Чернецкая Н.И.
Творческое мышление в системе понятий современной психологии
♦
Творческое мышление является одним из самых популярных для изучения феноменов в современной психологии. Рассмотрение понятия творческого мышления как термина современной психологии необходимо для дальнейшего обоснования системы его психолого-педагогического формирования у школьников, для разработки программ его стимуляции у взрослых. Однако, даже общепсихологические характеристики творческого мышления являются серьезной проблемой в силу нескольких причин. Во-первых, творческое мышление включено в глобальное понятие творчества, и часто даже в высоко профессиональных исследованиях авторы склонны либо отождествлять творчество и творческое мышление как, например, в работах Г. С. Альтшуллера, Н.Н. Вересова [1], [11], либо совершенно по-разному соотносить их как, например, в концепциях М.С. Бернштейна, Э. Боно, И.Н. Семенова [5], [6], [18]. Во-вторых, большинство наработок по проблеме существует вне системы, и если понятие творческого мышления и его критерии определены, например, П. Вайнцвайгом и Я. А. Пономаревым [9], [17], то структурированность знания о творческом мышлении отсутствует.
Современные представления о творческом мышлении существуют в форме комплекса концепций и теорий, в виде теоретических и экспериментальных работ по отдельным аспектам: творческое мышление как предпосылка научной деятельности и деятельности в искусстве в работах Р. Арнхейма, М.М. Бахтина [2], [3]; творческое мышление как особый вид одаренности в работах Ч.Д. Чистяковой, В. Штерна [22], [23]; творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность в работах А.В. Брушлинского [8] и т.д.
Таким образом, отсутствие более или менее единой концепции знания о творческом мышлении и значительная неясность в терминах создают существенные трудности при использовании этого понятия.
Прежде всего, необходимо разграничить термины «творчество» и «творческое мышление». Творчество является общенаучной категорией, а творческое мышление -психологическим понятием. При этом использование термина «творчество» в сугубо психологическом контексте обозначает скорее всю совокупность результатов творческого мышления, его условия, введение в практику продуктов творческого мышления. Творческое же мышление является качественно специфичной психической функцией, психическим процессом, суть которого заключается в особых механизмах протекания психической деятельности.
Понятия «творческое мышление» и «креативность», часто употребляемые как тождественные, также нуждаются в терминологическом разграничении. Если творческое мышление является психическим процессом, то креативность - это особое качество личности, проявляющееся в способности к творческому мышлению. Следовательно, креативность является лишь частью творческого мышления, его субъектной стороной.
При всех имеющихся теоретических и терминологических сложностях, связанных с творческим мышлением, еще более запутанным и спорным является вопрос о
соотношении творческого мышления и мышления в целом. В настоящее время не существует единства мнений в определении отношений между этими понятиями. Наиболее распространено видо-родовое понимание связи мышления и творческого мышления, т.е. понимание творческого мышления как вида мышления, в то время как углубленный анализ различных психологических теорий мышления доказывает совершенно иную природу соотношения указанных понятий, что и будет доказано нами далее.
В теории Л.М. Веккера, являющейся одной из наиболее систематизированных и целостных теорий психических процессов в современной отечественной и зарубежной психологии, выделены следующие свойства мышления как познавательного процесса: 1) особая пространственно-временная структура, 2) особая модальность, 3) особая интенсивность [10].
Пространственность и временные измерения традиционно являются свойствами более простых и более «чувственных» психических процессов, нежели мышления (например, восприятие). Мышление обладает совершенно особой пространственно-временной структурой. С точки зрения пространства, мышление характеризуется снятием границ и барьеров, устранением порогов, способностью преодолевать любые расстояния вне зависимости от физических законов и времени. Точка пространства и момент времени для мышления становятся равными нулю. В мышлении как бы устраняется сама зависимость от удаленности объекта стимуляции, т.е. стимулы не перестают оказывать влияние на протекание психического процесса, но их влияние больше не зависит от их физического местонахождения. Мышление может инициироваться, например, случайным пейзажем, воспоминанием о каком-либо конкретном или даже выдуманном месте, при этом мысль может объединять разные временные эпохи, переноситься в них, самостоятельно воссоздавать пространство и время.
В противоположность традиционному пониманию мышления как безмодального процесса Л.М. Веккер указывает на особые свойства модальности мышления. Действительно, если органы чувств при соответствующей их природе стимуляции продуцируют только специфически модальную информацию (визуальную, аудиальную, тактильную и т.д.), а восприятие, память также организованы по принципу модальности образов, то мышление не имеет особой отдельной модальности или особой связи с какой-либо одной из реальных сенсорных модальностей. Однако, это не повод считать мышление безмодальным. Оно является интермодальным, т.е. в мышлении конкретные модальности углубляются и трансформируются в максимально синтетические психические образования.
Особые свойства интенсивности мышления проявляются в том, что интенсивность этого процесса в отличие от других зависит не от энергии стимула, а от энергетики самого субъекта, носителя. Если яркость образов восприятия и памяти зависит от силы (контрастности, длительности, близости к пороговым лимитам) стимула, то интенсивность мышления зависит от общей активации коры головного мозга, вызванной чаще всего особой мотивацией мышления. Интенсивность мышления обеспечивается энергетической мобилизацией нервной системы и проявляется в состоянии коркового тонуса больших полушарий головного мозга.
Итак, если по теории Л.М. Веккера мышление обладает свойствами пространственно-временной свободы и безлимитности, является интермодальным и в своей интенсивности зависит от внутренней активации субъекта, то творческое мышление
должно обладать этими же характеристиками в максимальной степени. Творческое мышление характеризуется максимальной свободой в преодолении пространства и времени и в оперировании ими при решении конкретных задач, оно является максимально синтетичным, максимально обобщенным по отношению к конкретным образам и сенсорным переживаниям и основано на максимальной субъективной активации, без которой оно вообще не может развертываться.
Л.М. Веккер указывает также на специфические свойства мысли как психического образования. Мысль характеризуется «феноменом понимания» - целостным охватом проблемной ситуации и экстраполяцией условий ситуации при прогнозировании -опосредованностью, обобщенностью, т.е. каждая мысль является синтетической по сути. При этом для мысли характерны децентрация, т.е. внутренний отход носителя от субъектности мысли, понятийность, обратимость, т.е. возможность любых переходов в системе «операции - действия - деятельность», фигуративность (выводимость новых форм мысли из имеющихся). Кроме того, мысль облекается в речевую форму, а проблемная ситуация выступает ее стимулом [10].
Если приложить перечисленные свойства мысли вообще к мысли творческой, то станет ясно, что она обладает ими в максимальной степени: творческая мысль невозможна без феномена инсайта (наиболее яркий случай феномена понимания, мгновенного и целостного охвата ситуации), она всегда направлена на прогнозирование ситуации (экстраполяция и антиципация), стремится к максимальному обобщению условий задачи, эффективна только при полном преодолении эгоцентризма мышления (максимальная децентрация), протекает за счет постоянной обратимости и оценивается по своей продуктивности (максимуму фигуративных свойств).
Л.М. Веккер также указывает на то, что мышление тем более успешно, чем гармоничнее оно сочетает в себе персеверативные и ассоциативные механизмы. Иначе говоря, продуктивность мышления зависит не только от его качественно специфичных свойств (например, от уровня развития мыслительных операций), но и от степени связи мышления с другими когнитивными процессами, от глубины интеграции мышления в структуру познавательных функций в целом. Творческое мышление всегда функционирует на основе единства двух этих механизмов (персеверативного и ассоциативного), развивает представления и понятия в отдельном акте как с «возвращениями» к менее совершенным когнитивным формам (образы поддерживают мысли), так и с развитием образно-мыслительных форм (от простого к сложному).
Приведенные элементы теории Л.М. Веккера позволяют сделать как минимум два важнейших заключения относительно творческого мышления: во-первых, о свойствах творческого мышления как психической функции, во-вторых, о том, что творческое мышление не может являться видом мышления в целом, а представляет собой его высшую форму.
Большинство приведенных характеристик творческого мышления и творческой мысли сами по себе не новы - они многократно описаны в литературе. Однако, творческое мышление продолжает считаться видом мышления, в то время как творческое мышление не обладает никакими особыми, по сути, механизмами протекания. Следовательно, творческое мышление следует понимать именно как высшую форму мышления, как высший этап его развития.
Если обратиться к наиболее известным теориям мышления, предметом которых явилась какая-то конкретная форма мышления, то выдвинутый тезис также может быть доказан. Дивергентное, версионное, гипотетическое, продуктивное - все эти «виды»
мышления на самом деле являются его высшими формами, результатами его наиболее эффективного развития. Авторы соответствующих когнитивных теорий - М. Вертгеймер, К. Дункер, О. Зельц, Р. Солсо - прямо или косвенно указывают на это [12], [13], [14], [19]. То же должно относиться и к творческому мышлению, поскольку оно представляет собой синтетический вариант по отношению к перечисленным «видам»: оно всегда поливариантно, всегда имеет вероятностную основу, характеризуется продуктивностью, разнонаправленностью, изменчивостью, отсутствием «правильных» или «неправильных» исходов. Таким образом, творческое мышление - это одновременно и дивергентное, и версионное, и гипотетическое, и продуктивное мышление, это наиболее зрелая стадия развития мышления.
Современная теория интеллекта также говорит в пользу такого понимания творческого мышления. В соответствии с современным подходом интеллект понимается не только как проявление сугубо мыслительной активности, но и как интеграция всех познавательных процессов. Как отмечает М.А. Холодная, эта интеграция процессов в структуре интеллекта проходит под преимущественным организующим влиянием мышления [21].
Итак, если мышление - это интегратор интеллекта, то творческое мышление, будучи основанным на единстве персеверативных и ассоциативных процессов, являясь обобщенным и высшим свойством мышления, является инструментом этой интеграции, средством систематизации и взаимовключения психических функций друг в друга. Это подчеркивает адаптивную природу творческого мышления - оно является необходимым условием полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека.
Таким образом, все изложенное выше позволяет принять выдвинутый тезис об особом психологическом статусе творческого мышления в качестве рабочего положения. Если согласиться с тем, что творческое мышление является высшей формой мышления, то на основе наиболее значимых теорий мышления можно выделить наиболее существенные свойства творческого мышления как психологического феномена.
Обратившись к теории мышления А.В. Брушлинского, следует отметить, что творческое мышление характеризуется двумя основными специфическими свойствами: особой ролью субъекта познания и вероятностным прогнозированием как основной функцией [8]. Только при единстве этих двух условий можно говорить о наличии творческого мышления в структуре когнитивных функций субъекта. Творческое мышление всегда субъективно, личностно окрашено, возникает не самопроизвольно, а в результате особых потребностно-мотивационных, смысловых, эмоциональных внутрипсихических стимулов. При этом суть его заключается не только и не столько в структурировании материала решаемых задач, сколько в прогнозировании развития имеющихся данных, версионном и футурологическом анализе всех возникающих решений.
Когнитивная теория Дж. Брунера акцентирует внимание на двух принципиальных информационных стратегиях мышления: 1) парциальном сканировании (симультанном-беспорядочном и сукцессивном-последовательном) и 2) «фокусировке» (консервативной и азартной) [7].
Природе творческого мышления, несомненно, соответствует стратегия «фокусировки», т.к. именно выделение основной сути, ядра проблемной ситуации, является первичной задачей процесса творческого поиска. Вероятно, фокусировка в творческом мышлении может быть как консервативной, связанной с оценкой вариантов в зависимости от степени их объективной вероятности, так и азартной, основанной на
интуитивном поиске и проверке часто связанными с риском неудачи или ошибки.
Синтетическая теория В. В. Петухова в преломлении к заявленному подходу позволяет говорить о следующих специфических свойствах творческого мышления: его высокой напряженности и зависимости от цели, его активной и операциональной природе, единстве в его структуре чувственных и сознательных компонентов, его антиципирующей направленности [16].
В теории Л. Ньюэлла, Дж. Шоу и Г. А. Саймона, изучающей как общие вопросы психологии мышления, так и конкретно-практическую его проблематику (например, создание искусственного интеллекта), при подходе к творческому мышлению как к высшей форме мышления также выявляются особые его свойства: высокая эмоциональность, высокая мотивированность на мыслительную деятельность, высокая устойчивость (либо интенсивность, либо систематичность и длительность во времени), включенность задачи собственно по определению сути проблемы в структуру решения проблемы [15]. Как видно из перечисленных свойств, они личностно окрашены и зависят не только от интеллектуально-операциональных свойств когнитивных функций психики, но и от индивидуально-психологических факторов, что делает невозможным, по крайней мере, на данном этапе создание искусственного интеллекта. Эта же мысль подчеркивается отечественным автором информационно-психологической теории мышления О.К. Тихомировым [20].
Из теории Р. Солсо следует понимание особой роли памяти для эффективного творческого мышления - именно ее логическая структурированность во многом обеспечивает скорость и продуктивность творческого мышления [19].
Классическая культурно-историческая теория Л.С. Выготского указывает на социальную природу творческого мышления и его зависимость от речевых средств и средств языка. Теория деятельности позволяет говорить о творческом мышлении не только как о процессе, но и как о деятельности с двусторонним строением: динамическими и морфологическими уровнями в их неразрывном единстве. Это значит, что творческое мышление, будучи произвольным и являясь высшей психической функцией, включает в себя как минимум два аспекта: субъектный и временной или процессуальный. То есть оно является познавательной функцией, имеет систему действий и операций и при этом базируется на индивидуальных свойствах субъекта мышления, его потребностях, мотивах, направленности и т.д.
Таким образом, исходя из классических и современных теоретических представлений о мышлении в целом, правомерно понимать творческое мышление как высшую стадию развития мышления, как его наиболее развернутую форму.
В связи с этим можно говорить, во-первых, о том, что творческое мышление характеризуется как типическими, так и особенными чертами и, во-вторых, о том, что его специфика складывается именно из его свойств как процесса и личностных свойств. Именно такой системный подход к творческому мышлению должен быть основой изучения его внутренней структуры.
Литература
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979. - 78 с.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994. - 410 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Наука, 1979. - 230 с.
4. Бернштейн М.С. О природе научного творчества // Вопросы философии. - 1966. - № 6. - С.131-142.
5. Бернштейн М.С. Психология научного творчества // Вопросы психологии. - 1965. -№ 3. - С. 156-164.
6. Боно Э. Нестандартное мышление. - М.: ООО «Попурри», 2000. - 224 с.
7. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Наука, 1977. - 198 с.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с.
9. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990. - 127 с.
10. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. - М.: Смысл; Per Se, 2000. - 685 с.
11. Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологии. - 1992. - №1-2. - С.124-128.
12. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Наука, 1988. - 340 с.
13. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Изд-ва МГУ, 1981.- С. 35-46.
14. Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 28-34.
15. Ньюэлл Л., Шоу Дж.С., Саймон Г.А. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-ва МГУ, 1981. - С. 305-318.
16. Петухов В.В. Основные теоретические подходы к изучению мышления / Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 21, 24, 27-32.
17. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 366 с.
18. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. -М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. - 215 с.
19. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996. - 428 с.
20. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. - М., 1969. - 231 с.
21. Холодная М.А. Психология интеллекта. - М.: МГУ, 1997. - 153 с.
22. Чистякова Ч.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С.103-111.
23. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - СПб.: ЛГУ, 1997. - 204 с.