Научная статья на тему 'Туризм в гуманитарных исследованиях'

Туризм в гуманитарных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
487
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туризм в гуманитарных исследованиях»

Туризм в гуманитарных исследованиях

Аманжолова Д.А.,

д.и.н., профессор ИТиГ (филиал РГУТиС)

В современных условиях сфера туризма является не только все более важным сегментом экономической деятельности и сферы услуг, но и закономерно привлекает внимание исследователей. Являясь отраслью, требующей приложения усилия специалистов самых разных направлений — от экономистов и менеджеров до врачей и психологов, — туризм как предмет исследования также отличается междисциплинарностью. При этом современные гуманитарные исследования — исторические, социологические, культурологические и т.д. — сами становятся наиболее плодотворными, если творчески, соответственно объекту и задачам анализа, используют методологию и инструментарий разных специальных дисциплин. Это компаративизм, культурантропологический и синергетический подходы, социальная история и психология, histoire croisёe, культурфи-лософия, математические методы, компьютерное моделирование и др.

Безусловно, анализ всех проблем развития туризма требует совместных проектов и усилий со стороны экономистов, социологов, философов, историков, культурологов, психологов, антропологов, медиков, лингвистов, политологов и правоведов. Но, как правило, пока такие интегральные исследования крайне редки и главным образом практикуются гуманитариями — историками и антропологами (этнологами), с использованием данных социологии, психологии, культурологии и др., да и то применительно

к другим темам и направлениям, обширное поле которых уводит туризм на периферию гуманитарных интересов.

Между тем собственно современная историография туризма год от года развивается и уже достаточно внушительна. Исследователи подчеркивают социокультурный характер туризма, предлагая рассматривать его в настоящее время как панкультурный феномен, имеющий цивилиообразующее значение [1]. Это обусловлено как научными интересами гуманитариев, так и в еще большей степени актуальными запросами образовательной практики, поскольку масштабы и формы подготовки кадров для туристской индустрии постоянно умножаются. Наряду с учебными пособиями [2] растет число монографических работ, разных по объему и жанру; стали регулярными научно-практические конференции по проблемам истории туризма, подготовки кадров для этой сферы и т.д. С 2003 г., например, Институт туризма и гостеприимства — филиал РГУТиС ежегодно проводит международную научно-практическую конференцию «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». Тематические рамки и состав участников постоянно развиваются, представляемые доклады позволяют проанализировать самые разные аспекты динамично функционирующей сферы туризма.

Примечательно также появление словарей-справочников по проблемам сервиса и туризма. Если первый словать содер-

РЕЦЕНЗИИ

жал 2000 терминов, то последний — 3500 [3]. Уже тематический указатель более раннего издания дает емкое представление о плюралистическом научном и прикладном подходе к туризму: безопасность, экология и география, маркетинг и менеджмент, правовое и документационное обеспечение, реклама, страхование и транспортное обеспечение и т.д. Характерно, что в разделе «История туризма и гостеприимства» приведено всего 36 терминов, что далеко не исчерпывает понятийный аппарат этой области изучения и практики, а социология туризма вообще не представлена — авторы предпочли структурировать социологию потребностей, что, конечно, не отменяет задачи серьезного и детального исследования большого числа вопросов социологии туристской отрасли. Между тем, определяя основные принципы методологии исследования туризма, авторы-составители отмечают значение социологических методов, признают туризм социальным явлением, а также подчеркивают междисциплинарный характер как самой отрасли, так и способов ее изучения [4. С. 340—366, 179-180].

Обращаясь к учебной литературе, следует отметить, что, как правило, такие издания, связанные вполне определенной учебной программой, дают уже устоявшиеся в результате проведенных учеными исследований, стандартизованные, обобщенные и систематизированные сведения по истории, типологии, организации туризма и сервиса. В частности, в пособии Л.П. Воронковой показаны основные периоды развития туризма и гостеприимства с учетом основных историко-культурных и социально-политических событий отечественной и мировой истории. Позитивной стороной пособия является обзор путешествий и традиций гостеприимства и развлечений, характерных для разных народов. М.В. Соколова предлагает студентам изучать историю туризма в хронологической последовательности — от древности и Средневековья к Новому времени, а затем в XX веке. Структурированный характер изучению придают таблицы с перечнем и

характеристикой этапов развития гостиничной индустрии, в т.ч. в России, хронологический и терминологический списки. Примечательно, что история отечественного туризма занимает около 23% текста — это вполне отражает ограниченные масштабы исследовательского интереса к данной тематике, очерчивая содержательное наполнение учебных изданий [5]. Впрочем, первые попытки всесторонне обобщить культурно-историческую составляющую феномена туризма в рамках культурологии могут стимулировать и более основательные подходы к глубокому изучению всего комплекса гуманитарных проблем этой отрасли — социальных, культурных, пси-холого-педагогических, антропологических, философских.

В.П. Грицевич подготовил обстоятельный анализ истории туризма в древности. На основе изучения изданных источников по истории Древнего Востока и античности он систематизировал сведения о возникновении прототуризма как элемента культуры древности. Ценность работе придают источниковедческий и историографический обзоры [6].

Специфический вид путешествий составляет паломничество. Интересный обзор истории паломничества в истории разных религий представила Н. Шауберт. Паломничество на Руси она делит на два направления, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси. При этом выделяется культовый, т. е. религиозный характер паломничества советских людей к местам захоронений политических деятелей, прежде всего большевистских лидеров, которое получило распространение и в других странах с коммунистическим режимом. Заслуживает внимания предложение автора считать поездки светских людей к религиозным святыням культурным паломничеством, поскольку оно существует вне рамок религиозных представлений и связано скорее с культурно-познавательными или просветительскими целями [7].

Комплексный подход к освещению истории отечественного туризма реализовал доктор исторических наук, профессор, один из организаторов туризма в Санкт-Петербурге, посвятивший ему более 50 лет своей жизни, Г.С. Усыскин [8]. Несмотря на очерковый характер работы и ее учебно-методическую направленность (это, очевидно, объясняет слабую сторону — отсутствие научного аппарата), автор удачно совместил научное обобщение и систематизацию с живым стилем изложения, насытив текст именами, яркими событиями, социокультурным анализом ведущих тенденций, проблем и достижений в развитии российского туризма. Выделяя семь наиболее важных граней этого социального явления — оздоровительную, спортивную, эстетическую, познавательную, социально-коммуникативную, эмоционально-психологическую и творческую, историк показывает их нелинейное взаимопересечение и оригинальное взаимодействие на разных этапах нашей истории. Приведенный Г.С. Усыс-киным материал может дать хороший импульс для предметного изучения отдельных направлений и форм туризма в его исторической ретроспективе и современном состоянии, в т.ч. в процессе подготовки бакалавров и магистров.

В более широком контексте историческая проблематика туризма укладывается в предметное поле активно развивающихся в последние годы исследований повседневности. В этом плане следует отметить плодотворное сотрудничество историков РГУТиС и ИТиГ с научным советом РАН «Человек в повседневности: прошлое и настоящее» под руководством академика Ю.А. Полякова. Так, изданная в РГУТиС коллективная монография «Миграции и туризм в России» выделяет исторические аспекты туризма и исследование туристских маршрутов [9]. Обращаясь к истории туризма как особого вида миграции, М.В. Соколова, в частности, завершает обзор выводом о потребности этой динамичной сферы в импульсах к саморазвитию и продвижению, одним из которых сегодня служит реклама [9. С. 229].

К.А. Мазин, детально проанализировав внушительный массив отечественной историографии, в т.ч. эмигрантской, показал эволюцию выездного туризма в один из самых сложных периодов российской истории — XVIII век. В это время путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Привлекают внимание акценты на мало исследованных сторонах повседневной жизни выезжавших за границу русских дипломатов, аристократов и паломников; выводы о волнообразной динамике, развитии географии и типологии заграничных поездок, о значении эпистолярного и дневникового наследия путешественников. Особый интерес вызывают сюжеты, связанные с социокультурными последствиями выездного туризма для российской элиты и общественной атмосферы в целом [9. С. 229-256].

В монографии приведен также богатый материал, обобщенный историками, — о паломнических поездках русских студентов в конце XIX — начале XX вв., о специфике туризма в советское время, когда он целенаправленно использовался в интересах утверждения атеистической идеологии, внешнеполитической пропаганды и боевой подготовки красноармейцев и офицеров [9. С. 256-309]. Глава 4-я «Туристские маршруты» представляет прикладной интерес, поскольку позволяет насытить конкретноисторическими фактами сведения об известных для российских и заграничных туристов маршрутах в отдельных регионах России и странах СНГ — Пушкино и Таруса, Нижний Новгород и Крым [9. С. 310-358].

Названная монография, как и работы В.П. Грицевича, Г.С. Усыскина и других авторов, должны быть особенно востребованными в практической деятельности организаторов и производителей туристских услуг. Как известно, нередко именно ограниченность конкретных знаний, недостаток широты и гибкости мышления обусловливают стереотипный подход, схематизм и рутинную монотонность в содержательном наполнении повседневной работы экскурсоводов, переводчиков, всех, кто призван сделать туристический этап нашей биогра-

рецензии

фии полным незабываемых позитивных эмоций и впечатлений.

Качественно новый тип учебного пособия подготовили авторы двух изданий, подготовленных учеными и преподавателями РГУТиС и его филиала — ИТиГ. Избрав в качестве исходной исследовательскую парадигму, они на обширном и во многом новом фактическом материале в первом случае проследили «длинную» линию истории сервиса как неотъемлемой части повседневной жизни общества. Принципиальная позиция ученых состоит в анализе сервиса как исторического и цивилизационного феномена, развитие и совершенствование которого невозможно в отрыве от национальной традиции. В этом отношении весьма познавательными и эвристическими по своему потенциалу, в т.ч. для руководителей курсовых и дипломных работ, являются не только 2-я и 3-я главы, посвященные эволюции народного быта, сервиса, ритуалов и бытового обслуживания. Существенным подспорьем в научной и преподавательской практике могут стать выводы об источниках и понятийном аппарате истории сервиса и туризма, исторические очерки о развитии кулинарного и ресторанного, «питейного» и музейного сервиса, ритуальных услуг и др.

К примеру, приложение 6 посвящено туристскому сервису в СССР в 1950- 1970-е гг. в контексте развития мирового туристского обмена [10. С. 333-340]. Такой подход позволил В.Э. Багдасаряну успешно использовать компаративный анализ, выделить качественные отличия государственного руководства направлениями, формами, организационными структурами, масштабами, идейным и социально-культурным наполнением работы с иностранными туристами в СССР. В то же время собственно качество и характер сервиса, предоставляемого иностранцам, приезжавшим в Советский Союз, остались «за кадром».

Следующее учебное пособие охватывает исключительно иностранный туризм в СССР в 1930—1980-е годы [11]. Коллектив авторов поставил целью исследовать эту мало известную, но весьма важную сторону деятельности созданного в 1929 г. знаме-

нитого «Интуриста» — идеологическую работу с иностранными туристами в советской стране. Опираясь, пожалуй, впервые в нашей историографии, на солидный пласт архивных источников, что само по себе делает труд новым словом в гуманитарных исследованиях туризма, историки успешно подтвердили рабочую гипотезу об эффективности идеологической составляющей иностранного туризма в СССР. Уже это положение представляет серьезный стимул для коррекции государственной политики и практической деятельности туристской индустрии сегодня. Не секрет, что позитивный имидж России, ее закономерно растущее влияние в мире постоянно подвергаются попыткам утонченной и системной коррозии в иностранных СМИ. То же можно сказать и о широко рекламируемых пропагандистских акциях некоторых деятелей культуры и политиков (особенно новых независимых государств), стремящихся оправдать собственные провалы и решить проблемы развития своих стран, возложив историческую или современную ответственность на Россию.

«Советское зазеркалье» предстает перед студентами, нередко, увы, весьма смутно представляющими реалии нашего недалекого прошлого, как многоцветная палитра сознательных и целенаправленных усилий специальных политических и культурных организаций, пересекающихся с самыми разными настроениями и стереотипами, ожиданиями, «разочарованиями и очарованиями» иностранцев и самих советских граждан, в т.ч. работников туриндустрии. Основные импульсы, определявшие контекст и проявления всех этих факторов, удачно встроены в описание существа идеологической машины правящей коммунистической партии, а также соревновательного характера международных отношений в биполярном мире. К сожалению, пособие не снабжено вопросами для самопроверки или самостоятельной работы студентов, что, несомненно, усилило бы обучающий эффект при ознакомлении с конкретно-историческими сюжетами.

Подобного рода издания, насыщенные новой фактологией и обобщающими выводами, выходящими за рамки стандартного подхода, нацеленного на усвоение студентами устоявшейся суммы знаний «от сих до сих», ставят перед преподавателями более сложные научные и методические задачи, требуют совершенствования собственной научной квалификации и усиления креативного начала во всех видах учебной работы. Между тем, эти требования должны быть основными — научить самостоятельно находить нужные сведения в стремительно рас-

Литература

1. См., например: Дворниченко В.В. Туризм в СССР и деятельность советских профсоюзов по его развитию (1917-1984 гг.). М., 1985; Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. М., 1986; Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н/Д., 1988; Логинов Л.М., Рухлов Ю.В. История развития туристско-экскурсионного дела. М., 1989; Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма. М., 1998; Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. М., 1999; Шаповал Г.Ф. История туризма. Минск, 1999; Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб., 2000; Сфера услуг. Проблемы и перспективы развития. Т.4. Туризм: методология, проблемы и перспективы. М.: Кандид, 2001; Велединский В.Г. Социокультурный сервис. СПб., 2004; Багдасарян В.Э. Традиционализм и цивилизационная идентичность России. М., 2006; Соколова М.В. Туризм как культурно-исторический феномен. Автореферат дисс. ... докт. культурологии. М., 2007 и др.

2. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. М., 2004; Соболева Е.А. Статистика туризма. М.: Финансы и статистика, 2004. 160 с.; Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., 2005; Ягодынская Н.В., Малышкин С.А. Культурно-исторические центры России. М.: Академия, 2005; Введение в специальность. История сервиса.

М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. 384 с.; Руденко А.М.

тущем потоке информации, анализировать и эффективно использовать их в учебном процессе и профессиональной деятельности (в т.ч. составлять монографические эссе и рефераты научных трудов, писать курсовые и дипломные работы, магистерские диссертации), усваивать новейшие методологические и теоретические достижения, отличающиеся междисциплинарностью, овладевать современным понятийным аппаратом и элементами исследовательского инструментария.

Психология социально-культурного сервиса и туризма. М.: Феникс, 2007 и др.

3. Аванесова Г.А., Воронкова Л.П., Маслов В.И., Фролов А.И. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник. М.: Аспект Пресс, 2002. 365 с.; Гойхман О.Я., Свириденко Ю.П. Сервис и туризм: словарь-справочник. М., 2008.

4. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства.

М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 304 с.; Соколова М.В. История туризма. М.: Академия, 2006. 352 с.

5. Грицевич В.АП. История туризма в древности. М.:

Герда, 2005. 325 с.

6. Шауберт Н. История туризма. Паломники // Гулливер. ФРГ. Июль 2006. http://www.proza.ru/author. Мт1?от^е.

7. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Герда, 2000. 224 с.

8. Миграции и туризм в России. М.: МГУС, 2007. 432 с.

9. Введение в специальность. История сервиса. М.: Альфа-М: ИНФРА-М., 2007.

10. Багдасарян В.Э., Шнайдген И.И., Орлов И.Б., Мазин К.А., Федулин А.А. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы. М.: Форум, 2007. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.