УДК 7.03
DOI: 10.24412/2070-075X-2020-10004
С. Г. Батыр ев а
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БОСХОМДЖИ» В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАЛМЫКИИ XXI В.: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ1
Статья посвящена творчеству молодых художников Калмыкии, развивающемуся в условиях глобализации и интеграции культуры постмодернизма. Изобразительное искусство Калмыкии в XXI в. анализируется как социокультурное явле-ние в произведениях объединения «Босхомджи». В междисциплинарном исследо-вании материала молодежных выставок 2017-2019 гг. ставится целью определить виды и жанры, выявить традиции и новации методами искусствознания, этно-социологии, культурологии. Обобщен и систематизирован фактографический материал произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладно-го, театрально-декорационного, анимации и «digital art». Одним из основных выводов является сохраняющаяся историческая преемственность изобразительного искусства Калмыкии XXI века, характеризуемая традиционной связью поколений в современном художественном процессе.
Ключевые слова: культура, изобразительное искусство Калмыкии, история, традиции, новации, постмодернизм, выставки, художники.
Введение. Современный художественный процесс характеризуется интенсивными взаимосвязями различного социокультурного уровня. Искусство выступает «специфическим регулятивным механизмом, координирующим многоуровневую взаимосвязь творческой деятельности с разными пластами культуры в качестве системы средств освоения и трансформации мира» [1. С. 6-22]. Новые формы социальной жизни, культурные образцы, научные достижения транслируются и усваиваются по всему цивилизационному пространству. Творческая деятельность, принадлежа культуре «информационного общества», определяет тенденции развития изобразительного искусства Калмыкии XXI в. Представленное на выставках объединения «Босхомджи» (2017-2019), искусство освещается в буклетах и каталогах музейных выставок [2. 3. 4], а также средствами массовой информации [5. 6. 7]. Творчество молодых до сих пор не являлось предметом научного интереса, вместе с тем произведения заставляют внимательнее вглядеться в современный художественный процесс, выявить его место в динамике развития изобразительного искусства Калмыкии. Обозрение произведений в совокупности видов и жанров, традиций и новаций призвано охарактеризовать искусство в социокультурном анализе.
Материалы и методы. Произведения объединения «Босхомджи» в экспозициях 2017-2019 гг. Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова представляют искусство как часть художественной культуры, что предполагает системный подход к исследованию [1. С. 4], инициирующий междисциплинарный метод анализа. В изучении художественного процесса исходим из этой проекции отечественных исследований, включающей изобразительное искусство Калмыкии в социально-культурную сферу XXI в. В методологии системного подхода [8. С. 29-36; 9. С. 85-92] автор ориентируется на опыт изучения проблемы функционирования искусства в переходный период
1 Исследование проведено в рамках государственной субсидии - проект «Комплексное исследование процессов обществен но-политического и культурного развития народов Юга России» (номер госрегистрации: АААА-А19-119011490038-5).
[10. С. 116-136; 11. С. 56-82; 12. С. 383-398], уделяя внимание его этническому своеобразию [13. С. 41-47]. В обзоре творчества персоналий произведения дифференцируем по видам и жанрам искусства с целью выявления традиционного начала и новаций в изобразительном искусстве Калмыкии 2017-2019 гг.
Творческое объединение «Босхомджи» заявило о себе открытием художественной выставки в декабре 2017 года [4]. Вернисаж состоялся в Национальном музее Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова, где было представлено творчество недавних выпускников и студентов высших и средних учебных заведений России. Они выставили более 80 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, а также анимации и Digital Art.
Целью организаторов - Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова и Калмыцкого республиканского отделения «Союз художников России» - было активизировать творчество молодых, открыв новые имена в художественном пространстве региона.
Новые творческие силы активно вошли в художественную жизнь республики орга-низацией выставок и сопутствующих им мероприятий. В пресс-конференции, состоявшейся в январе 2018 года в Национальном музее РК им. Н.Н. Пальмова, приняли участие художники-учредители Тимур Цонхлаев и Олег Чудутов, члены объединения «Босхом-джи», музейные сотрудники, организаторы экспозиции.
В кратком изложении всех выступлений и мнений можно обобщить: целью создания группы «Босхомджи» является свободное творчество в поисках самовыражения молодых, призванных возродить изобразительное искусство Калмыкии. Авторами неоднократно была озвучена необходимость привнести «новое» в современное состояние искусства. Заметим, в общей формулировке обновления не определялись конкретные творческие задачи объединения на последующих встречах и беседах об изобразительном искусстве, мастер-классах и открытии второй выставки молодых художни-ков «Босхомджи», состоявшемся 16 августа 2019 года в Национальном музее Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова.
Название «Босхомжи» (калм.) в переводе означает: «восстановление, возрождение, возмещение». Отметим, идея возмещения больших утрат культурного наследия одухотворяет постдепортационную историю народа и выражается в волнах возрожденческого процесса 1960-х гг. и рубежа 1980-1990-х гг. XX века [15, с. 538-553]. Депортация 19431956 гг. принесла огромный урон изобразительному искусству, оформившемуся в довоенный период как самобытное явление национальной культуры Калмыкии и утраченному в перипетиях Отечественной войны 1941-1945 гг. и сибирской ссылки народа. Современный период, обозначенный символическим названием «Босхомджи» в приходе молодого поколения, представляется новой волной процесса восстановления утраченного, вселяющего надежду на будущее калмыцкой культуры.
Вертикальная вязь слова «Возрождение» на старокалмыцком письме «тодо бичиг» маркирует страницы выставочного каталога. Художественная подача произведений, представляющих творчество авторов, определяет их восприятие в призме культурного наследия. Персоналии (портрет и справка об авторе, фото произведений) образуют содержание групповой выставки 2017 года. В перекличке времен и поколений воспринимается современное искусство, воспроизводя молодой дух довоенных 1940-х гг. XX в. Обращение к фольклору как этнокультурная доминанта художественного процесса сохраняется и сегодня как свидетельство традиционного начала в произведениях современных авторов.
Живопись выпускника Элистинского училища искусств имени П. Чонкушова Тимура Цонхлаева убедительна в реалистических основах творчества. Точкой отсчета его деятельности является исторический сюжет «Белый берег» (2008), посвященный приходу предков калмыков в приволжскую степь. Технику масляной живописи автор последовательно разрабатывает и совершенствует в жанре портрета («Портрет племянни-
цы» (2011), «Ээж» (2012); «Хакас», (2017). Основой живописи автор видит рисунок, разрабатывая мотивы калмыцкого героического эпоса «Джангар» («Рагни», «Завоева-тель», 2014-2015; «Хонгр и Герензел», «Богатырь Хонгр Алый Лев», 2017; «Баатр» 2018). «Цикл (эпический - С.Б.) делаю ...работаю в масле и карандашом... Пока не удовлетворен результатом», - скромно делится художник [из переписки автора и Т. Цон-хлаева от 15 мая 2020 г.]. Обращение к эпосу автор видит в призме евразийского диалога традиций, сформировавших калмыцкую культуру.
Эпическое наследие народа продолжает волновать современных авторов, объединяя фольклорную тематику произведений. Поисками этнической идентичности обозначена графическая серия «Калмыцкий национальный эпос «Джангар» (2010) О. Чудуто-ва, выпускника Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина. Сюда входят образы, выполненные углем: «Джангар», «Белый лунь Чингис-хана», «Калмыцкий воин», запоминающиеся строгой выразительностью художественного стиля. Выверенный академический рисунок лежит в основе живописных композиций: «Девушка в национальном костюме» (2017), «Беседа» (2019) и «Калмыцкий натюрморт» (2017). Живопись и графика автора были оценены золотой медалью Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина «За успехи в овладении профессиональной реалистической школой». Национальная тематика произведений опоэтизирована языком фольклора, искусство выступает «опредмеченным самосознанием культуры» в художественной форме [9. С. 85-92; 13. С. 41-47].
Творчество студентов и выпускников Элистинского колледжа искусств им. П. Чонку-шова М. Бадмаевой (Портрет Эрвены Оргаевой, 2017); В. Мешкиловой (Деревенский натюрморт, 2017) и Я. Мутьяновой (Натюрморт «Still life», Калмыцкий натюрморт, 2017) отдано жанру «тихой живописи». Принимающие участие в художественных выставках и пленэрах [3. С. 21, 14] дебютанты находятся в поисках своей темы в изобразительном искусстве Калмыкии. Показательно в этом плане стремление молодых к идентификации личности, выражаемой, в частности, в «восточных» мотивах предметных композиций. Вместе с тем достаточно размыты этнические очертания образа и живописного языка Дельгр Мантусовой (Астраханское художественное училище им. П.А. Власова) и Басана Чурюмова (Московская государственная художественно-промышленная академия имени Строганова). Произведения автора, показанные на персональной выставке 2019 года в Галерее художников и мастеров декоративно-прикладного искусства (Элиста), - красноречивое свидетельство не только профессиональных возможностей, а также утраты этнических ориентиров в творчестве, поглощаемом современным информационным пространством.
Живопись Олега Хейчиева, выпускника Московского университета дизайна и технологии [3. С. 41], в выборе жанра и темы многообразна. Натюрморты и пейзажи, тематические композиции «Ики Чонос, Калмыкия» (2018), «Девушка Весна» и «Первое свидание» (2017-2019) - своеобразные полюса творчества автора, балансирующего в поисках выразительности под ощутимым влиянием массовой культуры. Персональная выставка состоялась в 2019 году (Национальный музей РК им. Н.Н. Пальмова), продемонстрировавшая технические возможности автора своеобразно смешивать жанры и течения современного искусства. Т. Цонхлаев, О. Чудутов и О. Хейчиев - постоянные участники республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных выставок, пленэров, конкурсов. Их работы находятся в музейных и частных коллекциях России, за рубежом.
Мировоззренческие ориентиры, идентичность художника всегда сопрягаемы с состоянием современного общества, нередко в обилии информации цитирующего уже найденное. Тем ценно в этом нивелирующем процессе выявить творческое самосознание личности, сохраняющей традиционную модель мира, трансформируемую в призме времени. График Ирина Надбитова, окончив Элистинское училище искусств имени П.О. Чонкушова, завершила обучение в Краснодарском университете культуры и
искусств и является ныне членом Союза художников России [3. С. 24]. Известны жанровые композиции автора, имеющего свое лицо в калмыцком изобразительном искусстве. Выполненные карандашом рисунки «Гадание на бараньей лопатке», «Степная краса», «Танец с пиалами», «Шутя-любя» и другие полюбились зрителю мягким юмором сюжетов «из жизни». Некоторые из них репродуцированы в подарочной подборке настенного календаря [7] и в иллюстрациях к статье С. Убушаева о творчестве И. Надбитовой в газете «Байрта» [16. С. 16-18].
Сцены «калмыцкого бытия» стилизованы в трактовке этнического типа персонажей, изображаемых в национальном платье. Психологически выверенный образ создает добрую атмосферу семьи, ее тихие незамысловатые радости. Автор незатейливо смешала прошлое и настоящее, представив в череде житейских сцен образ народа, его культурные традиции. Забавные персонажи, «изнутри» вошедшие в современность, окрасили ее теплым настроением «Степной сказки». Под таким названием состоялась персональная выставка автора в 2017 году. Сегодня И. Надбитова пробует себя в книжной иллюстрации, оформив литературно-художественное издание «Семьдесят две небылицы. Приметы двадцать пятого позвонка овцы. Гадание по бараньей лопатке» [17].
Камерная тональность «шутливого патриотизма» в графике И. Надбитовой своеобразно дополнена высоким историческим жанром скульптурной композиции О. Чуду-това. В призме преемственности реалистических традиций воспринимается его «Калмыцкий воин 1812 года». Фигура всадника и лошади образуют единое целое в пластической завершенности монументального образа. Переведенная в металл композиция может органично войти в городское пространство Элисты. Объемен творческий потенциал профессионала, работающего в живописи, графике и скульптуре - классике реалистического искусства.
Иным полюсом творческого бытия предстает красочная пластика малых форм Льва Буджикова, выпускника Калмыцкого филиала Ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова. Произведения предназначены для камерного пространства интерьера. Органично воспринимается в грации движения и повадок образ «Барса» (резьба, роспись по дереву, 1913).
Обращение к анималистическому жанру дает возможность автору попробовать себя в создании красочного сувенира. Таков его «Ганешу», покоряющий декоративной выра-зительностью формы и «восточного» колорита мифологии индуизма.
Изделия Л. Буджикова, участника межрегиональных художественных выставок «Юг России, 2013» и «Волжский Арт-экспресс, 2016», запоминаются броской эстетикой китча. Во взаимовлияниях с искусством направление имеет распространение в современной массовой культуре.
Искусство сценографии представляют произведения Саглары Чулкаевой (Калмыцкий филиал Ростовского художественного училища им. М.Б. Грекова и Санкт-Петербургская академия театральных искусств), лауреата международного фестиваля «Каспийский берег» и дипломанта II Республиканского фестиваля «Парад премьер». Это планшетные куклы «Ханская дочь», «Ээж» из папье-маше и эскизы декораций к спектаклю «72 небылицы», запоминающиеся выразительной пластикой линии и формы. От сценографии русской классики в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» к тематике национального фольклора развивается ее творчество, обещающее новые открытия.
Произведения С. Чулкаевой органичны в сценическом пространстве Национального драматического театра имени Б. Басангова. Они одухотворены этнической идентичностью личности, трепетно сохраняемой в динамике меняющихся социокультурных ориентиров. Художественное наследие, его конкретное знание, воплощаемое выразительными средствами сценографии, редко представляемой в современном калмыцком искусстве, может стать его значимым явлением.
"Культурная жизнь Юга России" 3 6 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Состав творческого объединения «Босхомджи» меняется с уходом или приходом новых членов. С течением времени расширяется диапазон искусства Калмыкии, представляя новые персоналии. Струю спонтанного творчества образуют произведения Лейлы Санджиевой, члена Творческого союза художников и Союза дизайнеров России, экспонируемые на российских и международных выставках, персональных и групповых. Завораживают образы ее беспредметной живописи: «Глубокая трансформация», «Танцы на Марсе», «Мир иллюзий». Абстрактные сюжеты, выполненные акрилом на холсте, несут сложные ощущения, переживаемые автором. Палитра цвета насыщена, чаще выдержана в темной тональности мерцающего колорита. Импульсивное наложение мазка образует сплетения причудливой формы динамичной композиции. Переложенное в фантасмагорию цвета и фактуры красочного слоя, многомерно и ассоциативно восприятие автором противоречий меняющегося мира.
В условиях глобализации и интеграции массовой культуры XXI в. цифровые технологии инициируют вкусы, нравы и поведение современного человека. В динамике развития ускоряется темп жизни, вместе с этим меняются и культурные ценности. Искусство смешивает в диалоге традиции и новации, образуя противоречивые формы художественной культуры [8. С. 29-35]. В возможностях выбора ориентира определяется потенциал новизны или компромисса [10. С. 119-124; 18. С. 110] творческой деятельности. Воссоздание виртуальной реальности в условиях подлинного бытия произвольно соединяет и как следствие конструирует непредсказуемый смысл тех или иных явлений. Нередко это происходит под усиливающимся влиянием современной массовой культуры.
Digital Art (цифровое искусство) образует ряд произведений выставки «Босхомджи» (2017). Каталог открывается произведениями Ольги Авяевой, выпускницы художественного отделения Элистинского училища искусств имени П.О. Чонкушова. Привнесение в цифровое пространство искусства буддийских и жанровых мотивов (Будда Шакьяму-ни; Кермяш, 2017) приемами цитирования и коллажа создают впечатление повторения виденного, до этого уже созданного.
Живопись как творческая деятельность в использовании информационных технологий во многом обусловлена огромным миром интернет-пространства. «Экранная революция» принесла отказ от экспериментирования, поисков новизны и устремленности в будущее, проецируя эклектизм, смешение всех существующих форм, стилей и манер исполнения, их тиражирования. Нельзя не согласиться: «Социально значимые смыслы теперь выражаются в самоадекватных формах современных информационных систем масс-медиа и отчасти массовой культуры, из которой все более выдавливаются эстетические компоненты» [12. С. 395]. Результатом процесса технологизации могут быть традиционные предметы или их сочетания в сюжетах компьютерного изображения, принтованного на бумаге или холсте. Образы Digital Art, до сих пор дискуссионные в вопросе наличия художественного начала, большей частью однозначно просты и доступны восприятию массового зрителя.
В другом направлении компьютерного поля работает Сюгир Булуктаев (Технический университет в г. Люберец, Чехия). Автор имеет опыт персональной выставки «Планета маленького принца» (Элиста, 2017) и участия в межрегиональной выставке «Арт-экспресс. Дорогами Кавказа (Нальчик, 2017) [3. С. 9]. Он создает фантазийные многофигурные композиции в цифровой графике «Адам и Ева», «Бассейн мечты» (2015), «Танцовщица» (2016), привлекающие свободной импровизацией сюжетов [5. С. 9-13]. Игровое начало определяет подлинную и мнимую многозначность, смешивая их в творчестве, и такое же произвольное восприятие искусства зрителем.
В поисках себя находится Серафима Сюйва, окончившая Элистинское училище искусств имени П. О. Чонкушова. Автор по специальности резчик по дереву (Кееда, 2017), экспериментирует в цифровой и классической живописи («Цвет», «Внутренний космонавт» 2019), участник межрегиональных выставок «Арт-Экспресс» и «Юг России». Дальней-
шее освоение техники виртуальной реальности позволяет ожидать от авторов более глубокого выражения своей творческой индивидуальности.
Новое явление в искусстве Калмыкии - анимация Олега Чинкирова, выпускника Астраханского училища имени П.А. Власова и Московской высшей школы экономики и сервиса, компьютерного графика [4. С. 43-45]. Автор мультфильма «Охотник и его жена» ищет свой язык в анимационном искусстве и живописи («Хурул», 2010; пейзажи «Осень», «Март», 2008).
Сложно найти свое творческое «я» в стилевом многообразии культуры информационного пространства. В процессе массовой цифровизации трансформируется выразительность классических видов искусства: живописи и скульптуры, графики и сценогра-фии, декоративно-прикладного творчества и анимации. Новационное поле искусства Калмыкии во многом обусловлено спецификой технических средств выражения. В наименьшей степени влияние «экранной революции» ощутимо в сфере прикладного творчества, традиционно требующего ручного труда авторов.
Декоративно-прикладное искусство занимает особое место на выставках молодых, представленное ювелирными изделиями Мергена Хактаева (Элистинское училище ис-кусств им. П. О. Чонкушова, художественная обработка металла, педагог Н.К. Галушкин), батиком Алевтины Оркичкеевой (Московский государственный университет дизайна и технологии), керамикой Мергена Кавалданова (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица), резьбой по дереву Ильи Наранова (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, дизайн мебели) и обработкой кожи Анастасии Нарановой (Монгольский государственный институт культуры и изобразительного искусства).
Многообразие школ и применяемых техник в обработке материалов свидетельствует о широте творческих возможностей авторов и в то же время предъявляет к ним особые требования - знание художественных традиций. Обращение к этническому наследию закономерно, поскольку истоки современного прикладного искусства лежат в сфере народного творчества. И если в технике батика А. Оркичкеевой воспроизводятся известные буддийские мотивы в произведениях: панно «Страна Бумба» и платок «Символы буддизма», анималистических образах керамической игрушки-окарины «Конь», «Верблюд», «Кот» М. Ковалданова, то в художественной обработке традиционных материалов (металла, дерева и кожи) запрограммировано знание и освоение народных традиций Калмыкии.
Прикладное творчество живет в орнаментальном декоре, формирующем самобытную выразительность вещи конкретного назначения. В обработке серебра выполняется декор калмыцких трубок, ножей, печатей, колец Мергеном Хактаевым, победителем общероссийского конкурса «Молодые дарования России» (2007). Изделия участника проектов «Пагода 7 дней» и «Центральный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» находятся в музейных и частных коллекциях России, за рубежом.
Органична связь с традицией в резьбе по дереву Анастасии Нарановой (Панно «Джангар») и тиснении по коже (сумки, шкатулки, кошельки, обложки на паспорт и документы). Выпускница Элистинского училища искусств получила высшее образование в Монгольском государственном институте культуры и искусств (специальность «художественная обработка кожи»). Гармонично согласованы форма, функциональное назначение и декор изделий из кожи. Традиционный узор «эльзя утцн» (плетенка счастья) и геометрический меандр «зег» образует декор женской сумки, кошелька, клат-ча. Сочетание теплой фактуры и цвета натуральной кожи, несущей тисненый, апплици-рованный, теперь и гравированный узор, придают этнический колорит предметам современного быта.
Традиции народного декоративно-прикладного искусства Калмыкии достойно представляет сувенир, который не только приятно рассматривать и осязать фактуру материала, но еще и пользоваться вещью по назначению. Мастер А. Наранова - участник
многих республиканских, региональных, российских художественных выставок прикладного искусства, победитель в номинации «Этноаксессуар» (за профессионализм) II Международного фестиваля национального костюма «Легенды степного ветра» (2019) [3. С. 27].
Самобытно представлены традиции резьбы по дереву в изделиях Ильи Наранова, выпускника Элистинского училища искусств и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица [3. С. 26]. Дизайнер мебели (специальность уникальная в Калмыкии) создает вещи утилитарного и сакрального назначения: столы, полки, перила лестничные, трон и атрибуты хурульного интерьера. Высокого художественного качества ларец из дерева редкой породы, с особой фактурой и тонировкой, может быть квадратной, прямоугольной или круглой формы. Заполнение ее декором требует вкуса, фантазии и, конечно, знания традиций и навыков резьбы по дереву. Шкатулки «Рог изобилия», «Узел счастья», «Зег» сделаны из бука или ясеня, украшены резным или гравированным орнаментом. Изделия «hand made» требуют много времени в процессе создания и декоративного оформления.
Новацией в художественном ремесле становится использование лазера в гравировке по дереву, коже, металлу, стеклу. Применение новых технологий экономит затраты ручного труда, разнообразит выразительные средства декора и удешевляет сувенирную продукцию массового назначения (серия деревянных магнитов «Фестиваль тюльпанов») [6. С. 32-34]. Декоративные панно мастеров А. и И. Нарановых на национальный мотив оригинально сочетают кожу, дерево, войлок - материалы прикладного народного творчества. Традиционное ремесло в силу уникальности наследия нуждается во всемерной поддержке и органично сопряжено в развитии с декоративно-прикладным искусством Калмыкии.
Результаты. В обзоре и анализе видов и жанров современного творчества молодых резюмируем: объединение «Босхомджи» является современным звеном истории калмыцкого изобразительного искусства. Его рождение и формирование в 1930-е гг., одухотворенное мощным дыханием эпического наследия [14; 15. С. 539], были прерваны и восстановлены в постдепортационном возрождении культуры 1960-х гг., получившем дальнейшее развитие в искусстве 1980-1990-х гг. [19, с. 98-124]. Движение возрождения, преобразуемое в начале XXI в., одухотворено этнической идентичностью авторов [20. P. 6-23; 4. С. 74-76]. Ощутимы в этом направлении творческие поиски молодых авторов: живописцев Олега Чудутова, Тимура Цонхлаева, Олега Хейчиева, графика Ирины Надбитовой, скульптора Льва Буджикова, сценографа Саглары Чулка-евой и аниматора Олега Чинкирова, прикладников Анастасии и Ильи Нарановых, Мер-гена Хактаева. Произведения их известны в пространстве художественной культуры России, представлялись на республиканских, региональных, всероссийских и международных выставках, пленэрах, конкурсах фестивалях.
Преемственность живет в эпических и фольклорных мотивах живописи, графики, скульптуры, сценографии и анимации, в народных традициях декоративно-прикладного искусства Калмыкии начала XXI в. Новациями технологической культуры обозначен опыт цифрового искусства молодых авторов. Во взаимовлияниях реалистических основ искусства и этнической идентичности авторов, компьютерной и массовой культуры в современном художественном процессе сформировано многообразное изобразительное искусство Калмыкии начала XXI в. [21. С. 68-72].
Выводы. В результате социокультурного анализа произведений выставочной деятельности творческого объединения «Босхомджи» 2017-2019 гг. установлено:
- материал современного искусства фиксирует качественные изменения в многообразии видов и жанров (живопись, графика, скульптура, сценография, декоративно-прикладное и цифровое искусство, анимация);
- сохраняются реалистические традиции в живописи, графике и скульптуре и транзитивное бытие народных традиций в декоративно-прикладном искусстве Калмыкии;
- в циклической парадигме развития культуры этническая идентичность современного художника инициирует бытие исторических, фольклорных и буддийских мотивов в искусстве XXI в.;
- в инновационном поле компьютерных технологий появляются произведения Digital Art в постмодернистских тенденциях современного искусства Калмыкии;
- взаимодействие традиций и новаций современной культуры образует произведения творческого объединения «Босхомджи» (2017-2019), воспринимаемые новой волной развития изобразительного искусства Калмыкии XXI в.
Литература
1. Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. 272 с.
2. Каталог выставки. Мастера художественной резьбы по дереву. Элиста: АПП «Джангар», 2003. 20 с., ил.
3. Межрегиональная передвижная художественная выставка «Арт-экспресс. Дорогами Кавказа». Элиста - Нальчик, 2017. 54 с., ил.
4. Выставка творческой группы «Босхомджи» в 2017 г. в Национальном музее Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. Элиста: БУ РК НМРК, 2017. 54 с.
5. Убушаев С. Точка зрения. Сюгир Булуктаев // Баиртаlife. 2018, октябрь.
6. Ванькаев В.В. Люди, творчество. Эксклюзив от прикладников Нарановых // Байрта. 2019. № 12.
7. Шавашмудта лит (Калмыцкие шаваши). Календарь. Иллюстрации Ирины Над-битовой. Элиста, 2018. 12 с.
8. Селиванов В.В. Проблемы генезиса культуры и искусства // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987.
9. Эткинд А.М. Искусство как самосознание культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987.
10. Ахиезер А.С. Социокультурные механизмы циклов культуры // Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002.
11. Соколов К.Б. Картина мира и искусство в периоды социальных перемен. Социологический аспект перехода в истории культуры и художественная жизнь // Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002.
12. Пелипенко А.А. Постмодернизм в контексте переходных процессов // Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002.
13. Щедрина Г.К. Искусство как этнокультурное явление // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987.
14. Батырева С.Г. Выставка изобразительного искусства, посвященная 500-летию эпоса «Джангар»: первые профессиональные художники Калмыкии. Монголоведение. 2020. 12 (2). https://doi.org/10.22162/2500-1523-2020-2-302-314
15. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. В 3 т. Элиста: Герел, 2009. Т. 3. 752 с..
16. Убушаев С. Точка зрения. Ирина Надбитова // Баиртаlife. 2018, октябрь.
17. Семьдесят две небылицы: сказка. Приметы двадцать пятого позвонка овцы: обрядовый рассказ-диалог. Гадание на бараньей лопатке / Константин Эрендженов. На калмыцком и русском языках. Элиста, 2019. 84 с.
18. Ахиезер А.С. Развитие цивилизаций и ценностей личности // Гуманитарий. 2006. № 6.
19. Батырева С.Г. Изобразительное искусство Калмыкии (1957-2000). Монография. Элиста: КИГИ РАН, 2014. 226 с.
20. Batyreva K.P., Batyreva S.G. Figurative Art and epic imagery in Kalmykia in light of the ethnic identity of the creative individual // Anthropology & Archeology of Eurasia. 2016. Т. 54. № 3.
21. Батырева С.Г. Этническая идентичность творческой личности: социокультуро-логический анализ // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2017. № 2.
The Boskhomji Creative Association in the Fine Arts of Kalmykia in the 21st Century: Traditions and Innovations
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2020, 3 (78), 32-42. DOI: 10.24412/2070-075X-2020-10004
Svetlana G. Batyreva, Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Elista, Russian Federation). ORCID: 000-0003-4268-0705. E-mail: [email protected]
Keywords: culture, art of Kalmykia, history, traditions, innovations, postmodernism, exhibitions, artists.
The reported study was funded by a state subsidy, Project "Socio-Political and Cultural Development of South Russia's Peoples: Comprehensive Studies in Respective Processes" (state reg. no. АААА-А19-119011490038-5).
The 21st-century art as an artistic process is characterized by the ever-increasing intensity of various kinds of connections: communicative, political, economic, cultural. In the global interconnection of modern life, cultural patterns, scientific achievements, works of art, new forms of social life are translated and assimilated throughout the civilizational space. The culture of the "information society" determines the formation of the art of postmodernism, projecting the artist's world in the mutual influence of computer technology and mass culture. The art of Kalmykia in the 21st century is analyzed on the material of the exhibitions of the Boskhomji youth association (2017-2019), represented by works of painting, sculpture, graphics, scenography, decorative and applied art, and animation art. In modern painting, the genres of landscape and still life are preferred. The accelerating pace of time limits formalistic searches; one can feel the influence of mass culture, which is expressed in a rather rare phenomenon of a thematic composition on a historical plot. In traditional forms of realistic art, there is an appeal to epic, folklore, and Buddhist motifs of the image. The content of digital art is a distant response to the dynamics of changes in reality by means of copying, collage, and the game principle of the image. Works representing new directions of the creative activity of Kalmyk artists (scenography, animation, and digital art) meet the modern challenges of the social life of the postmodern era. Innovative phenomena characterize art as a complex ambiguous phenomenon that requires a comprehensive study. As a result of the analysis, the factual material collected by young artists of the 21st century is summarized and systematized; the works in the aggregate of types and genres of art are analyzed to identify the transitive state of the artistic tradition and review the works of digital art in the fine arts of Kalmykia in the 21st century; factors determining the modern expression are identified, they are traditions and innovations.
References
1. Kagan, M.S. (ed.) (1987) Iskusstvo v sisteme kul 'tury [Art in the System of Culture]. Leningrad: Nauka.
2. Dzhangar. (2003) Mastera khudozhestvennoy rez 'by po derevu. Katalog vystavki [Experts in Artistic Wood Carving. Exhibition Catalog]. Elista: APP "Dzhangar".
3. Anon. (2017) Mezhregional 'naya peredvizhnaya khudozhestvennaya vystavka "Art-ekspress. Dorogami Kavkaza" [Interregional Traveling Art Exhibition "Art Express. Along the Roads of the Caucasus"]. Elista; Nalchik: [s.n.].
4. National Museum of the Republic of Kalmykia. (2017) Vystavka tvorcheskoy gruppy "Boskhomdzhi" v 2017 g. v Natsional 'nom muzee Respubliki Kalmykiya im. N.N. Pal'mova [Exhibition of the Creative Association "Boskhomji" in 2017 in the National Museum of the Republic of Kalmykia]. Elista: National Museum of the Republic of Kalmykia.
5. Ubushaev, S. (2018a) Tochka zreniya. Syugir Buluktaev [Point of View. Syugir Buluktaev]. Bairtalife. October.
6. Van'kaev, V.V. (2019) Lyudi, tvorchestvo. Eksklyuziv ot prikladnikov Naranovykh [People, Creativity. Exclusive From the Craftsmen Naranov]. Bayrta. 12.
7. Anon. (2018) Shavashmudta lit (Kalmytskie shavashi). Kalendar' [Shavashmudta Lit (Kalmyk Shavashes). A Calendar]. Illustrated by Irina Nadbitova. Elista: [s.n.].
8. Selivanov, V.V. (1987) Problemy genezisa kul'tury i iskusstva [Problems of the Genesis of Culture and Art]. In: Kagan, M.S. (ed.) Iskusstvo v sisteme kul'tury [Art in the System of Culture]. Leningrad: Nauka.
9. Etkind, A.M. (1987) Iskusstvo kak samosoznanie kul'tury [Art as the Self-Consciousness of Culture]. In: Kagan, M.S. (ed.) Iskusstvo v sisteme kul'tury [Art in the System of Culture]. Leningrad: Nauka.
10. Akhiezer, A.S. (2002) Sotsiokul'turnye mekhanizmy tsiklov kul'tury [The Sociocultural Mechanisms of Cultural Cycles]. In: Khrenov, N.A. (ed.) Iskusstvo v situatsii smeny tsiklov. Mezhdistsiplinarnye aspekty issledovaniya khudozhestvennoy kul 'tury v perekhodnykh protsessakh [Art in the Situation of Change of Cycles. Interdisciplinary Aspects of the Study of Artistic Culture in Transitional Processes]. Moscow: Nauka.
11. Sokolov, K.B. (2002) Kartina mira i iskusstvo v periody sotsial'nykh peremen. Sotsiologicheskiy aspekt perekhoda v istorii kul'tury i khudozhestvennaya zhizn' [Picture of the World and Art in Periods of Social Change. A Sociological Aspect of the Transition in the History of Culture and Artistic Life]. In: Khrenov, N.A. (ed.) Iskusstvo v situatsii smeny tsiklov. Mezhdistsiplinarnye aspekty issledovaniya khudozhestvennoy kul 'tury v perekhodnykh protsessakh [Art in the Situation of Change of Cycles. Interdisciplinary Aspects of the Study of Artistic Culture in Transitional Processes]. Moscow: Nauka.
12. Pelipenko, A.A. (2002) Postmodernizm v kontekste perekhodnykh protsessov [Postmodernism in the Context of Transition Processes]. In: Khrenov, N.A. (ed.) Iskusstvo v situatsii smeny tsiklov. Mezhdistsiplinarnye aspekty issledovaniya khudozhestvennoy kul 'tury v perekhodnykh protsessakh [Art in the Situation of Change of Cycles. Interdisciplinary Aspects of the Study of Artistic Culture in Transitional Processes]. Moscow: Nauka.
13. Shchedrina, G.K. (1987) Iskusstvo kak etnokul'turnoe yavlenie [Art as an Ethnocultural Phenomenon]. In: Kagan, M.S. (ed.) Iskusstvo v sisteme kul'tury [Art in the System of Culture]. Leningrad: Nauka.
14. Batyreva, S.G. (2020) Celebrating the 500th Anniversary of the Jangar Epic: Jubilee Exhibition of Kalmykia's First Professional Artists. Mongolovedenie - Mongolian Studies. 12 (2). pp. 302-314. (In Russian). DOI: 10.22162/2500-1523-2020-2-302-314
15. Ilyumzhinov, K.N. et al. (eds) (2009) Istoriya Kalmykii s drevneyshikh vremen do nashikh dney. V 3 t. [History of Kalmykia From Ancient Times to the Present Day. In 3 Volumes]. Vol. 3. Elista: Izdatel'skiy dom "Gerel".
16. Ubushaev, S. (2018b) Tochka zreniya. Irina Nadbitova [Point of View. Irina Nadbitova]. Bairtalife. October.
17. Erendzhenov, K. (2019) Sem'desyat dve nebylitsy: skazka. Primety dvadtsat' pyatogo pozvonka ovtsy: obryadovyy rasskaz-dialog. Gadanie na baran'ey lopatke [Seventy-Two Fables: A Fairy Tale. Signs of the Twenty-Fifth Vertebra of a Sheep: A Ritual Story-Dialogue. Fortune Telling on a Sheep's Shoulder Blade]. In Kalmyk and in Russian. Elista: [s.n.].
18. Akhiezer, A.S. (2006) Razvitie tsivilizatsiy i tsennostey lichnosti [Developing Civilizations and Personal Values]. Gumanitariy - Russian Journal of the Humanities. 6. pp. 110-113.
19. Batyreva, S.G. (2014) Izobrazitel 'noe iskusstvo Kalmykii (1957-2000) [The Fine Arts of Kalmykia (1957-2000)]. Elista: Kalmyk Institute for Humanities Research, RAS.
20. Batyreva, K.P. & Batyreva, S.G. (2016) Figurative Art and Epic Imagery in Kalmykia in Light of the Ethnic Identity of the Creative Individual. Anthropology & Archeology of Eurasia. 54 (3). pp. 6-23. DOI: 10.1080/10611959.2015.1194692
21. Batyreva, S.G. (2017) Etnicheskaya identichnost' tvorcheskoy lichnosti: sotsiokul'turologicheskiy analiz [Ethnic Identity of a Creative Person: A Sociocultural Analysis]. Byulleten' Kalmytskogo nauchnogo tsentra RAN. 2. pp. 72-75. DOI: 10.22162/2587-65032017-2-2-72-75
УДК 75.052
Б01: 10.24412/2070-075Х-2020-10005
Д.В. Сангаджиева
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ МОЗАИКА КОНЦА 80-х - НАЧАЛА 90-х ГОДОВ ХХ ВЕКА В КАЛМЫКИИ
Впервые предметом изучения являются мозаичные панно из смальты живо -писцев-монументалистов Санала Каниевича Болдырева (1961) и Эдуарда Эльта-евича Сангаджиева (1962), созданные в годы перестройки. Рассматриваются актуальные вопросы художественной интерпретации этнической проблематики в дискурсе этнографически ориентированной живописи Калмыкии. Выявлено влия-ние принципов буддийской иконографии на композиционное решение мозаичных панно. Сделан вывод, что смысловые и формальные изменения в мозаичных композициях усилились вследствие отклика авторов на повышение интереса общества к проблеме национальной идентичности.
Ключевые слова: монументально-декоративная живопись, мозаичное панно, искусство Калмыкии, Санал Болдырев, Эдуард Сангаджиев.
Одно из важных условий изучения произведений монументально-декоративного искусства, созданных в период перестройки и постперестройки, заложено в осмыслении временного контекста, в котором оно развивалась. Необходимо отметить, что в советский период истории в Калмыкии, визуальному оформлению общественных объектов уделялось значительное внимание со стороны государства, так как эта сфера деятельности художников была идеологически обусловлена.
По утверждению Т.В. Пойдиной и С.Д. Бортникова, у монументального искусства, в том числе у монументально-декоративной мозаики были важнейшие социальные функции - агитационно-воспитательная, просветительская и дидактическая [1, с. 285]. Для заказчика в приоритете были изображения, олицетворяющие собирательный образ советского народа. В подобных произведениях отмечаются признаки и популярные способы восприятия монументальности, которые сформулированы в трудах А.А. Комарова, К.И. Рождественского, В.П. Толстого [2; 3. С. 175; 4].
По мнению Л.И. Алмосова и А.Л. Алмосова, чаще всего для достижения монументальности образов в монументально-декоративных произведениях применялись комбинация разномасштабности с элементами фрагментарности, а также возвеличенное восприятие главного героя с учетом изображения его на фоне низкой линии горизонта. Этой же цели служит заметная разница в контрасте тона и цвета в трактовке образов, а изображение главных элементов композиции на плоскости силуэтное, фронтально или в профиль [5. С. 112-113].