Научная статья на тему 'Ключевые тенденции и задачи искусства в трактате Р. Вагнера'

Ключевые тенденции и задачи искусства в трактате Р. Вагнера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ВАГНЕР / ИСКУССТВО / ЧЕЛОВЕК / НАУКА / НАРОД / ДРАМА / МЕЛОДИЯ / ГАРМОНИЯ / МУЗЫКА / ПОЭЗИЯ / ТАНЕЦ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова Нина Александровна

Обоснование произведения искусства будущего через рассуждения о человеке. Народ как важная составляющая возникновения подлинного произведения искусства. Единение трёх чисто человеческих искусств танца, музыки и поэзии. Критерии «произведения будущего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые тенденции и задачи искусства в трактате Р. Вагнера»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ключевые тенденции и задачи искусства в трактате Р. Вагнера «Произведение искусства будущего» Федотова Н. А.

Федотова Нина Александровна /Fedotova Nina Aleksandrovna - преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Оганерская детская школа искусств, г. Норильск

Аннотация: обоснование произведения искусства будущего через рассуждения о человеке. Народ - как важная составляющая возникновения подлинного произведения искусства. Единение трёх чисто человеческих искусств - танца, музыки и поэзии. Критерии «произведения будущего».

Ключевые слова: Вагнер, искусство, человек, наука, народ, драма, мелодия, гармония, музыка, поэзия, танец.

Трактат написан в начале цюрихского периода жизни Р. Вагнера [1, 160].

К обоснованию произведения искусства будущего Р. Вагнер подходит через цепь рассуждений - о человеке и искусстве; об артистическом человеке и искусстве, выражающее его непосредственно; о человеке, творящем из природного материала.

В размышлениях Р. Вагнера природа, человек и искусство тесно взаимосвязаны. «Искусство так же соотносится с человеком, как человек соотносится с природой» [2, 144].

Природа «осознает» себя в человеке (через постижение себя человеком). Человек же познает природу, лишь научившись отделять себя от неё. Вместе с тем, это разделение исчезает тогда, когда человек начинает воспринимать сущность природы как собственную сущность [2, 144].

По Р. Вагнеру, жизнь человека должна стать «верным зеркалом природы» [2, 145]. Это означает сознательное следование внутренней естественной необходимости, а не подчинение внешней силе (религия, государство, предрассудки и т. д.).

Наука, напротив, идёт от представлений к действительности. Завершение науки -признание непосредственной, действительной жизни [2, 146]. Такое же признание действительной жизни - непосредственно и открыто совершается в искусстве (произведении искусства). Произведение искусства - чувственно воплощённое. Произведение искусства является с этой точки зрения окончательным примирением науки и жизни, «победным венцом, который с радостной признательностью протягивает побеждённый освободившему его победителю» [2, 147].

Важным для возникновения подлинного произведения искусства. Р. Вагнер считает народ (под народом композитор подразумевает нацию, некую общность людей) [2, 148]. Более того, народ - условие возникновения произведения искусства, поскольку в народе есть «истинная жизненная сила», бессознательная и непроизвольная [2, 151].

Изобретательны не интеллектуалы, изобретателен народ. По мнению Р. Вагнера, изобретая, интеллектуалы лишь используют или приспосабливают, а то и мельчат или портят великие народные изобретения. Р. Вагнер имеет в виду такие глобальные «изобретения», как язык, религия, государство. «Не вы даёте жизнь народу, а народ -вам; не вы побуждаете народ думать, а народ - вас. Не вы должны поучать народ, а народ - вас» [2, 153].

Для освобождения народных сил, считает Р. Вагнер, должны быть уничтожены необоснованные потребности, роскошь. Только так возникнут условия для «необходимого, истинного, непреходящего» [2, 153].

Такой необоснованной потребностью выступает мода. «Мода является искусственным возбудителем неестественных потребностей там, где не осталось естественных... Мода поэтому - чудовищная, дикая тирания, порожденная извращенностью человеческого существа» [2, 155]. Сущность моды - в единообразии [2, 156]. При современном господстве моды и абстракции (имеется в виду оторванность от жизни) строй жизни - антихудожественный.

Р. Вагнер несколько раз делает подходы к описанию «произведения будущего». Произведение будущего:

• великое универсальное произведение, включающее в себя все виды искусства;

• каждое отдельное искусство в произведении будущего - только средство, цель же - общая - непосредственное и безусловное изображение «совершенной человеческой породы»;

• такое произведение будущего - не произвольное создание одного человека, а необходимо общее дело людей будущего [2, 158].

Р. Вагнер описывает «контуры произведения будущего». Оно создаётся «общественным духом». Оно сверхнационально и универсально. Это искусство всех людей [2, 159-161].

В разделе об «артистическом человеке» Р. Вагнер рассматривает человека «как предмет и материал искусства» [2, 162]. Композитор говорит о внешнем и внутреннем человеке, причём «глазу раскрывается внешний человек, уху - внутренний» [2, 162]. Чем определённее внешний человек выражает внутреннего, тем выше он как артистический человек.

Внутренний человек, как считает Р. Вагнер, раскрывается через голос. «Звук -непосредственное выражение чувства, физическое же его местопребывание - в сердце, откуда исходит и куда возвращается ток крови» [2, 163].

Три чисто человеческих рода искусства - танец, музыка и поэзия. Первично они были едины, в единстве и в «высшей завершенности» они являются в драме. Эти три вида искусства «сплетаются в хоровод», их нельзя разлучить друг с другом, «не расстроив хоровода» [2, 164].

Жизненными потребностями человека являются общение и любовь. Такой человек всегда свободен [2, 165]. Более высоким, чем один человек, является человеческий род, сообщество людей. Для «человека чем-то более высоким, чем он сам, могут быть лишь люди, свобода и любовь». «Свобода заключается в удовлетворении необходимой потребности, высшая свобода - в удовлетворении высшей потребности, а высшей человеческой потребностью является любовь» [2, 166].

Единение искусств для Р. Вагнера сродни любви. Подобно тому, как действует любовь (через взаимопроникновение, уничтожение границ), должны взаимодействовать в идеальном произведении музыка, танец и поэзия.

В отдельности же танец, музыка и поэзия ограничены (как ограничен одинокий человек). «Наталкиваясь на собственные границы, каждый из этих видов искусства не чувствует себя свободным до тех пор, пока он не протянет через границу руку другому виду искусства - с безусловным признанием и любовью» [2, 167].

Противоположность любви - эгоизм. Он же является причиной искажений и лжи в искусстве. В искусстве эгоизм - «когда каждый отдельный род искусства выдает себя за искусство вообще и при этом в действительности лишь теряет своё настоящее своеобразие» [2, 168].

Далее Р. Вагнер рассматривает особенности и делает интересные замечания про каждый из видов искусства.

Танец - самый конкретный вид искусства. Его художественный материал -реальный телесный человек - «весь человек, с головы до пят, такой, каким видит его глаз» [2, 168].

Закономерность порядка в танце выражает ритм. Благодаря телесному человеку этот ритм - живой. Р. Вагнер воспринимает ритм как язык чувств. Ритм - не искусственное установление, по плану которого человек должен совершать телодвижения, а «открывшаяся человеку душа необходимых движений, при помощи которых он непроизвольно стремится выразить свои чувства» [2, 171].

Ритм естественно и нерасторжимо связывает танец с музыкой; без ритма нет ни танца, ни музыки.

Особенно красноречиво Р. Вагнер пишет о музыке, сравнивая её с океаном, соединяющим танец и поэзию. Музыка - «сердце человека; кровь, приводимая им в движение, придаёт облекающей человека плоти теплую живую окраску; нервам, идущим к мозгу, оно сообщает упругую энергию» [2, 177].

Элементы музыки - мелодия, гармония. Гармония - красота смены красок «в возносящихся колоннах» (аккордах). Именно в гармонии видит Р. Вагнер (новатор именно в области гармонии) источник постоянного обновления музыки.

Описание Р. Вагнером гармонии - есть, по сути, описание известной «бесконечной» гармонии его произведений. Стоит отметить, что Р. Вагнер ассоциирует выразительность гармонии с «томлением», «смертью без обретения удовлетворения» (т. е. гармонии без тонического разрешения).

«Неисчерпаемое многообразие этой смены красок, напротив, вечный и щедрый источник её непрестанного обновления, её безмерного самолюбования; дыханием, которое движет этой непрестанной, самопроизвольной сменой, является само существо звука, дух непостижимого томления и стремления сердца. В царстве гармоний нет поэтому ни начала, ни конца, и беспредметный, пожирающий сам себя душевный пыл, незнакомый со своим источником, сводится к самому себе - остается желанием, томлением, стремлением - умиранием, то есть смертью без обретения удовлетворения в каком-либо предмете, смертью без смерти, и тем самым непрестанным возвращением к самому себе» [2, 182].

Мелодия, по мнению Р. Вагнера, должна сохранять свежесть народной мелодии, отражать «живое дыхание вечно прекрасного, благородно чувствительного человеческого голоса». Такая мелодия внутренне спаяна с поэзией, есть «целостная и четко отграниченная песня на своих упругих крыльях» [2, 184]. С помощью мелодий композитор создаёт оперные арии.

Р. Вагнер делает интересные замечания о внутренних законах музыки. Музыка, отделенная от танца и поэзии, перестала следовать естественным законам и начала следовать законам, извлеченным «из самой её сущности, но не находящимся ни в каком соответствии с мерой чисто человеческих явлений» [2, 192]. То есть музыка, уже не придерживается меры внешнего человеческого облика (как танец), человеческой жизни, меры природы и т. п. Вследствие этого музыка предстает нередко в искажённом виде.

Композитор подмечает специфику музыки - она легко поддается «обману и воздействию воображения», легко создаёт для себя абстрактные законы и формирует их в целостные системы. Такая система и стала основой современной музыки: «на ней начали строить, громоздя башни одну над другой, и чем смелее была постройка, тем необходимее была прочная основа - основа, которая сама по себе не была природой» [2, 192].

Предшествующие попытки освободить и объединить три вида искусств - опера, балет - Р. Вагнер признает неудачными.

Последний раздел трактата - основные черты произведения искусства будущего. Р. Вагнер здесь повторяет и обобщает то, что было сказано в работе «Искусство и революция».

Высшая форма искусства - драма, в которой каждый отдельный вид искусства присутствует в своём предельном развитии. «Истинная драма может родиться лишь из общего стремления всех искусств к самораскрытию перед всем обществом» [2,

40

237]. Цель каждого искусства (общая с целью всей драмы) раскрывается лишь во взаимодействии всех видов искусств.

«Художественное произведение будущего является общим созданием и может быть рождено лишь общей потребностью» [2, 250]. Идеальный художник будущего, по Р. Вагнеру - «содружество художников» (а не отдельный поэт, исполнитель и т. д.).

Далее Р. Вагнер делает данное «содружество» глобальным - увеличивает его до «народа». «Кто же станет художником будущего? Поэт? Актер? Музыкант? Скульптор? Скажем без обиняков: народ. Тот самый народ, которому мы только и обязаны ещё и сегодня живущим в наших воспоминаниях и столь искаженно воспроизводимым нами единственным истинным произведением искусства, - народ, которому мы обязаны самим искусством» [2, 254].

Р. Вагнер взывает к свободным творческим силам народа: «О, ты, единственный прекрасный народ! Ты сам сотворил эту легенду, и ты сам - этот кузнец! Создай же себе крылья и взлети!» [2, 254].

Таким образом, одна из центральных идей трактата Р. Вагнера «Произведение искусства будущего» - проповедь единства всех искусств, их синтеза. Вагнер объясняет идею единства искусств с помощью своей теории драмы. Именно в драме должно происходить слияние поэзии, музыки, танца, живописи, архитектуры и др. Необходимо указать на роль народа, которая для Вагнера является основной в искусстве будущего.

Литература

1. Лосев А. Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем // Вопросы эстетики. Вып. 8. - М., 1968. - С. 67. Всего С. 67-196.

2. Рихард В. Произведение искусства будущего / Пер. с нем. // Избр. работы / Сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова; вступ. ст. А. Ф. Лосева. - М.: Искусство, 1978. - С. 142-261.

3. Федотова Н. А. Основные тенденции и задачи искусства в труде Р. Вагнера «Опера и драма» // International scientific review. 2016. №4 (14).

4. Федотова Н. А. Основные тенденции и задачи искусства в работе Р. Вагнера «Искусство и Революция» // Проблемы современной науки и образования. 2016. №5 (47). С. 243-246.

5. Федотова Н. А. Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего» // European research. 2016. № 3 (14). С. 97-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.