Научная статья на тему 'Творческие взаимодействия сибирских художников в начале XX века и поиск "сибирского стиля" в искусстве'

Творческие взаимодействия сибирских художников в начале XX века и поиск "сибирского стиля" в искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
337
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ХУДОЖНИК / ВЫСТАВКА / НАЧАЛО XX ВЕКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА / СИБИРСКОЕ ОБЛАСТНИЧЕСТВО / СИБИРСКИЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Строй Л. Р.

Исследуется творческое взаимодействие между художниками Томска, Красноярска и Алтая, проис-ходившее в начале XX века. Автор изучает выставочный процесс, настроения художественной критики и развитие идеи о «сибирском стиле» в искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие взаимодействия сибирских художников в начале XX века и поиск "сибирского стиля" в искусстве»

сквозь пыль и бездорожье. Бездорожье - это направление движения по склонам долин по следам предшественников количеством до двенадцати автомобильных колей» [3].

Действительно, монгольское «бездорожье» - одна из насущных тем на форумах путешественников и туристов. Упоминавшийся выше Анатолий Муравлёв в своих воспоминаниях «Встречи в Ховдском аймаке» пишет: «Дорог в Монголии нет. Есть направления. Точнее дорог много, но они все (как бы сказать помягче) - неблагоустроенны. Плохи дороги даже на так называемых приоритетных направлениях - например, к границе с Россией или к Улан-Батору. Наши проводники в пути ориентируются не столько по колеям, сколько по ледникам, снежинкам и очертаниям горных вершин» [4, с. 12].

Также в поездках по Монголии художнику запомнились: «Порыв резины об камень и замена колеса около торчащих из грунта археологических артефактов», «перевал, копирующий пейзаж с обветренными скалами у озера Колыванское у села Саввушка у нас на Алтае», центральная площадь г. Ховд «с великолепным, профессионально сделанным монументом герою монгольского эпоса» (речь идет о памятнике историческому персонажу - хану Галанбогшиту), «монгольские купюры «тэгрэг» с ярким, неистребимым запахом животного жира» и мн. др. [2].

Отдельно стоит сказать о мастер-классе по созданию графического портрета, состоявшемся в Ховдском Государственном университете во время второй поездки художника в Монголию, в августе 2007 года. Сергей Алексеевич поведал, что в МНР он познакомился с преподавателем Ховдской высшей школы Дамдином Гантулгой - художником-акварелистом, которого прежде мельком видел в Барнауле, в выставочном зале Союза художников. Они договорились между собой, что Боженко проведёт мастер-класс для его студентов. В личном архиве художника есть множество фотографий этого мероприятия.

Сергей Алексеевич вспоминает, что позировали ему также студенты Д. Гантулги. Из числа пришедших на мастер-класс он выбрал юношу и девушку, усадил их у окна, чтобы освещение было контрастным, а затем последовательно показывал и пояснял все стадии создания портрета. Гантулга переводил его слова на монгольский язык «и добавлял что-то от себя, как мне показалось, - комментирует автор, - «ведь новое поколение монголов русского языка почти не знает. В отличие от старого, возросшего при социализме» [1]. Также Сергей Боженко выполнил этюдный портрет самого Дамдина Гантулги. Этот рисунок, наряду с большинством монгольских работ художника, сейчас находится в собрании ГМИЛИКА («Художник-акварелист Дамдин Гантулга». Бум., санг., уголь. 31,5х42).

Подводя итог сказанному, следует сказать, что тема Монголии - яркая страница не только в творчестве Сергея Боженко, но и алтайского искусства в целом. Многие известные художники, такие как Ф. С. Торхов, М. Я. Будкеев, А. П. Щетинин, Л. Н. Пастушкова и др. неоднократно бывали в творческих поездках в МНР, и каждый из них по-своему увидел и создал образ этой страны. Монголия, запечатлён-ная Сергеем Боженко - это, прежде всего, десятки портретных образов, многообразие характеров и лиц людей, с которыми художнику посчастливилось познакомиться. Не случайно персональная выставка С. А. Боженко в галерее «Universum» в октябре 2007 года называлась «Портрет современника: взгляд из Монголии» [5].

Список источников и литературы

1. Личный архив Сидоровой О. В. Письмо С. А. Боженко. 6.05.2017.

2. Личный архив Сидоровой О. В. Письмо С. А. Боженко. 7.05.2017.

3. Личный архив Сидоровой О. В. Письмо С. А. Боженко. 8.05.2017.

4. Муравлев, А. С. Встречи в Ховдовском аймаке / А. С. Муравлев // Бийский вестник. - № 3. - 2017. -

С. 8.

5. Портрет современника: взгляд из Монголии: каталог выставки рисунков Сергея Боженко. - Ховд; Барнаул, 2007. - 4 с.

УДК 7.071.1(571.1/.5)'' 1907/1937''

Л. Р. Строй

Красноярский государственный институт искусств,

Красноярск, Россия

ТВОРЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА И ПОИСК «СИБИРСКОГО СТИЛЯ» В ИСКУССТВЕ

Исследуется творческое взаимодействие между художниками Томска, Красноярска и Алтая, происходившее в начале XX века. Автор изучает выставочный процесс, настроения художественной критики и развитие идеи о «сибирском стиле» в искусстве.

Ключевые слова: Сибирь, художник, выставка, начало XX века, художественная критика, сибирское областничество, сибирский стиль.

L. R. Stroy

Krasnoyarsk State Institute of Arts, Krasnoyarsk, Russia

CREATIVE INTERACTIONS OF SIBERIAN ARTISTS AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY AND SEARCH FOR «SIBERIAN STYLE» IN ART

The creative interaction between the artists of Tomsk, Krasnoyarsk and Altai, which took place at the beginning of the 20th century, is being explored. The author studies the exhibition process, the moods of art criticism and the development of ideas about the «siberian style» in art.

Keywords: Siberia, artist, exhibition, the beginning of 20th century, art criticism, Siberian region, «siberian style».

Начало XXI века характеризуется повышенным интересом исследователей к художественному наследию Сибири. Неоценимый вклад в изучение истории регионального искусства внесли сибирские ученые П. Д. Муратов (Новосибирск), В. Ф. Чирков (Омск), М. В. Москалюк (Красноярск), Т. М. Степанская (Барнаул) и многие другие искусствоведы, чьими усилиями картина региональной художественной жизни прошлого уточняется, корректируется и расширяется.

И все же сведения о культуре Сибири прошлых столетий еще требуют осмысления и ликвидаций лакун. Бесценным источником для исторических реконструкций творческих процессов является местная периодическая печать и архивные документы. Их изучение способствует выявлению одной из важнейших характеристик культурного процесса Сибири - восприимчивость мастеров к новым художественным традициям; их осмысление, синтез и включение в творческий поток; потребность в профессиональных взаимодействиях. Огромная территория, распростертая от Уральского хребта до восточных рубежей страны, была пронизана «культурными коммуникациями», проложенными в основном, экспозиционной деятельностью, публикациями в местной периодике, художественной этнографией, и наконец, мечтой о «сибирском стиле» в искусстве. Рассмотрим как осуществлялись эти процессы между тремя художественными центрами региона - Томском, Красноярском и Алтаем.

Начало формирования культурных связей между сибирскими городами относится к концу XIX века. На становление этого процесса повлияло несколько событий. Во-первых, строительство железнодорожной магистрали, способствующей творческому взаимодействию регионов. Во-вторых, сложение художественной критики Сибири, которая позволяла художникам и зрителям погрузиться в творческую жизнь не только своего города, но и соседей. В-третьих, открытие первого Сибирского университета (1888 г.), который позволил Томску стать региональным культурным центром, способствовавшим интенсивности и качеству художественных событий, в том числе в региональных городах. В-четвертых, создание в Центральной России общественных творческих организаций, к которым примыкала и сибирская молодежь, в том числе, ратовавшая за культурное процветание региона.

В 1860-х годах кружок, возглавляемый студентом Щукиным, объединил петербургских студентов-сибиряков, которые мечтали об административной, экономической и культурной автономии Сибири. Система идей, названная сибирским областничеством, была воспринята властями как мятеж. В 1865 году члены землячества были арестованы и осуждены по делу «Общества независимости Сибири». Однако идеологи областничества не отказались от убежденности в том, что Сибирь должна развиваться не как колония, а как самодостаточный регион, сильный своими природными и человеческими ресурсами.

Наиболее полно программа областников реализовалась в культурном пространстве Томска. В 1902 году в город приехал один из лидеров областничества Григорий Николаевич Потанин. Он сразу стал центром активной общественной жизни Сибирских Афин, как тогда называли Томск, авторитетом среди творческой элиты города: ученых, художников, музыкантов, журналистов и т. д. Для них идея развития местного искусства была созвучна убеждениям критика В. В. Стасова, мечтавшего о подъеме русского национального искусства. Поэтому томичи все творческие события региона воспринимали как важнейшее общесибирское явление, а профессиональные взаимодействия сибирских мастеров как новый и крайне необходимый этап художественного развития территории за Уралом.

В 1909 г. Потаниным и его единомышленниками было основано Томское общество любителей художеств (1909-1919). Члены объединения способствовали проведению художественных выставок, писали на них отзывы, содействовали общению сибирских мастеров, ратовали за создание «сибирского стиля» в искусстве.

Григорий Николаевич Потанин активно отзывался в прессе на все художественные выставки, проходившие в Томске. Более всего, ему было созвучно искусство мастеров, писавших природу Сибири, ее быт и культурные явления. Особенно теплые отношения у Григория Николаевича сложились с алтайским художником Г. И. Чорос-Гуркиным. В рецензиях на его работы Потанин блистал своей научной

эрудицией: «Два больших полотна отданы Белухе. Одно полотно - вид Белухи с севера, с Яламанскаго перевала (по каталогу № 4). Яламанскиий перевал находится на гребне Терактинского хребта. Чтобы попасть сюда с Биийскои равнины, художник должен был сначала подняться на Семинскиий хребет, спуститься с него в долину Урсула, на дне которой лежит селение Онгудай, и затем опять подняться на горы» [1, с. 3].

Творчество Гуркина знал и любил томский зритель. Алтайский живописец участвовал в работе первой сибирской передвижной выставки (1903 год), которую в Томске за 18 дней работы посетило около 5000 человек. Тогда сибирская публика только знакомилась с его искусством, критики ошибочно называли его «Буркиным», а творчество - подражательством манере его педагога И. И. Шишкина. В декабре 1907 года в Томске открылась персональная выставка самобытного художника, вошедшая в историю сибирского искусства, как «неделя Гуркина». Экспозиция буквально «взорвала» город: небывалый зрительский интерес, более половины проданных работ, множество заказов и безусловный авторитет, завоеванный в местных художественных кругах.

Под впечатлением этой выставки, летом 1908 года томские художники, заинтересованные красотами природы Алтая, отправились на пленэр в село Анос. Итогом этой экспедиции стала первая периодическая выставка картин прикладного искусства и скульптуры, где живописцы, будущие члены ТОЛХ: Базанова, Капустина, Рокачевский, Ткаченко, Лукин, Щеглов, Соловкин, Сухова, Аронова и другие, представили вниманию публики 350 работ. С этого события творческие взаимосвязи томских и алтайских художников активно развивались: Гуркин продолжал общаться с томской публикой на выставках 1910 и 1915 годов. Знали его творчество и красноярцы.

Красноярский общественный деятель, краевед, фольклорист Мария Васильевна Красноженова поддерживала дружеские отношения с Григорием Ивановичем. В письме к ней, живописец в 1910 году интересовался культурными событиями в Красноярске и настроением золотопромышленника и мецената Петра Ивановича Гадалова, который сделал Гуркину заказ: «Сейчас я ему посылаю его заказ - две картины. Как они ему понравятся ли нет? Интересно знать. А писал их я настроением, и ему первому посылаю работу после летнего отдыха» [2, л. 1].

В этом же году Гуркин выставлялся в Красноярске и эту экспозицию обозреватели называли «крупным событием общественнаго характера» [3, с. 3]. Только в первый день количество посетителей достигло 400 человек. Всего с творчеством Григория Ивановича познакомились 1160 зрителей, было продано 266 каталогов и открыток с репродукциями работ художника на сумму 100 рублей. Примечательно, что часть заработанных средств было отчислено в пользу нуждающихся учеников Рисовальных классов, открытых в Красноярске 27 января 1910 года. В 1911 году красноярцы познакомились не только с творчеством Гуркина, но и его земляка Андрея Осиповича Никулина. Их работы участвовали в работе передвижной выставки, организованной ТОЛХ для томичей и красноярцев.

На передвижной выставке 1916 года работы Гуркина соседствовали с полотнами красноярских художников. Экспозиция, названная «Первой сибирской выставкой картин и скульптуры сибирских художников», объединила 276 работ 18 мастеров. Художественные критики Красноярска, более инертные и менее просвещенные, чем их томские коллеги, на это культурное событие отозвались активно. Ими были отмечены произведения профессиональных мастеров: Гуркина, Каратанова, Сергеева, Овчинникова, Ладейщикова, Вочнера, Померанцева, а также начинающих художников: Золотухина, Попова, Ефремова, Лекаренко, Летунова, Шнейдера. И хотя авторы заметок подчеркивали высокий художественный уровень выставки, только работы двух живописцев - красноярца Дмитрия Караганова и алтайца Григория Гуркина - были удостоены самой высокой оценки критиков: «... Сибирь, настоящая Сибирь, хмурая и ласково-величественная, чувствуется только у Каратанова и Гуркина. Им она поддается, - покоренная талантом влюбленных в нее художников.» [4, с. 4]. Жанр пейзажа, в котором работали эти мастера, эпичность их работ, вневременность сюжетов, пространственность композиций выражали образ Сибири, ее душу, ее красоту, ее суть.

В творчестве этих больших мастеров наиболее зримо проявлялась идея «сибирского стиля» в искусстве, развитие которой инициировали члены ТОЛХ в начале XX века. На заседаниях Общества периодически обсуждался вопрос «сибирского стиля»: анализировались темы, мотивы, рассматривались работы (в том числе декоративно-прикладные), в которых этот стиль, на их взгляд, проявлялся, упоминались художники, которые применяли данный стиль в своем творчестве [5, с. 2]. На Всероссийском съезде художников (Санкт-Петербург), прошедшем в 1912 году, позицию ТОЛХ представлял А. В. Адрианов. Делегатам съезда он докладывал, что «от ритмики и цветового строя орнамента народов Сибири сибирские художники намеревались начать поиски местной самобытности» [6, с. 6]. Столичным мастерам эта «экзотичная» тема была интересна, известно, что в Москву приглашали писателя-этнографа, исследователя Енисейского и Туруханского севера В. И. Анучина прочесть несколько лекций о художественном творчестве северных коренных народов. Пропагандистом

«сибирского стиля» был томский художник Михаил Михайлович Щеглов, на страницах местной прессы он писал: «Издается ли книга, да еще о Сибири, печатаются ли афиши, плакаты, вывески, -все это может быть сделано в местном духе. Строиться ли театр, взять хотя бы одно фойе, сколько интересных мотивов может дать Сибирь для панно! Строится ли музей, как богато можно отделать его снаружи и внутри. Для профессиональной школы сибирский стиль может дать много интересного [7, с. 3]. По заказу столичного издателя Сытина, Щеглов иллюстрировал в «сибирском стиле» сказки Н. Шкляра «Авиационная неделя» (рисунки пером) и «У царевны Динь» (акварель), которые были изданы в 1912 г.

В 1920 году умер Г. Н. Потанин, в годы Гражданской войны расстреляли А. В. Адрианова. В Красноярске была попытка организовать процесс над областниками. Не избежал трагической судьбы и самобытный алтайский живописец Григории Иванович Чорос-Гуркин. Он, как утверждал В. Трудовой в своей статье «Борьба и поражение», опубликованной в газете «Звезда Алтая», твердил об автономности Алтая и содействовал организации контрреволюционного фронта на Улале. Художник был объявлен «врагом народа», завербованным Г. Н. Потаниным для работы на японскую разведку. Живописца расстреляли в 1937 году.

До этих драматичных событий в Сибири была попытка объединить региональных художников в единый профессиональный союз. Данная идея принадлежала Алексею Васильевичу Вощакину, ученику Каратанова. Со своими единомышленниками он утверждал, что «...малокультурной Сибири нерационально распылять силы, разбиваться по разным группировкам» [8, с. 207] и основал общество «Новая Сибирь» в Новосибирске (1926 год). В 1927 году объединение провело Первую Всеси-бирскую выставку живописи, скульптуры, графики и архитектуры и Первый сибирский съезд художников, делегаты которого подчеркивали, что вопросы художественной формы созвучны теме «сибирского стиля». Рассуждая об этом, Вощакин отмечал, что областники «.подпортили нам: они ставили политический вопрос в полном отрыве от России, все сибирское ставили в противовес ей. Мы же не мыслим Сибирь отдельно от СССР. У нас одни задачи - экономические и культурные» [8, с. 214].

Отметим, что областники никогда не высказывались против взаимодействия с художественными силами страны, они ратовали за экономическую самостоятельность и культурную целостность региона. В последнем «Новая Сибирь» стала своего рода преемницей их идей. Эти устремления восприняли художники Иркутска, Томска, Красноярска, Алтая, Минусинска, Омска - люди, пережившие «ледниковый период», как выразился об этом историческом этапе иркутский художник И. Л. Копылов, Первую мировую войну, революцию, Гражданскую войну, связанный с голодом, смертью, эпидемиями, отсутствием жилья, безработицей, арестами, обвинениями в контрреволюционных действиях, конкуренцией халтурщиков и, наконец, с абсолютной социальной невостребованностью. Делегаты Первого сибирского съезда художников с воодушевлением восприняли инициативу создания единого творческого цеха. Успешно проведя первую Всесибирскую выставку, они, организовав сеть филиалов в крупных сибирских городах, начали подготовку к следующей экспозиции. В 1931 году данный процесс был прерван: общество «Новая Сибирь» было ликвидировано, 1933 году арестован А. В. Вощакин, в 1937 году - расстрелян. В целом, из 37 участников Первого сибирского съезда художников 9 человек подверглись репрессиям.

Однако, одна из позиций, декларированных «Новой Сибирью», была реализована - процесс по организации регионального художественного цеха был подготовлен, запущен и оформился созданием в 1932 году единого Союза советских художников. Теперь мастерам предстояло найти актуальные темы, востребованные жанры, выразительные образы, художественные приемы, созвучные устремлениям нового зрителя - строителя социалистического мироздания. Начался советский этап истории сибирского искусства.

Список литературы

1. Потанин, Г. Н. Выставка Гуркина / Г. Н. Потанин // Сибирская жизнь. - 1910. - № 49 (4 марта). - С. 3.

2. Архив Красноярского краевого краеведческого музея. О/Ф 13020/17 Д10888.

3. Театр и зрелища. Выставка картин // Красноярская мысль. - 1911. - № 64 (22 марта). - С. 3.

4. Байкалов, С. На выставке картин / С. Байкалов // Сибирская мысль. - 1916. - № 30 (4 мар.). - С. 3-4.

5. игЬапш. Сибирский стиль или орнамент? / ИгЬапш // Сибирская жизнь. - 1912. - № 4 (5 января). - С. 2.

6. Муратов, П. Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов / П. Д. Муратов. - Ленинград : Художник РСФСР, 1974. - С. 143.

7. Щеглов, М. Сибирский стиль в прикладном искусстве / М. Щеглов // Сибирская жизнь. -1909. - № 4 (6 янв.). - С. 3.

8. Первый сибирский съезд художников // Сибирские огни. - 1927. - № 3. - С. 204-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.