Научная статья на тему 'Творческая самореализация будущего учителя в условиях педагогической практики'

Творческая самореализация будущего учителя в условиях педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самореализация / творческая самореализация / педагогическая практика / self-realization / creative self-realization / teaching practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лайкина Татьяна Анатольевна

В статье актуализируются вопросы поиска путей и способов формирования творческой самореализации студентов старших курсов в процессе педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of ways of developing creative self-realization of senior students during teaching practice are regarded.

Текст научной работы на тему «Творческая самореализация будущего учителя в условиях педагогической практики»

Т. А. Лайкина

творческая самореализация будущего учителя

__«-» __А

в условиях педагогической практики

В статье актуализируются вопросы поиска путей и способов формирования творческой самореализации студентов старших курсов в процессе педагогической практики.

Ключевые слова: самореализация, творческая самореализация, педагогическая практика.

T. Laykina

CREATIVE SELF-REALIZATION OF PRE-SERVICE TEACHERS IN THE PROCESS OF TEACHING PRACTICE

The issues of ways of developing creative self-realization of senior students during teaching practice are regarded.

Keywords: self-realization, creative self-realization, teaching practice.

Изменения в системе высшего профессионально-педагогического образования прежде всего связаны с возрастающей ролью учителя — одной из центральных фигур в сложных условиях развития научно-технического прогресса. Повышение требований к современному учителю актуализирует проблему формирования его профессиональной компетентности, качества, предусматривающего не только владение содержанием преподаваемой учебной дисциплины, способами презентации предлагаемого материала, но и осознание важности и значимости проектирования и реализации в образовательном процессе технологий творческой самореализации.

Термин «самореализация» имеет междисциплинарный характер, отличается многозначностью толкований и сущностных проявлений.

В энциклопедическом словаре самореализация рассматривается как «процесс наиболее полного выявления и осуществ-

ления личностью своих возможностей, достижение намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности» [1].

Самореализация, по А. Маслоу, — это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности [3].

В общем смысле данный термин означает «реализацию собственных усилий человека, возможности развития собственного "Я", процесс реализации себя, осуществление самого себя в жизни и в повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования» [2].

Сегодня в научном обороте находится термин «творческая самореализация» (Г. И. Батыршина, Е. А. Ефимова, Н. Л. Чег-лякова и др.), отражающий в современной образовательной практике ведущий способ самореализации, а именно — активной са-

* Статья опубликована при финансовой поддержке МОН за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме «Определение теоретико-методологических положений и соответствующих им педагогических условий проектирования и реализации содержательно-процессуальной модели формирования профессиональной компетентности студен та педагогического вуза» (П827 от 24.05.2010 г.).

мореализации наряду с самореализацией в пределах репродуктивной деятельности. Изучение научной литературы привело к выводу о том, что под творческой самореализацией следует понимать процесс, при котором обязательным становится осмысление обретенного знания, необходимости его применения при проектировании способов деятельности, отражающих смыслы личностно-профессиональных задач, решение которых способствует созданию качественно нового продукта.

Под ним понимается некий результат, выражающийся в самоудовлетворении и оказывающий влияние на дальнейшее профессиональное развитие студента как субъекта собственной деятельности. Подтверждением могут служить индивидуальные образовательные маршруты, компетентно-стно ориентированные адресные учебные задания, нацеленные на стимулирование творческой самореализации будущего учителя. По сути, она должна стать неотъемлемым условием овладения будущим учителем содержанием профессионального педагогического образования.

Одним из важнейших его компонентов является педагогическая практика. Обладая обучающим и развивающим характером, она может органично согласовываться с созданными для самоактуализации и самореализации личности студента условиями: проявление инициативы, владение технологиями ее воплощения в образовательном процессе, рефлексивно-аналитический самоотчет. Реализация данных условий проявляется в системе задач (концептуальных, стратегических, тактических, оперативных, дидактических, воспитательных). При этом важно осознание студентом-практикантом необходимости, а в дальнейшем и потребности использования креативного подхода в решении этих задач.

В процессе проектирования экспериментального варианта содержания и процессуального обеспечения педагогической

практики на старших курсах (1У-У) были конкретизированы задачи, связанные с творческой самореализацией будущего учителя:

- расширение, закрепление, углубление психолого-педагогических знаний, совершенствование рефлексивно-аналитических, креативных умений и навыков;

- нахождение и понимание смысла самостоятельного применения собственного опыта в учебно-воспитательной деятельности;

- развитие общей культуры будущего учителя, его профессионализма и мастерства;

- формирование творческого мышления, воображения, индивидуального стиля в профессиональной деятельности и в общении;

- формирование специальных (предметных) компетенций, связанных с развитием умений определять и использовать в педагогической деятельности оригинальные формы, методы и технологии в ходе преподавательской деятельности;

- развитие субъектной позиции, овладение технологиями, способствующими взращиванию потребностно-ценностного, личностно-профессионального ядра будущего учителя.

Продуктивному решению этих задач способствовал специально разработанный курс «Творческая самореализация студента вуза в развитии профессиональной педагогической компетентности». Главная идея курса просматривается в контексте изменения акцентов в подготовке студента: развитие профессиональной мобильности будущего учителя, действующего в новой формации, способного не только развивать профессионально значимые качества, но и творчески претворять их в профессиональной деятельности.

Данный курс обладает интегрированным характером, так как содержание его выходит за пределы предметной области «Педа-

гогика» и распространяется на дисциплины культурологического, психологического, частно-дидактического характера. Так, определяющими разделами курса являются «Феномен творческой самореализации как объект общекультурного анализа», «Психолого-педагогические основы развития творческой самореализации личности будущего учителя», «Технологии формирования творческой самореализации будущего учителя иностранного языка».

«Творческая самореализация студента вуза в развитии профессиональной педагогической компетентности» — дисциплина, обладающая практикоориентированно-стью. При соблюдении условия пропорциональности предлагаемого студенту учебного материала (овладение теоретическим знанием и практическими способами деятельности), а также личностной окрашенности при выполнении заданий курса, их содержание становится значимым для студента, а прогнозируемый результат, отличающийся прозрачностью, ориентирует на адекватный отбор системы технологического обеспечения реализации заданий в условиях педагогической практики.

Реализация подобных заданий находила воплощение при использовании как традиционных форм (лекция, семинар, лабора-торно-практическое занятие) и методов (объяснение, беседа, упражнение) обучения, так и инноваций (технологии проектирования, критическое мышление, социальное взаимодействие, кейс-технологии, портфолио и др.). При этом отбор содержания учебного материала производился с учетом принципов предстоящей педагогической практики. Они сводились к проявлению творческой активности студента в организации взаимодействия с учениками, к формированию субъектности будущего учителя, к проектированию вариативного содержания практики, к соблюдению системности условий и целей творческой самореализации практиканта, к принятию в

качестве основополагающего деятельно-стно-компетентностного подхода, способствующего формированию у студента ключевых, базовых и предметных компетенций.

Данный курс представлен двумя блоками задач. Первый определяет учебно-методические задачи и направлен на овладение студентом содержанием курса. В нем были актуализированы вопросы, связанные с формированием у будущего учителя умений проблемного изложения учебного материала, навыков ведения эвристической беседы, с созданием дискуссионных ситуаций, интеллектуально-творческой атмосферы и др. Креативный компонент находил проявление в проектировании учебных заданий, направленных на отработку умений работать со школьной документацией, разрабатывать тематические планы и конспекты уроков, не только выдерживая в качестве главного условия четкую заданность и алгоритмичность деятельности, но и придавая ей личностную окрашенность.

Второй блок задач носил исследовательский характер, который отражал логику опытно-экспериментальной работы.

В контексте этой логики была поставлена задача выявления исходного уровня творческой самореализации будущего учителя. Данный процесс состоял из нескольких этапов. Первоначально студентам IV-V курсов (261 человек) факультета иностранных языков, физико-математического факультета, факультета истории и права, филологического факультета, факультета физической культуры, биолого-химического факультета был предложен опросник, содержание которого было нацелено на понимание студентами важности проблемы творческой самореализации будущего учителя в предстоящей профессиональной деятельности, на определение готовности к творческому проектированию и к реализации педагогических идей в условиях реального взаимодействия с детьми, на выявление

креативной самооценки в области профессиональной деятельности.

Опросник был составлен с учетом специфики прохождения практики студентами старших курсов, что в первую очередь находит проявление в полифункциональности деятельности студента: студент — учитель-предметник, студент — классный руководитель, студент — участник работы методического объединения, студент — член педагогического и учебно-воспитательного коллектива. Безусловно, обладание компетенциями, связанными с обозначенными сферами профессиональной деятельности, формирует направленность в проявлении творческой самореализации личности студента-практиканта.

Как показал анализ выполненных студентами заданий опросника, понимание важности проблемы творческой самореализации будущего учителя в предстоящей профессиональной деятельности обнаружили более 80%. Но настораживает тот факт, что только 57,6% из них аргументированно объясняют свое понимание, а оставшиеся 22,4% дают односложные ответы, которые свидетельствуют об отсутствии у них единства потребности в самореализации и веры в возможность самореализации (например, «Да, я понимаю важность проблемы творческой самореализации будущего учителя»).

На вопрос «Что Вы понимаете под термином" профессиональная творческая самореализация"?» получены ответы: 41% студентов считает, что профессиональная творческая самореализация — это активная, добровольная деятельность, которая не преследует каких-либо корыстных целей, а направлена на сплочение коллектива, на саморазвитие его участников; 10,2% — полагают, что термин «профессиональная творческая самореализация» означает умение находить контакты, общаться с людьми; по словам 28,8% студентов, — это участие в профессиональ-

ной творческой жизни коллектива; затруднились ответить на поставленный вопрос 20% студентов.

Проблему определения готовности к творческому проектированию и к реализации педагогических идей в условиях реального взаимодействия с детьми 24,6% студентов связывают с проектированием урока, 19,8% — с использованием в нем современных средств обучения (компьютер, презентации), 55,6% — с особенностью профессионально-творческого общения учителя (умение говорить, демонстрация актерского таланта).

Специальные вопросы были посвящены выявлению творческой самооценки в области профессиональной деятельности. Давая ответы на них, студенты оценивали себя исходя из социального и профессионального опыта, полученного в ходе учебно-производственных практик на младших курсах. 22% студентов оценивают себя как склонных к репродуктивной деятельности в ходе практики (выполнение рекомендуемых обязательных заданий, готовность действовать по заданному алгоритму), 51% — выразили стремление в проявлении своей индивидуальности, которая находит отражение в основном во внешних проявлениях (стремление к оригинальным формам проведения зачетных воспитательных мероприятий, презентация отчетной документации), 27% студентов считают себя творческой личностью, подтверждая готовность и желание создавать авторские социально-педагогические проекты в процессе общения со школьниками.

Анализ опросника студентов показал, что условия педагогической практики являются наиболее целесообразными и оптимальными для творческой самореализации личности практиканта. Около 90% выразили уверенность в том, что педагогическая практика — это только начальный этап формирования творческой самореализации, которая сопровождает учителя

на протяжении всей профессиональной деятельности.

Таким образом, были получены первоначальные эмпирические данные, которые послужат основанием для создания в ходе дальнейшей работы собственной методики отслеживания динамики творческой самореализации студентов педагогического вуза как в условиях практики, так и в процессе учебной и внеучебной деятельности. С этой целью к настоящему времени отработаны методики: выявление уровня стремления будущего педагога к самореализации (А. Маслоу); оценка уровня творческого потенциала (В. И. Андреев); диагностика невербальной креативности (Е. Торренс); методика «Хочу и могу...» (Е. Б. Фантапов).

Таким образом, педагогическая практика на старших курсах как компонент содержания профессионального образования будущего учителя является чрезвычайно важной для творческой самореализации личности студента. Полагаем, что особое значение имеют вопросы, связанные с созданием особой, креативной образовательно-воспитательной среды, в условиях которой происходит взаимодействие студентов с детьми, со школьной администрацией и с учителями, с коллегами по работе. Тогда будущий учитель сможет наиболее полно раскрывать свой внутренний потенциал, реализовывать творческие возможности, проявлять инициативу, овладевать технологиями воплощения творческой самореализации в образовательном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

2. Калошина И. П. Психология творческой деятельности. М.: Юнити, 2008.

3. Маслоу А. Психология бытия [Электронный ресурс]: http://bookz.ru/authors/maslou-abraham/.html

REFERENCES

1. Bim-BadB. M. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar'. M.: Bol'shaja rossijskaja enciklopedija, 2002.

2. Kaloshina I. P. Psihologija tvorcheskoj dejatel'nosti. M.: Juniti, 2008.

3.Maslou A. Psihologija bytija ^^k^nny) resurs]: http://bookz.ru/authors/maslou-abraham/.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.