Научная статья на тему 'Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего»'

Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1060
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ВАГНЕР / ИСКУССТВО / РЕВОЛЮЦИЯ / ОПЕРА / ДРАМА / ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖНИК / WAGNER / ART / REVOLUTION / OPERA / DRAMA / GREEK ART / MODERN ART / ARTIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова Нина Александровна /.

Рассматриваются основные тенденции и задачи искусства в таких работах как «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего»»

ART

R. Wagner about the main tendencies and problems of art in works «Art and revolution», «The opera and the drama», «Future work of art» Fedotova N. (Russian Federation) Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего» Федотова Н. А. (Российская Федерация)

Федотова Нина Александровна / Fedotova Nina - преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Оганерская детская школа искусств, г. Норильск

Аннотация: рассматриваются основные тенденции и задачи искусства в таких работах как «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего».

Abstract: the main tendencies and problems of art in such works as «Art and revolution», «The opera and the drama», «A future work of art» are considered.

Ключевые слова: вагнер, искусство, революция, опера, драма, греческое искусство, современное искусство, художник.

Keywords: wagner, art, revolution, opera, drama, Greek art, modern art, artist.

Рихард Вагнер (1813-1883) - немецкий композитор, теоретик искусства, один из крупнейших реформаторов оперы, оказавший значительное влияние на всё последующее развитие музыкальной культуры.

Р. Вагнер был весьма продуктивным литератором. «Шестнадцать томов его литературных произведений и семнадцать томов писем свидетельствуют о том, что Вагнер с самых молодых лет и в течение всей жизни выступал как писатель по вопросам музыки, и не только музыки, но и всех других искусств», - пишет А.Ф. Лосев [1, 284]. Трактаты Р. Вагнера представляют собой весьма ценные материалы. Композитор подробно раскрывает свою эстетическую концепцию, по-новому освещает весьма актуальные вопросы: соотношение искусства и общества, революции и искусства, поэзии и музыки, танца и музыки и т. д. Мнение Р. Вагнера часто полемично. «Непрестанные споры возникают, прежде всего, по вопросам теории музыки и музыкальной эстетики, связанным с творчеством Вагнера. Эти споры уже давно перекинулись на проблемы философии культуры, а отсюда и на самые жгучие социально-политические проблемы современные», - замечает в этой связи А.Ф. Лосев [2, с. 67]. Эстетическая концепция Р. Вагнера интересна музыковедам, теоретикам и практикам искусства.

Тенденции развития искусства - от состояния цельности - к дифференциации и ослаблению - и далее опять к цельности (возрождение драмы).

«Точкой отсчета» для Р. Вагнера служит идеал - древнегреческая трагедия, воплощающая «общественный дух». Состояние современного искусства, по Р. Вагнеру, весьма плачевно: художники являются рабами Индустрии, несвободными ремесленниками. Современное искусство разделилось, потеряло единство, свойственное древнегреческой трагедии.

Революция является средством обновления искусства, возращения искусству социальной миссии объединения людей. У Революции и Искусства общая цель -прекрасный, сильный, свободный человек. Искусство указывает социальному движению его настоящую дорогу, воспитывает нового человека.

97

Художественное «произведение будущего» должно быть образом универсальной жизни, отражением народного мироощущения, свободной природы человека. «Произведение будущего» должно возникнуть в результате синтеза всех искусств -слияния поэзии, музыки, архитектуры, танца, живописи и т. д. Объясняя необходимость синтеза искусств, Р. Вагнер разворачивает свою теорию драмы. Такая драма - «произведение будущего» - должна быть музыкальной, так как только музыка способна изобразить человеческие переживания во всей их полноте.

А.Ф. Лосев замечает: «Мы бы сказали, что, с точки зрения последующего Р. Вагнера, музыкальная драма с её актерами, певцами и оркестром есть не что иное, как символ всей космической жизни со всей присущей ей органической и структурной необходимостью» [2, 164].

В «Опере и драме» Р. Вагнер анализирует историю развития европейской музыки и подводит к необходимости создания синтетической драмы. Здесь же Вагнер обосновывает свои подходы к мелодии, гармонии, лейтмотивам, ритму и др.

Показательно, что все высказанные в рассмотренных трактатах идеи Р. Вагнера останутся с ним до конца его дней. Еще за 9 лет до окончания Р. Вагнером его первой музыкальной драмы («Тристан и Изольда», 1859), здесь, в трактатах середины века, почти полностью сформулировано то, что можно назвать подлинной эстетикой Р. Вагнера, - его теория музыкальной драмы. Поэтому эстетику Вагнера А.Ф. Лосев называет «музыкально-драматической» [2, 296].

С точки зрения современного периода, многие взгляды Р. Вагнера являются спорными.

Это, во-первых, идеалистическое отношение к Революции как к социальному разуму (по нашему мнению, революция - это, скорее, «социальное безумие» с непредсказуемым развитием).

Во-вторых, Р. Вагнер видит только один путь развития музыки и только один её аспект. Вместе с тем, наряду с музыкой высокопрофессиональной, отвечающей эстетическим критериям Р. Вагнера, имеет право на существование и «музыка массовая», развлекательная. Талантливое произведение развлекательной музыки может быть не менее гармоничным и эстетичным, чем серьёзная развернутая симфония. Синтез всех искусств более характерен в настоящее время для эстрадного искусства, чем для композиторской музыки.

В-третьих, некоторые высказывания Р. Вагнера, с точки зрения современной науки, архаичны. Это, например, высказывания о языке: «язык - это сконцентрированная стихия голоса» [5, 162]. С точки зрения механизмов порождения речи, открытых наукой в ХХ веке, можно бы было сказать: «речь, выражаемая посредством голоса - сконцентрированная стихия выражения эмоций».

Таким образом, трактаты Р. Вагнера - и это «взгляд изнутри» на искусство XIX века.

Литература

1. Лосев А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера //

Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 275-314.

2. Лосев А. Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем // Вопросы

эстетики. Вып. 8. - М., 1968. - С. 67. Всего С. 67-196.

3. Рихард В. Искусство и революция / Пер. с нем. // Избр. работы / Сост. и коммент.

И.А. Барсовой и С.А. Ошерова; вступ. ст. А.Ф. Лосева. - М.: Искусство, 1978. - С.

107-141.

4. Рихард В. Опера и драма / Пер. с нем. // Избр. работы / Сост. и коммент. И.А.

Барсовой и С.А. Ошерова; вступ. ст. А. Ф. Лосева. - М.: Искусство, 1978. - С. 262493.

5. Рихард В. Произведение искусства будущего / Пер. с нем. // Избр. работы / Сост. и коммент. И.А. Барсовой и С. А. Ошерова; вступ. ст. А. Ф. Лосева. - М.: Искусство, 1978. - С. 142-261.

6. Федотова Н. А. Основные тенденции и задачи искусства в работе Р. Вагнера «Искусство и Революция» // Проблемы современной науки и образования, изд. «Проблемы науки», март 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.