ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МУКИМИ Каримова Н.А. Email: [email protected]
Каримова Назокат Абдуварисовна - старший преподаватель, кафедра истории узбекской музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: богатое научное и художественное наследие поэта тщательно изучено литературоведами. Осуществлялись такие работы, как сбор, исследование, публикация авторских произведений. Примеры тому труды Гулома Каримова, Хомила Якубова, Абдуллы Олимджанова, Ходи Зарипова, Хошимжона Раззокова, Абдурашида Абдугафурова, Сабира Абдуллы, Туроб Тулы. Гафур Гулям, хорошо знавший литературную среду Коканда и тепло относившийся к ней, высоко оценил его работу над жизнью и творчеством Мукими.
Данная статья посвящена исследованию творческого наследия поэта Мукими, его причастности к музыкальной науке и некоторым аспектам музыкальных вопросов. Ключевые слова: Мукими, творческое наследие, традиционная музыка, ашула, мухаммас, мураббаъ, газель, аруз, хофиз, исполнитель, сетор.
MUKIMI'S CREATIVE HERITAGE Karimova NA.
Karimova Nazokat Abduvarisovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEK MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the poet's rich scientific and artistic heritage has been carefully studied by literary critics. Works such as collection, research, publication of works of authorship were carried out. Examples of this are the works of Gulom Karimov, Khomil Yakubov, Abdulla Olimdzhanov, Khodi Zaripov, Khoshimjon Razzokov, Abdurashid Abdugafurov, Sabir Abdulla, Turob Tula. Gafur Gulyam, who knew well the literary environment of Kokand and had a warm attitude towards it, highly appreciated his work on the life and work of Mukimi. This article is devoted to the study of the creative heritage of the poet Mukimi, his involvement in musical science and some aspects of musical issues.
Keywords: Mukimi, creative heritage, traditional music, ashula, muhammas, murabba', gazel, aruz, khofiz, performer, setor.
УДК 078
Стоит приглядеться к узбекской классической литературе XIX - XX веков, можно убедиться, что литературная среда Коканда занимает особое место. Безусловно, этот период сложно представить без творчества таких творческих деятелей, как Амири, Махмур, Фазли, Гулхани, Нодирабегим, Увайси, Мухйи Хоканди, Мукими, Завки, Фуркат, Хазини, Исахон Ибрат. Изучение наследия таких писателей и их широкое продвижение послужит дальнейшему подъему нашей духовности.
Большое значение имеет творческое наследие Мухаммада Аминходжи Мукими (1850-1903), жившего и творившего между этими двумя великими столетиями. Мукими - один из уникальных и чувствительных представителей узбекской литературы.
Согласно статье Мухайё Кодировой 'Тафур Fулом ва Кукон адабий му^ити" (Гафур Гулям и "Литературная среда Коканда"), в 1938 году автор подготовил к изданию "Мукимий баёзлари". Его статья "Мукимий", опубликованная в этом выпуске, - одна из первых научных статей, посвященных известному узбекскому
поэту. Кроме того, Гафур Гулям является автором нескольких статей посвященных творчеству Мукимий: "Мулла Мухаммад Аминходжа Мукимий" (1938), "Мукимий мактублари" (1941), "Мукимий ва Мухйи" (1942), "Мукимий", "Демократ шоир" (1953)" [1, 35].
Вклад доктора филологических наук, профессора Гулома Каримова в изучение творчества Мукими огромен. Профессор Г.Каримов - ученый, основавший школу Мукимиведов. Его исследования о Мукими: докторская диссертация "Узбек демократ шоири Мукимий ва унинг даври адабиёти" ("Узбекский демократический поэт Мукими и литература его времени"), защищенная в 1962 году, монография «Мукимий. Жизнь и творчество опубликована в 1970 году являются важнейшими источниками для изучения научного наследия творчества Мукими.
Сабир Абдулла, один из писателей, внесших свой вклад в развитие узбекского искусства своими уникальными драмами, в 1965 году работал над романом «Мавлоно Мукимий». В произведении автор ссылается на воспоминания людей того периода, когда жил Мукими и его современники. В романе нет выдуманных персонажей, приведенные имена дают нам подробную информацию поэтов известных и не известных нам, музыкантов и певцов - современников Мукими. В частности, упоминаются бастакоры (композитор-мелодист) - Шодмон Хаджи, Мухаммаджон «Макайлик», хафизы - уста Комилжона, Леви, Райхона, Фарзинча, Ходжа Маруфа, Абдукаххора, Абдуллы тарак, Содирхана, Хаджи Абдулазиза, Хамрокул Кори, Шобарот, Шожалил, Мулла Туйчи, исполнители - Шодмон Хаджи (музыкант -исполнитель дутора, танбура), Зебо пари, Абдуллахон хаджи (дутор), Носир косагар (дутор), Исраилджон (дутор), Исмаил махрам (най), Салих хаджи (танбур), Абдулла булбул и др.
Хотя в произведениях поэта преобладает тема любви, исторический контекст его времени, наличие стихов и бейтов, посвященных современным художникам (поэтам, певцам и музыкантам), также служат ценным источником об этом периоде.
Кам гайри Цсщору Умар,
Фаргонада уофиз дигар,
Билмас эканман бехабар,
Навмидлар хушхон экан.
Известно, что поэзия Мукими развивалась в тесной связи с музыкой. Писатель -автор многих газелей, мухаммасов и мураббаъ. Мураббаъ, относящиеся к его творческому наследию, широко поются певцами еще при его жизни. Причина тому, можно предположить, что жанр мураббаъ по своей структурной форме близок к народным песням. Например, стихи состоят из четверостишия, система рифма и даже ритм имеет сходства с ритмом народных песен. Среди них: "Ол хабар", "Айрилмасун", "Ёдимга тушти", "Зору нолон айладинг", "Ул кун жонон", "Ким десун?", "Ёлгиз", "Догман", "Якка бу Фаргонада", "Узим хар жойдаман", "Муборак", "Арзимни айтай", "Эй нозанин", "Эй чехраси тобоним", "Кунглим сандадур" глубоко укоренились в сердцах слушателей.
По словам Гулома Каримова, «стихи Мукими, как и народные песни, выражают глубокий смысл в предельно простой, но ясной форме. При сочинении стихов Мукими уделял особое внимание вопросам ритма, рифмы, радиифа, которые обеспечивают его звучность и музыкальность. Он прекрасно осознавал богатое и красочное море аруза» [2, 20].
Известно, что мухаммасы играют ключевую роль в творческом наследии Мукими. Представители классической литературы связали Мухаммеса с газелями Алишера Навои, Джами, Фузули, Амира, Махмура и других современных друзей, таких как Фуркат, Мухайир, Умиди, Мунтазир, Нодим, Завки, Алмаий. Например, "Нигорим...", "Нома ёзмадинг", "Х,ижрони зор ултургуси", "Керак", "Гул" (мухаммас в газели Навои), "Мекуни, е не?" (мухаммас в газели Джами), «Асар вермаз», "Ихтиёр этмазмидим", "Рахмат санго", "Орзу" (мухаммас в газели Физули), "Забон очтим
килай тавсифини..." (мухаммас в газели Гази), "Мужгонинг", "Хуб булди", "Муборак", "Ширин", "Кузголмасун" (мухаммас в газели Амира), "Х,апалак кишлоги тугрисида" (мухаммас а газели Махмура), "Кашмирлик кизга", "Кузларинг", "Танхолигинг", "Интизор ултургуси", "Рухсорингиз чиройлик", "Кам-кам булур" (мухаммас газелю Фуркат), "Мушток юзингга" (мухаммас газелю Мухаййир), "Ашъорхо дорад" (мухаммас газелю Мунтазира), "Борму анга хеч чора", "Бу паришон холими" (мухаммас газелю Нодима), "Орзулар гунчасидин..." (мухаммас газелю Умиди), "Х,аёлим сан пари пайкардадур" (мухаммас газелю Завки), "Камланмасун", "Х,аёт" (мухаммас газелю Алмаи).
Произведения Мукими включают такие названия, как "Ушшок", "Гулёр", "Баёт", "Наво". Поэт определяет эти термины в соответствии с их мистическими значениями, а не случайными. В частности, мухаммас поэта о Навоийской газели: Ганимат бахту фурсат, эй муганний, чал дигар гун, Керак "Ушшоц", "Гулёр" айласангутлуг чекибонун. Муцимий уам бу мщфилда ниуоят хаста дил маузун, Навоий бенаволиг бирла доим май ичар уар тун, Наво созини даврон мутриби базмида чолгай деб. Еще одна газель Мукими с именами маком: Килсам гаровин жондин, чицсанг шаку гумондин, Сандин булак улфатдин, безорман Макайлик. "Ушшоц", "Баёт" га дилтанг, ёцмайдиузга оуанг, Тинглай узинг уцусанг, "Гулёр "ман Макайлик.
В современной традиционной музыкальной практике многие произведения исполняются с газелями Мукими. Вероятно, это связано с тем, что поэт умело использовал многие свои стихи из стихотворных размеров аруза. Ритмическое совершенство газелей Мукими делало их мелодичными. Поэтому без преувеличения можно сказать, что многие известные песни исполняются на газели Мукими.
В произведениях Мукими можно найти бейты о ряде инструментов, которые использовались в его время и широко использовались в практике исполнения. Примером этого является бейт об инструменте сетор: Fамзудо хонишларин упкам тулуб ёд айларам, Гар эшитсам ултуруб бир базмда сетор ман.
Согласно Национальной энциклопедии Узбекистана, сетор (с персидского означает «три струны») - это трехструнный струнный музыкальный инструмент, распространенный в Иране до 20 века, а в Узбекистане это второе название сато.
В заключение следует отметить, хотя богатое литературное наследие поэта изучено, можно без преувеличения сказать, что музыкальные интерпретации его остались без внимания. С этой точки зрения существует большая потребность в изучении наследия Мукими с точки зрения художественной критики, а точнее, музыковедения. Причина в том, что многие стихотворения поэта исполнены, ряд его произведений содержит музыку и описания музыкантов, ценную информацию о современных мастерах искусства, а также, конечно же, интерес к музыкальным воззрениям писателя. По-прежнему популярны классические песни, катта ашула, макомные произведения, а также произведения узбекских бастакоров.
Поэтому нельзя упускать из виду имена представителей интеллигенции, посвятивших всю свою жизнь духовному развитию нашего народа, правильное применение оставленного ими творческого наследия. Действительно, изучение творческого пути Мевлоно Мукими и его работ, составляющих его богатое наследие -в музыкально-исторической и музыкально-теоретической области, побуждает к активному наблюдению.
Список литературы /References
1. Гафур Гулом. Духовно-просветительское значение его творчества. Сборник тезисов конференции. Ташкент, 2003.
2. Мукимий. Подготовка к изданию и введение - Г. Каримов. Т. Издательство литературы и искусства им. Г. Гулома, 1974.
THE ROLE OF UZBEKISTAN IN THE ART OF ORIENTAL MUSIC Nasser Sahim AF Nasseb Email: [email protected]
Nasser Sahim AF Nasseb - Deputy Executive Director within the QPO Operations,
Qatar foundation,
DOHA, QATAR
Abstract: оver the centuries, the types and directions of musical thinking formed in Uzbekistan, but in general, the schools of traditional classical music, live and flourish as classical traditions. Unfortunately, in Soviet times, «Uzbek music» was understood primarily as a composition that had just begun to take shape in the republic. In this regard, ancient national values, including classical music itself - varieties of makoms, were also noticed at the level of folklore.
Uzbekistan, located in the heart of Central Asia, one of the ancient centers of human civilization, as a worthy heir to the heritage of our great ancestors, makes a significant contribution to the process of global economic, cultural and educational relations. The spiritual and cultural potential based on the commonality of national and universal values attracts the people of the world today.
Keywords: music, culture, art, nation, ideology, makomat, melody.
РОЛЬ УЗБЕКИСТАНА В ВОСТОЧНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ Нассер Сахим АФ Нассеб
Нассер Сахим АФ Нассеб - заместитель исполнительного директора по операциям КФО,
Катарский фонд, г. Доха, Катар
Аннотация: на протяжении веков виды и направления музыкального мышления, сформировавшиеся в Узбекистане, но и в целом школы традиционной классической музыки, живут и процветают как классические традиции. К сожалению, в советское время «узбекская музыка» понималась, прежде всего, как композиция, которая только-только начала складываться в республике. В этой связи древние национальные ценности, в том числе сама классическая музыка - разновидности макомов, также были замечены на уровне фольклора.
Узбекистан, расположенный в самом сердце Центральной Азии, одного из древних центров человеческой цивилизации, как достойный наследник великих предков, вносит весомый вклад в процесс глобальных экономических, культурных и образовательных связей. Духовный и культурный потенциал, основанный на общности национальных и общечеловеческих ценностей, сегодня привлекает людей во всем мире.
Ключевые слова: музыка, культура, искусство, нация, идеология, макомат, мелодия.
UDC 078