Научная статья на тему 'ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА: И ДРЕВНЯЯ, И СОВРЕМЕННАЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ТУВИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»'

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА: И ДРЕВНЯЯ, И СОВРЕМЕННАЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ТУВИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная культура / Сибирь / Республика Тува / фольклор / композиторское творчество / musical culture / Siberia / the Republic of Tuva / folklore / compositional creativity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лесовиченко Андрей Михайлович

В статье рассматривается издание, подготовленное коллективом авторов на базе Кызыльского колледжа искусств имени А.Б. Чыргал-оола, под редакцией доктора искусствоведения Е.К. Карелиной в 2022 году. Книга предназначена для музыкальных учебных заведений в качестве учебника, однако, в рецензии подчёркивается, что она имеет по ряду позиций самостоятельное научное значение, а также может быть использовано для широкого круга читателей. Труд тувинских музыковедов является важным для развития музыкальной культуры Сибири и России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tuvan music: both ancient and modern. Review of the textbook "Tuvan musical literature"

The article discusses the publication prepared by a team of authors on the basis of the Kyzyl College of Arts named after A.B. Chyrgal-ool, edited by Doctor of Art History E.K. Karelina in 2022. The book is intended for music educational institutions as a textbook, however, the review emphasizes that it has independent scientific significance in a number of positions, and can also be used for a wide range of readers. The work of Tuvan musicologists is an important increment for the development of the musical culture of Siberia and Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА: И ДРЕВНЯЯ, И СОВРЕМЕННАЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ТУВИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»»

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ

DOI: https://doi.org/10.26176/МАЕТАМ.2023.13.4.005

Андрей Лесовиченко

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА: И ДРЕВНЯЯ, И СОВРЕМЕННАЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ТУВИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Аннотация. В статье рассматривается издание, подготовленное коллективом авторов на базе Кызыльского колледжа искусств имени А.Б. Чыргал-оола, под редакцией доктора искусствоведения Е.К. Карелиной в 2022 году. Книга предназначена для музыкальных учебных заведений в качестве учебника, однако, в рецензии подчёркивается, что она имеет по ряду позиций самостоятельное научное значение, а также может быть использовано для широкого круга читателей. Труд тувинских музыковедов является важным для развития музыкальной культуры Сибири и России в целом.

Ключевые слова: музыкальная культура, Сибирь, Республика Тува, фольклор, композиторское творчество.

Культура Тувы - интереснейший и весьма самобытный феномен в центре Азии1. Находясь в глубине Саянских гор, этот труднодоступный регион сохранил многие элементы жизни, в которых содержатся традиции, утраченные другими народами. При этом нельзя сказать, что тувинцы - какой-то осколок древности, чудом попавший в современный мир. Здесь сложился и городской уклад, со всеми его новациями. В нём присутствуют специфические особенности: оседлая жизнь сопрягается с привычками кочевников, причём, кочевников особенных - как степных, так и горно-таежных.

Очень своеобразна история тувинской государственности. Тувинцы - тюрки по языку - веками жили родовыми общинами в тесном взаимодействии с монгольскими племенами. В ХШ веке естественным образом вошли в орбиту влияния империи Чингисхана, а потом оказались включёнными в состав Китайской империи. Дальнейшие этапы стремительных исторических преобразований были связаны с установлением в 1914 году над территорией Тувы протектората Российской империи, а в 1921 году с образованием независимого тувинского государства (Танну-Тыва Улус, далее TAR, ТНР). В 1944 году Тувинская народная республика вошла в состав СССР. Таким образом, Тува оказалась самым поздним по времени приращением в РСФСР за Уралом.

Все эти перипетии государственного строительства непосредственным образом сказались на развитии музыкальной культуры. Здесь произошло соединение многих элементов, восходящих к различным временам. Именно в Туве лучше, чем в других культурах, сохранился такой замечательный феномен древности как горловое пение, широко распространённый и сейчас. Здесь получили применение и практики разнообразного инструментального фольклора, сформировался богатейший песенный фонд, включающий эпическую, лирическую, шуточную традиции. В ХХ веке в республику проникли формы европейского музицирования, на основе которых во второй половине ХХ века сложилась развитая музыкальная культура европейского типа2, в

1 Символический монумент 'Центр Азии" находится в столице республики - Кызыле.

2 Определение понятия сделано автором настоящей статьи в ряде работ, например [3].

частности, музыкально-театральная, оркестровая, камерная, хоровая ветви. Появилось и самобытное национальное композиторское творчество.

Весь этот интереснейший массив музыкальных явлений требовал к себе внимания со стороны музыковедов-исследователей. Нельзя сказать, что его не было. В 1940 - х годах тувинским фольклором стал заниматься А.Н. Аксёнов. На протяжении 1960-1980-х годов время от времени появлялись немногочисленные статьи разных авторов по вопросам музыкальной культуры. Однако целостная картина долго не складывалась. В начале 1990-х годов Г.А. Осипенко завершила написание учебного пособия по тувинской музыкальной литературе. Оно не было опубликовано, хотя машинопись использовалась музыковедами и педагогами музыкальных учебных заведений.

Краткие обзоры по истории тувинской музыки время от времени появлялись [2; 4]. Однако впервые полную картину мы смогли представить, благодаря публикации фундаментального труда Е.К. Карелиной [1]. Её книга - серьёзное обстоятельное исследование, отражающее все основные вопросы музыкальной жизни региона, но именно в силу обстоятельности и строго научных задач не слишком доступное для широкого круга любителей музыки. Во втором десятилетии нынешнего века назрела необходимость в создании систематического учебного издания, адресованного учащимся учебных заведений и всем интересующимся тувинской музыкой. Эту задачу выполнил учебник "Тувинская музыкальная литература" [5]. Авторами книги являются: М. М. Бадыргы, А. Д.-Б. Баранмаа, Н. А. Баркова, У. О. Донорова, А. Х. Кан-оол, Е. К. Карелина, Н. А. Лопсан, А. Ю. Монгуш, Ч. В. Самдан, Д. О. Соян, У. Б. Хомушку. В учебнике четыре части, три из которых посвящены композиторскому творчеству, а первая -традиционной музыкальной культуре тувинцев.

Рассмотрение тувинского фольклора начинается со знакомства с горловым пением (обобщающее наименование - хоомей). В книге чётко сформулированы его особенности, акцентируется, что только в Туве эта техника музицирования породила отдельный жанр народной музыки, не привязанный ни к эпической, ни к какой-либо иной традиции. Описываются основные стили: сыгыт (высокий), хоомей (средний), каргыраа (низкий). Даны краткие характеристики 10 национальных школ. Это самая заметная (даже модная) часть тувинской культуры, музыкальная эмблема республики. Затем следуют характеристики музыки эпоса и обрядов тувинцев. В этом разделе кратко представлены также важнейшие жанры песенного фольклора. Наконец, завершает часть раздел о народных инструментах как обиходного, так и ритуального назначения (буддийских и шаманских).

Большая часть текста учебника, как уже отмечалось, посвящена композиторскому творчеству. Здесь представлены фактически все авторы музыкальных сочинений (не только профессиональные). Наиболее видные из них отмечены отдельными портретными очерками, из которых виден процесс развития жанровой системы, смена ведущих стилей, тем и образных сфер, характерных для тувинских композиторов. Начинается обзор, естественно, с создателей первых авторских песен (В. Кок-оол, М. Мунзук, А. Лаптан) и пьес профессиональных музыкантов, работавших в Кызыле в 1940-х годах (Л.И. Израйлевич, Р.Г. Миронович, А.Н. Аксёнов), ещё до вхождения Тувы в Советский Союз. Такое начало вполне типично для большинства внеевропейских культур нашей страны. Характерно и то, что первым крупным проектом была опера Мироновича "Чечен и Белекмаа", первое действие которой было не только закончено, но и поставлено. Это хорошо и обстоятельно описано в книге.

Настоящими классиками тувинской музыки стали А.Б. Чыргал-оол (1924-1989), Р.Д. Кенденбиль (1922-1993), С.М. Бюрбе (1924-2012). Им посвящена отдельная часть учебника. Это справедливо, ибо каждый из них создал большой массив сочинений, где представлены многие жанры: музыкально-театральные опусы (в том числе, оперы), симфоническая музыка, нередко в крупных формах (симфонии, концерты, поэмы, сюиты), камерные ансамбли и сольная музыка, хоровые сочинения (включая кантаты и

оратории), очень много песен. Три названных композитора фактически создали национальную разновидность тувинской музыки европейского типа. При чтении книги бросается в глаза, что композиторы уделяют особое внимание симфоническим сочинениям. Специальные разделы посвящены: поэме "Алдан-Маадыр" и концерту-поэме для скрипки с оркестром Чыргал-оола, симфонии "Песнь о Туве" и "Колхозной сюите" Кенденбиля, увертюре "Чыраа-Бора" Бюрбе. Несмотря на сложности создания, оперы "Чечен и Беклемаа" Кенденбиля и "Чечек" Бюрбе, судя по описаниям в учебнике, свидетельствуют о несомненном овладении тувинскими музыкантами всем арсеналом средств классической композиции и умелым претворением в творчестве фольклорного материала. Песни и хоры - важнейшая часть наследия классиков. Все они были аратами -скотоводами по происхождению (Бюрбе в трудные 1990-е годы даже возвращался на некоторое время к традиционному труду), выросли и стали музыкантами на народных мелодиях. Разумеется, наиболее полно их дарование раскрывалось в соответствующих жанрах. Песни композиторов были продолжением и частью народного творчества. При этом они определили пути становления хоровых форм: тувинское народное творчество имеет, в основном, сольную природу. Появление кантат и ораторий, без сомнения, -новая стадия тувинского музыкального процесса. Некоторые произведения, например, кантата "1944 год" Чыргал-оола, выдержали проверку временем и сейчас исполняются в республике.

Из представления авторов книги видно, что в 1960-1980 годах в Туве, после преобразования автономной области в автономную республику (1961), когда стало больше исполнительских коллективов и образовательных учреждений. В этот период происходит достаточно динамичное развитие композиторской практики как местными силами, так и благодаря специалистам из других регионов страны. Большой вклад в разработку тувинской темы сделали СМ. Крымский (1930-2022), А.П. Курченко (1939-2022) (впоследствии видные московские композиторы), Б.Н. Нухов (1940 г.р.) Однако главными деятелями нового поколения являются Х.К. Дамба (1943-1993), Вл.С. Тока (1942-2008), С.И. Бадыраа (1950 г.р.). Деятельность всех названных музыкантов выглядит как развитие основ, заложенных предшественниками по направлению адаптации в Туве музыкальной культуры европейского типа. Им посвящена третья часть книги.

В четвёртой части описана деятельность ныне действующих композиторов. Так получилось, что на рубеже 1980-1990-х годов ушли из жизни или уехали из Тувы почти все члены Союза композиторов, а те, которые остались, сильно сократили творческую активность. Появление новой группы композиторов на рубеже 1990-х - начале 2000-х годов фактически было воссозданием творческой организации. Они по -разному подходят к национальной теме и ресурсам народного искусства, но при этом нашли способы творческого взаимодействия при создании коллективных произведений - оперы "Вечная мелодия" и детского этнобалета "Шыяан ам...". Б.-М. Тулуш (пока единственный мужчина в составе организации), У. Хомушку, Ч. Комбу-Самдан, Н. Лопсан, А. Монгуш - авторы этих произведений и в индивидуальных опусах показывают себя интересно и разнообразно. В учебнике отдельными очерками представлено творчество Б. -М. Тулуша, в частности, "Степная рапсодия" для кларнета (гобоя) и фортепиано, этнобалет "Журавлиная скала", симфоническая сюита "Страницы прошлого". Большое внимание уделено Ч. Комбу-Самдан. Рассмотрены её хоровые, оркестровые и фортепианные пьесы, композиция "Тывам" для оркестра, сопрано и хоомейжи (мастера горлового пения). Творчество У. Хомушку представлено балетом "Маугли", циклом романсов на стихи китайских поэтов, сонатиной для флейты и фортепиано, фортепианными ансамблями в шесть рук. Кроме того, охарактеризованы композиции А. Монгуш, А. Оюн, Н. Лопсан и О. Кургек.

Некоторые сомнения может вызывать целесообразность включения в учебник (если мыслить эту книгу только как учебник) достаточно обширных сведений о композиторах последнего поколения, явно ещё не раскрывшихся в полной мере. Эта информация в

сокращённом варианте могла бы быть содержанием заключения (в настоящем издании такого специального раздела нет). Однако, если предполагать, что этот текст будет использован широким кругом слушателей-профессионалов, он вполне уместен именно в представленном объёме.

В целом не подлежит сомнению, что издание является большим вкладом в осмысление процессов, происходящих в музыкальной жизни республики, не только на учебном, но и научном уровне.

Литература

1. Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин до наших дней: исследование / науч. ред. В.Н. Юнусова. - М.: Композитор, 2009. - 552 с.

2. Крупич Е.Л., Лесовиченко А.М. Тувинская музыкальная культура // Историческая энциклопедия Сибири / Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук. Т.3. - Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009. -С.306-308.

3. Лесовиченко А.М. Возможности измерения уровня развития музыкальной культуры европейского типа // Музыкальная культура как нацинальное и мировое явление. Мат-лы междунар. конф. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2002. - С. 114-119.

4. Музыкальная культура Сибири. Т. 3. Музыкальная культура Сибири XX века. Кн. 2: Музыкальная культура Сибири середины 50 -х - конца 80-х годов XX века -Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 1997. -495 с.

5. Тувинская музыкальная литература: учебник / Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола, коллектив авт.; под ред. Е.К. Карелиной. - Кызыл, 2022. - 284 с.

Andrey Lesovichenko

Tuvan music: both ancient and modern.

Review of the textbook "Tuvan musical literature"

Abstract. The article discusses the publication prepared by a team of authors on the basis of the Kyzyl College of Arts named after A.B. Chyrgal-ool, edited by Doctor of Art History E.K. Karelina in 2022. The book is intended for music educational institutions as a textbook, however, the review emphasizes that it has independent scientific significance in a number of positions, and can also be used for a wide range of readers. The work of Tuvan musicologists is an important increment for the development of the musical culture of Siberia and Russia as a whole.

Keywords: musical culture, Siberia, the Republic of Tuva, folklore, compositional creativity.

Сведения об авторе:

Лесовиченко Андрей Михайлович - доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник научно-аналитического отдела Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

e-mail: lesovichenko@mail.ru

Information about the author:

Andrey Mikhailovich Lesovichenko - Doctor science (culturology), PhD in musicology, Professor, leading researcher of the Scientific and Analytical Department of the Tchaikovsky Moscow State Conservatory.

e-mail: lesovichenko amail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.