Научная статья на тему 'Музей и этнокультурное образование в Калмыкии: к проблеме формирования социальной идентичности'

Музей и этнокультурное образование в Калмыкии: к проблеме формирования социальной идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ВЫСТАВКА / ЛИЦЕЙ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / КАЛМЫКИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ / MUSEUM / EXHIBITION / LYCEUM / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / SCHOOL / KALMYKIA / CIVILIAN / REGIONAL AND ETHNIC IDENTITIES / METHODOLOGY OF MUSEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батырева Светлана Гарриевна

Статья посвящена этнокультурному образованию в Республике Калмыкия. Рассматривается проблема социальной идентичности учащихся средней школы, способы формирования региональной, гражданской и этнической идентичности на уроках дисциплины «Культура родного края». В процессе организации выставочной деятельности школьного музея, анализа содержания тематических экспозиций строится система этнокультурного образования в школах республики. В качестве положительного опыта приводится функционирование музейно-выставочного комплекса Центра образования одаренных детей «Элистинский лицей». Изучение регионально-этнических культур России в контексте образовательной системы имеет большие потенциальные возможности в музееведении, расширении его информационного поля. В процессе глобализации общества все большую социокультурную значимость обретает интегративный аспект культурологии, отвечающий современным запросам социума в синтезированной методологии музееведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum and Ethno-Cultural Education in Kalmykia: to the Problem of the Formation of Social Identity

The article is devoted to the ethno-cultural education in the Republic of Kalmykia. The author deals with the problem of high school students’ social identity, methods of forming regional, civil or ethnic identity on the lessons of such academic subject as "Culture of the Native Land." The system of ethno-cultural education in the schools of the Republic is building through the process of organization of exhibition activity of the school Museum, the analysis of thematic expositions. As a positive experience in this direction, the museum-exhibition complex of the Center for the Education of Gifted Children "Elista Lyceum" is functioning. The study of regional and ethnic cultures of Russia in the context of the educational system has great potential in museology and in the expansion of its information field. In the process of globalization of society, an integrative aspect of cultural science acquires ever greater socio-cultural significance. This aspect meets the contemporary social demands in the synthesized methodology of museology.

Текст научной работы на тему «Музей и этнокультурное образование в Калмыкии: к проблеме формирования социальной идентичности»

БАТЫРЕВА Светлана Гарриевна

доктор искусствоведения, заведующая музеем традиционной культуры имени Зая-пандиты, ведущий научный сотрудник Калмыцкого научного центра Российской Академии наук

Элиста, Россия Svetlana G. BATYREVA Dr. Sci. (Fine and Applied Art and Architecture ), Head, Museum of Traditional Culture, Leading Researcher, Kalmyk Scientific Center, Russian Academy of Sciences

Elista, Russia [email protected]

Музей и этнокультурное образование в Калмыкии: к проблеме формирования социальной идентичности1

Museum and Ethno-Cultural Education in Kalmykia: to the Problem of the Formation of Social Identity

Статья посвящена этнокультурному образованию в Республике Калмыкия. Рассматривается проблема социальной идентичности учащихся средней школы, способы формирования региональной, гражданской и этнической идентичности на уроках дисциплины «Культура родного края».

В процессе организации выставочной деятельности школьного музея, анализа содержания тематических экспозиций строится система этнокультурного образования в школах республики.

В качестве положительного опыта приводится функционирование музейно-выставочного комплекса Центра образования одаренных детей «Элистинский лицей». Изучение регионально-этнических культур России в контексте образовательной системы имеет большие потенциальные возможности в музееведении, расширении его информационного поля. В процессе глобализации общества все большую социокультурную значимость обретает интегративный аспект культурологии, отвечающий современным запросам социума в синтезированной методологии музееведения.

Ключевые слова: музей, выставка, лицей, этнокультурное образование, школа, Калмыкия, гражданская, региональная и этническая идентичности, методология музееведения.

The article is devoted to the ethno-cultural education in the Republic of Kalmykia. The author deals with the problem of high school students' social identity, methods of forming regional, civil or ethnic identity on the lessons of such academic subject as "Culture of the Native Land."

The system of ethno-cultural education in the schools of the Republic is building through the process of organization of exhibition activity of the school Museum, the analysis of thematic expositions.

As a positive experience in this direction, the museum-exhibition complex of the Center for the Education of Gifted Children "Elista Lyceum" is functioning. The study of regional and ethnic cultures of Russia in the context of the educational system has great potential in museology and in the expansion of its information field. In the process of globalization of society, an integrative aspect of cultural science acquires ever greater socio-cultural significance. This aspect meets the contemporary social demands in the synthesized methodology of museology.

Keywords: Museum, exhibition, Lyceum, ethno-cultur-al education, school, Kalmykia, civilian, regional and ethnic identities, methodology of museology.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Калмыкия в рамках научного проекта «Основные социальные идентичности населения Республики Калмыкия в 2010-е годы: факторы и ресурсы» (17-46-080755 а (р)).

НАСЛЕДИЕ ВЕКШ 2018 № I

Многие проблемы этнокультурного образования в школах республики связаны с процессом становления предметов, тематически обозначенных как: «Культура родного края», «История родного края», «История и культура родного края», «Основы буддизма», «Традиционное воспитание», «Основы «тодо бичиг». Учитель, чаще всего, преподаватель истории или калмыцкого языка, его профессиональный уровень и интерес обуславливают тематический аспект предмета этнорегионального цикла, глубину его методического оснащения, как правило, самостоятельно осваиваемого в опыте преподавания.

В школьной практике предмет «История и культура родного края» часто преподносится приложением к курсу отечественной истории. И в этом случае трактуется в русле исторического краеведения. Предмет по замыслу должен расширять представление об истории калмыцкой культуры. Вместе с тем обширный материал культурного наследия нередко остается за пределами программы, не укладываясь в минимальную часовую норму. В результате теряется культурологический базис предмета, в индивидуальной программе педагогов зачастую тематически не обозначаемый.

Значение социального проекта, предполагающего сферу междисциплинарного научного знания в интеграции школьного образования приобретает музейное дело. Изучение регионально-этнических культур России в контексте образовательной системы имеет большие потенциальные возможности в музееведении, расширении его информационного поля. В процессе глобализации общества все большую социокультурную значимость обретает инте-гративный аспект культурологии, отвечающий современным запросам общества в синтезированной методологии музееведения.

Трансляция обществу информации, многопрофильной и во многом уникальной, составляет суть музейного дела, определяемого его тематическим профилем. Экспозиция как материальное выражение научной концепции музея синтезирует практически все формы музейной деятельности. Апробацией этнокультурного образования в Калмыкии рубежа ХХ-ХХ1 вв. надо признать создание музейно-выставочно-го комплекса Центра образования одаренных

детей «Элистинский лицей». Автору, одному из организаторов школьного музейного дела в республике, удалось претворить на практике идеи экспонирования культурного наследия. Основой деятельности явилось преподавание учебного курса «Культура родного края». В издании ряда программных и научно-исследовательских материалов обобщен опыт создания музея [4] [6] [8]. Особенностью лицейского курса национально-регионального компонента общеобразовательной программы является материал калмыцкого изобразительного искусства [7].

В музейно-выставочный комплекс Элистинского лицея (1992-2000) входили: выставочный зал современного изобразительного искусства Калмыкии, Музей традиционного воспитания, знакомящий с этнопедагогически-ми основами калмыцкой культуры, и исторический зал, посвященный депортации калмыков в Сибирь. С функционированием школьного музейно-выставочного комплекса связаны каталоги выставок [12] [11] [10], научно-методический материал [13], и обширная публицистика в республиканской периодической печати. В концепции органично соединились культурологические и научно-образовательные цели музейной деятельности [4] [5].

В лицее была создана уникальная возможность непосредственного общения учащихся с искусством на выставках: «Четки. Традиция и индивидуальность», «Современная буддийская иконопись», «Джангариада Г. Рокчинско-го» и «Фольклорные мотивы в живописи Г. Рок-чинского», «Хальмг улсин эрдм», «Калмыцкий сувенир» и др. Содержание их связано с традициями иконографии буддизма, современным искусством республики, эпической темой в живописи Калмыкии, тенденциями и проблемами сувенирного производства, традиционными художественными ремеслами народа. Было подготовлено более семидесяти тематических экспозиций калмыцкого изобразительного искусства, доступных, в первую очередь, учащимся лицея, а также школьникам, студентам вузов, средних специальных учебных заведений города и республики, горожанам и гостям столицы. Основным контингентом посетителей музея этнокультурного образования и воспитания была учащаяся молодежь.

В учебно-образовательном процессе педа-

Няследие веков 2018 № 1

с. г. бдтыревд • музей и этнокультурное образование в Калмыкии...

гогу необходимо определить место культурного наследия в культуре мировой, выступая его транслятором. В многообразии явлений культуры воспитывается толерантность личности, в социокультурной направленности процесса познания закладывается основа гуманистического мировидения. Музей, его научно обоснованная концепция выраженная в образном решении экспозиции, выступает конструктивно-методической базой процесса познания.

В научно-образовательном поле ЦООД «Элистинский лицей» и Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты КалмНЦ РАН проходили музейную практику студенты Института восточной и калмыцкой филологии КалмГУ, получавшие дополнительную специализацию поучебно-образовательной программе «Культура родного края. Калмыцкое изобразительное искусство в традиционной культуре». В синтезе образования и науки осуществлялась передача этнокультурного знания молодому поколению [3] [7] [8].

В настоящее время студенты социокультурного направления ИКФ в КалмГУ занимаются подготовкой и открытием выставок, проведением бесед и встреч с художниками и деятелями культуры, написанием рецензий на выставку, организацией и проведением тематических экскурсий. Учебно-образовательный процесс связан с преподаванием таких музееведческих дисциплин как: «Традиционная культура», «Основы экскурсоведения», «Технологии выставочной деятельности», «Прикладное искусство Калмыкии».

Усвоение разнообразных явлений калмыцкой художественной культуры обусловлено наглядностью оснащения занятий. Знание об искусстве и культурном наследии в материально-духовной сути традиции осваивается в практике музейной работы. В системе этнокультурного образования экспозиция выступает своеобразной знаковой системой, отображающей историко-культурные явления в произведениях искусства. Логика концепции и художественного образа реализуется в дизайне, пространственно-художественном решении экспозиции. Познавательный контекст имеет реконструируемая этническая модель мироздания, осмысливаемая своеобразным ключом к пониманию традиционной культуры [5]. Пе-

редаваемый в процессе трансляции творческий потенциал этноса формирует мировоззренческие ориентиры подрастающего поколения. Структурированная в учебных целях экспозиция воплощает в себе ценностные доминанты культуры, преподносимые в адаптивной форме художественной экспозиции.

Музей, как социокультурный институт, представляет особый интерес в патриотическом воспитании, приобщении к нравственно-этическим основам общества. Знания об этнической культуре лицеистами приобретались в практике непосредственного общения с подлинными произведениями искусства: живописи, скульптуры, графики и прикладного творчества. «Анализируя картину, мы соприкасаемся с душой художника, понимаем его чувства, переживания, мысли. В процессе восприятия произведений формируется наше отношение к окружающему миру... мы уходим вглубь своей души, неразрывно связанной с Родиной, каждый раз открывая. новые тайны бытия. Мы живем, чувствуя себя неотъемлемой частью родной земли» [10, с. 3].

Практика живого общения учащихся и студентов в форме бесед и встреч с деятелями искусства и культуры, посещения выставок, спектаклей и концертов содействует «погружению» в образный мир художественного наследия. Педагогу важно ощущать обратную связь в признаниях учащихся: «Средством познания является произведение изобразительного искусства», раскрывающее «все НАШЕ, РОДНОЕ и ЛЮБИМОЕ. И только тот, кто живет на этой земле, может почувствовать красоту Матери-Степи. .мы погружаемся в теплое и ласковое море Родины. Мы живем Ею, дышим Ею, любуемся и осознаем, как мы любим Родную Землю, учимся почитать Ее и гордиться Ею» [10, с. 3-4].

Действительно, экспозиция произведений включает в себя не только сумму знаний о явлениях, процессах, фактах и музейных предметах. Искусство обращается к внутреннему миру зрителя, воздействуя на его чувственно-эмоциональную сферу посредством включения его воображения и ассоциативного восприятия художественного образа, созданного художником. Концентрируя объективное научное и субъективное эмоциональное познание произведений, музей способен решать не только ком-

НАСЛЕДИЕ ВЕКШ 2018 № 1

муникативные, но и воспитательные, образовательные задачи. Целью является формирование гармоничной личности с осознанной этнической идентификацией, входящая в огромный мир глобализованной культуры. Личности без осознания культурных истоков быть не может, пишут лицеисты об искусстве: « Это своеобразная машина времени, на которой мы возвращаемся к своим истокам, к прошлому и понимаем: существует неразрывная связь между нами и нашими предками. А еще точнее: чувствуем, ощущая эту серебряную нить, один конец которой - далеко в историческом прошлом, а другой из современности уходит в будущее. Предметом нашего обсуждения являются искусство и культура... Обмен мнениями и дискуссии необходимы для самовыражения, а значит, роста личности. Мы учимся мыслить и высказывать свое мнение, прислушиваясь к другому.» [10, с. 3].

Экспозиция, как методологический подход в решении конкретных образовательных целей, создает основу общения с культурой, формируя этнокультурное знание. Произведения искусства как наглядная культурно-образовательная модель могут эффективно использоваться в диалоге с иной культурой для преодоления культурно-исторической дистанции. Методически выстроить атмосферу об-

Использованная литература:

1. Батырева С. Г, Борисенко И. В., Катушова Б. О. Пробная программа к курсу «История, культура родного края». Элиста: б. и., 1989.

2. Батырева С. Г. Из опыта создания Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пан-диты Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН // Альманах - 2002. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2004. С.165-172.

3. Батырева С. Г. Концепция Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2001. № 16. С.249-256.

4. Батырева С. Г. Музей традиционного воспитания Центра образования одаренных детей «Элистинский лицей». Из опыта создания // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию национальной системы образования Республики Калмыкия: в 2-х частях. Элиста: б. и., 2003. С. 99-104.

5. Батырева С. Г. Музей традиционной культуры в образовательном поле Республики Калмыкия // Открытый урок. Сборник статей и методических материалов. Центр образования одаренных детей «Элистинский лицей». Элиста: б. и., 2002. С. 28-34.

щения с культурными традициями возможно на основе сформированных знаний о наследии народа с богатым историческим опытом этнокультурного взаимодействия. Искусство в межкультурном диалоге, реализуемом в коммуникативном поле деятельности музея, формирует этнокультурное образование как богатейший ресурс духовного развития общества [3].

Тематическое планирование программы предмета «Культура родного края. Калмыцкое изобразительное искусство» (ЦООД «Элистинский лицей» интегрирует этнологическое, краеведческое, культурологическое и искусствоведческое знания. Программный материал рассчитан на трехгодовой цикл обучения (IX-XI классы) с вводным историческим курсом, преподающимся в VIII классе. Возможно применение этой программы в вариациях, соответствующих конкретным условиям этнокультурной гимназии. Ее творческое освоение может быть реализовано в самостоятельных курсах, предполагающих культурологическое структурирование материала. Начатое в коллективной программе курса «История и культура родного края» 1989 г. [1], оно имело продолжение в практическом опыте внедрения этнокультурного знания [3] [6] [7] в систему общего образования республики Калмыкия.

References:

1. Batyreva, S. G, Borisenko, I. V. and Katushova, B. O., Probnaya programma k kursu "Istoriya, kul'tura rodnogo kraya" [Trial Program to the Course «History, Culture of the Native Land»], Elista: no publ., 1989.

2. Batyreva, S. G., Iz opyta sozdaniya Muzeya kalmyts-koy traditsionnoy kul'tury imeni Zaya-pandity Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy Rossiyskoy akademii nauk [From the Experience of the Creation of the Zaya-pan-dita Museum of Kalmyk Traditional Culture of the Kalmyk Institute for Humanitarian Research of the Russian Academy of Sciences], in Al'manakh - 2002. Muzei Rossiyskoy akademii nauk, Moscow: Nauchnyy mir, 2004, pp.165-172.

3. Batyreva, S. G., Kontseptsiya Muzeya traditsionnoy kul'tury imeni Zaya-pandity [The Concept of the Zaya-pandi-ta Museum of Traditional Culture], Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy Rossiyskoy akademii nauk, 2001, no. 16, pp.249-256.

4. Batyreva, S. G., Muzey traditsionnogo vospitaniya Tsentra obrazovaniya odarennykh detey "Elistinskiy lit-sey". Iz opyta sozdaniya [Museum of Traditional Education of the Center for the Education of Gifted Children «Elista Lyceum». From the Experience of Creation], in Materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii, pos-vyashchennoy 10-letiyu natsional'noy sistemy obrazovaniya

Наследие веков 2018 № 1

с. f. бдтыревд • музей и этнокультурное образование в Калмыкии...

6. Батырева С. Г. Программа курса «Культура родного края. Изобразительное искусство в традиционной культуре калмыков. 1Х-Х1 классы // Гегярлт. Научно-методический журнал. 1998. № 2. С.45-48.

7. Батырева С. Г. Программа курса «Культура родного края. Изобразительное искусство в традиционной культуре калмыков». 1Х-Х1 классы. Элиста: б. и., 2004.

8. Батырева С. Г. Программа по «Истории и культуре родного края» (лицейский вариант). Элиста: б. и., 1995.

9. Батырева С. Г. Этнологическое музееведение и образование. Из опыта работы Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты // VI конгресс этнографов и антропологов (Санкт-Петербург, 28 июня - 2 июля 2005 г.): тезисы докладов. СПб.: Лема, 2005. С.400.

10. Личный архив автора. «Сказ о Калмыкии» (по материалам выставок Центра образования одаренных детей «Элистинский лицей» в анализе учащихся), 2002.

11. Фольклорные мотивы в живописи Г. Рокчин-ского. Каталог выставки. Элиста: Центр образования одаренных детей, 2000.

12. Четки: традиция и индивидуальность. Каталог выставки. Элиста: б. и., 1992.

13. Шевенова С. И., Гучинова Э.-Б. Память в наследство. Депортация калмыков в школьных сочинениях. СПб.: Алетейя, 2005.

Respubliki Kalmykiya [Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference Dedicated to the 10th Anniversary of the National Education System of the Republic of Kalmykia], in 2 vols., Elista: no publ., 2003, pp. 99-104.

5. Batyreva, S. G., Muzey traditsionnoy kul'tury v obrazovatel'nom pole Respubliki Kalmykiya [Museum of Traditional Culture in the Educational Field of the Republic of Kalmykia], in Otkrytyy urok. Sbornik statey i metodicheskikh materialov. Tsentr obrazovaniya odarennykh detey "Elistinskiy litsey", Elista: no publ., 2002, pp. 28-34.

6. Batyreva, S. G., Programma kursa "Kul'tura rodno-go kraya. Izobrazitel'noe iskusstvo v traditsionnoy kul'ture kalmykov". IX-XI klassy [Program of the Course "Culture of the Native Land. Fine Art in the Traditional Culture of the Kalmyks. The 9th-11th Classes], Gegyarlt. Nauchno-metod-icheskiy zhurnal, 1998, no. 2, pp.45-48.

7. Batyreva, S. G., Programma kursa "Kul'tura rod-nogo kraya. Izobrazitel'noe iskusstvo v traditsionnoy kul'ture kalmykov". IX-XI klassy [Program of the Course "Culture of the Native Land. Fine Art in the Traditional Culture of the Kalmyks. The 9th-11th Classes], Elista: no publ., 2004.

8. Batyreva, S. G., Programma po "Istorii i kul'ture rod-nogo kraya" (litseyskiy variant) [Program on "History and Culture of the Native Land" (Lyceum Version)], Elista: no publ., 1995.

9. Batyreva, S. G., Etnologicheskoe muzeevedenie i obrazovanie. Iz opyta raboty Muzeya kalmytskoy traditsionnoy kul'tury imeni Zaya-pandity [Ethnological Museology and Education. From the Experience of the Zaya-pandita Museum of Kalmyk Traditional Culture], in VI kongress etnografov i antropologov [6th Congress of Ethnographists and Anthropologists] (Saint Petersburg, June, 28 - July, 2 2005): abstracts, Saint Petersburg: Lema, 2005, p.400.

10. Author's Personal Archive, "Skaz o Kalmykii" (po materialam vystavok Tsentra obrazovaniya odarennykh detey "Elistinskiy litsey" v analize uchashchikhsya) ["The Tale of Kalmykia" (Based on the Materials of the Exhibitions of the Center for the Education of Gifted Children "Elista Lyceum" in the Analysis of Students)], 2002.

11. Fol'klornye motivy vzhivopisi G. Rokchinskogo. Katalog vystavki [Folk Motives in the Painting of G. Rokchinsky. Exhibition Catalog], Elista: Tsentr obrazovaniya odarennykh detey, 2000.

12. Chetki: traditsiya i individual'nost'. Katalog vys-tavki [Prayer Beads: Tradition and Individuality. Exhibition Catalog], Elista: no publ., 1992.

13. Shevenova S. I., Guchinova E.-B. Pamyat' v nasled-stvo. Deportatsiya kalmykov v shkol'nykh sochineniyakh [Memory in the Inheritance. The Deportation of Kalmyks in School Essays], Saint Petersburg: Aleteyya, 2005.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Батырева, С. Г. Музей и этнокультурное образование в Калмыкии: к проблеме формирования социальной идентичности [Электронный ресурс] / С. Г. Батырева // Наследие веков. - 2018. - № 1. - С. 39-43. URL: http://heritage-magazine. com/wp-content/uploads/2018/02/2018_1_Batyreva.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Batyreva, S. G., Muzey i etnokul'turnoe obrazovanie v Kalmykii: k probleme formirovaniya sotsial'noy identichnosti [Museum and Ethno-Cultural Education in Kalmykia: to the Problem of the Formation of Social Identity], Nasledie Vekov, 2018, no. 1, pp. 39-43. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2018/02/2018_1_Batyreva.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

Наследие векш 2018 № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.