Научная статья на тему 'Искусство буддизма в музее как источниковедческая база научного исследования'

Искусство буддизма в музее как источниковедческая база научного исследования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО / КАЛМЫКИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙ / КОЛЛЕКЦИЯ / АТРИБУЦИЯ / ИСТОЧНИКИ / КАТАЛОГ / НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ART / BUDDHISM / KALMYKIA / CULTURAL HERITAGE / MUSEUM / COLLECTION / ATTRIBUTION / SOURCES / CATALOG / SCIENTIFIC BASIS / RESEARCH / БУДДИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батырева Светлана Гарриевна

В настоящей статье рассматривается проблема изучения музейной коллекции буддийского изобразительного искусства Калмыкии, а также сохранения художественного наследия в условиях глобализации культур. Автор ставит цель создать научно обоснованные информационные ресурсы на базе исследования музейных коллекций и экспонатов. Информация составляет суть музейного дела, в основе которого лежит научно-исследовательская деятельность, объединяющая сферы комплектования, учета и хранения фондов, с одной стороны, с другой коммуникативная, связанная с экспозиционно-выставочной деятельностью. Исходными в работе музея являются не только сохраняемый фонд, но и сведения об экспонатах, собираемые в процессе комплектования фонда и создания каталога музейного собрания, состоящего из коллекций. Основываясь на богатой традиции описания и каталогизации предметов искусства, а также применяя современные технологии и искусствоведческие методы, стало возможным подготовить и издать научный каталог коллекций основного фонда Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого научного центра РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Buddhist art in the museum as a source base of scientific research

This article discusses the problem of studying the museum collection of Buddhist fine art in Kalmykia, as well as preserving the artistic heritage in the context of globalization of cultures. The author aims to create scientifically based information resources that include research on museum collections and exhibits. Information is the essence of museum business, which is based on research activities that combine the fields of acquisition, accounting and storage of funds, on the one hand, and on the other hand, communicative activities related to exposition and exhibition activities. The initial work of the museum is not only the preserved fund, but also information about the exhibits collected in the process of acquiring the fund and creating a museum collection catalog consisting of collections. The Zaya-Pandita Museum of Traditional Culture of the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences stores and presents in the educational sphere multidisciplinary and largely unique information about the cultural heritage of the people. Based on a rich tradition of describing and cataloging objects of art, as well as using modern technologies and art criticism methods, it has become possible to prepare and publish a scientific catalog of the collections of the main fund of the Zaya-Pandita Museum of Traditional Culture.

Текст научной работы на тему «Искусство буддизма в музее как источниковедческая база научного исследования»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.018

УДК 7.046.3:24+0.69:09(045)

ИСКУССТВО БУДДИЗМА В МУЗЕЕ КАК ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Батырева Светлана Гарриевна Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела истории, этнологии и археологии, Калмыцкий научный центр Российской академии наук. Россия, г. Элиста. sargerel@mail.ru

Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 19-512-44002 / 19 «Народное

декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе».

Аннотация

В настоящей статье рассматривается проблема изучения музейной коллекции буддийского изобразительного искусства Калмыкии, а также сохранения художественного наследия в условиях глобализации культур. Автор ставит цель создать научно обоснованные информационные ресурсы на базе исследования музейных коллекций и экспонатов. Информация составляет суть музейного дела, в основе которого лежит научно-исследовательская деятельность, объединяющая сферы комплектования, учета и хранения фондов, с одной стороны, с другой — коммуникативная, связанная с экспозиционно-выставочной деятельностью. Исходными в работе музея являются не только сохраняемый фонд, но и сведения об экспонатах, собираемые в процессе комплектования фонда и создания каталога музейного собрания, состоящего из коллекций. Основываясь на богатой традиции описания и каталогизации предметов искусства, а также применяя современные технологии и искусствоведческие методы, стало возможным подготовить и издать научный каталог коллекций основного фонда Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого научного центра РАН.

Ключевые слова: искусство; буддизм; Калмыкия; культурное наследие; музей; коллекция; атрибуция; источники; каталог; научные основы; исследования.

Библиографическое описание для цитирования:

Батырева С.Г. Искусство буддизма в музее как источниковедческая база научного исследования // Искусство Евразии. - 2019. - № 4 (15). - С. 267-277. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.018. [Электронный ресурс] URL:

https://readymag.com/u50070366/1641189/27/.

Актуальность изучения музейных коллекций определена возрастающим интересом к наследию в условиях глобализации культуры и интеграции мирового сообщества. В усиливающемся процессе исчезновения художественного наследия малых этносов

Введение

приходит понимание необходимости его сохранения и изучения. Многонациональная российская культура не может быть полноценно изучена вне ее локальных явлений. Музей традиционной культуры имени Зая-пандиты хранит произведения буддийского изобразительного искусства Калмыкии, представляющие самобытную часть художественного наследия народов России.

Создание информационной базы музея предполагает использование технологий сбора, учета и хранения, описания и изучения фондов в процессе фиксации научных сведений. Без этого невозможно формирование культурной среды, сложной и многоуровневой системы коммуникации, создаваемой многофункциональной деятельностью музея. Тесно связаны с последней исследовательская и научно-издательская деятельность в целях популяризации культурного наследия, осуществляемые в рамках направления «Сохранение культурного наследия».

Согласно разработанной научной концепции комплектования в целях сохранения, исследования и введения в научный оборот культурного наследия Калмыкии собраны и систематизируются в научном каталоге предметы традиционного быта и буддийского культа (живопись и скульптура). В комплексе данных сосредоточена информация о каждом экспонате согласно музейной классификации (инвентарный номер, номер книги поступлений, размеры, техника, монтировка, степень физической сохранности, место хранения и т. д.). Все это дает возможность провести научную атрибуцию экспоната с возможной степенью точности установления датировки и места изготовления.

Адаптация музея к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития сферы культуры России отвечает комплексному решению задач реализации государственной политики в области культуры. Обеспечение доступа к ценностям отечественной культуры содействует поддержанию ее высокого престижа за рубежом и расширению международного культурного сотрудничества. Приобщение общества к самобытному культурному наследию народов Российской Федерации, отвечающее социальной политике государства, ведет к созданию позитивного полиэтничного культурного образа России в мировом сообществе, расширению ее межэтнических и межгосударственных связей.

Реализуемое в этом русле изучение буддийской коллекции собрания музея предусматривает сохранение и обеспечение равной доступности культурных благ всем слоям населения, развитие культурного потенциала каждой личности в приобщении к художественному наследию. Показателем социально-экономической эффективности данного исследования явится увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, информация о которых будет внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Доступность культурного наследия обществу повысит качество разнообразия услуг, предоставляемых музеем в сфере культуры и образования. Результатом эффективной работы музея является подготовленный и изданный научный каталог коллекций основного фонда музея.

Методология

Структура научного каталога содержит иллюстративный ряд экспонатов, составляющих музейное собрание. Компьютерное оснащение комплектования музейного фонда обеспечивает необходимые учет, обработку и хранение фондовой информации, направленные на изучение культурного наследия [3]. Издание научного каталога объемлет практически все формы деятельности: учетно-хранительскую, научно-исследовательскую, экспозиционно-выставочную, культурно-просветительную. Их органичное сопряжение в музейном деле реализуется в процессе информатизации музея. Создание научного каталога коллекции составляет задачу государственной значимости, решение которой ставится во главу модернизации отечественных музеев, хранилищ культурного наследия народов Российской Федерации.

Богатейшие собрания изобразительного искусства монгольских народов России и Центральной Азии представлены в музеях Санкт-Петербурга: Государственном Эрмитаже, Государственном музее истории религии, Российском этнографическом музее, Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), а также в Москве — в Государственном музее Востока. Эрмитажное собрание отличается многочисленностью и многообразием представленных иконописных и скульптурных школ Тибета, Монголии и Бурятии. В частности, оно составлено экспонатами коллекции путешественника П. Козлова и материалами Хара-Хотинской экспедиции П. Козлова 1908—1909 гг., коллекции князя Э. Ухтомского. На основании последней была написана А. Грюнведелем «Мифология буддизма в Тибете и Монголии», а также «Обзор собрания предметов ламайского культа князя Э.Э. Ухтомского» [8], до последнего времени бывший единственным каталогом этой коллекции изобразительного искусства буддизма. В настоящее время изданы каталоги выставки Государственного Эрмитажа [16] и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) [1], посвященные исследованию коллекции № 5942, в прекрасном полиграфическом исполнении.

Задолго до их появления предметом исследования Л. Гумилева и Б. Кузнецова становятся произведения старобурятского искусства из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого [9; 10]. Ими рассмотрена иконографическая традиция северного буддизма как выражение истории художественного наследия этноса.

Проблема каталогизации коллекций буддийского искусства актуальна не только в отечественном музееведении. В области исследования иконографии северного буддизма заслуженное признание получили фундаментальные работы А. Гетти и Ю. Рериха [27; 30], обобщающие материал зарубежных коллекций. Исследование собрания Американского музея естественной истории в Нью-Йорке положено в основу пособия по иконографии ламаизма А. Гордон [28]. Обширный трехтомный труд Д. Туччи [31] представляет иллюстрированный справочник-руководство для специалистов по тибетской иконографии. Обстоятельный обзор коллекции тибетского искусства Национального музея этнологии в Лейдене (Голландия) сделан в исследовании П. Потта [29]. Материалом для систематизации в трудах служат, в основном, произведения искусства Тибета из частных и государственных коллекций Европы и Соединенных Штатов Америки.

В музееведении практическую ценность представляют многолетние изыскания А. Терентьева в области систематизации пантеона, оформленные в трудах

Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург). Это исследования «К вопросу о каталогизации ламаистских коллекций в музеях СССР» и «Опыт унификации музейного описания буддийских изображений» [21; 22], построенные на анализе и обобщении богатейшей музейной коллекции произведений культового искусства Бурятии, Монголии и Тибета с привлечением зарубежного иконографического материала. Таковы источники методологического основания в изучении музейных коллекций буддизма.

Результаты

Рассматривая проблему музейного изучения наследия Калмыкии, отметим, что исторически это связано со становлением национальной автономии республики в 1920-е годы. В этом русле осуществляется музейное строительство в советский период. Первые попытки изучения художественного наследия калмыков были предприняты Н.Н. Пальмовым, рассмотревшим исторические влияния на сложение традиционной культуры [17]. Изучение вопроса было связано с созданием краеведческого музея в г. Астрахани, определившего этнокультурное направление исследований истории калмыцкого народа. В пионерской практике музееведческого изучения национальной культуры был создан каталог экспонатов, объединивший предметы традиционного быта и религиозного культа калмыков. Важно отметить: изобразительное искусство не выделялось самостоятельным явлением культурного наследия, требовавшим специального изучения. Такой недифференцированный подход был характерен для отечественной традиции этнографического изучения народов России XIX — начала XX в., отвечая в целом социально-экономическим и политическим потребностям государства.

В дальнейшем происходит формирование и развитие многонациональной советской культуры. В русле изучения художественного наследия появляются исследования декоративно-прикладного искусства Н.В. Кочешкова [15] по этнографии и искусству монгольских народов, искусствоведа И.И. Трошина [26], Д.В. Сычева, автора и художника альбома «Хальмг улсин эрдм» [19; 20], искусствоведа И.Г. Ковалева [13], архитектора Д.Б. Пюрвеева[18].

С ростом этнического самосознания народов страны Советов осмысление значимости своего культурного наследия происходит в обращении к духовной сфере бытия, истории. Наблюдается растущий интерес к традиционной культуре, выражающий назревшие потребности общества. Впервые открывается выставка изобразительного искусства буддизма, качественно расширяющая сферу культурно-просветительской деятельности Калмыцкой государственной картинной галереи. В исторической экспозиции 1980—1981 гг. впервые были собраны и представлены живопись и скульптура, атрибуты буддийского культа из фондов Калмыцкого республиканского краеведческого музея имени Н.Н. Пальмова, Калмыцкой государственной картинной галереи, а также частных коллекций.

В обзоре коллекции произведений искусства важно исходить из феномена музейного предмета как носителя традиционной культуры, что предполагает обращение к категориям пространства и времени [23; 24; 25], выражаемым в символике образа [11; 12]. Проецируемое мировидение обусловлено окружающей средой и историческим опытом адаптации к ней этноса. В преемственности традиций выражается способность культуры воспринимать инновации в парадигме развития.

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 4 (15) • 2019

Первым опытом исследования художественных коллекций буддизма в республике необходимо рассматривать издание музейного каталога выставки «Искусство Калмыкии XVIII — ХХ вв.» [4]. Систематизированный материал — обращение к сфере каталогизации музейных фондов Калмыкии. Культурное наследие из фондов российских музеев (Санкт-Петербурга, Элисты и городов юга России) становится предметом изучения в монографии «Старокалмыцкое искусство» [6]. В работе автора был привлечен иконографический материал, не являвшийся ранее предметом искусствоведческого анализа, представленный большей частью из фондов краеведческого музея, впоследствии соединенных с собранием Калмыцкой государственной картинной галереи в созданном Национальном музее Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова (например, рис. 1-6).

Рис. 1. Древо собрания (пантеон) Цзонхавы. Рис. 2. Белый Старец (калм. ЦаЬан Лав).

Монголия. XX в. Полотно грунтованное, Калмыкия. XX в. Дерево, резьба, лак.

минеральные краски.

Рис. 3. Цзонхава (калм. Зунква гегэн). Калмыкия. XIX — нач. XX в. Глина, папье-

маше, роспись.

Рис. 4. Бхайшаджьягуру (калм. Отч-манла бурхн). Калмыкия. XIX в. Полотно грунтованное, минеральные краски.

Рис. 5. Белый Старец (калм. ЦаЬан Лав). Калмыкия. XX в. Гипс, роспись.

Рис. 6. Белый Старец (калм. Цаган Лав (ввгн)). Калмыкия. XIX — нач. XX в. Полотно грунтованное, минеральные краски.

Сферой изучения явились также произведения коллекций Ставропольского государственного объединенного краеведческого музея имени Г.К. Праве, Новочеркасского музея истории донского казачества, Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). В историко-культурной реконструкции художественного наследия калмыков материал, собранный и исследованный автором, был опубликован в монографии «Старокалмыцкое искусство XVII — начала XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции» (грант РГНФ 04-04-16003д) [5]. В 2011 году выходит в свет монография «Традиционное изобразительное искусство Калмыкии XIX — начала XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции» [7], объединившая народное декоративно-прикладное и буддийское изобразительное искусство Калмыкии. Издание «Буддийская коллекция музейного собрания КалмНЦ РАН: изучение и составление каталога (2014— 2016)» [2] представляет культурное наследие Калмыкии.

1. 108 образов будды Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). Исследование коллекции № 5942. / Авт.-сост. Е.В. Иванова, А.Ф. Дубровин, отв. ред. И.А. Алимов. - СПб.: МАЭ РАН, 2014. - 338 с.: ил.

2. Батырева С.Г. Буддийская коллекция музейного собрания КалмНЦ РАН: изучение и составление каталога (2014-2016): Монография [Текст]. — Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. - 160 с.

3. Батырева С.Г. Из опыта создания Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты КИГИ РАН / / Альманах-2002. Музеи Российской академии наук. -М., 2004. - С.165-172.

4. Батырева С.Г. Искусство Калмыкии XVIII - ХХ вв. Каталог. Калмыцкая гос. картинная галерея. - Элиста: Кавказская здравница, 1984. - 32 с.: ил.

5. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. - М.: Наука, 2005. - 141 с.: ил.

6. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Альбом. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. - 127 с.: 102 ил.

7. Батырева С.Г. Традиционное изобразительное искусство Калмыкии XIX -нач. XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 428 с.

8. Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламайского культа князя Э.Э. Ухтомского. - СПб.: Biblioteca Buddhica, VI. Ч. 1, 2, 1905. - 138 с.: ил.

9. Гумилев Л.Н. Старобурятская живопись. Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана. - М.: Искусство, 1975. - 54 с.

10. Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Опыт разбора тибетской иконографии // Декоративное искусство СССР. - 1972. - № 5. - С. 26 -31.

11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972. 320 с.

12. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов / Отв. ред. А.П. Деревянко; АН СССР; Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, Гл. ред. вост. литературы, 1988. - 196 с.

13. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. - Элиста: Калм. кн. изд., 1970. -

Литература

14. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX — середины XX вв. / Отв. ред. С.В. Иванов. — М.: Наука, 1979. — 206 с.

15. Кочешков Н.В. Этнические традиции в искусстве монголоязычных народов МНР и СССР (XIX — 70 гг. XX вв.). Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. — М., 1980. — 48 с.

16. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. — 512 с.: ил.

17. Пальмов Н.Н. Несколько слов по вопросу о культурно-художественных влияниях, каким мог подвергаться калмыцкий народ в продолжении своей исторической жизни // К открытию областного Калмыцкого историко-этнографического музея. — Астрахань, 1921. - С. 6-14.

18. Пюрвеев Д.Б. Культовое зодчество калмыков в XVII — XIX вв. / / Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. — Элиста: КНИИФЭ, 1987. — C. 24-39.

19. Сычев Д.В. Заметки о калмыцком орнаменте // О калмыцком прикладном искусстве. — Волгоград, 1967. — С. 36-52.

20. Сычев Д.В. Xальмг улсин эрдм. Альбом. — Элиста: Калмиздат, Министерство культуры КАССР, Респ. краев. музей, 1970. — 112 с.: ил.

21. Терентьев А.А. К вопросу о каталогизации ламаистских коллекций в музеях СССР // Музеи в атеистической пропаганде: Сб. трудов ГМИРиА. — Л.: Государственный музей истории религии и атеизма, 1978. — С. 109-119.

22. Терентьев А.А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений в критике буддизма // Использование музейных коллекций в критике буддизма / Сборник научных трудов. — Л.: Государственный музей истории религии и атеизма, 1981. — С. 6-120.

23. Топоров В.Н. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений // Труды по знаковым системам. II. (Ученые записки Тартусского государственного университета, вып.181). — Тарту, 1965. — С.221-230.

24. Топоров В.Н. К реконструкции некоторых мифологических представлений // Народы Азии и Африки. — 1964. — № 3. — С. 101-110.

25. Топоров В.Н. Мандала. Модель мира. Пространство // Мифы народов мира. Т.П / Гл. ред. С.А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — С. 100-102.

26. Трошин И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии. — Волгоград: Волгоградская правда, 1970. — 121 с.

27. Getty A. The gods of Nothern Buddhism, Their history, iconografy and progressive evolution trough the northern buddhist countries. Oxford: Clarendon Press. 1928. 376 p.

28. Gordon A. The iconography of Tibetan Lamaism. Tokio: Rutland. Vt. C.E. Tuttle Co., 1959. — 131 p., 88 plates.

29. Pott P.H. Introduction to the Tibetan collection of the national museum of etnology. Leiden, E.J.Brill, 1951.

30. Roerich G.Tibetan paintings. Paris: Paul Geuthner, 1925.— 95 p., 12 frontis, 17 plates.

31. Tucci G. Tibetan painted scroll. Roma: La libreria Dello Stato. First ed. Vol. 1—3. 1949.798 p.

Статья поступила в редакцию 05.10.2019 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.018

BUDDHIST ART IN THE MUSEUM AS A SOURCE BASE OF SCIENTIFIC RESEARCH

Batyreva Svetlana Garrievna Doctor of Arts, Leading research associate Department of history, archaeology and ethnology, Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Russia, Elista. sargerel@mail.ru

Abstract

This article was written with the support of the RFBR grant «Folk arts and crafts of the Oirats of Mongolia and the Kalmyks of Russia: general and special in comparative analysis» No. 19-512-44002 / 19.

This article discusses the problem of studying the museum collection of Buddhist fine art in Kalmykia, as well as preserving the artistic heritage in the context of globalization of cultures. The author aims to create scientifically based information resources that include research on museum collections and exhibits. Information is the essence of museum business, which is based on research activities that combine the fields of acquisition, accounting and storage of funds, on the one hand, and on the other hand, communicative activities related to exposition and exhibition activities. The initial work of the museum is not only the preserved fund, but also information about the exhibits collected in the process of acquiring the fund and creating a museum collection catalog consisting of collections. The Zaya-Pandita Museum of Traditional Culture of the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences stores and presents in the educational sphere multidisciplinary and largely unique information about the cultural heritage of the people. Based on a rich tradition of describing and cataloging objects of art, as well as using modern technologies and art criticism methods, it has become possible to prepare and publish a scientific catalog of the collections of the main fund of the Zaya-Pandita Museum of Traditional Culture.

Keywords: art; Buddhism; Kalmykia; cultural heritage; museum; collection; attribution; sources; catalog; scientific basis; research.

Bibliographic description for citation:

Batyreva S.G. Buddhist art in the museum as a source base of scientific research. Iskusstvo Evra%ii - The Art of Eurasia, 2019, No. 4 (15), pp. 267-277. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.018. Available at: https://readymag.com/u50070366/1641189/27/ (In Russian).

References

1. 108 obrazov buddy Mu%eya antropologii i etnografu im. Petra Velikogo (Kunstkamery). Issledovanie kollektsii № 5942 [108 images of the Buddha Museum of Anthropology and Ethnography. Peter the Great (Kunstkamera). Study Collection No. 5942. Auth. E.V. Ivanova, A.F. Dubrovin, ed. by I.A. Alimov]. St. Petersburg, Museum of Anthropology and Ethnography of the RAS, 2014. 338 p., ill. (In Russian)

2. Batyreva S.G. Buddiiskaya kollektsiya mu%einogo sobraniya KalmNTs RAN: i%uchenie i sostavlenie kataloga (2014-2016) [Buddhist collection of the museum collection of KalmSC RAS:

study and compilation of the catalog (2014-2016): Monograph]. Elista, KalmSC RAS, 2016. 160 p. (In Russian)

3. Batyreva S.G. Iz opyta sozdaniya Muzeya kalmytskoi traditsionnoi kul'tury imeni Zaya-pandity KIGI RAN [From the experience of creating the Museum of Kalmyk traditional culture named after Zaya-pandita of Kalmyk Institute for Humanitarian Studies, RAS]. In: Al'manakh-2002. Muzei Rossiiskoi Akademii nauk [Almanac-2002. Museums of the Russian Academy of Sciences]. Moscow, 2004, pp. 165-172. (In Russian)

4. Batyreva S.G. Iskusstvo Kalmykii XVIII — XX vv. Katalog. Kalmytskaya gos. kartinnaya galereya [The Art of Kalmykia XVIII — XX centuries. Catalog. Kalmyk state Art Gallery]. Elista, Kavkazskaya zdravnitsa, 1984. 32 p., Ill. (In Russian)

5. Batyreva S.G. Starokalmytskoe iskusstvo XVII — nachala XX vv. Opyt istoriko-kul'turnoi rekonstruktsii [Starokalmytsky art of the XVII — early XX centuries. Experience of historical and cultural reconstruction]. Moscow, Nauka, 2005. 141 p., Ill. (In Russian)

6. Batyreva S.G. Starokalmytskoe iskusstvo. Al'bom [Starokalmyk art. Album]. Elista, Kalmytskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991. 127 p., 102 ill. (In Russian)

7. Batyreva S.G. Traditsionnoe izpbrazitel'noe iskusstvo Kalmykii XIX — nach.XX vv. Opyt istoriko-kul'turnoi rekonstruktsii [Traditional fine art of Kalmykia XIX — early XX centuries. Experience of historical and cultural reconstruction]. Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 428 p. (In Russian)

8. Grunwedel A. Obzor sobraniya predmetov lamaiskogo kul'ta knyazya E.E. Ukhtomskogo [Review of the collection of objects of the Lamaic cult of Prince E.E. Ukhtomsky]. St. Petersburg: Biblioteca Buddhica, VI, Part 1, 2, 1905. 138 c., Ill. (In Russian)

9. Gumilev L.N. Staroburyatskaya zpivopis'. Istoricheskie syuzhety v ikonografii Aginskogo datsana [Old Buryat painting. Historical subjects in the iconography of the Aginsky datsan]. Moscow, Iskusstvo, 1975. 54 p. (In Russian)

10. Gumilev L.N., Kuznetsov B.I. Opyt razbora tibetskoi ikonografii [The experience of analysis of Tibetan iconography]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR — Decorative Art of the USSR, 1972, No. 5, pp. 26-31. (In Russian)

11. Gurevich A.Ya. Kategorii srednevekovoi kul'tury [Categories of medieval culture]. Moscow, 1972. 320 p. (In Russian)

12. Zhukovskaya N.L. Kategorii i simvolika traditsionnoi kul'tury mongolov [Categories and symbols of the traditional culture of the Mongols. Ed. by A.P. Derevyanko]. Moscow, Nauka, 1988.196 p. (In Russian)

13. Kovalev I.G. Kalmytskii narodnyi ornament [Kalmyk folk ornament]. Elista, Kalmytskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1970. 148 p. (In Russian)

14. Kocheshkov N.V. Dekorativnoe iskusstvo mongoloyazychnykh narodov XIX — serediny XX vv. [Decorative art of the Mongol-speaking peoples of the 19th and mid-20th centuries. Ed. by S.V. Ivanov]. Moscow, Nauka, 1979. 206 p. (In Russian)

15. Kocheshkov N.V. Etnicheskie traditsii v iskusstve mongoloyazychnykh narodov MNR i SSSR (XIX — 70gg. XX vv.) [Ethnic traditions in the art of the Mongol-speaking peoples of the MPR and the USSR (XIX — 70 years of the XX century). Abstract for the degree of Doctor of Historical Sciences]. Moscow, 1980. 48 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Obitel' miloserdiya. Iskusstvo tibetskogo buddizma [Resident of Mercy. The Art of Tibetan Buddhism: Exhibition Catalog]. St. Petersburg, State Hermitage Museum, 2015. 512 pp., Ill. (In Russian)

17. Palmov N.N. Neskol'ko slovpo voprosu o kul'turno-khudozpestvennykh vliyaniyakh, kakim mog podvergat'sya kalmytskii narod v prodolzhenii svoei istoricheskoi zpizpi [A few words on the issue of

cultural and artistic influences that the Kalmyk people could be subjected to in the continuation of their historical life]. In: K otkrytiyu Oblastnogo Kalmytskogo istoriko-etnograficheskogo muzeya [ On the opening of the Kalmyk Regional Historical and Ethnographic Museum]. Astrakhan, 1921, pp. 6-14. (In Russian)

18. Pyurveev D.B. Kul'tovoe zodchestvo kalmykov v XVII — XIX vv. [The cult architecture of the Kalmyks in the XVII — XIX centuries]. In: Voprosy istorii lamaizma v Kalmykii [Questions of the history of Lamaism in Kalmykia]. Elista, KNIIFE, 1987, pp. 24-39. (In Russian)

19. Sychev D.V. Zametki o kalmytskom ornamente [Notes on the Kalmyk ornament]. In: O kalmytskom prikladnom iskusstve [On the Kalmyk applied art]. Volgograd, 1967, pp. 3652. (In Russian)

20. Sychev D.V. Halmg Ulsin Erdm. Album. Elista, Kalmizdat, 1970. 112 p., Ill. (In Russian)

21. Terentyev A.A. K voprosu o katalogi%atsii lamaistskikh kollektsii v muzeyakh SSSR [To the issue of cataloging Lamaist collections in museums of the USSR]. In: Mu%ei v ateisticheskoi propagande. Sb. trudov GMIRiA [Museums in atheistic propaganda. Proceedings of the Pushkin Museum]. Leningrad, State Museum of the History of Religion and Atheism, 1978, pp. 109119. (In Russian)

22. Terentyev A.A. Opyt unifikatsii mu%einogo opisaniya buddiiskikh i%obra%henii v kritike buddi%ma [The experience of unifying the museum description of Buddhist images in criticism of Buddhism]. In: Ispol'zovanie mu%einykh kollektsii v kritike buddi%ma [Use of museum collections in criticism of Buddhism. Proceedings]. Leningrad: State Museum of the History of Religion and Atheism, 1981, pp. 6-120. (In Russian)

23. Toporov V.N. Zametki o buddiiskom i%obra%itel'nom iskusstve v svyazj s voprosom o semiotike kosmologicheskikh predstavlenii [Notes on Buddhist fine art in connection with the issue of semiotics of cosmological representations]. In: Trudy po %nakovym sistemam. II. (Uchenye zapiski Tartusskogo gosudarstvennogo universiteta, vyp.181) [Proceedings on Sign Systems. II. (Scientific notes of Tartu State University, issue 181)]. Tartu, 1965, pp.221-230. (In Russian)

24. Toporov V.N. K rekonstruktsii nekotorykh mifologicheskikh predstavlenii [To the reconstruction of some mythological representations]. Narody Azii i Afriki — Peoples of Asia and Africa, 1964, No. 3, pp. 101-110. (In Russian)

25. Toporov V.N. Mandala. Model' mira. Prostranstvo [Mandala. Model of the world. Space]. In: Mify narodov mira [Myths of the peoples of the world. Ed. by S.A. Tokarev]. Vol. 2. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1992, pp. 100-102. (In Russian)

26. Troshin I.I. Ocherki izobrazjtel'nogo iskusstva Kalmykii [Essays of fine art of Kalmykia]. Volgograd, Volgogradskaya pravda, 1970. 121 p. (In Russian)

27. Getty A. The gods of Nothern Buddhism, Their history, iconografy and progressive evolution trough the northern buddhist countries. Oxford: Clarendon Press. 1928. 376 p.

28. Gordon A. The iconography of Tibetan Lamaism. Tokio: Rutland. Vt. C.E. Tuttle Co., 1959. 131 p., 88 plates.

29. Pott P.H. Introduction to the Tibetan collection of the national museum of etnology. Leiden, E.J. Brill, 1951.

30. Roerich G.Tibetan paintings. Paris: Paul Geuthner, 1925. 95 p., 12 frontis, 17 plates.

31. Tucci G. Tibetan painted scroll. Roma: La libreria Dello Stato. First ed. Vol. 1-3. 1949. 798 p.

Received: October 05, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.