■
Педагогикалык гылым жэне практика
УДК 377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Ацдатпа
Бул мацалада студенттер ездершщ шыгар-машылы^ элеуетiн дамытуга кемектесу ушш ар-налган ойын эдiстемесiн ашып керсетуге тиiс. Ойын тэсiлдерiн пайдалану жаца бiлiм iздеу Yшiн, уйрену оц мотивациясы жасауы керек. Сонша, оларды iстеп деп эдеттегi интерактивт жаттыгу-лар мен тапсырмалар арасындагы мацызды айы-рмашылыц, студенттер гана емес, сондай-ац бо-лып табылмайтын к^рдщ eзiнде жаца зерттеу ретшде, материалды Yйрендi ныгайтады. Пайда-ланыцыз Осы нысаны циял, циял дамытады, ол кeцiл белсендiру Yшiн кемектеседь
Аннотация
В этой статье раскрывается методика проведения игры, которая призвана помочь обучающимся развить свой творческий потенциал. Применение игровой методики должно сформировать положительную мотивацию к обучению, к поиску нового знания. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.
p. Annotation
ас This paper reveals the methodology of the game,
g which is designed to help students develop their
< creative potential. The application of the gaming
CL
g technique should form a positive motivation for
§ learning, for the search for new knowledge. An
о important difference between interactive exercises
g and tasks from the usual ones is that by doing them,
ш students not only and not so much reinforce the
s already studied material, but learn new ones. The use
s of this form develops imagination, fantasy, promotes
ш attention.
E-
Адамбаев Б.К.,
мастер производственного обучения, Житикаринский политехнический колледж, г. Житикара
Негiзгi свздер: шыгар-машылыц ойлау, ойын, оцы-ту эдiстерi.
Ключевые слова: творческое мышление, игра, методы обучения.
Keywords: creative thinking, game, teaching and learning methods.
Педагогическая наука и практика
Ш
Одна из основных задач современного обучения - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Методика развития творческого мышления должна опираться на следующие принципы:
• деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
• индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого обучающегося позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;
• последовательности - предлагать упражнения надо, начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
• поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;
• цикличности - включать развивающие упражнения необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;
• психологической комфортности -обучающийся не должен чувствовать свои неудачи;
• сотрудничества педагога с психологической службой и родителями.
Для развития творческого мышления необходимо выполнение следующих условий:
• избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта обучающегося;
• не допускать переутомления и учебных перегрузок;
• использовать стимуляцию познавательных интересов;
• стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
• специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.
Методы обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.
Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в ко- ° торой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в
ш
роли пассивных слушателей, подчинен- е-ных директивам учителя. Связь учи- ^ теля с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных ра-
Педагогикалык гылым жэне практика
бот, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.
Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодей-§ ствовать, находиться в режиме беседы, < диалога с кем-либо. Другими словами,
CQ
о в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более ° широкое взаимодействие учеников не
£ только с учителем, но и друг с другом и
о
§ на доминирование активности учащих-
^ ся в процессе обучения. Место учителя
ш
е- в интерактивных уроках сводится к на-
cq правлению деятельности учащихся на к
g достижение целей урока. Учитель так™ же разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и зада-
ния, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Для развития творческих способностей я использую традиционные практические, наглядные и словесные методы.
Упражнения на развитие
• мышления: Назови общим словом. Найди лишний предмет. Подбери противоположные понятия. Поставь в нужной последовательности. Установление причинно-следственных связей. Найди закономерность.
• внимания: Найди спрятанные слова. Раздели на группы. «Да» и «нет» не говорите. Угадай предмет с помощью наводящих вопросов. Что изменилось. Найди отличие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами:
1.Каждая игра представляет собой набор задач.
2.Задачи даются ребенку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
З.Задачи расположены в порядке возрастания сложности.
4.Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5.Постепенное возрастание трудности задач способствует развитию творческих способностей.
Педагогическая наука и практика
б.Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
• творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования (обозначение, схемы, цепи и т.д.).
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр презентаций. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
Применяю такие методические приёмы реализации развития творческого мышления, как постановка творческих задач; решение развивающих задач; решение проблем творческого характера; выполнение комплексных заданий; использование наглядных пособий; обращение к жизненному опыту учащихся; постановка вопросов и поиск ответов на уроках.
На основании теоретического анализа и результатов мониторинга я пришёл к выводу, что применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности, что положительно влияет на учебный процесс. И если мы хотим видеть своих детей развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять их ход развития. Главное, что все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения.
В большей степени стимулирую креативное мышление детей, имея в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Мне
необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. Такие установки будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.
Таким образом, творческое мышление определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях, при решении практических и теоретических задач, т.е., эти знания используются в форме умения и на их основе решаются новые, оригинальные задачи.
Результативность
Опыт работы над проблемой развития креативного мышления учащихся на уроках проявляется в решении творческих задач; оптимальным условием для этого выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе. Это можно оценить по бе- § глости мысли, гибкости ума, ориги- <
нальности, любознательности моих °
<
учеников, умению отстаивать свою ^ точку зрения. Все это в немалой степе- °
ни сказывается на достаточно высоком £
о
(100%) стабильном уровне качества § обучения. Исследования показывают, х
ш
что прогнозы повышения творческих способностей и успешности обучения ^ оправдываются. Поэтому работу в дан- £ ном направлении необходимо продол- ™ жать.