УДК: 008
Пушкарев Алексей Владимирович
аспирант кафедры философии и истории науки Башкирского государственного университета dilbar.bach@mail .ru Alexey V. Pushkarev graduate student of department of philosophy and history of science of the Bashkir state university dilbar .bach@mail.ru
ТВОРЧЕСТВО И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
CREATIVITY AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: STATEMENT OF THE PROBLEM
Аннотация. В статье предпринимается попытка постановки проблемы соотношения искусственного и естественного интеллектов в области творчества. Современный компьютер способен решать многие интеллектуальные задачи, часть из которых традиционно считались творческими и подвластными только человеческому мышлению. Автор приходит к выводу, что возможности искусственного интеллекта, обладающего многими преимуществами перед естественным мышлением, ограничены в той сфере, где происходит творение принципиально нового, что относится, в первую очередь, к произведению искусства.
Ключевые слова: мышление, искусственный интеллект, творчество, компьютер, произведение искусства, человеческое мышление.
Annotation. In this paper we made an attempt to pose the problem of relation of artificial and natural human intelligence in the field of creativity. The modern computer is able to solve many intellectual challenges, some of which have traditionally been considered creative and subservient only to human thinking.The author concludes that the possibility of artificial intelligence, which has many advantages over a natural way of thinking, is limited in the sphere, where the creation of a fundamentally new thing happens, which primarily relates to a piece of art
Keywords: thinking, artificial intelligence, creativity, a computer, a work of art, the human mind.
Проблема интеллекта и интеллектуальной деятельности всегда представляет интерес для человека, поскольку отражает сущностные основания человека как существа духовного. В жизни человека нет ничего, что происходило бы помимо мышления, в котором и сосредоточено все богатство духовных проявлений человека. Не следует забывать, что мышление представляет собой не
только инструмент познания, но и среду, в которой происходит духовная жизнь человека. Как справедливо заметил Гегель, в духовной жизни нет ничего, что существовало бы помимо мышления, которое составляет и «всеобщую субстанцию духовного» [3. с.121].
Под искусственным интеллектом понимаются системы средств, воспроизводящих «определенные функции человеческого мышления» [5,с.442]. Проблема искусственного интеллекта возникла не в 40-е годы XX века, вместе с появлением первых компьютеров, но позднее, когда связь между человеком и думающей машиной стала более явной. Имитация мыслительной деятельности заставляет человека испытывать иллюзию того, что перед ним находится не вычислительное устройство, а разумное существо [8]. Проблема искусственного интеллекта, которая встала во весь рост перед человечеством в связи с усиливающейся компьютеризацией интеллектуальной жизни, вероятно, никогда не исчезнет, со временем приобретет все большую остроту и обогатится неожиданными оттенками. Появление умной машины - компьютера - выдвигает перед человечеством целый ряд разнообразных философских проблем, на фоне которых чисто технические вопросы кажутся уже не такими сложными. Компьютер обострил всегда существовавшую проблему взаимоотношения творца и его творения. Не превратится ли со временем компьютер в нового Франкенштейна, наводящего ужас - вопрос не праздный, поскольку известно, что любое творение человека имеет тенденцию приобретать самостоятельность и влиять на духовное бытие человека.
Взаимодействие различных сторон духовного бытия человека с искусственным разумом находится в рамках более общей проблемы предела возможностей человека. Интеллект как способность мышления, как уровень мыслительной деятельности является мощным орудием человека. Благодаря силе своего интеллекта человек достиг небывалых высот, но интеллект стал и причиной его страданий, создав в настоящее время ситуацию угрозы всему существующему на земле. В данном случае познавательный аспект интеллектуальной деятельности переходит в морально-этическую проблему, остро ставящую вопрос об ответственности человека за свои поступки.
Мышление является мостиком, связывающим человека с окружающим миром. Именно оно дает возможность адекватно реагировать на все, с чем сталкивается человек в процессе своего существования. Но мышление является, как уже упоминалось, не только инструментом познания, но и средой обитания человеческого духа. Если бы человек только соответствующим образом обрабатывал информацию от природной среды и приспосабливался к ней, то он никогда не стал бы человеком. Человеком, как существом духовным, всегда двигал не только практический, утилитарный интерес, направленный на выживание, но и бескорыстное стремление к познанию. В этой особенности раскрывается одна из граней, благодаря которой происходит реализация мощи человеческого духа.
Моделируя процессы мышления человека, компьютер дает возможность качественной и всесторонней обработки поучаемой человеком извне информации. Подобная обработка носит вспомогательный характер. И.Д. Карпенко от-
мечает, что в литературе, посвященной данной проблеме, подчеркивается подражательный характер действия разумной машины [5,с.442]. Так как интеллект понимается как признак способности к мышлению, то чаще всего он ассоциируется с деятельностью, требующей значительных умственных усилий.
Являясь опосредованным обобщением той информации, которую человек получает извне, мышление отражает внешний мир через сложную и разветвленную систему представлений и образов. По сути, мышление представляет собой непрерывный процесс создания определенных моделей, с помощью которых происходит познание.
Представляя собой отлаженный механизм, создающий стереотипы, мышление, в то же время, постоянно разрушает их. Стереотип является способом сокращения мыслительной деятельности, при помощи которого привычная операция обрабатывается автоматически, без особых умственных усилий. Стереотип удобен в том отношении, что он освобождает мышление от необходимости уделять внимание малозначительным моментам, облегчает и упрощает мыслительную деятельность. Но, полезный в повседневной жизни, стереотип мешает в научной и творческой деятельности, ставя преграду оригинальности решения поставленной задачи. Творчество, в том числе и научное, призвано открывать сложность и многообразие самой жизни, которую невозможно уместить в стереотип, каким бы удобным он ни казался. Фиксируя лишь какую-либо одну сторону явления, он не способен создать картину действительности во всей её полноте, что характерно для диалектического мышления [6, с.50]. Любое истинное творчество есть разрушение привычного взгляда на проблему, то есть уничтожение стереотипа.
Искусственный интеллект, который воплощается в компьютере, призван помочь человеку в решении разнообразных интеллектуальных задач, связанных с обработкой большого объема информации. Отсутствие способности удерживать в сознании огромный объем информации, утомление, снижающее качество мыслительной деятельности, сравнительно низкая скорость обработки информации - это те недостатки человеческого мозга, которые отсутствуют у компьютера. Соответствующая программа позволяет компьютеру моментально решать логические задачи любой сложности, что позволяет, например, шахматным компьютерам обыгрывать чемпионов мира.
Таким образом, мощь компьютера заключается в способности обрабатывать большой объем информации разнообразным способом: классифицировать его, распределять по ранжиру, выявлять какие-либо стороны и т.д. Эта работа, имеющая большое значение в овладении имеющейся информацией по какому-либо вопросу, все же творческой не является. Она подготавливает тот этап, когда полное владение информацией приводит к определенному порогу, за которым начинается нечто новое. Но это нечто новое уже способен сделать только человек с особенностями его мышления. Качественное изменение, которое происходит при появлении нового - это скачок, в результате которого нарушается привычная логика старого, и на смену ему приходит новая, не использовавшаяся прежде логика.
Моделируя человеческое мышление, то есть, организуя информацию согласно правилам, компьютер не обладает способностью отступать от них. А эвристическая природа человеческого мышления имеет именно это достоинство. В решении задачи важно не пройти все имеющиеся звенья пути для достижения цели, а выбрать наиболее оптимальный вариант, дающий возможность быстро и эффективно достичь цели. Парадоксальность мышления, типичная для гениев, отличается именно тем, что человеческое мышление имеет обыкновение двигаться непроторенными путями, всегда находить новое и неожиданное решение.
Мышление человека представляет собой настолько сложное явление, что его во всей полноте не сможет воспроизвести самый совершенный компьютер. Компьютер моделирует логические операции, но большую часть мышления человека занимает бессознательное, в недрах которого происходит непрерывная работа по созданию нового. Творческие открытия, поражающие нас своей гармоничностью, рождаются в атмосфере хаоса бессознательного. Мыслительные клише, создаваемые компьютером, можно сравнить с неким руслом, в рамках которого происходит движение мысли. Но человеческая мысль - это бурление потока, который постоянно вырывается из русла, и где ограничение не только не накладывает механистический характер на сущность мысли, но, напротив, усиливает ее изобретательность. Логические операции, имеющие сознательный характер, представляют собой только некий результат работы, проделываемый мышлением на бессознательном уровне. Причем попытка отделить сознательное от бессознательного в мышлении обычно приводит к обеднению мысли. Необъяснимое в человеческом мышлении составляет как раз ту творческую ауру, благодаря которой мысль обретает оригинальность и неповторимость.
Сознание, являющееся, по мнению ряда ученых, лишь недавним культурным приобретением человечества, сразу поставило человека в особое положение среди обитателей природы. Возвысив его над природным миром, оно породило массу проблем, которых человечеству приходится решать постоянно. Человеку была необходима гармония не только внешняя, помогающая ему ощущать себя частью природы, но и внутренняя, обеспечивающая согласие с самим собой. Но отныне пытливая мысль человека постоянно нарушала именно внутреннее равновесие, создавая конфликт желаемого и действительного. Прерогативой человека стало сознательное поведение, то есть такое, в котором он мог отдавать себе отчет и словесно формулировать свои поступки. Логика в поступках стала критерием истинности поведения, а шире - и всей деятельности человека как существа разумного. Но бессознательное начало постоянно включалось в этот механизм, нарушая его, в результате чего возникали непредвиденные ситуации. Человек не имеет возможности все просчитывать в своей деятельности именно потому, что в его мышлении всегда присутствует бессознательное начало. Это не только мешает, но и помогает человеку, так как в подобной «нелогичной» ситуации заключен творческий импульс, приводящий к неожиданному решению.
Логическое мышление всегда противопоставлялось мышлению интуитивному. Первое можно определить как завоевание человечества по пути по-
строения культуры, второе - как проявление его более древней природной сущности. Особенностью интуитивного мышления является его неоднородность, в нем в единстве существуют все стороны мыслительной деятельности. Интуитивное мышление вбирает в себя и духовный опыт самого индивида, черпаемый в личном опыте и в коллективном бессознательном, а также процесс размышления. Еще один важный момент мыслительной деятельности человека заключается в том, что вся логика человеческого мышления пронизана эмоциональностью и образностью. Она создает ту питательную среду, которая является источником необычных решений. Привычное противопоставление мысли и чувства носит, скорее, искусственный характер [1, с.228]. Г. Гегель отмечал, что чувства и представления, то есть, что обычно не признается как чистое мышление, даны именно в мышлении [3, с.85-86].
Отсутствие интуитивного мышления сделало бы человека полностью логичным и предсказуемым, это лишило бы его творческой потенции. К числу особенностей логического мышления относится его направленный характер, определяемый конечной целью. В интуитивном мышлении цель так четко не обозначена, хотя она может присутствовать в неосознаваемом виде. В интуитивном мышлении происходит движение по кругу, при котором происходит освоение информации, находящейся около центральной мысли. Это и обуславливает тот творческий характер интуитивного мышления, которое характеризуется понятием «мыслить около». Оно лишено последовательности логического мышления, которое представляет собой движение от одного понятия к другому. В интуитивном мышлении нет преобладания вербально оформленной мысли. Смешение всех мыслительных, то есть духовных ресурсов внутреннего мира человека, и создает ситуацию расширенного поиска, не ограниченного каким-либо одним приемом обработки информации. И чувство в подобной ситуации обостряет мысль [1, с.229].
Искусственный интеллект лишен творческого начала, которое определяется Н. Бердяевым как живое начало бытия [2, с. 153]. Прорыв к трансцендентному, который характерен для творческого начала, не согласуется с расчетливостью продуманной мысли. В нем присутствует то, что выходит за пределы привычного мира и открывает горизонты беспредельного, не ограничиваемого рамками сознания [4, с.87]. Творчество - это всегда преодоление уже существующего, то есть разрушение привычной логики.
В истории искусства известны примеры, когда художникам приходилось создавать произведения с многочисленными ограничениями, что, однако, вовсе не мешало им проявить свою творческую свободу. Мысль художника всегда преодолевает штампы и приобретает ту уникальную форму выражения, благодаря чему открывается истина бытия. При этом владение мастерством как технической стороной создания произведения искусства позволяет обозначить границу одаренности художника. Для гения техническая сторона, имеющая во многом формальный характер, становится ступенью, поднимающей ремесло, которым владеют многие, на недосягаемый уровень подлинного искусства. Расчет, присутствующий при создании любого произведения искусства, у гения переплавляется в горниле вдохновения, где чисто логическое уже не имеет под-
линной ценности. Интеллектуальное и эмоциональное, сознательное и бессознательное в творческом процессе сплавлены в единое целое, которое составляет саму суть духовной жизни человека.
Компьютер имеет возможность создать произведение искусства, ориентируясь на основные каноны какого-нибудь определенного вида искусства. Но, хотя оно будет сделано «правильно», с учетом всех необходимых композиционных требований, назвать этот продукт произведением искусства будет трудно. В нем будет отсутствовать обаяние тайны, того необъяснимого, что делает произведение привлекательным и заставляет человека вслушиваться в него вновь и вновь. Познание, которое открывает перед нами произведение искусства, не является просто усвоением системной информации. В произведении искусства заложено и необъяснимое, то, что всегда будет находиться за пределами познания, то, что образует некую его «избыточность», неисчерпаемость. Ю.Н. Холопов по отношению к музыке пишет о познании как о «двустороннем», «творческом действии», «соматическом» «переживании акта приятия творческого импульса от объекта» [6, с.112]. Произведение искусства должно нести живой импульс тому, кто его воспринимает, в чем и состоит смысл творческого характера его восприятия.
Но при этом следует помнить, что сам факт создания художественного произведения человеком не обеспечивает его высокой художественной ценности. Бездарным может быть и то, что написано в порыве вдохновения, мерой служит степень таланта творца, которая и делает его творение значимым не только для него, но для всего человечества.
Интеллектуальные системы, работающие для человека, способны выполнять функции, которые когда-то считались творческими. Но областью подлинного творчества остается мышление самого человека.
Таким образом, постановка проблемы искусственного интеллекта и творчества высвечивает множество вопросов, требующих специальной разработки. Среди них обозначим такие, как граница познавательных возможностей человека, эстетическая и этическая ценность произведения искусства, созданного при помощи компьютерных технологий, роль логического и интуитивного мышления в творческом процессе.
Литература:
1. Бахтизина Д.И. Понимание музыки как импульс к творче-ству//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №6. С.228-231.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.:АСТ: Астрель. Полиграфиздат, 2010. 414 с.
3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. М.: Мысль, 1975. 452 с.
4. Лукьянов А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я»//Философские науки. 2007. №2. С.81-89.
5. Карпенко И.Д. Искусственный интеллект// Новейший философский словарь. Мн.: Интерпресссервис; Книжный Дом, 2001. С.442.
6. Сухарев В.А. Психология интеллекта. Донецк: Сталкер, 1997. 416 с.
7. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бътия//Вопросы философии. 1993. №4. С.106-116.
8. www: dic.academic.ru Искусственный интеллект (Дата обращения 28.11.2014).
Literature:
1. Bakhtizin D. I. Understanding of music as an impetus to creativity // Human, social, economic, and social sciences. 2013. №6. Р.228-231
2. Berdyaev N.A. The meaning of creativity. - M.: ACT:Astrel: Poligrafizdat, 2010. Р.414.
3. Hegel G.W.F. Encyclopedia of Philosophy. Science of Logic. - M.: Thought, 1975. Р.452.
4. Lukyanov A. V. I.G. Fichte about the problem of the criteria of the spiritual "I"//Philosophy. 2007.№2. Р.81-89.
5. Karpenko I.D. Artificial Intelligence // Newest Philosophical Dictionary. -Mn .: Interpressservis; Book House, 2001. Р.442.
6. Sukharev V.A Psychology of intelligence. Donetsk: Stalker, 1997. Р.416.
7. Holopov Y.N. About the forms of comprehension of music being // Problems of Philosophy. 1993. №4 Р.106-116.
8. www: dic.academic.ru Artificial Intelligence (date of handling 28.11.2014).