УДК 371
doi 10.24411/2221-0458-2023-01-57-65
ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - КАК МОТИВАТОР ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Даржа У.А.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
TUVAN STATE UNIVERSITY AS A MOTIVATOR TO IMPROVE THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL LEVEL OF CHILDREN AND
ADOLESCENTS
U.A. Darzha Tuvan State University, Kyzyl
В статье автор рассматривает роль Тувинского государственного университета в повышении качества научного и образовательного уровней школьников Республики Тыва как одну из основных стратегических задач и миссий университета. Рассматриваемый вопрос является одним из актуальных не только для университета, но и для всей республики в целом. Через реализацию системы непрерывного образования «детский сад - школа - вуз», созданную в университете, мотивационные мероприятия для школьников представлены как образец устойчиво развивающейся системы образования, обеспечивающий формирование высокого качества уровня не только образования, но и воспитания. На каждой ступени системы образования созданы условия предоставления максимальных возможностей для всестороннего развития личности ребенка в университетской среде. Для решения поставленных стратегических задач в Тувинском государственном университете создано инновационное подразделение «Детский университет».
Ключевые слова: миссия; инновационное подразделение; Детский университет; олимпиада для школьников; Летняя школа; подготовительные курсы; университетская суббота; школьник; дети
The article examines the role of Tuvan State University in improving the quality of scientific and educational levels of schoolchildren in the Republic of Tuva, which is defined as one of the main strategic objectives and missions of the university. The following issue is one
of the most urgent not only for the university, but also for the whole republic. The university created the continuous education system "kindergarten - school - university". Its motivational activities for schoolchildren are presented as an example of a steadily developing education system that ensures the formation of a high quality level of not only education, but also upbringing. Conditions have been created at each stage of the education system to provide maximum opportunities for the comprehensive development of the child's personality in the university environment. So, to solve the set strategic tasks, an innovative division "Children's University" has been created at the Tuvan State University.
Keywords: mission; innovation division; Children's University; Olympiad for schoolchildren; Summer school; training courses; university Saturday; schoolboy; children
Основной миссией и
стратегической задачей Тувинского государственного университета как научно-инновационного центра региона и флагмана развития всех уровней образования в Республике является модернизация современного научно-образовательного комплекса Университета. Эта деятельность опирается на сформированные социально-культурные особенности Тувы и реализуется посредством формирования устойчиво развивающейся системы образования с оптимальной институциональной
структурой, обеспечивающей доступность, единый высокий уровень качества образования и воспитания, преемственность всех уровней образования, и формирующая элиту регионального и российского уровня, ответственную за культурное, технологическое и экономическое развитие региона [1].
Для консолидации и интеграции методического, научного, кадрового и информационного потенциала образовательных учреждений создана Ассоциация «Образовательный округ ТувГУ», в которую входят такие инновационные подразделения университета, как «Детский университет», педагогический кластер «Совет методистов», «Цифровой образовательный кластер», «Сельскохозяйственный образовательный кластер». Каждое подразделение взаимодействует с образовательными организациями республики и реализует систему непрерывного образования «детский сад - школа - вуз» [2].
I и II ступени системы непрерывного образования «детский сад - школа», реализуются Институтом довузовского образования, в котором созданы условия предоставления максимальных возможностей для всестороннего развития личности
ребенка в Тувинском государственном университете. В структуру института входит «Детский университет» -единственная в Туве инновационная образовательная площадка, реализующая программы дополнительного образования детей научно-познавательного, учебно-творческого и развивающего направлений. Это место встречи современных ученых и специалистов в разных областях науки с детьми от 1,5 до 17 лет. Первая ступень - Центр раннего развития (1,5 до 4 лет) [3]. Вторая ступень «Детский университет» - дети от 6 до 14 лет [4], «Центр дополнительной подготовки» (от 15 до 23 лет) [5].
Инновационная площадка решает основные ключевые задачи,
направленные на укрепление и расширение взаимодействия с работодателями - образовательными организациями различных уровней;
100% 80% 60% 40% 20% 0°%
12
13
41
13
43
30
формирование системы непрерывного образования; выявление и привлечение талантливых школьников; расширение доступа к высшему образованию. Решение данных задач - это есть мотивация образовательного уровня детей и подростков.
В «Детском университете» реализуются 32 дополнительные общеобразовательные программы
различной длительности и форм (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, информатике, биологии, химии, истории, общество-знанию), предметная подготовка по русскому языку, математике,
иностранному языку для учащихся 2-8 классов и общеразвивающие программы для детей, такие как, мини-школа, школа продленного дня, песочная терапия, аква-анимация, квилинг, шахматы, плаванье, консультации логопеда и психолога.
18
20
20
38
33
49
2017/18 2013/19 ДУ2019/20 ЦРР 2020/21 2021/22 2022/23
Таблица 1. Дополнительные и общеразвивающие программы
5
6
5
6
С 2015 года дополнительные общеобразовательные программы
реализуются на подготовительном
отделении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для граждан, относящихся к особой
категории в соответствии с п.7 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Слушатели отделения проходят подготовку к вступительным испытаниям или ЕГЭ по таким общеобразовательным
дисциплинам как математика, русский язык, химия, биология, история, обществознание, информатика, а также обучаются основам профессионального самоопределения.
100 80 60 40 20 0
93,1
45
38
40,9
_52,5 53 56
40 40 36 36 35 35 35
= 11 II II I
2015/16 2016/17 2017/18 2018/2019 2019/20
■ зачислены ■ завершили ■ поступили%
2022/23
Таблица 2. Подготовительное отделение
Для расширения доступности дополнительных общеобразовательных программ в университете реализуются дистанционные курсы (ДК) по подготовке к ЕГЭ, а также к олимпиадам для школьников. Преподавателями университета внедрены и реализуются авторские ДК: Ооржак А.А. "Подготовка к ЕГЭ по химии. Сложные вопросы" [http://cdo.tuvsu.ru:8880/moodle/course/vie w.php?id=103]; Аракчаа А.Б. "Подготовка по русскому языку. Орфография. Пунктуация"; Саая С.К. "Подготовка к ЕГЭ по математике (профильной); Аракчаа А.Б. "Подготовка по русскому языку. Грамматические нормы"; Назын
Ч.Д "Подготовка к ЕГЭ по биологии"; Оюн О.П., Киселева Е.Л. "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"; Очур Н.М. «Подготовка к ЕГЭ по истории»; Назын Ч.Д., Ондар Е.Э. «Подготовка к олимпиаде для школьников по биологии».
Тувинским государственным
университетом реализуются совместные проекты с ведущими вузами России, например, Московским физико-техническим институтом проведена дистанционная заочная физико-техническая школа для учащихся 8-11 классов по математике, физике, химии, информатике.
80 60
2017/2018 2018/2019 2019/2020 2020/2021 2021/2022
■ ДК ■ слушатели
Таблица 3. Дистанционные курсы
Одним из важных направлений в выявлении талантливых школьников являются научные проекты и мероприятия. Большой популярностью среди школьников республики пользуется «Университетская суббота», на которой можно прослушать интересные научно-популярные,
познавательные лекции ведущих профессоров и доцентов университета в on-line и off-line форматах, например, «Введение в финансовую грамотность» (Донгак Ч.Г., к.э.н., доцент), «Деятельность РГО в Урянхайском крае»
(Люндуп Т.В., к.и.н., доцент), «Родовые группы Тувы: локальность,
универсальность, трансграничье»
(Айыжы Е.В., к.и.н., доцент) и др. Новый формат общения вызывает у детей интерес к научным предметам. И как результат, увеличивается количество школьников, участвующих в
образовательных, просветительских и научно-исследовательских проектах университета, в конкурсах научно-исследовательских работ под
наставничеством научно-педагогических университета.
Таблица 4. Дополнительные и общеразвивающие программы
Университет является базовой уровней. «Олимпиада ТувГУ для
площадкой олимпиад для школьников школьников» проводится 6 лет по 21
университетского и федерального предмету для учащихся с 4 по 11 классы.
Победители и призеры олимпиады используют свои результаты как индивидуальные достижения при поступлении в Тувинский государственный университет. 4 олимпиады входят в Перечень Министерства Просвещения и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. С
2022 г. университет проводит заключительный этап олимпиады по финансовой грамотности. 17 февраля
2023 года впервые проведено знаковое для республики мероприятие -заключительный этап II Федеральной олимпиады школьников по родным языкам и литературе народов Российской Федерации (тувинский язык и литература). В отборочном этапе приняли участие 568 школьников из нашей
республики, на заключительный этап прошли 265 человек с 8 по 11 классов.
В дни летних каникул реализуется научно-образовательный проект «Летняя школа ТувГУ» по различным профилям. Основная задача школы - это создание у детей положительной мотивации к занятиям через исследовательскую, учебную, творческую и воспитательную деятельность, а также профориен-тационная работа. Необходимо отметить, что во всех проектах ИДО принимают участие студенты университета по направлению «Педагогическое
образование», которые проходят педагогическую практику, получают при этом заработную плату.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
180
15
185
139
10
189
207 6
131
2014 2015 2016 2017
I "Шаг в будущее" МГТУ им. Баумана I Олимпиада ТувГУ
199 2
264
2018
1512
598
1734
265
5
2019 2020 2021 2022
I Интернет-олимпиада по физике СПбГУ I "Финатлон" Олимпиада по экономике, г. Москва
917
2023
Таблица 5. Работа с одаренными детьми, организация научно-исследовательской деятельности школьников: Олимпиадное движение
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
2017 r.
2018 г. 2019 г.
■ количество ЛШ
2020 r. I количество детей
2021г
48 73 6 57
34
203
252 308 61 26 267
10 10 4 13
2022r
кол-во вожатых
Таблица 5. Научно-образовательный проект «Летняя школа ТувГУ»
Результат профориентационного и просветительского движения университета подтверждается увеличением контингента студентов, поступающих в
университет. В 2022 году на первый курс было зачислено 2093 человека, что больше на 7,5 %, чем в 2021 году.
2500 2000 1500 1000 500 0
261
362
СПО
Количество зачисленных на первый курс (2021, 2022 гг.)
1285
1269
Бакалавриат
83
57
Специалитет
1935
2093
Итого
2021 2022
Таким образом, очевидно, что Тувинский государственный университет является одним из основных реализаторов повышения качества образования школьников республики. Результатом совместной со школами
работы являются итоги ЕГЭ. Сравнительный анализ среднего балла ЕГЭ по предметам по России, республике и вузу показывает, что средний балл ЕГЭ ТувГУ остается выше, чем средний балл ЕГЭ по Республике Тыва.
Статистика баллов ЕГЭ 2021 г.
РТ ТувГУ РФ
Статистика баллов ЕГЭ 2022 г.
100 78,3
80 •
60
40 7, ,8 8,
20 5 17
0
60,8
59,5
✓
54,6
4«
59,8
56,8
S
РТ
ТувГУ
54,1
57,9
бГ
РФ
54,3
50,2
<f
3
Тувинский государственный
университет способствует повышению мотивации у детей и подростков научно-
Библиографический список
1. Миссия и политика ТувГУ — Текст : электронный // ТувГУ : [сайт]. — URL: http://tuvsu.ru/life/missiya-i-politika-tuvgu-programma-razvitiya-tuvgu.php (дата обращения: 29.04.2023).
2. Инновационные образовательные проекты. — Текст : электронный // ТувГУ : [сайт]. — URL: http://tuvsu.ru/innovatsionnye-obrazovatelnye-proekty/index.php (дата обращения: 29.04.2023).
образовательного уровня, формированию навыка самостоятельно принимать решения о своем будущем.
3. Положение о Центре раннего развития.
— Текст : электронный // ТувГУ :
[сайт]. — URL:
http://ido.tuvsu.ru/upload/files/14f5744e-0bae-4319-8a81 -ad9e0f70da9a.pdf (дата обращения: 29.04.2023).
4. Положение о Детском университете.
— Текст : электронный // ТувГУ : [сайт]. — URL: http://ido.tuvsu.ru/upload/files/52957349-92c 1 -4aca-97f5 -6ca6e2718b8f.pdf (дата обращения: 29.04.2023).
5. Положение о Центре довузовской подготовки. — Текст : электронный // ТувГУ : [сайт]. — URL: http://ido.tuvsu.ru/upload/files/3b88920b-4107-4935-802b-461db5a7d417.pdf (дата обращения: 29.04.2023).
References
1. Missiya I politika Tyvgy [Mission and policy of TuvSU]. — Text : electronic // TuvGU : [online]. — URL: http://tuvsu.ru/life/missiya-i-politika-tuvgu-programma-razvitiya-tuvgu.php (access date:: 04.29.2023). (In Russian)
2. Innovazionnye podrazdelenia Tyvgy [Innovative educational projects]. — Text : electronic // TuvGU : [online]. — URL: http://tuvsu.ru/innovatsionnye-obrazovatelnye-proekty/index.php (access date: 04.29.2023). (In Russian)
3. Polozenie o Zentre rannego razvitiya [Regulations on the Early Development
Center]. — Text : electronic // TuvGU : [online]. — URL:
http://ido.tuvsu.ru/upload/files/14f5744e-0bae-4319-8a81 -ad9e0f70da9a.pdf (access date: 04.29.2023). (In Russian)
4. Polozenie o Detskom yniversitete [Regulations on the Children's University]. — Text : electronic // TuvGU : [online]. — URL: http://ido.tuvsu.ru/upload/files/52957349-92c 1 -4aca-97f5 -6ca6e2718b8f.pdf (access date: 04.29.2023). (In Russian)
5. Polozenie o Zentre dovyzovskoj podgotovke [Regulations on the Pre-University Training Center]. — Text : electronic // TuvGU : [online]. — URL: http://ido.tuvsu.ru/upload/files/3b88920b-4107-4935-802b-461db5a7d417.pdf (access date: 04.29.2023). (In Russian)
Даржа Урана Анай-ооловна, канд.филол.н, доцент, кафедра русского языка и литературы, Тувинский государственный университет, Россия, e-mail: [email protected]
Urana A. Darzha, candidate of Philology, Associate Professor, Department of Russian Language and Literature, Tuvan State University, Russia, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2023