DOI: 10.26086/NK.2020.58.4.010 УДК 78.074
© Сюй Кэхань, 2020
Российская академия музыки имени Гнесиных (Москва, Россия), соискатель кафедры
истории музыки
E-mail: [email protected]
РУССКИЕ МУЗЫКАНТЫ В ШАНХАЙСКОМ ЦЕНТРЕ ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА
В статье исследуется роль русских музыкантов в «Концертах для жителей Шанхая», осуществляемых на базе Шанхайского центра восточного искусства. Цель работы — расширение представлений о роли российских музыкантов в культурной жизни современного Шанхая. В статье затрагивается история создания Шанхайского центра восточного искусства, приводятся факты, касающиеся организации «Концертов для жителей Шанхая». Главной миссией учредителей Центра было привлечение массового слушателя к посещению культурных мероприятий. Основное внимание в работе уделено опыту международного сотрудничества Шанхайского центра в концертном сезоне 2017-2019 годов с музыкантами-выпускниками Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского — Г. Чаидзе, Н. Писаревой, В. Грязновым, а также известным Квартетом им. А. П. Бородина. В статье анализируются программы выступлений русских артистов в Шанхае, отмечается их роль в культурно-просветительской деятельности Шанхайского центра восточного искусства, способствующая укреплению международного сотрудничества России и КНР.
Ключевые слова: Шанхай, Шанхайский центр восточного искусства, концертные программы, русские исполнители, культурно-просветительская деятельность
© Xu Kehan, 2020
Russian Gnesin's Academy of Music (Moscow, Russia), Applicant of the Department of Music History
RUSSIAN MUSICIANS IN SHANGHAI ORIENTAL ART CENTER
The article traces the participation of Russian musicians in the programs «SHOAC citizens'concert», carried out on the basis of the Shanghai Oriental Art Center. The aim of the work is to expand the understanding of the role of Russian musicians in the cultural life of modern Chinese cities. The article touches upon the history of the creation of the Shanghai Oriental Art Center, provides interesting facts about the organization of the «SHOAC citizens'concert». The main mission of the founders of the Center was to attract a mass audience to attend cultural events. The main attention in the work is paid to the experience of international cooperation of the Shanghai Center in the 2017-2019 concert season with musicians graduated from the Moscow State Conservatory — G. Chaidze, N. Pisareva, V. Gryaz-nov, as well as the famous Quartet A. P. Borodin. The article analyzes the programs of performances of Russian artists in Shanghai, notes their role in the cultural and educational activities of the Shanghai Oriental Art Center, contributing to the strengthening of international cooperation between Russia and the PRC.
Key words: Shanghai, Oriental Art Center, Concert programs, Russian artists, Cultural and educational activities
В XXI веке тема «Восток и Запад» все чаще становится полем для дискуссий на музыковедческих научных конференциях в России и объектом диссертационных исследований. Перечисленные явления — результат активного международного сотрудничества в современном мире, реализуемого в различных форматах. В этом контексте музыкально-просветительская деятельность, осуществляемая в крупнейшем центре культуры КНР — Shanghai Oriental Art Centre (SHOAC), имеет особое значение для развития коммуникаций между КНР и Россией. «Концерты для жителей Шанхая» — один из уникальных проектов Шанхайского центра восточного ис-
кусства — стали объектом внимания настоящей статьи. А участие в них русских музыкантов как акт международного сотрудничества в области музыкального искусства — ее предметом. Цель работы — расширение представлений об участии русских музыкантов в культурной жизни и образовании КНР. Статья продолжает серию публикаций российских и китайских исследователей по данной проблематике Цзо Чжэньгуана [8], Г. А. Дивеевой [3], Хуан Пина [6].
Известно, что более столетия территориальное расположение Шанхая, крупнейшего торгового города, поддерживавшего самые активные экономические отношения с зарубежными стра-
нами, обеспечивало его особое значение в развитии культуры страны. В первой половине XX века он стал центром эмиграции (см. об этом подробнее работы С. А. Айзенштадта [2], А. А. Хиса-мутдинова [7]). Таким образом, новые веяния, непрерывно возникающие в культурной жизни Шанхая в наши дни, обусловленные слиянием многих национальных традиций, — вполне закономерное явление.
В 1999 году город подтвердил свой особый статус решением о строительстве крупного музыкально-культурного Центра восточного искусства. За два года (с 2002 по 2004 годы) в новом районе Шанхая, деловом центре Пудун, было возведено великолепное современное сооружение, названное жителями «Шанхайской орхидеей» за необычную форму из пяти шаров-цилиндров. Автором впечатляющего своими размерами и архитектурой1 проекта выступил известный французский мастер-зодчий Поль Андрё (1938-2018)2. По замыслу архитектора, культурный «мегаполис» должен был вместить в себя Большой, Малый и Оперный концертные залы, а также Выставочный зал3. Эта идея была в полной мере реализована.
Главная цель учредителей Центра восточного искусства — привлечение массового слушателя-зрителя к посещению культурных мероприятий, способствующих музыкальному просвещению населения. Уже через некоторое время стало понятно, что цель была достигнута за счет правильных стратегических действий руководства Центра. Главными инструментами привлечения публики стало приглашение высококлассных артистов-солистов, ансамблей, оркестров и низкая стоимость концертных билетов4. Об этом свидетельствует впечатляющий факт: к 2019 году залы Центра посетили свыше шести миллионов слушателей-зрителей.
Особую популярность приобрел проект «Концерты для жителей Шанхая», начало которого было положено в июле 2006 года5. Это мероприятие вошло в десятку лидеров рейтинга «Культурные события Шанхая 2009 года». В 2015 году уже состоялся 500-й юбилейный концерт. А к 2020-му году проект посетило свыше 800000 слушателей.
В китайской прессе широко обсуждается социальная значимость «Концертов для жителей Шанхая». Так, в очерке от 14 сентября 2012 года, опубликованном в газете «Жэньминь жибао», отмечается значение концертов как важнейшего «общественного блага» [11]. Их популярность обратила внимание крупных коммерческих корпораций на искусство: в 2014 году международ-
ная кредитно-фондовая кампания «Лу Цзяцзуй» стала спонсором этого культурного проекта.
Особую тему для обсуждения представляет участие русских исполнителей в «Концертах для жителей Шанхая», а точнее — высокопрофессиональных музыкантов, так или иначе, связанных с Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского. В мае 2017 года известный в России камерный коллектив — Квартет имени
A. П. Бородина — открыл серию «русских концертов» в цикле «Концертов для жителей Шан-хая»6. На протяжении своего более чем 70-летнего существования коллектив исполнил практически весь репертуар мировой камерной музыки для струнного квартета и квинтета. Но для выступления в Шанхае была выбрана программа классическая, уравновешивающая между собой европейскую (Л. Бетховен Струнный квартет No. 6 op. 18; Ф. Шуберт Струнный квартет No. 12 D 703) и русскую классику (А. П. Бородин Струнный квартет No. 2; Д. Шостакович Струнный квартет No. 11 op. 122). Гармоничность программы обеспечивалась и ее выстроенностью: от Высокого классицизма Л. Бетховена к лучшим традициям русской музыки советского периода Д. Шостаковича. По всей вероятности, содержание программы было связано с пожеланиями организаторов концертов.
Нынешний состав квартета — Р. М. Ага-ронян7, С. В. Ломовский8, И. В. Найдин9,
B. В. Бальшин10 — объединяет их непосредственная причастность к alma mater — Московской консерватории. В интервью его участников шанхайскому журналу «The Bund» в июне 2015 года они отмечали свою духовную связь и «школьную» преемственность с первым составом квартета (М. Копельман, Д. Шебалин, В. Берлинский — их учителя по классу камерного ансамбля) [12]. Концерты в Шанхае еще раз продемонстрировали сохранение нынешними исполнителями лучших традиций коллектива: это следование авторскому замыслу, искренность и естественность интерпретации, приверженность канонам красоты и выразительности в звучании.
21 октября 2017 года в Большом концертном зале Шанхайского центра восточного искусства состоялось выступление других выпускников Московской консерватории — Георгия Чаид-зе и Надежды Писаревой11 — в формате концерта двух солистов. Программа российских пианистов была составлена также гармонично, но в отличие от Квартета им. А. П. Бородина произведения были связаны большим стилистическим единством. Она объединила в себе романтические композиции: русских композиторов П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова (прозвучали пьесы из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» переложение в 4 руки, отдельные номера цикла С. В. Рахманинова «Шесть пьес для фортепиано в четыре руки» ор. 11) и классиков западноевропейского романтизма Р. Шумана, Ф. Шопена. Н. Писарева сосредоточилась, главным образом, на исполнении тонких шумановских пьес: «Грезы» (№ 7) из цикла «Детские сцены» op. 15 и «Порыв» № 2, «Сновидения» № 7 из цикла «Фантастические пьесы» op. 12, дополнив выступление Баркаролой Fis-dur op. 60 и Скерцо № 3 cis-moll op. 39 Ф. Шопена. Образы блестящего шопеновского пианизма были завершены исполнением Г. Чаидзе двух ноктюрнов op. 27, Экспромта Ges-dur op. 51 и Баллады № 4 f-moll op. 52. Если включение русской музыки — это неизменный атрибут выступления российских исполнителей за рубежом (эту мысль подтверждает и сама драматургия шанхайского выступления артистов: русские произведения «открыли» и «закрыли» концерт), то произведения Ф. Шопена и Р. Шумана — это, безусловно, заказ организаторов мероприятия. Имена этих композиторов стали буквально культовыми для китайской публики (любовь китайских слушателей к фортепианной музыке композиторов прослеживается еще с начала XX века), и до настоящего времени они неизменно связываются с самим образом фортепиано.
15 июня 2019 года в рамках «Концертов для жителей Шанхая» состоялся еще один уже сольный концерт фортепианной музыки. Он был исполнен еще одним выпускником Московской консерватории, пианистом Вячеславом Грязновым12. В шанхайском концерте солист проявил себя не только в артистическом амплуа, но и в композиторском. Ряд произведений русских авторов прозвучали в его собственной обработке (Ноктюрн из Струнного квартета № 2 А. П. Бородина, «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик») и редакции (Соната для фортепиано № 2 С. В. Рахманинова). Ореолом романтического духа было овеяно исполнение фортепианной обработки Ф. Листа песни Р. Шумана «Посвяще-
ние» и знаменитых пьес Э. Грига из Сюиты «Пер Гюнт» op. 46. Неизгладимое впечатление на слушателей произвели «Трансцендентные этюды» Ф. Листа: последовательность из трех этюдов № 5 (В-dur) «Блуждающие огни», № 11 (Des-dur) «Вечерние гармонии» и № 12 (b-moll) «Метель» представляла собой цикл одного настроения.
В рамках статьи рассмотрены лишь некоторые эпизоды масштабной просветительской деятельности Шанхайского центра восточного искусства. «Концерты для жителей Шанхая» — мероприятие, имеющее важнейшее социальное значение для КНР, и неслучайно в его организации принимают участие как государственные структуры и средства массовой информации, так и частное предпринимательство. Выступления российских музыкантов в рамках «Концертов для жителей Шанхая» в сезонах 2017-2019 годов — это не только очередной показ в КНР ярких исполнителей, но и важнейший канал приобщения китайской публики к русскому искусству. Его плодотворным продолжением стало заключение договора о сотрудничестве между Шанхайским центром восточного искусства и Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского 17 апреля 2020 года. Хочется надеяться, что реалии современного мира не помешают осуществить многие интересные художественные проекты в рамках этого творческого содружества.
Примечания
1 Адрес Шанхайского центра восточного искусства (Shanghai Oriental Art Centre): КНР, город Шанхай, улица Динсян, дом 425.
2 Работы Поль Андре известны во всем мире — это международные аэропорты Парижа, Шанхая, Манилы, Джакарты, Брунея, Абу-Даби, Дубая, Каира и других городов. В Китае большую известность приобрели его архитектурные проекты: Спортивный комплекс в Гуанчжоу (2001), Национальный центр исполнительских искусств в историческом центре Пекина (2007), Центр технологии и науки в Чэнду (2008), Центр культуры и искусств в Сучжоу (2008), Археологический музей в Тайюане (2011), Оперный театр Цзинань (2013).
3 Большой концертный зал рассчитан на 1953 места, Оперный зал — на 1015 мест, Камерный зал — на 333 места. Центр также вмещает в себя Выставочный зал площадью в 250 квадратных метров.
4 Для мероприятий цикла «Концерты для жителей Шанхая» устраивались специальные благотворительные акции: в первую субботу каждого месяца концерты проводились бесплатно.
5 Среди учредителей и организаторов серии «Концертов для жителей Шанхая», кроме Шанхайского центра восточных искусств: Управление культуры и телерадиовещания района Пудун, Комитет по строительству культуры в районе Пудун, вечерняя газета «Синминь».
6 Квартет сформировался еще в 1944 году в классе камерного ансамбля Московской консерватории М. Н. Тэриана. Имя А. П. Бородина ему было присвоено в 1955 году.
7 Р. М. Агаронян — профессор кафедры камерного ансамбля Московской консерватории, лауреат международных и всесоюзных конкурсов.
8 С. В. Ломовский — выпускник Московской консерватории классов профессоров Н. Г. Бешки-ной и С. И. Кравченко.
9 И. В. Найдин — выпускник класса профессора Ю. А. Башмета, лауреат международных квартетных конкурсов, лауреат I премии Международного конкурса альтистов Ю. Башмета, старший преподаватель кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории.
10 В. В. Бальшин — выпускник Московской консерватории по классу виолончели профессора
H. Н. Шаховской, лауреат ряда международных конкурсов, дипломант XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского, доцент кафедры камерного ансамбля и квартета, кафедры виолончели и контрабаса Московской консерватории.
11 Оба пианиста являются выпускниками 2010 года класса профессора С. Л. Доренского.
12 Выступавшие в Шанхае солисты-пианисты по истокам своего музыкального образования относятся к одной школе. Г. Чаидзе и Н. Писарева — выпускники профессора С. Л. Дорен-ского, представителя школы Г. Р. Гинзбурга и воспитанника одного из основоположников русско-советской пианизма А. Б. Гольденвейзера. В. Грязнов — выпускник Ю. С. Слесарева, который в свою очередь наследовал традиции школы В. К. Мержанова, ученика выдающегося пианиста С. Е. Фейнберга, также обучавшегося в классе А. Б. Гольденвейзера.
Литература
I. Анисимова П. А. Музыкальная культура Шанхая первой половины XX в.: основные направления и тенденции развития. Выпускная квалификационная работа. СПБ., 2017. 77 с.
2. Айзенштадт С. А. Творческая деятельность итальянских музыкантов М. Пачи и А. Фоа в контексте художественной жизни российской эмиграции в Шанхае // Исторические, философские, политическими юридические науки, культурология и искусствоведение.
Вопросы теории и практики. 2014. № 12. Ч. 1. С.15-19.
3. Дивеева Г. А. Шанхайская национальная консерватория в 1920-е - 1940-е гг.: к проблеме взаимодействия с традициями российского музыкального образования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. № 1. С.137-140.
4. Из истории школ Московской консерватории: материалы конгрессов Общества теории музыки / ред.-сост. А. А. Амрахова, К. В. Зенкин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. Вып. 1. 196 с.
5. Слуцкая Л. Е. Эстафета поколений: Московская консерватория в истории становления и развития отечественной системы профессионального музыкального образования. Тула: Тульский полиграфист, 2011. 179 с.
6. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: автореф. дис. ... канд. искусствовед. СПб., 2008. 20 с.
7. Хисамутдинов А. А. Театральное и музыкальное искусство русской эмиграции в Шанхае // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2017. № 3. С. 33-40.
8. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор, 2015. 334 с.
9. Ван Чжичэн. Русские музыканты в Шанхае (1920-1940 гг.). Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2007. 579 с.
10. Шанхайские воспоминания о России. Шанхай: Дом книги Шанхая, 2016. 319 с.
11. Семь лет развития общественно-культурной деятельности Шанхайского центра восточных искусств. URL: http://culture.people.com. cn/n/2012/0914/c87423-19006301.html (дата обращения: 03.09.2020).
12. Интервью с участниками Квартета имени А. П. Бородина: «Мировые перемены не влияют на нашу музыку» // Иллюстрированный журнал Вайтань. URL: http://www.bundpic. com/posts/post/557677b1f032a0e68c981d81 (дата обращения: 03.09.2020).
References
1. Anisimova, P. A. (2017), Muzykal'naya kul'tura Shankhaya pervoy poloviny XX v.: osnovnyye napravleniya i tendentsii razvitiya [Musical culture of Shanghai in the first half of the XX century: main directions and development trends], final qualification work, St. Petersburg, Russia.
2. Ayzenshtadt, S. A. (2014), "The creative activity of the Italian musicians M. Paci and A. Foa in
the context of the artistic life of the Russian emigration in Shanghai", Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskimiyuridicheskiye nauki, kul'turologi-ya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], no. 12, part 1, pp. 15-19.
3. Diveyeva, G. A. (2014), "Shanghai National Conservatory in the 1920s - 1940s: on the problem of interaction with the traditions of Russian musical education", Obshchestvo. Sreda. Razviti-ye (Terra Humana) [Society. Wednesday. Development (Terra Humana)], no. 1, pp. 137-140.
4. Amrahova, A. A. and Zenkin, K. V. (ed.) (2016), Iz istorii shkol Moskovskoy konservatorii. Ma-terialy kongressov Obshchestva teorii muzyki [From the history of schools of the Moscow Conservatory: proceedings of the congresses of the Society of Music Theory] (2016), Issue 1, Scientific Publishing Center «Moscow Conservatory», Moscow, Russia.
5. Slutskaya, L. Ye. (2011), Estafeta pokoleniy: Moskovskaya konservatoriya v istorii stanov-leniya i razvitiya otechestvennoy sistemy profes-sional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya [Relay of generations: the Moscow Conservatory in the history of formation and development of the national system of professional musical education], Tul'skiy poligrafist, Tula, Russia.
6. Huang, Ping (2008), "Influence of Russian piano art on the formation and development of the
Chinese pianistic school", Ph. D., Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, St. Petersburg, Russia.
7. Khisamutdinov, A. A. (2017), "Theatrical and musical art of the Russian emigration in Shanghai", Gumanitarnyye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East], no. 3, pp.33-40.
8. Zuo, Zhenguan (2015), Russkiye muzykanty v Kitaye [Russian Musicians in China], Kompozi-tor, St. Petersburg, Russia.
9. Wang, Zhicheng (2007), Russian Musicians in Shanghai (1920-1940), Publishing house of the Shanghai Conservatory, Shanghai, China (in Chinese).
10. Shanghai Memories of Russia (2016), Shanghai Municipal Archives, chief editor: Zhu Jihua, Shanghai Book House, Shanghai, China (in Chinese).
11. Culture.people.com.cn (2012), "Seven years of development of social and cultural activities of the Shanghai Oriental Arts Center", available at: http://culture.people.com.cn/n/2012/ 0914/c87423-19006301.html (accessed 03 September 2020).
12. Bundpic.com (2015), "Interview with the members of the A. P. Borodin Quartet: «World changes do not affect our music»", available at: http:// www.bundpic.com/posts/post/557677b1f032a0e-68c981d81 (accessed 03 September 2020).