Научная статья на тему 'Туризм в многополярном мире'

Туризм в многополярном мире Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
481
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / КУЛЬТУРА / TOURISM / GLOBALIZATION / MIGRATION / CULTURE / РЕФ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Юдина Е. В.

Рассматривается туризм в современном мире в условиях глобализации. Раскрывается взаимосвязь туризма и миграции. Уделяется внимание туризму как фактору сближе ния культур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism in multi-polar world

The article about tourism in the modern world in the conditions of globalization is considered. The interrelation of tourism and migration reveals. The attention to tourism as to a factor of rapprochement of cultures is paid

Текст научной работы на тему «Туризм в многополярном мире»

2В ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2015

УДК 338.485

Е.В. ЮДИНА

ТУРИЗМ в многополярном МИРЕ

Рассматривается туризм в современном мире в условиях глобализации. Раскрывается взаимосвязь туризма и миграции. Уделяется внимание туризму как фактору сближения культур.

Ключевые слова: туризм, глобализация, миграция, культура.

The article about tourism in the modern world in the conditions of globalization is considered. The interrelation of tourism and migration reveals. The attention to tourism as to a factor of rapprochement of cultures is paid.

Key words: tourism, globalization, migration, culture.

Начало XXI в. характеризуется все более сильным влиянием глобализации, которое коснулось всех сфер жизни общества, в том числе и туризма.

В современном значении туризм -это деятельность, связанная с массовым туристским движением, осуществляемая с использованием природно-климатических и историко-культурных туристских ресурсов, материально-технической базы туризма и других важных факторов, которые определяют уровень и качество обслуживания.

К исходу XX в. туризм стал нормой жизни. В современном мире он является одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей населения и в настоящее время приобретает массовый характер. Это произошло благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличения масштабов международной торговли, охватывающей не только обмен товарами и капиталом, но и услугами.

Оценивая глобальные тенденции эволюции туризма как социокультурного феномена, А.С. Гализдра пишет:

© Юдина Е.В., 2015

«Туризм выступает в качестве сигнификативной модальности социокультурных изменений, вбирая в механизм функционирования такие характеристики социокультурной реальности, как мобильность, виртуальность, визу-альность, акцентирование потребительских приоритетов, эстетизированность, ориентацию на гедонизм. Туризм иллюстрирует формирование ранее небывалого образа жизни как ответную реакцию социума на взаимопроникновение новых технологий, его стратегия приобретает очертания визуального потребления ресурсов ландшафта. Масштабность туристских практик, высокая степень зависимости туризма от целого ряда внешних и внутренних факторов и взаимосвязь с ними определяют немаловажную роль туризма в конструировании познавательной и поведенческой стратегии туристов, специфике характера взаимодействия участников туристских процессов и социокультурного пространства» [2, с. 20; 3].

Глобализация, информатизация, развитие транспортных средств в мире за последние два десятилетия придали туризму такую стремительную динамику развития, что в ближайшие десятиле-

ТУРИСТИКА 29

тия не исключено превращение туризма в ведущую мировую отрасль. Во всяком случае, для этого сегодня достаточно предпосылок, невзирая на все природные и социальные коллизии, которые неизбежно затрагивают туристские мировые потоки. Эти коллизии, как показывает практика, изменяют, корректируют в основном лишь направления конкретных туристских потоков в зависимости от информации об этих коллизиях и выстраиваемых систем безопасности. Объемы этих потоков в мире продолжают неуклонно нарастать.

Более того, оценивая глобальные процессы современности, известный политолог и социолог Зигмунд Бауман делает далеко идущие выводы, которые в значительной степени определяют и стратегическое изменение места и роли путешествий и туризма в постиндустриальном мире. Он пишет о конце эры безоговорочного превосходства оседлости над кочевым образом жизни и доминирования оседлого населения над подвижным. «Мы являемся свидетелями реванша кочевого образа жизни над принципом территориальности и оседлости. В текущей стадии современности оседлым большинством управляет кочевая и экстерриториальная элита. Освобождение дорог для кочевого движения и свертывание остающихся контрольно-пропускных пунктов стало метацелью политики...» [1, с. 20].

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что развитие мировой индустрии туризма сопровождается международными трудовыми миграциями, которые объясняются неравномерностью развития национальных рынков туризма и упрощением иммиграционного законодательства в ряде регионов.

В настоящее время практически все страны мира регулируют экспорт

и импорт рабочей силы. Это нацелено на защиту национального рынка труда от стихийного притока иностранных трудящихся и смягчение проблемы безработицы среди местного населения, с одной стороны, и обеспечение рационального использования труда иностранных работников - с другой. По профессионально-квалификационному составу поток мигрантов в мировой индустрии туризма состоит из двух групп: малоквалифицированной рабочей силы и квалифицированных специалистов. Основная масса трудящихся-мигрантов в индустрии туризма - это работники, занятые низкооплачиваемым, неквалифицированным, непрестижным трудом.

Кроме миграции, международный туризм оказывает огромное влияние на сближение культур. В ходе различных туров на конкретных примерах можно познакомиться как с уровнем развития определенных исторических эпох и цивилизаций, так и со степенью совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности. Как пишет М.В. Соколова, «факторы исторической преемственности визуализируются, значительно активизируются познавательная, информативная, коммуникативная, оценочная стороны восприятия действительности. Во время прохождения любого тура происходит знакомство и освоение «чужого» социокультурного пространства; каждым туристом даже на подсознательном уровне проводится компаративный анализ отношения к природе, обществу и отдельному человеку как в «чужом», так и в своем социуме» [4, 5]. Таким образом, туризм способствует знакомству, выявлению, изучению и сопоставлению национальных характеров, ментальности, архетипов.

30 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2015

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что путешествия оказывали влияние на формирование религиозного (идеологического), а в более широком смысле - и культурного общегосударственного пространства. Более 90% объектов туристского интереса так или иначе связаны с культом или религией, имеющими место в настоящее время или уже утратившими свое значение. Эти культурно-исторические ценности, входя составной частью (или будучи основой) в программу тех или иных туров, формируют определенное культурное, историческое, религиозное и другое пространство.

Таким образом, благодаря туризму в сегодняшнем мире уже в планетарном масштабе становится возможной эскалация межкультурной коммуникации.

Культурные проблемы среды обитания дополняют природную экологию человека конструированием образовательного пространства, жизненного пути, профессиональной карьеры, занятости, социокультурного обслуживания, многообразных форм социальной мобильности.

В настоящее время глобальные инфраструктуры генерируют огромные возможности для диффузии культурных потоков, повышая их интенсивность и плотность. Это способствует активизации процессов унификации и интеграции, когда «повсюду од-

но и то же», развертыванию стандартного образа жизни. Его элементы объединяются в некую целостность - интегрируются на основе своей близости, сходства культурных знаков, символов, норм, их стереотипизации.

Итак, глобализация и информатизация, с одной стороны, способствуют интеграции социокультурных систем, культурной диффузии, а с другой - обостряют проблему сохранения национально-этнической культурной идентичности.

Характер изменений туризма, в том числе и в культурном аспекте, определяется условиями глобализации, и его роль в современном мире все более проявляется в том, что туризм выступает одним из наиболее эффективных способов расширения взаимодействия представителей разных культур, практическим методом выработки принципов сотрудничества на международном уровне, каналом распространения культурно-образовательных моделей, ориентированных на открытость и мобильность.

В условиях глобализации у туризма в его социокультурном измерении появляются новые функции: он рассматривается уже и как важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся мире, и как способ реализации принципов социального партнерства на уровне различных субъектов взаимодействия.

1. Бауман З. От паломника к туристу // Социол. журн. 1995. № 4. С. 133-154.

2. Гализдра А.С. Культурная динамика туризма и путешествий в эпоху глобализации// Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов. СПб.: Эй-дос, 2006. 432 с.

3. Гализдра А.С. Феномен туризма: соци-

ЛИТЕРАТУРА

ально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2006.

4. Соколова М.В. Туризм как культурно-исторический феномен: автореф. дис. ... д-ра культурологии. М, 2007.

5. Соколова М.В. Туризм как фактор кросс-культурной коммуникации // Вестник МГУКИ. 2007. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.