Научная статья на тему 'Реквием Алемдара Караманова: к вопросу о трактовке жанра'

Реквием Алемдара Караманова: к вопросу о трактовке жанра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
270
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
реквием / заупокойная месса / канонический текст / жанр / А.С. Караманов / духовная тематика. / Requiem / Requiem mass / canonical text / genre / Alemdar S. Karamanov / spiritual themes.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабенцова А. Ю., Пылаева Л. Д.

В статье рассматривается Реквием А.С. Караманова в аспекте авторской интерпретации жанра. Раскрывается роль духовной тематики в творчестве композитора и значение Реквиема как одного из высших достижений в вокально-хоровой музыке Караманова. Данное произведение мало изучено и представляет особый интерес как первая заупокойная месса, соответствующая канону, написанная в советское время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIEM OF ALEMDAR KARAMANOV: ON THE QUESTION OF INTERPRETATION OF THE GENRE

The article considers the A. S. Karamanov’s Requiem from the point of view of the author's interpretation of the genre. The author reveals the role of spiritual themes in the composer's work and the significance of the Requiem as one of the highest achievements in Karamanov's vocal and choral music. This work is poorly studied and is of particular interest as the first funeral mass corresponding to the Canon, written in Soviet times.

Текст научной работы на тему «Реквием Алемдара Караманова: к вопросу о трактовке жанра»

ART

УДК 784.5

Бабенцова А. Ю.,

студентка историко-теоретического отделения консерватории при Пермском государственном

институте культуры Пылаева Л.Д.

профессор кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета,

доктор искусствоведения DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11907 РЕКВИЕМ АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА: К ВОПРОСУ О ТРАКТОВКЕ ЖАНРА

Bаbentsova A. Yu.,

Student of the historical and theoretical Department of the Conservatory at the Perm State Institute of Culture

Pylayeva L. D.

Dr. Habil. (Doctor of Art Studies), Professor, Cultural Studies, Musicology and Music Education Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University

REQUIEM OF ALEMDAR KARAMANOV: ON THE QUESTION OF INTERPRETATION OF THE

GENRE

Аннотация.

В статье рассматривается Реквием А.С. Караманова в аспекте авторской интерпретации жанра. Раскрывается роль духовной тематики в творчестве композитора и значение Реквиема как одного из высших достижений в вокально-хоровой музыке Караманова. Данное произведение мало изучено и представляет особый интерес как первая заупокойная месса, соответствующая канону, написанная в советское время.

Abstract.

The article considers the A. S. Karamanov's Requiem from the point of view of the author's interpretation of the genre. The author reveals the role of spiritual themes in the composer's work and the significance of the Requiem as one of the highest achievements in Karamanov's vocal and choral music. This work is poorly studied and is of particular interest as the first funeral mass corresponding to the Canon, written in Soviet times.

Ключевые слова: реквием, заупокойная месса, канонический текст, жанр, А.С. Караманов, духовная тематика.

Keywords: Requiem, Requiem mass, canonical text, genre, Alemdar S. Karamanov, spiritual themes.

Создание реквиема уже давно стало традицией в композиторском творчестве. Обращаясь к этому старинному жанру духовной музыки, многие мастера прошлого и современности подводят своеобразный итог своим творческим исканиям, окончательно формулируют личную жизненную позицию, пытаются заглянуть за грань будущего и неизбежного.

Среди композиторов второй половины ХХ -начала XXI века, являющихся авторами сочинений, именуемых реквиемами, Алемдар Сабитович Караманов (1934-2007) - не исключение.

В своей работе мы обратились к Реквиему А. Караманова как к одному из оригинальных вариантов трактовки данного жанра мастерами XX столетия, для которых духовная тематика обладает безусловной значимостью.

Творчество Алемдара Караманова, пребывавшее в забвении долгие годы, в последнее время вызывает растущий заслуженный интерес. В свои концертные программы сочинения композитора включают выдающиеся отечественные музыканты -Владимир Спиваков, Евгений Бушков, Александр

Титов, Теодор Курентзис, Юрий Кочнев, Владимир Виардо и другие. Все чаще появляются публикации, посвященные личности композитора и его уникальной судьбе, - судьбе «добровольного отшельника», в начале карьеры порвавшего все связи со столицей, профессиональным Союзом композиторов и уехавшим в родной Симферополь.

Именно здесь были написаны самые значительные произведения, воплотившие то новое, что открылось композитору в восприятии мира. Новое это - обретение веры, обращение к Богу, к религии - повлекло за собой самый настоящий творческий переворот, перерождение и возрождение творческого Духа. Двумя основополагающими характеристиками творчества Караманова в этот период становятся: 1) насыщение его музыки религиозным содержанием (именно в музыке, по словам самого композитора, проявились его новое мировоззрение, вера: «Я искал Бога и нашёл его. Действительно нашёл - в своей музыке». 2) отказ от музыкального авангарда, которым композитор увлекался в студенческие годы, и возвращение к традициям запад-

а art

ноевропейской и русской симфонической классики, их продолжение и развитие. В ряду авторов, творчество которых сосредоточено вокруг религиозных мотивов и образов, Алемдар Караманов занимает особое место. Как отмечал Ю.Н. Холопов, среди крупных русских композиторов он «был первым, повернувшим против авангарда на путь религиозной музыки» [5, с. 124]. Чрезвычайно важно, что полное погружение в религиозную тематику сложилось в его творчестве не под влиянием подспудно назревавших новых тенденций и художественных исканий, но в процессе особой «вовлечённости» в единственную для него, всепоглощающую тему.

Творческий перелом, связанный с обретением веры, сказался в большинстве создаваемых впоследствии произведений в разных жанрах - таких, как симфония (циклы «Совершишася» и «Бысть»), жанрах католической церковной музыки («Stabat Mater», Реквием, Месса), инструментальный концерт (Третий фортепианный концерт «Ave Maria»).

Однако религиозно-философская тема раскрывалась уже и в некоторых произведениях предыдущих периодов творчества Караманова. Например, в авангардный период - с 1962 по 1964 гг., когда композитора называли «главой консерваторских модернистов» - ещё до обретения им веры, до его крещения, серьёзного изучения религиозных текстов, он создал фортепианный цикл «Пятнадцать концертных фуг». Караманов говорил: «Это страшные фуги - самый настоящий крест». Например, относительно фуги фа минор он замечал, что её тема напоминает возглас Христа: "Или, Или! Лама са-вахфани?" (Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?»3. Караманов считал, что цикл фуг передаёт крестные муки и то страшное душевное состояние, которое композитор испытывал во время полного неприятия его сочинений официальными музыкальными кругами.

Последовательно и полно тип программной религиозной композиции воплотился в симфонических циклах Караманова «Совершишася» по четырем Евангелиям (1965-1966) для расширенного состава оркестра, большого и детского хоров, солистов (виолончели, скрипки, тенора) и «Бысть» по книге Апокалипсиса (1976-1980) [4, с. 1]. Религиозные симфонии Караманова вписывают в музыкальную летопись эпохи свою, очень важную главу, связанную с религиозным осмыслением мира верующим человеком [3, с. 167].

Картина мира, представленная в музыке XX столетия, по-своему отражает взрывоподобный процесс развития науки, «сумасшедшие» теории, не раз перевернувшие представления о смысле человеческого бытия, при этом оставаясь антропоцентрическими. В симфониях Караманова она заменяется религиозной картиной мира, в центре которой находится Бог. Человек же является подобием Божьим, основной смысл его жизни «есть диалог и жажда интимной связи с Творцом:

он принципиально неполон и абсолютно бессмыслен без Бога» [2, с. 22].

Следующим после указанных симфонических циклов произведением, раскрывающим религиозно-философские идеи автора, явился Третий концерт для фортепиано с оркестром «Ave Maria», написанный в 1968 году. Содержание концерта с трудом поддаётся словесной образной конкретизации, прежде всего, в силу его духовной направленности. Вот как характеризует его Ю.Н. Холопов: «Подобно симфониям, это - светлая мистерия из ряда эпизодов, воплощающих переживаемый в музыке диалог архангела Гавриила и Марии в таинственной последовательности, где сильная кульминация ведёт к просветлённому завершению в настроении Богородицы: "Да будет мне по слову твоему"» [5, с. 128].

У каждого человека, как известно, две жизни. Одна - это житейская биография, складывающаяся из дат и событий. Вторая жизнь не поддается хронологическому исчислению, вся она - невидимое личностное становление, движение к яркому духовному просветлению.

В творчестве А. Караманова духовная тематика стала определяющей, понимаемой как средоточие вечных смыслов человеческой жизни. В Реквиеме подтверждением этого стало воплощение идеи связи времен - через присутствие разного рода аллюзий с музыкой прошлого, с сочинениями ее выдающихся представителей. Указанная связь определяет своеобразие композиторского языка, в котором возникают стилистические приметы различных музыкально-исторических эпох (от средневековья до музыки ХХ века). Караманов сумел вдохнуть в традиционный жанр свежие идеи, продемонстрировав яркий авторский стиль.

Будучи первым образцом отечественного реквиема, созданного на канонический текст, и став ориентиром для целого ряда современников, а также авторов, работавших позднее, данное произведение, написанное почти полвека назад, остается тем не менее (как и творчество композитора в целом) пока еще малоизученным.

Своеобразным венцом религиозного творчества композитора стал Реквием (1971).

Он написан на канонический латинский текст, включает 12 номеров. Их состав свидетельствует о том, что, организуя композицию цикла, автор исходил из структуры Реквиема В.А. Моцарта:

1) Requiem aeternam, Kyrie

2) Dies irae

3) Tuba mirum

4) Rex tremendae

5) Recordare

6) Confutatis

7) Lacrimosa

8) Domine Jesu

9) Hostias

10) Sanctus

11) Benedictus

12) Agnus Dei

3 Библия, Евангелие от Матфея 27:46

Заупокойная месса А. Караманова ярчайшим образом выразила отношение композитора к жизни и смерти, раскрыла слушателям богатый духовный мир творца. В данном цикле мы не услышим Кара-манова-авангардиста: здесь звучит голос зрелого композитора, умудренного жизненным опытом, полного сильных чувств и эмоций.

В Реквиеме А. Караманов попытался обобщить музыкальный опыт предшественников - начиная от средневековья: отсюда композитор воспринял особую трактовку хоровой партии - своеобразное «скандирование» текста, восходящее к древней псалмодии. Таковое прослеживается в большинстве номеров Реквиема - Tuba mirum, Sanctus, Agnus Dei и др. В противовес архаической строгости, в таких номерах, как Lacrimosa и Domine Jesu, звучат мелодически развитые, подчеркнуто эмоциональные интонации, истоки которых уводят к оперным ариям романтизма. В номерах Requem и Dies irae очевидно использование элементов интонационного словаря барокко.

Неоднозначностью отличается также и облик мелодики Реквиема. Многие темы претерпевают активное развитие, не превышая диапазона квинты или сексты. С другой стороны, бывает и так, что эмоциональная и страстная мелодия, выходя далеко за пределы октавы, стремится к бесконечному развертыванию и постоянно разрабатывается. Звуча на протяжении множества тактов, тема обогащается все новыми интересными мелодическими оборотами и интонациями. При значительном разнообразии интонационного содержания тематизма композитор, однако, органично сочетает самые различные составляющие - данное качество представляет собой одну из примет его авторского стиля.

Несомненным своеобразием отмечена также оркестровка произведения. К ее особенностям нужно отнести следующее:

• использование струнной группы в большинстве случаев как гармонической опоры (а не мелодических голосов);

• звучание группы деревянных духовых как своего рода ансамбля солистов, к которому приближается валторна, трактуемая скорее не как медный духовой инструмент, но как участник ансамбля деревянных духовых;

• частая диалогичность деревянных духовых и струнных инструментов, их соотношение по принципы вопроса и ответа: деревянные духовые исполняют мотив-призыв, словно доносящийся

свыше, а струнные отзываются на него подобно

эху;

• использование необычных тембров и характерных приемов звукоизвлечения (например, при игре sul pоnticeИo), подчеркивающих эмоциональный контраст различных тематических элементов.

Сочетания различных стилистических признаков у Караманова отличаются тонкостью и естественностью, избеганием резких и нелогичных контрастов.

Примечательно, что воплощая вечные темы жизни и смерти, добра и зла в кантатно-ораториаль-ном сочинении, композитор одновременно представляет его и как светское, и как духовное. По его словам, «это концертный реквием, но это богослужение» [1, с. 211]. Более того, «это симфоническое богослужение» [там же], пронизанное сквозным развитием, явственно ощущаемым на уровне тембровой и интонационной драматургии цикла. В этом проявляется еще один важный момент индивидуального преломления Карамановым канонических традиций жанра реквиема и опыта его трактовки композиторами различных музыкально-исторических эпох.

По прошествии почти что половины столетия сочинение не перестает вызывать интерес у музыкантов-исполнителей. В наше время оно по-прежнему звучит свежо и эмоционально-непосредственно, завоевывая сердца широкого круга слушателей.

Список литературы

1. Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи / ред.-сост. С.С. Крылатова. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 364 с.

2. Медушевский В.В. О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия: мат-лы науч. конф. «Отечественная культура XX века и духовная музыка». - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - С. 20-45.

3. Мень А.В. Читая Апокалипсис. - М.: Истина и жизнь, 2000. - 262 с.

4. Польдяева Е. Апокриф или послание? О творчестве Алемдара Караманова // Музыкальная академия. - 1996. - № 2. - С. 1-15.

5. Холопов Ю.Н. Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов // Музыка из бывшего СССР: сб. ст. / ред.-сост. В. Ценова. - М.: Композитор, 1994. - Вып. 1. - С. 120-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.