УДК 159.92 ББК 88.3
Костюченко Елена Викторовна
кандидат психологических наук, доцент кафедра индустрии моды Киевский национальный университет культуры и искусств
г. Киев
Kostyuchenko ElenaVictorovna
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Department of the fashion industry Kyiv National University of Culture and Arts
Kiev
Особенности перцептивной репрезентации одоративной составляющей образа
мира
Features perceptual representation of the odorativ component image of the world
В статье анализируется роль перцептивного отражения мира в качестве его одоративной составляющей, многомерности и многофункциональности образов ее восприятия. Выявлены особенности перцептивной репрезентации одоративной составляющей мира с учетом выраженности характеристик образа "Любимый запах" в вербальной и художественно-графичекой продукции студентов.
The article analyzed the role of perceptive reflection of the world as part of its odorativnoy multidimensionality and multifunctionality of images of its perception. The features of the perceptual representation odorativ component of the world by comparing the severity of the characteristics of the image "Favorite smell" in verbal and artistic products grafichekoy students.
Ключевые слова: образ восприятия, перцептивная репрезентация образа, перцептивные компоненты, репрезентативная система, одоративная составляющая.
Key words: image perception, perceptual representation of the image, perceptual components, representative system, odorativ component.
Существенную роль в эффективном информировании о мире и организации действий человека в соответствии с изменением условий его жизни играет перцептивное отражение мира - сложный процесс структурного сочетания ин-
формации об отдельных качествах предмета и создания его целостного образа, о чем отмечено в соответствующей литературе (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко,
A.Н. Леонтьев, АР. Лурия, АД Логвиненко, С.Л. Рубинштейн, К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, Р. Арнхейм и др.), в том числе это касается одоративной составляющей образа мира. Мнение академика В.А. Моляко о том, что "восприятие непосредственной реальности является основным каналом (конечно, автоматически включая ощущение и, как минимум, запасы памяти и оперативной мыслительной обработки информации, которая поступает в данный момент) контакта субъекта с миром, фундаментом его текущего ориентирования - оценивания и прогнозирования пребывания своего "Я" в окружающем контексте ..." [2, с.7], свидетельствует о важности таких характеристик восприятия как адекватность и точность получения, интерпретации человеком сигналов (внешних или внутренних), и дальнейшего построения своей деятельности, которая в результате будет существенно влиять на характер взаимодействия человека с окружающим миром.
В исследованиях особенностей функционирования той или иной системы восприятия, прежде всего, обонятельной, часто используются экспериментальные данные, а также результаты психотерапевтических наблюдений, где аромат представлен как один из способов наиболее сильного эмоционального воздействия. В таком контексте одоративную составляющую мира и ее влияние на человека рассматривают как отечественные исследователи (Ю.Е. Вагин, И.И. Заузолкова, Т.Б. Кодлубовская, Е.В. Костюченко, Р.М. Мазитова, АЖ. Моносова,
B.Н. Охотская, Б.И. Пучкина, Е.Д Хомская и др.), так и зарубежные (А. Бриль, Д МакДугал, Д. Маклоклан и др.). В последнее время появились статьи, посвященные "социологии запаха", другими словами - его коммуникативной роли (Г. Зиммель, А. Левинсон и др.).
Особое место в нашей работе было предоставлено исследованию одора-тивной (лат. odor - "запах") составляющей мира и формы ее сенсорной репрезентации (фр. "representation" - воспроизведение, показ), смыслосодержащей форме,
способной олицетворять психологический и эстетический контекст. Обонятельная система восприятия не является естественно вытесненной на периферию, а лишь находится в таком состоянии в условиях слабой изученности. Понимание роли аромата как перцептивной компоненты одоративной составляющей мира дает возможность поднять эмпирический уровень данного исследования образа мира, определить его перцептивную основу.
Включение нами результатов анализа данных описания любимых ароматов в исследование картины мира обусловлено значимостью этих составляющих в мировосприятии. Необходимо уяснить для этого сущность перцептивной полимодальной репрезентации реальности (в нашем случае "Запах Мира"), которая представляет собой совокупность перцептивных образов и чувств, представляющих воспринимаемую человеком в данный момент реальность и ее саму в ней, изменяющиеся в процессе взаимодействия друг с другом. Актуальная модель-репрезентация одоративной составляющей мира явно выполняет адаптационную роль, позволяя действовать еще некоторое время в реальности даже без визуальных образов ее восприятия. При этом визуальная часть модели-репрезентации "Запаха" окружения, всплывает в сознании, актуализируется тактильными, кинестетическими, вестибулярными и другими ощущениями, позволяющие узнавать окружающую обстановку. Так, еще в период новорожден-ности, когда ребенок адаптируется к внешнему физическому миру, с относительно постоянной среды организма матери он попадает в мир, где есть звуки, запахи, цвета, движение и т.д.. В процессе познания мира формируется и развивается образная память - память на зрительные, слуховые, осязательные вкусовые и обонятельные образы, в которой хранятся картины окружающего мира, звуки, запахи, прежде воспринимаемые человеком. Предпочтение определенных форм и цветов, звуков, вкусов и ароматов, т.е. тех благоприятных свойств и характеристик объекта восприятия, свидетельствует об определенных потребностях и предложениях во взаимодействии с миром.
Особенность восприятия запахов заключается в большом эмоциональном окрашивании одоративной информации, а также в том, что большинство одора-тивных характеристик позаимствована во всех языках по вкусовым особенностям, что, в свою очередь, делает и словесное выражение этой информации очень разнообразным и глубоко субъективным. Но кроме словесной передачи, так называемой традиции названия запахов, с древнейших времен существует и традиция трансляции смыслов того или иного аромата. Что касается аромата как составной части одоративной окружающей среды, то он всегда был связан с сакральными аспектами духа. Уже у Гомера мы сталкиваемся с несколькими смыслами, которые наполняли запахи: аромат как посредник между миром земным и небесным; как знак общения этих миров в момент благоухание, и закрепление за определенным запахом (амброзии или нектара) "божественной" значимости. Христианство, одновременно отделило сакральные запахи от земных и провело границу между запахом греховным и Божественным ароматом, а также назначило два конкретных аромата в свое "лоно", на века закрепив за ними право утверждать своим "духом" Дух христианства. Новый смысл запаха, божественность, будет закреплен за двумя ароматами: ладана (пространство церкви) и мирры (тело человека, поступившего в лоно христиан). Именно с момента приподнесения этих смол Иисусу их запахи сплелись в союз между миром земным и небесным - союз пахучий. Аромат - состояние духа, а значит, больше всего соответствует приподнятому настроению во время общения с Богом. [4].
Это обстоятельство отражает тенденцию развития всей европейской культуры, визуализированных по своей природе, и дает возможность анализировать и обоняние, и аромат с экологических позиций, не ранжируя системы восприятия человека и не отдавая предпочтение визуальной информации перед другими типами "знаний", имеющихся в мире. Психологический подход к этой проблеме дает возможность интерпретировать аромат не только как эстетический и перцептивный феномен, но и как "духовную" составляющую образа ми-
ра. Обращая внимание на пребывание одоративных значений и в языке, и в религии, и в искусстве, и в психофизиологии, можно найти средства их более полной трансляции, развить исследовательское поле для изучения аромата как важной компоненты мира, такой же, как и зрительные и слуховые образы.
Методика для определения перцептивных основ одоративной составляющей образа мира предоставляет возможности в исследовании развития и динамики операциональных механизмов перцептивной деятельности и особенностях отражения чувственно-модальной компоненты образа мира в перцептивно-импрессивной, динамико-перцептивного и эмоционально-чувственном способах интерпретации изображений любимого запаха. Запах является естественным знаком, символом, поскольку то, что обозначается и то, что означает неразрывно в нем слито, не противоречит возможности его интерпретации, об этой семиотической ситуации свидетельствует следующая мысль: образ является "перцептивным выражением" о мире (В.Ф. Петренко, 1976). Существует психологическая (семантическая) структура и одоративного образа, сформиро-ваная различными типами значений, категориальными структурами, "классифицирующими" на разных уровнях их взаимодействия с целостным субъектом, и устойчивыми правилами трансляции этой классификации в категориальные структуры развитых систем значений, в том числе словесные.
Это определило и стратегию построения исследования: предметом изучения психосемантики запаха выступают его устойчивые семантические проекции в разных категориальных контекстах: 1) в импрессивном аспекте: связь с различными перцептивными модальностями: вкусом, цветом, тактильными ощущениями, восприятием пространства и движения; индукция характерного психологического состояния, влияние психологического (эмоционального) состояния на характерное изменение аромата воспринимаемого образа, связь восприятия запаха с устойчивыми особенностями личности, 2) в экспрессивном аспекте - использование запахов как средств выражения отношений и самоот-ношения, т.е. как отражение, "визуализация" эмоций в сознании; 3) отдельным
аспектом анализа является исследование закономерностей преимущества запаха в зависимости от психологического состояния, как одного из кардинальных феноменов взаимодействия человека с Запахом.
Задача, связанная с определением преференций относительно каналов восприятия и вербальной презентации любимого запаха решалась по методике письменного опроса (студентам разных курсов, разных специальностей КНУ-КиИ предлагалось назвать любимый запах и описать его) и обобщения данных 630 анкет. Обработка представленной студентами информации позволила определить их заинтересованность, творческую направленность в выполнении заданий.
Полученные результаты позволили выделить четыре типа любимых запахов: "Свежие" (предпочтение у 47% испытуемых), "Сладкие" (20%), "Цветочные" (13%) и "Абстрактные" (6%), связаные с абстрактными понятиями, например, запах дома, весеннего утра, воздух после дождя, запах волос, запах головы, запах воды, запах тополей т.д.. Выявлена группа студентов (14%), которые не смогли описать любимый запах.
Результаты определения доминирующего канала восприятия и вербальной репрезентации любимого запаха, показали, что из 541 описаний наибольшая часть принадлежит эмоциональному каналу (46%), то есть в описаниях реализуется осознание эмоционального опыта (переживаний, эмоций, чувств) в процессе воздействия данного запаха, указано на улучшение или стимулирование определенного настроения, самочувствия, активности. Наименее представленным является рациональный канал (22%), о существовании которого свидетельствуют описания, в которых идет речь о сути, назначении этого запаха, осознание этого произошло на основе аналитической переработки информации.
Структура образа любимого запаха зависит не только от физических свойств объекта его излучения, но и от того, какую общую функцию выполняет объект и насколько эта функция субъективно значима. В ряде работ (Б.Г. Ананьев, 1950; А.Н. Леонтьев, 1962; В.П. Зинченко, 1984) [1] подчеркива-
ется, что уже на уровне восприятия происходит активная преобразующая его деятельность: а именно внедрение в этот процесс общественно отработанных сенсорных эталонов, следовательно первые процессы обобщения. Особое значение в контексте нашего исследования приобретает анализ перцептивно-модальностных характеристик образа запаха, к которым, согласно классификации ощущений, относятся: экстероцептивные, отражающие свойства запаха (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые), интероцептивные, несущие информацию о состоянии внутренних органов (чувство голода, жажды, усталости), проприоцептивные, отражающие движения органов тела и его состояние (кинестетический и статические), температурные и осязательные.
Языковая кодировка запаха предполагает категории запаха, т.е. качественную характеристику запаха. В исследовании было выявлено 3 основных категории: оценка (обязательно замечание в приятности запаха: очень душистый, очень приятный), интенсивность (пахучий - излучающий сильный, резкий запах; душистый, - сильно и приятно пахнет; терпкий - резкий, сильный запах; острый - резкий запах) и качество запаха (сладкий - приятный вкус сладкого (какао, меда, сахара, конфет); сырой - запах сырости, влажности; сельский - запах села - скотина, поле, луг, сено; лесной - запах леса; теплый - запах, наполненный теплом; пряный, - острый и ароматный запах).
Результаты анализа описаний ароматов, показали, что подавляющее количество образов (17%) - визуальные, для которых аромат имеют определенный вид, например, "имеет цвет", "похожий на цветочек", "радугу", "ручей", "облако", "пушистый" и т.д.); 29% - ориентируются на свои температурные и осязательные ощущения (например, "запах легкий", "касается всей кожи", "как легкая тучка", "с ним легче дышать", "вызывает потепление", "чувствую свежесть "и т.д.); для 16% образов применены кинестетические характеристики (например," запах быстро движется ", "пульсирующее влияет", "постоянно меняется", "подвижный" и т.п.); в 15% описаний присутствуют вкусовые характеристики: кислый, сладкий, напоминает вкус сладкого (меда, сахара, конфет); 20% - воз-
никновение ассоциаций (например, реальных: ”запах воздуха после дождя”, ’’морской воздух”, ”брызги фонтана”, ”когда снимаешь кожуру апельсина”, ’’мятная конфета”, ”бабушкин чай”и т.п. и вымышленных: ”вроде виснет в облаках”, ”купаешься в золотом дожде”,”сыплется цветочный дождь”, ”как день рождения”, ”солнечный луч”, ”лесная поляна”, ”теплое прикосновение рук”, ”сло-вно водопад” и др.) после воспоминания, сравнения. Незначительный процент образов запаха (6%) представлен комплексно, полимодально, с использованием разномодальных характеристик.
Рис. 1. Гистограмма модальной представленности (в %) любимого запаха в описаниях студентов
Отметим, что визуализация такого понятия, как ’’Любимый запах” не обязательно происходила через изображение конкретных образов. Работы студентов свидетельствуют о том, что восприятие ’Запаха” выступает как его воображение в большинстве случаев (84%), которые имеют объектное значение, т.е. связанное с конкретными явлениями, предметами и обязательно требующего дополнительного определения (запах кого? запах чего?). Именно поэтому в пиктограммах студентов доминируют описательно-предметные сюжеты: взволнованное море; белье, развивается под ветерком; аккуратно убранный сад; лучи солнца касаются головы и др.
Таким образом, проведенный на этом этапе исследования сравнительнокачественный анализ позволил сделать вывод, что в одоративном компоненте образа мира проявляется специфическое мировосприятие, зафиксированое в преференциях в отношении определенных характеристик, качеств, признаков
аромата, что дает возможность, не ранжируя системы восприятия человека и не отдавая предпочтение визуальной информации, определить перцептивно-модальностные характеристики образа запаха и цвета, а именно: экстероцепти-вные, отражающих их свойства (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые), интероцептивные, несущие информацию о состоянии внутренних органов (чувство насыщения или голода, жажды, бодрости или усталости), проприоцеп-тивные, отражающие движения органов тела и его состояние (кинестетический и статические), температурные и осязательные.
Библиографический список
1. Костюченко, О.В. Перцептивна репрезентація світу як психологічна проблема [Текст] / О.В. Костюченко // Актуальні проблеми психології: Проблеми психології творчості: Збірник наукових праць / за ред. В.О. Моляко. - Т.12. Вип.13. - К: Вид-во «Фенікс», 2011. - С.237-245.
2. Моляко, В.А. Исходные предпосылки построения концепции творческого восприятия [Текст] / В.А. Моляко // Актуальні проблеми психології. Проблеми психології творчості, зб наук. праць Інституту психології їм. Г. С. Костюка АПН України / За ред. В.О. Моляко. - Том 12. -Вип. 8. -Житомир: Вид-во ЖДУ ім, І. Франка, 2009. - С. 7-16.
3. Петренко В.Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа [Текст] / В.Ф. Петренко // Восприятие и деятельность. - М.: МГУ. - 1976.1. - С. 268-293.
4. Шеховцова, Л.Ф. Элементы православной психологии [Текст] / Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько. - СПб., 2005. - 252 с.
Bibliography
1. Kostyuchenko, O.V. Perceptual representation of the world as a psychological problem [Text] / A. Kostiuchenko / / Actual problems of psychology: Problems of the psychology of creativity: Collected Works / ed. V.A. Molyako. - T.12. Vyp.13. - K: Type of "Phoenix", 2011. - Р. 237245.
2. Molyako, V.A. Presuppositions construction of the concept of creative perception [Text] / V.A. Molyako // Actual problems of psychology. The problems of the psychology of creativity, Sat sciences. works of the Institute of Psychology them. G.S. Kostiuk APS Ukraine / Ed. V.A. Molyako. - Tom 12. -Issue. 8. -Zhitomir: Type of Waiting for them, Franko, 2009. - P. 7-16.
3. Petrenko V.F. On the semantic analysis of the sensory image / V.F. Petrenko // Perception and activities. - Moscow: Moscow State University. - 1976.1. - Р. 268-293.
4. Shehovtsova , L.F. Orthodox psychology elements [Text] / L.F Shehovtsova , Y.M Zenko . - St. Petersburg. 2005. - 252 р.