Научная статья на тему 'Тверская семинария в годы пребывания епископа Гавриила (Петрова) на Тверской кафедре (1763-1770 гг. )'

Тверская семинария в годы пребывания епископа Гавриила (Петрова) на Тверской кафедре (1763-1770 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРСКАЯ СЕМИНАРИЯ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / РПЦ / РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тверская семинария в годы пребывания епископа Гавриила (Петрова) на Тверской кафедре (1763-1770 гг. )»

Г. С. Чивиков

тверская семинария в годы пребывания епископа гавриила(Петрова) на тверской кафедре (1763-1770 гг.)

Семинария, существовавшая в Твери до революции 1917 года, одна из старейших в Российской империи, ведет начало своей истории с 1739 г., когда епархиальная Греко-славянская школа была преобразована в семинарию.

В Твери еще в 1722 г. при епископе Сильвестре (Холмском) в непосредственной связи с опубликованием Духовного регламента была основана Славяно-русская школа. При преемнике Сильвестра Феофилакте (Лопатинском) Славяно-русская школа была преобразована в Греко-славянскую епархиальную школу.

В 1738 г. епископом Тверским становится Митрофан (Слотвинский), при котором в 1739 г. и была основана Тверская духовная семинария. После его смерти в 1752 г. до времени епископства Гавриила (Петрова) (т.е. до начала рассматриваемого периода), тверскую кафедру занимали архиереи: Вениамин (Пуцек-Григорович), Афанасий (Вольховский) и Иннокентий (Нечаев). При епископе Афанасии (1759-1761) ректором Тверской семинарии был архимандрит Тихон (Соколов), впоследствии епископ, прославленный в лике святых - святитель Тихон Задонский. Епископ Иннокентий (Нечаев) пробыл на Тверской кафедре всего несколько месяцев, и на его место в 1763 г. был назначен епископ Гавриил (Петров) (1730-1801гг.).

К моменту прибытия в Тверь епископа Гавриила (впоследствии митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, первенствующего члена Синода) семинария располагалась в тверском Феодоровском монастыре, на острове при впадении реки Тьмаки в Волгу. В ней действовали все классы, за исключением высшего, богословского, на короткий период возобновленного при архимандрите Тихоне, а затем опять упраздненного. Обучение в духовных школах того времени было разделено на 8 классов или, как в то время говорили, на 8 «школ», которые включали в себя 4 низших класса: «аналогия», «инфима», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия» и «богословие». В Тверской семинарии при этом к четырем низшим классам был прибавлен еще класс «информатории». Некоторые исследователи объединяли этот класс с «инфимой», но в документах Тверской семинарии он указывается отдельно. По мнению В.И. Колосова, исследователя XIX в., этот класс был подготовительным

к семинарии, информирующим учеников перед началом чтения курса лекций непосредственно семинарских1.

Преподавателями были как местные уроженцы, выпускники семинарии (например, учитель пиитики Савва Колосов, учитель риторики Василий Верещагин, впоследствии архиепископ Тверской Арсений), так и иногородние, в основном из Киевской и Московской Академий. Судя по немногочисленным сохранившимся записям учеников и преподавателей семинарии основным языком преподавания был латинский, на русском давались лишь некоторые пояснения и комментарии к основному тексту. При этом, по замечанию В.И. Колосова, «воспитанники Семинарии сравнительно слабо владели русским словом и писали языком в высшей степени далеким от живой речи»2.

Епископ Гавриил (Петров) до рукоположения своего на Тверскую кафедру был преподавателем в Троицкой семинарии, а затем ректором Московской Славяно-греко-латинской академии, где оставил после себя курс богословских уроков. Недавно вступившая на престол императрица Екатерина II оказывала молодому даровитому архиерею особое покровительство. Однако хотя было очевидно, что тверская кафедра будет лишь промежуточной ступенью его карьеры, это не помешало епископу Гавриилу оставить заметный след в истории епархии и, в частности, в жизни семинарии. Епископ Гавриил, рукоположенный в декабре 1763 г., прибыл к себе в епархию уже в январе 1764 г.

Вместе с собой в Тверь епископ Гавриил привез своего друга, бывшего префекта той же академии, преподавателя философии, иеромонаха Макария (Петровича), который сразу же по приезде в Тверь был назначен ректором семинарии и одновременно архимандритом Желтикова монастыря, одного из крупнейших в городе. Эти перемены повлияли на учебный процесс семинарии самым благотворным образом.

Необходимо отметить, что, хотя архимандрит Макарий (Петрович) оставил после себя довольно обширное письменное наследие, о его жизни известно немного. Часто его путают с другими священнослужителями, носившими имя «Макарий» и жившими в Твери после него.

Значительный интерес представляет «Книга памяти» - дневник архимандрита Макария, из которого можно почерпнуть сведения о его жизни за период с 1 января 1764 г. по 20 апреля 1765 г. Этот дневник недавно был опубликован3. Помимо основного текста, написанного рукой самого Макария, имеется один лист, добавленный уже после смерти автора. Это лист, с кратким «Реестром» жизненных событий покойного архимандрита, написанный рукой его друга, епископа Гавриила

- 1. Колосов В.И. История Тверской духовной семинарии. К 150-летию семинарии. Тверь. 1889. С.74.

- 2. Там же. С. 124.

- 3. Семячко С.А. Тверской агиограф архимандрит Макарий и его дневник.// Труды отдела Древнерусской литературы. Т. 56. СПб., 2004.

(Петрова). Также кратким, но не менее ценным источником о жизни этого просвещенного ректора является предисловие к изданному в 1778 г. в Петербурге «Церкви Восточныя православному учению», написанному архимандритом Макарием. В предисловии к этому сочинению дается краткое жизнеописание архимандрита. Очевидно, это издание было осуществлено во многом благодаря стараниям архиепископа Гавриила (Петрова). Похожий текст, но с некоторыми отличиями содержится и в рукописном «Сборнике сочинений ректора Тверской семинарии архимандрита Макария», находящемся в Государственном архиве Тверской области4. Этот текст, как видно из подписи, был составлен епископом Тверским Арсением III, т.е. Арсением (Верищагиным), обучавшимся у самого архимандрита (Макария).

Таким образом, из имеющихся источников становится известно, что архимандрит Макарий (в миру Марк Петрович) родился в 1733 (1734) г. и был скорее всего венгерским сербом. На это указывает тот факт, что русские источники называют его сербом, хотя сам он говорит о прибытии своем в Россию из Венгрии через Польшу. Венгрия в то время входила в состав Австрии или, как ее в то время называли в России, Цесарии. С малых лет Марк Петрович обучается у архиепископа Виссариона Темесварского, затем едет в Киев, обучается в Киевской Академии (в дневнике он указывает 1763 г. как тринадцатый свой в России, в связи с чем следует считать годом приезда его в Киев 1751 г.). С 1753 г. он обучается в Московской академии, начиная с класса риторики (в том же 1753 г. эту же академию закончил Петр (в будущем Гавриил) Петров)5. В 1758 г. примерно в 25 лет он принимает монашество в Заиконоспасском монастыре, в этом же году в Троице-Сергиевой лавре монашество принял и будущий митрополит, который долго тянул с принятием этого решения. С того же 1758 г. иеромонах Макарий преподает риторику в Академии, а с назначением ректором Гавриила (Петрова) (с 1761 г.), преподает уже в классе философии и становится префектом.

Как уже говорилось выше, в 1763 г. архимандрит Гавриил был назначен на Тверскую кафедру, рукоположен во епископа и прибыл в Тверь 6 января 1764 г.6. Как очевидно из дневника Макария, он прибыл в Тверь сразу же вслед за своим покровителем, 14 января этого же года и сразу же был поставлен архимандритом тверского Желтикова монастыря, ректором семинарии, а вскоре - и членом Духовной консистории.

Появление таких ученых церковных деятелей в епархии не осталось бесследным. С началом нового 1764-65 уч.г. был возобновлен богословский класс, в который были переведены ученики, закончившие

- 4. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 1409, Коллекция рукописных, старопечатных книг и документальных материалов. Оп. 1. Д.1162. Л. 2-2 об.

- 5. Заславский В.Б. Гавриил (Петров) // Православная энциклопедия. Т.10. М., 2005. С. 224.

- 6. Там же.

философский. Преподавал богословие сам архимандрит Макарий. Несмотря на свое «западное» происхождение, архимандрит Макарий оказался одним из первых отечественных преподавателей, решивших преподавать богословие не на латинском, а на русском языке. Ученики и преподаватели семинарии, очевидно, поддерживали произошедшие перемены и понимали их значение. Десять лет спустя, при епископе Платоне (Левшине), который был сторонником преподавания на латыни, на его имя был подан анонимный «Вопль купецких и разночинчецких малолетних детей», в котором автор (или авторы) просил(и) вновь сделать русский язык языком преподавания в семинарии. Вполне возможно, что этот «Вопль...» был написан не без участия преподавателей Арсения Верещагина и Диомида Карманова, которые пытались добиться возобновления преподавания на русском, но безуспешно.

Сам Макарий так пишет об этих переменах в жизни семинарии: «Из философии в богословию производство зделал, после чего о начатии молебен пели. На другой день начал я богословию в своем монастыре, ибо негде в городе, на российском языке»7.

К этому времени количество учащихся семинарии достигло такого уровня, что для возобновленного богословского класса не нашлось помещений в самой семинарии, на острове. В связи с этим ректор проводил занятия по богословию в Желтиковом монастыре. Об этих лекциях можно судить по его труду «Догматической богословии» (издан в 1780 г.), кроме того до нашего времени дошли многочисленные рукописные списки этой «Богословии», выполненные учениками семинарии. Эти лекции пользовались популярностью не только среди студентов семинарии. Диомид Карманов, выпускник Тверской семинарии, автор «Собрания сочинений, относящихся к истории Тверского края», уже закончивший в это время обучение и находившийся на службе, по возможности старался посещать эти занятия, проходившие по вечерам в монастыре. От занятий Диомид Карманов, по его собственному признанию, «получил великую пользу душевную и почувствовал в себе лучшее познание перед прежним»8. При этом, вспоминает он, «были, может и такие, которые мне, как дураку, смеялись, они думали, что я по пустому шатаюсь в Желтиков монастырь и напрасно себя мучаю: Боже, прости их согрешение!»9

Кроме обычных лекций, в семинариях того времени нередко устраивали диспуты, причем обычно на латинском языке. Подобные диспуты устраивались и при архимандрите Макарии, но устраивались они им особенным образом. В своем дневнике он так пишет о цели диспутов: «Диспуты сии не суть необходимо надобны церкве, но толко

- 7. Цит. по: Семячко С.А. Тверской агиограф архимандрит Макарий и его дневник // Труды отдела Древнерусской литературы. Т. 56. СПб. 2004 С.613.

- 8. Колосов В.И. История Тверской духовной семинарии... С. 133.

- 9. Там же.

под условием в разсуждении разных обстоятелств, причиняющих раздоры и погибелныя ереси, кои нарушают благочестие, веру и спасение. Такия люди не доволствуются единым доказателством истинны, но требуют опровержения. Заблаговременно погашай пожар, не дай умножиться злу, ибо повелевается и нерастлено веру соблюсти, и противников опровергать. Спросишь: каким порядком полемику лучше преподавать? Ответ: различно поступают в том, иныя по сектам, иныя по догматам, иныя по частям. Второй способ мне нравится. Книг у нас мало, а ересей много, не вместишь один все, так думаю. Краткость наблюдая, одни мнения предлагать, а чии оны, из истории видно. Из которых понеже иныя опровергают основателной догмат веры, без коего спастись не можно, другия не так, — так и словопрение должно сообразоваться сим. Пред каждим же догматику предлагаем»10.

В качестве основы для этой «полемической богословии», в Твери архимандрит Макарий составил, как он пишет «Священную гисторию на российском языке»11 (не издана). Это сочинение распространялось учениками в рукописных копиях, одна из которых находится на хранении в Тверском архиве под названием «Вступление в полемическую богословию, содержавшее сокращение священныя истории от Христа до новейших времен».

Стремление что-либо изменить в методике проведения диспутов не было случайным. Преподавание в семинариях в то время не отвечало действительным потребностям церковной жизни. Как пишет прот. Владислав Цыпин, «часто выпускникидуховных школ, ученные латынники», оказывались хуже подготовленными к пастырскому служению, чем «псалтирники», обученные грамоте по-старинному: при родном храме по церковным книгам»12. Лучшие представители духовенства старались преодолеть этот разрыв. Именно поэтому диспуты должны были быть направлены на то, чтобы помочь будущему священнику говорить с теми, кто будет его окружать во время предстоящего служения, в частности, со старообрядцами, о которых упоминает архимандрит Макарий. И, конечно же, диспуты эти устраивались на русском языке. Судя по всему, в диспутах участвовали лишь высшие философский и богословский классы. Диспуты могли быть как приватными, так и открытыми. В 1764-1765 уч. году таких публичных диспутов устраивалось четыре.

Вероятно, епископ Гавриил (Петров) весьма пристально следил за положением дел в семинарии, так как он присутствовал на всех публичных диспутах. В 1764 г. он пишет в Синод «о напечатании сочиненного им катихизиса в Московской типографии двух тысяч

- 10. Цит. по: Семячко С.А. Тверской агиограф архимандрит Макарий и его дневник // Труды отдела Древнерусской литературы. С. 621-622.

- 11. Там же. С.613.

- 12. Цыпин Владислав, прот. История Русской православной Церкви. М., 2010. С. 36.

четырехсот с экземплярами на коште, или в гражданской типографии, для его епархии»13.

К сожалению, кипучая деятельность архимандрита Макария была недолгой, он прожил в Твери менее двух лет. В дневнике он не раз упоминает о своих болезнях и недомоганиях. Последняя запись в его дневнике датирована 20 апреля 1765 г. 24 декабря 1765 г. он преставился после продолжительной болезни в возрасте 32 лет. Бывший преподавателем при нем, впоследствии Тверской епископ, Арсений Верещагин так писал о Макарии: «Скончался чахотною болезнию 1765 года декабря 24 дня и погребен в Желтикове монастыре, по завещанию ево, в паперти близ церковных дверей с южной стороны. Науками просвещен был довольно, разум имел основательной, память хорошую; нравов тихих, ласковых и приятных; осторожен, но чистосердечен; росту средняго, волосы имел черные, продолговатые, взор и лице приятное, голос и произношение соответствующие приятности души его благоразумной и добродетельной»14.

За этот короткий тверской период (2 года) архимандритом Макарием были написаны следующие сочинения. Впоследствии изданное:

1. Житие свт. Арсения Тверского.

2. Церкви восточныя православное учение.

3. Слова и проповеди.

4. Житие Михаила Тверского.

5. Книга памяти. Неизданное:

1. Вечное согласие, показанное в четырех евангелистах.

2. Толкование псалмов.

3. Логика.

4. Вступление в полемическую богословию.

5. Мнение о должностях монашествующих.

О плодах деятельности архимандрита Макария и его сподвижников по корпорации можно судить по выпускникам Тверской семинарии того периода. В 1765 г. Синод отправил за границу на обучение в Кембриджском и Оксфордском университетах наиболее выдающихся семинаристов. От Тверской семинарии в Оксфорд был послан ученик риторики Прохор Суворов, который показал наиболее выдающие способности из всех направленных Синодом учащихся. В 1775 г. он закончил обучение со званием действительного магистра наук15.

- 13. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Канцелярия Синода. Оп. 45. Д. 282.

- 14. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 1409. Коллекция рукописных, старопечатных книг и документальных материалов. Оп. 1. Д.1162. Л. 2-2 об.

- 15. Колосов В.И. Указ.соч. С. 143.

После смерти архимандрита Макария, ввиду отсутствия подготовленного преподавателя, богословие стал преподавать сам епископ Гавриил, имевший опыт такого преподавания. Для проведения занятий он выделил свой загородный архиерейский дом. Однако вскоре епископа Гавриила вызвали в Санкт-Петербург, курс богословии стал читать префект семинарии иеромонах Дорофей, и благодаря этому в семинарии впервые был преподан полный курс богословия.

Хотя в отношении уровня преподавания семинария на тот период представляется весьма передовой и, можно сказать, даже лучшей по сравнению с другими семинариями, но условия жизни семинаристов оставляли желать лучшего. Семинария располагалась на небольшом острове при впадении реки Тьмаки в Волгу, поэтому вместе с увеличением числа учеников уже в середине столетия остро встала проблема нехватки помещений. Если ранее имелись случаи, когда учеников приходилось силой приводить на учебу и значительная часть учащихся значилась в бегах, то теперь приходилось думать о поиске дополнительных помещений и о переносе семинарии в более удобное место. Во время весеннего паводка вода подходила к семинарским стенам, что не только причиняло неудобства, но и мешало учебному процессу. Архимандрит Макарий писал: «На сих днях хотел было отправить диспуты, но неможно было. Погода очень тепловата была, и дожжи перепалывали, почему и Волга тронулась, и кругом Семинарии так обступила вода, что проехать неможно было к ней. А она стоит на острову близ самого городу и архиерейскаго дому, с северной страны Волгою, а с других стран Тмакою окружена, которая там, разделившись в два устья, впадает в Волгу. Когда лед идет, то умножением воды так понимает Семинарию, что принуждены бурсаки на печь лазить, куда и мыши из нор убираются за ними»16.

Скудное материально обеспечение семинарии еще более ухудшилось после секуляризации церковных земель в 1764 г. Из-за нехватки средств епископ Гавриил обратился с ходатайством в Синод, после чего с 1765 г. на содержание семинарии стало выделяться из государственного казначейства по 816 рублей 93 % копейки в год. Этих средств было недостаточно, но именно они стали главным источником содержания семинарии17.

В 1764 г. изменились границы епархии, в связи с чем произошло и изменение состава учеников. Ректор архимандрит Макарий писал: «Отпущены клинския ученики разных школ числом 12 человек, ибо Клин оттошел к Переславской епархии, а вместо того к Твери прибыл Новой Торжок, окуду 39 учеников из новгородской Семинарии отпущены к нам»18. О численности обучавшихся тогда семинаристов известно из

- 16. Цит. по: Семячко С.А. Указ. соч. С.614.

- 17. Колосов В.И.Указ.соч. С. 140.

- 18. Цит. по: Семячко С.А. Указ.соч. С.614.

ведомостей об учащихся. В ведомости за 1766 г. перечисляются 195 учеников информатории (набор 1766 г.), 16 аналогии, 14 инфимы, 17 грамматики, 15 синтаксимы, 28 пиитики, 53 риторики, 34 философии, 16 богословии - всего 388 человек, из которых большая часть, как очевидно, обучалась в первом классе семинарии. Из этих 195 учеников информатории осталось меньше половины, так что в следующем 1767 г. всего в семинарии обучалось 226 студентов. При этом на год вновь был ликвидирован класс богословии, а его учеников частично оставили вторично в классе философии.

После кончины архимандрита Макария новый ректор назначен не был, во главе семинарии с 1767 г. был префект Василий Верещагин, принявший в том же году монашество с именем Арсения и рукоположенный в иеромонахи. Учителем риторики был Гавриил Щеголев, пиитики- Андрей Протопопов, синтаксимы и грамматики - Алексей Струковский, инфимы и аналогии - Борис Жуков, информатории Михаил Хрептов. В 1767 г. появились новые преподаватели иеродиакон Михаил и Ермолай Рязанцев.

В 1768 г. иеромонах Арсений был назначен ректором семинарии и стал преподавать богословие. Иеромонах Арсений (в миру Василий Верещагин), родился в Кашине в 1736 г., в 1744 г. он поступил в Тверскую семинарию, в 1756 г. в Московскую академию, после окончания которой в 1761 г. стал преподавателем риторики в Тверской семинарии. В 31 год он стал ректором семинарии, через год, в 1768 г., был назначен архимандритом Тверского Отроча монастыря.

Новый ректор семинарии также был человеком выдающихся способностей, не только талантливый, образованный, но и искренне стремившийся улучшить состояние родной для него семинарии. Класс богословия был возобновлен, учеников при новом ректоре также направляли для продолжения образования в светские учебные заведения. В 1767 г. в Петербургскую Академию наук были вызваны 5 человек из отделения богословия и 5 из отделения риторики19. В связи с постоянным отсутствием епископа Гавриила в Твери, начиная с 1765 г., управление семинарией стало заботой архимандрита Гавриила.

В своей инструкции для учащихся, архимандрит Арсений так определял назначение семинарии: «Семинарии суть те общества, в коих младыя дети воспитываются на тот конец, чтобы им удобнее успеть в науках, благонравии и во всякой честности, а чрез то бы быть Богу любезными, себе же обществу полезными»20. Очевидно, наследие Киевской школы с ее латынью, системой телесных наказаний постепенно уходило в прошлое. И если ранее дети духовенства нередко притворялись умственно отсталыми, чтобы не идти учиться, а часть семинаристов

- 19. Колосов В.И. Указ.соч. С. 144.

- 20. Там же. С. 145.

находилась в бегах, то теперь год от года число учащихся возрастало. Нерадивых учеников стали отчислят, первое официально известное отчисление произошло еще в 1762 г., при епископе Афанасии, когда отчислили сразу 29 учеников21.

Во время ректорства Арсения положительные перемены в духовном образовании и настроении духовного сословия привели к необходимости открыть в дополнение к епархиальной семинарии еще и духовные училища. Первое такое училище было открыто в 1768 г. в г. Кашине.

22 сентября 1770 г. Гавриил (Петров) был назначен архиепископом Санкт-Петербургским и Ревельским, а архиепископом Тверским и Кашинским стал другой талантливый архиерей Платон (Левшин). Тверская духовная семинария вступила в новый период своего существования, а время епископа Гавриила стало одной из славнейших страниц ее истории.

Источники и литература

Государственный архив Тверской области (ГАТО), Ф. 1409, Коллекция рукописных, старопечатных книг и документальных материалов. Оп. 1, № 1162.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796, Канцелярия Синода. Оп. 45. № 282, «По донесению Тверского епископа Гавриила...»

Заславский В.Б. Гавриил (Петров) // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005.

Колосов В.И. История Тверской духовной семинарии. К 150-летию семинарии. Тверь. 1889.

Семячко С.А. Тверской агиограф архимандрит Макарий и его дневник // Труды отдела Древнерусской литературы. Т. 56. СПб. 2004.

Цыпин Владислав, прот. История Русской православной Церкви. М., 2010.

- 21. Там же. С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.