Научная статья на тему 'Творческое наследие Иоанна Ласкариса'

Творческое наследие Иоанна Ласкариса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артикульт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛАСКАРИС / ВИЗАНТИЯ / ВИЗАНТИЙСКАЯ МУЗЫКА / ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ / LASCARIS / BYZANTIUM / BYZANTINE MUSIC / CHURCH MUSICAL TRADITION / MUSIC AND SINGING EDUCATION / LITURGICAL SINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герцман Евгений Владимирович

Статья посвящена обзору творческого наследия поздневизантийского церковного композитора Иоанна Ласкариса, жившего на рубеже XIV-XV вв. и основавшего на Крите собственную певческую школу. В истории византийской музыки Ласкарис известен как таланливый мастер церковных распевов и как автор музыкально-теоретического сочинения «Истолкование и параллага музыкального икусства», предназначенный для ознакопления начинающих псалтов с теоретическими и практическими сторонами их ремесла. Материал статьи основан на анализе сохранившихся музыкально-теоретических и певческих источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC HERITAGE OF JOHN LASKARIS

The paper is devoted to the review of the artistic heritage of the late Byzantine church composer John Lascaris, who lived at the turn of the 14-15 centuries and who founded his own singing school in Crete. In the history of Byzantine music Lascaris is known as talented master of church chanting and as author of the musical-theoretical work Interpretation and parallaga of musical art, intended to introduce young psalts in the theoretical and practical aspects of their craft. The argumentation of the paper is based on analysis of his founded musical theoretical and practical works.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Иоанна Ласкариса»

Е.В. Герцман

доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств

evgenyger@yandex.ru

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИОАННА ЛАСКАРИСА

Статья посвящена обзору творческого наследия поздневизантийского церковного композитора Иоанна Ласкариса, жившего на рубеже Х1У-ХУ вв. и основавшего на Крите собственную певческую школу. В истории византийской музыки Ласкарис известен как таланливый мастер церковных распевов и как автор музыкально-теоретического сочинения «Истолкование и параллага музыкального икусства», предназначенный для ознакопления начинающих псалтов с теоретическими и практическими сторонами их ремесла. Материал статьи основан на анализе сохранившихся музыкально-теоретических и певческих источников.

The paper is devoted to the review of the artistic heritage of the late Byzantine church composer John Lascaris, who lived at the turn of the 14-15 centuries and who founded his own singing school in Crete. In the history of Byzantine music Lascaris is known as talented master of church chanting and as author of the musical-theoretical work Interpretation and parallaga of musical art, intended to introduce young psalts in the theoretical and practical aspects of their craft. The argumentation of the paper is based on analysis of his founded musical theoretical and practical works.

H

hH

n

Ключевые слова: Ласкарис, Византия, византийская музыка, церковная музыкальная традиция, музыкально-певческое образование, литургическое пение

Keywords: Lascaris, Byzantium, Byzantine music, church musical tradition, music and singing education, liturgical singing

Иоанн Ласкарис Пигонит Clcoavvri^ Лаакарт^ 6 Щусттг^) - известный византийский композитор, музыкальный теоретик и поэт рубежа XIV-XV вв. Ласкарисы - знаменитая византийская фамилия, особенно прославившаяся как династия никейских императоров (1208-1261). Среди Ласкарисов были и ученые, например, грамматик Константин Ласкарис (XV в.). Принято считать, что прозвище «Пигонит» произошло от названия небольшого предместья Константинополя «Пиги» (aL кщах - «источники») [Janin, 1950, р. 141; Velimirovic, 1966, р. 825]. Однако, согласно документальным свидетельствам, на значительном удалении от Константинополя, на юго-западе, между городами Лампсак и Авидос, существовали другие «Пиги». Во время латинского завоевания этот город захватывали как войска Никейской империи, так и западные рыцари [Nicetae Choniatae, 1861, col. 988; 1031-1032]. Поэтому еще придется выяснить с какими «Пигами» связано возникновение прозвища Иоанна Ласкариса. Иногда в рукописях его называют ailpjiayavoq (Сирпаган), где приставка ог|р («сир»), по мнению филологов, означает принадлежность к знаменитому роду, а вторая часть этого слова - трансформированный вариант прозвища «Пигонит» - jiayavoq («Паган») [Ostrogorski, 1954, р. 79 note 2]. Кроме того, в автографе Иоанна Плусиадина1, Codex Dionysius 570, на л. 40, выписана параллагая., «созданная и составленная господином Иоанном Лаасарисом Каломосидом» (rcovriGeiaa Se Kai auvxaxöeiaa, пара кирюи

© Герцман E.B., 2018

1 Иоанн Плусиадин (Icoavvi]5 ПЛоисл.(х8г]ЛЮ^) — деятель греческой церкви XV в., занимавшийся также музыкальным творчеством.

2 «Параллага» (г) jtapaAÄ,ayr| - буквально: «изменение») - применявшийся в Византии учебный способ ладотонального освоения звукового пространства, основанный на том, что оно вокально «прощупывалось» благодаря тому, что певчий распевал ихимы ихосов, переходя от одного ихоса к другому, вверх и вниз. «Ихос» (6 Г)ХО£ - буквально: «звук», «звучание») — важнейшая смысловая единица системы звуковысотной организации византийской музыке (в славянском церковном обиходе - «гаас»), А «ихима» (то ЛХП1-1(Х—«звук», «звучание») - распев, содержащий наиболее характерные интонации конкретного ихоса, благодаря чему его пение рассматривалось как некая «настройка» певчих и хора для исполнения песнопения в конкретном ихосе.

i-а

S

а

а

СЧ &

8s

а а а. а» а

а

а а

!: «ч

с

vT t/j € Я

а" о ч

ы о

h-k

00 v«

ЭД:

w

13

1Л «

3 Icoáwou той Лаакссрг] той KaÀo|ioaiôou). Все это свидетельство того, что род и происхождение гч Иоанна Ласкариса нуждаются в дальнейшем исследовании.

N Иоанн Ласкарис относится к тем немногим византийским композиторам, о жизни которых

§5 сохранились отрывочные сведения. Они касаются только одного периода его жизни - на Крите. Во и

1-1 второй половине XX в. были обнаружены некоторые судебные документы, дающие основание

считать, что, будучи уже знаменитым композитором, Иоанн Ласкарис в 1411 г. уехал из

Константинополя на Крит, находившийся тогда под властью Венеции. Не исключено, что причиной

его отъезда были опасения, связанные с турецким нападением на византийскую столицу. В центре

Крита, в городе Хандаке (XccvôaKaç), он организовал певческую школу для будущих псалтов и

иногда участвовал в богослужениях, проходивших в местном храме. Предположительно Иоанн

Ласкарис пробыл на Крите не менее семи лет. Во всяком случае, в ряде рукописей XVI - XVII вв.

(Codex Iverus 1000, fol. 156; Codex Docheiarius 315, fol. 119; Codex Iverus 993, fol. 284) он представляется

как композитор àno xrjç Kpr|Tr|ç («с Крита»). Затем из-за конфликта с критскими церковными

властями Иоанн Ласкарис вынужден был покинуть остров. О дальнейшей его жизни нет никаких

сведений. Высказывалась мнение, что Иоанн Ласкарис вернулся в Константинополь и еще жил во

времена правления Иоанна Палеолога (1425-1448 гг.) [ExàGriç, 1977, о. 96]. Такой вывод

основывается на побочном свидетельстве источника XV в. Codex Sinaiticus 1584, в котором вслед за

полихронисмом3 в честь «царей» Иоанна Палеолога (то есть Иоанна VIII) и Марии сразу же

излагается пендикостарий4 Иоанна Ласкариса [Бенешевич, 1917, №311]. Однако представляется,

что подобное доказательство весьма уязвимо, поскольку в рукопись могло попасть и сочинение уже

¿ умершего мастера. Значит, поскольку в настоящее время отсутствуют сведения о докритском и ю

К посткритском периодах жизни композитора, можно с уверенностью говорить только о том, что он н

И был современником Мануила II Палеолога (1391-1425).

V К музыкальному наследию Иоанна Ласкариса относятся редко встречающиеся в певческих

^ собраниях распевы аллилуйя в ихосе IV (см. рукописи XV-XVI вв. Codex Petropolitanus gr. 126, fol.

Я 111-H2V; Codex Petropolitanus gr. RAIC 30, fol. 43V) и в ихосе пл. I (см. сборник 1572 г. Codex Leimonus

259, fol. 89), а также мелосы для двух стихов аниксандария5 в ихосе IV:

S 'EÇarco<7T£A.£Ïç то nvev\iá oov («Послеши Духа Твоего»),

G' EùcppavGti aexai Kùpioç («Возвеселится Господь») (см. рукопись XV в. Codex Iverus 984, fol. 3-3V).

Й Очевидно, эти песнопения вышли из обихода уже в начале XVII в., так как в более поздних

^ певческих рукописях их невозможно обнаружить.

ijQ Более счастливо сложилась судьба других сочинений ИоаннаЛаскариса. Особенно это касается

Д » / » >

его мелоса в ихосе IV для киноника6 alveíxe tóv KÚpiov ек tcöv oùpavcov («Хвалите Господа с небес»). S Композитор создал для этого же текста мелос и в ихосе пл. IV, а для noxr|piov аштг|рюи Хг|гроцаг H («Чашу спасения прииму») - в ихосе пл. III (см. Пападику7 XV в. Codex Petropolitanus gr. 126, fol. 123V, 127). Но именно первое из указанных песнопений стало очень популярным и на протяжении

jg 3 «Полихронисм» (Ó 3ioto%povia(iôç, от jtotoxpôvioç- «долговечный») -жанр византийского песнопения, представляющего

Ь, собой приветствие, адресованное светским владьгкам (царям, членам царской семьи, важным государственным

g сановникам) и церковным иерархам (патриархам, архиереям, архиепископам, митрополитам, игуменам). Инципит

самого распространенного в источниках полихронисма - 3ioXa)%póviov 7coif|oai icùpioç ó 9eôç («Многолетие сотвори

>8

¡8 Господи Боже»; в русском церковном обиходе - «Многая лета»),

д! 4 Здесь «пендикастарий» (то яеут^косттарют) - стихира, певшаяся на Утрене вслед за чтением 50 псалма (яе\ткоат6(; -

в пендикостос, то есть «пятидесятый»), откуда и произошло обиходное название стихиры еХег]<тоу це, о («Помилуй

с* мя, Боже»), Многие такие стихиры гимнического характера сочинялись в память святых, на различные церковные

праздники или посвященные каким-нибудь библейским событиям.

^ 5 «Аниксандарий» (то алю 1^ал>тарюл>) — обиходное название византийского церковного песнопения, названного по

>¡3 начальному слову осуо^алтод, происшедшему от глагола алхнусо («открывать», славянское - «отверзати»): Алю^оуто^

3 стои тг|у хйра та аицяаута лЛ^абт^асжгоа хрг)атотг)то<; («Отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости» -

й> Пс. 103, 28). Мелосы для аниксандариев (избранных стихов вечернего предначинательного Пс. 103) исполнялись во

щ* время Вечерни.

^ 6 «Киноник» (то ко1Л>бУУ1к6л> — буквально: «общественное»; в славянском церковном обиходе — «причастен» или

«причастный стих»)—песнопение, исполнявшееся во время причащения «непорочных таинств», то есть во время обряда [126] Евхаристии.

7 «Пападика» (г| гатсхЗпс!^, от какад, либо какая, - «отец») - широко использовавшееся в Византийской церкви

H

hH

n

hH

05 05

нескольких столетий переписывалось в разных рукописях. В некоторых источниках оно именуется ^ ôpyocviKÔv (органикон8). ы

Больше всего Иоанна Ласкариса привлекало создание песнопений, посвященных Богородице. т4 Ему принадлежит весьма многочисленный ряд богородичных: ^

Ауицсреите rcapGéve, r| tôv 0eôv («Безневестная Дева», ихос пл. IV); ^

Tr|v сЬраютг1та xrjç rcapGeviaç aou («Красоту девства Твоего»*9, ихос III); Xaïpe яиА.11 Kupiou («Радуйся, врата Господа»*, ихос пл. I).

Даже созданный им мелос «ирмоса»10 на текст 9 оды канона 'EÇéaxri ея1 xoûxcp ô oùpavôç («Ужасеся о сем небо», ихос пл. IV) в рукописях излагается среди богородичных (см. Антологию-Матиматарий XVII в. Codex Iverus 993, fol. 285). Особо следует выделить в этом жанре две 15-слоговые поэмы, «распетые» композитором11:

Aéarcoiva, raxvxcov Aéarcoiva («Владычица, всех Владычица»*, ихос IV - Codex Atheniensis 917 [XVI в.], fol. 156),

Xaïpe xrjç x"PlTOÇ («Радуйся, благодати источник»*, ихос 1 - Codex Koutloumousius 448 [XVI-XVII вв.], fol. 48).

Таким образом, богородичен - самый распространенный жанр в творчестве ИоаннаЛаскариса. В рукописях сохранились его мелосы для двух стихир:

один для песнопения в честь святителя Николая (6 декабря) - 'ÄvGpame той веои ка1 rciaxôv Gepccrcov ÀeiTOupyé Kupiou («Человече Божий и верный рабе, слуга Господень», ихос пл. II ненано, см. Codex Docheiarius 379 [XVII в.], fol. 96),

другой - для стихиры, исполнявшейся на Утрене, после чтения отрывков из Евангелия, во время Великого поста - Та я^бг] tqv rcercpaynévcov Ц01 ôeivcov («Множество содеянных мною лютых», ихос пл. II, см. Codex Petropolitanus gr. 126 [XV в.], fol. 428). H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако нужно помнить, что каждое из этих песнопений удалось обнаружить только в одной ^

рукописи. Поэтому их принадлежность Иоанну Ласкарису следует в дальнейшем подтвердить g

3

анализом и других источников. а

Большую популярность в певческом обиходе приобрела кратима12 Иоанна Ласкариса в ихосе ^

II, называемая яотсцлд («река»), а иногда она называется n яоташба («прибрежная местность»). а

Композитор написал небольшое музыкально-теоретическое сочинение, озаглавленное H J

а-

èp|iriveia ка1 параХКауц xrjç |iouaiKrjç xéxvriç («Истолкование и параллага музыкального искусства») ^

[Bentas, 1971, р. 21-27]. Самые ранние рукописи, содержащие этот опус, были созданы в XV в.: Codex g'

Atheniensis 2401 (fol. 223-224) и Codex Dionysius 570 (fol. 40-42). Нужно предполагать, § --а.

обращение к священникам. Кроме того, этот термин служил поствизантийским наименованием певческо-литургической S-книги, называвшейся прежде «аколуфия» (г) акоАоибкх - «последование»), содержащей последовательность Ц

молитвословий, священнодействий и песнопений какого-либо церковного обряда. а

8 «Органикон» (OpyocviKOv - буквально: «инструментальное») - так определялись некоторые калофонизированные 2. византийские мелосы. Смысл определения «органикон» вытекает из особенностей эволюции византийской церковной гъ" музыки. История музыки показывает, что новаторские средства художественной выразительности, как правило, применялись прежде всего в инструментальной музыке. А уж из нее они со временем попадали и в вокальную. В такие исторические периоды «вокальное» и «инструментальное» ассоциируются всегда с различным интонационным ^ арсеналом. Вот почему при становлении и развитии калофонтеского стиля, характеризовавшегося, среди прочего, и ¿0 новыми интонационными образованиями, его распевы воспринимались как «инструментальные», непривычные для »в вокального музицирования. п

9 Здесь и далее знак * обозначает, что традиционный перевод данного инципита не обнаружен.

10 Как известно, «ирмос» (ô eip^ôç — «сцепление», «сплетение») — строфа, поэтическая конструкция которой является Л моделью-образцом для других строф, составляющих часть канона - оду.

11 Безусловно, в таких случаях термин «распетый» применяется в данном случае условно и подразумевает сочинение мелодии к определенному поэтическому тексту.

12 «Кратима» (то краттцкх, от глагола крахёса - «удерживать») - развернутое вокальное построение, лишенное it поэтического текста и представляющее собой длительный распев ряда бессмысленных слогов (ram, Tipupi, терере, vevevi, ерререц, терфец, терт и т.д.), насыщенный мелисматикой и другими сложными средствами выразительности, типичными для калофонического стиля с частыми модуляциями. Такие кратимы вставлялись в какой-либо раздел песнопения и расширяли его. Очевидно, именно это обстоятельство способствовало появлению термина «кратима», поскольку благодаря многочисленным повторам отдельных слогов и развернутым распевам подобные построения

«удерживают» (KpaTOÖv) мелос и продлевают его.

ы

00

и>

Iл «

(S (S

(S fc

ce ce

что в первом своем «издании» этот небольшой трактат излагался вслед за другими «методами», призванными теоретически и практически ознакомить будущих псалтов с различными сторонами их ремесла. Такое предположение подтверждается тем, что в самом начале трактата ИоаннЛаскарис говорит о связи его текста с некими предшествующими работами аналогичной тематики. Codex Dionysius 570 «Истолкование и параллага» также излагается вслед за целым рядом подобных сочинений:

"Exépa яараААауп xrjç pouaucrjç xéxvriç, aocpcoxépa Kai сскрфеахера elç ôncpov, rcovriGeïaa ôr| kccL auvxaxGeïaa пара Kuplou Icoccwou xoû Ааакарг].

Другая параллага музыкального искусства, значительно более мудрая и более точная, разработанная и выстроенная господином Иоанном Ласкарисом.

"Evavxla |ir|v xrjç ярсЬтг^, Kai oùk évavTÎa: évavTÎa yccp, rcpôç xoùç цг| elôôxaç, coç уёурссятаи elç Se toùç évxéxvcoç Kaxéxovxaç aùxrjv ccKpiPcoç, ßeßalcoaü; те péAÀov Kai ccvarcA-tipcocnç ка1 peylaxri r|ôûxriç évxeûGev ccvacpaveïaa xrj xéxvr], kccL toc év aùxrjç lôicopaxa, aacpéaxepa кахаууеХоиаа.

Она противоречит предыдущей и не противоречит [ей]. Противоречит она для тех, кто не познал того, что написано. А для тех, кто искусно в точности овладел ею, она скорее подтверждение и дополнение [к первой], гарантируя далее великое упоение в искусстве, отчетливо выявляя [разные] детали в нем.

л a ю

S

к

а и

À

1 S

ее

ГЦ

г*> *

й

g

H

Он

<

*

>s

s «

«

о &

S

>s

s «

»

j*

ccrcoôeiKvûouaa ôr| ànaoav xcöv xeaaccpcov Она демонстрирует каждый из четырех

èxcov, xr|v îmôaxacriv те Kai Kivriaiv, Kai xcöv ихосов, [их] суть и движение, а также [суть и

xeaaccpcov rcÀayÎQV ¿x^v aùxcôv, év xrj ccvaßccaei движение] четырех их плагальных ихосов при

Kai Kaxaßccaei. повышении и понижении.

Далее подробно излагается система взаимоотношений между различными высотными воплощениями ихосов: основными, плагальными, срединными, околосрединными, околоплагалъными и околоосновными13.

Нельзя не отметить и поэтическую работу Иоанна Ласкариса в области церковного певческого искусства. Различные собрания приписывают ему тексты ряда песнопений, музыку к которым написал его старший современник Иоанн Клад. Так, в рукописи XVII в. Codex Iverus 993 (fol. 238) 15-слоговый богородичен представляется следующим образом (см. также рукопись 1436 г. Codex Lavrae Е 173 [fol. 270V] и источник XVII в. Codex Lavrae L 166 [fol. 115V] и др.):

Exixnpôv KaxavuKTiKÔv elç xr|v ÎOTepaylav Стихира покаянная в честь пресвятой 0eoxoKov. По1тща кир Icoccwou xoû Eaprcayccvou Богородицы. Творение Иоанна Сарпагана (sic), (sic): péÀoç Icoccwou Хацяабарюи [KÀaôoû], rjxoç мелос Иоанна ламбадария [Клада], ихос IV: 8': ЛацяссЗа cpalöpuvov, aepvti, яиА.т] cpcoxôç «Свеща веселящая, чтимая, врата света

ccôûxou. непроходимого»*.

Иоанну Ласкарису принадлежат также два триадика4:

первый из них представляет собой 8-слоговую поэму - 'Ея1 xoü 0eoû xoû pôvou xpia яроасояа SoÇccÇco («В Бозе единем три лица славлю»*, ихос пл. IV - Codex Dionusius 570 [fol. 169V]);

а другая - 15-слоговую поэму Aôye naxpôç Kai aupcpur|ç пугща («Слове Отчее и единосущный Душе»*, ихос пл. IV - см. рукописи XV в. Codex Petropolitanus gr. RAIC 154 [fol. 355V], Codex

13 Как известно, «основные» (к"6рю1) и «плагальные (тсХаукн) ихосы располагались в музыкально-звуковом пространстве на расстоянии квинты друг от друга. «Срединный Ихос» (о ЦЕСТО? наименование ихоса, звучавшего на 2 «фони» ниже исходного. В данном случае византийское музыкознание трактовало «фони» (г| сром^ — «звучание») как интервал между двумя последовательными звуками музыкальной системы. Таким образом, «срединный ихос» отстоял от «основного» на терцию. Аналогичным образом «ихос околосрединный» (о 11X0? ларацеао?) - располагался на 3 «фони» вниз от исходного, а «ихос околоплагальный» (о 11Х°? яаратсХаую?) «выстраивался» рядом с плагальным, тогда как «ихос околоосновной» (о 11Х°? яаракирю?) звучал на одну «фони» ниже основного.

14 «Триадик» (то тркхбисоу) - тропарь, в котором воспевалась Святая Троица.

05 05

Koutloumousius 456 [fol. 196] и другие). Текст последнего песнопения имеет акростих Accaicapiç ^ («Ласкарис»)15. й

Предполагается, что Иоанну Ласкарису принадлежит и текст 15-слогового покаянного 71

Ôs

богородичного Acc^tJ/ov Ц01 cpcôç ccvéarcepov èXéovç a ou («Свети мне свете невечерний милости ^ Твоея»*, ихос IV), «распетый» МануиломАргиропулом16. Подобное предположение основывается на том, что этот текст также имеет акростих Accaicapiç («Ласкарис») [Excc0riç, 1997, о. 95, Ьк. (3']. Однако пока не зарегистрировано ни одного источника, который подтвердил бы это непосредственным указанием на авторство Иоанна Ласкариса.

Таковы основные аспекты творческого наследия Иоанна Ласкариса. Этот краткий обзор показывает, что многие из них требуют тщательного изучения.

ПУБЛИКАЦИИ И ОПИСАНИЕ УПОМИНАЕМЫХ В СТАТЬЕ РУКОПИСЕЙ:

Codex Atheniensis 917 Codex Atheniensis 2401 Codex Dionysius 570

Codex Docheiarius 315 Codex Docheiarius 379 Codex Iverus 993, Codex Iverus 1000, Codex Koutloumousius 456 Codex Koutloumousius 448 Codex Lavrae L 166 Codex Lavrae E 173

Codex Leimonus 259

Codex Petropolitanus gr. 126

Codex Petropolitanus gr. RAIC 30

Codex Sinaiticus 1584

ЕаккеА-icov. кахаА.оуо<; xcöv x£ipoypa(pcov xrj<; 'E0vucfj<; ßißA.io0tiKri5 xrj<; 'EAAaSo^. ev Абтрсас;, 1892.

Etcc0ti<; Гр. Та xsipoypacpa ßu£avxivrj<; цоислкг^ - 'Äyiov "Opo?. тоцо? ß/. ÄGrjvai 1978.

£та0т1<; Гр. Та xsipoypacpa ßu£avxivrj<; |iouaiKfj<^ - 'Äyiov "Opo^. тбцо^ а/. Ä0rjvai 1975.

Ета0115 Гр. Та xsipoypacpa ßu£avxivrj<; |iouaiKfj<^ - 'Äyiov "Opo^. тбцо^ у/. Ä0rjvai 1976.

Ета0115 Гр. Та xsipoypacpa ßu£avxivrj<; |iouaiKfj<^ - 'Äyiov "Opo^. тбцо^ у/. Ä0rjvai 1976.

EuaxpaTiaSri^ Ercupiöcov Aaupitoxr^. KaxaA.oyo<; tqv kcoöuccov xrj<; Meyiaxfj^ Aaüpa^ [xrj<; ev Äyio "Opei]. яарип, 1925.

Хах^уихкоицт^ M. xeiP°YPa(Pa ¿KKXriaiaaxiKfj^ цоиспкг^. 1453 - 1820. Ä0rjvai 1980.

Герцман Е. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. Каталог Т. 1 : Российская Национальная Библиотека. СПб., 1996.

Герцман Е. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. Каталог. Т. 2: Библиотека Российской Академии наук, Архив Российской Академии Наук, библиотеки Университета и Эрмитажа. СПб. 1999.

Kamil М. Catalogue of All Manuscripts in the Monastery of St. Catherine on Mount Sinai. Wiesbaden, 1970.

источники

1. Бенешевич В. Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. Замечательные рукописи в библиотеке Синайского монастыря и Синаеджуванийского подворья [в Каире], описанные архимандритом Порфирием [Успенским]. Т. II. - Петроград. 1917.

2. Bentas Ch. The treatise on music by John Laskaris // Studies in Eastern Chant. II, 1971. - P. 21-27. [Публикация трактата 'H ¿pnr]veia кос! параХкауц rrjg цоиспкг)? texvtis]

15 «Акростих» (r| aicpocmxi?, от то cxKpov - «край», «предел» и о craxoq - «ряд», «строка», следовательно, «акростих» - «край строки», в старорусской версии - «краесгишие», «краегранесие» или «краестрочие») - организация поэтического текста, при которой последовательность начальных или заключительных букв каждой строки («краесгишие») образует либо алфавитный ряд, либо слово или какую-нибудь фразу.

16 Мануил Аргир, или Аргиропул (MavourjA Apyupoq или ApyuporcouXoq) - композитор XIV-XV вв., родом с острова Родос, поскольку в рукописях он упоминается как ек Trjq poSou («с Родоса»),

H

нн

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s »

»

СЧ &

S »

а а.

а» »

5 »

а

!:

6

Си

s

vT ¿0 € 8"

а" о ч

ы о

h-' 00

ЭД:

w

13

Iл «

(S (S (S

3. Nicetae Choniatae Historia // Patrologia cursus completus. Series graeca. Ed. J. P. Migne. T.139. - Paris, 1861. Col. 320-1057. ЛИТЕРАТУРА

CO î. Janin R. Constantinople byzantine. - Paris, 1950.

2. Ostrogorski G. Pour l'Histoire de la féodalité byzantine. - Brussels, 1954.

3. Velimirovic M. Two composers of Byzantine Music: John Vatatzes and John Laskaris // Aspects of Medieval and Renaissance Music. New York, 1966. - P. 816-829.

4. Eröcdrjg Tp. 'H SEKoatevTOKyüXXaßog ùnvoYpoKpia év trj ßu^ocvrivfj HEXojtoiiçc. - ÂGrjvai, 1977.

SOURCES

1. Beneshevich V. Opisanie grecheskikh rukopisei monastyria sv. Ekateriny na Sinae. Zamechatel'nye rukopisi v biblioteke Sinaiskogo monastyria i Sinaedzhuvaniiskogo podvor'ia v Kaire, opisannye arkhimandritom Poifiriem Uspenskim [Description of the Greek manuscripts of the monastery of st. Catherine in Sinai. Remarkable manuscripts in the library of the Sinai Monastery and the Sina-jevania monastery in Cairo, described by archimandrite Porfiry Ouspensky], Vol. II. Petrograd. 1917.

2. Bentas Ch. The treatise on music by John Laskaris In: Studies in Eastern Chant, 1971, Vol 2. Pp. 21-27. [Edition of the treatise 'H épnr]VEÎ.a lcort napaXkayr] trjç noucriicfjç téxvtiç]

3. Nicetae Choniatae Historia. In: Migne J.P. (ed.) Patrologia cursus completus. Series graeca. T. 139. Paris, 1861. Col. 320-1057.

К

a и

À

1 S

ее

ГЦ

г*> *

S

g

H

Он

<

S

>s

s «

«

о &

S

>s

s «

»

j*

REFERENCES

1. Janin R. Constantinople byzantine. Paris, 1950.

2. Ostrogorski G. Pour l'Histoire de la féodalité byzantine. Brussels, 1954.

IS №

H 3. Velimirovic M. Two composers of Byzantine Music: John Vatatzes and John Laskaris. In: Aspects of Medieval and Renaissance

Music. New York, 1966. Pp. 816-829. 4. XTa6r|g Tp. H SeKaxevTatrvAAaPog ufivoypatpia ev rfj fivfavTivfj fieAorroiia [The 15-syllabic hymn poetry in the Byzantine music making], Athens 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.