Научная статья на тему 'Понимание и интерпретация феномена творчества в современной Франции'

Понимание и интерпретация феномена творчества в современной Франции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СОЗИДАЮЩАЯ" СПОСОБНОСТЬ / БЛОКАТОРЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ / "CREATING" ABILITY / BLOCKERS OF CREATIVE ABILITIES / MECHANISMS OF CREATIVE ABILITIES / ART THERAPY / INTERRELATION OF CREATIVE POTENTIAL AND PERSONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Иванова Юлия Олеговна

В статье рассмотрена проблема феномена творчества и творческих способностей с точки зрения современных французских ученых. Показано влияние индивидуальных особенностей личности и свойств характера на развитие творческих способностей во французской интерпретации. На основе наиболее дословного перевода понятия творческие способности выделен уникальный термин: «созидающая» способность. Определены понятия механизмы и блокаторы творческих способностей; дана их интерпретация с точек зрения французских ученых. Показано современное восприятие французами вида терапевтического воздействия арт-терапии и его влияния на личность. Приведены результаты исследования аспектов творчества, психологического благополучия и рефлексии на саморазвитие личности. Установлено влияние творческих способностей (сложности и оригинальности мышления, очень высокого уровня способностей творческой личности) на показатели психологического благополучия и саморазвития личности в профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING AND INTERPRETATION OF A PHENOMENON OF CREATIVITY IN MODERN FRANCE

The article deals with the problem of a phenomenon of art and creativity from the point of view of modern French scientists. The influence of individual features of personality and character properties on the development of creative abilities is described in the French interpretation. A unique term is allocated on the basis of the most literal translation of the concept of creativity "creating" ability. The concepts of mechanisms and "blockers" of creative abilities are defined, as well as their interpretation is given from different viewpoints of French scientists. The current perception of therapeutic intervention art therapy by French people is shown, as well as its effect on a person. The results of investigating the aspects of creativity, psychological well-being and reflection on the self-development of personality are given. The effect of creativity (originality and complexity of thinking, a very high level of creative abilities of the individual) on indicators of psychological well-being and self-development in a professional educational activity is established.

Текст научной работы на тему «Понимание и интерпретация феномена творчества в современной Франции»

УДК 316.37

М.М. Кашапов, Ю.О. Иванова

ПОНИМАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ

В статье рассмотрена проблема феномена творчества и творческих способностей с точки зрения современных французских ученых. Показано влияние индивидуальных особенностей личности и свойств характера на развитие творческих способностей во французской интерпретации. На основе наиболее дословного перевода понятия творческие способности выделен уникальный термин: «созидающая» способность. Определены понятия механизмы и блокаторы творческих способностей; дана их интерпретация с точек зрения французских ученых. Показано современное восприятие французами вида терапевтического воздействия - арт-терапии и его влияния на личность. Приведены результаты исследования аспектов творчества, психологического благополучия и рефлексии на саморазвитие личности. Установлено влияние творческих способностей (сложности и оригинальности мышления, очень высокого уровня способностей творческой личности) на показатели психологического благополучия и саморазвития личности в профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: «созидающая» способность; блокаторы творческих способностей; механизмы творческих способностей; арт-терапия; взаимосвязь творческого потенциала и личностных особенностей.

Феномен творчества, творческие способности личности приобретают всё большую значимость в современной психолого-педагогической теории и практике. Конечно, данная проблема далеко не новый предмет исследования. Однако современная жизнь в информационном обществе динамичного, меняющегося мира становится всё разнообразнее и сложнее, сопровождаясь быстрым старением и обновлением знания. Вместе с тем современное общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ, требуя от личности не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем и задач.

Большое внимание проблеме творчества уделяется в научном сообществе американских исследователей (Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А. Медник и др.). В отечественной психологии и педагогике феномен творчества и творческих способностей рассматривается в трудах В.Н. Дружинина, А.М. Ма-тюшкина, Б.М. Теплова, Ю.З. Гильбуха, Я.А. Пономарёва и др.

Актуальность данной проблематики возрастает и в других стран мира. Так, во французском обществе широко пропагандируется идея формирования и развития творческих способностей у детей, «творческой активности» в профессиональной деятельности. Эта проблема разносторонне рассматривается такими учеными, как М. Рорбах, Ж. Лепутр и др.

Целью нашей работы при рассмотрении проблемы феномена творчества стало изучение и исследование взаимосвязи творческого потенциала и личностных особенностей, в соответствии с чем мы выделили ряд задач, определяющих специфику нашего исследования:

1. Рассмотреть проблему феномена творчества и творческих способностей с точки зрения современных французских ученых на основе французских первоисточников.

2. Проанализировать современное восприятие французами вида терапевтического воздействия - арт-терапии.

3. Доказать влияние индивидуальных особенностей личности и свойств характера на развитие творческих способностей на основе теоретических сведений из французской литературы.

4. Установить влияние творческих способностей на показатели психологического благополучия и саморазвития личности в профессиональной деятельности.

Вопросы «творчества», «творческих способностей», «творческой личности» во французской литературе считаются весьма важными. Они касаются личности не только ребенка, но и людей разного возраста, способности к творческому восприятию и проявлению, то есть к состоянию, необходимому каждому человеку.

Интересным представляется дословный перевод термина «творческая способность» с французского "une créativité": «созидающая способность».

По мнению французского ученого H. Reeves (1990), «созидающая» способность - это часть нашей жизни. Как только у нас возникает проблема, мы имеем возможность проверить и доказать свою

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

созидающую способность. Подобно терапевтическому средству или тренингу личностного роста, созидающая способность может быть эффективным средством, чтобы исследовать новые грани себя или встречать лицом к лицу критический период своей жизни» [2].

Психолог и психотерапевт E. Pigani (2002) сравнивает творческие способности с «якорем, находящимся в глубинах нашей психики, чудесной операцией разума; Это явление настолько неповторимое и глубокое, что психология не осмеливалась его подробно рассматривать до пятидесятых годов нашего столетия». По его мнению, творческие способности занимают важное место в области личностного развития, потому что они позволяют произвести на свет наши наиболее глубокие ресурсы [3].

P. Senk (2000) считает, что творческая способность присуща не только артистам, художникам и др., она касается каждого из нас в наших ежедневных занятиях. Это - вишня на пирожном, восьмой цвет радуги, дополнение души, которое всё преобразует [6].

Особенно четко она проявляется при формировании некоторых черт характера. Такие люди всегда удивляют, окрашивают своей личностью самые обыденные моменты жизни. В их руках простой пикник становится незабываемым праздником; суровый документ - увлекательным триллером. Одним словом, они творческие. Каждый может сделать из своей жизни художественное произведение, через свою профессию, свои досуги, свои отношения, оформление своего дома. Эта способность требует от личности, не понимания, а любопытства и увлеченности, самоуважения и гибкости. Созидающая способность - это открытость неизвестному, никогда не увиденному, никогда не обдуманному [6].

При этом, P. Senk (2000) подчеркивает, что творческий порыв рождается от неудовлетворенности личности окружающей действительностью, или - частными случаями этой действительности. Наиболее творческие часто те, кто в большей степени испытал нехватку чего-либо, неудовлетворенность, главным образом, в детстве».

Такие личности, утверждает C. Romain, имеют право обсуждать, изменять естественный порядок вещей, не удовлетворяясь обыденным. И тем самым они поднимают нужные вопросы ежеднев-ности. Каждый раз, когда мы смотрим со стороны на нашу жизнь, каждый раз, когда мы боремся с рутиной, мы уже запускаем, не зная этого, созидательный процесс [6].

Вместе с тем, вышеуказанные ученые останавливают свое внимание на том, что может заблокировать творческую способность, называя это "les ennemis de la créativité" (дословно - «враги созидающей способности»).

Так, P. Senk выделяет три главных «блокатора» творческих способностей.

Первый - это конформизм ("le conformisme"). По ее мнению, «скрупулезное уважение к решениям другого, к всеобщим моделям заставляет нас отрицать обманы себя, свою неудовлетворенность, отодвигать в сторону наши потребности». Второй - это «повиновение родительским взглядам или запретам» ("l'obéissance aux croyances parentales"). И третий - негативизм ("la négativité"). Автор подчеркивает, что этот блокатор присущ в большей степени подросткам: они критикуют всё, но сомневаются в этом при выгодных для них предложениях [6].

Исследователь C. Romain подчеркивает значимость такого блокатора творческой способности, как «страх своего отличия, страх непринятия окружающими» ("la peur d'être rejeté, de ne pas être aimé"). Второй блокатор, по С. Romain, - это "la reverie sterile", что переводится как «бесплодная мечтательность». Некоторые люди, укрывшись своими вымыслами, так и не доходят до стадии их реализации. Избыток размышления вредит действию. И, наконец, третий блокатор - это "les mythes familiaux" («семейные мифы»). Автор приводит пример того, как предок семьи, талантливый и известный, в конце жизни остается нищим стариком. Подобный «семейный миф» на бессознательном уровне может преследовать его потомков, и они, сами этого не осознавая, отталкивают все возможные созидательные импульсы [6].

Иной точки зрения придерживается французский психотерапевт F. Emmanuel (2000). Он приводит следующие блокаторы созидающей способности:

1. Стресс и усталость. Они представляют собой латентную трудность, на момент принятия информации.

2. Перфекционизм. Он заставляет верить, что только неистовое действие принесет полезные плоды. Нет худшего врага для созидающей способности, который мешает действовать, ссылаясь на ошибки.

3. Разум, направленный на процесс обучения. По мнению F. Emmanuel, для проявления творческой способности необходима направленность на открытие, творческое стремление, а не на сам процесс обучения [4].

Помимо блокаторов/врагов творческих способностей многие авторы выделяют механизмы, которые способствуют их формированию и развитию. Так, C. Romain считает, что творческая личность способна впитывать всё вокруг себя, как губка, использовать окружающую ее среду на 100 %. Творческая личность не боится рисковать, играя с трудностями, и не боится изучать то, что запретили, ведь ее сырье - любопытство. Получая больше информации, человек имеет больше шансов создавать новое [6].

При этом внутренняя информация (мечты, вымыслы, мысли интуиции и др.) так же значительна, как получаемая извне. Таким образом, P. Senk выделяет два ключевых механизма созидающей способности: "l'absorption" (поглощение) - то есть позволять себе приход всех возможных ощущений; и "l'association" (ассоциирование) - собирание информации об объектах, фактах, не имеющих доказательств [6].

Психотерапевт P. Blanc-Sahnoun (2003) считает, что творческий деятель осуществляет свои мечты, сопоставляя их с реальностью, и доказывает свою отвагу, так как подвергается риску и критике. Творческий деятель всегда осмеливается говорить о глупостях, которые ему приходят в голову. Следующим механизмом творчества, особенностью творческой личности, по P. Blanc-Sahnoun, является уверенность в себе, сопровождаемая умением выбирать, отказываться, отклонять излишнее. И последний механизм - это альтруизм, забота о других, великодушие. Личность с явно выраженной такой способностью часто имеет амбицию изменять мир [5].

Известный французский психотерапевт и психиатр J. Cottraux считает, что творческий темперамент представляет собой определенные психологические характеристики, которые каждый человек может выучить и развить [9]. Такие характеристики - это своего рода механизмы творческих способностей. К ним J. Cottraux относит следующие, называя их "les 10 traits psychologiques des créatifs" (дословно - «10 психологических черт творческих личностей»):

1) "La persistence" (настойчивость) - выраженная мотивация. Представляет собой обязательство как неотъемлемую часть личности. По мнению автора, «настойчивость» - наиболее решающий фактор созидающей способности;

2) "L'ouverture à l'expérience" (открытость опыту). Эту черту можно пояснить как любопытство, открытость новым переживаниям, гибкость мысли, отчасти - маргинальные личные взгляды. «Открытость опыту» благоприятствует нововведениям, отличным от других, неповторимым предложениям во всех областях. Все талантливые личности обладают этой психологической чертой;

3) "La confiance en soi" (уверенность в себе). Крепкое самоуважение связано с высокой эмоциональной стабильностью и экстравертированным поведением личности, благоприятствующими социальному взаимодействию и стимулирующими творческий потенциал. Когда самоуважение на высоком уровне, провал и неудача не пугают и не останавливают созидающую способность личности;

4) "La pensée divergente" (дивергентное мышление). Включает три составляющие: отличие (необычная идея), текучесть (многочисленные идеи) и гибкость (новые идеи в различном ракурсе). На самый простой вопрос дивергентное мышление никогда не отвечает банально;

5) "La pensée janusienne" (мышление janusienne). J. Cottraux поясняет, что название произошло от имени бога Janus (Янус), имевшего два лица, смотрящие в противоположные направления. Следовательно, эта способность заключается в умении формулировать радикальные оппозиции;

6) "La pensée androgyne" (андрогинное мышление). Оно позволяет творческому индивиду быть освобожденным от социальных стереотипов принадлежности к мужскому или женскому полу. В качестве примера автор приводит социальный стереотип, касающийся профессии;

7) "La rapidité dans le traitem ent des informations" (скорость обработки информации). Данное свойство личности характеризуется импульсивностью в ответах, быстротой в формулировании новых идей, интересом к сложностям. Творческий разум «жонглирует» и играет без «автоцензуры»;

8) "La capacité à imaginer des mondes alternatives" (способность представлять альтернативные миры). Благодаря этой способности творческая личность представляет другие перспективы, другую логику построения мира;

9) "La resolution rapide de problems" (быстрое решение проблем). В дословном переводе у J. Cottraux это звучит, как молния, решение, падающее с неба. Описывая данную способность он имеет в виду явление инсайта;

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

10) "La pensée analogique" (мышление по аналогиям). Мышление по аналогиям функционирует по принципу свободной ассоциации идей и ассоциации изображений. На бессознательном уровне оно функционирует на основе снов, мечтаний и сильных переживаний [9].

В интерпретациях французскими учеными творческой активности личности часто отводится роль терапевтической помощи. При этом, особый интерес для французского современного общества представляет феномен арт-терапии.

В популярном психологическом журнале Франции "Psychologies" (2015) арт-терапия представлена как «возможность осознавать внутренние противоречия личности, дедраматизировать ее внутренние конфликты. Арт-терапия способствует выражению страданий души, которые невозможно выразить словами. Именно так зачастую и создаются художественные произведения» [7]. Данный вид психотерапии сформулирован в журнале как объединение различных методов, таких, как скульптура, театр, живопись и др., которые позволяют «переболеть» изгнанные, скрытые волнения, негативные воспоминания. При этом у арт-терапевта существует функция выслушивания и сопровождения, как и у классического терапевта. Но арт-терапевт помогает человеку не только превосходить свои личностные трудности и конфликты, но и стимулировать свои созидательные способности [7].

Исследователь когнитивных способностей H. Reeves (1990) понимает под арт-терапией использование визуального языка вместо устного, как способа выражения внутренних переживаний. Также этот вид психотерапии позволяет установить связь с бессознательным и освободиться от переживаний, выйти из рациональности, оставить свои привычные ориентиры, свой обычный ход мысли и рассмотреть жизнь по-новому. Автор подчеркивает положительное воздействие арт-терапии на здоровье людей с точки зрения психологии и физиологии [2].

По мнению E.Pigani (2002), арт-терапия и все области искусства позволяют проявиться нашим внутренним ресурсам и учат их использовать [3].

Перечисленные выше различные точки зрения, самобытные и неординарные интерпретации французских ученых относительно феномена творчества в целом, творческих способностей и творческого потенциала личности, могут стать одним из мотивов при формированию новых гипотез для дальнейших исследований феномена творчества.

Актуальность и обоснованность приведенных теоретических сведений мы решили проверить на предмет возможности их существования на российской выборке.

Описание исследования и обсуждение результатов

В нашем исследовании приняли участие 62 человека в возрасте от 21 до 71 года. 77,4 % выборки составили респонденты с высшим образованием, остальная часть (22,6 %) - со средним образованием.

Несмотря на то, что все испытуемые имеют общую направленность профессионализации и работают в образовательной сфере, репрезентативность выборки была обеспечена различием в стаже работы (от 1 до 51 года) и разнообразием занимаемых должностей респондентов (педагог-психолог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, воспитатель, методист, доцент, руководитель образовательного учреждения, заместитель директора).

В нашем исследовании была поставлена задача установить связи между феноменом творчества и субъективным психологическим благополучием, а также уровнями саморазвития и профессионально-педагогической деятельности.

Для ее решения мы использовали ряд методик: Краткий тест П. Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина, 1994); Методика изучения личностных креативных способностей Е.Е. Туник (1997); Опросник способностей творческой личности (О.А. Шляпникова, М.М. Кашапов); Тест «Рефлексия на саморазвитие»» (Л. Н. Бережнова, 2002); Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Н.Н. Лепешинский, 2007).

При рассмотрении взаимосвязи с помощью коэффициента корреляции Спирмена между творческими способностями, творческим мышлением и психологическим благополучием нами были получены следующие результаты. Установлено, что существует связь между:

- положительными отношениями с другими и склонностью к риску (R=0,333, р=0,008); и показателем сложности мышления (R=0,3, р=0,02); и воображением (R=0,341, р=0,006);

- личностным ростом и показателем оригинальности мышления (R=0,384, р=0,002); и показателем уникальности мышления (R=0,328, р=0,009); склонностью к риску личности (R=0,33, р=0,009); и сложностью мышления^=0,318, р =0,011);

- наличием цели в жизни и воображением (R=0,28, р=0,027); и показателем оригинальности мышления (R=0,312, р=0,01);

- самопринятием личности и оригинальностью мышления (R=0,337, р=0,007); очень высоким уровнем способностей творческой личности (R=0,283, р=0,02);

- автономией личности и сложностью мышления (R=0,306, р=0,01);

- умением управлять своим окружением и очень высоким уровнем способностей творческой личности (R=0,34, р=0,001).

При этом множественный регрессионный анализ показал, что помимо связи существует также и влияние различных аспектов творчества на психологическое благополучие, таких, как:

- влияние воображения на положительные отношения с другими (B=0,368, р=0,01);

- влияние сложности мышления на самопринятие личности (B=0,458, р=0,018) и на личностную автономию (B=0,408, р=0,03);

- влияние оригинальности мышления на самопринятие личности (B=0,362, р=0,03).

Дополнительно, помимо психологического благополучия, в нашем исследовании изучалась

связь между аспектами творчества и саморазвитием личности. Были найдены следующие корреляции (коэффициента Спирмена):

- между самооценкой своих качеств, способствующих саморазвитию и оригинальностью мышления (R=0,3, р=0,018); и уникальностью мышления (R=0,255, р=0,045); и сложностью мышления (R=0,404, р=0,001); и очень высоким уровнем способностей творческой личности (R=0,587, р=0,000001);

- между стремлением к саморазвитию и уникальностью мышления (R=0,28, р=0,027); и склонностью к риску (R=0,317, р=0,012); и сложностью мышления (R=0,472, р=0,0001); и очень высоким уровнем способностей творческой личности (R=0,444, р=0,0003).

Для проверки существования влияния феномена творчества на саморазвитие личности был использован множественный регрессионный анализ. В результате было выявлено, что:

- существует влияние сложности мышления на самооценку личности своих качеств, способствующих саморазвитию (В=0,682, р=0,0001) и на стремление к саморазвитию (В=0,484, р=0,005);

- влияние очень высокого уровня способностей творческой личности на стремление к саморазвитию (В=2,476, р=0,003).

Выводы

В результате изучения нами проблемы феномена творчества и творческих способностей с точки зрения современных французских ученых был проведен обзор французских первоисточников с выделением специфической терминологии. При решении данной задачи нами сделана попытка максимально дословного перевода, с целью передачи уникальности/особенности французского восприятия рассматриваемого феномена.

При этом мы обнаружили некоторые особенности современного восприятия французами феномена творчества и творческих способностей, а именно:

- раскрытие и проявление творчества, творческих способностей является значимой составляющей жизни современного человека, будь он ребенок или взрослый, начинающий специалист или профессионал. И в таком случае проявление творческого потенциала личности возможно через техники арт-терапии, которая, как показал теоретический анализ литературы, весьма популярна во французской действительности, где она представлена как эффективное и благотворное терапевтическое воздействие;

- творческие способности и творческий потенциал на протяжении всей жизни личности могут как активно раскрываться и развиваться, так и угасать, блокироваться. В данном случае речь идет о механизмах, способствующих раскрытию и развитию творческих способностей, и их «блокаторах». Нами установлено, что и механизмами и «блокаторами» творческих способностей, в свою очередь, являются индивидуальные особенности личности и свойства ее характера. Например, такие, как (по P. Senk) конформизм ("le conformisme"), «повиновение родительским взглядам или запретам» ("l'obéissance aux croyances parentales"), негативизм ("la négativité") - это «блокаторы» творческих способностей. И следующие механизмы (по J. Cottraux): "la persistence" (настойчивость), "l'ouverture à l'expérience" (открытость опыту), "la confiance en soi" (уверенность в себе), "la pensée divergente" (дивергентное мышление), "la pensée janusienne" («янусово» мышление - умение формули-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ровать радикальные оппозиции), "la pensée androgyne" (андрогинное мышление), "la rapidité dans le traitement des informations" (скорость обработки информации), "la capacité à imaginer des mondes alternatives" (способность представлять альтернативные миры), "la resolution rapide de problems" (быстрое решение проблем), "la pensée analogique" (мышление по аналогиям).

В результате нашего эмпирического исследования было установлено влияние творческих способностей на показатели психологического благополучия и саморазвития личности в профессиональной деятельности.

Например, такой аспект творческих способностей, как воображение, влияет на построение положительных отношений в межличностной сфере, что немаловажно для психологического благополучия любого человека. В свою очередь, сложность мышления, как показатель проявления творчества в деятельности, влияет на личностную автономию, которая так необходима в современных условиях жизни. А на такой показатель психологического благополучия, как самопринятие личности в профессиональной сфере, оказывают влияние оригинальность и сложность мышления. В данном влиянии нам удалось найти связь и с показателем саморазвития личности, ведь в основе самопринятия лежат и самооценка, и успешность личности в профессиональной деятельности. То есть нами обнаружено влияние сложности мышления на самооценку личности своих качеств, способствующих саморазвитию.

При этом на стремление к саморазвитию личности в профессиональной сфере оказывают влияние также сложность мышления и очень высокий уровень способностей творческой личности, что подтверждает значимость творчества и творческих способностей для профессионального становления личности.

Таким образом, объединяя все сформулированные нами интерпретации феномена творчества и творческих способностей, а также результаты нашего исследования, можно сказать, что «созидаю-щая»/творческая способность присуща каждому человеку. Она позволяет не только найти решения ежедневных проблем, но и приспособиться к любому новому обстоятельству жизни. При этом проведенное нами исследование ни в коем случае не претендует на бесспорность и законченность, и дальнейшая работа в данном направлении позволит установить более четкие закономерности.

В заключение приведем высказывание P. Senk о том, что созидающая способность - больше, чем Божий дар; талант - это внутренний потенциал, доступный всем людям. Однако, чтобы творить, создавать необходимо бороться с рутиной, рисковать, быть открытым неизвестному, новому. Создание нового - это акт открытия себя, новое знание о себе, удивление себя. Созидающая способность не имеет ничего общего с коэффициентом умственного развития, но зависит от множества факторов, среди которых - личная история, социальные взаимоотношения, желание мыслить иначе, способность видеть неповторимые вещи. Создание нового - это не умение видеть новую идею, а умение отказаться от старых [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гак В.Г., Ганшина К.А. Французско-русский словарь. М: Русский язык. 199S.

2. Добронравова О.В. Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. S1-S7.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Ильин Е.П. СПБ: Питер, 2009. 434 с.

4. Erik Pigani. Quelquesvoies pour se ressourcer / consulté le mars 2002. URL: http://www.psychologies.com/Moi/Se-connaitre/Personnalite/Articles-et-Dossiers/Trouver-la-force-en-soi/Quelques-voies-pour-se-ressourcer (дата обращения: 24.0S.2015)

5. François Emmanuel. La Question humaine, récit, Éditions Stock. Paris: Rééd. Le Livre de poche. № 15361 / 2000. URL: http://www.arllfb.be/composition/membres/emmanuel.html (дата обращения: 2S.0S.2015)

6. Hubert Reeves. Malicorne: Réflexions d'un observateur de la nature. Editeur: Seuil. 1990. Р. 163-1S9.

7. Jean Cottraux. À Chacun sa créativité. Einstein, Mozart, Picasso... et nous. France: Odile Jacob. 2010. 304 р.

S. Pascale Senk. Etrecréatif, c'estajouter de la vie à la vie / mars 2000. URL: http://www.psychologies.com (дата обращения: 24.0S.2015).

9. Pierre Blanc-Sahnoun. Mobiliser toutes les facettes de sa personnalité. Inter Editions, 2003. 61 р.

10. URL: http://www.psychologies.com/Formations/Index-des-disciplines-de-developpement-personnel/Art-therapie (дата обращения: 22.0S.2015).

Поступила в редакцию 10.12.16

M.M. Kashapov, Yu.O. Ivanova

UNDERSTANDING AND INTERPRETATION OF A PHENOMENON OF CREATIVITY IN MODERN FRANCE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the problem of a phenomenon of art and creativity from the point of view of modern French scientists. The influence of individual features of personality and character properties on the development of creative abilities is described in the French interpretation. A unique term is allocated on the basis of the most literal translation of the concept of creativity - "creating" ability. The concepts of mechanisms and "blockers" of creative abilities are defined, as well as their interpretation is given from different viewpoints of French scientists. The current perception of therapeutic intervention - art therapy - by French people is shown, as well as its effect on a person. The results of investigating the aspects of creativity, psychological well-being and reflection on the self-development of personality are given. The effect of creativity (originality and complexity of thinking, a very high level of creative abilities of the individual) on indicators of psychological well-being and self-development in a professional educational activity is established.

Keywords: "creating" ability; blockers of creative abilities; mechanisms of creative abilities; art therapy; interrelation of creative potential and personal features.

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор E-mail: smk007@bk.ru

Иванова Юлия Олеговна, аспирант E-mail: juliya3@mail.ru

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 14

Kashapov M.M.,

Doctor of Psychology, Professor

E-mail: smk007@bk.ru

Ivanova Yu.O., postgraduate student E-mail: juliya3@mail.ru

P.G. Demidov Yaroslavl State University Sovetskaya st., 14, Yaroslavl, Russia, 150001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.