07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)
УДК 003.349.3(091) ШАТОХИНА Н.Н.
кандидат педагогических наук, Курский Свято-Троицкий
женский монастырь
E-mail:[email protected]
UDC 003.349.3(091) SHATOKHINA N.N.
Candidate of Pedagogical Sciences, Kursk Saint-Troitsk
nunnery
E-mail:[email protected]
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАСЛЕДИЯ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ В РОССИИ CREATIVE HERITAGE DEVELOPMENT OF SAINTS CYRIL AND METHODIUS IN RUSSIA
В статье рассматривается творческое наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, их особая миссия просвещения русского народа. Представлены основные сведения о почитании святых Солунских братьев в России, о возрождении традиции посвящения первоучителям славянским храмов при учебных заведениях в разных городах нашей страны. Рассматриваются особенности иконографии изображения святых Кирилла и Мефодия на Руси.
Ключевые слова: кирилло-мефодиевское наследие, фонд славянской письменностии культуры, славянский язык и азбука.
The article discusses the creative heritage of Cyril and Methodius, their special mission of educating the Russian people. Basic information about the veneration of the holy Thessaloniki brothers in Russia, about the revival of the tradition of dedication to the teachers of the Slavic temples at educational institutions in different cities of our countryare presented. The features of the iconography of the images of Saints Cyril and Methodius in Russia are considered.
Keywords: Cyrill and Methodius heritage, the fund of Slavic literature and culture, Slavic language and alphabet.
В деле просвещения России Евангелием насчитывается пять эпох, от проповеди у нас святого апостола Андрея до крещение великого князя Владимира. Проповедь святых славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия и в особенности важнейший их труд - перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык относится ко второй эпохе [4]. Рассмотрим творческое развитие наследия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во второй период нашей эпохи и последующее их почитание на Руси.
Православная вера и Христово Учение на Русь пришли с появлением письменности, которую принесли славянам Кирилл и Мефодий. Святые мужи с Божией Помощью сделали великое дело. Они молитвенно обращались за помощью к Утешителю (от которого исходит знание языков) ниспослать им способность к изобретению письмен и переводу писаний с греческого языка. Славянские просветители, прежде всего, перевели выбор из Евангелия и Апостола для древних чтений. Таково, например, Остромирово Евангелие, которое является древнейшим памятником славянской письменности XI века и, вместе с тем, первой редакцией Евангелия. Остромирово Евангелие было написано для Новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием 1056-1057 гг. [9]. Оно было названо «Остромировым», так как русские древнейшие рукописные книги часто получали свое название по имени их переписчика или владельца. Остромирово Евангелие представляет собой великолепную пергаментную рукопись, объемом в 294 листа, написанную крупным уста-
вом и украшенную золоченым заглавием, фигурными и начальными буквами [11].
Подвиг братьев в борьбе за славянский язык подробно описывает летописец Нестор в своей «Повести временных лет». «Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян...» [7].
Великое дело просвещения славянских народов, началось с родного города святых Кирилла и Мефодия Фессалоники (Солунь - главный город Македонии). Издавна укоренилась мысль, что они были родом из города Солуни. Однако, существует и другая версия, что они были славяне. В подтверждение версии о славянском происхождении солунских братьев указывают на наименование святого Мефодия прямо славянином в одном латинском свидетельстве XIII века [4]. Можно согласиться с тем, что великая заслуга Кирилла и Мефодия в деле просвещения Славян принадлежит Греческой Византии, в среде которой они родились и выросли, которая дала им образование, воспитала их в духе древнего христианского апостольства. Просвещения славянских народов святыми Кириллом и Мефодием в наиболее законченном виде осуществилось в России, которая по словам профессора А. - Э.Н. Тахиаоса, Промыслом Божием стала истинной хранительницей и продолжательницей этого великого просветительского дела. Именно в России наследие святых Кирилла и Мефодия было воспринято во всей полноте и принесло огромные плоды. Древнейшие рукописные тексты жития святых Кирилла и Мефодия сохранились только в русском изводе [12].
© Шатохина Н.Н. © Shatokhina N.N.
«Мы, русские, особенно прочно обогатились элементами церковнославянского языка, потому что, приняв его как книжный язык, неразрывно его сплотили с родным в своем литературном языке, и нет другого славянского языка, в котором бы в настоящее время оставалось столько элементов старославянских, как в нашем» [3].
Святые Кирилл и Мефодий подарили нам язык, на котором и сегодня совершается таинственное общение православного христианина с Богом.
Самое древнее, полное и достоверное свидетельство об изобретении Славянских письмен - это сказание (нач. X столетия) Черноризца Храбра, которое указывает именно на кириллицу, как на ту азбуку, которую изобрел Кирилл. «Константин Философ, нарицаемый Кирилл, сотворил Славянам письмена, 38 числом, одни по чину Греческих письмен, другие же по Славянской речи» [1]. В подкреплении этого «в Славянских Древностях» выдающегося чешского и словацкого слависта и общественного деятеля П.Й. Шафарика есть соответствующие доводы и указывается, что изобретение сделано в 855 году [1]. В своем сказании Храбр также пишет, что в его время были попытки переделать азбуку Кириллову «послежде потворити, неже первое сотворити». Слово потворите, может, очевидно, выражать характер глаголь-ского письма по отношению его к Кирилловскому [1].
Учители веры, посланные самим Богом и украшенные всеми совершенствами апостолов Христовых, принесли на Русь учение Евангелия, родное и понятное людям слово как священное сокровище. По богослужебным книгам, переведенным на славянский язык, воспитывались великие русские первосвятители - святые Петр, Алексей, Иоанн; святитель Стефан, преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Соловецкие святые - Герман, Саватий; святые Александр Невский, Дмитрий Донской и другие князья русские [2]. Православный народ считал, что просвещение должно быть священным и одухотворять внутренний мир человека. До сих пор, во многих сочинениях людей нет той мудрости, как в древнейшей священной Кирилловской азбуке, в которой имелись изображения Господа, Богородицы, Ангелов, Архангелов. Каждая буква азбуки была особенной, позволяла ведать и жизнь, и землю. Она имела имя: А - аз, Б - буки, В - веди (означает «знание»), Д - добро, Т - твердо (обозначает «твердь», «крепкий», «нерушимый»). К сожалению, на страницах современных азбук вместо святых образов печатаются изображения деревьев, животных, предметов быта. Так «обезличивается» драгоценное слово, содержащее глубокий духовный смысл. Поэтому, русская Православная Церковь особо чтит равноапостольных братьев, указывает на важность влияния созданной ими книжности на историческое развитие нашего народа.
Непосредственно личные действия Кирилла и Мефодия и их миссионерская деятельность способствовали широкому распространению христианства среди славянских племен в нашем отечестве. Уже в середине X века, во времена князя Игоря, в Киевской Руси было много христиан. В «Повести временных лет» летописца
Нестора рассказывается о поисках князя Владимира, начавшихся в 986 году. Князь Владимир не принял веры волжских булгар, которые исповедовали мусульманство; веры католических послов из Рима, которые находились в Киеве. Хазарские иудеи тоже не убедили князя Владимира принять свою веру. Рассказ греческого философа о православной вере произвел на Владимира глубокое впечатление, а русских послов (которые посетили Царьград) потрясла православная служба своей красотой и благолепием [6]. По Промыслу Божию в период возникновения Русского царства был окончен перевод библейских и богослужебных книг на славянский язык и заложены первые основы христианства на Руси. Во времена князя Владимира для просвещения русского народа пришли ученики Кирилла и Мефодия, от них требовали отречься от славянского просвещения, но они не убоялись и исполнили волю своих учителей, осуществили много переводов, написали богослужебные песнопения, азбучные молитвы, богословские энциклопедии и др.
Как уже было сказано выше, почитание братьев на Руси началось с принятием христианства в конце X -начала XI века (через болгарское, а частично, возможно, через чешское посредство в середине - 2 половины XI века). Так на Русь попал неполный корпус памятей текстов, посвященных святым, возможно, это объясняется региональными особенностями его почитания в Болгарии. Наиболее полным во всей совокупности славянской средневековой рукописной традиции является набор четьих текстов, посвященных святым Кириллу и Мефодию (Житие Кириллу и Проложное Житие, Похвальное слово ему и общая похвала Кириллу и Мефодию). Со временем почитание Кирилла на Руси постепенно было ослаблено. Об этом свидетельствует отсутствие службы ему в древнерусских праздничных Минеях после конца XI века и исключение ее (в СевероВосточной Руси) из Миней служебных после середины ^^века. После XIV века служба святому Кириллу присутствует лишь в нескольких провинциальных рукописях Миней служебных западноукраинского происхождения [10].
Память святого Кирилла помещена под 14 февраля в значительном числе месяцесловов Евангелий и Апостолов XI-XIV вв., начиная с Остромирова Евангелия. Изредка в них помещается общая память святых Кирилла и Мефодия под 6 или 7 апреля. В Успенский сборник вошла общая похвала Кирилла и Мефодия под 10 и 11 мая (но при этом с указанием «месяца того же, то есть 6 апреля), что несомненно связано с памятью архиепископа Мефодия в Прологе, где она дается под 11 мая. Память под 14 июня святых Кирилла и Мефодия встречается в месяцесловах восточнославянских Обиходов.
На протяжении XV-XVII вв. многочисленные списки Похвального слова Кириллу и общей похвалы святых Кириллу и Мефодию в составе Миней-Четьих и минейных Торжественников представляют дань более древней традиции почитания святого. Со второй по-
07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)
ловины XV века в месяцесловах богослужебных книг великорусского происхождения встречается память Кирилла под 14 октября, время и обстоятельства возникновения данной памяти остаются невыясненными. Под этой датой оно помещено в списках октябрьских Миней-Четьих 80-х гг. XV века, а также в ряде поздних списков. Внимание к наследию равноапостольных Кирилла и Мефодия усилилось в первой половине XVII века, когда деятели униатской Церкви, ссылаясь на славянских первоучителей, доказывали древнюю связь славянской Церкви с Римом [10].
В конце XVII века на основании текста Жития Константина и ряда других источников святителем Димитрием (впоследствии митрополит Ростовский) было составлено общее Житие славянских апостолов, помещенное в «Книге житий святых» под 11 мая. Многократное переиздание в 18 веке популярного календарного агиографического сборника «Жития святых» привело к тому, что представленная в нем переделка Жития Кирилла полтора века была в России основным источником сведений о жизни и творчестве Кирилла [10]. Именно, благодаря трудам святого Кирилла началось почитание святого Климента. В ранней славянской литературе почитание Климента занимало очень важное место (Житие Климента», «Слово
об обретении мощей Климента» и другие памятники). Этот святой считался первым небесным заступником Русской земли [6, С. 15].
Как отмечает профессор М.П. Погодин, день 11 мая избран для чествования первоучителей Кирилла и Мефодия не случайно, в святцах воспоминание о святых отнесено ко дню воспоминания об обновлении Царьграда. В святцах указано, что день 11мая есть Обновление Царь-града, бывшее во время первого Вселенского собора, по перенесении Константином Великим престола от Рима в Византию. В нашей Четьи-Минее под 11 мая значится обретение святым Кириллом в Черном море мощей святого Климента, папы Римского [8]. Еще одним из источников сведений о творчестве святого Кирилла для древнерусских книжников является сочинение Черноризца Храбра «О письменах» (указанного выше), широко распространенное в восточнославянских списках ХУ-ХУП вв..
Далее основные сведения, связанные с почитанием святых Кирилла и Мефодия в России в ХК-ХХ! вв. представлены в свернутом виде в таблице № 1.
Основные сведения о почитании солунских братьев в России показывают, что наша историческая культура тесно связана со святыми Кириллом и Мефодием. Историк русской церкви, профессор И.И. Малышевский
Таблица № 1.
Основные сведения о почитании святых Кирилла и Мефодия в России в XIX - XXI вв. [10].
№ период События, связанные с почитанием святых
1 1п. XIX века Издание первых исследований, посвященных святым (А.В. Горский, П.Й. Шафарик).
2 1855 Передача частицы мощей Кирилла историком М.П. Погодиным домовому храму Московского университета
3 1862 Император Александр II учредил по 4 именные Кирилло-Мефодиевские стипендии на каждый университет в России.
4 1863 Был установлен Синодом Российской Православной Церкви день памяти святых Кирилла и Мефодия 11 (24) мая, совершены службы во имя равноапостольных братьев почти во всех храмах России.
5 1869 Отмечалось 1000-летие со дня кончины святого Кирилла, прошли праздничные службы и различные торжественные мероприятия.
6 1872 В России появляются храмы во имя Кирилла и Мефодия, одним из первых был освящен в их честь храм в колокольни Казачьего Крестовоздвиженского собора в Санкт- Петербурге.
7 1885 Проводились государственные мероприятия в честь 1000-летия со дня кончины святого Мефодия. Синодом РПЦ был одобрен текст акафиста солунским братьям. Была написана музыка к гимну в честь Кирилла и Мефодия (П.И. Чайковский). В Москве после торжественной службы в храме Христа Спасителя и крестного хода на Красной площади была установлена икона равноапостольных Кирилла и Мефодия.
8 1901 Синодом РПЦ было предписано ежегодно совершать 11 (24) мая праздничное богослужение в домовых храмах при всех учебных заведениях духовного ведомства.
9 1963 В Москве прошла конференция в честь 1000-летия создания славянской письменности.
10 1985 День 24 мая был объявлен Праздником славянской культуры и письменности в память 1100-летия представления святого Мефодия. Проходили культурные и научные конференции («Кирилло-Мефодиевские чтения»), выставки, концерты, паломничества.
11 1989 Создан Фонд славянской письменности и культуры.
12 1997 Была учреждена Московской Патриархией и Славянским фондом России «Международная премия св. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия».
13 2009 С целью сохранения и развития кирилло-мефодиевского наследия была учреждена в РПЦ патриаршая литературная премия славянским первоучителям. Открыта общецерковная аспирантура и докторантура имени Кирилла и Мефодия с включением кафедр (библеистики, богословия, внешних церковных связей, истории, управления и канонического права, церковных искусств и археологии, древних и новых языков, философии).
14 2013 В России прошли мероприятия в честь 1150-летия создания славянской письменности и выставки «В начале было Слово.».
пишет, что никакие испытания, причиняемые русской мысли, «не могут ослабить научного интереса к светлым личностям славянских первоучителей и к тому главному подвигу их, в котором дана опора православно-христианскому воспитанию и народно-самобытному развитию славян, и которым наиболее воспользовались мы - русские славяне» [5].
В схеме № 1 представлены храмы, освященные во имя святых Кирилла и Мефодия в различных городах нашей страны.
В 90-х гг. XX века во имя святых Кирилла и Мефодия были освящены храмы: в Самаре, Воронеже, Владивостоке, Кургане, Белгородской, Кемеровской, Московской областях, Краснодарском крае и др.. В по-
следующие периоды возрождается традиция посвящения первоучителям Кириллу и Мефодию храмов при учебных заведениях: во Владимире, в Курске, Саратове и других городах.
В г. Курске храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия был построен в 2008 году на территории Курского государственного университета. В проекте храма участвовали заслуженный скульптор Российской Федерации Вячеслав Клыков и конструкторы творческой мастерской архитектора Валерия Михайлова. Великое освящение университетской церкви архиепископом Курским и Рыльским Германом состоялось 24 мая в день памяти святых Кирилла и Мефодия, который совпадает в России с единым государственным
Схема 1. Храмы, освященные во имя святых Кирилла и Мефодия в различных городах нашей страны.
(-N
Храмы святых Кирилла и Мефодия
Собор Кирилла и Мефодия в Самаре.
Церковь Кирилла и Мефодия на Дубровке в Москве.
Церковь Кирилла и Мефодия в Воронеже.
Церковь Кирилла и Мефодия в Санкт-Петербурге
Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Михалково г. Тула.
Церковь Кирилла и Мефодия на территории Курского государственного университета.
07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)
праздником - Днем славянской письменности и культуры. О важности этого события сообщается в телеграмме президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который пожелал ректору и коллективу университета сохранять эту замечательную традицию возрождения духовности в вузе [14].
С целью духовного воспитания молодежи, приобщения их к духовно-нравственным ценностям и истокам православной культуры при Курском Свято-Троицком женском монастыре 2016 году была открыта Школа Церковных Искусств во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В ней осуществляется обучение по следующим направлениям: ико-нописание, золотное шитье, резьба по дереву, чеканка, мозаика, реставрация произведений церковного искусства. Ежегодно проводятся итоговые выставки творческих работ обучающихся. Особое внимание уделяется созданию изобразительных образов святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в различных материалах и техниках.
На Руси почитание святых просветителей Кирилла и Мефодия отражено и в древних иконописных изображениях, многие из которых появились сразу после принятия христианства. Самые ранние изображения святых находятся в составе миниатюр, посвященных христианизации, например, в Радзивиловской летописи (конец ХУ в.) Миниатюры носят программный характер и входят в единый цикл, посвященный христианизации Руси. В цикле имеются изображения апостола Андрея (водружающего на днепровских горах крест и благословляющего место будущего Киева), двойная композиция создания азбуки и перевод на славянский язык Евангелия и Апостола (святые братья Кирилл и Мефодий сидят за столами и пишут на свитках) другие композиции. Отмечается на изображениях наличие нимбов у всех персонажей. Акцент в миниатюрах сделан на истории создания азбуки и совместном труде святых над переводами богослужебных книг [10].
С увеличением почитания святых Кирилла и Мефодия появились различные изображения их в многообразных иконографических вариантах. Большая часть изображений Кирилла и Мефодия, дошедших до нас, подчинялись такому расположению: слева Кирилл Философ, справа - Мефодий. В разных городах России (Саратов, Мурманск, Киев, Владивосток, Дмитров и др.) установлены памятники Кириллу и Мефодию. Современные иконописцы предлагают мастерам обращаться к разным композиционным вариантам изображений святых. В иконописных подлинниках указывается, как можно писать равноапостольных святых Кирилла и Мефодия. Святой Кирилл: «средних лет, т. е. 42, с более чем средней величины окладистой и на конце раздвоенной бородой, с проседью; можно его писать как епископа в фелони и омофоре; и как схимника в схиме, в мантии со скрижалями; в руках хартия. Можно его писать и с книгой Евангелия. Святой Мефодий: «старец, сед, с большой, но узковатой бородой; волосы не длинны, в фелони и омофоре; в руках книга с буквами А, Б,
В, так как он изобрел азбуку и грамоту для славянского языка. Можно ему писать и хартию»[13]. Иконография святых и современный памятник установленный братьям Кириллу и Мефодию в Росси представлены в схеме № 2.
В результате анализа процесса формирования кирилло-мефодиевской традиции в России, можно отметить, что на всем протяжении существования Российского государства, от Руси языческой до Руси святой, их наследие творчески развивалось и нашло выражение в духовной культуре русского народа. Русь приняла христианство сразу, после крещения она становится верной хранительницей православия. В XI век в Киевской Руси были заложены основы того идеала, который позднее обрел свое зримое выражение в образе Святой Руси. В это время русские книжники осмысливали Русь как будущее сосредоточение христианской святости. Святость - это понятие, обозначающее явление в людях и обществе благодати Святого Духа. В идее святости выражен христианский идеал человеческого существования на земле, чтобы, живя в вере и соблюдая заповеди Христовы, человек стал Божием и заслужил вечное спасение. Уже в XVI столетии русские люди стали именовать свою землю Святой Русью (понимая под этим именем земное уподобление России Небесному Царству Христову), с той поры идеал-образ Святая Русь неразрывно связан с образом России и ее народа. Идеал Святой Руси имеет определенное значение для исторического бытия нашего Отечества, для его прошлого, настоящего и будущего. Без учета идеи святости нельзя понять смысл русской истории, русской жизни, культуры и искусства. «Подлинное знание и понимание Святой Руси позволяет нам по-новому осмыслить и всю историю России - как проявление в исторической реальности Промысла Божиего» (6). Идея святости в русском православном сознании с самого начала связывалась не только с аскетическим подвигов иноков, но и с жизненным подвигом князей, вождей народной жизни, мирян, о духовных подвигах которых ничего не известно [6].
Русский народ почитает изобретателей славянской грамоты и переводчиков Священного Писания на наш родной язык и благоговейно воспоминать об их равноапостольных подвигах. Поминание святых отцов наших Кирилла и Мефодия включено в молитву, которая читается во время литии на Великой вечерне, при прочтении Евангелия на утрене, на каждой полной литургии во время проскомидии при изъятии 8-й частицы из 3-й просфоры. В современном русском Типиконе память Кирилла и Мефодия отмечается 14 февраля, где совершается праздничная служба с полилеем. Богослужение на родном языке есть краеугольный камень нашего нравственного состояния, сокровище русского народа, залог нашего будущего развития и условие нашего политического значения. И этим мы обязаны святым Кириллу и Мефодию. Слова «Господи помилуй», «Отче наш», вот где вся его мудрость; вот где его насущный благодатный хлеб, которым он тысячу лет питается из рук Св. Кирилла и Мефодия, и который спасает от го-
лодной смерти его тело и его душу» [8].
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. В христианском мире святые братья Кирилл и Мефодий воспринимались как образы взаимной помощи в деле церковного строительства и духовной поддержки в борьбе за православную веру. Великое их наследие является актуальным и в наше время, как для России, так и для всего христианского мира.
2. Божественные книги и Животворное слово святых Кирилла и Мефодия возвеличили и утвердили славу
Русскую, првели миллионы русских людей к Господу и не перестают вести нас к свету Истины.
3. Мощный славянский язык, распространению которого первоучители посвятили всю свою жизнь, должен быть основанием единства для всех славян, условием их дальнейшего развития. Для греков и русских святые Кирилл и Мефодий навсегда останутся символом неразрывной духовной связи и общности традиции. Великая мудрость их учения, которая до сих пор ведет нас к Божией Истине и является основой для единства всех народов.
Схема 2. Иконографические изображения святых просветителей Кирилла и Мефодия
Свв. Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Русь. Конец XV в.
Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона В.В. Васильева По рис. Ф.Г. Солнцева. 1885 г. (частное собрание, Москва)
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Литография по рис. М.О. Микешина. 1884 г.
Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Эмалевая икона. Конец XIX - нач. XX вв. (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Иван Бовди. Памятник свв. Кириллу и Мефодию у Дальних пещер Киево-Печерской лавры. ( 2008 г.)
07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. ГильфердингА. О Кирилле и Мефодие и тысячелетней их годовщине// Кирилло-Мефодиевский сборник. М., 1865. 557 с.
2. Князев А.С. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий просветители славян. М., 1997. 282с.
3. Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930. 200 с.
4. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаамского монастыря, 1994. 408 с.
5. Малышевский И.И. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские/ соч. Ив. Малышевского. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого,1886. 483 с.
6. Перевезенцев С.В., епископ Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. От Руси языческой до Руси Святой: Основы православной культуры: эксперимент. учеб. пособие для восьмого класса общеобразовательных школ, лицеев, гимназий/ С.В. Перевезенцев, епископ Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков; Курск, 2011. 224 с. С. 18
7. 7. Повесть временных лет: Повести Древней Руси. М.: Изд-во Балуев; 2002. 400 с. С. 61-63
8. Погодин М.П. Речь, произнесенная в заседании Московского общества любителей Российской словесности// Кирилло-Мефодиевский сборник. М., 1865. 557 с.
9. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Том II. Репринтское изд-е. Москва, 1992 г. 2464 с.
10. Православная энциклопедия. Том XXIV. Кипрская православная церковь - Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2014. 752 с.
11. Слово Святой Руси. М.: Круг чтения, 2002 . 240 с.
12. Тахиос Антоний - ЭмилийН. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Сергиев Посад, 2005. - 392 с.
13. Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М., 1910. 452 с.
14. Ьйр://^^^'.курская-епархия.рф/Мех.рЬр/88у1к1
References
1. Gil Ferding A. About Cyril and Methodius and their thousandth anniversary // Cyril and Methodius collection. M., 1865. 557p.
2. KnyazevA.S. Saints Cyril and Methodius enlighteners of the Slavs. M., 1997. 282 p.
3. LavrovP.A. Materials on the history of the oldest Slavic writing. L., 1930 200 p.
4. Macarius (Bulgakov), met. Moscow and Kolomna. History of the Russian Church. Book 1. The history of Christianity in Russia before Prince Vladimir Equal-to-the-Apostles as an introduction to the history of the Russian Church. M .: Publishing House of the Savior Transfiguration. Valaam Monastery, 1994. 408 p.
5. MalyshevskyI.I. Saints Cyril and Methodius, Slavic Primary Teachers / Op. Ive Malyshevsky. Kiev: Type. G.T. Korchak-Novitsky, 1886. 483 p.
6. Perevezentsev S.V, Zinoviy (Korzinkin), bishop, Menshikov V.M. From Russian Pagan to Holy Russia: The Basics of Orthodox Culture: Study Guide. Kursk, 2011. 224p.
7. Tale of Bygone Years: Tale of Ancient Russia. M .: Publishing house Baluev, 2002. 400p.
8. Pogodin M.P. Speech delivered at a meeting of the Moscow Society of Lovers of Russian Literature // Cyril and Methodius collection. M., 1865. 557 p.
9. Complete Orthodox Theological Encyclopedic Dictionary. T.II. Reprint ed. M., 1992 . 2464p.
10. Orthodox encyclopedia. Volume XXIV. Cypriot Orthodox Church Kirion, Vassian, Agathon and Moses. Church Research Center "Orthodox Encyclopedia, edited by Patriarch of Moscow and All Russia Kirill. M., 2014. 752 p.
11. The word of Holy Russia. M .: Circle of reading, 2002. - 240p.
12. TahiosAnthony - Aemili N. Saint Cyril and Methodius brothers, enlighteners of the Slavs. Sergiev Posad, 2005. 392 p.
13. Fartusov V.D. Guide to the writing of icons of saints in the order of the days of the year. Experience manuals for icon painters. M., 1910. 452 p.