ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ Щр И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРИОГО НАСЛЕДИЯ
УДК 72.036
Агишева Инга Назимовна
кандидат архитектуры, профессор
Покка Екатерина Владимировна
кандидат архитектуры, доцент
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1
Творчество архитектора Александра Веснина
Аннотация
Постановка задачи. Александр Веснин является великим авангардистом нашей страны, основателем направления архитектурного функционализма, основоположником школы конструктивистов. В литературе представлены его работы и работы его учеников. Многие проекты конструктивистов выстроены. Целью статьи является анализ и обобщение этапов творческого пути Александра Веснина, и, как следствие, этапов формирования конструктивизма.
Результаты. Проанализирован этап сценического конструктивизма в творчестве А. Веснина, его влияние на этап архитектурного конструктивизма в творчестве А. Веснина. Проведен сравнительный анализ и выявлены отличительные особенности в подходах к проектированию конструктивистов и рационалистов.
Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в проведении аналогии развития творческого пути Александра Веснина и этапов становления конструктивизма. Архитектура конструктивизма требует от архитектора не только знаний в области техники, но также владения навыками формирования архитектурной композиции, поскольку требуется поиск выразительной формы. От понимания функционального процесса проектантом (как отправной точкой в начале проектирования) зависит конечный результат качества архитектуры.
Ключевые слова: авангард, творческие группировки, функциональный метод проектирования, конструктивизм.
Введение
Александр Веснин (1883-1959 гг.) родился в интеллигентной семье, где детям (Александру Веснину и двум его старшим братьям) с детства прививали любовь к чтению, музыке и рисованию. С 1901 по 1912 гг. с перерывом учился в Институте гражданских инженеров в Петербурге. С 1904 года он и его брат Виктор Веснин работают помощниками архитекторов, участвуют в архитектурных конкурсах и занимаются в частных художественных студиях. Так, например, Александр Веснин работал в студии К. Юона - пейзажиста и театрального художника, И. Дудина -живописца и педагога, а с 1912 по 1914 гг. в студии у В. Татлина - живописца, графика, дизайнера и театрального художника, родоначальника конструктивизма.
Ранняя творческая деятельность Александра Веснина разнообразна: совместно с соратником Любовью Поповой одновременно он работал сценографом в театре (19191925 гг.), преподавал на младших курсах на факультете живописи ВХУТЕМАСа (с 1920 г.). Оба они являлись на тот момент членами группы, входящей в «Институт художественной культуры». На дискуссионных собраниях этой группы ее члены активно обсуждали вопросы, связанные с цветом: анализа цвета, его вещественности и пространственности. Таким образом, формировалась пропедевтическая дисциплина «Цвет» [1, 2].
Творческая деятельность А. Веснина духовно созвучна творчеству художников, работающих в сфере предметного дизайна. Эти художники, называя себя конструктивистами, активно пропагандируют выражение в художественной форме изготавливаемого ими предмета его конструктивной основы. Его сценографический опыт востребован в пространственном оформлении массовых действ, где А. Веснин вырабатывает свой конструктивистский архитектурный метод. Участием в
архитектурных конкурсах, он заявляет о себе как об основоположнике этого метода в советской архитектуре [2-4].
Сценический конструктивизм - раннее творчество А. Веснина
С 1919 по 1925 гг. А. Веснин работает в трех театрах: в Камерном театре Таирова (основан в 1914 году), Малом театре (один из старейших театров России), и Театре для детей (основан в 1921 году).
В проекте сценических установок А. Веснин создавал обобщенный образ современного города - художественное воплощение идеи урбанизма. Каркасные конструкции сценических установок включали в себя фермы, консоли, лифты, траволаторы, вращающиеся элементы и т.д. Эстетика обнаженной конструкции была доведена до уровня новой художественно-композиционной системы. Сценическая конструкция спектакля могла быстро видоизменяться в соответствии с режиссерской постановкой спектакля. В сценографии появляется понятие «сценический конструктивизм» (рис. 1).
Рис. 1. Сценическая установка и декорации к спектаклю режиссера Таирова «Человек, который был четвергом», 1922-1923 гг.
В 1920 году А. Веснин совместно с Л. Поповой работали над макетом для театрализованного парада войск в честь III конгресса Коммунистического Интернационала, который должен был проходить в июне-июле 1921 года. Режиссером парада должен был быть В. Мейерхольд, автор программы «Театральный Октябрь». Для этого события А. Веснин и Л. Попова запроектировали декорации двух символических городов-антиподов, олицетворявших два общественных строя (рис. 2) [1, 2].
Один город - «цитадель капитализма» - был решен в виде сложной композиции, состоявшей из глухих геометрических объемов различной формы. Второй город - «город будущего» - представлял собой композицию, сочетавшую глухие кубистические и ажурные динамические элементы. Элементы представляли собой систему из мачт, колес, ферм, арок, консолей, растяжек и трансмиссий. Обе объемно-пространственные композиции объединялись в воздухе системой тросов и лозунгов, подвешенных к двум аэростатам.
Оба «города», если рассматривать их с точки зрения подхода к вопросам формообразования, очень близки символико-романтическим поискам в архитектуре тех лет. Особенно интересна вторая композиция. Именно в «городе будущего» А. Веснин вводит новые формы, отражающие технические достижения. Использование здесь решетчатых конструкций уже как бы предвосхитило некоторые черты раннего архитектурного конструктивизма.
Рис. 2. Проект оформления массового действа в честь III Конгресса Коминтерна на Ходынском поле в Москве, 1921 г.
Архитектурный конструктивизм в творчестве А. Веснина
Александр Веснин работает в творческом содружестве со своими братьями -Леонидом Весниным и Виктором Весниным. Во ВХУТЕМАСе А. Веснин начинает работать на старших курсах, собирая вокруг себя единомышленников [2-6].
Имея в прошлом практику конструирования пространственных сценических установок, А.Веснин использует этот опыт в решении архитектурных задач и очень быстро нарабатывает средства и приемы выражения оголенной конструкцией образных задач в архитектуре. Так в его творчестве стал зарождаться совершенно новый стиль. Эти новейшие приемы архитектурного творчества привлекают к А. Веснину единомышленников, и во ВХУТЕМАСе формируется новая школа. В отличие от уже сложившейся школы рационалистов, которая строит архитектурное формообразование на основе восприятия геометрических и физических качеств формы, новая школа основывает архитектурное формообразование на функциональном назначении сооружения. Эти два различных творческих подхода, полемизируя друг с другом, поддерживают творческий дух на архитектурном факультете [2-6].
Начало конструктивизму в архитектуре было положено в 1922-1923 гг., когда Московское архитектурное общество (МАО) во главе с А. Щусевым объявило конкурс на Дворец Труда. Позднее А. Щусев вспоминал, что 1923 год стал переломным для архитектуры, поскольку тогда архитектура пошла по новому пути развития благодаря проекту, представленному на конкурс братьями Весниными (рис. 3) [7-10].
Рис. 3. Конкурсный проект братьев Весниных на Дворец труда, 1923 г.
Проект не был принят архитекторами-классицистами, кто привык работать в традиционных формах. И, тем не менее, проект был услышан в архитектурных кругах, поддержан архитекторами-новаторами, которые считали, что архитектура нового общества не может развиваться старыми способами, и что архитектура нового общества должна иметь собственные законы формообразования и развития.
Стиль и подача этого проекта, а именно его главного кадра, провозглашают основные идеи конструктивизма. Можно предположить, что если бы подобный проект принадлежал архитекторам-рационалистам, то ракурс явно был бы выбран иной, тот, который давал бы полную информацию об объеме, или, при возможном сохранении ракурса, была бы выбрана иная форма. Однако нарочито резкие перспективные виды являются характерной особенностью творчества конструктивистов. В творческой мастерской конструктивистов преподаются такие дисциплины, как «Объем», «Цвет», «Графика».
Эстетические возможности новой архитектуры были продемонстрированы и в следующем конкурсном проекте братьев Весниных.
В 1924 году был объявлен конкурс на здание московского отделения газеты «Ленинградская Правда». Для строительства здания был отведен участок 6 м на 6 м (рис. 4).
Рис. 4. Конкурсный проект братьев Весниных на здание московского отделения газеты
«Ленинградская правда», 1924 г.
Проектным предложением братьев Весниных было возведение 6-этажного здания из железобетона, стали и стекла. Ажурная легкость металлических переплетов задает тон и подчеркивает характер объема здания: переплеты на боковом фасаде, выступающий наклонный объем витрины на 3-4 этажах здания, направление лестниц, лифты, скользящие по фасаду здания. В этом проекте нашли отражение творческие идеи архитекторов-рационалистов: пропорции здания информируют зрителя о его реальных размерах. Длина фасада, равна 6 м, откладывается по высоте три раза, образуя 6 этажей общей высотой 18 м. Фасады имеют деление не только на горизонтальные части, которые информируют зрителя о высоте этажа, но также имеется разделение на вертикальные элементы - на каждом фасаде их условно по 4 (рис. 5).
Преподавая в своей мастерской в стенах ВХУТЕМАСа, А. Веснин призывал студентов искать выразительную форму, а не механически строить объем из функции.
В 1924 году был объявлен конкурс на здание московской конторы акционерного общества «Аркос». Проект братьев Весниных опять резко отличался от других представленных проектов подчеркнуто современным образом. В проекте железобетонный каркас и стекло используются для формирования лаконичной композиции не только фасада, а всего объема здания.
Рис. 5. Конкурсный проект братьев Весниных на здание московской конторы акционерного общества «Аркос», 1924 г.
Примером выстроенного объекта конструктивиста Александра Веснина, где получил воплощение функциональный метод проектирования, относится ДК завода им. Лихачева (автомобильный завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности).
Характерными чертами сооружения, выстроенного в 1930-1937 гг., являются рациональная организация плана в угоду требований функционального процесса. Здание выстроено не полностью, и имеет Т-образную композицию, включающую клубную часть с малым зрительным залом на 1200 мест (рис. 6).
Рис. 6. Макет проекта ДК завода им. Лихачева
Доминирующей частью композиции внешнего фасада является криволинейный объем двухъярусного фойе над главным входом (рис. 7) [2-10].
Рис. 7. Входная группа здания ДК завода им. Лихачева
Группа ОСА: соратники А. Веснина
Когда с 1925 года А. Веснин начинает преподавать на старших курсах ВХУТЕМАСа, вокруг него сплачиваются единомышленники М. Гинзбург, А. Буров, В. Красильников Я. Корнфельд, Г. Орлов, П. Голосов и др. Группа разрабатывает и публикует свою творческую платформу и оформляется в организацию «Объединение современных архитекторов» (ОСА) во главе с А. Весниным [2-10].
Устремления этой творческой группы направлены на поиски рациональных архитектурных решений, обеспечивающих технологически полноценно организованные функциональные процессы. Цель построения общества новой социальной структуры становится для этих архитекторов основой для осмысления и поиска новых функциональных типов жилых и общественных зданий и изобретению новых видов архитектурных сооружений. Они считают, что не стоит прикладывать усилий для поиска художественных форм новой архитектуры. Внешний облик архитектурных сооружений должен быть следствием правильной организации в них функциональных процессов.
ГЛМИК УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМ* УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Рис. 8. Обложка журнала» Современная архитектура», 1926 г., № 1
Группа ОСА с 1926 по 1930 годы издает журнал «Современная архитектура». На его страницах публикуются результаты плодотворной деятельности членов ОСА, активно принимающих участие в многочисленных конкурсах, заказываемых этому конструктивистскому объединению, и проводимых Московским архитектурным обществом (рис. 8). «...Законченное архитектурное произведение, как и всякая иная истинно современная вещь, есть не дом, не вещь плюс какая-то эстетическая прибавка к ней, а разумно и планово организованная конкретная задача, в самом методе своей организации содержащая максимальные возможности своей выразительности», - пишет М. Гинзбург на страницах этого журнала (статья «Международный фронт современной архитектуры». - СА, № 2. С. 44).
В 1927 году ОСА организует Первую выставку современной архитектуры. Выставка проходит в стенах ВХУТЕМАСа. Объединение широко представляет на выставке творческие достижения своих членов и привлекает к участию архитекторов мирового авангарда. Выставка демонстрирует зрелость конструктивистского направления советского авангарда.
На значительные разногласия между двумя лагерями архитекторов-новаторов указывает тот факт, что такие яркие представители авангарда, как Н. Ладовский, К. Мельников, Л. Лисицкий, В. Кринский не принимают участия в этой выставке. Этих лидеров советской архитектуры 20-х годов отталкивает от функционального метода конструктивистов разница в понимании основ формообразования архитектурного объема.
В 1929 году на заседании Секции пространственных искусств государственной академии художественных наук А. Веснин делает доклад, где призывает современных архитекторов к активной позиции в построении новой жизни «... архитектор должен принять участие в выработке самих архитектурных заданий, а не принимать готовое задание» [2-6]. При этом творческий подход конструктивистов не сопоставлялся с возможностью вариативности проектных предложений различных авторов на одно и то же задание. Вопрос состоял в том, что если конструктивистам форму диктует функциональный процесс, то откуда берутся вариативные проектные предложения на конкретное задание. А. Веснин подчеркнул в своем ответе, что вариативность проектных предложений зависит от понимания функциональных процессов проектантами.
Советский историк архитектуры Н. Брунов задал А. Веснину вопрос о соотношении рационального и эмоционального в процессе формообразования. А. Веснин в своем ответе обозначил, что эмоциональная составляющая, или интуиция, не являясь задачей архитектуры, являются необходимым условием работы архитектора.
Отделения ОСА появляются во многих городах, и в том числе в Казани. Памятниками конструктивизма, если говорить о конструктивизме как о стиле, а не как о методе проектирования, в Казани являются: Дом Печати на улице Баумана, Мергасовский дом на улице Дзержинского, ДК им. 10-летия ТАССР, здание единого диспансера Наркомздрава, здание бани № 3, жилой комбинат и пожарная часть в Адмиралтейской слободе, постройка на ул. К. Цеткина, проходная вертолетного завода.
Заключение
Функциональный метод проектирования, полученный Александром Весниным в результате его творческого пути, лег в основу формообразования такого направления архитектуры 20-х годов, как конструктивизм. Александром Весниным и его соратниками, членами творческой группировки 20-х гг. ОСА, было выполнено огромное количество проектов, которые легли в основу типологии общественных зданий. Многие из этих работ были осуществлены. Это такие объекты, как здание Типографии и издательства газеты «Правда» П. Голосова, клуб им. Русакова К. Мельникова, Дом-коммуна М. Гинзбурга, Дворец культуры завода им. Горбунова А. Веснина, здание Планетария М. Барща и М. Синявского и многие другие объекты. Методика обучения архитектурной композиции конструктивистов легла в основу обучающих программ не только отечественных, но и зарубежных архитектурных школ.
Список библиографических ссылок
1. Адаскина Н. Л. Любовь Попова. М. : С.Э. Гордеев, 2010. 252 с.
2. Хан-Магомедов С. О. Александр Веснин и конструктивизм. М. : Архитектура-С, 2007. 412 с.
3. Alexandr Vesnin and Russian Constructivism. N-Y. : Rizzoli, 1986. 220 p.
4. Alexander Wesnin und der Konstruktivismus. Stuttgart: Gerd Hatje, 1987. 219 p.
5. Архитектура. Работы Архитектурного факультета ВХУТЕМАСа. 1920-1927. М. : ВХУТЕМАС, 1927. 45 с.
6. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС, 1920-1930. М. : Ладья, 2000. 488 с.
7. Казусь И. А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. М. : Прогресс-Традиция, 2009. 464 с.
8. Локотко А. И. Архитектура. Авангард, абсурд, фантастика. Минск : Белорусская наука, 2012. 209 с.
9. Рябушин А. В., Шишкина И. В. Советская архитектура. М. : Стройиздат, 1984. 216 с.
10. Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда. М. : Едиториал УРСС, 2005.456 с.
Agisheva Inga Nazimovna
candidate of architecture, professor Pokka Ekaterina Vladimirovna
candidate of architecture, associate professor E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Works of the architect Alexander Vesnin
Abstract
Problem statement. Alexander Vesnin is a great avant-gardist of our country, the founder of the direction of architectural functionalism, the founder of school of constructivists. His works and the works of his pupils are presented in the literature. Many projects of constructivists are built. The purpose of the article is the analysis and generalization of career stages of Alexander Vesnin, and, as a result, constructivism formation stages.
Results. The stage of scenic constructivism in A. Vesnin's creativity, its influence on a stage of architectural constructivism in A. Vesnin's creativity is analyzed. The comparative analysis is carried out and distinctive features in approaches to design of constructivists and rationalists are revealed.
Conclusions. The importance of the received results for architecture consists in carrying out analogy of development of Alexander Vesnin's career and stages of formation of constructivism. The architecture of constructivism requires from the architect not only knowledge in the field of technology, but also possession of the skills to form an architectural composition, since it requires the search for an expressive form. The end result of quality of architecture depends on understanding of functional process by the designer (as a starting point at the beginning of design).
Keywords: vanguard, creative groups, functional design method, constructivism.
References
1. Adaskina N. L. Lyubov Popova. M. : S.E. Gordeev, 2010. 252 p.
2. Khan-Magomedov S.O. Alexander Vesnin and constructivism. M. : Arkhitektura-S, 2007. 412 p.
3. Alexandr Vesnin and Russian Constructivism. N-Y. : Rizzoli, 1986. 220 p.
4. Alexander Wesnin und der Konstruktivismus. Stuttgart : Gerd Hatje, 1987. 219 p.
5. Architecture. Works of Architectural faculty VHUTEMAS. 1920-1927. M. : VHUTEMAS, 1927. 45 p.
6. Khan-Magomedov S. O. VKHUTEMAS, 1920-1930. M. : Ladya, 2000. 488 p.
7. Kazus I. A. Soviet architecture of the 1920-th years: organization of design. M. : Progress-Traditsiya, 2009. 464 p.
8. Lokotko A. I. Architecture. Vanguard, absurdity, fantasy. Minsk : Belarusskaya nauka, 2012. 209 p.
9. Ryabushin A. V., Shishkina I. V. Soviet architecture. M.: Stroyizdat, 1984. 216 p.
10. Khan-Magomedov S. O. Hundred masterpieces of the Soviet architectural vanguard. M. : Editorial of URSS, 2005. 456 p.