Social-humanitarian review
DOI 10.24411/2346-8408-2018-10006
Creative Industries and Clusters — an Active Tool Aesthetizing the modern Urban Space
Творческие индустрии и кластеры — активный инструмент эстетизации современного урбанистического пространства
Arnold Armovich Oganov,
doctor of philosophy, professor of the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University
Irina Georgievna Khangeldieva,
doctor of philosophy, professor of the Faculty of Pedagogical Education of Lomonosov Moscow State University E-mail: [email protected]
Арнольд Арамович Оганов,
доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Ирина Георгиевна Хангельдиева,
доктор философских наук, профессор факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 09.00.04 — Эстетика
Annotation. The article is devoted to the problem of revealing the role and significance of creative industries as an important stimulating resource in expanding the aesthetic component in the modern urban space abroad and in Russia
Key words: creativity, creative class, creative city, creative industries, creative economics, mapping
Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления роли и значения творческих индустрий как важного стимулирующего ресурса расширения эстетического компонента в современном урбанистическом пространстве за рубежом и в России.
Ключевые слова: творчество, креативность, креативный класс, креативный город, креативная экономика, творческие индустрии, картирование
Современное общество трудно представить без повышенного интереса к творчеству, а точнее креативности. Финал из знаменитого стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» часто перефразируют, заменяя глагол «светить» на глагол «творить». В сущности, такая замена не противоречит смыслу стихотворения. «Светить всегда, //светить везде, //до дней последних донца, //светить — и никаких гвоздей! //Вот лозунг мой — и солнца»! Важно отметить, что творчество и креативность очень близкие родственные понятия, однако не синонимы. Критерием творчества является новизна. К креативности добавляется еще практическая результативность. Лозунгом нового тысячелетия стало практическое творчество, творчество не столько ради удовольствия, сколько творчество ради результата. Еще очень важным нюансом совре-
Умей творить из самых малых крох.
Иначе для чего же ты кудесник?
Среди людей ты божества наместник, Так помни, чтоб в словах твоих был Бог.
К. Бальмонт
менности становится творчество, основанное на материальных минимальных ресурсах. Основным ресурсом становится интеллектуальный. На авансцену культурных практик выходит креативный подход, способствующий максимально выявлять творческий потенциал человека.
Ключевым понятием последнее времени выступает понятие креативности, которое из научного термина не случайно вошло в широкий речевой оборот. Однако еще в первой половине XX века понятие креативности не было известно даже в профессиональных кругах. Первоначально феномен креативности привлек внимание психологов. Все началось в США и связано с именем Дд/шй Пола Гилфорда. В 1950 году — Дж. Гилфорд, вступая в должность Президента Американской психологической ассоциации, выступил с докладом, который был назван одним словом — «Креативность». Дж. Гилфорд
34
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
предложил изучать креативность как самостоятельный феномен. Следует особо отметить, что его интерес фокусировался на творчестве не столько гениев, сколько простых людей.
Интерес к креативности как важному фактору человеческого сознания и человеческой деятельности породил широкий спектр социокультурных практик, позитивно повлиявших на эстетический опыт в самых разнообразных сферах.
В начале третьего тысячелетия появилось несколько знаковых теорий, которые стали определенными маркерами времени. К ним следует отнести концепцию креативного класса американского исследователя Р. Флориды с его бестселлером «Креативный класс: или люди, которые меняют будущее»1, нашумевшие книги британцев Ч. Лендри2 о креативном городе и Дж. Хокинса3 о креативной экономике (экономика знаний или инновационная экономика) с говорящим подзаголовком: «Как превратить идеи в деньги».
Эти три работы интересны тем, что в первой книге проанализировано рождение новой социальной группы, для которой творчество становится важнейшим приоритетом и жизненной ценностью, выявлены ее основные характеристики. Во второй книге осмыслены условия появления феномена креативного города. В ней дается понимание этого явлени, приводится большое количество примеров трансформации исчезающих городов в города активно развивающиеся. Ч. Лендри разработал, описал и применил особую «технологию круговорота», приводящую к возрождению городов посредством творческого потенциала людей, живущих в них. Ч. Лендри уверен, что стратегии развития через культуру, являются в настоящее время приоритетными и наиболее эффективными. В данном контексте фактор и значение расширения эстетического, естественно, не обойдены.
В третьей книге показано, что креативная экономика или экономика знаний— особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности, атрибутивными свойствами которой принято считать: высокую роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека, значительную степень ситуационной неопределенности, большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний. «Креативная или творческая экономика — это в первую очередь люди (творческий человеческий капитал как определяющий нематериальный актив); и развитие творческих индустрий — своего рода человеческая алхимия» (Э. Мак-Илрой).
Не требует особых доказательств, что эстетическое неразрывно связано с творчеством, включая творчество по преобразованию природных и урбанистических пространств. О расширении пространства эстетического можно говорить в разных контекстах. В данном случае важно сконцентрировать внимание на том, что условием возникновения креативных или творческих индустрий является урбанистическое пространство. Сконцентрированный в нем креативный класс повышает творческий потенциал городской среды.
Представители последней считают, что она основана на проективном мышление, продуктивном воображении практической направленности. Проективность, с точки зрения М.Н. Эпштейна — «свойство творческого ума и культурной деятельности. Философия возможного для М.Н. Эпштейна — новая великая волна в развитии философской мысли и одновременно теоретическая основа проективной деятельности и культуры в целом. Проективность является важной составляющей творческих индустрий.
Сегодня данный феномен определяется по-разному, и споры могут продолжаться по мере его развития и осмысления. Принято считать, что термин культурные индустрии ввели научный обиход представители Франкфуртской школы, в частности, Т. Адорно. Это прежде всего было связано со стремительным развитием массового кинематографа. Конечно, понятие культурных индустрий родственно понятию творческих или креативных индустрий, но они не является синонимами. Содержание последних было уточнено британцами, так как практика их активного развития получила успешную реализацию в Великобритании.
Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании еще в 1998 году определил их следующим образом: «Творческие индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности»4. Другими словами, творческие индустрии создаются для реализации творческого потенциала, который может быть опредмечен в культурном или креативном продукте. Не случайно в Британии был выдвинут лозунг: «Сделай свой талант рабочим местом». Рабочие место в данном случае — это самозанятость, которая доставляет удовольствие в реализации идей, которые сначала монети-
№3/2018
35
Social-humanitarian review
зируются, а затем могут и капитализироваться. Талант, реализуемый таким образом — это путь к созданию востребованного культурного продукта и человеческого капитала.
Комитет по вопросам культуры Совета Европы в рамках программы «Создание культурного капитала» дает следующее определение креативного продукта: «товары и услуги, экономическая стоимость которых напрямую зависит от интеллектуальной и эстетической составляющей» (выделено — авторами)5.
Эстетическое начало в продукте и услуге, которые востребованы современным рынком, становится чрезвычайно важным критерием их сбыта. Эстетическая потребность — одна из основополагающих потребностей человека. С точки зрения социальной значимости данная потребность носит переменный характер. Некоторое ее затухание связано с кризисными ситуациями, когда на первый план выходят не социальные и творческие потребности, а потребности витальные.
С момента возникновения креативного класса подобных глобальных потрясений в мире не возникало и потребность в эстетическом постепенно возрастала. Относительно спокойный период развития мировой цивилизации создал условия для создания креативного продукта. Такой продукт первоначально становится востребованным в урбанистической среде. Города аккумулируют таланты, способные продуцировать идеи подобных продуктов и находить ресурсы для их реализации и доведения до конечного потребителя. За последние годы степень эстетизмами городской среды заметно возросла. Молодые и талантливые пассионарии устремляются в крупные города, притягивающие человеческие ресурсы. В урбанизированных плавильных котлах они под воздействием многих факторов превращаются в значимый человеческий капитал.
В силу ряда объективных причин вторая половина XX века стала временем переосмысления роли городского пространства. Возникла идея выведения из структуры городского пространства индустриально-промышленных объектов. Практически во всех известных городах Европы в это время существовали пространства, которые ранее приходились на промышленные зоны. Производство из таких зон было выведено на новые более пригодные к этому территории, а бывшие пространства зачастую оставались заброшенными. Эти запустелые, невостребованные территории для города были
мало привлекательны, их благоустройство требовало немалых инвестиций. Потенциально они могли стать новыми зонами притяжения в силу своей геолокации в пространстве города. Нужен был механизм их освоения и такой механизм возник. Им стали творческие или креативные индустрии и кластеры.
Первоначально бывшие промышленные пространства, в частности, в Великобритании стали осваивать сквоттеры. Постепенно их место заняли группы молодых людей с креативными идеями. Они организовались в небольшие интегрированные структуры, для осуществления деятельности которых нужна была минимальная ресурсная база. Очень часто в такие структуры объединялись молодые художники, дизайнеры и архитекторы. Основным их ресурсом кроме таланта становилось пространство, отслуживших своей век фабрик, заводов, вокзалов, складских помещений и т.п. Они стали их обживать, облагораживать, делать пригодными для реализации своей творческой деятельности и, таким образом, проводить последовательную санацию этих непригодных территорий. Наконец, они настолько стали преображать и эстетизировать эти территории, что они становились особыми творческими и коммуникационными площадками, притягивающими к себе различные группы людей. Санация процесс не быстрый и не простой. Такие территории, находящиеся в городской черте и, как правило близко, к центрам всегда были интересны местной власти. Власти, осознав потенциал подобного движения, стали его поддерживать, в конце концов, и на законодательном уровне.
Первые исследования в области креативных индустрий проводились в 80-е годы так называемым Советом Большого Лондона. Позднее эти исследования были развернуты британским агентством Comedia и другими консультантами. В отношении агентства Comedia следует сказать особо по причине того, что его основателем и бессменным руководителем многие годы является крупный исследователь креативного потенциала городов — Чарльз Лендри. Именно ему мир во многом обязан созданию уникальной технологии санации территорий, созданию ряда проектов, связанных с развитием креативного начала в современном урбанистическом контексте, а также описанию ряда редкостных социальных опытов, которые реализовались с его непосредственным участием. «В некогда индустриальных городах, таких как Ливерпуль, Манчестер или Шеффилд, известных как
36
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
«родина капитализма», бывшие промышленные кварталы превращены сегодня в то, что мы назвали бы «колониями художников» (одновременно являющихся и предпринимателями). Специалисты по развитию городов называют такие кварталы «творческими кластерами». В некоторых случаях кластеры бывают однородными, т.е. объединяют предприятия одного сектора (скажем, мультимедиа или дизайн), в других они принципиально многопрофильны»6.
Творческие индустрии, получив статус и поддержку, стали активно развиваться. Их потенциал рос ускоренными темпами. Они обратили на себя внимание не только национальных властей, но и международных организаций. Были разработаны специальные технологии, позволяющие искать подобные территории для передачи их под творческие индустрии7. Такой международной технологией стала технология картирования. Эта технология сочетает в себе поиск подобных территорий, их описание и анализ с позиций того, насколько они могут быть пригодны для развития креативных индустрий.
Картирование территорий — это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. На его основе формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории. Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только музыка и музыкальное про-дюсирование, медиа-арта и анимации и т.д.).
В России одно из первых картирований было осуществлено совместно с Институтом культурной политики и факультетом «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве. Были описаны территории как действующих творческих кластеров, так и готовящихся таковыми стать.
Модель творческих индустрий носит универсальный характер, она актуализируется в разных странах мира примерно по одним алгоритмам, но часто с разной спецификой и интенсивностью. Один из последних московских опытов творческих индустрий — бизнес-центр «Bolshevik». В московском Замоскворечье визави с Кремлем в будущем планируется создание еще одного международного культурного кластера с освоением территорий и зданий знаменитой электростанции.
Творческие индустрии возникли в пограничной зоне между творчеством и бизнесом, творчеством и предпринимательством. В пер-
вых западных документах по креативным индустриям принято выделять определенные направления, которые связаны с их активным развитием. К ним в первую очередь относятся:
• реклама;
• дизайн;
• архитектура;
• декоративное искусство и ремесла;
• мода;
• кино и производство видео и DVD;
• музыка и звукозапись;
• исполнительские искусства;
• телевидение;
• радио;
• интернет;
• изобразительное искусство;
• литература и издательское дело;
• мультимедиа и компьютерные игры;
• туристические агентства;
• различные виды дополнительного образования.
Все эти виды креативных индустрий базируются на творческом потенциале, который невозможен без особого таланта, включающего в себя еще и предпринимательские способности. В результате чего опредмеченные результаты творчества могут быть монетизированы, а затем и капитализированы. Этот процесс связан с тем, что в зависимости от того, насколько актуальными становятся те или иные творческие индустрии они могут привлекать значительные инвестиции, расширяться, открывать новые рабочие места, удовлетворять различные нужды, потребности и запросы жителей и гостей города.
Во всех видах творческих индустрий присутствует эстетическое ядро, которое невозможно минимизировать или изъять из подобной индустрии, его можно только приращивать. Именно эстетический компонент превращает продукт в оригинальную выразительную форму, способную эмоционально воздействовать на целевую аудиторию. Часть, приведенных выше различных направлений деятельности является художественным творчеством, другие находятся в пограничном с ним отношении. В некоторых случаях эстетическое проявляется как художественное, в других — в виде творческого продукта с элементами эстетизации.
Расширение эстетического в отношении креативных индустрий имеет два основных вектора. Один вектор связан с эстетизацией про-
№3/2018
37
Social-humanitarian review
мышленного урбанистического пространства, в рамках которого реализуются конкретные творческие индустрии. За первичной санацией территории приходит этап, когда эстафета передается дизайнерам, призванным организовать как внутреннее, так и внешнее пространство по законам выразительной формы. Этот этап может быть пролонгированным и реализовываться в несколько приемов, но, как правило, с яркими креативными идеями и минимальными затратами. Второй вектор развития эстетического связан с созданием собственно креативного продукта или услуги.
Закономерным этапом развитии творческих индустрий становится покидание мест локации, которые из заброшенных практически не к чему не пригодных промышленных территорий превращаются в ухоженные, насыщенные новой инфраструктурой зоны, притягивающие все новых и новых людей. Наступает момент, когда творческие индустрии, выполнив свои основные социокультурные функции на данной территории, могут получить новый статус прописки. Так произошло с различными креативными индустриями в Европе. Есть яркий пример и в Москве. В частности, это касается известного московского креативного кластера ART-PLAY, который начинал свою деятельность недалеко от метро «Парк культуры» в старом красильном цехе ткацкой фабрики «Красная Роза» на улице Т. Фрунзе. Несколько лет назад этот кластер переехал на территорию недалеко от метро «Курская» рядом с другим творческим кластером, который известен как «Винзавод».
Творческие индустрии второй половины XX века и сегодня не исчерпали своего потенциала. Они продолжают активно функционировать и развиваться, осваивая все новые и новые урбанистические территории. Креативные индустрии — это важный ресурс расширения эстетического в современном обществе.
1 Флорида Р. Креативный класс. Люди которые меняют будущие. М.: Классика — XXI. 2011.
2 Лендри Ч. Креативный город. М.: Классика — XXI, 2011.
3 Хокинс Дж. Креативная экономика. Как из идей делать деньги. М.: Классика — XXI, 2011.
4 См. Хангелъдиева И.Г. Творческие индустрии как феномен мировой реальности XXI века // Университетские чтения. Вып. 21. С. 42—50.
5 UK Creative Industries Taskforce, Creative Industries Mapping Document. November 1998.
6 Гнедовский M. Интервью 11 Развитие творческих кластеров в России. Творческие индустрии. Ч. 1. URL: http://media-hubble.ru/blog/Kreativnye-industrii/57/Tvorc-heskie-industrii-CHast-1 .html
7 Построение модели существующих связей и стоимостных цепочек, основанное на статистике и социологических исследованиях, легло в основу технологии, которая применяется теперь повсеместно для оценки потенциала культурных индустрий и формирования стратегий их развития и поддержки. Эта технология называется картированием (mapping).
38
№3/2018