УДК 37.013.2
Левин Игорь Леонидович
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Россия, Нижний Новгород1 Доцент кафедры рисунка и живописи Кандидат педагогических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Механизм творческой самореализации личности
в контексте креативной парадигмы
Аннотация. В статье на основе методологии антропологического и креативного подходов раскрывается механизм самореализации личности учащихся в образовании. Личность обучающегося представлена в динамике непрерывного самопроектирования, реализации жизненных смыслов, утверждения ценностных ориентаций и достижения намеченных целей в творческой образовательной деятельности и за её пределами - в открытой системе социокультурных преобразований. Подробно объяснена и проиллюстрирована авторская структурная модель самореализации личности как творческого стадийного процесса, результатом которого является сложная трёхуровневая система, состоящая из личностных потребностей, побудительных и притягательных мотивов деятельности личности. Выявлены антропологические механизмы и техники педагогического влияния на развитие творческой личности обучающихся посредством обеспечения условий и направленного действия факторов мотивационной готовности к реализации творческого потенциала и жизненных планов субъектов образования, связанных с обогащением их внутреннего мира, творческим познанием действительности, профессиональным самоопределением и саморазвитием. Факторы самореализации обучающейся личности, обуславливающие соответствующие методы и приёмы педагогической деятельности, распределены на группы; порядок актуализации данных групп факторов отражает последовательность творческого развития и саморазвития в образовании. Раскрыты особенности моделирования творческой личности как усложнения её деятельностной структуры и формирования рефлексивных качеств.
Ключевые слова: самореализация личности; моделирование личности; творчество; креативность; антропологические технологии образования; педагогическая деятельность; креативная парадигма образования.
1 603000 Россия, г. Нижний Новгород, ул. Гоголя, д. 1 , Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, факультет архитектуры и градостроительства, кафедра рисунка и живописи: У-809. Тел. (831)278-01-82
Идентификационный номер статьи в журнале 113PVN414
Основная особенность креативного подхода заключается в возможности моделирования личности в соответствии с тенденциями её творческой самореализации. В этом отношении процесс формирования и развития личности, её самореализации в творческой деятельности есть стадийный творческий процесс, проходящий те же этапы, через которые проходит создание материального объекта человеческого творчества.
А. Бергсон [ 1] подчёркивал, что человек является строителем моментов жизни, каждый из которых есть род творческого акта. По его словам, жизнь, подобно сознательной деятельности, есть изобретение и тоже представляет собой творчество. Аналогично охарактеризовал личность как художественный процесс и объект Ф. Ницше: «Отрезок нас самих в качестве художественного объекта. Умение сознательно сохранять и верно изображать... фазы своего развития... есть признак более высокой культуры... Для этого необходимо искусственно изолировать указанные фазы. Ближайшим результатом. является то, что мы научаемся понимать наших ближних как подобные, совершенно определённые системы.» [2].
Креативное образование сопряжено с необходимостью развития антропологических способностей, связанных с максимальной реализацией жизненных возможностей человека, для чего требуется важная педагогическая миссия моделирования личности в соответствии с её внутренними тенденциями развития. Именно такую функцию в образовании выполняет педагог-антропотехник. Развитие антропологических способностей человека -способностей к самоактуализации (Г. Олпорт [3], Д. Келли [4], А. Маслоу [5], К. Роджерс [6] и др.), самоопределению и саморазвитию (Ю.В. Громыко [7], В. И. Слободчиков [8]) требует применения особых педагогических средств, которые стали бы катализатором процессов взросления индивидуума.
В соответствии с концепцией В.И. Слободчикова, взросление человека - сложный нелинейный процесс развития его субъективности от зарождения индивидных свойств на этапе оживления связей с реальностью до обретения им духовного единства с миром в ходе универсализации субъектных, личностных и индивидуальных качеств. Этот процесс сопряжен с кризисами рождения и развития новой духовной «оболочки» человеческой сущности и имеет свои нормативные атрибуты. При этом само понятие нормы характеризуется как отход от стереотипов в сторону максимального проявления творческой самобытности. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев [8] подчеркивают отличие индивидуальной нормы личностных достижений в конкретном возрасте от нормы среднестатистической и социально регламентированной. В данном контексте под возрастом имеется в виду антропологический возраст как форма развития субъекта, связанная с умением решать определенные задачи жизнедеятельности, где находят применение антропологические способности. Ю. В. Громыко [7] утверждает, что педагог должен быть антропотехником и понимать, какие новообразования способностей сознания возникают в ситуации самопреодоления. Для этого он, помимо нормативных описаний, осваиваемых учащимся способов действия, коммуникации, мышления, должен ещё владеть психолого-антропологическими индивидуализированными знаниями о возникновении способностей, соответствующих данным способам.
Следовательно, антропотехническими средствами являются такие педагогические средства, которые позволяют моделировать личность, систему ее связей и взаимоотношений с миром, определять её ценностные ориентации, укреплять, обогащать и социально проявлять её индивидуальность, выявлять жизненные смыслы, строить в соответствии с ними жизненный план и самореализоваться в продуктивной деятельности.
Классифицировать личностные модели можно, опираясь на исследование социальных характеров Э. Фромма [9]. Типологическая модель Э. Фромма основана на анализе
социальных ориентаций личности. Он выделил группу неплодотворных ориентаций: симбиотические - рецептивная (берущая, мазохистская) и эксплуататорская (овладевающая, садистская); отстранённые - стяжательская (сберегающая, деструктивная) и рыночная (обменивающая, безразличная). К плодотворным Э. Фромм отнёс только творческую ориентацию, которую он определил как деятельную, любящую и разумную.
Для формирования именно такой - плодотворной социальной ориентации личности требуется понимание особенностей взаимодействия внутреннего мира человека и внешней среды его жизнедеятельности, управление механизмом самореализации в творческой образовательной деятельности. Креативный подход позволяет представить антропологическую модель самореализации личности как творческий стадийный процесс преобразования личностных функциональных систем и непрерывного последовательного порождения трёх творческих продуктов сознания в виде структур потребностей, интересов и идеалов личности.
Мы рассматриваем процесс формирования творческой личности во взаимодействии трёх компонентов одарённости: интеллектуальных способностей, креативности и мотивации (Дж. Рензулли [10], А.И. Савенков [11] и др.). При этом в отношение детерминации поставим только систему «мотивация - креативность», так как интеллектуальные способности более детерминированы генотипом, чем средой. Многие психологи-гуманисты признают исходным моментом творческой реализации потребности человека (внутренние побудители активности): «История развития человека связана с развитием его потребностей» [12].
Следуя логике творческого процесса, система потребностей выступает в качестве гештальта (цементирующей формы), а замещающими его элементами становятся мотивационные состояния (переменные свойства психики, возникающие в процессе осознания потребностей и принятия решений), установки (отсроченные намерения), влечения (импульсы связи физического и психического, потребностей и эмоций), хотения (мотивы устремлённости на овладение предметом потребности), желания (страстные стороны мысли, толкающие её к переходу в действие), склонности (потребностные отношения, мотивы устремлённости к деятельности, делающие привлекательными не только её цель, но и её процесс), интересы (аффективно-когнитивные комплексы, связанные с избирательностью объектов восприятия, познания и деятельности и выполняющие функции ориентации личности в социокультурной среде), привычки (способы поведения и адаптационные реакции, осуществляемые как потребности в действии), мечты (мотивационные установки, связанные с воображаемым образом будущего), смыслы (сущностные отношения, позиции действий, раскрываемые при сдвиге мотива на цель), цели (осознанные предметы стремлений или действий), идеалы (образы высших ценностей в жизни и деятельности), убеждения (мировоззренческие позиции) - т.е. все составляющие мотивации - (по В.А. Иванникову [13], Е.П. Ильину [14], В.И. Слободчикову [8] и др.). Активизация трёхуровневой структуры сознания (П.В. Алексеев, А.В. Иванов, А.В. Панин, З. Фрейд [15] и др.) под воздействием средовых влияний приводит к последовательному образованию трёх творческих продуктов (рис. 1).
Рис. 1. Модель самореализации личности в творческой образовательной деятельности
На уровне бессознательного происходит выделение потребности в самореализации в ведущую потребность (производство первого творческого продукта - построение «пирамиды Маслоу», «потенциальной личности», «замысла» творческой личности). Как следствие, на уровне сознания эта потребность преобразуется в структурный гештальт интересов (появление второго творческого продукта, включающего спектр побудительных мотивов: состояний и установок, влечений, желаний, склонностей, привычек и т.д., что составляет структуру «актуальной личности», стремящейся к реализации «замысла» и удовлетворению потребностей; именно в этой системе происходит развитие способностей личности). На уровне ценностно-смыслового сознания или надсознания интересы транспонируются как идеалы и убеждения, составляющие гештальт проективной («идеальной») личности - цели самореализации (рождение третьего творческого продукта, включающего притягательные мотивы: мечты, смыслы, цели - личность как «идеальное» художественное произведение).
Регулятором поведения «потенциальной» личности является эмоциональный тон (удовольствие - неудовольствие), «актуальной» - эмоции, «идеальной» - чувства. Волевые качества личности проявляются и развиваются в процессе бесконечного перехода личности из «актуального» состояния в «идеальное».
В.Д. Шадриков [16] подчёркивает, что системная неустойчивость внутреннего мира человека порождает процессы творчества и новаций. Внутренний мир стремится к устранению чувства неустойчивости и неопределённости, вызванному возникшими вследствие мотивации и внешних воздействий новыми задачами, которые нельзя решить привычным способом. Внутренний мир стремится, по мнению учёного, к эмоциональной стабильности и переходу на стереотипные формы поведения, что решается уходом от сознательного управления поведением в сторону более низкого, бессознательного уровня управления. В процессе самоорганизации у системы внутреннего мира остаётся много состояний выбора, которые проявляются в новациях и творчестве. Вместе с тем А. Маслоу [5], К. Роджерс [6] объясняют изменения внутреннего мира, порождающие творческие действия, мотивацией высших достижений. Внутренний мир - живой психический «организм», самоорганизующийся эмоционально-информационный механизм, диалогически функционирующий и не теряющий на каждом этапе своей активности и творческого начала (В. Г. Маралов, В.Д. Шадриков и др.).
В.Г. Маралов [17] резюмирует, что во внутреннем мире разворачивается нескончаемый диалог человека с самим собой, заключают «союз» и вступают в «конфронтацию» многочисленные субличности, которые в конечном итоге являются тем же человеческим «Я». К внутреннему миру, как считает исследователь, принадлежат наши чувства, переживания, мечты, намерения, мысли и многое другое. Т.Н. Березина [18] конкретизирует, что компонентами внутреннего мира человека являются состояния психики, характеризующие внутреннюю жизнь: «самовыражения Я» (монологические размышления человека о самом себе в настоящем времени); «размышление о другом» (состояние диалогических размышлений с акцентом на одобрении собственной личности); «необъективированность мысленных образов» (воображение других субъектов социума в виде абстрактной модели при сохранении акцентов на достоинстве собственной личности); «планирование будущего» (состояние проектирования своего жизненного плана); «фиксация на препятствии» (состояние оценки препятствий, сопряжённое с отстранённостью, чувством одиночества, отсутствия взаимодействия в разрешении трудной ситуации); «чувственное восприятие мира» (яркое представление образов, озвученных в виде голосов мысли); «фантазии» (состояния уверенности в реализации жизненных планов).
Философы и психологи, исследующие феномен личностного развития, приходят к выводу о невозможности определения личности в категориях настоящего времени, вне
динамической связи с проективной моделью будущего - образом «Я», продуктом творческого воображения, возникшем исходя из установок жизненного плана. В этом образе «Я» наиболее полно раскрываются личностные черты. Личность, таким образом, представляет собой не готовую данность, а идеальное состояние интеграции, к которому склонен индивид (К. -Г. Юнг [19]), планируемый результат развития (Г. Олпорт [3]), проект, обращённый в будущее (Ж.-П. Сартр [20]). А. Маслоу [21] утверждал, что будущее человека находится внутри него, и оно в конкретный момент его жизни динамично и активно; его система координат перемещается от интересов личности к требованиям ситуации, из настоящего - в прошлое и будущее - и обратно. По мнению исследователя, только гибкая творческая личность может по-настоящему управлять будущим, только такая личность может уверенно и бесстрашно взглянуть в лицо новизне.
Именно этот процесс непрерывного самопроектирования и самопродуцирования и является самореализацией сущностей внутреннего мира в объектном (внешнем мире), способствовать которому должно креативное образование, обеспечивая возможность направленного действия ряда факторов.
Авторское исследование развития креативности и мотивационно-потребностной сферы личности обучающихся позволило выявить основные условия формирования и развития творческой личности на основе анализа стадий (аспектов) творческого процесса. Рассмотрение процесса формирования и развития творческой личности как творческого стадийного процесса (С.И. Гессен [22], Я.А. Пономарёв [23] и др.) обуславливает распределение методов и приёмов обучения в соответствии со стадиями творческого процесса (по В.С. Шубинскому [24]): звенья столкновения с новым, творческой неопределенности, скрытой работы, эврики, конструктивного развития творческого замысла, критики и совершенствования результатов. На данной основе выделяем следующие группы факторов творческого обучения, обеспечению которых необходимо последовательно содействовать в образовании:
• новизны и занимательности (обновление обстановки и создание креативной среды учебной деятельности; обновление и обогащение эмоций; новизна и занимательность учебного материала; применение нетрадиционных средств и способов обучения);
• интуитивного поиска (разнообразие и широта творческих задач; разнообразие методов преподавания, форм учебных занятий; активизация интуиции с использованием нетрадиционных эвристических процедур; импровизация в творческой деятельности; изучение дополнительной информации вербального и невербального характера по учебным вопросам);
• интенсивной и перспективной мотивации (организация творческого взаимодействия, диалога и полилога субъектов обучения, гуманизация их отношений; переход от дифференциации к персонализации обучения: персональное планирование, вариативный выбор содержания и способов решения учебных задач, оперативное общение и т.п.; проектирование «ситуации успеха», проблемных ситуаций; использование предметной интеграции и межпредметных связей, дидактических и оргдеятельностных игр; раскрытие исторического контекста учебного материала; метафоричность и артистизм в преподавании; планируемая позиционная и профессиональная ориентация либо специализация; формирование потребности в самообучении и методика самоорганизации учения; методика взаимообучения; безотметочное содержательное оценивание процесса и результатов учебной деятельности;
включение учащихся в коллективное творчество; поликультурный диалог; творческая соревновательная деятельность; усиление влияния образцов креативного поведения: использование примера «значимых других», отраженной субъектности и наставничества в обучении; система поощрения творческой деятельности; проецирование творческой модели действий в открытое социокультурное пространство);
• генерирования идей (использование эвристических методов - «мозговой штурм», «морфологический ящик», «инверсия» и др.; опережение учебного материала и обучение на высоком уровне трудности; разработка околопроблемных задач, проявляющих феномен «бокового» мышления; постепенное смещение в обучении акцента с учебных задач на творческие; изучение метапредметных курсов; воссоздание образной картины);
• конструктивного развития творческого замысла (алгоритмизация учебной деятельности; определение логического следствия; выполнение исследовательских заданий; актуализация связи задания с предыдущим опытом познания и деятельности; развитие познавательных сил и способностей учащегося при использовании методик неконстантного восприятия, гибкого воспроизведения в памяти объектов, дивергентного решения задач, расширения и систематизации категорий; усиления семантических связей и интенционности, антиципации, агглютинации, гиперболизации, типизации и схематизации на основе синектической методики; развитие навыков быстроты и точности учебных действий и т.д.);
• критики и самосовершенствования (проведение анализа учебных работ, научных и художественных проектов; ученическое планирование и создание автодидактических проектов и инструкций; выражение позиций в форме свободных текстов или художественных размышлений; самооценка и взаимооценка учебных работ; рецензирование; защита творческих работ; способы рефлексии; методы усиления внимания; тренировка силы воли).
Понимание антропотехнических средств педагогики как системы креативных технологий позволяет моделировать личность по аналогии с художественным моделированием (два аспекта, по В.П. Бранскому [25]): иерархизм (смысловая модель «картина в картине» - «многогранная», «ренессансного» типа личность как иерархическая структура разнообразных интересов и идеалов, реализующая себя в многоплановых видах деятельности) и симультанеизм (соединение в одной смысловой структуре разновременных событий - «диалогическая» личность, ведущая беспрерывный диалог и полилог «Я» нынешнего с «Я» прошлым и «Я» будущим, постоянно соотносящая и соизмеряющая своё поведение и деятельность с опытом прошлого и идеалами, их также корректируя.
Антропотехнические средства педагогики, таким образом, должны согласовываться с подсознательными стремлениями и ориентироваться на сознательное мышление, воздействовать на формирование стержневых интересов и переводить их в смысловое поле, воздействовать на процесс кристаллизации эмоций и способствовать формированию на их основе социально значимых чувств, выстраивать смысловую структуру личности в направлении её многогранности (усложнения деятельностной структуры) и диалогизма (рефлексивности) как основных тенденций творческого развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон; пер. с франц. В.А. Флеровой. -М.: КАНОН - Кучково поле, 1998. - 382 с.
2. Ницше, Ф. Сочинения в 2-х томах / Ф. Ницше; пер. с нем. / Сост., ред., вст. ст. и прим. К. А. Свасьяна. - М. : Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 386.
3. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства / Г. Олпорт // Психология личности: Тексты. М., 1982. С. 208-217.
4. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб. : Речь, 2000. - 249 с.
5. Маслоу, А.-Г. Мотивация и личность; перевод с англ. / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478с.
6. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. -1990.-№1.- С. 164- 168.
7. Громыко, Ю. В. Антропологические матрицы сознания как предмет и проблема гуманитарного познания / Ю. В. Громыко // Антропологические матрицы ХХ века. Л. С. Выготский - П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог -приглашение к диалогу / Общ. ред. А. И. Олексенко - М. : Прогресс-традиция, 2007. - 664 с. - С. 5-22.
8. Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа - Пресс, 1995. -384 с.
9. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм; пер. с англ. - М. : АСТ, 2011. - 448 с.
10. Renzulli, J. S. What Makes Giftedness? Reexamining a Definition. Phi Delta Kappan, 60 (3), - 1978. P. 180-184, 261 p.
11. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие / А. И. Савенков. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
12. Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа - Пресс, 1995. -С. 257.
13. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии, 1985. №3. - С.120.
14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. -СПб.: ПИТЕР, 2000. - 512с.
15. Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд; пер. с англ. / Сост,, науч. ред,, авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский.— М.: Просвещение» 1990.— 448 с.
16. Шадриков, В. Д. Мир внутренней жизни человека / В. Д. Шадриков. - М. : Логос : Университетская книга, 2006. - 388 с.
17. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / В. Г. Маралов. — М.: Академия, 2004. — 256 с.
18. Березина, Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. - М. : ПЕРСЭ, 2012. - 319 с.
19. Юнг, К. Г. Психика: структура и динамика / К. Г. Юнг; пер. с нем. А. А. Спектор, науч. ред. пер. М. В. Марищук. - М. : АСТ; Мн. : Харвест, 2005. - 416 с.
20. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр; пер. с франц. // Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. - М. : Политиздат, 1990. - 398 с. - С. 319-344.
21. Маслоу, А.-Г. Психология бытия / А.-Г. Маслоу; пер. с англ. - М : Рефл-бук, 1997. - 304 с.
22. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - / С. И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995 / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - 447с.
23. Пономарёв, Я. А. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. Творчество и педагогика / Я. А. Пономарёв, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов. - М.: ИФ АН СССР, 1988. - 280 с.
24. Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский. - М. : Знание, 1998. - 80 с.
25. Бранский, В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В. П. Бранский. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 с.
Рецензент: Игнатьева Галина Александровна, Нижегородский институт развития образования, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики, доктор педагогических наук, профессор.
Igor Levin
The Nizhny Novgorod University of Architecture and Civil Engineering
Russia, Nizhny Novgorod E-Mail: [email protected]
The mechanism of creative self-realization in the context of creative educational paradigm
Abstract. The article based on the anthropological methodology and creative approaches reveals the mechanism of self-identity of students in education. Identity of the student is presented in the dynamics of continuous selfbuilding, realization of the life meanings, approval of value orientations and achieving goals in creative and educational activities beyond its borders - in an open system of social and cultural transformations. Explained in detail and illustrated by the author's structural model of self-identity as a creative step process, result of which is a complex three-tier system consisting of personal needs, motivations and activities of the individual attractive motifs. Identified anthropological tools and techniques of pedagogical influence on the development of the creative personality of students by ensuring conditions and directed action of factors of motivational readiness for fulfillment of creative potencial and life plans of the subjects of education related to the enrichment of their inner world, the creative knowledge of reality, professional self-determination and self-development. Factors of self-fulfilment of a learning person, causing the appropriate methods and techniques of teaching activities, divided into groups; procedure for updating the data of groups of factors reflects the sequence of creative development and self-fulfilment in the education. Revealed the aspects of modeling of the creative personality as complicating of its activity-structure and formation of reflective qualities.
Keywords: self-realization; modeling the individual; art; creativity; anthropological technology education; educational activities; creative paradigm of education.
Identification number of article 113PVN414
REFERENCES
1. Bergson, A. Tvorcheskaja evoljucija / A. Bergson; per. s franc. B.A. Flerovoj. - M.: KANON - Kuchkovo pole, 1998. - 382 p.
2. Nicshe, F. Sochinenija v 2-h tomah / F. Nicshe; per. s nem. / Sost., red., vst. st. i prim. K. A. Svas'jana. M. : Mysl', 1990. - T. 1. P. 386.
3. Olport G. Lichnost': problema nauki ili iskusstva / G. Olport // Psihologija lichnosti: Teksty. M., 1982. P. 208-217.
4. Kelli Dzh. Teorija lichnosti. Psihologija lichnyh konstruktov. SPb. : Rech', 2000. 249 p.
5. Maslou, A.-G. Motivacija i lichnost'; perevod s angl. / A. Maslou. SPb.: Evrazija, 1999. 478 p.
6. Rodzhers K. Tvorchestvo kak usilenie sebja // Vopr. psihologii. -1990.-№1.- S. 164168.
7. Gromyko, JU. V. Antropologicheskie matricy soznanija kak predmet i problema gumanitarnogo poznanija / JU. V. Gromyko // Antropologicheskie matricy HH veka. L. S. Vygotskij P. A. Florenskij: nesostojavshijsja dialog priglashenie k dialogu / Obshh. red. A. I. Oleksenko M. : Progress-tradicija, 2007. - 664 p. - P. 5-22.
8. Slobodchikov, V. I. Psihologija cheloveka. Vvedenie v psihologiju sub'ektivnosti / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. - M.: Shkola - Press, 1995. - 384 p.
9. Fromm, E. Zdorovoe obshhestvo / E. Fromm; per. s angl. M. : AST, 2011. - 448 p.
10. Renzulli, J. S. What Makes Giftedness Reexamining a Definition. Phi Delta Kappan, 60 (3), - 1978.- P. 180-184, 261 p.
11. Savenkov, A. I. Odarennye deti v detskom sadu i shkole: ucheb. posobie / A. I. Savenkov. M.: Akademija, 2000. - 232 p.
12. Slobodchikov, V. I. Psihologija cheloveka. Vvedenie v psihologiju sub'ektivnosti / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. - M.: Shkola - Press, 1995. - P. 257.
13. Ivannikov V.A. Formirovanie pobuzhdenija k dejstviju // Voprosy psihologii, 1985. №3. P.120.
14. Il'in, E. P. Motivacija i motivy / E. P. Il'in. SPb.: PITER, 2000. - 512 p.
15. Frejd, Z. Psihologija bessoznatel'nogo: sb. proizvedenij / Z. Frejd; per. s angl. / Sost,, nauch. red,, avt. vstup. st. M. G. JAroshevskij. M.: Prosveshhenie» 1990.- 448 p.
16. SHadrikov, V. D. Mir vnutrennej zhizni cheloveka / V. D. SHadrikov. M. : Logos : Universitetskaja kniga, 2006. - 388 p.
17. Maralov, V. G. Osnovy samopoznanija i samorazvitija: ucheb. posobie dlja stud. sred. ped. ucheb, zavedenij / V. G. Maralov. M.: Akademija, 2004. - 256 p.
18. Berezina, T. N. Mnogomernaja psihika. Vnutrennij mir lichnosti. M. : PERSE, 2012. 319 p.
19. JUng, K. G. Psihika: struktura i dinamika / K. G. JUng; per. s nem. A. A. Spektor, nauch. red. per. M. V. Marishhuk. M. : AST; Mn. : Harvest, 2005. - 416 p.
20. Sartr, ZH.-P. Ekzistencializm eto gumanizm / ZH.-P. Sartr; per. s franc. // Sumerki bogov. F. Nicshe, Z. Frejd, E. Fromm, A. Kamju, ZH.-P. Sartr / Sost. i obshh. red. A. A. JAkovleva. - M. : Politizdat, 1990. 398 p. - P. 319-344.
21. Gessen, S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuju filosofiju. / S. I. Gessen. -M.: SHkola-Press, 1995 / Otv. red. i sost. P. V. Alekseev. - 447 p.
22. 21. Maslou, A.-G. Psihologija bytija / A.-G. Maslou; per. s angl. M : Refl-buk, 1997. 304
p.
23. Ponomarjov, JA. A. Psihologo-pedagogicheskie aspekty razvitija tvorchestva i refleksii. Tvorchestvo i pedagogika / JA. A. Ponomarjov, I. N. Semjonov, S. JU. Stepanov. M.: IF AN SSSR, 1988. - 280 p.
24. SHubinskij, V. S. Pedagogika tvorchestva uchashhihsja / V. S. SHubinskij. M. : Znanie, 1998. - 80 p.
25. Branskij, V. P. Iskusstvo i filosofija: Rol' filosofii v formirovanii i vosprijatii hudozhestvennogo proizvedenija na primere istorii zhivopisi / V. P. Branskij. Kaliningrad: JAntarnyj skaz, 1999. - 704 p.