Научная статья на тему 'Творческий труд как основной фактор производства в условиях реализации демократической модели рыночной экономики'

Творческий труд как основной фактор производства в условиях реализации демократической модели рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1291
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий труд / творческая деятельность / администрирование творческого труда / фактор производства / creative work / creative activity / administration of creative work / production factor

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошкина Марина Витальевна

В данной статье рассмотрен творческий труд как основной фактор производства в условиях реализации демократической модели рыночной экономики. По мнению автора, на современном этапе развития человеческого общества значение творческой деятельности неуклонно повышается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative work as a main production factor in the context of realization of democratic model of market economy

This article presents creative work as a main production factor in the context of realization of democratic model of market economy. According to the author the role of creative activity becomes more important at the current stage of human development.

Текст научной работы на тему «Творческий труд как основной фактор производства в условиях реализации демократической модели рыночной экономики»

Экономика

УДК 33

DOI 10.21661/r-118795

М.В. Кошкина

Творческий труд как основной фактор производства в условиях реализации демократической модели рыночной экономики

Аннотация

В данной статье рассмотрен творческий труд как основной фактор производства в условиях реализации демократической модели рыночной экономики. По мнению автора, на современном этапе развития человеческого общества значение творческой деятельности неуклонно повышается.

I Ключевые слова: творческий труд, творческая деятельность, администрирование творческого труда, фактор производства.

M.V. Koshkina

Creative work as a main production factor in the context of realization of democratic model of market economy

Abstract

This article presents creative work as a main production factor in the context of realization of democratic model of market economy. According to the author the role of creative activity becomes more important at the current stage of human development.

| Keywords: creative work, creative activity, administration of creative work, production factor.

à

Общеизвестно, что экономическая наука рассматривает в качестве основного фактора производства труд, независимо от типа рыночных отношений, складывающихся в той или иной ситуации. Однако демократическая модель рыночной экономики (ДЕМРЭ), в рамках которой «принципиально меняются не только материальный носитель интересов участников воспроизводственного процесса, но и микро- и макромеханизмы функционирования рыночной экономики» [1], неизбежно выдвигает на первый план особую форму этого фактора производства, а именно - труд творца (или творческий труд).

На современном этапе развития человеческого общества значение творческой деятельности неуклонно повышается. Длительное время цивилизация, полностью сосредоточенная на производстве материальных благ, отводила второстепенную роль творческим продуктам. В настоящее время положение меняется, и продукты творческого труда начинают занимать все более важное место в психологии потребителя.

Взятый Россией курс на инновационное развитие и преодоление отставания от развитых стран, по нашему мнению, будет обречен на неудачу без активизации творческих процессов во всех отраслях экономики.

Рассматривая творческий труд в рамках ДЕМРЭ, автор ставит перед собой задачу определить его специфику, имея ввиду прежде всего приоритет качества творческих продуктов, независимо от источников финансирования их производства.

Однако, необходимо учитывать, что экономическое содержание продукта творческой деятельности (как собственности) состоит в способности приносить доход его собственнику (творцу, создателю или даже тому, кто его приобрел). При этом сущность такого подхода должна заключаться в том, чтобы в процессе создания и развития демократических рыночных механизмов был соблюден и сохранен в дальнейшем хрупкий баланс надлежащего качества продуктов творческой деятельности и адекватной их цены, свободы творчества и достаточной «нормы прибыли», позво-

Econimics

ляющей творцу не думать «о хлебе насущном». Безусловно, это - сложнейшая проблема теоретического и практического планов, представляющая совокупность не простых вопросов, касающихся как коммерческого, так и некоммерческого секторов экономики.

Известно, что являться творческой личностью отнюдь не означает обязательно быть полезным организации и обществу в целом. С позиций экономического подхода, ключевым является реальное (практическое) воплощение в творческих продуктах творческих способностей каждого работника. Данное воплощение находит свое выражение в соответствующих духовных и материальных трансформациях, направленных на удовлетворение общественных потребностей. В этом плане, по нашему мнению, необходимо попытаться установить своеобразный «водораздел» между творческой энергией (активностью) и ее практической реализацией (отчуждаемой собственностью индивида), которая, в результате, воплощается в конкретных творческих продуктах.

В этом контексте повышенную актуальность имеют постановка и решение важнейшей задачи выявления того природного механизма, который объективно принуждает индивида трансформировать свои творческие способности в определенные действия созидательного характера.

Многие психологи, специализирующиеся на изучении интеллекта, убеждены в том, что существуют объективные различия между интеллектом и творческими способностями индивида. Например, с точки зрения П. Тейяра де Шардена, человек, владеющий каким-либо знаниями, обладает определенным потенциалом личности, который можно рассматривать через биологическую, социальную или интеллектуальную составляющие; каждая последующая составляющая поглощает по своему содержанию все предыдущие, то есть интеллектуальный потенциал является более общим по отношению к социальному и биологическому.

Важно подчеркнуть, что наблюдающаяся в настоящее время интеллектуализация экономики является абсолютно объективным процессом расширения зоны использования творческой энергии. Соответственно, в рамках производства товаров и услуг постепенно происходит своеобразное «вытеснение» затратных и экологически опасных видов энергии.

Н.А. Бердяев отмечал, что «Творческая энергия позволяет жить в сознательности. ...Творчество, несомненно, связано с энергией поля, с первоисточником. Творческая энергия может перейти в другие формы энергии. материалы творчества черпаются из сотворенного Богом мира. Это мы видим во всех искусствах. Это мы видим во всех изобретениях и открытиях.....» [2].

«Творчество часто рассматривают как способность человека создавать новые и оригинальные изменения, которые нужны ему для повышения своей жизнестойкости», - пишет П. Рассел [3]. С развитием цивилизации и приобретением знаний, позволяющих перехо-

дить к использованию новых видов энергии, создаваемый предметный мир все больше и больше «вбирает» в себя энергию окружающего мира. Он является не только продуктом труда, но и объектом затрат корпоративной творческой энергии всех, кто участвовал в его создании и продвижении на рынок.

Из изложенного ранее становится ясно, что реакцией на различные внешние (природные, социальные, техногенные и т. п.) явления окружающей среды служит генерирование человеком собственной творческой энергии, которую в условиях ДЕМРЭ следует признать основным источником экономических и социальных преобразований в обществе.

Таким образом, творческая энергия - это объективно существующая природная субстанция, которая посредством общественно-полезной деятельности человека создает материальные и духовные ценности.

Нельзя отрицать тот факт, что в настоящее время происходит все большее смещение акцента и «весового» значения не просто в сторону человеческих (трудовых), а именно интеллектуально-креативных ресурсов организации, от которых зависит практическая реализация всех задач экономической деятельности предприятия, а рыночный успех фирмы определяют «талант и время» ее работников. Поэтому очевидно, что в условиях ДЕМРЭ от уровня и степени развитости интеллектуально-креативных ресурсов, используемых организацией, будут зависить экономические показатели использования всех остальных видов ресурсов.

К. Маркс писал, что «Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных (выделено мной — М.К.) способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит потребительные стоимости» [4].

Преломляя смысл изложенного тезиса К. Маркса применительно к homo creativus, творцу (творческой личности), необходимо особо выделить то обстоятельство, что данное лицо (индивид) должно, прежде всего, обладать самой способностью к творчеству (не в абстрактном контексте), а иметь способность проявлять творческую (созидательную) энергию. То есть, налицо принципиальное различие между рабочей силой как способностью к труду (по К. Марксу) и талантом как способностью к творчеству (к проявлению активности — творческой энергии). В этом и заключается, по мнению автора, кардинальное отличие между трудом и творчеством (творческой деятельностью), коренное различие между творческими личностями и «обычными людьми». Когда индивид занимается определенным трудом, он делает осмысленное и вынужденное усилие. Приступая к занятию творчеством, он также делает усилие, но совсем другого рода, целью которого является выход творческой (созидательной) энергии, выплеск творческой активности.

Как справедливо отмечает профессор В.И. Кошкин, «С политэкономической точки зрения ДЕМРЭ следует

Interactive science | 4 (14) • 2017

151

(

Экономика

трактовать как новый, более зрелый этап истинно демократического развития капитализма...» [5]. Иными словами, это должно стать процессом, который, выражаясь языком В.Л. Иноземцева, стал бы социальной трансформацией, обеспечивающей необходимо высокий уровень развития общества [6].

Надо отметить, что В.Л. Иноземцев стал одним из первых среди российских исследователей, который еще в начале 90-х гг. прошлого века, предпринял попытку раскрыть понятие творческого труда в современной экономической науке. В результате анализа значительного числа работ отечественных ученых В.Л. Иноземцев выделил пять основных определений понятия «творчество», некоторые из которых встречаются и в западной научной литературе [7].

Не ставя перед собой цель подробного анализа всех указанных дефиниций понятия «творчество», мы считаем вполне логичным и уместным привести одно из таких определений, которое, по мнению В.Л. Иноземцева, является наиболее комплексным и наименее противоречивым. Согласно этому определению, творчество трактуется как процесс, в котором получает свою реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Данная точка зрения полагает, что его главным моментом выступает не только вещный результат, но и совершенствование человеческих способностей, а основные отличия творческого от нетворческого труда наблюдаются во внутренних мотивах и структуре деятельности. Такая деятельность сугубо индивидуальна как по ее мотивации и средствам воплощения, так и по результатам. Творчество воспринимается не в качестве труда, определяемого, в первую очередь, материальными условиями существования индивидов, а как феномен, порождаемый более высокими побудительными мотивами. В.Л. Иноземцев особо отмечает то обстоятельство, что открытая Б. Поршневым предтрудовая инстинктивная деятельность, труд и творчество представляют собой завершенную диалектическую триаду. Творчество наследует от труда осознанный характер деятельности, а от предтрудовой активности - внутренний, имманентный человеку тип мотивации, являясь, таким образом, синтезом в диалектической триаде и представляя собой наиболее совершенный из известных в настоящее время типов человеческой деятельности [8].

Основной вывод В.Л. Иноземцева заключается в том, что «в современную эпоху деятельность человека уже не может однозначно оцениваться ни с точки зрения результата, ни с точки зрения самого ее процесса. Такие характеристики, безусловно, важны и лежат на поверхности явлений. Между тем существует еще один аспект, не проявляющийся непосредственно, но чрезвычайно важный: это внутренний мир человека, система мотиваций, обусловливающая его деятельность и ее формы. Таким образом, В.Л. Иноземцев предпринял попытку на примере анализа изменений в мо-тивационной структуре деятельности показать то значение, которое имеет творческий труд для совершенствования основ современной экономической теории [9].

Поскольку для многих отраслей экономики творческая деятельность и в нынешних условиях представляет собой главный фактор производства, проблема повышения его производительности является ключевой. В условиях же ДЕМРЭ возникает осознанная необходимость в творческом подходе к своему труду и превращении его в истинное творчество. При такой интенсивности созидательной деятельности сам работник, безусловно, совершенствуется, и превращается в производителя творческого продукта.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере способен к творческой деятельности, но степень ее индивидуальной успешности во многом определяется такими личностными качествами как любознательность, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию. Даже наделенные от природы какой-либо специальной способностью (к науке, дизайну и т. д.) люди достигали значительных творческих успехов лишь благодаря длительному упорному труду [10].

Важно отметить, что творчество может быть различного уровня. Гизелин (Ghiselin, 1963) пишет о двух уровнях - низшем и высшем. Первый состоит в расширении области применения уже имеющихся знаний. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный уже способ размножения рисунков стали использовать для размножения текстов. Творчество высшего уровня связано с созданием совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени, революционизирующей науку и практику. Примером такого творчества стало создание А. Эйнштейном теории относительности.

Другие ученые полагают, что накопленное человечеством множество знаний, имеет немало способов преобразования имеющейся информации, способов мышления. Поэтому новое может быть получено путем комбинирования имеющихся знаний.

Качественно же новое знание, предполагающее изменение самих

основ рассмотрения явления, таким путем получено быть не может. Лишь получение новых знаний, принципиально меняющих рассмотрение объекта исследования, можно назвать творчеством высокого уровня.

Л.А. Китаев-Смык, например, в 2007 г. пишет о трех уровнях творчества: компилятивном, проективном и инсайтно-креативном.

Компилятивный уровень связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов.

Проективный уровень имеет место, когда создаются обобщенные новые суждения на основании собранных знаний.

Инсайтно-креативный уровень связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него.

Личности, обладающие компилятивным уровнем творчества, могут хорошо разбираться в людях, прояв-

Есошткз

лять коммуникативную креативность, быть хорошими администраторами, руководителями. «Проективные творцы» становятся блестящими педагогами, создают учебные программы, фундаментальные учебники. Этого не могли бы сделать «инсайтные творцы», увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому.

В этой связи, думается, что, являясь в мировом масштабе одним из наиболее интенсивно развивающихся видов трудовой деятельности, творческий труд постепенно будет приобретать все большую привлекательность для спонсирования, грантодательства, благотворительности. Это объясняется, в первую очередь

его публичностью и социальной значимостью. Так, например, творческий труд обладает ярко выраженными возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа жертвователей, и может оказать положительное влияние, как на рост репутации таких представителей, так и на повышение их социального статуса в условиях ДЕМРЭ.

Что касается администрирования творческого труда, - следует иметь ввиду, что оно требует особого подхода, включая оценку творческой личности, создание творческой атмосферы и определение доминирующих мотивационных установок.

Иегасйуе Баепсе | 4 (14) • 2017

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.