Научная статья на тему 'Творческий диапазон русского монашества второй половины XVIII века'

Творческий диапазон русского монашества второй половины XVIII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
41
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий диапазон русского монашества второй половины XVIII века»

Федерация, 1930.

5. Валерий Брюсов в автобиографических записях, воспоминаниях современников и отзывах критиков [Текст] / сост. Н. Ашукин. - М.: Федерация, 1929.

6. ОР РГБ Ф.386, к.73, ед. хр. 25, л. 7.

7. ОР РГБ, Ф. 386, к. 110, ед. хр 37, л. 6 об.

8. ОР РГБ, Ф. 386, к. 110, ед. хр. 37, л. 15, 16.

9. В 1908 году вышла монография под таким названием. Экземпляр этой книги большого формата хранится в архиве В.Я. Брюсова, наряду с другими книгами, статьями и переводами с дарственными надписями А.С. Ященко.

10. ОР РГБ Ф. 386, к. 110, ед. хр. 37, л. 32.

11. Машкова, М. В. История русской библиографии начала ХХ века [Текст] / М.В. Машкова. - М.: Книга, 1969.

12. Адольф Абрамович Иоффе (1883-1927) - советский дипломат. При заключении Брестского мира был консультантом советской делегации. С апреля по декабрь 1918 года - полпред Советской России в Германии.

13. Соколов-Микитов, И. С. Давние встречи [Текст] / И.С. Соколов-Микитов. - Л.: Советский писатель, 1976.

14. Адамович, Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру Текст] / Г. Адамович. -Париж, 1961.

Н.Е. Шафажинская

ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН РУССКОГО МОНАШЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Во второй половине XVIII века в развитии русского монашества был отмечен значительный спад, вызванный процессом секуляризации, и лишь к концу столетия наметились тенденции его возрождения.

Благоприятным периодом для православного иночества явилось царствование императрицы Елизаветы Петровны, отличавшейся религиозностью и любовью к русской традиции.

Одним из ярких представителей русского монашества этого периода был епископ Белгородский Иоасаф (1705-1754), выходец из знатного малороссийского рода Гор-ленко.

В монахи юный Иоаким был пострижен с именем Иларион в пещерном храме Ме-жигорского монастыря, а через два года его возвели в Киево-Братский монастырь, при котором была академия; в нем 21 ноября 1727 года, на праздник Введения Пресвятой Богородицы, Иларион был пострижен в мантию с именем Иоасаф.

Обладая прекрасными способностями и учительским талантом, Иоасаф занимал эту должность при академии, а в 1737 году был назначен игуменом Лубенского монастыря, где трудился над его восстановлением и устройством, получив пожертвования императрицы Елизаветы, которая очень уважала святителя Иоасафа и всегда сочувственно к нему относилась. Через три года святитель был избран митрополитом Белгородским и рукоположен в Петербурге в

присутствии императрицы.

В обширной Белгородской епархии, в которой большая часть духовенства была невежественна, епископ немедленно занялся делами просвещения и даже лично экзаменовал священников. Крайне негативно Иоасаф относился к человекоугодию, лести некоторой части духовенства по отношению к людям высокого звания и богатым; способствовал искоренению грубого невежества, язычества и суеверия в народе.

Приказывая духовенству убеждать народ прекратить языческие праздники, святитель сделал очень хорошее распоряжение, чтобы священники всякое воскресенье в конце обедни учили народ правильно креститься и с голоса обучали молитвам: «Трисвятье, молитве Господней, Богородице Дево, Покаянному псалму и Символу веры, и начиная от малых младенцев до престарелых людей наизусть им сказуя, да за священником приговаривают, донележе в память им углубится» [1, с. 80-92].

Милосердие было одной из наиболее развитых в епископе Иоасафе добродетелей. Все доходы богатой кафедры он раздавал бедным, которым он был доступен. Всякий страдавший был ему близок и дорог.

Так, в Белгороде содержался под караулом важный политический преступник. Из чувства сострадания святитель посылал ему еженедельно кушанье со своего стола.

Точно предчувствуя, что век его будет недолог, Иосаф спешил делать добро и на-

полнить жизнь свою подвигами во славу Божию. Ночью, в праздники, он сам разносил милостыню бедным, делая это тайно.

Святитель Иоасаф Белгородский тяжело болел. Когда его старик-отец узнал о смерти сына, которая случилась 10 декабря 1754 года, он промолвил: «Умер он, умерла с ним и молитва» [1, с. 92].

В царствование Екатерины II, период тяжелых испытаний для Русской церкви и монашества, ученые иноки, постоянно выделявшиеся из общей среды монахов, постепенно превращались в особый привилегированный класс. Также в это время утвердилось возвышение на иерархические ступени лиц из великорусских монахов, начавшееся еще при императрице Елизавете, в то время как прежде архиереев назначали преимущественно из малороссов.

Видным иерархом Русской церкви этого периода был митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) (1730-1801).

Родившись в Москве, он получил образование в Московской духовной академии. После принятия монашеского пострига Гавриил много трудился над устройством дел как семинарии, так и над громадным хозяйством Лавры. Через три года он стал ректором академии и настоятелем Заико-носпасского монастыря; в 1763 году был назначен епископом Тверским, а в 1770году стал митрополитом, первенствующим членом Синода. Но, сверх подвига труда административного, как пишет об этом А.В. Карташев, «митрополит Гавриил вошел в историю как творческая личность в великом и славном возрождении русского монашества» [2, с. 510].

Монашество как будто стало усиленно самоутверждаться в ответ на тиски петровских реформ, сопротивляясь им и постепенно возрождаясь в лице высших ревнителей благочестия, каким и был митрополит Гавриил.

По советам своего келейника Феофана, который имел опыт жизни во многих пустынях и у многих старцев, митрополит Гавриил вызывал в свою столичную епархию этих старцев, чаще всего простецов, но людей активных и настоящих молитвенников, чтобы поручать им дело восстановления обедневших обителей.

Так, вызванный из Саровской пустыни старец Назарий стал возродителем Валаамского монастыря; старец Адриан из Брын-ских лесов (т.е. из Брянска) восстановил Коневскую обитель; старец Игнатий, вызванный из Пешноша, устроил Тихвинский монастырь.

Всюду митрополит вводил общежительный устав, который сам составлял. Он заботился о том, чтобы обители были снабжены необходимой литературой, будучи заинтересован в том, чтобы монахи занимались не только тяжелым и простым физическим трудом, но и повышали свой образовательный уровень, были бы как можно более просвещенными и относились к своему служению и вере осмысленно, с глубоким пониманием сути православия.

О вкладе митрополита Гавриила в дело просвещения православию говорит протоиерей Владислав Цыпин, называя его фундаментальные труды «О служении и чиноположении Православной Греко-Российской Церкви» и «Последование о посещении больных», а также глубокомысленные толкования митрополита на Священное Писание [3, с. 117].

Владыка Гавриил был тесно связан со старцем Паисием Величковским, состоял с ним в переписке и много способствовал на-печатанию труда преподобного Паисия -перевода «Добротолюбия».

Самым блестящим светилом иерархии Екатерининского времени А.В. Карташев называет Московского митрополита Платона (Левшина) (1737-1812), сына дьяка одного из подмосковных школ. Митрополит Платон обладал яркими творческими талантами, был прекрасным проповедником, оратором, остроумным и мудрым собеседником, кроме того, он владел многими иностранными языками - латинским, греческим, французским [4, с. 254].

Как пишет о митрополите Платоне (Левшине) Е.Н. Поселянин, «при необыкновенно выгодной наружности, обладая сердечным жаром и красноречием в высшей мере, Платон проповедовал с ревностью мужа, с силою и умилением. Его беседы возбудили в Москве общий энтузиазм, и его стали называть то "Московский апостол", то "второй Златоуст". Некоторые приводили, когда он проповедовал, к кафедре своих детей, чтобы они из воспоминаний детства имели это светлое явление; многие искали знакомства его; солнце славы его подымалось в полном блеске» [1, с. 97].

Вот фрагмент проповеди Владыки в Петропавловском соборе во время торжественной панихиды у гроба основателя русских морских сил Петра Великого: «Воз-стань теперь, великий монарх, Отечества нашего отец! Возстань и воззри на любезное изобретение твое... Возстань и насла-дися плодами трудов твоих! Флот, тобою устроенный, уже не в море Черном, не на

океане Северном, но где? Он на море Средиземном, в странах восточных, в Архипелаге, близ стен Константинопольских, в тех то есть местах, куда ты нередко око свое обращал и гордую намеревал смирить Порту. О, как бы твое, великий Петр, сердце возрадовалось, если бы ... Но слыши: мы тебе как живому вещаем; слыши: флот твой в Архипелаге, близ берегов азиатских оттоманский флот до конца истребил».

Впечатление получилось громадное. Императрица, посылая эту речь во французском переводе Вольтеру, замечала: «Сия речь, обращенная к основателю Петербурга и наших флотов, есть, по мнению моему, знаменитейший на свете памятник...» [1, с. 101-102].

Проявил себя митрополит Платон и на поприще организаторском, педагогическом: неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры, в Вифанском монастыре он основал училище по примеру святого Димитрия Ростовского. Школа митрополита Платона осталась существовать в виде Вифанской семинарии, свято чтущей память своего основателя.

В числе писательских трудов владыки несколько катехизисов, педагогические инструкции, «Краткая российская церковная история» и около 500 проповедей [4, с. 256].

Вклад митрополита Платона определяется тем, что своим служением он возвысил авторитет архипастырского сана и своей личностью вызвал всеобщую любовь народа разных сословий.

В заботе и благоустроении рядового монашества наряду с митрополитом Гавриилом более всех послужил святитель Тихон, епископ Воронежский (1724-1783).

Постриженный в монахи, Тихон скоро стал архимандритом и ректором семинарии, а затем и епископом на 37 году своей жизни: сначала викарием Новгородским, а затем самостоятельным епископом Воронежским и Задонским.

Особенно ярко созидательная деятельность святителя Тихона проявилась в восстановлении и благоустройстве жизни монашества, и более всего - в попечении об их духовном просвещении.

Так, он заставил монахов читать Новый Завет, завел на братской трапезе чтение чина пострижения и Зерцала иноческого жития; сам сочинил пятнадцать статей увещания инокам [5, с. 176].

Главные заслуги святого Тихона перед монашеством относятся к периоду его пребывания в Задонском монастыре, куда он удалился на покой по болезни и сам стал в ряды простой братии, отказавшись от вся-

кого начальства. В своих трудах этого времени (1769-1783) он развивал идеал истинного подвижничества и сам являл пример такого идеала. Все время, кроме короткого отдыха, проводил он в молитве и богословских трудах.

Из монастырской слободы к святителю приходили дети, которых он учил молитвам и приучал к Церкви. Все свое жалованье святой Тихон отдавал бедным, ходатайствовал в судах за обиженных, посещал больницы и темницы, вразумлял раскольников [6].

Выдающуюся роль в возрождении русского монашества сыграл молдавский старец - преподобный Паисий Величковский (1722-1794), многообразие дарований которого и диапазон их применения поистине огромны.

После гонений на монашество он совершал свой иноческий подвиг на Афоне и прилежащих землях ради обретения утраченных духовных сокровищ. К преподобному постепенно стали собираться иноки, которых преподобный Паисий принимал как друзей, а не учеников, не считая себя достойным учительствовать, полагая, что вместо отца и наставника необходимо учение святых и Богоносных Отцов Церкви. Такая позиция преподобного Паисия отражена в названии его автобиографии - уникальном в своем роде произведении славянской православной литературы конца XVIII века. Название автобиографии старца гласит: «Повесть о святем соборе, превозлюблен-ных о Господе отец и братий и чад моих духовных, собравшихся во имя Христово ко мне недостойному, спасения ради душевного, промыслом Божиим пребывающем во святых и честных сих обителех: во святей и велицей обители Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нарицаемей Нямец, и во святей обители Честнаго Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, именуемей Секул: како и коея ради вины, святый сей собор собрася ко мне грешному и недостойному» [7, с. 41].

Так возникло среди братства Паисия стремление писаний святых Отцов, возрастало просвещение, расцветала книжность. Осуществлялись перевод и переписка святоотеческих творений, составлялся славянский свод «Добротолюбия».

Дар наставничества, пастырства позволил великому старцу создать настоящую школу духовной жизни, давшую творческие плоды в лице его учеников и последователей. Их усердными трудами в российс-

ких монастырях возродилась иноческая жизнь, усилилась любовь к чтению, просвещению, появились старцы и настоятели монастырей, хранившие заветы старца Па-исия, вводившие в своих обителях его общежительный устав и порядки монастырской жизни. Многие светские образованные люди тоже были увлечены этим духовным движением и стали выдающимися деятелями в духе преподобного Паисия Величков-ского [8, с. 244-247].

Распространению и улучшению духовного просвещения не менее способствовали книжные труды старца. Он осуществил перевод святоотеческих писаний, найденных на Афоне, на славянский язык и исправил ошибки в текстах, уже ранее переведенных. Им была переведена с греческого «Филокалия» (в славянском переводе «Добротолюбие»), в которой собраны писания двадцати четырех Богомудрых отцов и подвижников [9, с. 32].

Благодаря преподобному Паисию в России возрождалось старчество, о значении которого И.К. Смолич сказал так: «Сама суть старчества привела к тому, что постепенно восстановлено было духовное родство между монашеством и народом» [10, с. 293].

Многие из первых созидателей и организаторов пустынножительства были представителями дворянства. Это были люди образованные, просвещенные. Путь в монашество был личным духовным подвигом для тех, кто оставлял карьеру, дом, высокое положение в обществе и подготавливал себя в отшельнической келье трудами строгого поста, молитвами, чтением трудов Святых Отцов. Можно сказать, что внимание к книжному просвещению - одна из характерных особенностей пустынножительства этого времени [11, с. 339].

Таким представителем монашества из дворянского сословия был иеросхимонах преподобный Феодор Санаксарский (в миру Иоанн Игнатьевич Ушаков; 17181791). Блестяще образованный, до монашеского пострига - гвардеец Преображенского полка, преподобный Феодор с иноками буквально возродили и восстановили Санаксарскую обитель; благодаря стараниям старца были возвращены некогда принадлежавшие ей лесные угодья, сенные покосы и рыбные ловли.

Преподобный Феодор был наделен признанным административным талантом, педагогическим и литературным дарами.

Монастырская летопись повествует о том, что преподобный Феодор, «наблюдая

сей высоко священный сан священства, правлением пустыни и всея в ней находящиеся братии достойно соответствовал должности начальника: наставлял истинной вере и благочестию приходящих к нему желающих препровождать жизнь богоугодную, ...нарочитое имел в наставлениях искусство, в рассуждениях был остр и пристрастен, и прочия, касательно благоустройства жизни человеческой, имел превосходные качества; отнюдь не склонял желание свое к стяжанию славы и богатства мира сего, но любил паче уединение и поучение словес божественных, жизнь свою посвящал трудам и попечению о спасении души человеческих» [12, с. 47].

Большое внимание преподобный уделял книжному просвещению монахов и чтению святоотеческих трудов. В монастыре постоянно комплектовалась библиотека, в которой были представлены труды Иоанна Златоуста (любимое чтение отца Феодора), Григория Богослова, Амвросия Медиолан-ского, преподобного Макария Египетского, Кирилла Иерусалимского, блаженного Феофилакта Болгарского, преподобного Иоанна Лествичника, Иоанна Дамаскина, блаженного Августина, Дионисия Ареопа-гита, святого Димитрия Ростовского, святого Тихона Задонского, митрополитов Стефана Яворского и Платона Левшина и другие.

Сам Феодор Санаксарский был одаренным митрополитом и оставил богатое духовное наследие в виде наставлений, поучений, духовных советов.

Преподобный являлся глубоким почитателем и единомышленником святителя Тихона Задонского, которого он навещал в Задонском монастыре. Так родственны между собою все святые души [13, с. 32].

Таким образом, несмотря на общую неблагоприятную атмосферу, в которой пребывало русское монашество в XVIII веке, иноческая жизнь стараниями лучших ее представителей не прекращалась. Творческий диапазон и потенциал их был объективно достаточно высоким.

В петровские времена на фоне общего усиления образовательной деятельности в России появились выдающиеся представители просвещенного монашества, стараниями которых были сделаны важные преобразования в религиозном образовании, духовном просвещении, книжности, литературном и благотворительном социальном служении. Во второй половине XVIII века ученое монашество превращается в особый привилегированный класс; в конце столе-

тия начинается монастырское возрождение, а монастыри постепенно восстанавливаются как центры духовности и высочай-

шей культуры. Этому немало способствует многообразная палитра талантов пастырей, реализованная в служении Богу и людям.

Примечания

1. Поселянин, Е. Н. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века [Текст] / Е.Н. Поселянин. - СПб., 1905. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (репринт). - С. 80-92.

2. Карташев, А. В. Очерки по истории Русской Церкви [Текст] / А.В. Карташев. - Минск: Белорусский Экзархат, 2007. - Т. 2.

3. Цыпин, В. (протоиерей). История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды [Текст] / В. Цыпин (протоиерей). - М.: Издание Сретенского монастыря, 2006.

4. Яковлев, А. И. Лекции по истории Христианской Церкви [Текст] / А.И. Яковлев. - М.: Паломник, 2006.

5. Маслов, И. (схиархимандрит). Симфония. По творениям святителя Тихона Задонского [Текст] / И. Маслов (схиархимандрит). - М.: Саммит-Издат, 2003.

6. Бухарев, И. (священник). Жития святых Православной Церкви [Текст] / И. Бухарев (священник). - М.: Отчий дом, 2003. - С. 399-400; Знаменский, П. В. Руководство по русской церковной истории [Текст] / П.В. Знаменский. - Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006.

7. Величковский, П. (преподобный). Автобиография. Житие [Текст / П. Величковский (преподобный); Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - М., 2006.

8. Четвериков, С. (протоиерей). Правда христианская [Текст] / С. Четвериков (протоиерей); Крутицкое Патриаршее подворье. - М., 1998.

9. Никодим (архимандрит). Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность [Текст] / Никодим (архимандрит). - М., 1909.

10. Смолич, И. К. Русское монашество, 1988-1917. Жизнь и учение старцев [Текст] / И.К. Смолич. - М., 1997. С. 293, 295, 310, 321, 367.

11. Кириченко, О. В. Дворянское благочестие [Текст] / О.В. Кириченко. - М.: Паломник, 2002.

12. Санаксарский монастырь [Текст]. - Саранск: Красный Октябрь, 2000.

13. Житие прп. Отца нашего Феодора Санаксарского [Текст] / Издание Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря. - М., 2000.

Н.Л. Прокопова

СТРУКТУРНАЯ ДИСЛОКАЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА

Поиск ценностного гуманитарного содержания и смысла жизни обусловил возрастание интереса к феномену культуры. Это нашло своё выражение в изучении не только культуры общества в целом, но и в изучении её локальных зон. Одной из них является сценическая речевая культура. Под сценической речевой культурой мы понимаем совокупность практического, теоретического и методического опыта. Она выступает частью театральной культуры, а через неё и частью культуры общества. В связи с этим сценическая речевая культура, так или иначе, несёт в себе черты доминирующего типа культуры общества. Правда, он преломляется в ней через посредников: театральную культуру и речевую культуру реальной действительности.

Театральная культура оказывает на сценическую речевую культуру значительное влияние. Во многом концепцию театраль-

ного искусства, а значит, и концепцию сценической речевой культуры, определяет индивидуальное мировосприятие художника или художественного содружества. Принятая в определённом художественном содружестве концепция может оставаться практически неизменной, несмотря на перемены, происходящие в культуре общества. Так, например, сценическая речевая культура Малого театра сохраняет тенденции речевой культуры конца XIX - начала ХХ столетия. Это свидетельствует о том, что сценическая речевая культура как часть театральной культуры может проявлять устойчивость по отношению к влиянию культуры общества. Нередко актёр выступает как носитель двух культур: как человек своего времени он выступает в качестве носителя действующего типа культуры общества и соответствующей ему речевой культуры, но также может быть и носите-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.