Научная статья на тему '«ОЛИМПИАДА ТУВГУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ» КАК МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ШКОЛЬНИКОВ'

«ОЛИМПИАДА ТУВГУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ» КАК МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олимпиада / школьник / механизмы мотивации / формирование интереса / общеобразовательная дисциплина / этапы олимпиады / уверенное будущее / этапы олимпиады / Olympiad / schoolchildren / motivation mechanisms / interest formation / general education discipline / stages of the Olympiad / confident future / stages of the Olympiad

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даржа Урана Анай-Ооловна

В статье рассматривается «Олимпиада Тувинского государственного университета для школьников», которая проводится с 2015 года как механизм мотивации повышения интереса к образованию и возможностей у учащихся. Участие в олимпиаде по 18 школьным предметам дает возможности ученикам с 4 по 11 классы самоутвердиться, раскрыть свои творческие способности, мотивирует к углублению знаний, дальнейшему умственному развитию, развитию навыков и умений. Проведение олимпиады в разных форматах (дистанционном и очном) расширяет границы и возможности участия учеников. А ученик сам выбирает формат участия. Показаны возможности предоставления преференций для победителей и призеров олимпиады при поступлении в Тувинский государственный университет, а учителям, подготовившим их, выражается благодарность ректора университета. Олимпиада Тувинского государственного университета для школьников решает широкий круг задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даржа Урана Анай-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVSU OLYMPIAD AS A MOTIVATION MECHANISM FOR IMPROVING THE EDUCATIONAL LEVEL OF SCHOOLCHILDREN

The article discusses the Olympiad of Tuvan State University for Schoolchildren, which has been held since 2015 as a motivation mechanism for increasing interest in education and opportunities for students. Participation in the Olympiad in 18 school subjects gives schoolchildren (from grade 4 to grade 11) the opportunity to assert themselves, reveal their creative abilities, motivate them to further mental development, to deepen knowledge, develop skills. Holding the Olympiad in different formats (distance and face-to-face) expands the boundaries and opportunities for students to participate. The schoolchildren choose the convenient format of participation. The possibilities of providing preferences for the winners of the Olympiad for admission to Tuvan State University are shown, and the teachers who prepared them are thanked by the rector of the university. The Olympiad of Tuvan State University for schoolchildren solves a wide range of tasks.

Текст научной работы на тему ««ОЛИМПИАДА ТУВГУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ» КАК МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

doi 10.24411/2221-0458-2022-95-57-62

«ОЛИМПИАДА ТУВГУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ» КАК МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ШКОЛЬНИКОВ

Даржа У.А.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл TUVSU OLYMPIAD AS A MOTIVATION MECHANISM FOR IMPROVING THE EDUCATIONAL LEVEL OF SCHOOLCHILDREN

U.A. Darzha Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматривается «Олимпиада Тувинского государственного университета для школьников», которая проводится с 2015 года как механизм мотивации повышения интереса к образованию и возможностей у учащихся. Участие в олимпиаде по 18 школьным предметам дает возможности ученикам с 4 по 11 классы самоутвердиться, раскрыть свои творческие способности, мотивирует к углублению знаний, дальнейшему умственному развитию, развитию навыков и умений. Проведение олимпиады в разных форматах (дистанционном и очном) расширяет границы и возможности участия учеников. А ученик сам выбирает формат участия. Показаны возможности предоставления преференций для победителей и призеров олимпиады при поступлении в Тувинский государственный университет, а учителям, подготовившим их, выражается благодарность ректора университета. Олимпиада Тувинского государственного университета для школьников решает широкий круг задач.

Ключевые слова: олимпиада; школьник; механизмы мотивации; формирование интереса; общеобразовательная дисциплина; этапы олимпиады; уверенное будущее; этапы олимпиады

The article discusses the Olympiad of Tuvan State University for Schoolchildren, which has been held since 2015 as a motivation mechanism for increasing interest in education and opportunities for students. Participation in the Olympiad in 18 school subjects gives schoolchildren (from grade 4 to grade 11) the opportunity to assert themselves, reveal their creative abilities, motivate them to further mental development, to deepen knowledge, develop skills. Holding the Olympiad in different formats (distance and face-to-face) expands the

boundaries and opportunities for students to participate. The schoolchildren choose the

57

convenient format of participation. The possibilities of providing preferences for the winners of the Olympiad for admission to Tuvan State University are shown, and the teachers who prepared them are thanked by the rector of the university. The Olympiad of Tuvan State University for schoolchildren solves a wide range of tasks.

Keywords: Olympiad; schoolchildren; motivation mechanisms; interest formation; general education discipline; stages of the Olympiad; confident future; stages of the Olympiad

Одним из эффективных механизмов мотивации повышения образовательного уровня школьников являются

олимпиады, которые создают условия для самореализации. Успех и самореализация на олимпиаде требуют интеллектуальной зрелости, развития коммуникабельности, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности принимать самостоятельные неординарные решения, в том числе и в стрессовой ситуации. Олимпиады помогают выявлять и развивать таланты учащихся. А эти качества являются очень важными для современного молодого человека, которые наряду с победой в олимпиаде, дают старт уверенному будущему, в том числе и будущему с Тувинским государственным

университетом.

«Олимпиада Тувинского государственного университета для школьников» ведет свою предысторию с 2015 года, основной ее целью является выявление и развитие творческих способностей учащихся, формирование у них интереса к научно-

исследовательской деятельности, а также создание необходимых условий для интеллектуального развития и поддержки развития детей и популяризации научных знаний по 18 общеобразовательным дисциплинам: математике, физике, информатике, биологии, химии, русскому языку, литературе, иностранному языку (английский язык), родному языку, родной литературе, истории,

обществознанию, черчению, географии, технологии, праву, безопасности жизнедеятельности и экономике. С 2015 года олимпиада проводилась для учащихся 11 классов по 12 предметам, в 2018 - 2019 учебном году списки предметов олимпиады расширились, проведено 14 предметных олимпиад, в которых приняли участие около 300 школьников Республики Тыва. С 2017 года олимпиада стала проводиться для учащихся 10-11 классов, в 2020 году -кроме 10-11 классов, свои знания показали и ученики 9 классов. А с 2021 года уже по 18 предметам, были добавлены право, экономика, технология, безопасность жизнедеятельности,

принимают участие школьники с 4 по 11 классы.

Становлению олимпиады предшествовал многолетний опыт (более 10 лет) организации и проведения на базе Тувинского госуниверситета консультаций и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по многим дисциплинам. В университете накоплен большой опыт по разработке, проверке и разбору решений олимпиадных заданий, организации работы различных секций Всероссийской олимпиады, создана база данных олимпиадных заданий по всем дисциплинам. В подготовке и экспертизе заданий, в организации олимпиады, в работе с учащимися принимают участие преподаватели и сотрудники ведущих кафедр факультетов.

Олимпиада проводится в два этапа: отборочный (дистанционной

http://tuvsu.ru/olimpiada/1224/ и очной форматах) и заключительный (очный). Разные форматы проведения отборочного этапа организованы для того, чтобы расширить границы и возможности участия учеников, ведь оно в отборочном этапе свободное. Ученик сам выбирает формат участия. Дистанционный формат проводится с использованием системы Moodle на официальном сайте университета, главное условие - это наличие компьютера и Интернета,

которыми обеспечены практически все школы республики. Благодаря

компьютеризации все современные образовательные учреждения стали равными по качеству образования [1, 114]. Во время отборочного этапа олимпиады участникам предлагается работа с заданиями разной степени сложности - это тесты простой структуры, задания, предполагающие проверку основных базовых знаний, дифференцирующие в баллы тех «слабых» участников, которые неспособны справиться со сложными заданиями. Задания тура соответствуют различным важнейшим темам школьного курса, изученным за все годы обучения, а не только за текущий класс. Основное назначение тестов и относительно простых теоретических задач - не отпугнуть "слабых" участников, и, напротив, максимально их

заинтересовать в изучении предмета. Вариант задания отборочного этапа олимпиады школьников ТувГУ, например, по биологии, представляет собой тест, включающий текстовые, графические задания. Каждый вариант теста автоматически генерируется системой выполнения заданий путем случайного выбора нескольких вопросов из каждого банка, тематика которых соответствует различным областям биологических знаний. Каждый вариант

содержит от 20 до 45 вопросов в зависимости от класса - количество вопросов обусловлено сложностью некоторых вопросов.

На заключительный этап приглашаются участники, показавшие наилучшие результаты по сумме баллов отборочного этапа. Для 4-7 классов данный этап проводится в дистанционном формате в системе Procter.edu, для 8-11 классов - в очном формате. Заключительный тур имеет отличную от отборочного форму, задания в основном носят практический смысл, включают название темы, цель работы,

перечень оборудования и ход работы. Важную категорию составляют творческие задания, требующие аналитических способностей от участников олимпиады для осмысления актуальных вопросов по выбранной науке.

За 7 лет олимпиады количество участников увеличилось практически в 5 раз, это говорит о заинтересованности школьников к олимпиаде. (табл.1). Также расширяется география участников олимпиады, из республиканской она становится с 2022 года межрегиональной (Иркутская и Московская области).

Таблица 1

Наибольшее количество участников олимпиады из года в год отмечается по дисциплинам: математика, русский язык, биология (табл. 2).

Таблица 2

100% 90%

80% 290 41

290 109 69 1П, 77 302

70% 152 106 77 55 3

I I I I I I 90 11 13 58 17

60% 194 13 58

I I I I I 39

50% 39

40% llllllll ■ ■

30% 410 67

30% 410 113 73 90 69 348

20% 106 90 69 37 2

35 40 5 5 20 7

10% 43 5 20

43 4

0% ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■

■ 2020-21 ■ 2021-22

290

410

41

67

109

113

152

106

69

35

69

73

106

90

194

43

77

69

90

40

302

48

11

39

37

13 58

20

39

17

3

2

5

7

5

4

Победители и призеры 11 классов олимпиады ТувГУ с 2016 года используют свои результаты как индивидуальные достижения

(дополнительные баллы) при

поступлении в наш университет на разные направления подготовки. Награждение победителей и призеров, а также учителей, подготовивших их, проходит в торжественной обстановке, во время ежегодной научно-практической конференции студентов.

В 2022 году наш университет включен в число соорганизаторов, а также региональной площадки для проведения Северо-Восточной олимпиады школьников по филологии (по предметам родной язык, родная литература). А также нами подана заявка в Минобрнауки РФ на проведение

олимпиады в 2022/23 учебном году по языкам и литературе народов РФ с участием 19 вузов страны: аварский, адыгейский, алтайский, башкирский, вепсский, даргинский, карельский, крымскотатарский, кумыкский, лакский, лезгинский, марийский, мокшанский, ненецкий, табасаранский, татарский, удмуртский, украинский, хакасский, чеченский, чувашский, чукотский, эрзянский, эвенкийский, эвенский,

юкагирский, якутский, в том числе и тувинский. При положительном решении вопроса, результаты победителей и призеров олимпиады Тувинского государственного университета для школьников по родному языку, родной литературе могут быть засчитаны как результат междисциплинарного вступительного испытания по родному языку и

родной литературе при поступлении на направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» нашего университета. Результаты дипломантов будут действительны в течение 4 лет.

Большую роль в подготовке участников олимпиады играют учителя-предметники школ: благодаря олимпиаде университета, они лучше узнают своих воспитанников. Иногда бывает так, что ученик, не проявлявший видимого интереса к предмету, демонстрирует нестандартный подход к решению заданий, добивается хорошего результата. То есть позитивное принятие

Библиографический список 1. Сатторова Севила Умидовна, Гуламова Мохигул Бахтиёровна, Арашова Диловар Рузимуродовна. Дистанционная олимпиада как средство мотивации учащихся // Вопросы науки и образования. 2017. №5 (6). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnay a-olimpiada-kak-sredstvo-motivatsii-uchaschihsya (дата обращения: 22.05.2022).

себя способствует позитивному принятию других, и наоборот, а это способствует положительному отношению к себе.

Олимпиада Тувинского государственного университета для школьников решает широкий круг задач, выполняя присущие только ей функции, от реализации которых зависит решение актуальнейших задач современного образования и поэтому является одним из основных механизмов мотивации повышения образовательного уровня школьников.

References

1. Sattorova S. U., Gulamova M. B., Arashova D. R. Distancionnaja olimpiada kak sredstvo motivacii uchashhihsja // Voprosy nauki i obrazovanija. 2017. №5 (6). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnay a-olimpiada-kak-sredstvo-motivatsii-uchaschihsya (access date: 22.05.2022).

Даржа Урана Анай-ооловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, email: urana-63@mail.ru

Urana A. Darzha, Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of the Russian Language and Literature, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: urana-63@.mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 03.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.