Научная статья на тему 'Творческие индустрии как фактор развития территорий'

Творческие индустрии как фактор развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молодова Е. П.

В статье анализируется практика социально-экономического развития старопромышленных городов в постиндустриальный период. Приведены как теоретические представления о городском развитии, так и конкретные примеры трансформации экономики старопромышленных городов в западных странах (США, Франция, Италия, Германия, Великобритания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие индустрии как фактор развития территорий»

Необходимыми условиями создания энерготехнологического кластера являются:

1. Оценка конъюнктуры внутреннего и мирового рынков на различные виды продукции из углей.

2. Определение и анализ угольных объектов, планируемых в качестве сырьевой базы производства нетрадиционной продукции.

3. Анализ состояния инфраструктуры для организации добычи и переработки углей и возможностей вывоза готовой продукции к портам и железнодорожным станциям.

В целом проблема комплексного использования углей требует координируемых государством мер по решению экономических, правовых, нормативно-методических и технико-технологических вопросов.

Список литературы:

1. Антрацит. Ресурсы, свойства, химическая технология переработки: монография / Под общей ред. д-ра техн. наук Ю.И. Куракова / Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2008.

- 254 с.

2. Государственно-частное партнерство: теория и практика [Текст] / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев и др.; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 287 с.

3. www.tek-russia.ru/issue/artides/artides_28.html (дата обращения 09.08.11).

4. www.globalsib.com/10390 (дата обращения 09.08.2011).

ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ1

© Молодова Е.П.*

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

г. Пермь

В статье анализируется практика социально-экономического развития старопромышленных городов в постиндустриальный период. Приведены как теоретические представления о городском развитии, так и конкретные примеры трансформации экономики старопромышленных городов в западных странах (США, Франция, Италия, Германия, Великобритания).

1 Работа выполнена в рамках Темплана-2011 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.5.10).

* Студент кафедры «Национальная экономики и экономическая безопасность».

Современные тенденции развития мировой экономики характеризуют ее переход на новую стадию общественно-экономического развития, а именно, одним из основных направлений трансформационных преобразований в экономике является переход от промышленной к инновационной экономике, экономике знаний. К основным характеристикам данного перехода можно отнести [1]:

1. Перенос центра тяжести в сторону производства услуг от производства товаров, причем в структуре первых все большую долю занимают «социальные услуги» (образование, здравоохранение, бытовые услуги, сфера развлечений);

2. Основной характеристикой трудового процесса становятся межличностные коммуникации;

3. В структуре занятости профессиональный и технический класс специалистов доминирует над рабочим классом;

4. Знание и технологии стали основным ресурсом развития общества.

Активное участие страны в мировом хозяйстве определяет необходимость учета в своем развитии выделенных характеристик и принятия мер для адаптации экономики к изменяющимся внешним условиям. Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника системы международных экономических отношений в международном разделении труда сопряжено с рядом особенностей. Экономика России - это система, характеризующаяся неравновесностью и неустойчивостью развития: неблагоприятные конъюнктурные изменения внешних условий в том или ином секторе не могут быть компенсированы за счет ресурсов других секторов. Необходимый режим деятельности, достижение поставленных целей, а иногда и выживание этих систем обеспечивается посредством качественного управления.

На сегодняшний день все большую актуальность приобретает вопрос регулирования экономики старопромышленных территорий. Данный факт объясняется тем важным значением, которое имеют системы индустриальных городов для экономики страны, сложной экономической и социальной ситуацией в указанных городах, что ставит под угрозу существование тысяч человек, а также препятствует формированию экономики, отвечающей требованиям устойчивого развития.

В рамках рассмотрения данного вопроса следует сформулировать следующее определение старопромышленной территории: это территория, на которой исторически сложилась концентрация индустриальных отраслей, что определило экономическую, социальную и пространственную структуру города, не соответствующую новым условиям и требованиям [2].

Причины возникновения промышленных городов связаны с тем, что их появление в структуре российской экономики является вынужденной необходимостью, поскольку это специфичный для России способ адаптации раз-

мещения производительных сил к особым климатическим и географическим условиям страны, более того, оно закономерно и не может быть однозначно оценено положительно или отрицательно. Смена общественно-политического устройства, переход к рыночной экономике обусловили возникновение проблемы таких территорий: невозможности их эффективного функционирования в условиях сложившейся системы.

Осуществление управления экономикой напрямую связано с совершенствованием механизма реализации региональной политики, поскольку в условиях изменяющихся систем традиционные способы управления малоэффективны.

Поскольку история возникновения и условия развития промышленных городов различны, в настоящее время нет универсального инструмента, эффективно решающего основные проблемы таких территорий. Тем не менее, решение проблемы должно основываться на принципе совокупной ответственности местных, региональных и федеральных органов управления и решаться согласованно. На сегодняшний день основными среди подходов к решению данной проблемы можно выделить две стратегии: повышение эффективности использования имеющихся ресурсов («адаптивная реструктуризация») и полная смена специализации («креативное разрушение») [1].

«Адаптивная реструктуризация» основывается на уже существующей структуре экономики территории, учитывает специализацию крупных промышленных предприятий и рассматривает их как основу дальнейшего экономического развития. Данный подход основывается на том, что институциональная среда региона имеет значительное влияние на адаптивную способность существующих хозяйствующих субъектов. Соответственно при разработке стратегии акцент смещается в сторону создания условий для реструктуризации существующей базы. Данная концепция применялась в рамках поддержки монопрофильных территорий органами государственной власти для преодоления последствий кризиса.

Вторая стратегия - «Креативное разрушение» - подразумевает создание совершенно новых индустрий, которые не основываются на местных ресурсах развития, поскольку между необходимыми им условиями (уровень знаний и навыков) и местной средой существует большой разрыв. Тем не менее, очевидно, что и в данном случае необходимы некоторые условия возникновения таких индустрий - развитая система образования и открытая разнообразная среда. Поэтому возникновение «креативного разрушения» в большей степени характерно для городов, развивающих креативные индустрии.

При этом одна стратегия не исключает - и даже, наоборот, в обязательном порядке включает - элементы другой. Так, продолжение «промышленного» тренда старопромышленных городов обязательно включает элементы постиндустриальной экономики, поскольку подразумевает, во-первых, активную реструктуризацию социальной инфраструктуры, во-вторых, дивер-

сификацию экономической базы города, в том числе развитие третичного и четвертичного секторов, в-третьих, изменение имиджа города (в чем нуждаются практически все старопромышленные города), для чего развитие творческих индустрий является необходимым элементом.

Творческие индустрии - это тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступает творческая, культурная компонента [3]. Творческие индустрии - это действенное средство, меняющее облик городов, улучшающее качество жизни граждан, способствующее экономическому росту территорий и снижению социальной напряженности.

Новый подход к городскому развитию влечет за собой необходимость новой политики по привлечению и удержанию человеческих ресурсов. Сегодня необходимо говорить о создании рабочих мест, привлекательных для современного горожанина.

Первой страной, развивающей творческие индустрии на государственном уровне, выступила Великобритания. Опыт был подхвачен другими европейскими странами, а к сегодняшнему дню охватил практически все развитые страны Европы, Америки, Юго-Восточной Азии. В последние годы в этой сфере успешно проявили себя Китай, страны Прибалтики и Латинской Америки.

Развитие творческих индустрий в Европе напрямую связано с перепрофилированием городов. Промышленный кризис в 1970-х гг. в таких городах, как Манчестер в Великобритании, Лион во Франции, целом ряде городов в Рурской долине в Германии, сформировал комплекс проблем, связанных с закрытием промышленных производств - массовая безработица, деградация городской среды и т.д.

В городе Шеффилд в Великобритании начали развивать творческие индустрии в 1980-е годы, когда традиционная металлургическая и угольная индустрия была свернута в силу глобальных изменений в экономике. В 1988 году в центре города был создан квартал креативных индустрий, главной целью которого являлось создание альтернативных рабочих мест и индустрии после закрытия в 1970-е годы традиционной для Шеффилда угольной промышленности. К 1998 году Шеффилд стал известен не только в Великобритании, но и за рубежом как пример экономического возрождения средствами культуры и творчества. Анализируя опыт Германии по перепрофилированию городов Рурской долины, где бывшие промышленные предприятия стали центрами туризма, культуры и творчества, можно выделить город Эссен, который в 2010 году стал культурной столицей Европы.

Развитие творческих индустрий в России. По данным отчета ООН «Креативная экономика», вклад креативных индустрий России в мировой ВВП составляет всего 0,2 % (для сравнения, Китай - 18, Италия - 8, США - 7, Великобритания - 6) [4].

В Китае перешли от локальных базаров к масштабным ярмаркам, представляющим предприятия творческих индустрий и их продукцию. В последние 4-5 лет наиболее развитые города Китая, такие как Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, Wuhan, Suzhou, Nanjing, Hangzhou, Changsha стремятся трансформировать экономику городов. Развитие креативных индустрий поддерживается на уровне государственной и муниципальной политики. Гонконг уже в 1996 году был мировым лидером по производству творческих продуктов, когда он еще являлся колонией Великобритании. Его экспорт возрос с 24,4 млрд. долларов в 1996 г. до 27,7 млрд. долларов в 2005 г.

В рамках направления «креативное разрушение», которого придерживались власти при развитии экономики рассмотренных территорий промышленность уже не рассматривалась как перспективное направление городской экономики. Основной акцент делался на постиндустриальные виды деятельности:

- развитие исследований и разработок, инновационная деятельность (в том числе в сфере прежней промышленной специализации);

- развитие культурного потенциала;

- предоставление социальных услуг, в первую очередь в таких сферах, как образование и здравоохранение;

- развитие туризма в различных формах: досуговый, спортивный, культурный, бизнес-туризм;

- превращение города в торговый и транспортно-логистический центр.

Проведенный анализ позволяет сформулировать рекомендации как по поддержке процесса перестройки экономики и облика старопромышленных городов с федерального уровня, так и по стратегиям городских властей. В настоящий момент деятельность в данном направлении связана в первую очередь со строительством и модернизацией крупных промышленных предприятий, необходимо переориентировать акценты на развитие и поддержку образовательной и медицинской инфраструктуры: строительством крупных современных медицинских центров, создание новых и развитие существующих университетов.

Хотя такие направления политики, как поддержка инновационного развития, содействие малому и среднему бизнесу, маркетинг территории, становятся все более популярными среди региональных и городских властей, в большинстве регионов основное внимание по-прежнему уделяется развитию крупной промышленности.

Список литературы:

1. Стратегии развития старопромышленных городов: международный опыт и перспективы в России / Под ред. И. Стародубровской. - М.: изд-во Института Г айдара, 2011.

2. Глонти К.М. Старопромышленные регионы: проблемы и перспективы развития. Проблемы федерализма // Журнал «Регионология». - 2008. - № 4.

3. Интернет-портал агентства «Творческие индустрии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.creativeindustries.ru/rus/creative_industries.

4. О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП в 2005-2007 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/ bgd/free/b02_18/IssWWW.exe/Stg/do0o/i040070r.html.

БЮДЖEТИРOВAНИE, ^К МEТOД ФИНAНСOВOГO ПЛAНИРOВAНИЯ ^ ПРEДПРИЯТИЯХ ГAЗOСНAБЖEНИЯ И ГAЗOРAСПРEДEЛEНИЯ

© Фoминых Н.В.*

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Термин «бюджет» в последние годы занял прочное место в работах российских экономистов. Современные условия хозяйствования обусловили смещение акцентов в сторону управления финансами предприятий с целью обеспечения их устойчивого развития и достижения стратегического успеха. Для этого необходима разработка эффективной системы обеспечения предприятия финансовыми ресурсами и их выгодного размещения. Такой системой в настоящее время является бюджетирование. Выработка обоснованных управленческих решений -это цель и одновременно главная задача бюджетного процесса, которая является результатом планирования, исполнения, контроля и анализа бюджетов.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета. Так, И.Т. Балабанов выделяет четыре функции бюджетирования: планирование, координирование, стимулирование и контроль [1, с. 186-187]. Шеремет А.Д. к вышеуказанным функциям бюджета добавляет еще две: оценка эффективности работы предприятия и обучение менеджеров [2, с. 87-89]. Стоянова Е.С. рассматривает только пять функций бюджета: планирование, коммуникация и координация, ориентация на достижение задач, контроль, повышение профессионализма [3, с. 411-412], опуская оценку экономической эффективности принимаемых решений и стимулирование трудового коллектива.

Следует отметить, что отсутствие среди экономистов единогласия в части определения функций бюджетирования определяется тем, что, как верно подчеркивает В.Н. Самочкин, выделяя только две из них - планирова-

* Аспирант кафедры «Производственный менеджмент и организация предпринимательства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.