Творческие детерминанты формирования перцептивного образа мира у студентов
В статье рассматриваются творческие аспекты классических свойств восприятия и особенностей художественно-графической формы материального воплощения образа мира, представленной такими художественными средствами выразительности: линия, форма, пропорции, величина., объем, цвет, композиция и прочее. Исследованы основные творческие признаки перцептивного отображения образа мира у студентов,как особой интеллектуальной среды исследования. Сделаны выводы о неоднородности самого содержания образамира,динамике характеристик перцептивных образов под влиянием различных творческих задач, выделены признаки доминирования творческого уровня отображения Образа мира.
Ключевые слова: образ мира, перцепция,перцептивный образ,творческие детерминанты
Е. V. Kostiuchenko
Creative determinants of formation of perceptual image of the world in students
The article deals with the creative aspects of the classical properties of perception and features of the graphic art forms of material embodiment of the image of the world,represented by such means of artistic expressiveness of line,form,proportion,size, volume,color,composition,etc. The main creative signs perceptual display the image of the world in students as special intellectual environment research. Conclusions are made about the heterogeneity of the content of the image of the world,the dynamics of the characteristics of perceptual images under the influence of various creative tasks allocated signs of dominance creative level display the image of the world.
Keywords: image of the world,perception,perceptual image, creative determinants
'ногомерность и многофункциональность образов мира, формирующихся у человека в течение его жизни, вызывает все больший интерес, как ученых, так и практиков, поскольку ожидается, что понимание структуры образов, путей их образования и способов трансформации позволит выявить новые механизмы повышения эффективности деятельности и взаимодействия людей. Это связано, прежде всего: с неоднородностью самого содержания образа в ходе активного получения и обработки информации; с выраженной структурой внутреннего отражения действительности; с манипуляторными возможностями образов: сдвиги, повороты, увеличение, уменьшение, перспективное искажение и нормализация, которые являются важнейшими средствами продуктивного восприятия, приводящего к различного рода прямым и обратным трансформациям реальной или воображаемой ситуации [5]; со способностью человеческой психики к быстрым решениям, отборе того, что самое важное для жизни и благополучия организма, основы-
ваясь на закономерностях сенсорного сохранения [14] ; со способностью психики уже на этапе восприятия классифицировать объекты, обобщать, выделять существенные их особенности и качества, относить к определенным категориям, экономя психическую энергию (Б.Г. Ананьев, Д.С. Брунер, Ю.П. Ведин, Л.М. Веккер, Ю.М. Забродин, А.А. Пузирей, А.П. Сабощук, G. Eckblad, F. Klix и др.), то есть срабатыванием механизма сенсорно-перцептивной фильтрации, позволяющего субъекту творческой деятельности отбирать ту информацию, которая является наиболее существенной в данный момент [7].
Роль избирательности восприятия в творчестве освещены Е. Боно [2, с.6] в метафорическом примере ситуации соревнования самых известных шеф-поваров, в котором, используя одинаковые наборы продуктов и оборудования, побеждал не тот, у кого самое вкусное блюдо, а тот, кто приготовил оригинальное блюдо. То есть, воспринимая одинаковую информацию из окружающего мира, в творчество включается тот, кто на основе творческого восприятия
предлагаемого материала, а именно избирательности, выдает оригинальный продукт познавательной деятельности, генерирует новые идеи.
Оптимизация мировосприятия, как познавательной, практической или творческой деятельности субъекта, заключается не столько в умении «потреблять» любую информацию, сколько в умении различать и отбрасывать информацию вредную, пустую или просто лишнюю, обеспечивая ориентирование в конкретной ситуации, выделение важнейших для решения конкретной задачи аспектов, что ведет к построению образа, адекватного как реальной действительности, так и задачам деятельности.
Конечно, восприятие как творчество, это активное взаимодействие субъекта с действующим, меняющимся объектом, внешне заканчивается созданием нового, оригинального продукта [8; 10; 12]. По мнению Л.С. Выготского, воспринимать вещи иначе означает в то же время приобрести иные возможности действия по отношению к ним [3, с.39]. Как отмечает В.А. Моляко [11], в определении восприятия четко делается упор на конкретном временном факторе, на предметах и явлениях, а именно понятие отражения в любом случае свидетельствует об определенном уровне активного «сотрудничества» субъекта с этим реальным миром в его конкретных измерениях (структурах и функциях).
Мировосприятие как активный, динамический процесс подобен процессу интеллектуального познания, это первичный отбор актуальной информации (избирательность восприятия) о мире, с другой, это ее переработка, (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, М.Д. Дворяшина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко Н.А. Кудрявцева, А.Н. Леонтьев и др.) предоставляет человеку возможности работать в той отрасли, являющейся органической частью его жизни, особенно, когда человек сосредоточен на творческих поисках, может натолкнуть творчески направленного человека на решение определенной проблемы.
Отметим, что классические свойства восприятия имеют то или иное отношение к творчеству. На основе различных упорядочений свойств образов восприятия (или перцептивных психических феноменов) нами выделены такие их творческие признаки: 1) активное взаимодействие, определенный уровень активного «сотрудничества», субъекта с действующим объектом, который изменяется в его конкретных измерениях (структурах и функциях); 2) вмешательство в процесс восприятия мыслительных действий как применение обобщенных и общественно обусловленных сенсорных эталонов, в какой-то мере открывает сложный процесс создания нового, оригинального продукта □ новых образов на основе адекватных объективной действительности; 3) предметность восприятия предусматривает создание предмета
вследствие сложного перцептивного процесса; 4) целостность восприятия, которая заключается в структурном единстве частей воспринятого, внутренней органической взаимосвязи частей и целого в образе, когда даже по отдельной черте вырисовывается объект во всей полноте и многогранности; 5) выделяются два взаимосвязанных аспекта: сочетание различных элементов в целое и независимость созданной целостности (в определенных пределах) от качества элементов; 6) категориальность, осмысленность, содержательность выражаются в понимании сути воспринятого объекта, его назначения, в творческом построении упорядоченного категориального пространства предметов и отнесении конкретного предмета восприятия к определенному классу; 7) константность обеспечивает относительное постоянство и стабильность динамического перцептивного образа независимо от влияния множества динамической новизны как детерминантов созидание внутреннего мира; 7) саморегуляция процесса поиска и переработки информации, детерминированная задачами живой системы, обладает механизмом обратной связи и подстраивается к особенностям объекта, который исследуется; 8) механизм сенсорноперцептивной фильтрации, который позволяет субъекту творческой деятельности отбирать ту информацию, которая является наиболее существенной в данный момент, наиболее интенсивной, а главное новой, когда автоматически начинает функционировать безусловный ориентировочно-исследовательский рефлекс; 9) информативность по фазам: вариативное восприятие (большее количество гипотез), родовое восприятие (пребывание информативных, общих единиц), видовое восприятие (создание адекватного образа); 10) именно установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении (интуитивное, творческое обогащение процессов восприятия) появления определенного объекта, обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту и т.д. [7].
Важными в понимании сущности творчества являются такие мысли выдающихся художников и философов о сущности творчества: «... присуща каждому манера видеть, координировать и передавать природу» (Г. Делакруа,1961, с.18]; «творчество начинается с видения. Видеть — это уже творческий акт, требующий напряжения» (Л. Матис) [9, с.38]; «видеть — значит быть каким-то образом причастным к цвету» (Аристотель) [1, с.425]; творческими средствами выражения в живописи есть точка, линия, цвет (В. Кандинский) [6].
За основные творческие признаки отображения образа мира мы принимаем: оригинальность (нестандартность исполнения), производительность (количество созданных образов), гибкость
(способность находить разнообразные идеи), разработанность или усердие (детализация ответов и глубина разработанной идеи). «Разработанность темы» оказывается в заметных дополнительных деталях; цвете, если они дополняют основную идею ответа; специальном штриховании - тень, объем, цвет; украшения, если это имеет смысл само по себе; необычности ракурса (вид с середины, например); если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф, дорогу и т.п.
Экспериментальной выборкой были студенты (всего 1438) разных специализаций и курсов Киевского национального университета культуры и искусств. Студенческий возраст, как указано в современных исследованиях психологов (Абрамова Г.С., Асмолов А.Г., Гамезо М.В., Герасимова В.С., Добронравов Н.П., Долин-ская Л.В., Дубровина И.В., Эльконин Д.Б., Климов Е.А., Кон И.С., Пов’якель Н.И., Че-пелева Н.В., Эриксон Э. и др.), перепадает на период юности, когда развитие восприятия, как сложного познавательного процесса, опирающегося на опыт, знания, перцептивные действия и интеллектуальный потенциал, оказывается в доминировании его произвольной формы, усвоении перцептивных действий, целенаправленном наблюдении за определенными объектами, выделении существенного в предметах, событиях и явлениях; характерным является выработка, упорядочение, интегрирования мировоззрения, то есть системы взглядов на мир. Мировоззрение регулирует взаимоотношения юношей и девушек, влияет на формирование их ценностных ориентаций, самоопределения и идентичности; на поведение, отношение к людям и проектирование своего будущего.
В эмпирическом исследовании были поставлены задачи, связанные с исследованием творческого аспекта перцептивной репрезентации образа мира в невербальной продукции студентов. Сутью художественно-графической деятельности является создание новых визуальных образов — “перцептивных высказываний” о мире [13] и их воплощение благодаря таким художественным средствам выразительности, как линия, форма, пропорции, цвет, композиция. Главная особенность подобного рода знаков — слитность плана выражения (формы) и плана содержания. Весь спектр реакций на эти знаки: физиологических, эмоциональных, поведенческих, интеллектуальных и т.д., при условии их константности, и представляет собой содержание значения: в импрессивном аспекте: связь с различными перцептивными модальностями (вкусом, цветом, тактильными ощущениями, восприятием пространства и движения); индукция характерного психологического состояния; влияние психологического (эмоционального) состояния на характерную смену воспринимаемого образа; в экспрессивном аспекте — выра-
жение отношений и самоотношения, то есть как отражение, «визуализация» эмоций в сознании.
В практическом воплощении студентами в рисунках определяющего образа мира одними из основных элементов являются репрезентативные свойства объектов, в зависимости от специфики сложившегося в их творческом воображении представление конкретного и целостного, общие черты содержания и формы образа мира, выражаются соответствующими средствами: композиция, свет, ритм, пропорции, цвет, форма и т.д., предоставляя преимущества определенного компонента образа мира: физического, когнитивного, психосоматического, эмоционального и социального.
Основу исследования (I и II блоки исследования) составила разработанная нами методика
- серия творческих задач, которые предусматривали разнообразие индивидуальных решений в пределах изобразительной деятельности. Перед испытуемыми стояла задача в художественно-графической и словесной форме представить темы: ”Мир”, "Другие”, ”Я”, "Любимый запах”, ’’Любимый цвет” и ’’Собственный профессиональный брэнд”. Среди отобранных 1915 рисунков исследуемых студентов, проанализированы по темам такое количество рисунков: «Мир, в котором я живу» — 746, «Любимый запах» — 433, «Наименее приятный запах» — 145, «Собственный профессиональный брэнд»
— 286, «Взаимодействие с миром») — 450.
Среди многих свойств когнитивной сложности образа мира, отраженном в художественно-графической деятельности, была отмечена такая, как оригинальность (редкость, уникальность, необычность способа изображения на основе относительной частоты разнообразных изображений вообще) — популярность (изображения встречаются не менее чем в 30% обследуемых). Однотипность и однонаправленность линий, любых элементов изображения; запыленность контура, без штриховки и дополнительных линий и частей; просто примитивный контур, удостоверяющий конформность, стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении деталей; щедрое изображения не только необходимых, но «осложняющих конструкцию дополнительных деталей» - своеобразие, самостоятельность и неконформность, творческое взаимодействие. Объединение несколько выходных форм и линий в единый рисунок также считаем проявлением оригинальности, поскольку такие рисунки встречаются очень редко.
Распределение 435 рисунков по показателю «оригинальность» показало его проявление в 37% рисунков, по сравнению с 48% популярных и 22% — соответствующих изображаемому объекту. Можно предположить, что максимальная приближенность изображения к реальному виду, свидетельствует о присущей сложившейся
системой взглядов на окружающий мир, главный критерий мира — его полезность, необходимость или выгода, практичность, прагматичность. Оригинальность изображений может указывать на выявление способности к собственному видению мира; ценность индивидуального умения жить; самобытность и оригинальность, иногда даже несколько эксцентричность; соображения и деяния независимо от суждений других. Популярные изображения свидетельствуют о эмпа-тийности: чувствительности к нуждам и проблемам окружения; интерес к миру; потребность в социальном одобрении собственных действий; или стереотипность в восприятии мира и присоединения к мнению большинства о мире, важность общественного мнения, стремление без напряжений пользоваться надежными, традиционными моделями поведения в мире.
По данным диагностики уровня мотивации одобрения (Опросник мотивации одобрения Ю.Л. Ханина, 1974) была определена степень зависимости субъекта от одобрительных оценок со стороны других людей, его уязвимость и чувствительность к межличностным воздействиям и влияниям среды. Высокий показатель отражает привычный стиль реагирования, а также особенности ожиданий субъекта в ситуации оценки со стороны других. Низкий показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения для субъекта дороже, а также о его независимости от группы; конфликтности и нежелании подвергаться социальному влиянию, отсутствие стремления быть подобным образцу. Сопоставление количественных данных по показателю «оригинальность-популярность» изображений и уровнем мотивации одобрения: оригинальное (в 36,79%) - низкий уровень мотивации одобрения (в 36,6% исследованных); популярное (в 47,65%) — высокий уровень (в 9,2%); соответствие объекту отображения (в 21,98%) — средний уровень (в 22,9% исследованных), может свидетельствовать о существенном совпадение данных визуальной и вербальной диагностики.
Сопоставление качественных характеристик изображений образов мира, профессионального бренда, любимого и нелюбимого запахов по показателю «оригинальность», показало наибольшее количество оригинальных изображений по теме «Любимый запах» (41,4%), по сравнению с рисунками по темам: «Мир» (25,5%) и «Собственный профессиональный брэнд» (35,9%). Также заметна существенная разница в количестве популярных изображений (соответственно 49%, 47% и 37%). Соответствие образа его вербальной репрезентации наблюдалось в одинаковом количестве (17%) изображений по темам: «Мир» и «Любимый запах», по сравнению с «Профессиональный бренд» (27%).
Отметим, что почти 80% изображений образа мира и любимого запаха сделано в виде рисунков, 35% изображений собственного про-
фессионального бренда сделано в виде коллажа (готовых элементов из журналов). Перечислим некоторые из оригинальных визуальных репрезентаций мира - изображения: радуга с нотами, улей, рука, бактерии, марионетки, пазлы, коробка, лицо из двух половинок; плита, которая давит; ураган, 4 стихии, лабиринт, елка (с описанием: «хочешь быть звездой — залезь!»), бабочки, гитара и ноты, черно-белые полосы и т.д.
Для исследования творческих характеристик перцептивного образа, таких как «Оригинальность», «Усердие», «Гибкость», было избрано пиктографическое изображение определенных тем, по нашему мнению, являющееся наиболее адекватным: оно фиксирует объективацию психического, реализуемого в творческом продукте
- рисунке; способствует творческой самореализации исследуемых. Пиктограммы оценивались, во-первых, по собственным субъективным представлениям, и, во-вторых, по степени совпадения образов у различных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, что оценивается более низким баллом, равным 1. Уникальные получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме отвечают величине в 2 балла.
На основе предложенной интерпретационной схеме, выявлено 2 основных вида символических изображений на двух уровнях отражения действительности, а именно: 1) воспроизведение на основе объективной формы аналогии: реалистичное изображение (14%), реалистичносхематическое (смешанное) изображение (26%), схематическое изображение (15%); 2) на символическом уровне установления существенного сходства между абстрактной идеей и чувственным представлением: конвенциональные знаки (1%), заимствованные существующие образы (7%), субъективно значимые образы: образные ассоциации на звук, на цвет, на форму (0,2%), абстрактные символы, геометрические формы (2,6%), изображения атрибутивного характера (1,5%), символические образы (32,7%). Кроме того, тип изображения «символические образы» дополнительно дифференцировался нами еще на три разновидности: «иллюстрации», «фрагменты», «образы».
Анализируя рисунки по вышеуказанным темам, сделанные 70 студентами, получили показатели творческого отображения образа мира и коэффициенты их положительной корреляции по факторному анализу, а именно свидетельство о зависимости некоторых из них от одноименных факторов в изображениях «Мир». Например, «Усердие» — в изображениях образа «Я» (0,76); «Оригинальность» — в «Любимый запах» (0,61); «Усердие» — во «Взаимодействие с миром» (0,61). Также на основе факторного
анализа было определено, что частота повторений проявления такой творческой признаки изображения, как «Оригинальность» в качестве зависимого фактора наблюдалась в 1,7% всех изображений, независимого — в 4,6% случаев, в целом — в 3,2% случаев по сравнению с максимальной долей по такому фактору как «Тон»* (17,7%). «Усердие» изображений, как зависимый фактор оказался в 3,4% случаев, в качестве независимого — в 9,2%. В целом в 6,5% рисунков этот признак творческости зависит и влияет на другие факторы, по сравнению с максимальной частью (16,9%) по фактору «Тон». Всего по творческим признакам в 9,7% изображений по сравнению с «Цвет» (57%), «Форма» (27%) и «Площадь» (5,6%) встречается положительная корреляционная связь. Что касается динамики творческих признаков в применении параметров композиционных компонентов в разных образах, то было обнаружено, что в среднем в 24% изображений происходили изменения по показателю «Оригинальность», в 37% — по «Усердие» и 38% — по «Гибкость».
Выводы. Результаты исследования свидетельствуют:
— о неоднородности самого содержания образа мира, являющегося специфической трансформацией отображения воспринятой субъектом реальной действительности на основе избирательности восприятия, которая зависит от опыта, уровня осведомленности, направленности, интересов и предпочтений, равнодушия, общей рассеянности, определенного физического и эмоционального состояния, незаинтересованности в данной информации;
— использование познания таких составляющих образа мира, как запах, цвет, форма и пространство в творчески ориентированных задачах дает возможность не только диагностировать индивидуальный уровень вербального и невербального творчества студентов, но и обеспечивает развитие креативности вообще, направляет на поиск новых вариантов преобразования окружающего мира. Характеристики перцептивных образов подвергаются изменениям под влиянием различных творческих задач, когда нужно оперативно и точно, а значить и творчески выполнять перцептивные, умственные и исполнительные действия.
• Проведенный анализ значительного количества выделенных нами факторов позволяет утверждать, что доминирование творческого уровня отображения Образа мира, в отличие от популярного, проявляется в: 1) символьно-обозначаемом и личностно-интерпретационном способах; 2) более сложном и высоком уровне его организации, структурированности и тщательности в образотворчестве; 3) наличии вза-
* Исследуемые средства выразительности образа: 1) цвет: оттенок, группа; тон, гармоничные сочетания; 2) форма; 3) размещение в пространстве («Площадь»)
имосвязанных формальных и цветовых параметров композиции в структуре отраженного целостного образа мира; 4) значительной группе цветовых сообщений с общей семантикой и ее смысловой нагрузкой в условиях решения творческих задач; 5) многообразии и своеобразии в форме и положении деталей; щедром изображении не только необходимых, но осложняющих конструкцию дополнительных деталей; 6) взаимодополняемости в раскрытии смысла изображений по различным темам отражения образа мира; 7) дифференцированности и гибкости пиктографической и формальной репрезентации; 8) вариативности в различных творческих заданиях субъективных цветных, формальных, пространственных и пиктографических преимуществ в изображениях образа мира; 9) полифункциональности трактовок воспринимаемого образа мира, отраженного в художественнографических работах студентов; 10) расширении возможности воспроизведения и видоизменения действующего перцептивного стимула; увеличении категориальной гибкости в отображении образов (расширяются возможности семантиза-ции визуальных впечатлений) в соответствии с актуальностью темы, снижается степень зависимости от заданного перцептивного поля; растет уровень сложности совершаемых студентами старших курсов конструктивного преобразования предъявленных тем в изображениях.
• Активизация творческого восприятия способствует творческой деятельности студентов и наоборот в творческо-познавательной деятельности возникает новое восприятие окружения вследствие внутренней работы по овладению эмоционально-психологического, информационного, культурного влияния. Открытие того, что восприятие представляет собой «охват и постижение» значимых моделей структуры, предоставляет возможности для понимания того, каким путем и благодаря каким законам создаются новые образы, то есть те, которые не являются прямыми отражением действительности. Ведь указанный взгляд на восприятие утверждает, что деятельность психики человека уже на уровне восприятия является творческой деятельностью и поддерживает тезис о том, что творчество не является достоянием «избранных», но представляет собой признак вообще человеческим.
• Творческим является такое восприятие, в котором автоматически происходит фиксация нового в объекте, ситуации, взаимоотношения между воспринимаемыми предметами. Формированию этого навыка способствует сочетание противоположных качеств в структуре самого восприятия, которые частично основаны на природных способностях, но развиваются главным образом направленной деятельностью. Тренировки восприятия на видение целого и деталей, единичного и общего в одном объек-
те может помочь формированию творческого видения. После такой тренировки оно становится объемным и целостным, то есть объект воспринимается всеми анализаторами и во всех связях и взаимоотношениях с окружающими объектами.
• Умение видеть необходимое будущее является основным показателем творческой инициативы. Это умение строится на особом видении
этого, всех неудовлетворенных потребностей человека, противоречий, существующих в обществе, которые обостряются в переходные периоды. Все перечисленные качества возникают в зависимости от контакта со средой и индивидуальных особенностей этого контакта. Оптимальным и наиболее благоприятным для творческого восприятия является сочетание зависимости и независимости от среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. О душе / В кн. Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1978. С. 369-450.
2. Боно Э. Де. Учите вашего ребенка мыслить / Э. Де Боно. Серия: Творческое мышление. Минск : Попурри, 1998. 336 с.
3. Грановская Р. Элементы практической психологии / Р. Грановская. СПб.: Речь, 2003. 655 с.
4. Дружинин В.И. Психология общих способностей / В.И. Дружинин. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
5. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес. М.: МГУ, 1969. 132 с.
6. Кандинский В. О духовном искусстве / В.В. Кандинский. М.: Архимед, 1992. 109 с.
7. Костюченко О.В. Творчі ознаки властивостей сприймання / О.В. Костюченко // Проблеми загальної та педагогічної психології: Зб. наук. пр. Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України / За ред. акад. С.Д. Максименка. - Т.ХІІ, част.6. К., 2010. 508 с.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Наука, 1984. 444 с.
9. Матисс А. Сборник статей о творчестве / А. Матисс. М.: Иностранная литература, 1958. 89 с.
10. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5-17.
11. Моляко В.О. Концепція творчого сприймання / В.О. Моляко // Актуальні проблеми психології: Проблеми психології творчості: зб. наук. пр. / за ред. В.О. Моляко. Т 12, вип. 5. Ч.І. Житомир.: Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2008. С. 7-14.
12. Моляко В.О. Психологія творчості - нова парадигма дослідження конструктивної діяльності / В.О. Моляко // Розвиток педагогічної і психологічної наук в Україні 1992-2002: зб. наук. пр. до 10-річчя АПН України / Академія педагогічних наук України. Ч.І. Харків, ОВС, 2002. С. 481-491.
13. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. СПб: Питер, 2005. 480 с.
14. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо: пер. с англ. М.: Тривола, 1996. 600 с.
REFERENCES
1. Aristotel'. O dushe/ Vkn. Aristotel'. Soch. v chetyrekh tomakh. T. 1 [Of the soul / In the book Aristotle. Op. in four volumes. V.1]. Moscow, Mysl', 1978. pp. 369-450.
2. Bono E. De. Uchite vashego rebenka myslit' [Teach your child to think]. Minsk : Popurri, 1998. 336 p.
3. Granovskaia R. Elementyprakticheskoipsikhologii [Elements of practical psychology]. Saint Petersburg, Rech', 2003. 655 p.
4. Druzhinin VI. Psikhologiia obshchikh sposobnostei [Psychology of general abilities]. Saint Petersburg, Piter Kom, 1999. 368 p.
5. Zinchenko V.P. Formirovanie zritel'nogo obraza [Formation of a visual image]. Moscow, MGU, 1969. 132 p.
6. Kandinskii V O dukhovnom iskusstve [The spiritual art]. Moscow, Arkhimed, 1992. 109 p.
7. Kostiuchenko O.V. Tvorchi oznaki vlastivostei spriimannia / O.V. Kostiuchenko // Problemi zagal'noi ta pedagogichnoi psikhologii:
Zb. nauk. pr. Institutu psikhologii im. G.S. Kostiuka NAPN Ukraini / Za red. akad. S.D. Maksimenka. T.XlI, chast.6 [Creative
properties ofperception / E.V.Kostyuchenko // Problems of general and pedagogical psychology / Ed. by Acad. S.D. Maksimenko]. Kiev, 2010. 508 p.
8. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii / B.F.Lomov / Pod red. Iu.M. Zabrodina [Methodological and theoretical problems of psychology / Ed. by Y.M. Zabrodin]. Moscow, Nauka, 1984. 444 p.
9. Matiss A. Sbornik statei o tvorchestve [Collection of articles about creativity]. Moscow, Inostrannaia literatura, 1958. 89 p.
10. Matiushkin A.M. Psychological structure, dynamics and development of cognitive activity. Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 1982, no. 4, pp. 5-17 (in Russian).
11. Moliako V.O. Kontseptsiia tvorchogo spriimannia / V.O. Moliako // Aktual'ni problemi psikhologii: Problemi psikhologii tvorchosti: zb. nauk. pr. /za red. V.O. Moliako. T12, vip. 5. Ch.I. [Concept of creative perception // Actual problems of psychology: problems of psychology of art. Vol.12]. Zhitomir, ZhDU іш. І. Franka, 2008. pp. 7-14.
12. Moliako V.O. Psikhologiia tvorchosti - nova paradigma doslidzhennia konstruktivnoi diial'nosti / V.O. Moliako // Rozvitok pedagogichnoi i psikhologichnoi nauk v Ukraini 1992-2002: zb. nauk. pr. do 10-richchia APN Ukraini / Akademiia pedagogichnikh nauk Ukraini. Ch.I. [Psychology of creativity - a new paradigm of constructive research activity // Development of pedagogical and psychological sciences in Ukraine 1992-2002]. Khartóv, OVS, 2002. pp. 481-491.
13. Petrenko V.F. Osnovypsikhosemantiki [Basis of psychosemantics]. Saint Petersburg, Piter, 2005. 480 p.
14. Solso R.L. Kognitivnaiapsikhologiia [Cognitive psychology]. Moscow, Trivola, 1996. 600 p.
Информация об авторе
Костюченко Елена Викторовна
(Украина, Киев)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры индустрии моды. Киевский национальный университет культуры и искусств.
E-mail: [email protected]
Information about the author
Kostiuchenko Elena Viktorovna
(Ukraine, Kiev)
Associate Professor, PhD in Psychology Associate Professor of the Department of Fashion Industry.
Kyiv National University of Culture and Arts E-mail: [email protected]