музыки (вокальной и инструментальной), поэзии, танца и других видов искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.