Научная статья на тему 'Творческий акт как соединение чувственного и рассудочного в теоретических работах Р. Вагнера'

Творческий акт как соединение чувственного и рассудочного в теоретических работах Р. Вагнера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р. ВАГНЕР / ЯВЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ АКТ / ПОЗНАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ / ЧУВСТВЕННОЕ / ФАНТАЗИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ / R. WAGNER / PHENOMENON / CREATIVE ACT / COGNITION / RATIONAL / SENSUAL / FANTASY / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимшин В. А.

По мнению Вагнера, главным движущим стимулом, побуждающим художника творить, является нужда. Непроизвольная и необходимая потребность вызывает чувственную деятельность, что может стать предметом мышления и знания. На этом пути могут возникнуть трудности, связанные с необходимостью соединения чувственного и рассудочного. Но настоящий художник, истинный гений способен войти в состояние, при котором происходит соединение этих противоположностей, связующим звеном между которыми выступает фантазия. Такой творческий акт сравним с чудом. Он происходит спонтанно, когда отключаются рассудочные процедуры. В такой момент рождения произведения искусства через само это произведение автор познает самого себя. Образно данный творческий процесс можно представить как любовь мужчины и женщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creative act as the compound sensuality and rationality in theoretical works by R. Wagner

According to Wagner, the main driving incentive inducing the artist to create is the need. The involuntary and necessary requirement causes sensual activity that can become a subject of thinking and knowledge. On this way there can be difficulties connected with need of connection sensual and rational. But the true artist, the true genius is capable to enter a state at which there is a connection of these contrasts as a link between which the imagination acts. We will compare such creative act to miracle. It occurs spontaneously when rational procedures are disconnected. At this moment of the birth of a work of art through this work the author learns himself. Figuratively this creative process can be presented as love of the man and woman.

Текст научной работы на тему «Творческий акт как соединение чувственного и рассудочного в теоретических работах Р. Вагнера»

во. Особой перспективой развития интегративной концепции отличаются взаимодействия форм из разных типов познания. Если взять современность, то явную актуальность демонстрируют наука и философия. Многие видные ученые-теоретики активно обсуждают традиционные философские проблемы. К таковым, безусловно, относится проблема сознания. Ныне можно считать, что она стала частью предмета науки. У книги американского математика и космолога Р. Пенро-уза «Тени разума» есть второе название: «В поисках науки о сознании», где автор проводит мысль - для новой физики нужна новая наука о сознании. В качестве способа исследования ученые используют мысленный эксперимент. Его своеобразие состоит в том, что конструируются смелые воображаемые ситуации, где возможное и невозможное определяются с позиции известных и уже познанных законов. Так, английский ученый Ст. Хокинг, разбирая проект машины времени, исходит из того, что скорость передвижения на такой машине не может превысить скорость света в вакууме (это один из постулатов специальной теории относительности). Также здесь ученый рассматривает закон соотношения энтропии и информации. Такая опора на законы науки даёт плодотворные результаты, возникли смелые и оригинальные модели. Интересны соображения Хокинга в ситуации попадания нас как макротел вовнутрь черной дыры. Что касается философских выводов из подобных мысленных экспериментов, то они тяготеют к идеям диалектической философии с особым упором на единство противоположностей: связь порядка и беспорядка, случайное сочетается с необходимостью и т. п.; связь возможного и невозможного.

Если подходить ко всему этому исторически, следует признать, что мысленный эксперимент впервые был открыт и использован в лоне философии. Уже античные философы продемонстрировали познавательные достоинства мысленного эксперимента. Так, Зенон Элейский сконструировал свои знаменитые парадоксы со стрелой, черепахой и Ахиллом в особых ситуациях, где мышление обсуждает проблемные ситуации с применением законов логики. Подобный способ был типичен и для других школ. Что привело Демокрита к выводу о существовании атомов как наипростейших элементов? Мысленные эксперименты с уменьшением объема и делением больших предметов на части. И действительно, если мы вообразим ситуацию уменьшения объема физических тел, то есть ли тут граница - предел? Демокрит такую границу признал в виде атомов, атом есть нечто неделимое, нерассекаемое.

Философия является одной из форм мировоззрения, и взаимодействие философии с современной наукой остается важной отличительной чертой науки. Здесь ярко видно, как один тип познания позитивно влияет на другой. С другой стороны, очевидно и воздействие науки на философию. Из всех структурных элементов философии наибольшим динамизмом развития обладает теория познания как эпистемология научного исследования. Философская рефлексия над историей науки дает ученым понимание тенденций научного поиска, что позволяет планировать прогресс науки, а также оптимизировать подготовку научных кадров.

Особо актуальна тема взаимосвязи типов познания при обсуждении сути возможного внеземного разума, при определении признаков которого придётся так или иначе его сравнивать с типами земного познания.

УДК 1(091):123

В. А. Тимшин

Творческий акт как соединение чувственного и рассудочного в теоретических работах Р. Вагнера

По мнению Вагнера, главным движущим стимулом, побуждающим художника творить, является нужда. Непроизвольная и необходимая потребность вызывает чувственную деятельность, что может стать предметом мышления и знания. На этом пути могут возникнуть трудности, связанные с необходимостью соединения чувственного и рассудочного. Но настоящий художник, истинный гений способен войти в состояние, при котором происходит соединение этих противоположностей, связующим звеном между которыми выступает фантазия. Такой творческий акт сравним с чудом. Он происходит спонтанно, когда отключаются рассудочные процедуры. В такой момент рождения произведения искусства через само это произведение автор познает самого себя. Образно данный творческий процесс можно представить как любовь мужчины и женщины.

© Тимшин В. А., 2016 6

According to Wagner, the main driving incentive inducing the artist to create is the need. The involuntary and necessary requirement causes sensual activity that can become a subject of thinking and knowledge. On this way there can be difficulties connected with need of connection sensual and rational. But the true artist, the true genius is capable to enter a state at which there is a connection of these contrasts as a link between which the imagination acts. We will compare such creative act to miracle. It occurs spontaneously when rational procedures are disconnected. At this moment of the birth of a work of art through this work the author learns himself. Figuratively this creative process can be presented as love of the man and woman.

Ключевые слова: Р. Вагнер, явление, творческий акт, познание, рациональное, чувственное, фантазия, воображение.

Keywords: R. Wagner, phenomenon, creative act, cognition, rational, sensual, fantasy, imagination.

Рихард Вагнер привлекает внимание не только своими новаторскими идеями в музыке, но и в не меньшей степени своей философской рефлексией, размышлениями на тему художественного творчества и творчества в целом. Объем теоретических работ композитора сопоставим с объемом работ Гегеля, а также Фейербаха и Шопенгауэра [1]. Его идеи находят отражение в философии жизни, экзистенциализме, психоанализе, феноменологии. Так, явление - одно из ключевых понятий, который Вагнер использует в своих философских построениях, близко к гуссерлев-скому понятию феномена.

Главный движущий стимул, заставляющий художника творить, по мнению Вагнера, - это потребность, нужда. Он пишет, что именно нужда заставляла его быть то писателем (зарабатывать себе на жизнь), то музыкантом (желание написать музыку к своим стихам и поэмам), то мыслителем (страстное стремление познать собственное творчество). Остановимся на последнем подробнее.

Вагнер называет причину, побуждающую художника отказаться на время от своего бессознательного творческого процесса и приступить к теоретическим умозрительным рассуждениям. Он описывает это так: «Необходимость в длительном размышлении наступает только тогда, когда художник наталкивается на значительные трудности в применении нужных ему выразительных средств, то есть тогда, когда ему затрудняют, а то и вовсе запрещают пользоваться средствами, нужными для воспроизведения его художественного замысла» [2].

В случае Вагнера для реализации идеи музыкальной драмы ему необходимо было найти оправдание соединения в единое целое разных элементов искусства: поэзии, музыки и сценического пения (оперы). Сделать это было настолько трудно, что состояние, в плен которого попал композитор, он называет болезненным, судорожным, ненормальным. Пережить такое состояние художник может только один раз, и повторить его вряд ли решится. Трудность заключается в том, что творец вынужден встать на путь профессионального теоретика, то есть спокойно, обстоятельно и аргументированно представить результаты проведенного анализа. Но для художника характерно иное мышление: «...его подгоняет страстное нетерпение, не оставляя ему времени, необходимого для тщательной обработки стиля. Ему хочется полностью передать в каждой фразе свой взгляд на искусство, которое всегда предстает перед ним целиком; неуверенность в том, что это ему удалось, понуждает его все снова и снова повторять ту же попытку, и под конец он становится раздражительным и запальчивым, что совершенно недопустимо для теоретика. Он сознает все свои недочеты и ошибки и, снова обеспокоенный этим, торопится закончить работу, вздыхая о том, что, по всей вероятности, его поймет только тот, кто разделяет его взгляд на искусство» [3].

Такие возникающие трудности, муки творчества можно объяснить еще и тем, что в подобные моменты художник пытается соединить совершенно разно проявляющие себя в обычной жизни полярности (Гете), сгустить две сложно уживающиеся противоположности: чувственное и рассудочное. И это происходит при переходе в особое состояние, когда, как говорит Вагнер, душа художника мечется между небом и адом. Желая освободиться от этого бремени, сгущая чувственное и рассудочное, творец и создает, рождает что-то новое. Это новое - чреватый пункт, про-зреваемое правило (Гете), в концентрированном виде упакованная мысль, которая ждет своего разрешения в чувственно проявляемом акте создания художественного произведения.

Вагнер говорит, что вернуться к прежнему уровню, исцелиться от тяжелого недуга ему помогла появившаяся возможность снова предаться художественному творчеству и создать такое произведение, которое отвечало бы первоначальной задумке и смогло воплотить в жизнь теоретические рассуждения. Речь идет о его музыкальной тетралогии «Кольцо Нибелунга».

Но что представляет собой творческий акт? На вопрос о высшей творящей силе Вагнер не дает однозначного ответа. Он не отказывает богу в творении и говорит, что бог творит из ничего. Причем действовать так может только он один.

Природа также творит, но творит по необходимости, непроизвольно и непреднамеренно. Конечным результатом этого процесса является человек. Он появляется сам собой, как только для этого создаются необходимые условия. После этого природа самоуспокаивается, достигает самоудовлетворения, ее революционные преобразования заканчиваются, и ее жизненная сила больше не расходуется. То необходимое, что нужно было сделать, она сделала - «вызвала к жизни великое многообразие, мужское и женское, вечно порождающее само себя, вечно обновляющееся, вечно пополняющееся, и стала в этой бесконечной взаимосвязи навечно и безусловно сама собой» [4].

По мнению Вагнера, и человек призван решить подобную задачу. Мыслитель не дает прямого ответа, что должен создать человек, однако он говорит о роли техники, об этой могучей, порожденной человеком силе. Не является ли техника и ее высший предел - человекоподобный робот, искусственный раб «свободного творца-человека которому до сих пор этот последний служил, как идолопоклонник служит идолу, которого он сделал собственными руками» [5] - тем самопорождающим началом, который призван реализовать творческий человек? В этом случае, освобожденный от забот человек, точно так же как грек, взваливший всю рутину на раба, может проявить свою активность в виде художественной деятельности. Только в отличие от греков это произойдет на более высоком уровне, сознательном, в ходе исторической борьбы и будет принадлежать всему народу.

Художник, имеющий творческий дар, включает в себя две способности. Во-первых, способность соединять такие противоположности, как чувственное и рассудочное, в концентрированном виде образно изображать внешние явления, «отдаленные от реальной природы» или, как говорит Вагнер, «сгущать в картину внешние явления» [6]. Такую способность Вагнер называет естественной. Во-вторых, способность донести до других людей данное представление об этой картине.

Первая способность связана с деятельностью мозга человека. Точно так же как глаз человека воспринимает удаленные предметы в уменьшенном виде, так и мозг человека воспринимает внешние явления весьма упрощенно в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Однако работа мозга может не останавливаться на этом и идти дальше. Необходимость и желание упорядочить, распределить, понять и объяснить многочисленные явления приводят человека в беспокойство. Для преодоления этого он ищет взаимосвязи одних явлений с другими, что позволяет рисовать более общие картины, или, по-другому, создавать образы. Такую деятельность мозга Вагнер называет фантазией. Непрекращающееся стремление фантазии направлено на то, чтобы познать явление во всей полноте. Но ей это не дано, и лишь благодаря воображению находится предполагаемая причина.

Подлинную связь явлений может найти только рассудок. Вагнер определяет его как «воображение, умеренное действительным размером явления» [7]. Именно он на следующем этапе включается в процесс, разбивая и разлагая созданный фантазией образ на отдельные части, представляя явления такими, какие они есть в действительности.

Для того чтобы передать это представление другим людям, рассудку необходимо соединить эти части в одно целое, то есть найти связь явлений. И это возможно при их сгущении. Однако полученная картина (образ) уже будет несколько отличаться от действительности явления (в той мере, в какой человек его мог понять), а те открывшиеся рассудку многосторонние связи приводят его «в смущение». В результате рассудок вынужден снова обратиться к чувству, рисуя с помощью фантазии такую картину явлений, которая и будет понятна чувству. Таким образом, именно фантазия является связующим звеном между чувством и рассудком, посредником между началом и центром, центром и конечной точкой, именно благодаря ей возможно общение между этими двумя противоположностями. Весь этот процесс Вагнер называет чудом, причем отличает его от религиозно-догматического чуда, которое в отличие от первого нарушает природу вещей, ставя божественную волю выше природы.

Сам момент творческого акта, согласно Вагнеру, несвободен, обусловлен необходимостью. Когда художник находится в состоянии поиска, подобно ученому, целенаправленно исследующему объект, тогда еще не создается произведения искусства. Это происходит вдруг, спонтанно, когда отключаются рассудочные процедуры и художнику становится все понятно и ясно. В этот момент рождения произведения искусства через само это произведение автор познает самого себя. Таким образом, творческий акт и акт познания сливаются и представляют собой одно неотделимое целое. Вот как описывает это Вагнер: «Вначале художник действует опосредованно, его творчество произвольно именно тогда, когда он стремится быть посредником и сознательно выбирает; созданное им произведение еще не является произведением искусства; его приемы - это, скорее, еще приемы ученого - ищущего, исследующего, - поэтому они произвольны и не ведут прямо к цели. Лишь там, где выбор уже сделан, где он был необходим, где он пал на необходи-

мое, - там, следовательно, где художник находит себя в своем предмете, подобно тому как современный человек находит себя в природе, - лишь там рождается произведение искусства, лишь там оно оказывается чем-то действительным, самостоятельным и непосредственным.

Истинное произведение искусства - непосредственно чувственно воплощенное - в момент своего физического рождения является искуплением художника, уничтожением последних следов творящего произвола, несомненная определенность того, что до тех пор существовало лишь как представление, искупление мысли через чувственное воплощение, удовлетворение жизненной потребности через жизнь.

В этом смысле произведение искусства как непосредственное жизненное действие является окончательным примирением науки и жизни, победным венцом, который с радостной признательностью протягивает побежденный освободившему его победителю» [8].

Представленный процесс Вагнер образно иллюстрирует на примере мужчины и женщины. Импульсом творящего разума является любовь, любовь мужчины к женщине. Желая освободиться от своего эгоизма, мужской рассудок-слово встречается с любящей его женщиной-чувством, которая достигает полной индивидуальности лишь в тот момент, когда отдается. Эта встреча неизбежна, так как каждый из них по отдельности не в состоянии понять и выразить себя. Вагнер резюмирует: «Как рассудок должен снова оплодотворить чувство, как он испытывает потребность быть понятым чувством, найти в нем оправдание, отразиться в нем и в этом отражении узнать себя, увидеть себя понятым, так и слово рассудка стремится познать себя в звуке, найти для разговорной речи оправдание в языке звуков» [9].

И действительно, не только художники, но и великие ученые часто говорили о красоте, гармонии, музыке. Их слово-рассудок нуждался в чувственном понимании, поэтому не случайно они обращались к философии и излагали свои мысли еще и на этом языке. Если уподобить рассудок-слово естествознанию (мужское начало), а чувство-музыку - гуманитарной сфере (женское начало), то можно интерпретировать вышеописанную идею Вагнера как необходимый союз и равноправное участие этих видов деятельности. Одно не может быть без другого. Лишь в соединении этих полярностей и может осуществиться творческий акт и родиться новое. А это значит, что Вагнер будет актуален не только сегодня.

Примечания

1. Ильенков Э. В. Заметки о Вагнере. URL: http://caute.ru/ilyenkov/texts/iki/vagner.html

2. Вагнер Р. Музыка будущего // Вагнер Р. Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вступит. ст. А. Ф. Лосева. - М.: Искусство, 1978. С. 495.

3. Там же. С. 518.

4. Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Вагнер Р. Избранные работы / Сост. и ком-мент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 151.

5. Вагнер Р. Искусство и революция // Вагнер Р. Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 133.

6. Вагнер Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 365.

7. Там же. С. 408.

8. Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Вагнер Р. Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 146.

9. Вагнер Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 422.

Notes

1. Ilyenkov E. V. Zametki o Vagnere [Notes on Wagner] // [Access mode] http://caute.ru/ilyenkov/texts/-iki/vagner.html

2. R. Wagner Muzyka budushchego [Music of the future] // Wagner R. Selected works / Comp. and comments Barsova I. A. and S. A. Osherov introduct. art. V. A. F. Losev. M. Iskusstvo. 1978. P. 495.

3. Ibid. P. 518.

4. Wagner R. Proizvedenie iskusstva budushchego [Artwork of the future] // Wagner R. Selected works / Comp. and comments Barsova I. A. and S. A. Osherov introduct. art. V. A. F. Losev. M. Iskusstvo. 1978. P. 151.

5. Wagner R. Iskusstvo i revolyuciya [Art and revolution] // Wagner R. Selected works / Comp. and comments Barsova I. A. and S. A. Osherov introduct. art. V. A. F. Losev. M. Iskusstvo. 1978. P. 133.

6. Wagner R. Opera i drama [Opera and drama] / Wagner R. Selected works / Comp. and comments Barsova I. A. and S. A. Osherov introduct. art. V. A. F. Losev. M. Iskusstvo. 1978. P. 365.

7. Ibid. P. 408.

8. Wagner R. Proizvedenie iskusstva budushchego [Artwork of the future] // Wagner R. Selected works / Comp. and comments Barsova I. A. and S. A. Osherov introduct. art. V. A. F. Losev. M. Iskusstvo. 1978. P. 146.

9. Wagner R. Opera i drama [Opera and drama] / Wagner R. Selected works / Comp. and comments Barsova I. A. and S. A. Osherov introduct. art. V. A. F. Losev. M. Iskusstvo. 1978. P. 422.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.