УДК 316.752
Л.Ю.Сироткин
ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПОНЯТИЙНОГО КОМПРОМИССА
В статье обосновывается авторский подход к понятиям "творчество", "креативность" и анализу процес-сов ими обозначаемых. Предлагается интерпретация рассмотренных понятий. Проводится соотносительный анализ. Выявляется эвристический потенциал. Утверждается, что креативность интегрирована в творчество в понятийном и процессуальном аспектах. Акцент в анализе творческих процессов переносится на творческое саморазвитие субъектов творчества как созидателей его продукта.
Ключевые слова: творчество, креативность, субъект творчества.
L. Y. Sirotkin ARTS AND CREATIVITY : CONCEPTUAL POSSIBILITIES OF COMPROMISE
The article explains the author's approach to the concepts of "art", "creativity" and the analysis of the processes they denote. Proposed interpretation of the considered concepts. Performed correlative analysis. It reveals the heuristic potential. It is argued that creativity is integrated into creativity in the conceptual and procedural aspects. The emphasis in the analysis of creative processes is transferred to creative self-development of the subjects of creativity as creators of its product.
Keywords: creativity, creativity, creative subject.
В последние четверть века гуманитарное знание в России интенсивно обогащается новыми понятиями, которые претендуют на то, чтобы потеснить (или вытеснить) сложившиеся и распространенные в общественных науках понятия. Не знающий преград (ни законодательных, ни аналитических, ни здравосмысловых) поток языковых и терминологических заимствований (в абсолютном большинстве из англоязычных источников) продолжается, что вполне понятно, объяс-нимо и правомерно. Этот процесс свидетельствует об интеграции отечественного гуманитарного знания в общемировой процесс его эволюции и только приветствуется в силу относительно недавней по историческим меркам закрытости, приведшей гуманитарные науки к упадку, а в отдельных отраслях к заметной деградации, во многом обусловленной отсутствием исторической преемственности разви-тия гуманитарного знания в России ХХ века. Однако то чему мы являемся в большинстве случаев не-мыми свидетелями побуждает к критической рефлексии и обязывает изложить соображения, воз-никшие в ходе соотносительного анализа научных понятий, укоренившихся в отечественных гумани-тарных науках, ставших традиционными и вновь приобретаемых ею. К одному из таких приобретений относится понятие "креативность", которое не является новым для англоязычных читателей, но по-лучившим широкое распространение в русскоязычной среде последних двух деся-тилетий и прочно вошедшим в разговорную речь со множеством смысловых значений и оттенков. Попытаемся просле-дить соотношение понятий "творчество" и "креативность" и процессов ими обо-значаемых.
Творчество как предмет научного анализа обладает своеобразием построения исследовательских моделей, эвристическая ценность которых зависит от того как сам исследователь опре-де-ляет предмет исследования. Традиционное понятие "творчество" имеет множество определений и еще больше признаков, которые лишь оттеняют его смыслообразующие характеристики. Родовым компонентом, определяющим творчество является деятельность (В.И.Андреев, АФ.Лосев, В.Ф.Ов-чинников, АГ.Спиркин и др.). Это положение является общепринятым в отечественных науках как и положение о главном критерии самого творчества и его результатов - новизне. Причем новизна должна быть объективно и социальна значима. Допускается субъективность новизны, которая, од-нако, не имеет общественного значения. Дополняет понимание творчества положение о его под-ражательном характере на начальных этапах. Начиная с подражания (копирования) через твор-ческое подражание и подражательное творчество, оно становится подлинным (В.А.Просецкий).
В англоязычной психологии выделяются следующие типы (группы) определений творчества (Е.Торранс, К.Тэйлор и др.). К первому типу относится понимание творчества с доминантой новизны, независимо от того имеет ли она объективный или субъективный характер. Ко второму типу при-надлежат определения, ориентированные на новый подход к решению проблем и продуцирование чего-то нового в качестве результата. В-третьих, определения, которые включают процессуальную сторону творчества в качестве преобладающей. В четвертых, дефиниции, в которых оказывается задействованным мышление, либо интеллектуальные способности, обеспечивающие творческие достижения путем решения задач.
В пятых, определения, в которых задействованы различные ас-пекты самоактуализации "Я". В шестых, определения,которые формулируются на основе выделения уровней творчества.
В понимании творчества для нас представляет эвристическую ценность его индивидуальный характер и природа, в том числе и как процесса. Вслед за Е.Торрансом мы полагаем, что процес-суальный характер творчества и субъект творчества - взаимообусловливающие творческий процесс явления (8). Однако, в отличие от Е.Торранса, логика которого развивается от творческого процесса к типу личности его осуществляющей, мы убеждены в том, что индивидуально - типологическая характеристика субъекта творчества (личности) определяет и обусловливает творческий процесс, обеспечивая его результативность, соответствующую определенным критериям. К такой логике (хо-тя и содержащейся эмплицитно) восходит и известное толкование творчества Ф.Д.Батюшковым, отраженное в статье "Творчество", которая вошла в Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1). Подобное толкование указывает на приоритет личностного начала в деятельности, выража-ющейся в психическом (творческом) акте или акте творчества. Предложенная нами логика инте-грирует индивидуально - деятельностный и процессуальный аспекты творчества, отдавая приори-тет субъекту творчества (творческой личности). Творческая личность обладает актуальным потен-циалом творчества, включающим потребность в самоактуализации, способности, мотивы, умствен-ную активность, воображение, способы деятельности, посредством которых создается продукт, от-личающийся новизной и обладающий признаками оригинальности, либо претендующий на уни-кальность. Высказанные суждения значительно расширяют понятийные границы творчества. Мы неоднократно аргументировали положение о том, что понятие "творчество" шире понятия "дея-тельность", а творчество осуществляется посредством деятельности, реализуется в том числе в дея-тельности, а сама деятельность является компонентом творчества (4. 5 и т.д.). Утверждение о том, что творчество - это качественное состояние деятельности, выражающее степень созидательных способностей человека игнорирует направленность творческих усилий и моральный критерий оце-нки результатов творческого процесса. Поэтому неслучайно подчеркивается, что не всякая дея-тельность - творчество. Вторая часть утверждения АФ.Лосева о том, что всякое творчество -это деятельность можно отнести к дискуссионным. Авторская позиция по этому вопросу изложена в соображениях относительно индивидуального нормотворчества, составляющего, в частности, ком-понент структуры морального выбора (4). Ограждая себя от участия в дискуссии, весьма неуместной в данных обстоятельствах, позволю сформулировать наши представления о творчестве.
Творчество осуществляется через деятельность, реализуется в деятельности и интегрирует деятельность в собственную структуру. Тем не менее, творческий процесс согласуется с процессом деятельности по ряду структурных признаков (потребности, мотивы, действия и т.д.), что не явля-ется аргументом в пользу идентичности обоих процессов. Описание данных процессов оптимально по признакам сходства - различия.
Творчество представляет собой универсальное качество человека, актуализируемое в ходе разрешения объективного и осознанного противоречия, либо в ходе решения задачи, преодоления затруднений (барьеров), в частности, интеллектуальных. Самоактуализация сопровождается актив-ностью, результатом которой является продукт творческого процесса, обладающий новизной, уни-кальностью, оригинальностью, значимостью, ценностью и направленностью на саморазвитие. Про-тиворечия разрешаются, задачи решаются, затруднения и барьеры преодолеваются посредством творческого акта, объективируясь в котором личность становится субъектом творчества и запускает механизм творческого саморазвития. Акцент переносится с творческого продукта (результата твор-чества) - безусловно важнейшего компонента творческого процесса - на творческое саморазвитие субъектов творчества -участников творческого процесса и созидателей его продукта.Предложенное понимание творчества получило широкую апробацию и солидную экспериментальную доказа-тельность, в частности, на примере творческого саморазвития участников хореографических кол-лективов (2, 3 и т.д.).
Англоязычным аналогом понятию творчества является понятие "креативность", концепцию которой предложили Дж. Гилфорд (7) и Э.Торранс (8). Первоначально креативность рассматривалась как универсальная познавательная способность человека. Это обоснованный подход, так как термин "сгеайу^» дословно переводится как «творческость», т.е. способность к созданию чего -то нового. Далее мы вступаем в пространство полемики, которая задает вектор
последующего дискурса. Словосочетание «творческие способности» употребляется в смысле всего того, что способствует (прямо или косвенно) творчеству. В таком значении термин «креативность» используется для обозначения «общетворческих способностей» (В.Н.Дружинин). Помимо отмеченного значения в современных исследованиях и разговорной речи получили распространение следующие производные: креатив (человек, обладающий творческими способностями), креативная деятельность (деятельность, в которой реализуются творческие способности и проявляется креативность), креативное поле (среда, в которой креативность обусловливает обстоятельства возникновения ситуации), произвольная креативность (осознанно - волевое проявление этой способности), непроизвольная креативность (ситуативное или импульсивное проявление этой способности).
В контексте предлагаемых рассуждений обращает на себя внимание два направления в изучении креативности. Одно развивает когнитивные представления о личности и рассматривает в качестве ее важнейших атрибутов оригинальность, полезность и возможность применения в настоящее время. Другое предполагает изучение креативных личностей, вектор которого составляет: а) анализ их черт и мотивов; б) связь человека и креативности; в) потенциал актуализации креативной личности (Л.Я.Дорфман, Г.В.Ковалева). Полагаем, что анализ общего и особенного в понятийном ряду «творчество - креативность» окажется неполным без рассмотрения взаимосвязи Я и креативности. Здесь стоит отметить следующее. Креативность в меньшей степени является когнитивным навыком, чем генеральной чертой личности (К.Мартиндэйл). Однако, большинство авторов склонны считать, что креативным людям присуще множество черт личности, нередко взаимоисключающих (М.Чихуентмихалин). К чертам креативной личности относят: самодисциплину, отсроченность удовольствия, независимость, терпимость к неопределенности, интеральный локус контроля, склонность к риску, инициитивность и стремление выполнять задания наилучшим образом (Т.Амабайл, М.Коллинз). К наиболее очевидным чертам личности креативных людей относят шизотимию, радикализм, интроверсию и доминирование (Р.Кеттел). Не менее показательна и познавательная типологизация креативных личностей (Ф.Фарли).
Обратим внимание на то, что в интерпретации авторов креативность отождествляется с творческими способностями (способностями к творчеству) человека. Их проявление разнообразно: мышление, чувства, общение и деятельность. Понятие «креативность» используется как характе-ристика личности, продуктов деятельности и процесса их создания. Креативность рассматривается в качестве автономного фактора одаренности и критерия восприимчивости к новым идеям. Научная трактовка креативности коррелирует с его восприятием обыденным сознанием, ориентированным на здравый смысл и употребляющим это слово для обозначения уровня творческой одаренности человека или его способности к творчеству. Несмотря на серьезные научные изыскания и достаточно широкую распространенность, сколь-нибудь единого мнения о существовании креативности как явления не сложилось. Впрочем, это понятие далеко не одиноко в своей судьбе. Тем не менее в характеристике креативности выделим: стиль мышления, склонный к разнонаправленности (дивергентное мышление) и интеллектуальные способности (любознательность, интерес и т.д.). Обратим внимание на дискуссионность толкования связи интеллекта и креативности. Большинство исследователей считают, что креативность и интеллект относительно автономны друг от друга. Неслучайно владение способами обработки информации и ее темп определяют как креативность. Средства диагностики креативности далеки от адекватности, что, вероятно, связано со сложной структурой креативности, в которую включены усвоенные действия, интеллектуальные навыки, жизненные стратегии и т.д.
Предполагается, что креативность заложена не только в познавательной, но и в личностной сфере человека. Иначе каким образом ее формировать и что делать с образовательными учреждениями, ориентированными на обучение креативности? В понимании креативности личностный компонент играет определяющую роль, так как креативность может быть интерпретирована как интеллектуальная функция. В то время как творчество является качеством человека, определяющим его субъектотип. Творческий процесс задает субъекту качественную определенность, которая становится доминирующим фактором его мировосприятия.
Понимание креативности более разнообразно чем понимание творчества. Обобщение, которое будет способствовать конкретизации понятия «креативность», позволяет выделить в
качестве ее основных компонентов следующие: мыслительные способности, позволяющие увидеть или спро-гнозировать появление нового; личностная природа креативности; оригинальность, состоятельность и самостоятельность. Приведенные характеристики являются доминирующими характеристиками личности креативного типа, креативного процесса и творческого продукта. Результатом креативного процесса является создание нового продукта. Креативность (лат. creatio - сотворение, создание) - представляет собой функцию личности, обусловленную комплексом свойств, особенностей и характеристик, среди которых способности к созданию нового принадлежит особая роль.
Эффективность творческого процесса обеспечивается новым результатом. Это в одинаковой степени относится к творчеству и креативности. Что же считать новым? Вопрос о соотношении нового и старого в творческом процессе интерпретируется неодинаково (АН.Аверьянов, А.Б.Геор-гиевский, К.М.Завадский, Л.Т.Левчук, В.В.Орлов и др.). Мы склонны солидаризироваться с требованием рассматривать результат творческого процесса со стороны не только его новизны, но и ценностно - процессуальной стороны, которая позволяет выявить ценность полученного продукта для человека (АС.Канарский). Не вызывает сомнений, что мыслительный акт без нового содержательно - формализованного оформления не может претендовать на креативность и творческость. Для нас важно подчеркнуть, что переход от старого к новому обеспечивает субъект творчества. Без его изменения невозможно добиться нового результата.
Сравнительный анализ структуры и этапов творчества (В.И.Белозерцев, АМ.Матюшкин, Я.А. Пономарев, П.К.Энгельмейер, П.М.Якобсон и др.) и креативности (ААдлер, Р.Кеттел, АМаслоу, Г. Олпорт и др.) предполагает допущение о доминанте интуиции в креативности и преобладании рациональных процедур в творческом процессе. Мы не склонны считать, что в сложном взаимодействии репродуктивного и продуктивного можно с уверенностью говорить об управляемости одного и неуправляемости другого. Поэтому тезис об управляемости репродуктивного и неуправляемости продуктивного вызывает у нас сомнение. Будем иметь ввиду, что «продуктивной деятельности в чистом виде не бывает, как не бывает в чистом виде и репродуктивной деятельности» (В.Ф.Овчинников). Разумеется, субъект творчества достаточно свободно владеет прежними знаниями и опытом. Но это не является убедительным свидетельством неуправляемости продуктивного. Справедливо замечается, что об управляемости продуктивного свидетельствует целеполагание (О.К.Тихомиров) и производные от него. Целеполагание относится в нормативной регуляции, которая задает определенные принципы, правила и операции. Диалектичность творческого процесса определяет общее направление репродуктивной и продуктивной деятельности. Очевидно, что регуляция продуктивной деятельности субъектом творчества имеет специфику и относительна. Для нас важно подчеркнуть, что творческая личность выступает одновременно субъектом управления и исполнения. Благодаря интеграции управленческой и исполнительской деятельности субъект осуществляет творческий процесс. Развитие творчества идет от доминирования репродуктивных действий к постепенному доминированию продуктивных и их оптимальному соотношению: репродуктивные действия достигают зрелости, а продуктивные подчиняют процесс творчества и направляют его на достижение новых результатов. Приведенное обобщение представляется обоснованным и убедительным.
Единицей творческого процесса является творческий акт. Выделяя его признаки исследователи подчеркивают роль интуиции в актуализации творческого акта. Интуиция взаимосвязана с логическим мышлением. Но остается невыясненной природа этой связи. Интуитивные решения относятся к сфере подсознания, а подсознание - предмет спекуляций шарлатанов от науки. Вместе с тем большинство из них склонно считать, что «особые» отношения сознания и бессознательного предполагают: бессознательное ограничивает свою роль в творческом акте порождением творческого замысла и представлением его сознанию. Сознание «доводит» замысел до состояния продукта «готового к употреблению». Приоритетность сознания в творческом акте не может быть поставлена под сомнение, по причине отсутствия веских аргументов. (Интуитивное мышление неформализуемо в принципе. Логика интуиции отсутствует. Если бессознательное не познано, то каким образом оно может выступать в качестве аргумента?). В тоже время креативный акт - интуитивен по своей природе и структурирован в творческий акт равно как креативность интегрирована в творчество.
Креативность определяет новаторский подход во всех сферах человеческой деятельности.
Как способность креативность самодостаточна. (Незначительные корреляции уровней интеллекта и уровней креативности не в состоянии опровергнуть данный тезис). Суждения типа: нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью или -высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот - не более чем красивые фразы. Не останавливаюсь на утверждении -творческого процесса как специфической формы психической активности не существует. Но и эта радикальная формулировка имеет право на существование, так как задает цель поиска аргументов своей несостоятельности.
Как известно, один из основателей концепции креативности положил в ее основу дивергентный тип мыслительных операций, который предполагает познавательную активность в различных направлениях и допускает варьирование путей решения проблемы, что приводит к неожиданным результатам (7). В креативности акцент переносится на восприятие проблемы как компонента твор-ческого акта, не отменяя значимости других компонентов: поиска решения, возникновения и формулировки гипотез, проверки полученных результатов. В творчестве внимание акцентируется на поиске решений, что выступает доминантой творческого акта.
Обратим внимание еще на одно немаловажное обстоятельство. Трактовки креативности крайне разнородны и общи. Например, «теория инвестирования» Р.Стенберга предполагает покупку идей по низкой цене, а продажу - по высокой.
Разумеется, что субъект, промышляющий такой деятельностью, креативен. Однако, творчеством назвать проведение подобных операций не представляется возможным, так как человек лишь проявляет способность идти на риск и не более того. Такого человека достаточно сложно назвать субъектом творчества, несмотря на проявление способности рисковать и готовности преодолевать препятствия на этом пути. Творческая личность обладает весьма специфическими способностями (экспериментальное мастерство, внутренняя зрелость, честность, стремление к развитию и духовному росту и т.д.), которые отличают ее от других людей и придают неповторимость.
Перейдем к обобщениям. Креативность - это проявляющиеся в мышлении, отдельных видах деятельности и типах общения творческие способности человека, которые характеризуют личность и обеспечивают результат ее активности. Креативность определяется восприимчивостью к новым идеям, тогда как творчество ориентировано на создание нового. В целом можно утверждать, что творчество и креативность образуют умственное пространство, в котором разворачивается борьба гипотез. Включенность в это пространство обеспечивается обоснованием одной из них. Изложенные представления позволяют высказать предположение о том, что терминологическим аналогом креативности является оригинальность в значении неподражательности (непохожести, самобытности), т.е. творческости. Семантика слова «оригинальность» вполне соответствует смысловому содержанию термина «креативность» (6, с.639).
Таким образом, креативность интегрирована в творческий процесс. Прикладные характеристики креативности дополняют и конкретизируют сложившиеся представления о творчестве, творческом процессе, творческом акте и субъекте творчества (творческой личности).
Литература
1. Батюшков Ф. Творчество (Электронный ресурс) / 1. Batjushkov F. Tvorchestvo (Jelektronnyj resurs) / Ф.Батюшков // Энциклопедический словарь F.Batjushkov // Jenciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Брокгауза и Ефрона. - Режим Efrona. - Rezhim dostupa:bibliotekar/bet/76. htm. доступа:ЫЫ^екаг/Ьей76. htm. 2. Karimov M.A. Tvorcheskoe samorazvitie uchastnikov
2. Каримов М.А. Творческое саморазвитие samodejatel'nogo horeograficheskogo kollektiva na участников самодеятельного хореографического osnove narodnogo tanceval'nogo iskusstva: Avtoref. коллектива на основе народного танцевального diss. ... kand. ped. nauk / M.A.Karimov. - Kazan', 2013. искусства: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / - 23 s.
М.А.Каримов. - Казань, 2013. - 23 с. 3. Karimov M.A. Tvorcheskoe samorazvitie uchastnikov
3. Каримов М.А. Творческое саморазвитие samodejatel'nogo narodnogo tanceval'nogo kollektiva: участников самодеятельного народного monografja / M.A.Karimov. - Ufa: RIC BashGU, 2013. танцевального коллектива: монография / - 215 s.
М.А.Каримов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - 215 с. 4. Sirotkin L.Ju. Individual'noe normotvorchestvo v
4. Сироткин Л.Ю. Индивидуальное нормотворчество strukture moral'nogo vybora / L.Ju.Sirotkin // Vestnik в структуре морального выбора / Л.Ю.Сироткин // KazGUKI, 2014. - № 4 (2). - S. 37 - 44. Вестник КазГУКИ, 2014. - № 4 (2). - С. 37 - 44. 5. Sirotkin L.Ju. Mladshij shkol'nik, ego razvitie i
5. Сироткин Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание/ Л.Ю.Сироткин, А.Н.Хузиахметов. 3-е изд. - Казань: Изд-во «Матбугат йорты». - 1999. -212 с.
6. Словарь русского языка: В 4 - т./Под ред. А.П.Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. - М.: Русский язык, 1983. - 736 с.
7. Guilford, Y.P. The nature of human intelligence. - N. Y. : Mc-Graw Hill, 1967.
8. Torrance, E.P. Guiding creative talent. - Englewood Cliffs, W. J. Prentice - Holl, 1962.
vospitanie/ LJu.Sirotkin, A.N.Huziahmetov. 3-e izd. -Kazan': Izd-vo «Matbugat jorty». - 1999. - 212 s.
6. Slovar' russkogo jazyka: V 4 - t./Pod red. A.P.Evgen'evoj. 2-e izd., ispr. i dop. T. 2. - M.: Russkij jazyk, 1983. - 736 s.
7. Guilford, Y.P. The nature of human intelligence. - N. Y. : Mc-Graw Hill, 1967.
8. Torrance, E.P. Guiding creative talent. - Englewood Cliffs, W. J. Prentice - Holl, 1962.