Научная статья на тему 'Творчество Картье-Брессона. Взаимосвязь живописи и фотографии'

Творчество Картье-Брессона. Взаимосвязь живописи и фотографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
446
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество Картье-Брессона. Взаимосвязь живописи и фотографии»

Творчество Картье-Брессона. Взаимосвязь живописи и фотографии

Е.И. Виноградова,

студентка группы ДГ-6-1

КАРТЬЕ-БРЕССОН, АНРИ (Cartier-Bresson, Henry) - французский фотограф, один из выдающихся фотографов XX века, фотохудожник, отец фоторепортажа и фотожурналистики.

«В прошлом, настоящем и будущем ничего не было и не будет без своего решающего момента»

Кардинал Ретц

Матерью Анри была Марта Ле Вердьер (девичья фамилия), а отцом - Андре Картье-Брессон. Двойная фамилия отца, впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити. 22 августа 1908 года у Марты и Андре Картье-Брессонов рождается первенец. В память о дедушке будущего фотографа с отцовской стороны, Анри Картье, мальчика (старшего из пяти детей) назвали Анри. Живописью он интересовался с юности. В декабре 1913 Анри познакомился со своим дядей Луи, художником, который ввел его в мир искусства. К сожалению, дядя умер в 1915, но Анри продолжал следовать его советам. Он учился в ателье художника Андре Лота. Выдающаяся фотография Картье-Брессона во многом обязана его образованию как художника и графика. В 1930 году, после начала обучения живописи и графике, он отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решил посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили несколько снимков, сделанных Эженом Атже и Андре Кертесом, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи в 1929 или 1930 году, на котором

изображены трое чернокожих людей, голышом бросающихся в волны озера Танганьики (Танзания). Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно писал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!»

Искусство фотографии всегда ставилось Картье-Брессоном ниже занятий живописью или рисунком. Нередко художник удостаивал его весьма резких замечаний «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества - это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается». Для решающего момента, не только пойманного, но и эстетично зафиксированного, необходима большая чувствительность и понимание природы человека, которыми Анри Картье-Брессон обладал в высочайшей степени. В 1952-м году словосочетание «решающий момент» сделалось названием его книги. Фотография для него - это разведка, поиск в реальности органического соединения ритма поверхностей, линий и значения происходящего события. Глаз определяет сюжет, а камера должна просто сделать свою работу - зафиксировать на пленке решение, принятое глазом. Чтобы сюжет развился во всей своей полноте, соотношения формы (элементы композиции) должны быть установлены абсолютно точно, со скрупулезной тщательностью. Основная работа над композицией начинается с расположения фотоаппарата в пространстве, по отношению к объекту. Фотографическое изображение создается мгновенно, за один раз и композиция в фотографии - это моментальное и одновременное объединение визуальных элементов в их неразрывной взаимосвязи, но эта взаимосвязь не возникает просто так, для этого нужна необходимость, и поэтому сюжет, содержание нельзя отделять от формы. Фотографирование - это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении.

Глаз фотографа должен постоянно измерять, рассчитывать и оценивать то, на что он направлен. Фотограф изменяет перспективу легким сгибанием коленей, приводит элементы к совпадению перемещением головы на доли миллиметра, но все это происходит на уровне рефлексов, что, впрочем, и к счастью удерживает нас от того, чтобы заснять нечто искусственно красивое. Фотограф компонует кадр почти в тот же самый момент, когда нажимает на спусковую кнопку и от того насколько правильно будет расположен фотоаппарат по отношению к

объекту, в тот ли момент будет нажата кнопка, и зависит, получится снимок или нет.

Форма мышления Брессона контрастна. Дуализм в понимании мира отражается в его подходе к фотографии: подобно тому, как он пытается найти единство между субъектом и объектом, внутренним и внешним миром, Брессон объединяет фотографическое содержание с формой, взаимоотношения во времени со взаимосвязями на изобразительной поверхности. Он учитывает оба эти основные условия фотоизображения и находит точку, в которой оба находятся в равновесии. Его понимание фотографии - где-то в середине между пониманием, делающим ударение на изобразительность, и пониманием, подчеркивающим временный характер фотографии и ее подлинность. В творчестве Брессона обе эти стороны объединены. Может быть, именно поэтому оно вызвало такой горячий отклик у зрителя и нашло столько последователей. Для большей части снимков репортажного характера работы Брессона являются прообразом. Об уникальной реакции, удивительном таланте и необычных методах работы Анри Картье-Брессона до сих пор ходят легенды. Широко прославилась «невидимость» фотографа - его модели в большинстве и не подозревали, что их снимают (для маскировки Картье-Брессон заклеивал блестящие металлические части своего фотоаппарата черной изолентой).

Лучшую теоретическую работу о Брессоне написал сам Брессон. Это книга под названием «Образ по-быстрому», в которой автор формулирует свое отношение к основным проблемам фотографии, свои творческие принципы. Размышления Брессона так же, как и его творчество, выражают собой направление, формировавшее современную фотографию, поэтому они выходят за личные границы и становятся действительными для всей области фотографии и искусства в целом.

Анри Картье-Брессон умер 2 августа 2004 года в Иль сюр ля Сорт, небольшом городке на юге Франции, не дожив нескольких недель до своего 96-летия. Фотограф был похоронен на частном кладбище этого города.

Библиографический список

1. Montier, Jean-Pierre. Henri Cartier-Bresson and the artless art,

1995.

2. Анри Картье-Брессон. Воображаемая реальность, 2010.

3. Николай Надеждин. Решающий момент, 2011.

4. Great Photographers, из серии The Library of Photography,

1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.