Закон и право. 2022. № 4. С. 91-94. Law and legislation. 2022;(4):91-94. Научная статья
УДК 347 NIION: 1997-0063-4/22-201
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-91-94 MOSURED: 77/27-001-2022-4-401
Твердые коммунальные отходы: закон и практика
Елена Александровна Корепина1, Татьяна Александровна Дугарская2
1 2 Гжельский государственный университет, Московская область, Раменский район,
поселок Электроизолятор, Россия
1 korepinaea@yandex.ru
2 tdugarskaya@mail.ru
Аннотация. Проблемы реализация «мусорной реформы» в Российской Федерации в настоящее время являются весьма актуальными. Практическое применение действующего законодательства связано с проблемами фактической реализации и правоприменением тех или иных мероприятий. Авторами работы проводится анализ законодательства, посвященного обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе раскрывается зарубежный опыт, выделяются основные проблемы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами как на федеральном, так и региональном уровне. Предлагаются пути решения выявленных проблем как на текущую, так и на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: «мусорная реформа», твердые коммунальные отходы, раздельное накопление, региональный оператор, территориальная схема.
Для цитирования: Корепина Е.А., Дугарская Т.А. Твердые коммунальные отходы: закон и практика // Закон и право. 2022. № 4. С. 91—94. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-91-94.
Original article
Municipal solid waste: law and practice
Elena A. Korepina1, Tatyana A. Dugarskaya2
1 2 Gzhel State University, Moscow region, Ramensky district, village of Electrical Insulator, Russia
1 korepinaea@yandex.ru
2 tdugarskaya@mail.ru
Abstract. The problems of implementing the «garbage reform» in the Russian Federation are currently very relevant. The practical application of the current legislation is related to the problems of the actual implementation and enforcement of certain measures. The authors of the works analyze the legislation on solid municipal waste management, including foreign experience, highlight the main problems in the field of MSW management at both the federal and regional levels, and also suggest ways to solve the problems found both for the current and for the long term.
Keywords: «garbage reform», solid municipal waste, separate accumulation, regional operator, territorial scheme.
For citation: Korepina E.A., Dugarskaya T.A. Municipal solid waste: law and practice // Law and legislation. 2022;(4):91—94. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-91-94.
Ro всех регионах Российской федерации иа сегодняшний день действует «мусорная .А^реформа». С 2022 г. обращение с твердыми коммунальными отходами будет происходить по новым правилам.
Старт нововведениям дал Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 503-Ф3, внесший изменения в законодательные акты относительно обращения с отходами производства и по© Корепина Е.А., Дугарская Т.А. М., 2022.
LAW & LEGISLATION • 04-2022
требления, а также Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Все полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выведены на уровень регионов. Сбор, вывоз и утилизацию производит региональный оператор (один или несколько), с которым заключен контракт на данный вид услуги.
Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует: жильцы мно-
гоквартирных и частных домов, которые практически ежедневно производят бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор; садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества; организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации. Каждый из них должен заключить с региональным оператором прямой договор. Собственники многоквартирных домов вправе произвести это через свою управляющую компанию.
Уже больше трех лет в России идет «мусорная реформа». Жители страны должны сортировать мусор, мусоровозы — доставлять его на переработку, а производители — использовать в качестве вторсырья.
Предполагается, что к 2030 г. абсолютно весь мусор будет отсортирован, а на свалки поедет только малая его часть. Однако внедрение этих новшеств явно тормозится. Почему это происходит и совпадет ли через восемь лет «мусорная» реальность с ожиданиями, возложенными на нее?
По мнению специалистов, в данной области не хватает, во-первых, физической инфраструктуры, контейнеров для раздельного сбора мусора рядом с домом, возможностей сдать вторсырье за деньги. И, во-вторых, возможности снизить коммунальные платежи при сортировке мусора. Для этого регионы должны переходить от оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов по нормативу к оплате по объемам. Регионы ссылаются на то, что это чрезвычайно трудно. На самом деле причина другая. Региональные операторы регулярно объявляют о том, что они на грани банкротства. В прошлом году на их поддержку было выделено из бюджета 8,9 млрд руб. Но если реально начать считать, сколько мусора люди производят и сколько операторы перевозят, то их деятельность станет невыгодной. Переходу на оплату по фактическим объемам препятствует сильное лобби бизнеса в этой сфере.
Все регионы должны быть в равных условиях. Необходимо, в долевом аспекте, через механизм госзакупок реализовать программу по внедрению базовых элементов раздельного сбора, дать возможность всем регионам участвовать. Вторая проблема связана с вопросами подготовки специалистов в области обращения с отходами, экологического образования жителей; она должны быть на первом месте.
Сейчас в одних регионах платят за мусор по числу собственников, в других — по метрам жил-
площади, иногда — по объему мусора. Нужно ли ввести единую схему оплаты по всей стране?
Оплата должна быть справедливой и понятной. Расчет по метрам несправедлив для объектов с большими площадями, но с примерно одинаковым количеством людей (это, например, торговые центры, театры, общественные места). Несправедлив он и для многоквартирных домов, где в одной квартире живут пять человек на площади 40 кв. м, а в другой, площадью 100 кв. м — один человек.
Расчеты «с человека» также не везде применимы. Они сильно бьют по кошельку многодетных семей, не учитывают постоянное движение людей из города на дачу. Даже если люди будут сообщать об этом, невозможно ежедневно делать перерасчеты.
Самый справедливый механизм — оплата по количеству и объему контейнеров. Но многие региональные власти и региональные операторы делают все, чтобы сбор шел по нормативу.
Во всем мире принято говорить об экологической реконструкции полигонов. Это новое направление в инвестиционно-строительной деятельности. После рекультивации полигоны превращаются в места для отдыха.
Например, свалка в Лос-Анджелесе, в Швер-берне в Германии, парк Ариэля Шарона — это все бывшие полигоны с накопленными миллионами тонн мусора. Сейчас они обеспечивают газом до 100 тыс. жилых домов - созданы специальные системы газоотведения. И одновременно созданы совершенно новые площадки для отдыха населения.
Ключевым элементом реформы должны быть рециклинговые заводы, перерабатывающие мощности. Когда люди видят, что из пакетов можно сделать скамейку, а из макулатуры — газету, это сильно влияет на сознание. 88% россиян заявляют о готовности заниматься раздельным сбором мусора. Но темпы создания современной инфраструктуры для сбора отходов пока отстают. В связи с этим следует напомнить, что целью реформы было не создание как можно большего количества полигонов и иных мест для захоронения, а развитие системы раздельного накопления мусора и последующей переработки. При этом даже в более экономически сильных субъектах отсутствуют как мусороперерабатывающие заводы, так и в целом практика раздельного накопления ТКО.
Последними изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», было предусмотрено создание федеральной схемы обращения с ТКО, которая, как уже отмечалось ранее, не создана по настоящий момент.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
В статье 13.3 указывается, что федеральная схема должна включать информацию, содержащуюся в соответствующих территориальных схемах субъектов РФ, а также иную информацию, определенную Правительством РФ. Однако создать такую схему в настоящее время не представляется возможным в силу того, что некоторые субъекты РФ фактически отложили финальное проведение реформы до 2022 — 2025 гг.
Законодательно прописанный порядок создания федеральной схемы обращения с ТКО не имеет под собой конкретного правового регулирования, поскольку указанная схема разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством РФ в порядке, установленном Правительством РФ, который до настоящего момента не оформлен в виде постановления Правительства РФ.
На практике не реализовано и положение о создании государственной информационной системы учета ТКО, частью которой должна стать электронная модель федеральной схемы обращения с ТКО. Соответственно, не реализуются две важнейшие составляющие «мусорной реформы»: активный информационный обмен между всеми уровнями публичной власти, а также информационная открытость и доступность соответствующих сведений для населения РФ.
Очевидны пути решения данной проблемы:
■ разработка и принятие соответствующего постановления Правительства РФ о порядке разработки и утверждения федеральной схемы обращения с ТКО;
■ окончательное принятие и реализация по -ложений постановления Правительства РФ «О государственной информационной системе учета ТКО»;
■ разработка федеральной схемы обращения с ТКО, ее включение в государственную информационную систему учета ТКО, а также последующее наполнение информационной системы перечнем законодательно закрепленных сведений.
В частности, субъектам РФ, осуществляющим раздельное накопление ТКО, необходимо утвердить порядок такого накопления, начиная с достижения соглашения с региональным оператором и последующего взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления по материальному обеспечению раздельного накопления.
Не без нареканий осуществляется в настоящее время и деятельность региональных операторов. Можно выделить несколько проблемных
направлений по данному вопросу: некоторые региональные операторы были уличены в нарушении антимонопольного законодательства.
В августе 2020 г. Федеральная антимонопольная служба обнаружила, что региональный оператор Новосибирской области — компания «Экология-Новосибирск» — провел закупки у единственного подрядчика на оказание услуг по транспортированию ТКО [8].
ООО было привлечено к административной ответственности. Нарушения были замечены и в деятельности региональных операторов на аукционах на право заключения муниципального контракта на сбор и транспортировку ТКО. где победило юридическое лицо, предложившее более высокую стоимость за транспортировку мусора [5].
Таким образом, очевидным становится необходимость усиления контроля и надзора за деятельностью региональных операторов со стороны соответствующих ведомств — Федеральной антимонопольной службы, органов прокуратуры РФ.
Между тем планируется, что в России до 2023 г. будет создана система автоматизированного сбора вторсырья: ПЭТ — бутылок, отходов из стекла и металла.
Правительство также одобрило «дорожную карту» реализации концепции расширенной ответственности производителей по утилизации продукции и упаковки. Кроме того, будут введены меры по стимулированию использования перерабатываемых материалов и меры по ограничению неперерабатываемых отходов.
Выводы
«Мусорная реформа» в настоящий момент является одной из самых обсуждаемых реформ общегосударственного масштаба, вызывающая крайне неоднозначную оценку как среди юристов и теоретиков права, представителей политической сферы, общественных активистов, так и среди населения России в целом.
С уверенностью можно сказать только одно — реформа по состоянию на конец 2021 г. реализована непоследовательно и неполноценно, отсутствует какой-либо четкий план мероприятий, многие положения реформы оказались на грани полной невозможности исполнения, каких-либо качественных положительных результатов не достигнуто.
Список источников
1. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 01.01.2022) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
LAW & LEGISLATION • 04-2022
2. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 396 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.12.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW
5. Было намерение скрыть информацию о торгах. УФАС возбудило дело против «Спецавтобазы» накануне совещания Чайки по «мусорной реформе» // URL: https://www.znak.com/ (Дата обращения: 15.11.2021)
6. Мочалова Л.А., Гриненко Д.А., Юрак В.В. Система обращения с твердыми коммунальными отходами: зарубежный и отечественный опыт // Известия УГГУ. 2017. № 3 (47). С. 97.
7. Мусорная статистика: в России перерабатываются только 6% отходов // URL: https:// mir24.tv/ (Дата обращения: 15.01.2022)
8. ФАС: «Экология-Новосибирск» нарушила закон о защите конкуренции // URL: https:// ksonline.ru/ (Дата обращения: 15.11.2020)
9. Фомина Е.Ю., Григоренко К. С. Европейский опыт проектов по санации старых полигонов ТБО // Вестник ИрГТУ 2012. № 6 (65). С. 123.
References
1. Housing Code of the Russian Federation of 29.12.2004 № 188-FL (ed. of 01.01.2022) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
2. Federal Law № 89-FL of 24.06.1998 (ed. of 02.07.2021) «On production and consumption waste»: // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
3. Decree of the Government of the Russian Federation № 396 dated 04.04.2019 «On the Establishment of a Public Law company for the formation of an integrated system for the management of solid municipal waste» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
4. Decree of the Government of the Russian Federation of 06.05.2011 № 354 (ed. of 12/28/2021 «On the provision of utilities to owners and users of premises in apartment buildings and residential buildings» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
5. There was an intention to hide information about the auction. UFAS filed a case against the «Special depot» on the eve of the meeting of the Seagull on «garbage reform» // URL: https:// www.znak.com / (Accessed: 11/15/2021)
6. Mochalova L.A., Grinenko D.A., Yurak V. V. Solid municipal waste management system: foreign and domestic experience // News UGGU. 2017. № 3 (47). P. 97.
7. Garbage statistics: Russia processed only 6% of waste // URL: https://mir24.tv/ (Accessed: 15.01.2022)
8. FAS: «Ecology-Novosibirsk» violated the law on protection of competition // URL: https:// ksonline.ru / (Accessed: 15.11.2020)
9. Fomina E.J., Grigorenko K.S. European projects on rehabilitation of old landfills / / Vestnik Irgtu 2012. № 6 (65). P. 123.
Информация об авторах
Корепина Е.А. — кандидат юридических наук Дугарская Т.А. — кандидат юридических наук, доцент
Information about the authors
Korepina E.A. — candidate of law
Dugarskaya T.A. — candidate of law, associate professor
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 27.01.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.
The article was submitted 27.01.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022