Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 480-487
Творческое развитие обучающихся аккордеонистов на начальном этапе в учреждениях дополнительного образования
А.А. Хритохин
Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State Institute of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: начальный этап обучения, учреждения дополнительного образования, учащиеся аккордеонисты, художественно-творческое развитие. Key words: initial stage of learning, institutions of additional education, students of the accordion, the artistic and creative development.
Резюме: В статье обозначается круг вопросов, который высвечивает предмет актуальности заявленной проблематики. Концентрируется внимание на необходимости модернизации, технологическом совершенствовании начального этапа обучения в классе аккордеона учреждений дополнительного образования. Рассматривается процесс применения индивидуального, личностно-ориентированного подхода, его спецификационная составляющая. Обозначаются педагогические формулы, позволяющие продуктивно осуществлять художественно-творческий процесс на начальном этапе в классе аккордеона. В аналитический спектр попадают вопросы, касающиеся звукообразования, звуковедения и снятия звука, художественно-образного свойства штриха, его технологического обеспечения. Методическая мысль получает свое развитие на уровне формирования и освоения репертуара начинающих аккордеонистов, в который предполагается включать: кантилену, моторику и декламационность. Указывается, что в репертуарные программы целесообразно включать музыкальный материал полифонического и гомофонно-гармонического склада, что позволит целостно и детально-последовательно осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Важно строить такие репертуарные программы на базе отечественной и зарубежной классики (переложений) оригинальных сочинений, обработок народно-тематического материала и современных произведений. Выявляется значимость понятий нотный текст, подтекст и контекст, их логико-интонационное и эмоционально-интонационное начало. Обращается внимание на значимость изучения вопросов, касающихся самоконтроля, предмета интерпретации.
Abstract: The article refers to the range of issues that highlights the relevance of the stated problems. A focus on the necessity of modernization, technological improvement of the initial stage of training in the class of accordion of institutions of additional education. The process of application of individual, personality-oriented approach, its component specification. Are marked with the pedagogical
formula productive to carry out artistic and creative process at an early stage in the accordion. In the analytical range of fall questions concerning sound production, sukovataya and withdrawing sound, artistically-shaped properties of the stroke, its technological support. Methodical thought is developed at the level of formation and development of the repertoire of accordionists beginners, which is to be included: cantilena, motor skills and declarationast. States that in a repertory program appropriate to include music polyphonic and homophonic-harmonic of the warehouse, enabling a holistic and detail-consistently implement the artistic and creative development of students. It is important to build such a repertory program on the basis of domestic and foreign classics (arrangements) of original compositions, adaptations of folk thematic material and contemporary works. Revealed the importance of the concepts of musical text, subtext and context, their logical-tonally and emotionally-intonational beginning. Draws attention to the importance of studying questions relating to self-control, the subject of interpretation.
[Khritokhin A.A. Creative development of studying accordionists at the initial stage in institutions of additional education]
В настоящее время взоры многих ученых прикованы к реформе в учреждениях дополнительного образования. Дополнить стандартный школьный общеобразовательный процесс «глотком свежего воздуха», «искрой» творческой мысли, художественно-образным содержанием, позитивным эмоционально-чувственным откровением - важная задача системы дополнительного образования, в которой значимое место занимает музыка.
В области музыкального инструментального исполнительства интересную позицию имеет аккордеон, который сегодня обретает новый веток популярности, держит высокую планку на уровне академической традиции и активно применяется в эстрадно-джазовом направлении. Аккордеон -народный инструмент в Российской Федерации (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Северный Кавказ и др.), а также любимый инструмент во многих странах мира: Беларусь, Молдавия, Румыния, Латвия, Литва, Эстония, Германия, Франция, Италия, Испания, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Болгария, Сербия, США, страны Латинской Америки, Австралия и др.
Многие аспекты баяно-аккордеонного искусства активно анализировала целая плеяда исполнителей-исследователей: Ю.Т. Акимов, О.А. Блок, О.В. Бычков, Э. Габнис, П.А. Гвоздев, Н.А. Давыдов, Б.М. Егоров, Н.А. Кравцов, А.В. Крупин,
Ф.Р. Липс, ВВ. Лушников, А.М. Мирек, В.Н. Мотов, Г.И. Шахов и др.
Обучение в классе аккордеона в настоящее время требует своей модернизации, технологического совершенствования, переосмысления многих теоретических и практических позиций, особенно на начальном этапе. В этой связи в значительной степени актуализируется следующий круг вопросов:
1. Как сделать процесс обучения интересным и содержательным, наполненным и развивающим?
2. Как наделить музыку наглядностью, сделать ее «видимой» (зримой), более понятной и доступной?
3. Что необходимо для активизации творческого восприятия?
4. Как заставить работать творческое воображение?
5. Что важно для успешного технического развития?
6. Каким образом научить слушать и слышать, предслышать и представлять?
7. Как открыть тайны успешного концертного выступления?
8. Каково лекарство от стереотипной зависимости?
9. Нужна ли нам сложная форма и полифония?
10. На каком репертуаре строить основу обучения?
Говоря о начальном этапе обучения аккордеонистов, на
котором, собственно, и происходит рождение музыканта-исполнителя, следует принимать во внимание необходимость применения индивидуального, личностно-ориентированного подхода. Любая универсальность в этом случае может переродиться в стереотипность, шаблонность. В каждой постановочной позиции исполнительского аппарата есть общие моменты и вместе с тем специфические, которые могут быть связаны, например, с физиологией (масса тела, длина корпуса, рук, ног, пальцев, природная эластичность или зажатость кисти и др.), психологией (задатки, характер, темперамент), уровнем перцепции начинающего обучающегося (внимание, представление, восприятие, воображение), его общим музыкальным развитие (слух, чувство метроритма, темпоритма, память) и др. Следует учитывать эстетические интересы,
предпочтения «маленьких» исполнителей, так как через них и мотивацию можно проложить «дорожку» к потребности в освоении исполнительского искусства. Важно придерживаться следующих общепедагогических формул, которые на начальном этапе обучения аккордеонистов приобретают первостепенное значение: интерес - мотив - потребность; интерес, чувство -познание, оценка; чувствовать - мыслить - действовать -мыслить - чувствовать; предслышать, представлять, слушать, слышать, - сопереживать - контролировать, вести, осмысляя в детализированном (потактовом) и целостном варианте движение музыкальной мысли, которое тесно кореллируется с исполнительскими действиями-движениями, рождая
конкретные звуки-образы.
На начальном этапе обучения, важно работать в трех направлениях: рождение звука, звуковедение и снятие звука. Следует научиться с помощью штрихов «рисовать» музыкальный образ. Художественно-творческое развитие во многом - работа с образом через штриховую подачу. Независимость рук в контексте 3-х клавиатур (фортепианной /правая рука/, готовой и выборной /левая рука/), плюс ведение меха (своеобразного смычка), его смена и остановка - значимое тактико-техническое и педагогическое условие в классе начинающего аккордеониста.
Многие педагоги-аккордеонисты, неосознанно, зафармализовывая процесс подбора и освоения репертуара, останавливаются на «усредненном» музыкальном материале, который не предусматривает остроту восприятия, осмысления и соответственно воспроизведения художественного образа. В подобном подходе мы лишаем ребенка «пользоваться красками», а главное вслушиваться, искать, пробовать и получать удовольствие от созданного собственного творения, пусть порой не совсем логичного. Музыкальный материал, который содержит не много legato, non legato, чуть-чуть staccato, не является универсальным для освоения штрихов, а, как правило, стирает между ними отличия (грани), не позволяет погрузиться в штриховую канву и освоить ее спецификационную природу на уровне звукообразования, звуковедения, снятия. Ребенок должен приобрести необходимый
исполнительский навык относительно конкретного, отдельно взятого штриха, ощутить его характеристики (острота, вязкость, динамичность, пластичность, концентрированность) и т.д. Отработка осваиваемого штриха может осуществляться в виде задания, которое строится на одном повторяющемся звуке. Таким образом, для ребенка становится более заметной разница между одинаковыми нотами (звуковысотное положение), штрихами. В результате открывается «занавес» и обнажается глубина восприятия (слухового), тактильного ощущения и в обозримом пространстве оказывается острота динамичность, пластичность, концентрированность, а главное художественная выразительность «штрихового исполнения». Вложить «штриховое умение» в исполнительскую художественно-образную канву - другая, немаловажная задача начального этапа обучения аккордеонистов.
В требованиях к формированию репертуара, включая начальный этап обучения аккордеонистов, необходимо учитывать кантилену, моторику и декламационность, а также полифонический и гомофонно-гармонический склад. Подобный подход имеет значение не только для общего музыкального развития, но и для успешного дальнейшего освоения разножанрового, разностилевого репертуара в диапазоне от миниатюры до сложных форм.
Не случайно М.И. Имханицкий подчеркивает: «Кантиленность, моторику и речитативное начало правомочно рассматривать как базовые, фундаментальные основы всего музыкального искусства классической традиции. Именно они обуславливают многие исполнительские средства, в частности, те или иные артикуляционные решения, соответственно, определяющие и выбор штрихов.
В композиторской и исполнительской практике три эти базовых явления воплощаются по-разному. С одной стороны, в виде конкретных жанров. Например - песни, речитатива, танцевального и плясового наигрыша. С другой - воплощение может быть в обобщенном виде, например, танцевальности, распевности, речитативности» (Имханицкий, 2014: 110). В этом смысле традиционный подбор репертуара на базе песни, танца, марша - правомерный жанровый арсенал начинающего
аккордеониста, оправданное педагогическое решение, но, которое требует своего продолжения, дополнения. Отечественная и зарубежная классика (переложения), оригинальные сочинения, обработки народно-тематического материала, современные музыкальные произведения -репертуарная основа как для начального, так и последующего этапов обучения. При этом полифония и гамофонно-гармонический склад должен представлять своеобразный репертуарный лейтмотив на протяжении всего процесса обучения аккордеонистов академической традиции.
На начальном этапе обучения аккордеонистов следует погружать в трехмерное пространство: текст, подтекст и контекст. В данном случае нотный текст выступает не только как информационно-знаковая система, но и как недописанное письмо, недосказанная речь, незаконченное выражение мыслей и чувств. Дать возможность ребятам сначала ощутить звучание «голого» текста» и далее увидеть, услышать нечто большее, что лежит за его пределами (подтекст) - сравнимо с нахождением «клада», желанным открытием, таким важным для «маленьких» исполнителей. Увидеть, услышать то, что существует и развивается за пределами формального нотного текста - значит начать проникновение в интонационно-чувственную, интонационно-смысловую канву художественного образа. В этом во многом и заключается такое необходимое художественно-творческое развитие учащихся-аккордеонистов. Лишь в данном русле приобретают смысл такие методологические понятия музыкальной речи как тяготение, устойчивость, движение, а также мотив, фраза, предложение, период и т.д.
Музыкальное пространство становится «трехмерным», когда к тексту и подтексту добавляется контекст - уровень личностного «прочтения» музыкального сочинения. Именно контекст усиливает свойство наглядности музыкального материала и сам является ее отражением, результатом. Не следует забывать, что наглядно-образное, ассоциативное мышление у детей стоит на первом месте, представляя своеобразную доминанту их художественно-творческого сознания.
Т. Бондаренко отмечает: «Интонационное осмысление выразительных средств должно опираться на важнейшее свойство интонации - способность обобщения, в результате чего особое значение приобретает музыкальный контекст. Только в контексте тот или иной элемент музыки обретает определенный выразительный смысл, наполняется художественным содержанием. При этом важно подчеркнуть, что понятие интонации не может быть применимо к нехудожественному контексту или к элементам текста, которые не несут непосредственно художественной информации» (Бондаренко, 1988: 120).
Интерес представляет позиция педагога-музыканта-исполнителя на процессы звукового самоконтроля. Как наделить этой способностью обучающихся аккордеонистов. То, что этим необходимо заниматься изначально и перманентно, не вызывает сомнений у многих исследователей. Но, каким образом подойти к его осуществлению? На этот злободневный вопрос во многом отвечает О.А. Блок: «процесс самоконтроля и корректировки звучания - не постфактумное явление, как его трактуют во многих теоретических источниках. Имеется, в виду то, что контроль и корректировка звука происходит не только после звукообразования. Когда произошло рождение звука, порой уже поздно контролировать звучание (непопадание в тон, отсутствие акцента, необходимой штриховой подачи, соответствующей артикуляции и т.д.), корректировать уже свершившееся действие. Следовательно, самоконтроль и корректировка звучания имеет более широкий спектр действия, а именно: распространяется на область
• представления (образа-звука) до момента звучания;
• предслышания, не родившихся звуковых оборотов;
• внутреннего слуха на уровне элементов музыкальной формы (мотив, фраза, предложение, период) и т.д.;
• внутреннего слуха на уровне целостной музыкальной формы;
• единого художественного образа адекватного конкретному стилю, жанру сочинения, а также замыслу, идее композитора.
Следует заметить, что изложенный выше перечень, раскрывающий область действия принципа сознательности, точно кореллируется с предметом интерпретации музыкального произведения. Подобный факт не только подтверждает наличие зоны представления звучания на уровне сознания (осмысления), но и на уровне построения исполнительского плана (во всех его деталях), что определяет творческий характер личностно-деятельной природы исполнителей» (Блок, 2017: 88, 89).
Интерес представляет предмет интерпретации (идея, замысел, эмоционально-чувственное прочтение, стиль, традиции, форма и содержание сочинения), специфика его освоения на начальном этапе обучения. Данный вопрос требует своего всестороннего изучения в различных исполнительских классах.
В заключение изложенного выше следует подчеркнуть, что начальный этап обучения аккордеонистов не должен замыкаться на вопросах посадки, постановки исполнительского аппарата, примитивном преодолении «сопротивления инструмента», а представлять художественно-творческий процесс в полном смысле этого понятия. Художественно-творческое развитие начинающего аккордеониста было и остаётся своеобразной парадигмой музыкально-образовательного процесса на исполнительских направлениях подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
Блок О.А. 2016. Педагогика и психология музыкального творчества. М.: МГИК. 232 с.
Блок О.А. 2017. Проблемы музыкальной педагогики и психологии. М.: МГИК. 160 с.
Бондаренко Т. 1988. Музыкальное произведение в системе воспитания слуха музыканта-специалиста. - Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: Музычна Украйина. 128 с. Имханицкий М.И. 2014. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании. М.: РАМ им. Гнесиных. 232 с.
Получена / Received: 10.06.2017 Принята/Accepted: 22.06.2017