Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ CREDO ВЬЕТНАМСКОГО ПИАНИСТА ДАНГ ТХАЙ ШОНА'

ТВОРЧЕСКОЕ CREDO ВЬЕТНАМСКОГО ПИАНИСТА ДАНГ ТХАЙ ШОНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАНГ ТХАЙ ШОН / X МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМ. Ф. ШОПЕНА / МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. П. И. ЧАЙКОВСКОГО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ШКОЛ ЕВРОПЫ И АЗИИ / DANG THAI SON / X INTERNATIONAL F. CHOPIN PIANO COMPETITION / TCHAIKOVSKY MOSCOW STATE CONSERVATORY / INTERACTION OF PERFORMING SCHOOLS IN EUROPE AND ASIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжэн Л.

В статье представлены основные события творческой биографии Данг Тхай Шона - известного вьетнамского пианиста, выпускника Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, победителя X Международного конкурса им. Ф. Шопена (1980), ныне профессора Университета Монреаля (Канада), Консерватории Оберлина (Огайо, США), Центра инноваций Китайской национальной школы музыки (Пекин, КНР), почетного профессора Центральной консерватории музыки (Пекин). Архивные материалы личных дел Данг Тхай Шона-студента и ассистента-стажера с характеристиками его педагогов В. А. Натансона, Д. А. Башкирова, а также интервью с пианистом дают новые сведения о годах его обучения в СССР. Особое внимание в статье уделено музыкально-эстетическим взглядам Данг Тхай Шона, касающимся вопросов взаимодействия современных исполнительских школ Европы и Азии, уровня современного азиатского пианизма и обсуждения его болевых точек перевес техницизма перед художественной стороной исполнения, нивелирование эмоций под влиянием высоких технологий и др. Отдельные рекомендации мастер-классов Данг Тхай Шона в КНР дополняют творческий портрет его музыкально-педагогическими представлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIETNAMESE PIANIST DANG THAI SON'S CREATIVE CREDO

The article presents the main events of the creative biography of Dang Thai Son the famous Vietnamese pianist, a graduate of the Tchaikovsky Moscow State Conservatory, winner of the X International F. Chopin Piano Competition (1980), now a professor at the University of Montreal (Canada), Oberlin Conservatory (Ohio, United States), Beijing Advanced Innovation Center for Chinese National School of Music (Beijing, China), honorary professor at the Central Conservatory of Music (Beijing). The archival materials of the personal files of Dang Thai Son a student and a 2 year postgraduate student with the characteristics of his teachers V. A. Natanson, D. A. Bashkirov, as well as interviews with the pianist give new information about the years of his training in the USSR. Special attention is paid to the musical and aesthetic views of Dang Thai Son concerning the interaction of modern performing schools in Europe and Asia, the level of modern Asian pianism and discussion of its pain points technical advantage at the expense of the artistic side of performance, emotional leveling under the influence of high technologies, etc. The separate recommendations of the Dang Thai Sons master classes in the PRC complement the creative portrait with his musical and pedagogical ideas.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ CREDO ВЬЕТНАМСКОГО ПИАНИСТА ДАНГ ТХАЙ ШОНА»

DOI: 10.26086/NK.2019.52.2.007 УДК78.071.2

© Чжэн Лиша, 2019

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (Москва, Россия), соискатель кафедры истории и теории исполнительского искусства E-mail: zlisa714721120@hotmail.com

ТВОРЧЕСКОЕ CREDO ВЬЕТНАМСКОГО ПИАНИСТА ДАНГ ТХАЙ ШОНА

В статье представлены основные события творческой биографии Данг Тхай Шона — известного вьетнамского пианиста, выпускника Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, победителя X Международного конкурса им. Ф. Шопена (1980), ныне профессора Университета Монреаля (Канада), Консерватории Оберлина (Огайо, США), Центра инноваций Китайской национальной школы музыки (Пекин, КНР), почетного профессора Центральной консерватории музыки (Пекин). Архивные материалы личных дел Данг Тхай Шона-студента и ассистента-стажера с характеристиками его педагогов — В. А. Натансона, Д. А. Башкирова, атакже интервью с пианистом дают новые сведения о годах его обучения в СССР. Особое внимание в статье уделено музыкально-эстетическим взглядам Данг Тхай Шона, касающимся вопросов взаимодействия современных исполнительских школ Европы и Азии, уровня современного азиатского пианизма и обсуждения его «болевых точек» — перевес техницизма перед художественной стороной исполнения, нивелирование эмоций под влиянием высоких технологий и др. Отдельные рекомендации мастер-классов Данг Тхай Шона в КНР дополняют творческий портрет его музыкально-педагогическими представлениями.

Ключевые слова: Данг Тхай Шон, X Международный конкурс им. Ф. Шопена, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, взаимодействие исполнительских школ Европы и Азии

© Zheng Lisha, 2019

Tchaikovsky Moscow State Conservatory (Moscow, Russia), degree seeking student, Department of History and Theory ofPerforming Art E-mail: zlisa714721120@hotmail.com

VIETNAMESE PIANIST DANG THAI SON'S CREATIVE CREDO

The article presents the main events of the creative biography of Dang Thai Son — the famous Vietnamese pianist, a graduate of the Tchaikovsky Moscow State Conservatory, winner of the X International F. Chopin Piano Competition (1980), now a professor at the University of Montreal (Canada), Oberlin Conservatory (Ohio, United States), Beijing Advanced Innovation Center for Chinese National School of Music (Beijing, China), honorary professor at the Central Conservatory of Music (Beijing). The archival materials of the personal files of Dang Thai Son — a student and a 2 year post-graduate student with the characteristics of his teachers — V. A. Natanson, D. A. Bashkirov, as well as interviews with the pianist give new information about the years of his training in the USSR. Special attention is paid to the musical and aesthetic views of Dang Thai Son concerning the interaction of modern performing schools in Europe and Asia, the level of modern Asian pianism and discussion of its "pain points" — technical advantage at the expense of the artistic side of performance, emotional leveling under the influence of high technologies, etc. The separate recommendations of the Dang Thai Son's master classes in the PRC complement the creative portrait with his musical and pedagogical ideas.

Key words: Dang Thai Son, X International F. Chopin Piano Competition, Tchaikovsky Moscow State Conservatory, interaction ofperforming schools in Europe and Asia

Победой на X Международном конкурсе им. Ф. Шопена (Варшава, 1980) известный вьетнамский пианист Данг Тхай Шон создал репутацию одного из лучших в мире исполнителей музыки польского композитора. Записи Данг Тхай Шона концертов, сонат, миниатюр Ф. Шопена фактически составляют современную антологию его творчества. Несмотря на исполнительские достижения, личность Данг Тхай Шона редко упоминается в русскоязычной музыковедческой литературе (за исключением краткого очерка

Л. Григорьева и Я. Платека [1]), это дает основания ближе познакомиться с музыкально-эстетическими и педагогическими взглядами пианиста. Тесные связи Данг Тхай Шона с русской культурой (обучение в Москве) делают возможным изучение материалов его личного дела из архива Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, а интервью, записи лекций и мастер-классов пианиста, подготовленные автором статьи, существенно дополняют картину его творческой деятельности.

Данг Тхай Шон родился 2 июля 1958 года в Ханое. Его мать Тхай Тхи Льеи (р. 1918) — одаренная пианистка — училась игре на фортепиано в семинарии, во французской гимназии в Сайгоне и завершила музыкальное образование в Париже и Праге. После возвращения во Вьетнам в 1951 году она стала одним из основателей вьетнамской фортепианной школы, позднее участвовала в создании Ханойской консерватории и была заведующей кафедрой фортепиано в этом учреждении. Отец пианиста Данг Динь Хунг (1924-1990) был многосторонне одаренной личностью, композитором, художником и поэтом. Он прожил тяжелую жизнь: участвовал в диссидентском движении (1955-1958)1, в связи со своими политическими убеждениями многие годы провел в заключении2.

Кроме Данг Тхай Шона в семье было еще двое детей. Его сестра Чан Тху Ха (р. 1949) также стала известной пианисткой и фортепианным педагогом. Она получила высшее музыкальное образование в СССР — сначала в Киевской государственной консерватории, а потом в аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Итогом обучения стала защита в Московской консерватории кандидатской диссертации на тему «Фортепианная культура Вьетнама». Впоследствии Чан Тху Ха — профессор Ханойской консерватории, а с 1994 по 2008 год занимала пост ректора этого музыкального вуза. Старший брат Данг Тхай Шона и Чан Тху Ха, Чан Тхай Бинь, — известный во Вьетнаме архитектор.

Во время Вьетнамской войны (1958-1975) семья вынуждена была скрываться в горной деревне Суан Фу (см. об этом подробнее: [1]). Пребывание в отдаленной от культурных центров местности длилось в целом восемь лет. В горах, в условиях, в которых трудно было представить себе какие-либо музыкальные занятия, началось обучение будущего пианиста игре на фортепиано. Шон вспоминает: «Привезти пианино из Ханоя в горы — это сложное дело. Четыре реки [на пути]. Мосты во время войны разбомбили. Были такие примитивные повозки, на колесах, которые тащил буйвол. Дождь... Пианино привезли, но в жутком состоянии. Струны разбили, половина клавиатуры не работала...» [4]. Первым педагогом Данг Тхай Шона стала его мать Тхай Тхи Льен. Занятия проводились по плохим копиям нот: «Ноты были в копиях. В первой были ошибки, во второй — еще больше ошибок, в третьей уже не узнаешь, что за музыка... Вообще не было представления о том, что такое музыка. Не было критериев. Электричества не было, поэтому запи-

си не слушали...» [4]. Так, с невероятными трудностями начинался путь исполнителя.

В 1975 году, сразу после окончания Вьетнамской войны, Данг Тхай Шон познакомился с советским пианистом и фортепианным педагогом Исааком Иосифовичем Кацем (1922-2009). Будучи профессором и заведующим кафедрой фортепиано Горьковской консерватории (ныне — Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки), Исаак Иосифович давал мастер-классы во Вьетнаме. По словам Данг Тхай Шона, Кац «нашел его» и «приложил большие усилия» [4] для того, чтобы талантливый юный пианист, сын политического заключенного, смог продолжить учебу в СССР. С окончанием войны политический режим в стране стал менее суровым, и он смог выехать за границу.

Данг Тхай Шон учился в Московской консерватории с 1977 по 1983 год, окончив ее с отличием. Выписка из его зачетной ведомости свидетельствует об исключительной прилежности студента — в ней только отличные оценки [3, л. 5-6]. Даже среди текущих оценок по всем теоретическим дисциплинам, по русскому языку, основам марксистско-ленинской эстетики, диалектическому материализму — только пятерки. О чрезвычайном таланте и прилежности молодого музыканта говорит характеристика, данная ему преподавателем по гармонии И. В. Воронцовой. По ее словам, Данг Тхай Шон не просто освоил курс гармонии, но может прекрасно преподавать эту дисциплину «наряду с другими музыкальными предметами» [3, л. 90]. Успехи Шона удивительны, если учесть, что, приехав в Москву, он вообще не знал русского языка!

В первые годы жизни в Москве молодой вьетнамский пианист испытывал бытовые трудности. Преодолеть их помогало руководство консерватории. Подтверждением тому служат документы личного дела студента, среди которых есть, например, заявления Данг Тхай Шона на имя ректора с просьбой купить «теплую одежду» [3], позднее — просьба предоставить путевку для отдыха в Подмосковье.

Программы выступлений по специальности, концертмейстерскому классу, камерному ансамблю свидетельствуют о высоком уровне мастерства Шона, достигнутом на первых курсах. Уже в те годы значительное место в его учебном репертуаре занимали произведения Ф. Шопена: на первом курсе была исполнена Четвертая баллада ор. 52 и Этюд № 1 ор. 10; позднее — Баркарола ор. 60, Концерт № 1 e-moll op. 11, скерцо № 2 и № 3 op. 31 и 39, разные этюды из ор. 10 и ор. 25, Andante spianato et grande polonaise brillante op. 22

и другие сочинения польского композитора. Кроме них в программах его консерваторских выступлений звучала музыка И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, С. В. Рахманинова.

Программа выпускного экзамена Данг Тхай Шона в 1983 году включала в себя Прелюдию и фугу A-dur Шостаковича ор. 87, Сонату № 4 Es-dur op. 7 Бетховена, Первую тетрадь «Образов» Дебюсси, Вариации на тему Паганини ор. 35 Брамса и Концерт № 1 e-moll op. 11 Шопена. Заслуженная им наивысшая оценка — «отлично +», — свидетельствовала о стилистическом универсализме пианиста, умении погружаться в образно-художественный мир произведений и блестящем владении пианистической техникой. Программа государственного экзамена по камерному ансамблю включала Трио для кларнета, виолончели и фортепиано ор. 114 П. Брамса.

Первым педагогом Данг Тхай Шона в Московской консерватории был ученик Ф. Ф. Кене-мана и С. Е. Фейнберга Владимир Александрович Натансон (1909-1994). Вьетнамский пианист отмечал огромную роль профессора в своем музыкантском становлении: «Мы с ним [были] очень похожи. Романтики... Он показал мне средства для исполнения романтической музыки. И подготовил меня к шопеновскому конкурсу. То есть мой профессиональный пианизм — от Натансона...» [4]. По словам Шона, он объяснял ему «элементарные», но очень важные вещи: «как делать фразировку, чтобы рояль "пел"». Именно эти рекомендации помогли найти правильный путь к интерпретации произведений Шопена — композитора, творчество которого в будущем стало основной специализацией вьетнамского пианиста.

Личное дело Данг Тхай Шона из архива консерватории содержит несколько характеристик, данных ему Натансоном. Процитируем одну из них, от 15 апреля 1983 года, свидетельствующую о высокой оценке профессором своего ученика: «Данг Тхай Шон — замечательный пианист, обладающий яркой артистической индивидуальностью. Его игра подкупает удивительной законченностью, лиризмом, мягким красивым туше. Он великолепно исполняет Моцарта, Шопена, Дебюсси, Равеля, а также Скрябина и Рахманинова» [3].

Одним из важнейших событий в жизни Данг Тхай Шона стала его победа на X Международном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве в 1980 году, где он был удостоен первой премии3 и всех специальных призов: за исполнение мазурки, полонеза и концерта для фортепиано с оркестром (в финале был исполнен Концерт № 2 f-moll op. 21)4.

Выбор конкурса объяснялся несколькими причинами. Первой из них, безусловно, была любовь Шона к музыке Шопена. Другая причина — отсутствие возможности для молодого пианиста из социалистической страны выезжать в капиталистические страны: тогда как на Западе проводилось много конкурсов, в Восточной Европе их «можно было сосчитать по пальцам: конкурс Чайковского, Шопена, конкурсы в Восточной Германии...» [4]. Шон с юмором рассказывал о традиционном отборочном прослушивании, которое ему пришлось пройти. Именно тогда он получил первое настоящее признание: «Все советские пианисты проходили через много прослушиваний — "отборов". Но я участвовал в таком отборе добровольно, чтобы сравнить себя с другими. <...> До этого вьетнамцы воспринимались как какие-то дикие люди из джунглей. <.. .> И вдруг вьетнамец может играть Шопена... Через пару дней после отбора был концерт класса Натансона. Я там играл целое отделение. Даже Михаил Плетнев с его мамой пришли слушать...» [4].

После конкурса началась активная концертная деятельность пианиста: как писал его наставник В. А. Натансон, «он много и успешно концертировал в городах Советского Союза, а также в Польше, Болгарии, Чехословакии, Франции, ФРГ, Италии и Японии» [3]. Одним из самых заметных событий консерваторского периода стал его сольный концерт в Большом зале МГК им. П. И. Чайковского 29 октября 1982 года. Программа этого концерта состояла не только из произведений Ф. Шопена — Ноктюрна cis-moll op. 27 № 1, Вальсов As-dur op. 42 и Es-dur op. 18, Баллады № 4 op. 52, трех мазурок из op. 24, op. 56 и op. 59 и Скерцо № 2 op. 31, также были исполнены Соната F-dur Й. Гайдна (Hob. XVL29) и «Карнавал» ор. 9 Р. Шумана.

По окончании консерватории Данг Тхай Шон поступил в ассистентуру-стажировку, подав заявление в класс Д. А. Башкирова, выпускника А. Б. Гольденвейзера. Причину поступления именно в его класс он объяснял, во-первых, несхожестью (даже противоположностью) их творческих натур, а во-вторых, наличием у Башкирова большого концертного опыта. Ему было довольно непросто приспособиться к новому педагогическому методу, но со временем этот шаг оправдал себя: «Раньше романтическую музыку я играл в основном по интуиции, а после обучения у Башкирова стало больше равновесия - интеллектуального и эмоционального» [4].

В личном деле Данг Тхай Шона сохранились сведения о его программах в период обучения в ассистентуре-стажировке (1984-1986).

Судя по этим данным, заметно расширился круг произведений Ф. Шопена (в репертуар вошли 24 прелюдии ор. 28 и Соната № 2 Ь-то11 ор. 35), был изучен большой объем произведений В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, К. Дебюсси, С. С. Прокофьева и других композиторов. В итоговом отзыве Д. А. Башкиров характеризовал своего ученика как «выдающегося современного молодого пианиста, музыканта и артиста», отметив его серьезный профессиональный рост: «За последние годы его игра приобретает все большую содержательность и масштабность, совершенствуется и его великолепное пианистическое мастерство. Его скромность, самокритичность и постоянная настойчивая работа [...] залог его все больших успехов на концертных сценах всего мира. В лице Данг Тхай Шона искусство Вьетнама приобрело артиста международного формата» [2, л. 4].

К моменту окончания ассистентуры-стажировки Шон действительно был уже пианистом, имеющим международную известность. Так, только в 1981 году, после победы на конкурсе имени Шопена, он выступил в ФРГ, Польше, Японии, Франции, ЧССР и неоднократно в СССР (см. об этом подробнее: [1]). Позднее последовали концерты в крупнейших и самых престижных залах мира — в «Линкольн-центре» Нью-Йорка, «Барбикан-центре» Лондона, в зале «Плейель» Парижа, «Концертгебау» Амстердама, «Санто-ри-холле» Токио и многих других [6].

В настоящее время Данг Тхай Шон преподает в Университете Монреаля (Канада), одновременно является профессором Консерватории Оберлина (США), Центра инноваций Китайской националь-

ной школы музыки, почетным профессором Центральной консерватории музыки (Пекин, КНР) [6].

Мне посчастливилось трижды, в 2016, 2017 и 2019 годах, слушать выступления Данг Тхай Шона в его сольных концертах в Гуанчжоу (Китай), а также присутствовать на лекции и мастер-классе (Гуанчжоу, 18 января 2019 года). Незабываемые впечатления от встреч дают уникальную возможность осмыслить его представления о тенденциях в развитии современного «азиатского» пианизма.

Со времени первых гастролей Данг Тхай Шона в Китае, состоявшихся в 2001 году, и до наших дней уровень фортепианной культуры, и культуры в целом, по его мнению, поднялся очень существенно. Пианист это связывает со значительным улучшением «условий для занятий музыкой и роялем в Азии» [4]: качеством материально-технического оснащения китайских вузов, финансовыми возможностями для приглашения профессоров из разных стран мира. Однако негативным фактором развития «азиатского» пианизма он видит увеличение объема репертуара и его технической «шлифовки» в ущерб художественной стороне исполнения.

В этой связи интересно проанализировать его рекомендации на мастер-классе в Гуанчжоу (январь 2019 года). В работе над Балладой № 2 F-dur ор. 38 Шопена Данг Тхай Шон обращал внимание на то, что студенту лучше удаются быстрые фрагменты (Presto con fuoco), чем начало Andantino, которое, несмотря на кажущуюся простоту текста, ставит перед пианистом сложные задачи (пример 1).

Пример 1

Он советует обратить внимание на каждый новый ритмический, гармонический элемент в тематическом материале Andantino, «выполнить все детали, не нарушая при этом большую линию фразы»: все эти «события» нужно ощущать как «новые, важные вещи» (цит. по: [5]). А для этого необходим выбор правильного темпа, обусловленного музыкальным содержанием. Таким образом, внимание пианиста направлено на "работу

слуха", на развитие навыков дифференцированного слышания музыкальной ткани.

Те же самые сложности он видит в исполнении шопеновских мазурок, в которых важно создание ощущения длинных фраз, гмба^о при строгом контроле над свободой ритма. Данг Тхай Шон детально объясняет характер каждой мазурки, но делает поправку на то, что «чувство, заложенное в мазурках Шопена, не всегда можно выразить

словами...», но его «надо стремиться передать» (цит. по: [5]).

Перевес «техницизма» в игре современных китайских пианистов Шон объясняет недостаточным освоением западной академической традиции. По его словам, «такие страны как Китай развиваются очень бурно, но с запозданием» [4]. В этих условиях для достижения быстрого результата легче сначала совершенствовать техническую сторону исполнения. Осознание стилевых тонкостей, слышание колорита, нюансов и их изменений... на этом этапе еще отходят на второй план. Другой причиной Данг Тхай Шон называет различия европейской и азиатской культур, следствием чего является лишь частичная осознанность азиатскими музыкантами явлений, воспринимаемых европейцам интуитивно. На лекции в Гуанчжоу (18 января 2019) он приводил в пример исполнение барочных сюит для клавира. Приступая к их изучению, китайские студенты, как правило, не имеют никакого представления о европейских танцах эпохи барокко, отсюда и сложности в поиске выразительных средств их исполнения. Для их преодоления им не нужно учиться танцевать европейский менуэт или гавот, но важно «понимать языка тела» [5].

То же самое касается знания европейской художественной литературы и литературы о музыке. Например, без представления о том, кто такие Флорестан и Эвзебий в художественном мире Роберта Шумана, невозможно полноценно осмыслить и исполнить не только шумановские «Танцы давидсбюндлеров» ор. 6 и «Карнавал» ор. 9, но и посвященную Шуману Вторую балладу Шопена ор. 38 с ее внезапными контрастами мечтательной медлительности и порывистости: «Мы знаем, что Шуману было свойственно ... раздвоение личности: молчаливый мечтатель, Эвзебий и прямодушный, дерзкий Флорестан. А это произведение посвящено Шуману, поэтому в нем есть большие контрасты» (цит. по: [5]).

Данг Тхай Шон поднимает интересную дискуссию, связанную с возникновением понятия «азиатская игра». Ее источником он называет различия в менталитете жителей Азии и Европы: «Есть такое (скорее негативное) понятие "азиатская" игра. Это значит немножко механическое исполнение. <...> Но "азиатская игра" — тоже разная. <...> Японцы живут на островах. Они культивируют свою культуру, но в них меньше гибкости, меньше способности воспринимать влияние извне. Остальные "азиаты" — китайцы, корейцы, вьетнамцы — более гибкие. Так что это вопрос культуры, менталитета. Но есть "азиаты", которые учатся за границей. Они отличаются от тех, кто учится у себя дома» [4]. Отвечая на вопрос

об особенностях игры азиатских пианистов, Шон суммирует: «Во всем есть две стороны — сильная и слабая. Достоинства азиатских пианистов — их чувствительность, решительность, трудолюбие, непредубежденность, гибкость. Отрицательная сторона... исполнения заключается в том, что иногда не понятно содержание их игры, ограниченное развитием личности. Вместо этого есть "микст" из техники и приятной звучности» [4].

По его мнению, контраст между Азией и Европой, Востоком и Западом сейчас постепенно стирается. Актуальной проблемой современного музыкального искусства Шон видит нивелирование эмоций «под влиянием высоких технологий», считая, что господство рациональности и технологичности в современном мире существенно ограничивает живое общение: «И это очень влияет [на исполнение музыки], где эмоция должна быть обнажена. Без нее получается симуляция. А в исполнении важна искренность...» [4].

Творческая личность вьетнамского пианиста Данг Тхай Шона чрезвычайна интересна как воплощение эстетических позиций различных школ, систем мышления, жизненного опыта, живого романтического восприятия музыки. Являясь представителем Азии, он одновременно тонко прочувствовал русскую и европейскую культуры, соединив их в своем творческом опыте пианиста и педагога. Именно этим так привлекателен и интересен Данг Тхай Шон как музыкант и как личность.

Примечания

1 Многие активные участники диссидентского движения «Nhan Van Giai Pham», в котором участвовал Данг Динь Хунг, попали в заключение во второй половине 1950-х годов и были реабилитированы в 1980-х. См. об этом подробнее: http://www.ibiblio.org/vietnamlit/wiki/index. php?title=Nhan_Van_Giai_Pham (дата обращения: 14.02.2019).

2 Одним из поводов для его освобождения послужила победа Данг Тхай Шона на Международном конкурсе в 1980 году. См. об этом: https:// www.facebook.com/lsvnqa/posts/nhac-si-dang-dMnh-hung-1924-1990-ben-phai-va-nhac-si-van-cao-tu-mot-cau-hoc-sinh/1734190109959820/ (дата обращения: 12.02.2019).

3 Информацию об этом см. на официальном сайте конкурса: https://web.archive.org/ web/20070915062348/http://www.konkurs.chopin. pl/redirect.php?Lang=en&DOC=d_igrgdk (дата обращения: 17.02.2019).

4 Специальные призы за исполнение Полонеза и Концерта он разделил с Татьяной Шебановой, занявшей на конкурсе второе место.

Литература

1. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Советский композитор, 1990. 463 с.

2. Личное дело ассистента-стажера Данг Тхай Шона. Архив МГК им. П. И. Чайковского. Ф. l.On.l л/с. Ед. хр. № 166.19 л.

3. Личное дело студента Данг Тхай Шона. Архив МГК им. П. И. Чайковского. Ф. 1. On. 1 л/с. Ед. хр.№526. 113 л.

4. Лиша Чжэн. Интервью с Данг Тхай Шоном (Гуанчжоу, КНР) 13 июля 2017 г.: рукопись. 8 с.

5. Лиша Чжэн. Мастер-класс Данг Тхай Шона (Гуанчжоу, КНР) 18 января 2019 г.: рукопись. 16 с.

6. Dang Thai Son [Электронный ресурс]. URL:

http://www.dangthaison.net/bio.html (дата обращения: 17.02.2019).

References

1. Grigor'yev, L., Platek, Y. (1990), Sovremennyye pianisty [Modern pianists], Sovetskiy kompozitor, Moscow, Russia, 463 p.

2. The personal file of the assistant trainee Dang Thai Son, Archive Tchaikovsky Moscow State Conservatory, Found. 1, Inv. 1 1/s, Storage unit number 166, 19 s.

3. A personal file of a student Dang Thai Son, Archive Tchaikovsky Moscow State Conservatory. Found. 1, Inv. 1 1/s, Storage unit number 526, 113 s.

4. Lisha, Zheng (2017), Interview with Dang Thai Son (Guangzhou, PRC), July 13, 2017: manuscript.

5. Lisha, Zheng (2019), Dang Thai Son Master class (Guangzhou, China), January 18, 2019: manuscript.

6. Dang Thai Son (2019), available at: http://www. dangthaison.net/bio.html (accessed 17.02. 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.