Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ, ОСТАВИВШИХ СЛЕД В АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА'

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ, ОСТАВИВШИХ СЛЕД В АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ ВЛАДИВОСТОКА / АРХИТЕКТУРА 1930-1950-Х ГГ. / АРХИТЕКТУРА 1960-1980-Х ГГ / ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ / ПРОЕКТЫ / НАБРОСКИ / ЖИВОПИСНЫЕ РАБОТЫ / Е.А. ВАСИЛЬЕВ / Ю.А. ТРАУТМАН / Н.С. РЯБОВ / В.Н. КАРЕНОВ / Б.Ф. БОГОМОЛОВ / SOVIET ARCHITECTS OFVLADIVOSTOK / ARCHITECTURE OF THE 1930-1950S / ARCHITECTURE OF THE 1960-1980S / CREATIVE BIOGRAPHY / PROJECTS / SKETCHES / PAINTED WORKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономаренко Наталья Витальевна

В статье рассказывается о творческой биографии пяти советских архитекторов, оставивших след в архитектурной деятельности Владивостока: Евгения Александровича Васильева, Юрия Андреевича Траутмана, Николая Степановича Рябова, Василия Никитича Каренова, Бориса Федоровича Богомолова. Дан перечень их основных работ, представлены архитектурные проекты - как реализованные, так и оставшиеся в замысле, но отразившие грандиозные планы строительства во Владивостоке в разные годы. Приведены примеры проектной графики как вида академического рисунка, проектных эскизов, пленэрных набросков и живописных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE BIOGRAPHY OF THE SOVIET ARCHITECTS WHO LEFT A MARK ON THE ARCHITECTURAL ACTIVITIES OF VLADIVOSTOK

The article tells about the creative biography of the five Soviet architects, who left a mark on the architectural activities of Vladivostok: Evgeny Alexandrovich Vasiliev, Yuri Andreevich Trautman, Nikolai Stepanovich Ryabov, Vasily Nikitich Karepov, Boris Fedorovich Bogomolov. A list of their main works was given, architectural projects were presented, both implemented and remaining plans which reflected the grandiose construction plans of Vladivostok over the years. Examples of project design graphics in the form of academic drawing, project design sketches, plein-air sketches and paintings are given.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ, ОСТАВИВШИХ СЛЕД В АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА»

Рис. I Ресторан «Рыбацкий двор» на б. Лазурной:

а) макет ресторана 1980 г;

б) эскиз автора -архитектора

Б. Ф. Богомолова;

в) эскиз автора

Государственный

архив Приморского края (ГАПК)

Личный архив

Б. Ф. Богомолова

Фонд 1548, оп. 3, д. 13

УДК 72.021.2

Н. В. Пономаренко

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ, ОСТАВИВШИХ СЛЕД В АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

В статье рассказывается о творческой биографии пяти советских архитекторов, оставивших след в архитектурной деятельности Владивостока: Евгения Александровича Васильева, Юрия Андреевича Траутмана, Николая Степановича Рябова, Василия Никитича Карепова, Бориса Федоровича Богомолова. Дан перечень их основных работ, представлены архитектурные проекты - как реализованные, так и оставшиеся в замысле, но отразившие грандиозные планы строительства во Владивостоке в разные годы. Приведены примеры проектной графики как вида академического рисунка, проектных эскизов, пленэрных набросков и живописных работ.

Ключевые слова: советские архитекторы Владивостока; архитектура 1930-1950-х гг., архитектура 1960-1980-х гг.; творческая биография; проекты; наброски; живописные работы; Е.А. Васильев; Ю.А. Траутман; Н.С. Рябов; В.Н. Карепов; Б.Ф. Богомолов.

В истории советской архитектуры Владивостока XX века можно выделить два ярких периода: первый приходится на 1930-1950-е, после того как в июне 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принимает решение об утверждении программы строительства новых и реконструкции старых городов Советского Союза, второй - на 1960-1980-е годы, после подписания Постановления Совета Министров СССР от 18 января 1960 года «О развитии города Владивостока» с принятым новым генпланом города, рассчитанным до 1980-го года.

Проектированием Владивостока в советское время занимались специалисты, получившие академическое архитектурное

и художественное образование в Санкт-Петербурге, Москве, Омске, Иркутске, ими были: Е. А. Васильев, Ю. А. Траутман, Н. С. Рябов, В. Н. Карепов, Б. Ф. Богомолов. Приехавшие по распределению, они много проектировали для Владивостока и его центральных улиц.

Градостроительные задачи применительно к Владивостоку стали меняться с XV съездом ВКП(б) в 1927 году в связи с принятием директив Первого пятилетнего государственного плана развития народного хозяйства страны на 1929-1933 гг. В директивах особое внимание уделялось развитию производительных сил Дальнего Востока, а

" . ¿л

задачи улучшения жизни его населения назывались в числе приоритетных.

Владивосток в 1934 году попал в пятёрку населённых пунктов союзного значения и должен был стать «самым красивым городом мира, как портовой пограничный город - крепость могущественного Советского Союза» [10, с. 18]. В связи с этими грандиозными планами заслуживает внимание разработанный архитектором Евгением Александровичем Васильевым в 1934-1936 гг. генплан «Большой Владивосток». Это годы значительного подъема в развитии монументальной скульптуры, когда советские художники работали над монументальным воплощением образа вождя пролетариата.

Возведение памятника-монумента Ленину должно было воплотиться и в проекте Васильева «Большой Владивосток». Проект уникален тем, что автор умело использует ландшафт как естественное основание для монументальной фигуры В. И. Ленина. «Хотя проект и не был реализован, он представляет интерес созданием крупномасштабного монументального архитектурно-градостроительного ансамбля, неразрывно связанного с формами природного ландшафта» (рис. 2) [12, с. 85].

В 1930-1950-е годы архитектура Владивостока развивалась в соответствии с реализацией генплана «Большой Владивосток», увеличивались масштабы строительства и повышался художественно-эстетический уровень.

18 января 1960 года Совет Министров СССР по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, в октябре 1959 года во второй раз посетившего наш город,

принял Постановление «О развитии города Владивостока». В постановлении изложен подробнейший план строительства города на 1960-1965 годы, в проекте предусматривалось строительство двадцати объектов культурного назначения. Эти задачи воплотили архитекторы города Владивостока, творчество которых рассмотрим в хронологическом порядке по дате рождения.

Евгений Александрович Васильев родился во Владимире в 1900 году, в семье учителя. С 1910 по 1918 годы учился в гимназии и в школе 2 ступени. В 1927 году Васильев был принят в московский ВХУТЕИН и окончил обучение в 1931 году уже в высшем архитектурно-строительном институте (ВАСИ) по специальности «инженер-архитектор по планированию населенной местности» [12, с. 85].

12 августа 1931 года Евгений Александрович прибыл во Владивосток в составе Дальневосточной группы «Гипрогора» (государственного института проектирования городов в Москве). Под его руководством создается архитектурно-планировочная мастерская. В составе мастерской был архи-

Рис. 2.

Фрагмент генплана «Большой Владивосток». Главный архитектор

проекта Е.А. Васильев

Фото

из книги Е. А. Васильева «Большой Владивосток» (Владивосток, 1938)

Рис. 3.

Фрагмент генплана «Большой Владивосток». Главный архитектор проекта Е.А. Васильев. Демонстрационный материал к Генеральному проекту планировки «Большой Владивосток», 1934-1938

Художник-

архитектор

М.Ф. Афанасьев, 1938

Рис. 4.

Перспектива площади и гавани Дворца культуры по проекту «Большого Владивостока», вид с Амурского залива

Фото

из книги Е. А. Васильева «Большой Владивосток» (Владивосток, 1938)

Рис. 5. Набросок архитектора Е. А. Васильева. Вид с сопки Орлиное гнездо

Государственный

архив Приморского края

(ГАПК)

Личный архив

Е.А. Васильева

Фонд 1251, оп. 1

Рис. 6. Набросок архитектора Е. А. Васильева. Вид на

железнодорожный вокзал

Государственный

архив Приморского края

(ГАПК)

Личный архив

Е.А. Васильева.

Фонд 1251, оп. 1

тектор-художник М. Ф. Афанасьев, закончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества - МУЖВЗ, который отвечал за графическое оформление проекта (рис. 3) [12, с. 86].

Первая редакция проекта была закончена в 1936 г., а полностью Генплан города Владивостока был готов и одобрен в 1938 году. По материалам первой редакции проекта Васильевым была написана и в том же году издана книга «Большой Владивосток» [1, с. 91]. Это издание сыграло большую роль в деле популяризации советского градостроительства. Сегодня книга является документом, отражающим не только историю архитектуры г. Владивостока советского периода, но и наиболее ярким свидетельством масштабности и грандиозности планируемых преобразований на востоке страны и дерзости архитектурной мысли довоенного периода (рис. 4).

Проект «Большой Владивосток», выполненный под руководством Е. А. Васильева, был призван превратить столицу Приморского края, в соответствии с решением Совнаркома, в «форпост на Тихом океане» [10, с. 18].

О Евгении Александровиче Васильеве известно, что он любил делать наброски городских пейзажей как для научно-исследовательской работы, так и для себя лично (рис. 5,6). Он работал в области планировки городов и градостроительства в течение 60 лет, вел педагогическую деятельность, осуществлял руководящую работу в органах Народного комиссариата коммунального

хозяйства РСФСР и Комитета по делам архитектуры при Совмине СССР в должности главного архитектора города, а также Академии строительства и архитектуры СССР в должности заместителя директора по научной работе ДВНИИ по строительству в г. Владивостоке.

Из большого числа проектов особо выделяются высококачественные проекты планировки двух крупных городов (и их центров) - Владивостока и Риги. Работы были убедительно защищены автором в архитектурно-технических экспертизах и в правительствах: РСФСР - в 1940 году и Латвийской ССР - в 1955 году. В 1957 году присвоено ученое звание доцента.

Особая заслуга Васильева в том, что он впервые разработал научную теорию формирования городов в сложных природных и исторически сложившихся условиях [2].

Юрий Андреевич Траутман родился в 1909 году в Симбирске (Ульяновске) в семье служащего. Дед А. А. Траутман - прибалтийский немец, учитель немецкого языка первой Симбирской мужской гимназии [4].

С 1928 по 1945 годы Юрий Андреевич жил и работал в Ленинграде. В 1933 году окончил архитектурный факультет Ленинградского института инженеров промышленного строительства (ЛИИПС) и получил квалификацию «инженера-архитектора промышленных и гражданских зданий». Первые два года работал в качестве архитектора Ленгоспроектстроя, а с 1936 года был принят в мастерскую академика А. С. Никольского (своего учителя и наставника) при АПУ Ленсовета.

В 1937 году был приглашен в ЛИИКС (Ленинградский институт инженеров коммунального строительства) в качестве асси-

стве главного архитектора города, где проработал до 1951 года.

В 1951 году был переведен на постоянную работу в Москву, в «Гипрогор», где был руководителем научно-исследовательского отдела и творческим руководителем до 1954 года.

стента кафедры архитектуры, где и работал до июля 1941 года, не прерывая параллельно проектной практики в мастерской. Пережил полностью Ленинградскую блокаду, во время которой занимался строительством оборонительных сооружений (в качестве главного инженера военно-строительного участка). В 1943 году был принят в кандидаты ВКП(б) (Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков)). В 1944 году получил первую правительственную награду - медаль «За оборону Ленинграда». С июля 1943 года по август 1945 года находился в рядах Советской Армии на Карельском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. За участие в боевых действиях был награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями.

После войны был демобилизован в запас и по представлению комитета по делам архитектуры направлен в Севастополь в каче-

В 1954-1961 гг. по представлению аппарата ЦК КПСС был направлен в г. Ашхабад в качестве главного архитектора города, и в июне 1961 был переведен также в качестве главного архитектора города во Владивосток [4].

Пребывание в должности главного архитектора Севастополя и главного архитектора Владивостока можно расценивать как признание заслуг в проектировании морских столиц. Траутман на этих постах показал себя непревзойденным администратором, тонким дипломатом.

Юрий Андреевич любил рисовать углем быстрые портреты знакомых (рис. 7) и родственников, наброски городских панорам, улиц, зданий, которые были переданы в архив (рис. 8).

В числе важнейших проектов, выполненных Ю. А. Траутманом, - проект планиров-

Рис. 7.

Портретные наброски архитектора Ю. А. Траутмана

Государственный архив Приморского края (ГАПК) Личный архив Фонд 1548, оп. 1, д. 2

Рис. 8.

Городские наброски архитектора Ю. А. Траутмана

Государственный архив Приморского края (ГЛПК) Личный архив Фонд 1548, оп. 1, д. 2

ки и застройки центра города Владивостока (напечатан в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда», № 6 за 1968 г.); проект здания Управления морского пароходства; проект застройки микрорайона № 12 в г. Владивостоке (осуществлен и напечатан в сборнике «Градостроительство СССР»);

Рис. 9.

Триумфальная арка, возведенная в честь возвращения челюскинцев, архитектор Н. С. Рябов

URL: https://noel-17.

livejournal.com/53343.

html

(дата обращения 03.09.20)

новый пьедестал памятника В. И. Ленину на Привокзальной площади г. Владивостока (осуществлен к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина); памятник К. Суханову, совместно со скульптором В. Зверевым, на площади Суханова в г. Владивостоке.

Одним из достижений заслуженного архитектора РСФСР Ю.А. Траутмана является открытие специальности «Архитектура» на базе кафедры архитектуры ДВПИ во Владивостоке. В 1971 году вышло специальное Постановление Совета Министров СССР, посвященное проблемам подготовки архитектурных кадров в стране. Во исполнение этого Постановления в 1971 году во Владивостоке в ДВПИ впервые был осуществлен набор на специальность «Архитектура» -первый набор на всем Дальнем Востоке. До этого ближайшим городом, где осуществлялась подготовка архитекторов, был Новосибирск.

За время работы в городе Владивостоке Юрий Андреевич был награжден: медалью «За трудовую доблесть» 1968 г., медалью в честь Столетия со дня рождения В. И. Ле-

нина, орденом «Знак Почета» 1971 г., Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ и Крайкома и Крайисполкома, грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении звания заслуженного архитектора РСФСР [4].

Николай Степанович Рябов родился 6 ноября 1912 г. в Яранске Кировской области. После окончания семилетки с 1928 по 1931 учился в Омском художественно-прикладном техникуме им. Врубеля (Худпром) на архитектурном факультете. В 1931 г. после окончания приехал во Владивосток и активно включился в работу архитектора. Без отрыва от основной работы Н. С. Рябов учился на инженерно-строительном факультете Дальневосточного политехнического института (ДВПИ). В 1938 г. с отличием окончил его и получил специальность инженера-строителя.

По окончании учебы Н. С. Рябова приглашают на работу в проектное бюро ОКСа Дальзавода, где он стал руководителем архитектурно-строительной группы. В 1943 году он перешел на работу в ДВПИ, а в 1944 был назначен на должность заведующего кафедрой архитектуры, которой заведовал 30 лет. В 1953 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в 1954 г. ему присвоено ученое звание доцента.

В конце 1950-х годов Николай Степанович стал одним из основателей первого на Дальнем Востоке научно-исследовательского института по строительству (Даль-НИИС), где в течение пяти лет руководил сектором жилых и общественных зданий и долгие годы был членом ученого совета. Под его руководством выполнялись важные научно-исследовательские работы по формированию новых типов жилых зданий для строительства на сложном рельефе, опубликовал ряд научных работ по актуальным проблемам строительства на Дальнем Востоке.

Н. С. Рябов «работает, учится, занимается спортом - хорошо бегал на коньках и играл в хоккей». За хоккейную команду политехнического института Николай Степа-

нович играл до середины 50-х гг. Например, приказом № 11 по Приморской конторе треста Дальгипрогор от 02.02.36 г. за подписью директора проектной конторы Дальгипрогор Верховых младшему архитектору Рябову предоставлялся отпуск с сохранением содержания для поездки в Хабаровск на краевую межведомственную спартакиаду [П].

Н. С. Рябов активно занимался общественной деятельностью. Дважды избирался депутатом Приморского краевого совета народных депутатов, восемь раз - депутатом Владивостокского городского совета, более сорока лет являлся членом Владивостокского градостроительного совета, активно участвовал в деятельности Приморской организации Союза архитекторов, часто выступал в школах, ПТУ, трудовых коллективах с лекциями как член общества «Знание» [8]. Николай Степанович также принимал активное участие в открытии в ДВПИ специальности «архитектура», что было связано с огромной подготовительной, организационной, методической работой и способствовало привлечению на преподавательскую работу опытных архитекторов-практиков.

За многолетнюю плодотворную деятельность в области градостроительства, заслуги в подготовке специалистов архитекторов имя Н. С. Рябова занесено в краевую Книгу почета, он награжден знаками «Отличник высшего образования СССР», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда» и др.

Рябов Н. С. является автором свыше 100 проектов крупных архитектурных сооружений, комплексов и отдельных зданий, написал свыше 75 научных трудов. В числе его проектов одним из интереснейших является Триумфальная арка, возведенная в честь возвращения челюскинцев (рис. 9). Построить ее в сжатые сроки поручили молодому архитектору Николаю Рябову. Арку сделали деревянной, обшили фанерой и раскрасили под камень. Сооружение располагалось недалеко от памятника «Борцам за власть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11.

Набросок сельской местности, выполненный архитектором Н. С. Рябовым

Государственный

архив Приморского края

(ГАПК)

Личный архив

Н. С. Рябова.

Фонд 1548, оп. 5, д. 5

А Рис. 10. Жилые дома на ул. Светланской, 205 и 209, архитектор Н. С. Рябов

Фотографии из личного архива Н. В. Пономаренко

Рис. 12.

Корабельная

набережная,

индивидуальный

проект

архитектора

В. Н. Карепова

Государственный

архив Приморского края

(ГАПК)

Личный архив

В. Н. Карепова

Фонд 1548, оп. 4, д. 9

Советов». 7 июня 1934 года челюскинцы прошли под аркой. Она просуществовала 25 лет и была демонтирована в 1959 году, когда началась работа по формированию центральной площади города.

Также выполнены: проект «Дома Восточника», 1933 г., в соавторстве с архитектором А. Я. Медынским; проект интерната-общежития на 300 человек для студентов фармацевтического техникума по Светланской, 105,1934 г.; проект 5-этажного жилого дома с магазином в 1-м этаже по ул. Дзержинского, 1934 г., в соавторстве с архитектором А. И. Порецковым; проект Морского техникума по ул. Верхнепортовая, 1936 г., в соавторстве с архитектором Н. В. Сергиевским; проект стадиона спортобщества «Динамо» с трибунами на 10000 человек, 1947 г.; проект 7-этажного жилого дома на 36 квартир с магазином по ул. Светланской, 125, 1951 г.; проект детского комбината и детсада на 120 детей по ул. Металлистов, 1939 г.; проект здания центральных проходных Дальзаво-да с решением ансамбля застройки квартала по Заводской улице, 1941 г.; проект 24-квартирного 5-этажного жилого дома с магазином по улице Пушкинской, 1951 г., в соавторстве с архитектором Р.В. Чистяковой [8, 9]; жилые дома на Светланской, 105 и 209 (рис. 10). Для застройки этого района была принята схема расположения улиц по составленному тогда Е. А. Васильевым плану города.

Василий Никитич Карепов родился 26 декабря 1925 года в деревне Старая Кузурба Ужурского района Красноярского края в се-

мье плотника. В 1941 году после окончания восьмилетней школы пошел работать откатчиком на шахту прииска им. С. Орджоникидзе Бодайбинского района Иркутской области.

В 1943 году призван в армию. Служил в артиллерийских войсках старшим разведчиком. В 1945 году участвовал в боях за освобождение Китая от японских захватчиков. После демобилизации в феврале 1948 года работал художником в районном Доме культуры с. Новоселовка Красноярского края. В 1949 году поступил в Иркутское художественное училище, в 1954 году закончив его с отличием. Его дипломной работой стала картина «Радищев в Ильинской ссылке» (работу купил местный художественный музей). Василий Никитич был направлен на учебу в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (ИнЖСА) в г. Ленинград, закончил Сталинским стипендиатом. Обучение завершил к 1960 году когда в Ленинграде ходили разговоры о начале строительства Большого Владивостока.

Получил направление во Владивосток в институт «Приморгражданпроект», где прошел путь от автора проекта до руководителя архитектурной мастерской.

В. Н. Карепов с 1963 года член Союза архитекторов СССР Много лет подряд избирался членом и председателем правления Приморской организации Союза архитекторов.

В июне 1972 года первый секретарь крайкома партии В. П. Ломакин предложил

должность главного архитектора г. Владивостока. В. Н. Карепов сменил на посту главного архитектора «Великого» Траутма-на, который был признан выдающейся фигурой.

На свой юбилей Василий Никитич, который дружил с известным дальневосточным художником Иваном Рыбачуком, решил устроить выставку своих работ - этюдов и скульптур, которые имели успех у зрителей [6].

В творческую биографию В. Н. Карепо-ва вписаны проекты: Дворец культуры им. В. И. Ленина, 1967-69 годы строительства; проект Института торговли в городе Владивостоке, 1968 г. (индивидуальный проект); 12-этажный жилой дом с рестораном «Горизонт», 1969 г., ул. Ленинская (построен); памятник в честь 50-летия Советской власти г. Владивостока, 1971 г. (проект); генплан комплекса ДВВИМУ 1964 г. (проект); Дом Советов в г. Владивостоке, 1970 г. (построен); варианты застройки площади Борцов за власть Советов, 1966-1970 г. (макеты); Корабельная набережная, индивидуальный проект (построен) (рис. 12); монумент «Рыбацкая слава», 1978 (построен).

За проект застройки полуострова Эгер-шельд в 1961 году на Всесоюзном смотре Союза архитекторов СССР В. Н. Карепову был вручен диплом 2 степени.

В 1983 году В. Н. Карепову была присуждена премия Совета Министров за застройку района Второй Речки.

В 1978 году во второй раз было принято решение воздвигнуть во Владивостоке гигантский памятник Ленину на сопке Крестовой. Это было важное государственное задание. Высота фигуры вождя была 27 метров, с 9-этажный дом, и постамент 6 метров. Планировали, что памятник будет из бронзы, но, просчитав материал, приняли решение возвести из бетона. Проект не состоялся (рис.13).

За многолетнюю плодотворную деятельность Василий Никитич был награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со

дня рождения В. И. Ленина. За участие в Великой Отечественной войне награжден орденом Отечественной войны и 9 медалями.

Борис Федорович Богомолов родился в 1930 году в г. Кольчугино Владимирской области. В годы войны семья была эвакуирована на Урал в г. Каменск-Уральский, а в 1944 г. возвратилась обратно в Кольчугино. Борис Федорович окончил в 1954 году архитектурный факультет Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительного института (ЛИСИ), и единственный со всего курса был направлен во Владивосток в институт «Примор-гражданпроект» на должность архитектора.

В 1954-1971 годы работал в институте «Приморгражданпроект», это годы пробы сил и время становления личности: его должности - старший архитектор, главный архитектор проектов, руководитель мастерской №2. В 1962 году участвовал во Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов и был награжден дипломом.

Начало его творческого пути совпало с первой послевоенной попыткой реконструировать центр города Владивостока. В течение двух лет (1956-1957 гг.) совместно с архитектором Л. Робиновичем разрабатывал эскиз застройки центра города - главной площади, Набережной, Вокзальной площади, Тигровой и Батарейной сопок. В 1958 г.

Рис. 13. Проект памятника В. И. Ленину в г. Владивостоке 1972-1982 гг. Авторский коллектив: архитекторы В. Н. Карепов, Ю. Н. Шевердяев; скульпторы: М. Ф. Бабурин, Г. П. Левицкая

Государственный

архив Приморского края

(ГАПК)

Личный архив

В. Н. Карепова

Фонд 1548, оп. 4, д. 9

Рис. 14.

Б. Ф. Богомолов разрабатывает проект административного здания

(ныне институт искусств)

Фотографии из личного архива Н. В. Пономаренко

Б. Ф. Богомолов разрабатывал проект административного здания (ныне институт искусств) (рис. 14), участвовал в конкурсе на проект въезда в город Владивосток и получил поощрителную премию.

Богомолов говорил: «Архитектор - это организатор, который должен обладать способностью привлекать к себе людей, организовывать производство и предвидеть последствия своей деятельности для экосистемы через 20-30 лет»1 . Богомолов в течение многих лет являлся председателем государственной экзаменационной комиссии. В 1961 году был принят в члены Союза архитекторов СССР.

В 1963 году Богомолов совместно с архитекторами Ю. Траутманом, В. Кареповым, Е. Федюкиным, Л. Тарлером разрабатывал проект детальной планировки центральной части г. Владивостока.

В 1964 году Борис Федорович был принят в члены КПСС.

В 1971 году при организации Дальневосточного отделения института «ГИПРО-НИИ» АН СССР был выдвинут на должность директора этого отделения. У нового проектного института была задача создать материальную базу для дальневосточной науки.

Спроектировал и построил более 50 крупных общественных сооружений: ад-

министративное здание (сегодня Дальневосточный институт искусств), 1958-1961 гг.; здание телецентра во Владивостоке, 1960 г.; роддом на 100 коек, 1960-1962 гг.; проект первого во Владивостоке каркасно-па-нельного 10-этажного лабораторно-произ-водственного здания «Дальэнерго» по ул. Тигровой, 1960 г.; проекты застройки ул. Набережной, в соавторстве с архитектором И. Давыдовым, 1968-1970 гг.; проект детальной планировки и проект застройки курорта Шмаковки в Приморском крае, в составе авторского коллектива, 1968 г.; санаторий имени 50-летия Октября курорта Шмаковки, 1965-1968 гг. За разработку проекта и осуществление его строительства Борис Федорович был награжден дипломом 3 степени Госстроя РСФСР.

В 1967-1968 гг. участвовал в конкурсах: за памятник погибшим на о. Даманском - 2 место.

В 1971-1972 гг. он разрабатывал Генеральный план Академгородка ДВ отделения АН СССР; 1963-1964 годы - кафе «Аэлита»; 1966-1969 годы - «Дальморниипроект». В 1965-1975 годы - институт «Приморграж-данпроект»; 1966-1970 гг. - административное здание («ДальНИИГиМ»), В 1976 году разрабатывал Институт биологии моря НЦ АН СССР в г. Владивостоке на берегу Амурского залива, совместно с Ю. Соколовым, Л.

Бобровской, инженерами Г. Скопиной, А. Те, А. Печковским (рис. 15).

В 1977-1982 гг. проектировал Приморский бульвар с «Каменным садом» в г. Владивостоке на набережной Амурского залива, в 1980 г. - ресторан «Рыбацкий двор» на б. Лазурной (проект; рис. 1). В 1981-1986 годах - столовую пионерского лагеря «Ритм» в пригородной зоне (рис. 16).

В 1980 году была устроена персональная выставка Б. Ф. Богомолова в связи с 50-летием со дня рождения.

В 1983 году участвовал во Всероссийском смотре лучших проектов: Борису Федоровичу был присужден диплом 1 степени за высокое мастерство, достигнутое в проекте застройки микрорайона № 51 г. Владивостока; в 1984 г. - диплом 1 степени за проект застройки микрорайона № 20 во Владивостоке.

В 1985 году Борис Федорович избран депутатом Владивостокского городского совета народных депутатов. В 1987 г. разрабатывал проект спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпийский» на Набережной в центре Владивостока совместно с другими архитекторами (рис. 17).

В 1988 г. участвовал в выставке на ВДНХ СССР, посвященной перспективной жилой

застройке в 12-й пятилетке, и был награжден серебряной медалью [5].

К празднованию 125-летия города был объявлен конкурс на проект памятного знака на месте высадки основателей Владивостока, где было представлено 12 работ. Первое место было присвоено авторскому коллективу архитекторов - Б. Ф. Богомолову Д. Н. Лаврухину и скульптору Э. В. Бар-сегову. Памятник был торжественно открыт 2 июля 1985 года.

За свою плодотворную деятельность Б. Ф. Богомолов был награжден правительственными наградами: медалью «За трудовую доблесть» (1967), юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970), знаком «Ударник 9 пятилетки», медалью «Ветеран труда» (1984). В 1988 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный архитектор РСФСР».

Владивостокские архитекторы Е. А. Васильев, Ю. А. Траутман, Н. С. Рябов, В. Н. Карепов, Б. Ф. Богомолов обладали высокой профессиональной культурой, большой эрудицией и успешно совмещали научную, проектно-творческую и педагогическую деятельности. Они подарили городу ряд заметных и оригинальных произведений архитектуры, отразивших дух времени.

Рис. 15. Институт биологии моря в Академическом городке

г. Владивостока:

а) макет;

б) эскиз автора -архитектора

Б. Ф. Богомолова

Государственный архив Приморского края (ГАПК) Личный архив Б. Ф. Богомолова Фонд 1548, оп. 3, д. 13

Рис. 17. Спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпийский». Эскиз автора -архитектора Б. Ф. Богомолова

Государст венный архив Приморского края (ГАПК) Личный архив Б. Ф. Богомолова. Фонд 1548, оп. 3, д. 13

Рис. 16.

Интерьер

столовой

пионерского лагеря «Ритм»

в пригородной зоне.

1981-1986 гг.

URL: https://www.drive2. ru/с/1532389/ (дата обращения 10.12.2019)

Примечания

1. По законам красоты: с выставки работ архитектора // Боевая вахта. - Владивосток, 1980. - 18 октября. - №240 (13702). - С. 3.

Литература

1. Васильев, Е.А. Большой Владивосток (по материалам генерального проекта планировки). -Владивосток : Приморский областной отдел коммунального хозяйства, 1938. - 91 с.

2. Государственный архив Приморского края (ГАПК). - Фонд 1251, он. 1.

ГАПК. - Фонд 1548, он. 1,д ГАПК. - Фонд 1548, он. 1,д ГАПК. - Фонд 1548, он. 3, д ГАПК. - Фонд 1548, он. 4, д ГАПК. - Фонд 1548, он. 4, д ГАПК. - Фонд 1548, он. 5, д ГАПК. - Фонд 1548, он. 5, д

2

4 11 9

1

5

19

9.

10. Генеральный проект планировки / руководитель мастерской, автор проекта и главный городской архитектор Е.А. Васильев. - Владивосток, 1939-1940.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лиханский, Ю.И. Историко-архитектурный комментарий // Турмов, Г.П. Владивосток на почтовых открытках : истор.-библиогр. альбом : в 4 кн. Кн. 4: В нашу гавань заходили...: 1898- 2006 / Г.П. Турмов ; коммент. Ю.И. Лиханского. - Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2007. - С. 4-27 .

12. Пономаренко, Н.В. Региональные особенности архитектуры неоклассики советского периода (на примере архитектурной деятельности 1930-1950 годов во Владивостоке) // Architecture and Modern Information Technologies. - Москва, 2019. - №2 (47). - С. 83-98. - URL: https://marhi. ru/AMIT/2019/2kvartl9/PDF/05_ponomarenko.pdf (дата обращения 03.09. 2020).

Об авторе

Пономаренко Наталья Витальевна - старший преподаватель Департамента архитектуры и дизайна Политехнического института Дальневосточного федерального университета, научный сотрудник отдела проектных работ ООО «НПЦ ИКЭ»; член правления Союза архитекторов России (Приморское отделение)

E-mail: umbrella_nv@mail.ru

CREATIVE BIOGRAPHY OF THE SOVIET ARCHITECTS WHO LEFT A MARK ON THE ARCHITECTURAL ACTIVITIES OF VLADIVOSTOK

Ponomarenko Natalya Vitalievna Senior lecturer at the Department of architectural environment and interior design, School of Engineering, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia; member of the Board of the Union of architects of Russia (Primorye branch)

Abstract: The article tells about the creative biography of the five Soviet architects, who left a mark on the architectural activities of Vladivostok: Evgeny Alexandrovich Vasiliev, Yuri Andreevich Trautman, Nikolai Stepanovich Ryabov, Vasily Nikitich Karepov, Boris Fedorovich Bogomolov. A list of their main works was given, architectural projects were presented, both implemented and remaining plans which reflected the grandiose construction plans of Vladivostok over the years. Examples of project design graphics in the form of academic drawing, project design sketches, plein-air sketches and paintings are given.

Keywords: Soviet architects ofVladivostok; architecture of the 1930-1950s, architecture of the 1960-1980s; creative biography; projects; sketches; painted works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.