Научная статья на тему 'Творческие династии: дунаевские'

Творческие династии: дунаевские Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
954
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие династии: дунаевские»

ТВОРЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ: ДУНАЕВСКИЕ

Г.Ф.Нуретдинова

Исаак Осипович Дунаевский создал легкий стиль большой эпохи. Композитор навсегда вошел в историю страны, в которой он жил. Столько смеха и музыки, сколько звучало в фильмах Григория Васильевича Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», не было в истории советского киноискусства больше никогда.

30 января 1900 года в небольшом местечке Лохвицы на Полтавщине в семье зажиточного банковского служащего Цали Симоновича Дунаевского родился мальчик, будущий известный композитор и замечательный человек - Исаак Осипович Дунаевский. Родители Исаака принадлежали к тому обществу, в кругу которых было не в диковинку встретиться со столичной знаменитостью на даче общих друзей или знакомых. Хоть они и жили в глуши, но принадлежали к местной элите. Родовое имя Дунаевских происходило от названия реки Дунай, на берегу которой жили предки Дунаевских, пока одного из них не занесло на Украину, в Лохвицы.

Теперь по поводу наследственности. От кого же передался талант и любовь к музыке Исааку Осиповичу Дунаевскому? Оказывается, отец Цали Симоновича - Симон Бецалев - был знаменитым синагогальным кантором. Говорили, что он сочинял поразительно красивые еврейские гимны, которые по сию пору распевают хасиды в далекой Америке. А также мать Исаака, Розалия Исааковна, по воспоминаниям, любила играть на клавикордах и на скрипке, а еще лучше пела. В доме Дунаевских проживал брат Цали Симоновича Самуил, человек романтичный и совсем нехозяйственный, который даже не удосужился обзавестись семьей. Его привязанностью была музыка, и любовь к ней он попытался передать своим племянникам. В доме был граммофон, единственный в Лохвицах, который дядя заводил каждую субботу и именно благодаря граммофону Исаак получил первое знакомство с музыкальной историей. Так музыка проникала в сердце маленького мальчика. Из шести оставшихся в живых детей пять братьев Дунаевских стали музыкантами, единственная девочка Зина -преподавателем физики.

В десять лет Исаак Осипович оказался в Харькове и в этом же возрасте начал сочинять первые музыкальные пьески. В Харькове он будет жить с братом Борисом и учиться в гимназии. Там он будет заниматься на скрипке у Иосифа Юльевича Ахрона, и там же он испытает первую юношескую любовь, будет работать в частном театре антрепренера Синельникова...

В 1924 году Исаак Дунаевский уже в Москве. Там он работает вместе с Павлом Ивановичем Ильиным, штатным режиссером в саду «Эрмитаж». Лето 1924 года Исаак Дунаевский работает в качестве музыкального руководителя «Фанерного театра» сада «Эрмитаж». В общежитии сада «Эрмитаж», где поселился Дунаевский, он познакомился с Виктором Типотом. Впоследствии он стал автором текстов двух самых знаменитых оперетт Дунаевского: «Вольный ветер» и «Сын клоуна». В Москве он знакомится с Борисом Эрдманом, Эммануилом Каминка и со многими другими деятелями искусства. В общежитии театра «Эрмитаж» они проводят много вечеров вместе. Эммануил Каминка дает такую характеристику Исаака Осиповича в те годы: горячий и темпераментный спорщик. Иногда вдруг в середине разговора Дунаевский отходил в сторону, пристраивался в уголке и, не обращая уже никакого внимания на то, что происходит вокруг, начинал писать музыку. Кто видел это в первый раз, поражался. В огромной Москве начинают говорить об Исааке Осиповиче как о человеке, которого долго ждали и который может творить чудо.

В 1925 году Исаак Осипович женится на Зинаиде Судейкиной. Тут-то и начинаются финансовые трудности, и Исаак Осипович решает из Москвы уехать в Симферополь. В Крыму Дунаевский испытывает неслыханное упоительное ощущение восторга перед природой и клянется ей в верности. Пребывание в Симферополе было чрезвычайно плодотворно для Дунаевского. Здесь он впервые выступает в роли режиссера-постановщика: ставит спектакль «Смешанное общество» и дирижирует им.

Позже композитор снова в Москве. Давид Гутман, главный режиссер Театра сатиры, и Виктор Типот, завлит, единогласно посоветовали директору театра драматургу Григорию Холмскому пригласить Дунаевского на освободившееся место. Дунаевский покоряет новый театр своим талантом. За полтора месяца композитор пишет музыку к спектаклю «Мечты...мечты», который ставит Давид Гутман. Потом пишет оперетты, балеты, музыку к драматическим спектаклям (оперетта «Женихи» -1927 год, «Ножи» - 1928 год).

В 1929 году Дунаевский покидает Москву и по приглашению Леонида Утесова переезжает в Ленинград. С 1929 года по 1934 он работает музыкальным руководителем и главным дирижером мюзик-холла, сотрудничает с джаз-оркестром Леонида Утесова. В Ленинграде он знакомится с кинорежиссером Григорием Васильевичем Александровым, с которым он проработает много лет.

Талант Дунаевского особенно ярко раскрылся в киномузыке и песенном творчестве. Кино выдвинуло композитора как крупнейшего мастера песенного жанра. Почти все его лучшие песни прозвучали впервые в фильмах «Цирк» и «Волга-Волга». Вместе с режиссером Г.В. Александровым и

поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом Дунаевский был одним из создателей советской музыкальной кинокомедии, в которой музыка становится главнейшим компонентом драматургии фильма. Многие песни Исаака Осиповича составляют золотой фонд отечественной музыки, важнейший этап истории песенного творчества: это «Марш веселых ребят», «Песня о Родине», «Марш энтузиастов» и др. Они наполнены оптимизмом, верой в жизнь, в торжество человеческого разума. Напористые, динамичные, они передают полет мечты, смелость дерзаний, темп кипучей современности. А «Песня о Родине» (слова В.И. Лебедева-Кумача), воплотив чувства и мысли миллионов советских людей, стала подлинно народной песней. Дунаевский создал новый тип массовой песни - песни-марша с быстрым темпом, упругим ритмом, общим подчеркнуто мажорным колоритом, ощущением света и пространства. В «Песне о Каховке» из фильма «Три товарища», насыщенной романтикой походов Гражданской войны 1918-1920, совмещаются волевые интонации с лирическим, мягким колоритом; «Песне о веселом ветре» из фильма «Дети капитана Гранта» присущи соединение полётности, изящества, грации с общим мужественным тоном. Песенная лирика Дунаевского в ряде случаев родственна жанру русского лирико-бытового романса («Колыбельная» из фильма «Цирк», песни из фильмов «Вратарь», «Искатели счастья», «Волга-Волга»). Лирическая линия получила наибольшее развитие в ряде песен-вальсов («Вечер вальса», «Школьный вальс», «Воспоминание», «Не забывай»), отличающихся сердечностью музыкальных образов. Жанр частушек претворен Дунаевским в песне «Вьется дымка» из фильма «Волга-Волга», а также в некоторых эпизодах из оперетт. Композитор обогатил жанр песни, внеся в нее приемы, свойственные оперетте и джазу. Близость к опереточному стилю особенно заметна в песнях, передающих веселье и юмор. Джазовые ритмы придали песенной музыке Дунаевского подчеркнутую активность и динамику. Широко пользовался Дунаевский джазовыми гармониями и тембрами.

С 1937г. Дунаевский становится руководителем ансамбля песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров, одновременно (с 1938 г.) руководит аналогичным ансамблем Центрального Дома культуры железнодорожников в Москве. В годы Великой Отечественной войны во главе ансамбля песни и пляски железнодорожников совершает концертные поездки по стране, выступая в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах, в клубах и концертных залах.

Послевоенное время связано практически только с жанром оперетты: в 1947 году появляется одна из лучших - «Вольный ветер» (либретто В. Винникова, В. Крахта и Типота), в 1950-м - «Сын клоуна» (либретто Е. Помещикова и Типота). Завершающим творческий путь композитора явилась оперетта «Белая акация» (либретто В. Масса и М. Червинского) и новая редакция «Золотой долины» (либретто М. Янковского и Л. Левина). Он ушел из жизни 25 июля 1955 года.

Дунаевский по праву считается классиком советской оперетты и лучшим из мастеров советской массовой песни. За рубежом же имя его практически неизвестно, и, если упоминается, то лишь с ярлыком композитора-конформиста эпохи культа личности, прославляющего советский режим. Безусловно, Дунаевский был человеком своей эпохи, но его музыка — искренна и талантлива, и время запечатлело в ней свои лучшие песни. Музыка Дунаевского заставляет восхищаться редким мелодическим даром, красотой и рельефностью тематизма, выразительностью гармонии и, быть может, главное, - своим светлым жизнеутверждающим оптимизмом.

Есть много интересных фактов из жизни Исаака Осиповича Дунаевского. Я лишь мельком упомянула о его любимой жене - Зинаиде Сергеевне Судейкиной. Исаака Дунаевского с Зинаидой Судейкиной познакомила ее сестра балерина Клава Судейкина. Это и можно считать началом их романа. Зинаида Сергеевна профессионально занималась классическим танцем. Она танцевала в представлениях, которым Исаак Осипович аккомпанировал. В 1925 году она выходит за него замуж, в 1932 году у них родился сын Евгений.

У Исаака Осиповича было много женщин, однако он прекрасно понимал, что Зинаида Сергеевна, Бобочка, его самый надежный тыл. Никто лучше ее не мог быть советчиком в любой конкретной ситуации. Зинаида Судейкина незаметно стала тем якорем, который защищает корабль от бурный непогоды и не дает ему уплыть в безбрежное море вымысла. Даже зная, что у него роман с какой-нибудь женщиной, она всегда его прощала. Они всегда были вместе.

В 1945 году от его гражданской жены Зои Пашковой родился сын, которого назвали Максимом. Еще один сын, еще один наследник его таланта.

Максим Исаакович Дунаевский в 1970 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции Тихона Николаевича Хренникова.

В годы занятий в консерватории композитор пробовал свои силы в разных жанрах. Но наиболее близок Максиму Исааковичу оказался жанр песни и музыки к театральным спектаклям. Ряд творческих удач связан с его работой в течение ряда лет в качестве руководителя оркестра Государственного академического театра имени Вахтангова.

В последнее время композитор обратился к жанру «мюзикла», который его очень увлекает. Уже идут в Московском ТЮЗе и Центральном детском театре его мюзиклы «Три мушкетера» и «Емелино счастье». Композитор работает также над музыкой к теле- и кинофильмам.

В списке сочинений Максима Дунаевского - работы для фортепиано: в 1964 году Концертино для двух фортепиано, в 1965 году Соната для фортепиано, Сюита для фортепиано; камерная музыка: кантата «Старые корабли», однако всенародный успех композитору принесла музыка к кинофильмам «Д’артаньян и три мушкетера» и «Мери Поппинс, до свидания!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.