предсказуемости своего «Я», а также снижению обвинений в адрес собственного «Я» и повышению удовлетворенности своим настоящим, открытости новому опыту, уверенности в себе и доверия к окружающему миру.
3. Структура самопонимания старших подростков характеризуется дифференцированностью, целостностью, иерархичностью, конкретизированностью, связанностью представлений и переживаний самих себя. Молодые люди 14-16 лет понимают свою индивидуальность. Они положительно и целостно относятся к себе, принимая себя со всеми своими достоинствами и недостатками. У них последовательно осмысляется, конкретизируется и иерархизируется система знаний о себе, расширяются и углубляются представления и переживания себя.
4. Внутри старшего подросткового возраста прослеживается динамичность проявления самопонимания. Наиболее интенсивно самопонимание развивается у подростков 15-16 лет. Их представления и переживания себя более глубоки, насыщены и иерархичны, а взаимосвязи самопонимания со структурными компонентами самоактуализации и самоотношения личности более выражены и значимы, в сравнении с подростками 14-15 лет.
Литература
1. Агафонов А. Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2010. 18 с.
2. Кайгородов Б. В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии, 1997. № 1. С. 129-132.
3. Монахова И. А. Психологические особенности самопонимания в старшем школьном возрасте. Автореф. Дисс. канд. пс. наук. М., 2002. 35 с.
4. Романова О. В. К вопросу о проблеме самопонимания личности // Гуманитарные исследования. Астрахань. АГПУ, 2011. № 1. С. 18-23.
Творчество как медитация Слесарева А. А.
Слесарева Анастасия Александровна / Slesareva Anastasia Alexandrovna — магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о том, что является основой любого творчества. Разобраны два основных вида творчества - объективное и субъективное. Проведён сравнительный анализ между медитацией и объективным творчеством.
Abstract: in the article the question of what is the basis of all creativity. Collated two main types of work - objective and subjective. The comparative analysis between meditation and objective creativity.
Ключевые слова: субъективное творчество, объективное творчество, творчество как медитация.
Keywords: subjective creativity, objective work, work as meditation.
Истоки творчества уходят глубоко в века, если, например, обратиться к тому же древнеиндийскому искусству плетения мандал или вышиванию славян. Эти разновидности творчества применялись для наведения порядка в душе человека [1].
Основой любого творческого проявления является самовыражение человека, которое не имеет границ и шаблонов. Конечная его цель - неполучение материального результата, а сам процесс самовыражения. Обусловлено это тем, что люди сдерживают свои эмоции или выражают их на тех, кто слабее них. От этого негативных эмоций становится только больше и с годами они перерастают в различные заболевания. Как бы удивительно это не звучало, но лекарством от этого является творчество.
Д. Садананда в своих учениях пишет о творчестве следующее: «Медитация - это творчество, и творчество - это медитация. Каждый человек несёт в себе частичку вселенной и поэтому каждый человек особенный, даже если не имеет творческих навыков. Он, по сути, есть
| 107 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016
гениальное создание, которое закопало в себе эту гениальность под слой разума. Если человеку удаётся раскопать в себе её, то он обретает счастье.
Если человек увлекается творчеством, то он занимается поиском настоящего [2]. Такие люди являются искателями истинной красоты. И поэтому нет различий между йогом, занимающимся медитацией, и художником, создающим красоту, ведь они заняты одним и тем же - поиском истины».
Всё искусство можно поделить надвое - 99% искусство субъективное и лишь 1% объективное, которое связано с медитацией.
Понятие «субъективного искусства» относится к большинству творений. Они являются проекцией фантазий и воображений автора, его психоэмоционального состояния [3]. Такой автор изливает себя в творение и не задумывается о том, что будет с тем, кто увидит его произведение. Это искусство можно сравнить с рвотой. Оно помогает автору убрать симптом внутренней душевной тошноты. Однако зритель при виде такого произведения может его наоборот приобрести.
Объективное искусство является противоположностью субъективного. Человеку, создающему его, не от чего избавляться и нечего изливать из себя, он абсолютно чист душой. В такой душе рождается истинная любовь, способная породить истинное творчество.
В Индии есть множество статуй, рядом с которыми просто можно присесть и в полной тишине помедитировать. Они созданы такими, чтобы, смотря на их великолепие и простоту, человек мог сотворить похожее внутри себя в процессе медитации. Эти статуи не имеют лишнего. Они совершенны.
Скульптуры западных стран не такие. Все они несут в себе сексуальность, чтобы смотрящий человек испытывал её внутри себя. Они не возвышают его. Восточные статуи совершенно иные. И причина этого заключается в том, что основой любого искусства является медитация. До того, как приступить к работе, скульптор обучается медитации. Прежде чем поэт, начнёт писать стихи, он учится медитировать. Медитация служит основой любого объективного творчества.
Однако чтобы сотворить истинное блаженство, нужно пытаться создавать его, становиться создателем. Только так человек может стать частью вселенского творчества. Ключ к этому -медитация. Не используя её можно творить, но все созданные произведения необходимо уничтожать, чтобы не заразить случайного человека своим внутренним состоянием.
Можно с уверенностью говорить о том, что объективное искусство есть медитация, субъективное искусство - искусство разума.
Литература
1. Рыжковская Т. Л., Коверзнева И. А., Старовойтова С. В. Основы психологии и педагогики.
Минск.: Изд-во МИУ, 2010. 421 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во Искусство, 2004. 574 с.
3. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 111 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016 | 108 |