Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ'

ТВОРЧЕСТВО АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алемдар Караманов / исследования / творчество / симфонические циклы / религия и музыка / Alemdar Karamanov / research / creativity / symphonic cycles / religion and music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елена Викторовна Клочкова

В статье представлен аналитический обзор основных исследовательских работ, посвященных творчеству Алемдара Караманова: Г. Свиридова, А. Шнитке, С. Баласаняна, А. Тевосяна, Ю. Холопова, Е. Польдяевой, Т. Чередниченко, А. Соколова, Е. Чигаревой, И. Стогний и других. Некоторое внимание уделено книгам, диссертациям, статьям, появляющимся в последнее двадцатилетие и затрагивающим новые аспекты творчества композитора, ранее не входящие в круг музыковедческого осмысления. Выявляются основные задачи исследований, отражающие эволюцию теоретических взглядов на творчество Караманова в течение более полувекового периода. Определяются ключевые темы, интересующие авторов работ и позволяющие прояснить существенные основы музыки, стиля и неординарной судьбы композитора. Целью статьи является осмысление степени разработанности проблемы изучения творчества Караманова в его многочисленных ракурсах: биографическом, историческом, теоретическом, практическом. Анализ существующих исследований показывает высокую значимость сочинений композитора в истории музыкальной культуры. Несмотря на довольно развернутую картину осмысления творчества Караманова, автор статьи отмечает, что остается большое количество не исследованных сочинений композитора и проблем, связанных с феноменом его музыки в контексте художественных явлений второй половины XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY OF ALEMDAR KARAMANOV IN DOMESTIC STUDIES OF THE SECOND HALF OF THE XX AND BEGINNING OF THE XXI CENTURIES

The article presents an analytical review of the main research works devoted to the work of Alemdar Karamanov: G. Sviridov, A. Schnittke, S. Balasanyan, A. Tevosyan, Y. Kholopov, E. Poldyaeva, T. Cherednichenko, A. Sokolova, E. Chigareva, I. Stogniy and others. Some attention is paid to books, dissertations, and articles that have appeared in the last twenty years and touch upon new aspects of the composer’s work that were previously not included in the circle of musicological understanding. The main research objectives are identified, reflecting the evolution of theoretical viewson Karamanov’s work for more than half a century. The key topics that interest the authors of the works are identified and make it possible to clarify the essential foundations of music, style and the extraordinary fate of the composer. The purpose of the article was to understand the degree of development of the problem of studying Karamanov’s creativity in its many perspectives: biographical, historical, theoretical, practical. An analysis of existing research has shown the significant role the composer’s works play in the history of musical culture. Despite a fairly comprehensive picture of understanding Karamanov’s work, the author of the article notes that there remains a large number of unexplored works by the composer and problems associated with the phenomenon of his music in the context of artistic phenomena of the second half of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ»

УДК 78.0171.1

DOI 10.24412/2658-7858-2024-36-67-76

Елена Викторовна Клочкова

Кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры музыковедения Института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Москва, Россия). E-mail: l_klochkova@mail.ru. ORCID: 0009-0008-9828-5636. SPIN-код: 8390-2613.

ТВОРЧЕСТВО АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

В статье представлен аналитический обзор основных исследовательских работ, посвященных творчеству Алемдара Караманова: Г. Свиридова, А. Шнитке, С. Баласаняна, А. Тевосяна, Ю. Холо-пова, Е. Польдяевой, Т. Чередниченко, А. Соколова, Е. Чигаревой, И. Стогний и других. Некоторое внимание уделено книгам, диссертациям, статьям, появляющимся в последнее двадцатилетие и затрагивающим новые аспекты творчества композитора, ранее не входящие в круг музыковедческого осмысления. Выявляются основные задачи исследований, отражающие эволюцию теоретических взглядов на творчество Караманова в течение более полувекового периода. Определяются ключевые темы, интересующие авторов работ и позволяющие прояснить существенные основы музыки, стиля и неординарной судьбы композитора. Целью статьи является осмысление степени разработанности проблемы изучения творчества Караманова в его многочисленных ракурсах: биографическом, историческом, теоретическом, практическом. Анализ существующих исследований показывает высокую значимость сочинений композитора в истории музыкальной культуры. Несмотря на довольно развернутую картину осмысления творчества Караманова, автор статьи отмечает, что остается большое количество не исследованных сочинений композитора и проблем, связанных с феноменом его музыки в контексте художественных явлений второй половины XX века.

Ключевые слова: Алемдар Караманов, исследования, творчество, симфонические циклы, религия и музыка

Для цитирования: Клочкова Е. В. Творчество Алемдара Караманова в отечественных исследованиях второй половины XX - начала XXI веков. DOI 10.24412/2658-7858-2024-36-67-76 // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2023. - Вып. 33. - С. 67-76.

В 2024 году исполняется 90 лет со дня рождения Алемдара Сабитовича Караманова (1934-2007) - композитора, прошедшего путь от гениального чудо-ребенка, «главы консерваторских модернистов», как его называли в 1960-е годы, до «аутсайдера советской музыки» и создателя религиозного типа симфоний. Исследовательский интерес к изучению и осмыслению творчества Караманова возник уже более шестидесяти лет назад, с момента появления первых значительных опусов, созданных

во время обучения в Московской консерватории, и продолжается до сегодняшнего дня. Причиной этого служит безусловный факт, что музыка Караманова является ярчайшей страницей истории отечественной культуры, отразившей основные искания и тенденции своего времени, часто опережавшие современников.

Количество исследовательской литературы, посвящённой музыке и личности Караманова, довольно обширно, но неравномерно в разные периоды. Это связано

прежде всего с особенностями биографии и судьбы композитора. Напомним, что после окончания Московской консерватории и аспирантуры (1964) Алемдар Сабитович уехал из Москвы в родной Симферополь, где проживал до конца жизни, изредка приезжая в столицу и только несколько раз побывав за рубежом. Исполнение музыки Караманова в те годы было редким явлением. Композитор вёл практически затворническую жизнь вдали от славы и признания. Однако именно Симферопольский период является самым важным, плодотворным, синтезирующим прошлые искания автора и демонстрирующим новый стилистический поворот его творчества. Всё это вылилось, прежде всего, в создание симфонических макроциклов на религиозные темы - «Совершишася» (по четырём Евангелиям), «Бысть» (по Апокалипсису Иоанна Богослова), а также произведений разных жанров - «Stabat Mater», Реквиема, Третьего фортепианного концерта «Ave Maria» и других.

Первое упоминание в музыкальной литературе и краткий анализ сочинений Караманова принадлежит Г. Свиридову. В 1958 году в журнале «Советская музыка» появляется статья «В добрый путь», посвя-щённая молодым композиторам, оканчивающим Московскую консерваторию. Свиридов был в тот год председателем экзаменационной комиссии и прослушал сочинения девяти выпускников теоретико-композиторского факультета. Он выделил Альфреда Шнитке и Алемдара Караманова1 как наиболее талантливых и творчески многообещающих: «Их произведения свидетельствуют о высоком профессионализме и отличной музыкальной эрудиции. <...> Молодые авторы умеют строить крупную музыкальную форму, владеют методами симфонического развития, свободно и целесообразно применяют средства оркестровой выразительности» [2, 28].

Следующая работа, посвященная творчеству Караманова, принадлежит А. Шнит-

ке - его консерваторскому другу и сокурснику, общение с которым продолжилось и в последующие годы жизни. Статья «В поисках своего пути» была опубликована в «Советской музыке» в 1961 году. Хорошо известна плодотворная деятельность Шнитке как музыканта-теоретика, осмыслившего многие проблемы современного музыкального творчества. И тем более интересна данная публикация, так как она стоит в самом начале теоретической деятельности Альфреда Гарриевича. В списке из более чем пятидесяти наименований работ Шнитке статья занимает второе место и демонстрирует живой интерес к творчеству своего современника. Впоследствии этот интерес выльется в фундаментальные исследования сложнейших проблем музыки композиторов второй половины XX века. В данной статье Шнитке анализирует те же сочинения, которые были исполнены на государственном экзамене в консерватории и уже упоминались Свиридовым. Знаменательно начало статьи: «А. Караманов - молодой композитор, но писать о нём трудно. <...> Это не тот случай, когда по недостатку опыта и профессионализма композитор не может найти правильного пути. <...> У него большой, бесспорный талант. Даже в заблуждениях своих он искренен и привлекателен» [2, 29]. Шнитке даёт подробный анализ нескольких сочинений, выделяя и подчёркивая индивидуальные стилистические особенности раннего Караманова. Он отмечает склонность к изобразительной характерности, импровизационности, неповторимость необычных тембровых сочетаний, выделяет «ослепительно яркую инструментовку», пересмотр творческого композиторского метода в хоровых сочинениях а сарвИа и многое другое. Наряду с этим исследователь высказывает и критические мысли, например: отсутствие единого композиционного стержня в Симфонической сюите, «соблазны пышного гармонически-тембрового оформления партитуры» и неустойчивость

музыкального языка Первого фортепианного концерта [2, 32]. Важным является осмысление двух противоположных стилистических тенденций раннего творчества Караманова: опыты и эксперименты в осваивании разнообразных музыкальных впечатлений, стилей прошлого и переход к сознательной архаичности музыкального языка.

После статьи Шнитке наступает долгий перерыв в исследовательских обращениях к музыке Караманова. Интерес музыковедов к его творчеству возобновляется после премьерного исполнения крупного сочинения - Пятой симфонии - Драмато-рии «В. И. Ленин» по поэме В. Маяковского для симфонического оркестра, хора и чтеца. Сочинение было написано в 1957 году, но исполнено только в 1979-м в Москве в Большом зале Консерватории2. Начиная с отъезда композитора в Симферополь такое длительное «молчание» музыки стало трагической приметой его творческой судьбы. Многое из написанного звучало десятилетиями позже своего создания. В 1979 году появляется несколько статей и рецензий на исполнение Драматории. Самые значительные из них: «Музыка масштабная, яркая» С. Баласаняна [2, 34-37], «Или в сердце было моём» Н. Лагиной [2, 37-40]. Авторы этих работ высоко оценивают достоинства уникального сочинения Караманова - симфонии-драмы, синтезирующей разные жанры: симфонии, оперы, мелодекламации, драматического театрального спектакля, яркого концертного произведения. Статьи не представляют подробного анализа Драматории, лишь фиксируют основные её особенности. Сквозной линией проходит горькое сожаление о том, что это дипломное сочинение Караманова, прозвучавшее спустя двадцать два года после его создания, написано было ещё до существования советской музыкальной Ленинианы и во многом её предвосхитило.

В период исполнения в Москве Драма-тории Караманов не переставая работал

над вторым религиозным циклом из шести симфоний «Бысть» по Апокалипсису (1976-1980). «Музыкальный симфонический Апокалипсис», напомним, это авторское определение [7, 52]. На протяжении уже пятнадцати лет ключевыми в творчестве композитора были религиозные темы, обращение к священным текстам разных религий, богословским трудам, собственные размышления и мистический опыт. Всё это стало неисчерпаемым источником вдохновения, вылившимся в создание масштабных симфонических концепций с объявленной религиозной программой.

Начиная с 1985 года исследовательский интерес к личности и музыке Караманова значительно усиливается. Во многом этому способствуют осуществлённые, правда, пока ещё немногочисленные, исполнения его сочинений. Особенно двух симфоний -«Блажени мертвии» и «Аз Иисус» - из цикла «Бысть» в исполнении Симфонического оркестра радио СССР под управлением В. Федосеева. Сначала они прозвучали в Москве в 1983 году, позднее были осуществлены их цифровые записи. Правда, симфонии исполнялись и были представлены издателями с переименованными заглавиями, скрывающими их подлинное религиозное содержание. Весь цикл назывался «Поэма победы», а прозвучавшие симфонии, соответственно, -«Великая жертва» и «Возрождённый из пепла» (вместо подлинных названий на церковнославянском языке). Причины подобных переименований нет смысла подробно комментировать, они понятны в условиях истории нашей страны 80-х годов и много раз упоминались в исследовательской литературе. Для композитора это был мучительный, но вынужденный шаг.

М. Рахманова в 1985 году публикует в журнале «Советская музыка» первое развернутое интервью с Карамановым под названием, цитирующим фразу Алемдара Сабитовича: «Музыка - проводник звучащего мира» [2, 40-49]. В этом интервью пя-

тидесятилетний композитор фактически впервые рассказывает важные биографические и творческие события своей жизни, проясняет количество написанных сочинений, рассуждает об основных периодах творчества, комментирует программы некоторых опусов, высказывает свои эстетические взгляды.

Следующая работа явилась переломной в исследовательской ситуации, складывающейся на протяжении предыдущих лет вокруг творчества Караманова. А. Тевосян пишет статью «Откровение и благове-ствование Алемдара Караманова», изданную в 1990 году в журнале «Музыкальная жизнь» [2, 56-67]. У этой работы множество достоинств, назовем лишь некоторые: глубокое осмысление причин неисполнения музыки Караманова, краткий, но очень точный биографический портрет автора, некоторые воспоминания композитора из личных бесед с ним, в частности, о работе над музыкой к фильму М. Ромма «Обыкновенный фашизм», ставшей определённой вехой в творческой биографии Караманова. Наиболее важным в статье явилось (впервые!) особое внимание исследователя к религиозному периоду творчества музыканта, открытое апеллирование к религиозным темам в музыке Караманова, переданные авторские комментарии относительно символических образов-идей, поэтики симфонических полотен по Евангелиям и по Апокалипсису. Статья Тевосяна положила начало появлению развернутых, довольно масштабных исследований, охватывающих религиозные идеи Караманова, представляющих серьёзное и глубокое осмысление стиля, индивидуальных приёмов музыкального письма, концепций его сочинений.

В 1994 году появляется одна из главных статей о творчестве Караманова, созданная Ю. Холоповым: «Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов», опубликованная в эпохальном сборнике «Музыка из бывшего СССР». Статья эта не утратила

актуальности до сегодняшнего дня. В ней впервые даётся развёрнутая биография композитора, со всеми значительными подробностями, касающимися его стиля, мышления в разные периоды творчества, впервые опубликован полный список сочинений композитора, созданных к 1994 году. Холопов отмечает существенные стилистические особенности эволюции творчества Караманова на разных этапах: «Одна черта художественной личности автора сразу проявилась в стиле сочинений пятидесятых годов - эмоциональная непосредственность выражения, при необходимости обходящаяся без строгих рамок академических форм» [11, 121]. Исследователь определяет технику письма авангардного периода творчества (1962-1964) как «несерийную додекафонию»: «Музыка достигает эффекта серийно-додекафонной, но без применения повторности серийных рядов» [11, 122]. Центральный блок вопросов посвящён исследованию религиозного периода Караманова: «Духовное брожение, происходившее в душе композитора и проявлявшееся в обращении к контрастным тенденциям и концепциям искусства - неоромантизм, советский патриотизм, авангардизм, - направилось к главной художественной идее Караманова. Назовём её словами композитора - МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ в её главном, христианском ключе» [11, 124]. Особое внимание в статье Холопова отведено проблеме крупного многочастного цикла программных симфоний Караманова, написанных на религиозные темы. Исследователь выявляет стилистические особенности данных сочинений: «Композитор отказывается от классической концепции напряжённого развития внутри одночастной формы и драматургической направленности частей к финальному выводу. Эта музыка, соблюдая, в целом, движение к местным и общим кульминациям, по существу, однако, хочет пребывать, а не стремиться» [11, 127]. Статья, опубликованная, как уже было сказано, в 1994 году, в то время, когда

композитору исполнилось шестьдесят лет, и он находился в творческой активности, безусловно, не может заканчиваться выводами относительно эволюции творчества, она завершается таким вопросом: «Впрочем, ещё рано делать обобщения. Карама-нов способен эволюционировать быстро. Не начал ли он новую главу в книге своей жизни?» [11, 132].

Статья Е. Польдяевой «Апокриф или послание», созданная в 1996 году и опубликованная в журнале «Музыкальная академия», - это ещё одна важная страница, исследующая феномен личности и музыкального стиля Караманова. «Трудно назвать другого композитора, - пишет автор, - который в такой же степени „выпадал" бы из современной художественной ситуации и, соответственно, инспирировал такое количество мифов, предрассудков, поспешно-скептических суждений или благодарных восторгов» [2, 102]. Вокруг этих размышлений выстраивается канва глубокого повествования, перемежающегося с большими фрагментами композиторской речи, создающей ощущение явного присутствия автора и его мыслей. Польдяева даёт краткие аналитические очерки сочинений, не все их которых до этого времени попадали в круг исследовательского осмысления, но некоторые уже были исполнены: «Ориентальное каприччио», «Stabat Mater», Третий фортепианный концерт «Ave Maria», симфонические циклы «Совершишася» и «Бысть», и другие. Особое исследовательское внимание распространяется на выявление художественной логики Караманова, например, о «Stabat Mater» автор пишет: «В основе этой логики - метафизический „сюжет", в высшей степени детальное развертывание - развитие - становление - преодоление и достижение, причём всё - в разветвленных взаимосвязях, тех же, что действуют в масштабном симфонизме» [2, 113]. Глубокая и содержательная статья Польдяевой представляет осмысление ключевых

проблем творчества Караманова: системы религиозно-музыкальных представлений композитора, степени адекватности воплощения духовных смыслов в музыкальном тексте, выяснение исторических аналогий музыки Караманова, определение типа творчества и самой личности композитора. Автор статьи, намеренно действующий в системе логики своеобразного литературного диалога с композитором, завершает свой текст актуальным и интригующим по сей день вопросом: «Останутся ли гигантские постройки Караманова маргинальными артефактами постимперской и постмодернистской культуры, „сфинксами", не имеющими объяснения с точки зрения исторической логики, или же будут восприняты как предвестники новой эпохи, со всей неизбежной степенью художественных заблуждений, но ещё большей - прозрений?» [2, 132].

В 2002 году вышла в свет книга Т. Чередниченко «Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи». Обширная глава книги посвящена творчеству Галины Уствольской и Алемдара Караманова [12, 354-380]. Автор, конечно, не случайно объединяет композиторов в одну главу: «Кара-манов больше трёх десятилетий, Устволь-ская - больше пяти десятков лет стояли в стороне от бурной музыкальной современности» [12, 359]. Исследователь анализирует консерваторские сочинения Караманова, в частности, Седьмую симфонию «Лунное море», осмысливает авангардный стиль композитора, делает важные замечания о стиле религиозного периода творчества: «В симферопольских произведениях разлита светлая, сильная, свободная и глубокая бесконечность. Острые хроматизмы авангардных опусов растворились в мажоре, поглотившем минор» [12, 372]. Заставляет о многом задуматься и наблюдение, завершающее главу: «Композиторы-изгои хранили неизменность музыкального языка. Эта ахронность резко диссонировала всеобщему увлечению текущей историей

(и самой идее истории). Но диссонансы преходящи. В конце концов, музыкальный фон пришёл к согласию с упорной неподвижностью Уствольсокой и Караманова» [12, 379].

Начиная с 2000 годов заметно меняется ракурс теоретических вопросов, направленных на осмысление творчества композитора. Рождается интерес к более детальному изучению отдельных периодов, специфике жанров сочинений, выявляются подробности, касающиеся феномена и эволюции музыкального стиля, языка композитора. В это время, в 2003-2005 годах, появляются исследования автора данной статьи: кандидатская диссертация и монография «Библейские симфонии Алемдара Караманова» [7], ряд научных статей, по-свящённых характеристике симфонизма, религиозной концепции циклов «Соверши-шася» и «Бысть», особенностям программности религиозных симфоний композитора, его музыкальному мышлению. Личное общение с Алемдаром Сабитовичем на протяжении семи лет в Симферополе позволило собрать значительный и бесценный материал: комментарии всех сочинений религиозного периода творчества, авторские программы симфонических циклов по Евангелиям и по Апокалипсису, многие подробности творческой биографии, личные суждения о музыке, творчестве, религии, философии. Всё это вошло в перечисленные издания и заняло центральное место в системе собственных аналитических опытов.

2009 год принёс музыковедению ещё две статьи, изучающие музыкальный стиль Караманова. На Всероссийской научной конференции в Российской академии музыки имени Гнесиных «Проблемы художественной интерпретации» прозвучали два доклада: Е. Чигаревой «Stabat Mater Алемдара Караманова (об интерпретации средневекового жанра)» и И. Стогний «Идея „двоемирия" в стилевой интерпретации», впоследствии опубликованные в сборнике

по материалам конференции. Статья Чигаревой направлена на рассмотрение одного из трагически-скорбных сочинений Караманова - ораторию для солистов, хора и оркестра «Stabat Mater» на латинский канонический текст. Автор статьи пишет о том, что творчество композитора «вписывается в неоканоническую тенденцию, которая всё шире охватывает современную музыку» [хз, 28]. Чигарева подчёркивает, что в сочинении Караманова происходит соединение неоканонизма с неоромантизмом, автор анализирует связь с романтическими идиомами в «Stabat Mater» и делает вывод: «Неоромантический смысл приобретают не только отдельные черты музыкального языка, но и вся концепция сочинения» [13, 32]. В работе подробно проанализирована композиция, взаимодействие музыки и текста, семантика тональностей, использование риторических барочных фигур и другое. Отмечено уникальное свойство мелодико-гармонического и ладового языка Караманова - амбивалентность мажора и минора, выразившаяся в его собственной риторической фигуре, которую автор назвал «поглощение минора».

Статья И. Стогний основана на исследовании феномена «двоемирия» музыкальных жанров и стилей. В начале работы автор пишет: «Речь пойдёт о стилевом „двоемирии", стилевых архетипах, реализовавшихся в интерпретации различных исторических эпох» [10, 40]. Идея «двоемирия» рассматривается на примере сочинений разных эпох и Первой сонаты для фортепиано Алемдара Караманова. Стогний приходит к следующему выводу: «Классические и романтические тенденции в данном сочинении взаимодействуют слитно и целостно. <...> Кроме того, классико-романтический стиль выступает здесь не в традиционном „диалоге" с современностью, а как единый и естественный язык сонаты» [10, 47]. Автор статьи также обращает существенное внимание на интерпретацию Карамановым секвенции Dies irae, образования ею разных

миров, «...один из которых реально воплощён композитором (два варианта звучания темы), другой зависит от исполнительской трактовки» [10, 51].

Начало двадцатых годов XXI столетия открывает новые темы отечественных исследований творчества Караманова. Продолжается процесс погружения в изучение сочинений разных жанров и периодов творчества, ранее не исследованных, но уже широко исполняемых, а также поиски параллелей и пересечений с творчеством других композиторов-современников. Из наиболее интересных статей можно назвать «Фортепианное творчество Алемдара Караманова: начало пути» М. Блекловой [5], «Реквием Алемдара Караманова: к вопросу о трактовке жанра» А. Бабенцовой и Л. Пы-лаевой [4], «Альфред Шнитке и Алемдар Ка-раманов: два гения и две судьбы» М. Крем-лёвой [8].

Из последних диссертационных исследований, включающих сочинения Караманова в осмысление проблем отечественного симфонизма, следует отметить работу М. Долматовой «Программная отечественная симфония последней трети XX - начала XXI столетия» (2021, научный руководитель В. Девуцкий) [6]. Вторая глава диссертации «Художественный мир религиозной симфонии Алемдара Караманова и Альфреда Шнитке в аспекте музыкальной семантики» посвящена проблемам синтеза слова и музыки на примере детального анализа симфонического цикла «Совер-шишася» - его интонационной сферы, связи с религиозными образами. Автор работы определяет закономерности творческого метода Караманова в данном сочинении, выявляет содержательно-смысловые дефиниции, составляющие основу семантической системы программной симфонии композитора. Наиболее значительным представляется анализ девятой части «Совершишася», написанной на текст Псалма № 117 «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во вовек милость Его»,

с участием солиста-тенора, двух хоров -смешанного и детского.

Изучение творчества Караманова, композитора, создавшего помимо огромного количества сочинений разных жанров -двадцать четыре симфонии, прежде всего, ставит перед собой задачу осмысления феномена симфонизма. А. Соколов, неоднократно упоминавший в своих трудах творчество Караманова3, в частности, в связи с проблемой взаимосвязи традиции и новаторства в музыке XX века как феномена «договаривания», и осознания художником того, что он находится в последней фазе эволюции. Исследователь пишет: «Среди наших современников такую явно выраженную позицию занимает композитор А. Караманов. Один из самых талантливых представителей поколения „шестидесятников", прошедший через горнило авангарда, Караманов неожиданно для многих последние тридцать лет своего творчества посвятил исключительно жанру симфонии. Причём симфонию он мыслит именно как великую иссякающую традицию, в которой ещё не сказано самое последнее слово. <...> И в этом смысле ощущает себя находящимся в последнем звене эволюции» [9, 16].

Перечисленные работы далеко не исчерпывают всего количества исследований, посвящённых музыке Караманова. Мы остановились на самых значительных. Невозможно не сказать ещё о нескольких изданиях, содержащих разнообразные тексты о композиторе и принадлежащие ему самому. Прежде всего это сборник, изданный в 2005 году: «Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба» [2], включающий воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи о творчестве композитора и его интервью. И сборник, вышедший из печати в 2013 году: «Алемдар Караманов. Как живой с живыми говоря» [1], содержащий письма композитора консерваторских лет, воспоминания о нём, беседы и интервью. Оба эти сборники были составлены

сестрой Караманова Севиль Сабитовной Крылатовой и смогли сохранить ценнейший биографический, авторский и исследовательский материал. В частности, воспоминания матери композитора Полины Сергеевны Карамановой о детстве и ранней юности Алемдара Сабитовича.

В 2011 году состоялось ещё одно значительное событие - присвоение имени Алемдара Караманова Детской школе искусств г. Гурьевска Калининградской области. В связи с ним были проведены концерты, на которых звучала камерная музыка композитора, и региональная научно-практическая конференция, впервые в России полностью посвящённая творчеству Караманова. Сборник по материалам конференции, вышедший в 20x3 году, представляет статьи, основанные на изучении прежде всего исполнительской интерпретации фортепианных и вокальных сочинений автора [3].

В завершение данного аналитического обзора исследований, посвящённых творчеству Караманова, учитывая масштабность и теоретическую значимость многих из них, все-таки приходится констатировать, что музыку композитора, его стиль, место в истории невозможно на-

звать достаточно изученными. До сих пор не существует целостного и подробного анализа всего творчества композитора, включающего все его периоды и сочинения. Остается ещё большое количество произведений, которые не исследовались. Например, из двадцати четырех симфоний ни разу не анализировались восемь, не изучены вокальные циклы «Звезды» на стихи С. Щипачева, «Тебе» на стихи А. Сампуро-вой, три струнных квартета, практически все хоровые сочинения и многие другие. Сегодняшняя исполнительская ситуация музыки Караманова находится, безусловно, на другом уровне, чем была, скажем, в начале 2000 годов. Прозвучал цикл «Со-вершишася», неоднократно исполнялся «Реквием», Третий фортепианный концерт «Ave Maria» вошёл в постоянный репертуар многих российских и зарубежных пианистов, озвучены все шесть симфоний из цикла «Бысть», правда, целиком он так и не был исполнен. Двигаясь навстречу 90-летию со дня рождения композитора, хотелось бы выразить надежду на то, что этот год послужит новым импульсом к исполнительскому и исследовательскому интересу неизученных пока страниц творчества Алемдара Караманова.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В Московской консерватории на государственном экзамене были представлены Симфониетта, Симфоническая сюита, Увертюра, несколько хоров и Первый концерт для фортепиано с оркестром Алемдара Караманова. Солирующую партию в концерте исполнял автор.

2 Пятая симфония Драматория по поэме «В. И. Ленин» Владимира Маяковского была исполнена в Москве 18 января 1979 года в Большом зале консерватории. Исполнители: Государственный симфонический оркестр кинематографии и Московский хор Владислава Соколова, дирижёр Константин Кримец. Партия чтеца - Евгений Евтушенко.

3 А. С. Соколов неоднократно встречался с Карамановым, провёл и записал беседу с ним в 1991 году, она опубликована в книге «Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба» [2, 200-213]. В 1995 году на радио «Орфей» в программе «Музыка инкогнито» прозвучала беседа композитора с Соколовым «Феномен Караманова» [2, 327-333].

ЛИТЕРАТУРА

1. Алемдар Караманов. Как живой с живыми говоря / сост. С. С. Крылатовой. Москва : Академика, 2013. 408 с.

2. Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба: воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи / ред.-сост. С. С. Крылатова. Москва : Классика-XXI, 2005. 364 с.

3. Алемдар Караманов. Страницы жизни и творчества: материалы регион. науч.-практ. конф., 3 нояб. 2011 г. / ред.-сост. Е. В. Клочкова. Москва : Академика, 2013. 84 с.

4. Бабенцова А. Ю., Пылаева Л. Д. Реквием Алемдара Караманова: к вопросу о трактовке жанра // Colloquium-journal. 2020. № 14-4(66). С. 4-7.

5. Блеклова М. В. Фортепианное творчество Алемдара Караманова: начало пути // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 1(42). С. 70-78. DOI 10.52469/20764766_2021_01_70

6. Долматова М. В. Программная отечественная симфония последней трети XX - начала XXI столетия в аспекте музыкальной семантики : дис. ... канд. искусствоведения. Воронеж, 2021. 234 с.

7. Клочкова Е. В. Библейские симфонии Алемдара Караманова. Москва : Классика-XXI, 2005. 228 с.

8. Кремлёва М. Б. Альфред Шнитке и Алемдар Караманов: два гения и две судьбы // Вестник МГИМ имени А. Г. Шнитке. 2022. № 4(20). С. 30-38.

9. Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию XX века : учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учеб. заведений. Москва : Владос, 2004. 231 с.

10. Стогний И. С. Идея «двоемирия» в стилевой интерпретации // Проблемы художественной интерпретации : материалы Всерос. науч. конф., 9-10 апр. 2009 г. / сост. и отв. ред. И. С. Стогний. Москва : Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2010. С. 39-51.

11. Холопов Ю. Н. Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов // Музыка из бывшего СССР: сб. ст. / ред.-сост. В. Ценова. Москва : Композитор, 1994. Вып. 1. С. 120-138.

12. Чередниченко Т. В. Музыкальный запас. 70-е: Проблемы. Портреты. Случаи. Москва : Новое лит. обозрение, 2002. 583 с.

13. Чигарева Е. И. Stabat Mater Алемдара Караманова (об интерпретации средневекового жанра) // Проблемы художественной интерпретации : материалы Всерос. науч. конф., 9-10 апр. 2009 г. / сост. и отв. ред. И. С. Стогний. Москва : Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2010. С. 27-38.

Elena V. Klochkova

Russian State University named after A. N. Kosygin (Moscow, Russian). E-mail: l_klochkova@mail.ru. ORCID: 0009-0008-9828-5636. SPIN-Kog: 8390-2613

CREATIVITY OF ALEMDAR KARAMANOV IN DOMESTIC STUDIES OF THE SECOND HALF OF THE XX AND BEGINNING OF THE XXI CENTURIES

Abstract. The article presents an analytical review of the main research works devoted to the work of Alemdar Karamanov: G. Sviridov, A. Schnittke, S. Balasanyan, A. Tevosyan, Y. Kholopov, E. Poldyaeva, T. Cherednichenko, A. Sokolova, E. Chigareva, I. Stogniy and others. Some attention is paid to books, dissertations, and articles that have appeared in the last twenty years and touch upon new aspects of the composer's work that were previously not included in the circle of musicological understanding. The main research objectives are identified, reflecting the evolution of theoretical viewson Karamanov's work for more than half a century. The key topics that interest the authors of the works are identified and make it possible to clarify the essential foundations of music, style and the extraordinary fate of the composer. The purpose of the article was to understand the degree of development of the problem of studying Karamanov's creativity in its many perspectives: biographical, historical, theoretical, practical. An analysis of existing research has shown the significant role the composer's works play in the history of musical culture. Despite a fairly comprehensive picture of understanding Karamanov's work, the author of the article notes that there remains a large number of unexplored works by the composer and problems associated with the phenomenon of his music in the context of artistic phenomena of the second half of the 20th century.

Keywords: Alemdar Karamanov; research; creativity; symphonic cycles; religion and music

For citation: Klochkova E. V. Tvorchestvo Alemdara Karamanova v otechestvennykh issledovaniyakh vtoroy poloviny XX - nachala XXI vekov [Creativity of Alemdar Karamanov in domestic studies of the second half of the XX and beginning of the XXI centuries], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2024, iss. 36, pp. 67-76. DOI 10.24412/2658-7858-2024-36-67-76 (in Russ.).

REFERENCES

1. Krylatova S. S. (comp.) Alemdar Karamanov. Kak zhivoy s zhivymigovorya [Alemdar Karamanov. How living with living people speaking], Moscow, Akademika, 2013, 408 p. (in Russ.).

2. Krylatova S. S. (red., comp.) Alemdar Karamanov. Muzyka, zhizn', sud'ba: vospominaniya, stat'i, besedy, issle-dovaniya, radioperedachi [Alemdar Karamanov. Music, life, destiny. Memories, articles, conversations, research, radio broadcasts], Moscow, Klassika-XXI, 2005, 364 p. (in Russ.).

3. Klochkova E. V. (red., comp.) Alemdar Karamanov. Stranitsy zhizni i tvorchestva: materialy region. nauch.-prakt. konf., 3 noyab. 2011 g. [Alemdar Karamanov. Pages of life and creativity: Materials of the regional scientific and practical conference on November 3, 2011], Moscow, Akademika, 2013, 84 p. (in Russ.).

4. Babentsova A. Yu., Pylayeva L. D. Requiem of Alemdar Karamanov: on the question of interpretation of the genre, Colloquium-journal, 2020, no. 14-4(66), pp. 4-7. (in Russ.).

5. Bleklova M. V. The piano work by Alemdar Karamanov: a beginning of his way, South-Russian Musical Anthology, 2021, no. 1(42), pp. 70-78. DOI 10.52469/20764766_2021_01_70 (in Russ.).

6. Dolmatova M. V. Programmnaya otechestvennaya simfoniyaposledney tretiXX-nachala XXI stoletiya v aspekte muzykal'noy semantiki: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Russian program symphony of the last third XX - early XXI centuries in the aspect of musical semantics: Dissertation], Voronezh, 2021, 234 p. (in Russ.).

7. Klochkova E. V. Bibleyskiesimfonii Alemdara Karamanova [Biblical symphonies by Alemdar Karamanov], Moscow, Klassika-XXI, 2005, 228 p. (in Russ.).

8. Kremleva M. B. Alfred Schnittke and Alemdar Karamanov: two geniuses, two destinies, Bulletin of the Moscow A. Schnittke State Music Institute, 2022, no. 4(20), pp. 30-38. (in Russ.).

9. Sokolov A. S. Vvedenie v muzykal'nuyu kompozitsiyu XX veka: ucheb. posobie po kursu «Analiz muzykal'nykh proizvedeniy» dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Introduction to musical composition of the 20th century: textbook], Moscow, Vlados, 2004, 231 p. (in Russ.).

10. Stogniy I. S. Ideya «dvoemiriya» v stilevoy interpretatsii [The idea of "two worlds" in stylistic interpretation], I. S. Stogniy (comp., resp. red.), Problemy khudozhestvennoy interpretatsii: materialy Vseros. nauch. konf., 9-10 apr. 2009 g., Moscow, Rossiyskaya akademiya muzyki im. Gnesinykh, 2010, pp. 39-51. (in Russ.).

11. Kholopov Yu. N. Autsayder sovetskoy muzyki: Alemdar Karamanov [Outsider of Soviet music: Alemdar Karamanov], V. Tsenova (red., comp.), Muzyka iz byvshego SSSR: sb. st., Moscow, Kompozitor, 1994, iss. 1, pp. 120-138. (in Russ.).

12. Cherednichenko T. V. Muzykal'nyy zapas. 70-e: Problemy. Portrety. Sluchai [Musical reserve. 70 s. Problems. Portraits. Cases], Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2002, 583 p. (in Russ.).

13. Chigareva E. I. Stabat Mater Alemdara Karamanova (ob interpretatsii srednevekovogo zhanra) [Stabat Mater by Alemdar Karamanov (on the interpretation of the medieval genre)], I. S. Stogniy (comp., resp. red.), Problemy khudozhestvennoy interpretatsii: materialy Vseros. nauch. konf., 9-10 apr. 2009g., Moscow, Rossiyskaya akademiya muzyki im. Gnesinykh, 2010, pp. 27-38. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.