Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО: ТЕАТР И КИНЕМАТОГРАФ'

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО: ТЕАТР И КИНЕМАТОГРАФ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ / СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / КИНЕМАТОГРАФ / ТЕАТР / СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаев С.В.

Статья посвящена особенностям актёрского почерка Владимира Высоцкого, как одного из наиболее ярких представителей массовой культуры конкретного периода. Раскрывается культурно-историческое значение творчества Высоцкого. В работе рассмотрен творческий путь Высоцкого, который автор делит на несколько этапов. На примере конкретных театральных и кинематографических ролей рассматривается постепенный процесс становления уникальной актёрской игры артиста. Отмечается синкретическое единство в творчестве Высоцкого, характеризующееся неразделимостью поэтической, музыкальной и актёрской составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PORTRAIT OF VLADIMIR VYSOTSKY: THEATER AND CINEMA

The article is devoted to the peculiarities of the actor's handwriting of Vladimir Vysotsky, as one of the most prominent representatives of mass culture of a particular period. The cultural and historical significance of Vysotsky's work is revealed. The paper considers Vysotsky's creative path, which the author divides into several stages. Using the example of specific theatrical and cinematic roles, the gradual process of the formation of a unique actor's acting is considered. There is a syncretic unity in Vysotsky's work, characterized by the inseparability of the poetic, musical and acting components.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО: ТЕАТР И КИНЕМАТОГРАФ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО: ТЕАТР И

КИНЕМАТОГРАФ

С.В. Николаев, магистрант

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-29-32

Аннотация. Статья посвящена особенностям актёрского почерка Владимира Высоцкого, как одного из наиболее ярких представителей массовой культуры конкретного периода. Раскрывается культурно-историческое значение творчества Высоцкого. В работе рассмотрен творческий путь Высоцкого, который автор делит на несколько этапов. На примере конкретных театральных и кинематографических ролей рассматривается постепенный процесс становления уникальной актёрской игры артиста. Отмечается синкретическое единство в творчестве Высоцкого, характеризующееся неразделимостью поэтической, музыкальной и актёрской составляющей.

Ключевые слова: Владимир Высоцкий, советское искусство, культура, кинематограф, театр, сценический образ.

Актёрские и вокальные данные являются основой в становлении артиста в его профессии и играют важную роль в формировании его сценического образа. Настоящее признание и известность к артисту приходят как в момент закрепления за ним конкретной роли, так и за последовательность наиболее значимых и заметных ролей в театре и кино. Если речь идёт об универсальности артиста как в игре на сцене театра и кино, так и в его музыкальной деятельности, то можно говорить о феномене, в процессе которого не артист формирует свой образ или же образ его, а эти вещи происходят взаимосвязанными процессами, дополняя, и усложняя друг друга.

Владимир Высоцкий является феноменом отечественной театральной сцены и кинематографа. Уникальный сценический образ Высоцкого формировался последовательно, начиная ещё со школы. Об уникальности и оригинальности В. Высоцкого говорит и факт его сложно различимой принадлежности к какой-либо ветви искусства (актёр, бард, поэт), поскольку, Высоцкий и есть сам образ, созданный им самим. Развитие таланта Высоцкого было поэтапным, с формированием в его личности поэтических, театральных и музыкальных качеств. Рассмотрение каждых этих

качеств по раздельности, с различных сторон и с помощью различных методологических приёмов даёт более ясную картину того, как именно формировался образ Высоцкого в социокультурном пространстве страны и почему грани между различными сферами искусства у Высоцкого были размытии или же стёрты вовсе?

Целью настоящей работы является анализ формирования творческого образа Владимира Высоцкого в театре и кинематографе, как части его артистической деятельности.

Историографическая основа работы базируется на монографии В.В. Бакина, в которой подробным образом исследуется творчество Высоцкого; на трудах А.В. Кулагина и В.И. Новикова, в которых рассматривается профессиональная деятельность Высоцкого в театре и кино, а также на работах Е. Кузнецовой и М.И. Цыбуль-ского, в которых непосредственно изучается творчество Высоцкого в киноискусстве.

Источниковую базу работы составили мемуары коллег Владимира Высоцкого В.С. Золотухина и В.Б. Смехова.

Высоцкий начал формироваться как актёр ещё во время посещения театрального кружка В.Н. Богомолова в школьные годы. Первую же свою роль, которая была без

слов, будучи уже студентом школы-студии МХАТ Высоцкий получил в студенческом спектакле «Гостиница "Астория"». За всё время обучения Владимир Семёнович сыграл и создал образы действующих персонажей прядка в 8 студенческих спектаклях [1, с. 158-160]. Именно в студенческие годы Высоцкий впервые появляется в кино - эпизодическая роль студента в фильме «Сверстницы» (1959).

В 1960 году по распределению Высоцкий попал в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина и до начала 1962 года сыграл в театре порядка в 8 спектаклях (почти половина спектаклей от всего репертуара). Данный период театральной карьеры тогда ещё совсем юного актёра, отмечен эпизодическими ролями артиста в спектаклях (Н: «Трехминутный разговор», «Дорога жизни» и т.д.), а также участием в массовке (Н: «Изгнание блудного беса») [2, с. 60]. После непродолжительной работы в театре миниатюр, продолжавшейся несколько месяцев, Высоцкий вернулся в театр Пушкина, где артиста вернули практически на те же роли [1. с. 158-160]. В первой половине 1960-х годов у Высоцкого также было всего несколько (семь) небольших и эпизодических ролей в кино (Н: «Карьера Димы Горина», «713-й просит посадку» и «Живые и мертвые») [3, с. 42-44]. Несмотря на малую значимость многих ролей артиста в этот период, можно утверждать, что именно в начале 60-х годов начала формироваться уникальная актёрская игра Высоцкого с неповторимым авторским почерком.

Актёрская карьера артиста пошла по нарастающей с приходом Высоцкого на работу в театр на Таганке в 1964 году, где Юрий Любимов поначалу доверил ему небольшие роли в спектаклях «Герой нашего времени» и «Десять дней, которые потрясли мир», в последнем же Высоцкий исполнял со сцены две своих песни «Войны и голодухи натерпелися мы всласть...» и «В куски разлетелася корона.» [4, с. 69-71]. Высоцкий также пел под собственную музыку стихотворения Андрея Вознесенского в спектакле «Антимиры» [5, с. 118] и сочинил песни по заданию театра специально для спектакля «Павшие и живые», в

котором он сыграл несколько эпизодических ролей.

Первая серьёзная и главная роль в театре Высоцкому досталась в 1966 году в спектакле «Жизнь Галилея», в этом спектакле артист разыгрывал образ не столько эмоциями, сколько самой темой поиска истины Галилеем [6, с. 21-22]. Герой Высоцкого в этой постановке достаточно разнился с привычным образом Брехтовского Галилея, что, безусловно, говорит о том самом неповторимом авторском почерке, который создал артист. В этом же году Владимир Семёнович сыграл в спектакле «Послушайте!», за роль в котором по итогу театрального сезона получил 2-ю премию [2, с. 204]. А в 1967 году в спектакле «Пугачев» Высоцкий сыграл роль Хлопу-ши, которая была сравнительно небольшой, но достаточно экспрессивной и эмоциональной. Образ Хлопуши-Высоцкого воспринимался как кульминация всей представленной на сцене поэмы [7, с. 2526]. Именно эта роль считается одной из знаковой и основополагающей в карьере артиста.

В 1967 году Высоцкий становится известный на всю страну благодаря своей роли в фильме «Вертикаль» не только как бард, но и как драматический актёр, исполнивший в фильме лирические песни собственного сочинения [3, с. 107-108]. Последующие роли в кино Высоцкого были довольно запоминающиеся, но не совсем первого плана. Образы персонажей артиста варьировались от обычного геолога («Короткие встречи», 1967) и бригадира («Хозяин тайги», 1969), до поручика («Служили два товарища», 1968) и Мишеля Воронова (Бродского) («Интервенция», 1968) [3, с. 88-91]. Подобный выбор разных по фактуре и характеру персонажей Высоцкому давался достаточно легко, артист мог не только сыграть роль, но и создать конкретный образ под себя настолько, насколько располагал к этому сценарий.

Говоря о 1960-х годах, стоит отметить, что именно в этот период Высоцкий становится известен советскому человеку не только как бард, но и как разноплановый

актёр и поэт, чьи песни стали звучать на сцене театра и в кино.

В 1970-х годах навсегда закрепились за Высоцким культовые роли, сыгранные им в театре и кино именно в этот период. Так, в ноябре 1971 года Владимир Семёнович сыграл главную роль в премьерном спектакле «Гамлет» [8, с. 88]. Постановка вызвала настоящий фурор, как среди театральных критиков, так и среди зрителей. Высоцкий создал абсолютно уникальный образ Гамлета, вложив в него много своих актёрских черт, что позволило сыграть эту роль совершенно под другим углом, к тому же он был в этом спектакле не только как актёр, но и как поэт. В общей сложности артист сыграл Гамлета в родном театре, а также на гастролях по СССР и по зарубежью около двухсот раз, что было рекордом в его карьере [8, с. 90].

Первая половина 70-х годов XX века в кино Высоцкий сыграл несколько ролей, которые также неким образом повлияли на создание и закрепление его неповторимого актёрского почерка. Наиболее заметными были его роли в фильмах «Плохой хороший человек» (1973), «Четвёртый» (1973) И «Единственная» (1975) [3, с. 230].

Роль Ибрагима в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» для Высоцкого стала своеобразным трамплином для достижения всесоюзной актёрской славы. В то время в профессионализме Высоцкого уже никто из режиссёров не сомневался, именно благодаря персонажу Высоцкого в данном фильме, мюзикл имел большие сборы в прокате по всему СССР. В кинокарьере Высоцкого есть единственный иностранный фильм французско-венгерского производства «Их двое», который остался достаточно незаметным для зрителя - картина не вышла в СССР [3, с. 294-296].

В период второй половины 1970-х годов Высоцкий продолжает играть в театре самую знаковую роль в своей карьере - Гамлета. В 1975 году Владимир Семёнович играет роль купца Лопухина в «Вишнёвом саду», но последней яркой и запоминающейся ролью артиста в театре считается персонаж Аркадия Свидригайлова в «Преступлении и наказании», премьера которо-

го состоялась в феврале 1979 году [7, с. 58]. В Свидригайлова, как и в других своих персонажей, Высоцкий вложил свой неповторимый шарм (герой появляется на сцене с гитарой).

Именно роль Хлопуши, Свидригайлова и особенно Гамлета можно считать самыми яркими в театральной карьере Владимира Высоцкого. Через исполнение образов этих персонажей актёр раскрыл свою внутреннюю экспрессию, благодаря им за артистом в театральных кругах закрепился чёткий образ сильного и эмоционального актёра, не только эмоционально проживающего свою роль, но и дополняя её своим творческим почерком.

В 1979 году на экраны вышел телевизионный многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», за роль Глеба Жеглова в котором Высоцкий посмертно получил Государственную премию СССР [2, с. 563]. Герой Высоцкого в фильме получил личные качества самого артиста: стремительность, молниеносность в принятии решений и способность к быстрому перемещению. Во многом данная роль была близка Высоцкому и по своему внутреннему мировосприятию, ему были близки и послевоенная атмосфера, и те блатные напевы, которыми пропитаны многие персонажи картины [9, с. 441-442.].

Последняя роль Высоцкого в кино была в мини-сериале «Маленькие трагедии» в том же году, где артист сыграл Дон Гуана. К моменту выхода картины образ Жеглова за Высоцким уже прочно закрепился, однако Дон Гуан можно считать одной из самых ярких ролей Высоцкого в кинематографе.

Таким образом, творческий портрет Владимира Высоцкого как актёра театра и кино начал формироваться ещё в студенческие годы, который с исполнением ролей в спектаклях «Гамлет», «Жизнь Галилея», «Преступление и наказание», «Пугачев» и т.д. стал наиболее узнаваем и ценен для публики. Именно в этих спектаклях Высоцкий наделил своих персонажей неповторимой фактурой и уникальными чертами, которые мог, пожалуй, отыграть только он сам. В кино же Высоцкий достаточно долгое время играл эпизодичные

роли и роли второго плана. Именно образ ним в одно целое и предстать на экране Глеба Жеглова сделал Высоцкого по- таким, каким и привык ментально видеть настоящему узнаваемым на экране, Вы- его зритель и слушатель его песенного соцкий дал этому персонажу много своих творчества. черт, что позволило ему воссоединиться с

Библиографический список

1. Зайцев С. Владимир Высоцкий: сценические работы // Вагант-Москва. 2003. № 1, 2, 3 (158-160).

2. Бакин В.В. Владимир Высоцкий без мифов и легенд. М.: Эксмо, 2010. 688 с.

3. Цыбульский М.И. Владимир Высоцкий и его «кино». Нижний Новгород: Деком, 2016. 464 с.

4. Новиков В.И. Высоцкий / научн. кон. А.Е. Крылов и И.И. Роговой. М.: Молодая гвардия, 2013. 492 с.

5. Смехов В.Б. Театр моей памяти. М.: Вагриус, 2001. 441 с.

6. Кулагин А.В. Беседы о Высоцком. М.: Издательские решения, 2016. 164 с.

7. Высоцкий на Таганке: Сборник статей / сост. С. Никулин. Алма-Ата: Союзтеатр, 1989. 80 с.

8. Золотухин В.С. Секрет Высоцкого. М.: Алгоритм, 2013. 352 с.

9. Кузнецова Е. Владимир Высоцкий в кинокритике: Образ, восприятие, оценка // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. V / сост. А.Е. Крылов и В. Ф. Щербакова. Ком. по культуре Москвы, Рос. культур. центр-музей В. С. Высоцкого. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. 720 с.

CREATIVE PORTRAIT OF VLADIMIR VYSOTSKY: THEATER AND CINEMA

S.V. Nikolaev, Graduate Student

Samara National Research University named after academician S.P. Koroleva

(Russia, Samara)

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the actor's handwriting of Vladimir Vysotsky, as one of the most prominent representatives of mass culture of a particular period. The cultural and historical significance of Vysotsky's work is revealed. The paper considers Vysotsky's creative path, which the author divides into several stages. Using the example of specific theatrical and cinematic roles, the gradual process of the formation of a unique actor's acting is considered. There is a syncretic unity in Vysotsky's work, characterized by the inseparability of the poetic, musical and acting components.

Keywords: Vladimir Vysotsky, Soviet art, culture, cinema, theater, stage image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.