Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ'

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЯ / creative thinking / creativity / psychology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саиева Л.М., Шарбузова Х.З., Шуруха Т.А.

Творчество один из основных способностей человека, а творческое мышление занимает особое место среди психологических терминов: с одной стороны, оно неразрывно связано с понятием собственно творчества, его рассматривают там, где речь идет о способностях и одаренности, где обсуждается проблема индивидуализации обучения, а с другой стороны, творческое мышление остается мало изученным, неточно определенным и недостаточно дифференцированным от других психологических понятий. Даже общепсихологические способности творческого мышления сами по себе являются проблемой в силу нескольких причин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саиева Л.М., Шарбузова Х.З., Шуруха Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE THINKING

Creativity is one of the main abilities, and creative thinking occupies a special place among psychological terms: on the one hand, it is closely associated with the concept of creativity itself, his consider where we are talking about abilities and talent, which discusses the problem of individualization of training, and on the other hand, creative thinking remains poorly understood, inaccurately defined and differentiated enough from other psychological concepts. Even General psychological abilities of creative thinking are themselves a problem because of several reasons.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

УДК 159.9

Саиева Л.М. студент 3 курс Филиал ДГУ в городе Кизляр Научные руководства Шарбузова Х.З к,п,н, доц.

Шуруха Т. А.

Старший преподаватель

UDK 159.9

Saieva L.M. student 3rd year the DSU branch in the city of Kizlyar Research guidance Sharbasova H. A. PhD

associate Professor Shurukha T. A. senior lecturer

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ CREATIVE THINKING

Творчество один из основных способностей человека, а творческое мышление занимает особое место среди психологических терминов: с одной стороны, оно неразрывно связано с понятием собственно творчества, его рассматривают там, где речь идет о способностях и одаренности, где обсуждается проблема индивидуализации обучения, а с другой стороны, творческое мышление остается мало изученным, неточно определенным и недостаточно дифференцированным от других психологических понятий. Даже общепсихологические способности творческого мышления сами по себе являются проблемой в силу нескольких причин.

Creativity is one of the main abilities, and creative thinking occupies a special place among psychological terms: on the one hand, it is closely associated with the concept of creativity itself, his consider where we are talking about abilities and talent, which discusses the problem of individualization of training, and on the other hand, creative thinking remains poorly understood, inaccurately defined and differentiated enough from other psychological concepts. Even General psychological abilities of creative thinking are themselves a problem because of several reasons.

Ключевые слова, творческое мышление, творчество, психология

Keywords creative thinking, creativity, psychology

Во-первых, творческое мышление включено в глобальное понятие творчества, и часто даже в высоких профессиональных исследованиях авторы склонны либо отождествлять творчество и творческое мышление.

Во-вторых, большинство наработок по проблеме существует вне единой системы, и если понятие творческого мышления и его критерии определены,

то сама структурированность знания о творческом мышлении отсутствует.

В современной западной и отечественной психологии разработки о творческом мышлении существуют в форме комплекса концепций и теорий, в виде теоретических и экспериментальных работ по отдельным аспектам: творческое мышление как предпосылка научной деятельности и деятельности в искусстве.

Творческое мышление как особый вид одаренности, творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность. В результате этого отсутствие более или менее единой концепции знания о творческом мышлении и значительная неясность в терминах создают существенные трудности при использовании этого понятия.

При всех имеющихся теоретических и терминологических сложностях, связанных с творческим мышлением, наиболее запутанным является вопрос и соотношении творческого мышления и мышления в целом. Наиболее распространено понимание творческого мышления как вида мышления, в то время как углубленный анализ различных психологических теорий мышления доказывает совершенно иную природу соотношения указанных понятий.

Если мышление обладает свойствами пространственно-временной свободы и безлимитности, является интермодальным и в своей интенсивности зависит от внутренней активации субъекта, то творческое мышление должно обладать этими же характеристиками в максимальной степени. Творческое мышление характеризуется максимальной свободой в преодолении пространства и времени и в оперировании ими при решении конкретных задач, оно является максимально синтетичным, максимально обобщенным по отношению к конкретным образам и сенсорным переживаниям и основано на максимальной субъективной активации, без которой оно вообще не может развертываться.

Если мышление - это интегратор интеллекта, то творческое мышление, будучи основанным на единстве импульсивных и ассоциативных процессов, являясь обобщенной и высшей формой мышления, является инструментом этой интеграции, средством систематизации и взаимное включения психических функций друг в друга. Это подчеркивает адаптивную природу творческого мышления - оно является необходимым условием полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека.

Итак, признаваемые учеными свойства творческого мышления по большей части совпадают со свойствами мышления в его высших проявлениях, и тем не менее традиционная психология продолжает считать творческое мышление видом мышления.

мышления: его высокой напряженности и зависимости от цели, его активной и операциональной природе, единстве в его структуре чувственных и сознательных компонентов, его антиципирующей направленности.

гуманистических принципов в нашем подходе.

В связи с этим можно говорить и о том, что понимание творческого мышления как высшей формы мышления существенно меняет методологию конкретно-практической работы с ним. Так, экспериментальные исследования творческого мышления, опирающиеся на его толкование как высшей формы мышления, будут интерпретировать любой показатель творческого мышления как потенциальный, могущий в соответствующих условиях перейти в более высокий. Иными словами, такое понимание творческого мышления может лечь в основу психолого-педагогического оптимизма при практической работе с ним.

УДК 608.2

Свиридова И.В. магистр 1 год обучения кафедра прикладной информатики и информационных технологий

Белгородский государственный университет

Гурьянова О.И. магистр 2 год обучения кафедра прикладной информатики и информационных технологий

Белгородский государственный университет

Фортова А.В. магистр 1 год обучения кафедра прикладной информатики и информационных технологий

Белгородский государственный университет Научный руководитель: Скрипина И.И.

старший преподаватель ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. В статье описана разрабатываемая подсистема поддержки принятия решений в логистической цепи. На основе методологий и принципов была реализована интеллектуальная система. Ее использование позволит ускорить процессы деятельности дистрибьюторской фирмы, повысить уровень достоверности информации и качество работы логиста.

Ключевые слова: система поддержки принятия решений, логистическая цепь, транспортная задача.

Sviridova I. V. magistr 1 st year of study Department of Applied Informatics and Information Technologies

Belgorod State University Guryanova O. I. magistr 2 st year of study Department of Applied Informatics and Information Technologies

Belgorod State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.