Научная статья на тему 'Творческое мышление на уроках производственного обучения'

Творческое мышление на уроках производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчес кое мышление / игра / методы обучения / creative thinking / game / teaching and learning methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамбаев Б. К.

В этой статье раскрывается методика проведения игры, которая призвана помочь обучающимся развить свой творческий потенциал. Применение игровой методики должно сформировать положительную мотивацию к обучению, к поиску нового знания. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative thinking at the lessons of industrial training

This paper reveals the methodology of the game, which is designed to help students develop their creative potential. The application of the gaming technique should form a positive motivation for learning, for the search for new knowledge. An important difference between interactive exercises and tasks from the usual ones is that by doing them, students not only and not so much reinforce the already studied material, but learn new ones. The use of this form develops imagination, fantasy, promotes attention.

Текст научной работы на тему «Творческое мышление на уроках производственного обучения»

■

Педагогикалык гылым жэне практика

УДК 377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ацдатпа

Бул мацалада студенттер ездершщ шыгар-машылы^ элеуетiн дамытуга кемектесу ушш ар-налган ойын эдiстемесiн ашып керсетуге тиiс. Ойын тэсiлдерiн пайдалану жаца бiлiм iздеу Yшiн, уйрену оц мотивациясы жасауы керек. Сонша, оларды iстеп деп эдеттегi интерактивт жаттыгу-лар мен тапсырмалар арасындагы мацызды айы-рмашылыц, студенттер гана емес, сондай-ац бо-лып табылмайтын к^рдщ eзiнде жаца зерттеу ретшде, материалды Yйрендi ныгайтады. Пайда-ланыцыз Осы нысаны циял, циял дамытады, ол кeцiл белсендiру Yшiн кемектеседь

Аннотация

В этой статье раскрывается методика проведения игры, которая призвана помочь обучающимся развить свой творческий потенциал. Применение игровой методики должно сформировать положительную мотивацию к обучению, к поиску нового знания. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

p. Annotation

ас This paper reveals the methodology of the game,

g which is designed to help students develop their

< creative potential. The application of the gaming

CL

g technique should form a positive motivation for

§ learning, for the search for new knowledge. An

о important difference between interactive exercises

g and tasks from the usual ones is that by doing them,

ш students not only and not so much reinforce the

s already studied material, but learn new ones. The use

s of this form develops imagination, fantasy, promotes

ш attention.

E-

Адамбаев Б.К.,

мастер производственного обучения, Житикаринский политехнический колледж, г. Житикара

Негiзгi свздер: шыгар-машылыц ойлау, ойын, оцы-ту эдiстерi.

Ключевые слова: творческое мышление, игра, методы обучения.

Keywords: creative thinking, game, teaching and learning methods.

Педагогическая наука и практика

Ш

Одна из основных задач современного обучения - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Методика развития творческого мышления должна опираться на следующие принципы:

• деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

• индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого обучающегося позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;

• последовательности - предлагать упражнения надо, начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

• поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;

• цикличности - включать развивающие упражнения необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;

• психологической комфортности -обучающийся не должен чувствовать свои неудачи;

• сотрудничества педагога с психологической службой и родителями.

Для развития творческого мышления необходимо выполнение следующих условий:

• избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта обучающегося;

• не допускать переутомления и учебных перегрузок;

• использовать стимуляцию познавательных интересов;

• стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

• специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Методы обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в ко- ° торой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в

ш

роли пассивных слушателей, подчинен- е-ных директивам учителя. Связь учи- ^ теля с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных ра-

Педагогикалык гылым жэне практика

бот, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодей-§ ствовать, находиться в режиме беседы, < диалога с кем-либо. Другими словами,

CQ

о в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более ° широкое взаимодействие учеников не

£ только с учителем, но и друг с другом и

о

§ на доминирование активности учащих-

^ ся в процессе обучения. Место учителя

ш

е- в интерактивных уроках сводится к на-

cq правлению деятельности учащихся на к

g достижение целей урока. Учитель так™ же разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и зада-

ния, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Для развития творческих способностей я использую традиционные практические, наглядные и словесные методы.

Упражнения на развитие

• мышления: Назови общим словом. Найди лишний предмет. Подбери противоположные понятия. Поставь в нужной последовательности. Установление причинно-следственных связей. Найди закономерность.

• внимания: Найди спрятанные слова. Раздели на группы. «Да» и «нет» не говорите. Угадай предмет с помощью наводящих вопросов. Что изменилось. Найди отличие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами:

1.Каждая игра представляет собой набор задач.

2.Задачи даются ребенку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

З.Задачи расположены в порядке возрастания сложности.

4.Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5.Постепенное возрастание трудности задач способствует развитию творческих способностей.

Педагогическая наука и практика

б.Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

• творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования (обозначение, схемы, цепи и т.д.).

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр презентаций. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

Применяю такие методические приёмы реализации развития творческого мышления, как постановка творческих задач; решение развивающих задач; решение проблем творческого характера; выполнение комплексных заданий; использование наглядных пособий; обращение к жизненному опыту учащихся; постановка вопросов и поиск ответов на уроках.

На основании теоретического анализа и результатов мониторинга я пришёл к выводу, что применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности, что положительно влияет на учебный процесс. И если мы хотим видеть своих детей развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять их ход развития. Главное, что все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения.

В большей степени стимулирую креативное мышление детей, имея в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Мне

необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. Такие установки будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

Таким образом, творческое мышление определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях, при решении практических и теоретических задач, т.е., эти знания используются в форме умения и на их основе решаются новые, оригинальные задачи.

Результативность

Опыт работы над проблемой развития креативного мышления учащихся на уроках проявляется в решении творческих задач; оптимальным условием для этого выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе. Это можно оценить по бе- § глости мысли, гибкости ума, ориги- <

нальности, любознательности моих °

<

учеников, умению отстаивать свою ^ точку зрения. Все это в немалой степе- °

ни сказывается на достаточно высоком £

о

(100%) стабильном уровне качества § обучения. Исследования показывают, х

ш

что прогнозы повышения творческих способностей и успешности обучения ^ оправдываются. Поэтому работу в дан- £ ном направлении необходимо продол- ™ жать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.