Научная статья на тему 'Влияние психологических свойств личности на формирование художественных навыков обучающегося'

Влияние психологических свойств личности на формирование художественных навыков обучающегося Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
370
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ / ЭМОЦИИ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ / PSYCHOLOGICAL PROPERTIES / SENSORY SYSTEMS / EMOTION / VOLUNTARY ATTENTION / REPRESENTATIONAL ACTIVITIES / ARTISTIC SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быструшкин Сергей Константинович, Лисецкая Елена Вениаминовна, Петрова Нина Геннадьевна, Гафарова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются влияние на процесс формирования художественных навыков таких психологических свойств личности, как типология личности, контролируемый уровень ситуативной и личностной тревожности, межполушарная асимметрия, интегрированное применение сенсорных систем в процессе исследования окружающего мира. Показано, что на формирование художественного образа значительное влияние оказывают особенности психоэмоциональной сферы и психологические установки личности, умение дифференцировать и эмоционально выражать полученные впечатления, способность произвольно сосредотачивать свое внимание на незначительных деталях воображаемых объектов. Обоснована необходимость интегрированного развития сенсорных систем с навыками произвольного внимания и способностью субъективного отражения эмоциональных состояний, что позволяет полноценно развивать художественные навыки, все виды мышления и создавать эстетически воздействующие художественные образы, обеспечивая тем самым возможность творческой самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быструшкин Сергей Константинович, Лисецкая Елена Вениаминовна, Петрова Нина Геннадьевна, Гафарова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the impact on the formation of the artistic skills of the psychological properties of the person, as a personality typology, controlled level of situational and personal anxiety, hemispheric asymmetry, integrated use of sensory systems in the study of the world. It is shown that the formation of the artistic image is strongly influenced by features of psycho-emotional sphere and attitudes of the individual, the ability to differentiate and to express emotional experiences obtained, the ability to arbitrarily focus their attention to minor details of imaginary objects. The necessity of the development of integrated sensor systems with the skills of voluntary attention and the ability to reflect the subjective emotional states is justified, which enables you to develop artistic skills, all kinds of thinking and create the aesthetic impact of artistic images, thus providing the possibility of creative self-realization.

Текст научной работы на тему «Влияние психологических свойств личности на формирование художественных навыков обучающегося»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 159.923+159.91+373

Быструшкин Сергей Константинович

Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, bistrushkin@mail.ru, Новосибирск

Лисецкая Елена Вениаминовна

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарного и художественного образования Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет, liseckay@mail.ru, Новосибирск

Петрова Нина Геннадьевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, npetrova@ngs.ru, Новосибирск

Гафарова Татьяна Александровна

Педагог изобразительного искусства, Детская школа искусств № 27, rams515@mail.ru, Новосибирск

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются влияние на процесс формирования художественных навыков таких психологических свойств личности, как типология личности, контролируемый уровень ситуативной и личностной тревожности, межполушарная асимметрия, интегрированное применение сенсорных систем в процессе исследования окружающего мира. Показано, что на формирование художественного образа значительное влияние оказывают особенности психоэмоциональной сферы и психологические установки личности, умение дифференцировать и эмоционально выражать полученные впечатления, способность произвольно сосредотачивать свое внимание на незначительных деталях воображаемых объектов.

Обоснована необходимость интегрированного развития сенсорных систем с навыками произвольного внимания и способностью субъективного отражения эмоциональных состояний, что позволяет полноценно развивать художественные навыки, все виды мышления и создавать эстетически воздействующие художественные образы, обеспечивая тем самым возможность творческой самореализации личности.

Ключевые слова: психологические свойства, сенсорные системы, эмоции, произвольное внимание, изобразительная деятельность, художественные навыки.

В настоящее время проблема личностного и профессионального развития учащихся, формирования у них адекватного восприятия окружающей природной и социальной среды, психологической готовности к будущей творческой деятельности приобретает особую актуальность.

Изучению психологических свойств личности, особенностям наглядно-образного отражения жизни в процессе формирования художественных образов посвящены многочисленные исследования [1; 2; 7-10; 15]. В них анализировались не только индивидуальные свойства нервной системы, особенности психоэмоциональной сферы, но и возрастные предпосылки художественной

одаренности, обуславливающие профессиональную деятельность и обучение.

Изобразительная деятельность является одним из эффективных средств образного познания окружающей действительности. Всестороннее изучение изображаемых объектов, включая их пространственно-временные, зрительные, слуховые и другие характеристики, позволяет полноценно развивать художественные навыки, все виды мышления и создавать эстетически воздействующие художественные образы, обеспечивая тем самым возможность творческой самореализации личности.

Во многих работах [3; 5; 13; 16] показано, что на формирование художественного

образа значительное влияние оказывают как внешние факторы восприятия (размер, контрастность, повторяемость, интенсивность, движение), так и внутренние - прежде всего психологические установки личности, направленные на ожидание увидеть знакомое или особенно важное. Однако многие вопросы влияния психологических свойств личности на формирование художественных навыков остаются открытыми.

Цель данного исследования заключалась в том, чтобы установить корреляцию между выполненными по памяти рисунками учащихся разного возраста, занимающихся изобразительной деятельностью, и их психологическими свойствами (уровнем ситуативной и личностной тревожности, межполушарной асимметрией, сенсорным восприятием, эмоциональным состоянием) для выяснения влияния последних на формирование художественных навыков.

В исследовании приняли участие 95 человек. В первую группу вошли 50 студентов I курса очного и заочного отделений Института искусств НГПУ и 25 учащихся МБОУ ДОД «Детская школа искусств» № 27 г. Новосибирска; во вторую (контрольную) -20 студентов I курса очного отделения ИЕСЭН, обучающихся по направлению подготовки «Безопасность жизнедеятельности» и не связанных с художественной деятельностью.

С целью выявления влияния сенсорного восприятия, внимания и эмоциональных состояний на формирование художественных навыков участникам эксперимента были предложены следующие задания:

1) нарисуй по памяти три любых объекта в следующей последовательности:

а) очень легко представляешь;

б) представляешь с затруднением;

в) сложно представить;

2) нарисуй по памяти предметы, которые привлекают твое внимание.

Рисунки выполнялись на белой бумаге формата А 4. Изобразительный материал -по выбору исполнителя.

Выполненные участниками эксперимента рисунки оценивались по следующим критериям: содержание рисунка, техника рисования, схематизм, детализация, сила нажима, предпочтение цветов.

Из психологических свойств оценивали

следующие показатели: уровень реактивной и личностной тревожности (по Ч. Д. Спил-бергеру, Ю. Л. Ханину); типологические особенности личности (по К. Юнгу); ведущее полушарие (по И. М. Клециной). Полученные результаты были подвергнуты математической обработке с использованием пакета статистических программ (Statistika-6).

Обратимся к анализу результатов исследования. Важнейшими психологическими процессами, которые регулируют творческий процесс формирования художественного образа, по мнению исследователей [3; 6; 11; 15], являются восприятие и воображение. Благодаря развитому воображению человек предвосхищает будущий художественный образ, замечая наиболее выразительные признаки предметов и явлений. Поэтому воображение как творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия жизненного опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение [8; 10].

Сравнительный анализ выполненных рисунков показал, что психологическая способность произвольно сосредотачивать и фиксировать свое внимание на незначительных деталях воображаемого предмета позволяет создавать в рисунках более выразительные и приближенные к реальности объекты.

Так, было установлено, что практически у всех участников эксперимента, занимающихся изобразительной деятельностью, отмечается достаточно выраженная детализация в объектах, изображаемых по памяти. При этом как студенты, так и учащиеся выделяют в изображаемых объектах наиболее значимые для них их индивидуальные признаки.

В процессе изображения предметов по памяти у участвующих в эксперименте особенно отчетливо наблюдается проявление сенсорного влияния. Установлено, что без специального обучения и независимо от возраста и пола учащиеся в процессе рисования используют, как правило, один из анализаторов: или зрительный, или слуховой. Сочетание же этих анализаторов с другими (тактильными, вкусовыми или обонятельными) практически не отмечается [1].

Анализ рисунков, изображенных по памяти, показывает, что смысловое содержание

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

нарисованных предметов сочетает в себе конкретные образы с абстрактным символическим представлением, выполненные в специфической технике, что, вероятно, обусловлено определенным уровнем развития художественных навыков.

В условиях ограничения интегрированной деятельности сенсорных систем, особенно при патологических отягощениях (так, по сравнению с нормой, у детей с задержкой психического развития ограничения интегративной деятельности сенсорных систем в среднем составляют - 52,5 %; у умственно отсталых - 65 %), отмечается минимальное проявление художественных навыков в процессе рисования [1]. Поэтому в ходе формирования художественных навыков важно развивать у будущих художников диапазон использования интегрированной деятельности сенсорных систем, функционирующих под влиянием различных чувств, для того чтобы они могли воплощать их в своих рисунках.

Небезызвестен тот факт, что в изобразительной деятельности положительные эмоции сопряжены, как правило, с округлыми формами, в то время как отрицательные тяготеют к острым формам. Кроме того, положительное и отрицательное эмоционально-личностное отношение к изображаемым предметам достаточно четко проявляется в сюжетно-композиционном построении и технике выполнения рисунков. В связи с этим полагаем, что комплексные переживания позволят сформировать сбалансированное эмоциональное состояние личности художника.

Необходимо отметить, что бессознательное восприятие запахов также оказывает сильное специфическое влияние на эмоциональное состояние человека. Как показывают результаты исследования, 36 % учащихся не могут подобрать название различным запахам и нарисовать их образы, а 54 % обследуемых затрудняются охарактеризовать эмоциональное впечатление, вызванное вкусовым раздражителем [1].

Следовательно, в процессе формирования художественных навыков важно акцентировать внимание учащихся не только на эмоциональном восприятии зрительных ощущений, но и на ощущениях, связанных с обонянием, осязанием и вкусом, возникающих у буду-

щих художников в ходе исследования предметов и явлений окружающего мира.

По мнению ряда авторов, под влиянием доминирующих эмоций формируются мотивы и потребность в творчестве [4; 12]. Среди участников экспериментального исследования было выявлено 52 % амбивертивных и 40 % интровертивных типов личности. Их характерной особенностью является повышенная психоэмоциональная восприимчивость, способная спровоцировать возникновение внутренних эмоциональных конфликтов, которые неизбежно проявляются в чувстве тревожности.

Оценка ситуативной и личностной тревожности будущих художников показала, что у 85 % опрошенных отмечается низкая ситуативная и средняя личностная тревожность, что соответствует контролируемому уровню тревожности, который является необходимым компонентом любой творческой деятельности.

Кроме того, было проанализировано влияние межполушарной асимметрии на формирование художественного образа. Известно, что врожденная способность произвольно манипулировать субъективно отраженными образами окружающей среды, с одной стороны, обусловлена непосредственным сенсорным контактом с природными и социальными факторами, с другой - субъективными особенностями психологических установок личности, определяющих диапазон и направленность перцептивного восприятия.

Межполушарная асимметрия головного мозга позволяет выражать свои чувства и переживания в образно-вербальной форме, что соотносится с мыслительным (левопо-лушарным) и художественным (правополу-шарным) типами личности.

Было установлено, что у занимающихся изобразительной деятельностью отмечается выраженная правополушарная (43 %) и левополушарная (57 %) активация психоэмоциональной сферы, свидетельствующая о наличии высокого уровня межполушарной интеграции.

Таким образом, рассмотренный в статье материал позволяет заключить, что на формирование художественных навыков существенное влияние оказывают: выраженная межполушарная интеграция, контролируемый уровень ситуативной и личностной тре-

вожности, типологические особенности личности, а также интегрированное применение сенсорных систем в процессе исследования окружающего мира, умение дифференциро-

вать и эмоционально выражать полученные впечатления, способность произвольно сосредотачивать свое внимание на незначительных деталях воображаемых объектов.

Библиографический список

1. Быструшкин С. К. Формирование адаптивных возможностей ребенка: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. - 172 с.

2. Гончаров О. А., Романов С. Г. Категориальное восприятие цвета у детей с различными профилями межполушарной асимметрии // Экспериментальная психология. - 2014. - Том 7, № 4. - С. 5-19.

3. Дорофеева И. Н. Связь признаков латеральной организации мозга и темперамента с особенностями саморегуляции // Экспериментальная психология. - 2012. - Том 5, № 3. - С. 71-85.

4. Зайцев С. В., Моисеева И. Г. Интегративный подход к формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с трудностями в обучении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - Том 6, № 4. - С. 232-243. -URL: http://psyedu.rU/journal/2014/4/Zaitzev_ Moiseeva.phtml (дата обращения: 20.05.2016).

5. Карпинская В. Ю., Ляховецкий В. А. Роль межполушарной асимметрии при сенсомоторной оценке иллюзий восприятия // Экспериментальная психология. - 2012. - Том 5, № 1. - С. 35-44.

6. Костюченко Е. В. Полифункциональность перцептивного отображения различных компонентов образа мира у студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2015. - Том 7, № 2. - С. 72-82. - URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Kostyuchenko. phtml (дата обращения: 20.05.2016).

7. Морошкина Н. В., Карпов А. Д. Роль когнитивного стиля «импульсивность/рефлексивность» в имплицитном научении (на примере задач социальной перцепции) // Экспериментальная психология. - 2015. - Том 8, № 4. - С. 61-76.

8. Павлова Е. В. Психологические и художественные особенности картины мира у студентов-

художников и студентов других специальностей // Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61) - С. 689-693.

9. Серов Н. В. Рисунок и цвет в арт-терапии // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 130-141.

10. Сидорова К. А., Сидорова Т. А., Дра-гич О. А. Анализ особенностей психофизиологических показателей организма студентов в процессе их обучения в вузе // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 5 (Ч. 2). - С. 426-430.

11. Фаликман М. В. Перцептивные единицы и языковое опосредствование зрительного внимания // Культурно-историческая психология. -2012. - № 3. - С. 3-11.

12. Цыбульская Е. А. Использование символических средств при решении познавательных задач старшими дошкольниками [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2015. - Том 7, № 1. - С. 39-47. - URL: http://psyedu.ru/joumal/2015/1/Tsybulskaya.phtml (дата обращения: 20.05.2016).

13. Четвериков А. А. Влияние эффективности зрительного поиска на аффективные оценки картин // Экспериментальная психология. - 2014. -Том 7, № 2. - С. 37-48.

14. Шиян О. А., Крашенинникова Е. В. Как дети отражают процессы развития в мире? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. - № 9. - С. 36-45.

15. Шпак Л. Ю., Лоскутова Ю. В. Цветовые предпочтения подростков в связи с особенностями морфофункционального и психоэмоционального статуса // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. - 2011. - № 4. -C. 81-92.

16. Elie M. Couleurs & théories. Anthologie commentée. - Nice: Ovadia Publ., 2010. - 230 p.

Поступила в редакцию 25.05.2016

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Bystrushkin Sergey Konstantinovich

Dr. Sci. (Biolog.), Prof. of the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Novosibirsk State Pedagogical University, bistrushkin @ mail.ru, Novosibirsk

Liseckayа Elena Veniaminovna

Cand. Sci. (Pedag.), Head of the Department of Humanities and arts Educationlnstitute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University, liseckay@mail.ru, Novosibirsk

Petrova Nina Gennadievna

Cand. Sci. (Philol.), Assoc. Prof. of the Department of Theory and Methodology of Pre-School Education, Novosibirsk State Pedagogical University, npetrova@ngs.ru, Novosibirsk

Gafarova Tatyana Aleksandrovna

A Teacher offine arts, Children's Art School, № 27, Novosibirsk

INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY ON THE FORMATION OF ART SKILLS

Abstract. The article examines the impact on the formation of the artistic skills of the psychological properties of the person, as a personality typology, controlled level of situational and personal anxiety, hemispheric asymmetry, integrated use of sensory systems in the study of the world. It is shown that the formation of the artistic image is strongly influenced by features of psycho-emotional sphere and attitudes of the individual, the ability to differentiate and to express emotional experiences obtained, the ability to arbitrarily focus their attention to minor details of imaginary objects.

The necessity of the development of integrated sensor systems with the skills of voluntary attention and the ability to reflect the subjective emotional states is justified, which enables you to develop artistic skills, all kinds of thinking and create the aesthetic impact of artistic images, thus providing the possibility of creative self-realization.

Keywords: psychological properties, sensory systems, emotion, voluntary attention, representational activities, artistic skills.

References

1. Bystrushkin, S. K., 2001. Formirovanie adap-tivnyx vozmozhnostej rebenka [Formation of adaptive possibilities of the child]. Novosibirsk: NSPU Publ., 172 p. (in Russ.).

2. Goncharov, O. A., Romanov, S. G., 2014. Kat-egorial'noe vospriyatie cveta u detej s razlichnymi profilyami mezhpolusharnoj asimmetrii [Categorical color perception in children with different profiles of asymmetry]. E'ksperimental'naya psixologiya [Experimental Psychology], 7, No 4, pp. 5-19 (in Russ.).

3. Dorofeeva, I. N., 2012. Svyaz' priznakov lat-eral'noj organizacii mozga i temperamenta s osoben-nostyami samoregulyacii [Connectivity features of the lateral organization of the brain and temperament with the features of self-regulation]. E'ksperimen-tal'naya psixologiya [Experimental Psychology], 5, No 3, pp. 71-85 (in Russ.).

4. Zaitsev, S. V., Moiseev, I. G., 2014. Integra-tivnyj podxod k formirovaniyu regulyativnyx uni-versal'nyx uchebnyx dejstvij u mladshix shkol'nikov s trudnostyami v obuchenii [Integrative approach to the formation of regulatory universal educational actions in primary school children with learning difficulties]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie

psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru], 6, No 4, pp. 232-243 [online]. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Zaitzev_Moisee-va.phtml (Accessed 20 May 2016) (in Russ.).

5. Karpinskaya, V. Y., Lyakhovetsky, V. A., 2012. Rol' mezhpolusharnoj asimmetrii pri sensomotornoj ocenke illyuzij vospriyatiya [The role of inter-hemispheric asymmetry in the sensorimotor assessment illusions of perception]. E'ksperimental'naya psixologiya [Experimental Psychology], 5, No 1, pp 35-44 (in Russ.).

6. Kostyuchenko, E. V., 2015. Polifunkcion-al'nost' perceptivnogo otobrazheniya razlichnyx komponentov obraza mira u studentov [Polyfunc-tionality perceptual image of the world map various components of the students]. Psixologicheskaya nau-ka i obrazovanie psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru], 7, No 2, pp. 72-82 [online]. Available at: http://psyedu.ru/journal/2015/2/ Kostyuchenko.phtml (Accessed 20 May 2016) (in Russ.).

7. Moroshkina, N. V., Karpov, A. D., 2015. Rol' kognitivnogo stilya "impul'sivnost'/refleksivnost'" v implicitnom nauchenii (na primere zadach social'noj

percepcii) [The role of cognitive style "impulsive-ness/reflexivity" in implicit learning (for example, problems of social perception)]. E'ksperimental'naya psixologiya [Experimental Psychology], 8, No 4, pp. 61-76 (in Russ.).

8. Pavlova, E. V., 2014. Psixologicheskie i xu-dozhestvennye osobennosti kartiny mira u studen-tov-xudozhnikov i studentov drugix special'nostej [Psychological and artistic features of the picture of the world from art students and students of other specialties]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2 (61), pp. 689-693 (in Russ.).

9. Serov, N. V., 2014. Risunok i cvet v art-terapii [Drawing and color in art therapy]. Uchyonye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psixologii i social'noj raboty [Scientists notes the St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work], 1, pp. 130-141 (in Russ.).

10. Sidorova, K. A., Sidorova, T. A., Draghici, O. A., 2012. Analiz osobennostej psixofiziologicheskix poka-zatelej organizma studentov v processe ix obucheniya v vuze [Analysis of features of psychophysiological indicators of an organism of students during their training in high school]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic Research], 5 (Part 2), pp. 426-430 (in Russ.).

11. Falikman, M. V., 2012. Perceptivnye edinicy i yazykovoe oposredstvovanie zritel'nogo vnimaniya [Perceptual unit and linguistic mediation of visual attention]. Kul'turno-istoricheskaya psixologiya [Cultural-Historical Psychology], 3, pp. 3-11 (in Russ.).

12. Tsybulskaya, E. A., 2015. Ispol'zovanie sim-

volicheskix sredstv pri reshenii poznavatel'nyx zad-ach starshimi doshkol'nikami [The use of symbolic tools for solving cognitive tasks older preschoolers]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru], 7, No 1, pp. 39-47 [online]. Available at: http://psyedu. ru/journal/2015/1/Tsybulskaya.phtml (Accessed 20 May 2016) (in Russ.).

13. Chetverikov, A. A., 2014. Vliyanie e'ffe-ktivnosti zritel'nogo poiska na affektivnye ocenki kartin [Influence the efficiency of visual search on the affective evaluation of pictures]. E'ksperimental'naya psixologiya [Experimental Psychology], 7, No 2, pp. 37-48 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Shiyan, O. A., Krasheninnikov, E. V., 2014. Kak deti otrazhayut processy razvitiya v mire? [As children reflect developmental processes in the world?]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Te-oriya i praktika [Modern preschool education theory and practice], 9, pp. 36-45 (in Russ.).

15. Shpak, L. J., Loskutov, Yu. V., 2011. Cvetovye predpochteniya podrostkov v svyazi s osobennost-yami morfofunkcional'nogo i psixoe'mocional'nogo statusa [Color preferences of adolescents in connection with the peculiarities of morpho-functional and psycho-emotional status]. Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 23. Antropologiya [Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23. Antropologiya], 4, pp. 81-92 (in Russ.).

16. Elie, M., 2010. Couleurs & théories. Anthologie commentée. Nice: Ovadia Publ., 230 p.

Submitted 25.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.