ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Необходим достоверный и обоснованный прогноз тех тенденций изменения семьи, которые определят «педагогическое лицо» родителя ребенка, поступающего в школу в условиях нового образовательного стандарта. Отсутствие сотрудничества и взаимодействия с родителями - одна из реальных причин трудностей внедрения новых технологий: они недостаточно восприняты и осмыслены и поэтому не реализуются, а порой имеет место и внутренний протест
и противодействие стандарту, если он не согласуется с ценностями родителей.
Итак, лишь диалог, сотрудничество, содействие и сотворчество всех участников образовательного процесса могут обеспечить успех модернизации образования. И главное: это заключение завоевывает сегодня все больше и больше сторонников!
Источник: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=263
Окуненко Людмила Андреевна
директор МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург Заплатина Елена Александровна
кандидат педагогических наук зам. директора по развитию школы МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург
J ^
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ШКОЛЕ
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО цИМА:
проблемы реализации и внедрения
л____________________________________________________________г
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реализации творческого проекта по внедрению современных образовательных технологий для развития творческой активности школьников. Раскрываются пути решения данных проблем - внедрение полихудожественного подхода и введение направлений работы по оценке качества художественного образования в процедуру общественной экспертизы.
Ключевые слова. Общественная экспертиза качества художественного образования, полихудожественный подход, школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
Внастоящее время каждая школа, работающая в Свердловской области, отличается специфическими особенностями работы и своим, выбранным для всего образовательного процесса направлением. Такими направлениями могут быть углубленное изучение экономических наук, более основательная, чем в других школах подготовка учащихся по иностранным языкам, углубленное изучение математики, физики или общая гуманитарная направленность образовательного процесса.
В 70-90-х годах в школах области и Российской Федерации чрезвычайно популярными были школы с углубленным изучением предметов художественно-эстети-
ческого цикла. В этих школах учащиеся осваивали одно из видов искусств, занимались предметами «эстетического цикла», участвовали в многочисленных кружках, реализовавших дополнительное художественное образование. К сожалению, в настоящее время количество таких школ и в городе Екатеринбурге, и в Свердловской области значительно сократилось. Появление интереса у родителей и учащихся к освоению других видов деятельности, связанных с дальнейшей их ориентацией на технические профессии, появление детских школ искусств, взявших на себя ответственность за обучение школьников разным видам художественной деятельности, малая финансовая поддержка кружков в системы
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
5
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
дополнительного образования школ - все эти причины явились стимулом к перепрофилированию таких школ и к поиску других направлений образовательной и воспитательной деятельности.
Школы, оставшиеся верными тому углубленному художественно-эстетическому образованию детей, выдержав конкуренцию с другими школами, предоставляющих для учащихся то или иное углубленное образование, стали разрабатывать свои, специфические направления деятельности, которые были бы созвучным современным образовательным процессам и привлекали бы внимание учащихся и их родителей.
Школа № 32 города Екатеринбурга с углубленным изучением отдельных предметов является той школой, которая имеет глубокие традиции по художественно-эстетическому образованию и воспитанию детей и не пытается изменить тому курсу, который был взят ею еще в начале 90-х годов ХХ века.
Предметами, которые изучаются учащимися углубленно, являются рисунок, живопись, сольфеджио, классический танец, театральные часы и т. п. Кроме того, в школе действуют система дополнительного художественного образования - кружки и созданные на базе школы творческие коллективы, которые востребованы учащимися разных возрастов: хореографический ансамбль «Дивертисмент», Хор «Гармония» (младшая и старшая группы), оркестр народных инструментов, ансамбль пианистов «Юный композитор», ансамбль гитаристов «Уральские звездочки», ансамбль домристов «Мозаика», ансамбль духовых инструментов «SKY-Экспресс», ансамбль ударных инструментов, ансамбль струнных инструментов «Каприччио» и др. Кружки изобразительного искусства: «Кисточка», «Радуга», декоративно-прикладного искусства: «Рукодельница», «Белошвейка», «Искусство бисероплетения» - вот далеко не полный перечень тех кружков и коллективов, которые успешно работают в настоящее время в школе.
Коллектив учителей школы, администрация, представители вузовской науки (школа имеет договоры по проведению педагогической практики студентов Уральского государственного педагогического университета, а также договоры по организации профильного обучения старшеклассников), магистранты, аспиранты осуществляли совместную разработку концепции «Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности». В данном проекте основной упор делался на внедрение в образовательный процесс современных технологий [4], в том числе и технологий художественного образования.
Несмотря на успешную реализацию данного проекта, его создатели выявили ряд противоречий, которые неизменно возникают у каждой школы, внедряющей те или иные инновационные технологии. Это - противоречия:
- между традиционно существующей в России практикой углубленного художественного образования одним видом искусства и заинтересованностью учащихся
и их родителей в общем художественном образовании по многим видам искусства;
- между осуществлением контроля качества образования школьников и отсутствием контроля качества художественного образования, в том числе и того, которое осуществляется дополнительно;
- между участием определенных субъектов, осуществляющих процесс мониторинга качества художественного образования учащихся: учителей, ведущих уроки и кружковые занятия и отсутствием возможности участия в оценке качества образования у представителей общественности.
Поиск решения данных противоречий был также необходим и для нового витка развития образовательного процесса в школе. Продолжая выбранную концептуальную направленность ее работы, временным научным коллективом школы, в состав которого входили представители администрации, учителя, преподаватели вуза, аспиранты, студенты-магистранты, в рамках сетевого взаимодействия инновационноактивных образовательных учреждений Уральского региона [1, 2] был разработан проект «Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности, вуз».
Для решения обозначенных противоречий членами временного научного коллектива были выбраны методы, используемые в научных исследованиях: анализ литературы по проблемам художественного образования детей, государственных документов, регламентирующих образовательный процесс в современных школах, а также анализ передового педагогического опыта.
На основе анализа изученной литературы было выявлено, что одной из эффективных современных подходов, реализующих в комплексе художественное образование детей, является полихудожественный подход. Авторы, разработавшие стратегию и тактику его реализации в массовом художественном образовании школьников (Б. П. Юсов, Л. Г. Савенкова и др.) доказали, что такой подход является сообразным развитию детей, у которых обнаруживается предрасположенность не к одному, а ко всем видам искусства. Исследование Н. Г. Тагильцевой, производившей выявление интереса детей к занятиям тем или иным видом искусства у детей различных школ Свердловской области еще раз подтвердило, что «при достаточно высоком интересе детей к занятиям разными видами искусства, они проявляют средний уровень сформиро-ванности устойчивой мотивации к какому-либо одному из них» [5, с. 3].
Ученые научной школы Б. П. Юсова установили, что полихудожественный подход в образовании дает ребенку возможность выбора обучения разным видам художественно-творческой деятельности, что значительно повышает и творческую активность детей, и их общий культурный уровень [3]. Кроме того, при изучении опыта работы школ различных городов РФ, внедряющих этот подход в практику работы, было выявлено, что его реализация приемлема и эффективна для художественного образования
6
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
детей любого возраста: от дошкольного до старшего школьного. Опираясь на указанные научные идеи по использованию полихудожественного подхода для стимулирования творческой активности учащихся, членами временного научного коллектива была разработана единая сквозная линии непрерывного художественного образования детей: от детского сада, где будет внедряться полихудожественный подход, через полихудожественное наполнение содержания образования и системы дополнительного художественного образования в младших и средних классах школы, а также через систему профильного обучения старшеклассников (у школы, как уже указывалось, имеются договоры с Уральским государственным педагогическим университетом -далее УрГПУ. и с детским садом № 586 «Остров детства») - к освоению полихудожественных технологий и способов ее реализации в школе студентами педагогического вуза. Для студентов УрГПУ преподавателями был разработан курс по выбору «Полихудожественное образование школьников в условиях общего образования», на котором они осваивали методику полихудожественного образования детей разных возрастных групп.
Принятие данного подхода в качестве теоретического основания проекта «Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности, вуз» позволило нахождению решения двух других противоречий, связанных с мониторингом качества художественного образования учащихся школы. Все ученики школы участвовали в различных видах художественно-творческой деятельности, осваивая два и более вида искусства (отметим, что количество «охваченных» таким видом образования учащихся с каждым годом увеличивается, например, в 2009 году их в школе было 91%, а в 2011-93, 6%). Но особенности данного образования заключались в том, что конечный художественный продукт такой деятельности или деятельностей должен быть обязательно представлен широкой публике, в отличии, например, от общего образования, когда его результат представляется, как правило, только учителю или родителю. Известно, что и профессиональные художники, музыканты, композиторы и поэты создают художественные произведения для другого человека или для других людей. Созданное и неопубликованное, положенное в стол творение, как правило, не приносит удовлетворения их создателю. Эта же закономерность проявляется и в том случае, если художественный продукт создается юным творцом - поэтом, музыкантом или художником. Все это побудило создателей проекта к разработке системы мониторинга художественного образования, развивающего творческую активность детей и с позиции поиска диагностических материалов - тестов, анкет, методик, и с позиции включения в этот мониторинг большего количества субъектов, осуществляющих этот мониторинг - тех, кто является непосредственным потребителем и критиком представленных творческих продуктов школьников. Что касается нахожде-
ния диагностического обеспечения, то в разработку, адаптацию известных методик были подключены аспиранты УрГПУ, производящие апробацию своих исследований на базе школы, учителя-предметники, школьный психолог. В данный комплекс вошли и уже апробированные диагностические материалы по определению уровня творческой активности детей в процессе освоения искусства, вошедшие в кандидатскую диссертацию завуча школы Е. А. За-платиной, которая была успешно защищена автором в 2009 году.
Для решения задачи вовлечения в процесс мониторинга большего числа субъектов, его производящих члены временного научного коллектива воспользовались содержанием уже разработанного подпроекта «Общественная экспертиза на пути к новому качеству образования». Данный подпроект был одним из направлений, входящих в комплексный перспективный план развития школы. Известно в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ в феврале 2011 года, уделяется внимание оценке качества образования, которая осуществляется в нескольких формах. Это: внешняя оценка, внутренняя оценка и общественная экспертиза. Последняя форма представляет собой новую форму оценки деятельности школы различными представителями общества: родителями, учителями, администрацией школы, учащихся. В разработанном школой проекте оценке качества подвергались не только образовательный процесс, но и процесс реализации зоровьесберегающих технологий, организация школьного питания, состояние материально-технической базы.
Анализ содержания разработанного подпроекта позволил выдвинуть идеи о включение в данный проект направления, связанного с оценкой качества художественного образования учащихся, являющегося, как указывалось, углубленным, в связи с включением в содержание предметов художественного цикла дополнительных тем и разделов, а также введением в учебный план дополнительных предметов, связанных с освоением школьниками разных видов искусства. В связи с такими особенностями работы школы возникла идея и о расширении субъектов, способных оценить качество данного вида образования в школе. Известно, что прогнозирование качества образования включает в себя, по мнению М. М. Потшника три основных направления. Это «моделирование, экстраполяция и экспертная оценка» [6, с. 35]. В связи с этим, можно констатировать, что расширение возможности экспертизы способствует наиболее успешному прогнозу проектирования качества образования, в данном случае, художественного образования в школе.
Для расширения содержания подпроекта «Общественная экспертиза на пути к новому качеству образования» были осуществлены следующие направления:
- разработано положение об экспертах-субъектах, оценивающих качество художественного образования учащихся школы и воспитанников детского сада.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
7
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Было уже отмечено, что для выявления уровня сформированное™ творческой активности детей были использованы специальные диагностические методики, которые реализовались учителями и воспитателями, которые входили в данный экспертный совет. Причем, в состав экспертов включались родители, которые сами активно занимались профессионально или на любительском уровне художественным творчеством. Учителя-эксперты, как правило, сами являлись лауреатами конкурсов, выставок различного уровня, а также были воспитателями учеников-лауреатов конкурсов. В состав экспертов были включены и учащиеся школы, являющиеся лауреатами международных, всероссийских, региональных и городских фестивалей, конкурсов, выставок.
- расширено количество экспертов, оценивающих качество художественного образования, в которое включились не только учителя, родители и учащиеся, традиционно являющиеся участниками общественной экспертизы, но и такие субъекты, как председатели и члены жюри конкурсов и фестивалей различного уровня, студенты-магистранты, изучавшие особенности художественного образования детей, а также аспиранты, исследующие те или иные вопросы художественного и полихудожественного образования детей и юношества. Следует отметить, что все студенты-магистранты и аспиранты получали или получили в педагогических вузах специальности, связанные с художественными образованием детей и, почти все они являлись сами лауреатами и дипломантами международных, всероссийских и региональных творческих конкурсов и фестивалей. В состав общественных экспертов входили также и педагоги вуза, в данном случае - УрГПУ.
- определены формы и методы оценки качества художественного образования, которыми пользовались эксперты. Методами стали анкеты, опросники для родителей, зрителей художественных проектов, учащихся старших классов школы. Члены и председатели жюри конкурсов пользовались критериями, которые были специально разработаны для того или иного конкурса и которые были отражены в конкурсных положениях. Студенты-магистранты, аспиранты и педагоги вуза, зачастую участвуя в работе жюри различных конкурсов, были вооружены не только теми критериями, которые имелись в каждом положении о конкурсе, но и дополнительно разрабатывали критерии, с которыми знакомили широкую общественность. Формами такой оценки стали индивидуальные портфолио личностных художественных достижений учащихся, а также общее портфолио творческих художественных достижений школы. В это портфолио входили отдельные мнения челнов жюри, зрителей, родителей, учеников других школ, которые были отражены в СМИ. Таким образом, портфолио после каждого конкурса пополнялось видеозаписями телепрограмм, радиопрограмм, посвященных тому или иному конкурсу или фестивалю, вырезками из раз-
личных газет, освещавших те или иные конкурсы и фестивали.
- создан центр школьного творчества, членам которого вменялось в обязанности накопления школьного портфолио, анализ отзывов представителей общественной экспертизы о тех или иных проектах, мероприятиях, конкурсах, фестивалях, в которых принимали участие учащиеся, учащиеся, родители или учащиеся, учителя, студенты УрГПУ. Члены центра школьного творчества выступали в докладами на родительских классных, общешкольных собраниях, принимали участие в педагогических чтениях, на научно-практических конференциях разного уровня, презентуя педагогическому сообществу опыт работы по решению проблем, связанных с реализацией художественных проектов, формированию творчески активной личности учащихся и т. п.
В данной статье была предпринята попытка рассмотрения некоторых противоречий и проблем, которые возникают в ходе реализации творческого проекта, связанного с внедрением современных технологий, стимулирующих развития творческой активности учащихся. Параллельно с этим, в ней раскрывались и пути их решения. Для педагогов-прак-тиков, научных работников материалы статьи могут представлять интерес в плане изучения тех трудностей и противоречий, а также путей их преодоления в практике работы школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности.
Литература
1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76)
2010. С.32-42.
2. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010 - № 3, с. 37-41.
3. Савенкова Л. Г. Технологии интегрированного полихудожественного обучения // Педагогика искусства: электронный научныйжурнал.-2011. - №3, URL:http://www.art-education. ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2011/savenkova - 07-06-
2011. pdf
4. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
5. Тагильцева Н. Г Современные проблемы художе-
ственного образования детей в Свердловской области // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2011. - № 2, URL: http://www.
art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2011 / tagiltseva-07-05-2011.pdf
6. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под. ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2004-448 с.
8
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012